Ребенок бабочка 4 года

Ребенок бабочка 4 года thumbnail

За поэтическим названием «люди-бабочки» кроется серьезное генетическое заболевание — буллезный эпидермолиз. Болезнь вызывает поломка гена. Кожа людей с этим недугом такая же нежная, как крыло мотылька, и легко травмируется от неосторожных прикосновений. Люди-бабочки почти незаметны для государства: в Беларуси их около сотни, половина из них — дети. Родители вынуждены жить в режиме повышенной осторожности, ведь любое прикосновение может принести ребенку боль. О том, как принять болезнь и научиться с ней жить, мы поговорили с мамой «девочки-бабочки» Анной Бушмелевой.
 

С Анной мы встречаемся в Боровлянах, где живет семья. В руках у мамы поводки с двумя собаками-найденышами. А дома — кошки. И шустрая девочка Соня. 

— Пришлось в последний момент оставить дочку с подругой, потому что с Софой мы бы просто мчались по лесу и никакого разговора не получилось бы, — улыбается мама. Ее дочь, как и положено детям ее возраста, очень активный ребенок.

Анна удочерила девочку около трех с половиной лет назад. Идею о том, чтобы взять на воспитание ребенка, вынашивала даже не девять месяцев, а два года. Девушка не создала семью, но была уверена, что сможет передать кому-то свою любовь, заботу и тепло, научить чему-то. 

— Я планировала удочерить уже подросшего ребенка, потому что не хотела надолго отрываться от работы в онкоцентре в Боровлянах, —  говорит мама. — Три месяца на адаптацию и снова в бой — на работу. Просмотрела много анкет в Национальном центре усыновления, но все больше убеждалась, что это не мои дети. И тут заведующая предложила: а давайте мы вас с нашей Софой познакомим. Так за ней обращение «Софа» и закрепилось.

Обо всех диагнозах девочки Анна узнала заранее, перерыла все российские форумы, встретилась с генетиком и врачом, который вел девочку. А также в течение месяца регулярно ездила к дочке в дом ребенка — знакомилась с ней и училась ухаживать за ранками.

— После первой встречи я запомнила рану на пол-лица. Если честно, у меня не было вот этого «екнуло сердце». Я размышляла какое-то время, а потом приняла решение. Понимала, что в семье девочке будет лучше, — рассказывает Аня и тут же поправляет себя. — Нет, вы не подумайте: в доме ребенка Софу все обожали и внимательно к ней относились. Она тот ребенок, который сразу и безоговорочно влюбляет всех в себя.  Дочка жила в отдельном изоляторе, другие дети ее не могли травмировать. Но то, что жить девочке будет проще в семье, это было понятно всем. 

Через месяц после первой встречи мама и дочка были дома. На тот момент Соне исполнился год и один месяц. 

 — В доме ребенка ее научили, что, мол, к тебе мама пришла, мама тебя заберет. И Софа мне говорила «мама-мама». А дома замолчала и начала звать меня: «Эй!». И как-то, укладывая дочку на дневной сон, я ей сказала: «Доченька, я и на «эй» приду к тебе, конечно. Но вот понимаешь, мне бы очень хотелось, чтобы ты звала меня мамой. Ведь я твоя мама». И вы не поверите: когда она проснулась, я услышала из кухни, как она возится и зовет «ма-ам»!

Режим особой осторожности

Существует много подтипов заболевания, в центре «Мать и дитя» Софе ставили самую простую форму. То, что дела обстоят куда хуже, Анна начала понимать позже. Ее догадки подтвердил врач из Москвы — он поставил диагноз «дистрофическая форма буллезного эпидермиза». Это значит, что от болезни страдает не только кожа, но и слизистые оболочки — глаза, рот, пищевод — там тоже возникают пузыри и язвы. 

Например, ночью Софа может проснуться с криком от боли — где-то во сне она потерла глаз и повредилась роговица. Это значит, что ближайшие два дня Софа будет лежать с закрытыми глазами, а мама будет закладывать мази и закапывать глаза.
 

