Ребенок бьет себя 5 лет

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:
Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.
Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:
Здравствуйте, Гульнара!
Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. Бить детей нельзя, это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.
Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.
Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!
Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора. Это тема нашей следующей статьи.
Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность – сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»
То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов – особенностях реакций кожного вектора.
Что делать, если ребенок бьет себя
Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.
Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.
Это базовое чувство, без которого не может полноценно развиваться маленький человек. Оно напрямую зависит от психологического состояния мамы и методов воспитания. Как, с одной стороны, сохранить у ребенка уверенность в маме, а с другой, не воспитать маленького манипулятора? В зависимости от векторального набора к каждому ребенку нужен свой подход. Об этом более подробно можно почитать здесь и здесь.
Второе: наполнение желаний кожного вектора.
Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:
- Ласка
- Логика
- Дисциплина
- Спорт
Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!
Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится получать радость от соблюдения дисциплины. Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.
Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.
Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.
Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно спорт позволяет наполнить потребность кожного вектора в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.
Как наказывать кожного ребенка?
Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.
Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.
Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания.
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь!
Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции здесь.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Татьяна Сосновская, педагог, психолог
Раздел: Ответы на вопросы
28 Май, 2016 Комментариев: 5 Просмотров: 30427
Теги: Дети ответы
Источник
Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина – неправильное воспитание.
В чем причина такого поведения?
Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.
И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».
Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.
Ребенок может бить себя в знак протеста
Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест – качество лидера, поэтому черта таких детей – требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.
Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.
Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.
Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.
Результат наказания: ребенок плачет еще громче.
Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».
На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.
Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины
Другой вариант – дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.
Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.
Похлопывание по уху – бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.
Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.
Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.
Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».
На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.
Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние
Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.
Дети – очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.
Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.
Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.
Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».
На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.
В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному – воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.
Эльнара Агаева, семейный психолог
Источник
Ситуация, когда ребенок бьет себя по голове, обычно ставит родителей и окружающих в тупик. Что происходит в этот момент с малышом, почему он сознательно причиняет себе боль? К какому заболеванию относится подобное поведение и как прекратить самобичевание?
Ребенок сам себя бьет
Поведение, когда ребенок сам себя бьет, относится к агрессивному, и в целом не считается причиной заболевания. Подобные действия имеют формулировку «аутоагрессия». Главная причина кроется в неверном воспитании, негативном родительском примере. Поначалу может показаться, что малыш просто капризничает: тянет себя за волосы, оттягивает голову, стучит головой о стену или стол, бьет себя игрушкой по лбу.
Если подобное повторяется с очевидной регулярностью, то капризом это называть нельзя. Скорее, это первые звонки худшего поведения, которые нужно распознать, чтобы не дать развиться симптомам. Ребенок, бьющий себя, нередко выражает протест.
Дети, не достигшие двух лет, всецело полагаются на маму и папу: они доверяют им, слушаются, делают, что велят. После двух лет малыши начинают осознавать свою собственную личность и стараются донести это открытие до всех, изменив поведение. Легче всего это сделать, перестав подчиняться взрослым и начав делать все по-своему. С одной стороны, так могут проявляться лидерские качества, с другой стороны, следует вовремя задать этим проявлениям правильное направление.
Если в семье проявляется излишняя строгость, господствуют ограничения и запреты, реакция ребенка в виде протеста и агрессии может быть вызвана этой атмосферой. Малыш начинает выступать против ограничительных рамок, используя против себя собственную силу. Таким образом он пытается удержать себя от проявления негативных эмоций, причиняя себе физическую боль.
Если реакция родителей на это проявление также негативна (кричат на малыша, угрожают дальше), истерика и самоистязание продолжатся. Если же родители правильно понимают подобное поведение, они обнимают ребенка, объясняют ему причины его же поведения. Поняв, в чем дело, малыш успокоится и со временем перестанет себя бить.
Ребенок злится
Когда ребенок злится, может ругать себя в душе или наносить удары. Почему и на что может злиться маленький человек?
Так он может реагировать на недостаток внимания родителей, например, когда в семье родился второй ребенок, внимания первому стало не доставать. Ему говорят: не трогай, не лезь, не мешай. Ребенок обижается на то, что ему не доверяют, но со временем на возникшее желание потрогать братика или сестренку будет сам себе внушать эти же слова и даже применять к себе физическую силу.