Это не значит, что к Софе вообще нельзя прикасаться: можно, но очень бережно. То же самое с объятиями и любым другим физическим контактом — исключительно осторожно и нежно. Частично кожу девочки защищают перевязки — ноги, руки забинтованы. Но повреждения случаются все равно — где-то она была неосторожна с собаками или котом, где-то упала или потерлась о стену. Даже швы на одежде могут вызывать раны. 

Соблюдать гигиену тоже проблематично. Представьте, чего стоит только почистить зубы.

— Мы чистим их дважды в день специальными мягкими щеточками. Если вдруг зуб заболит, прикосновения стоматолога вызовут новые раны и волдыри во рту и на губах. Поэтому, как сказала одна мама на форуме, больно, страшно, но зубы чистить дважды в день обязательно! И от сладостей отказаться. 

Купаться тоже нужно бережно — мочалка в семье под запретом. При этом, как и все дети, Соня обожает воду — и ванны с лечебными травами, которые они с мамой собирают в сезон, и душ с ортопедическими ковриками — некоторые девочке не очень нравятся.    
 

 
Соня дома с мамой уже 3,5 года, за это время Анна научилась очень хорошо ухаживать за ее ранками. Перепробовала много всего и методом проб и ошибок нашла варианты, которые девочке подходят. Чаще всего мама использует специальные повязки на основе силикона, которые производят за рубежом. Они не травмируют кожу.

Обходится это недешево, говорит мама, особенно если учесть, что менять повязки нужно каждый день и нужны они в большом количестве.

От государства с Софой мама получает помощь — пенсию по инвалидности, которую нужно подтверждать раз в несколько лет, а также льготы на перевязочные материалы и мази белорусского производства. К тому же буквально несколько дней назад семья получила возможность купить импортные средства для перевязки с 10% оплатой: например, 45 штук перевязочных средств для семьи стоят 115 рублей, без льготы Анна заплатила бы в десять раз больше. Помощь оказывает и фонд “Шанс”: они не только помогают с оплатой медикаментов, но и организовали консультацию московских врачей для белорусских детей. А также оплатили генетический анализ для детей, который дал понять, что Соня может передавать заболевание по наследству. 

— Кроме этого, фонд организовал стажировку узких специалистов, и теперь для консультации не нужно ехать заграницу, все можно сделать дома, — говорит Анна. 

Болезнь, которая останется на всю жизнь

— Конечно, я надеялась, что с возрастом проблем с ее кожей станет меньше, может быть, она станет менее чувствительной. Но на последней встрече генетик отмел все мои надежды. Поломка гена — именно этим объясняется заболевание — не проходит с возрастом. 

При этом со временем у детей вырабатывается привычка к осторожности — и это, конечно, облегчает жизнь. Сегодня мама с дочкой даже выбираются в город, ездят в транспорте в кафе и кино. 

— Прошлой осенью случилось то, чего я боялась: мы ехали отдыхать, и в самолете мне дочка сказала, что у нее болит горло. Еще пару секунд — и она начала кашлять кровью. С самолета в Москве нас увезли на скорой. Медики не знали, что с нами делать — думали резать прямо там, чтобы помочь. Хорошо, что наш врач из Москвы была на связи и по телефону проконсультировала. Еще почти неделю Софе было не только больно есть, но и глотать слюну.

С тех пор, к счастью, таких серьезных ЧП не было: мама и дочка стали еще осторожнее. 

Для справки

Заболевание буллезный эпидермолиз вызывается поломкой гена, из-за которого в организме не хватает белка, отвечающего за соединение слоев кожи. Выяснить, есть ли у человека «поломанный ген», можно путем генетического анализа. При этом узнать о будущем заболевании во время генетического анализа во время первого триместра нельзя. Лечения не существует.

В апреле в Беларуси было зарегистрировано сообщество людей-бабочек “Республиканское общественное объединение содействия больным буллезным эпидермолизом”. Официальная страница сообщества есть в Инстаграм.

«Перчатки, чтобы было красиво»

На детскую площадку мама с дочкой выходят погулять, когда там никого нет — во время дневного сна у детей или после дождя. И все равно на прогулке за девочкой нужен глаз да глаз.

— Я понимаю, что везде соломку не подстелешь, но все же мы стараемся быть осторожными. Как-то дочка скатилась с горки — я не успела это предотвратить. В итоге у нас появилась рана на попе — всю кожу содрало, а дочка была в белье и штанишках.

Чтобы защитить нежную кожу рук, Соня всегда (даже летом) носит перчатки. Анна сама их шьет для дочки. 

— Однажды в лифте мы ехали с женщиной и ее дочкой. И девочка поинтересовалась у Софы, зачем ей перчатки. Но мама девочки опередила ответом: чтобы было красиво. На мой взгляд, детям даже маленьким, стоить всегда говорить правду о том, что есть люди с особенностями.  

Сверстникам Софа объясняет, что у нее очень тонкая кожа и ей нужно быть осторожной. Детей это полностью устраивает.

Еще одна внешняя особенность девочки в том, что она носит на теле бинты. В первое время все соседи и пожилые люди в округе пытались узнать у мамы, на что у ребенка постоянная аллергия, и советовали разные средства.

— А однажды прямо на дороге автомобилист, высунувшись из окна, поинтересовался, все ли у нас хорошо и что происходит с моей девочкой. А я к тому времени уже устала от постоянных расспросов и прямо ему сказала: «У нее буллезный эпидермолиз. Знаете, что это такое? Нет, тогда всего хорошего». Я читала у других мам интересуются, почему они бьют детей. Хорошо, что у меня такого не было. Она же в бинтах постоянно.

Гимнастика и бальные танцы

При всей сложности диагноза Анна поняла, что такому шустрому ребенку нужно тратить энергию, и она записала дочь на гимнастику. Мама обсудила с тренером все нюансы, и Софа пошла на занятия. 

Теперь тренер сам следит за тем, чтобы Софа не делала потенциально опасные упражнения и занималась по самочувствию. 
 

Мама признается, что этот час на гимнастике нужен прежде всего ей самой — чтобы привести мысли в порядок.

— Как-то был открытый урок на гимнастике, и мне хотелось провалиться под землю: мой ребенок делал все, кроме того, что просил делать тренер. И я подумала: зачем я плачу деньги за занятия, если никакого прогресса нет? А потом сказала себе, что это нужно прежде всего мне, чтобы перевести дух. Но каково же было мое удивление, когда в конце года на выступлениях мой ребенок занял третье место! Подумать только: она так красиво все делала. Возможно, и второе завоевала бы, — мама начинает смеяться. — Если бы не приставала ко всем подряд между выступлениями.

А потом у Софы случились бальные танцы. У девочки отличный музыкальный слух и чувство ритма. И когда зашла речь о танцах, Анна уже не сопротивлялась. К сожалению, как раз в этот момент началась пандемия, и танцы пришлось отменить.

«Где я росла раньше?»

Мы аккуратно поинтересовались у мамы, не возникало ли у нее мыслей вернуть девочку в детдом. Анна ответила категорическим «нет». Да, в одиночку проходить это испытание сложно, но все преодолимо. Особенно, если рядом надежные подруги. 

— Даже когда я по ночам выла от бессилия, от того, что моей девочке больно, а я не могу помочь — даже тогда не думала об этом. Она же «моя». 

Однажды девочка задала вопрос, на который Анна не сразу смогла ответить: «Где та другая мама?». Анна не стала придумывать сказки, а сказала правду.

— После этого разговора у нас с Софой началась «проверка на прочность», ей все хотелось убедиться, что я буду любить ее, несмотря ни на что. Штормило нас где-то месяц, но постепенно все улеглось.
 

С тех пор так и повелось: если дочка задает какой-то взрослый вопрос, Анна думает, как на него ответить в течение дня, и вечером они вместе обсуждают эту тему.

— Целый день думаю, подбираю слова. Однажды она спросила у меня, почему у нее нет папы. В ответ на мое объяснение заявила: «Мама, я этим займусь — я найду нам папу!» Только пока не занялась, — улыбается Анна.