Агрессивная реакция на себя самого появляется у детей, которые растут в семье, где имеет место рукоприкладство, проявление морального насилия. Психика ребенка формируется с учетом негативных проявлений, малыш начинает бить сначала себя, а потом других.
Злиться дети начинают в периоды возрастных кризисов: трех, семи лет. Усиленно доказывая миру значимость собственной личности и самостоятельность, ребята сталкиваются с непониманием, неприятием их нового статуса. Не в силах сдвинуть родительскую стену, ребенок проявляет злость и агрессию.
В каких случаях ребенок бьется головой об пол?
Иногда можно наблюдать ссору, во время которой ребенок бьется головой об пол. В некоторых случаях это является манипулированием. Ребенок просит игрушку в магазине, но получив несколько раз отказ, прибегает к используемому методу, который ранее безоговорочно срабатывал.
Упав на холодный глянцевый пол торгового центра, начинает истерику с попутными ударами лбом о плитку пола… Сердобольная мама, испытав сильный стыд и имея острое желание прекратить это «показательное выступление», идет навстречу и покупает требуемое. Метод проверен и будет проявляться так часто, как потребуется, до тех пор, пока будет работать.
Прекратить такое поведение может только откровенная беседа с правильно расставленными акцентами и разъяснениями деталей поведения, а также умение родителей своевременно переключать внимание ребенка.
Биться головой об пол может ребенок, постоянно испытывающий чувство вины. Бессилие от того, что его постоянно ругают и обвиняют в чем-то, чего он не делал или не осознает, заставляет его любыми путями обращать на себя внимание. Иногда малыш не видит других действенных способов, которые бы обратили на него внимание, чем удары головой об пол.
Еще одна причина, по которой ребенок может биться головой об пол может крыться в психическом заболевании. Проявляется такое поведение всегда само по себе, например, ребенок сидит на полу, спокойно играет с игрушками. Он весел и спокоен. Вдруг вы замечаете, что он падает на пол, начинает стучать лбом об пол, не издавая при этом криков от боли и плача. После нескольких ударов малыш поднимается с пола и продолжает игру. В этом случае следует опять-таки поговорить с ребенком о том, что заставляет его делать так, если ответ последует невразумительный, обращайтесь к специалисту. Раннее выявление психических и нервных отклонений помогает предотвратить развитие серьезных заболеваний и их осложнений.
Почему ребенок бьет себя по голове и как вести себя при этом взрослым?
Чтобы понять наверняка, почему ребенок бьет себя по голове, нужно за ребенком наблюдать определенное время. Обращайте внимание, при каких обстоятельствах, в чьем обществе, в какое время суток происходит проявление аутоагрессии. Обращайте внимание и на свое поведение: возможно, это реакция на то, что его поругали, повысили на него голос, подняли руку.
Если причину удалось установить, начинайте работать вместе (один малыш не справится с этой проблемой еще и потому, что он ее не осознает). Уделяйте детям достаточно внимания, прежде, чем отругать, найдите причины плохого поведения, разговаривайте и объясняйте, что можно, а что нельзя делать. Доверие в отношениях детей и взрослых – большой шаг навстречу спокойному общению.
Специалисты утверждают, что занятия спортом помогают в борьбе с аутоагрессией, поэтому предложите мальчику футбол, а девочке – фигурное катание. Занимаясь спортом, ребенок переключает внимание с самобичевания на физическую активность, повышает самооценку и расширяет круг общения. Хвалите ребенка за любые результаты, он старался, просто не всегда получается так, как хочешь. Искренняя поддержка родителей помогает поверить в свои силы, начать стремиться к большему.
Если родители не в состоянии побороть аутоагрессию ребенка, необходимо обратиться к неврологу и психологу. Так, врач-невролог назначит успокаивающие препараты, которые приведут в порядок нервную систему, добавят в рацион микроэлементы и витамины. Психолог может применить свои методы лечения, которые выражаются в сказкотерапии, арт-терапии, иппотерапии.
Так или иначе, при своевременном начале лечения аутоагрессии, это отклонение можно победить в довольно сжатые сроки. Следите за поведением ребенка, научитесь его предсказывать, чтобы вовремя переключать внимание, разговаривайте с малышом на разные темы, и у вас вырастет спокойная уравновешенная личность.
Источник