Про болезнь Софа тоже иногда спрашивает, по-детски мечтает, чтобы у нее была такая же кожа, как у всех остальных детей, и чтобы можно было красить ногти во все цвета радуги. К сожалению, ногти у людей-бабочек тоже очень повреждены от постоянных ран. 

Про букву «эр»

С осени Соня пойдет в детский сад. Анна не торопилась с этим решением, ведь маленькие дети нечаянно могут толкнуть или схватить ее за руку — в итоге Соне гарантированы новые раны. В старшей группе дети будут осторожнее относиться к девочке с хрупкой кожей, надеется мама. 

— Сложности у нас те же, что у всех. Я работаю на полставки, и иногда с ребенком может посидеть моя подруга. Но бывает, что я не нахожу, куда пристроить дочку.  На работу ее нельзя брать, а в частных детских садах цены просто космические. Мамы моей давно не стало, дедушка далеко и надолго его не хватает, ведь Соне нужен особый уход. Няня на полдня была бы идеальным вариантом, но нам она не положена.

Анна очень надеется на детский сад. И верит, что он обязательно случится. А еще ждет, когда дочка наконец-то научится произносить букву «эр». 

— Мне уже снится, что она ее произносит, просыпаюсь: нет, все еще не говорит, — смеется девушка. — Да, мы живем вот такими мелочами. Ведь болезнь никуда не денется, мы ее не перерастем. Надеюсь, что будем справляться. Нам остается принять все как есть и приспособиться. 

Автор: Тамара Решко

Источник

Ребенок бабочка 4 года

Бабочки – одни из самых нарядных, в прямом смысле этого слова, представителей насекомых. Своей необыкновенной красотой они приковывают наше внимание везде и всюду. И даже самые маленькие детки не могут оторвать взгляд и налюбоваться.

И если совсем еще малышам достаточно минимальной информации об этих насекомых, то деткам 4-7 лет будет интересно узнать о них гораздо больше. Так что же рассказать детям о бабочках?

Пожалуй, самое удивительное  в бабочках – это завораживающей красоты крылья, состоящие из маленьких чешуек, которые в совокупности определяют характерный данному виду бабочки рисунок. Из-за этой особенности – строения крыльев, бабочек относят к чешуекрылым насекомым. Иногда, глядя на крылья бабочки, кажется, что они запылились – это чешуйки так переливаются на солнышке. Крылья бабочки очень хрупкие и ломкие и даже ласковое осторожное прикосновение к ним может нанести вред насекомому – крылышки помнутся, бабочка больше не сможет летать и погибнет.

У бабочек три пары лапок – шесть ножек. Питаются бабочки с помощью хоботка преимущественно фруктовым соком и нектаром растений.

Живут и защищают свой покой бабочки по-разному: вьют коконы из шелковой нити, которую сами вырабатывают, строят «домик» из песчинок и земли или из собственной кутикулы.

Удивительно, но бабочки населяют почти всю территорию суши на Земле. Немудрено, что существует специальная наука, которая изучает исключительно бабочек, – лепидоптерология.

Еще одной особенностью жизнедеятельности эти насекомых является отсутствие сна, то есть бабочки вообще никогда не спят. А некоторые представители умеют, внимание, нырять. Да-да, нырять!

Чтобы помочь  ребенку представить, все огромное разнообразие видов бабочек, полистайте энциклопедию, внимательно рассматривая и сравнивая изображения этих удивительных насекомых. Или отправьтесь на выставку  бабочек.

Спросите ребенка о том, в какое время года можно увидеть бабочек на улице. А почему нельзя увидеть бабочек зимой, куда они исчезают?

Расскажите о том, что бабочки проводят зиму по-разному, некоторые, например, с наступлением холодов сразу погибают, некоторые взрослые бабочки прячутся в дуплах деревьев, некоторые пережидают зиму  будучи «куколкой». Но есть и бабочки, которые, подобно птицам, улетаю в теплые края.

В завершение беседы, расскажите о том, что  к бабочкам непременно нужно относиться бережно – их нельзя ловить и убивать, ведь многие из представителей этих красивых насекомых занесены в Красную книгу и охраняются специальными организациями.

Предложите малышам нарисовать бабочку пальчиками, нарисовать бабочку  из клякс, сделать бабочку из втулки или из бумаги. 

Изучить других насекомых в игровой форме можно с помощью материала, подготовленного дефектологом-логопедом и музыкальным преподавателем нашего проекта Дерябкиной Юлией Анатольевной, в разделе «Тематические игры. Тема: Насекомые». 

А совсем с крошками можно поиграть в музыкально-ритмическую игру «Бабочка».

Занимательного досуга!

Источник

Светлана Белова
Летний экологический проект «Бабочка-красавица» для детей 3–4 лет

Актуальность проекта

В этом году лето выдалось теплым. В цветниках на территории детского сада распустилось множество цветов, что привлекало разнообразных бабочек. Нельзя было пройти мимо этой красоты. Детям хотелось рассмотреть бабочек, прикоснуться к ним, поймать их.

Тип проекта: познавательный

Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта:

Расширить представления детей о бабочке.

Задачи проекта:

1) познакомить детей с несколькими видами бабочек, встречающимися в Ярославской области (адмирал, капустница, лимонница, павлиний глаз, крапивница);

2) учить различать бабочек по внешнему виду;

3) дать детям представление о строении бабочки, функциональном назначении различных частей ее тела;

4) дать детям представление о жизненном цикле развития бабочки (яйцо, гусеница, куколка, бабочка, особенностях питания и поведения в различные жизненные циклы;

5) воспитывать бережное отношение к природе

6) способствовать развитию речи детей через использование пальчиковых игр, разучивание стихов о бабочках;

7) развивать мелкую моторику пальцев рук;

8) развивать наблюдательность, внимание

Реализация проекта:

-) рассматривание картинок и фотографий с изображением гусеницы, куколки, бабочки;

-) наблюдения за гусеницами и бабочками;

-) рассказ воспитателя о строении бабочки, функциональном назначении частей ее тела;

-) чтение художественной литературы (загадки, стихотворения, рассказы, сказки о бабочках);

-) разучивание стихотворений «Вот две бабочки летят…», «Я, ребята, бабочка»;

-) беседы: «Что ты знаешь о бабочках?», «Зачем бабочке нужны усики?», «Что помогает бабочке летать?»;

-) дидактические игры: «Собери картинку», «Узнай и назови», «Угадай, кто я?», «Что сначала, что потом», «Подуй на бабочку»;

-) подвижные игры: «Мы бабочки», «Поймай бабочку», «Найди свой цветок», «Солнышко и дождик»;

-) слушание детских песенок про бабочку;

-) продуктивная деятельность: рисование «Бабочка-красавица», лепка «Гусеница», аппликация «Бабочка»

Участие родителей: изготовление открыток с изображением бабочек, стихотворениями, загадками, рассказами о ней.

В результате проведённой работы дети познакомились с несколькими разновидностями бабочек нашей области, получили элементарные знания о строении, внешнем виде бабочки, цикле ее развития, особенностях поведения и образа жизни, пополнили словарный запас, научились замечать красоту природы и бережно к ней относиться.

Приложение

Подвижные игры

«Мы – бабочки»

Цель: учить передавать в движениях особенности плавного полета бабочек

Ход игры: дети свободно перемещаются по участку, имитируя полет бабочки: кружатся, присаживаются на «цветы», вновь взлетают.

«Поймай бабочку»

Цель: упражнять детей в беге врассыпную, в умении реагировать на зрительный и словесный сигнал

Ход игры: дети изображают бабочек. Они свободно перемещаются по площадке, пока не появится ловец бабочек с «сачком» в руках, от которого они разбегаются, стараясь увернуться.

«Найди свой цветок»

Цель: упражнять детей в беге, цветоразличении. Развивать внимание, умение быстро реагировать на словесный сигнал.

Ход игры: дети на площадке – бабочки. У каждого в руке цветной кружок. На площадке в произвольном порядке расположены картонные цветы разного цвета по количеству детей. По команде воспитателя каждая «бабочка» летит на цветок, соответствующий цвету кружка в руке ребенка.

«Солнышко и дождик»

Цель: упражнять в беге, умении быстро реагировать на словесный сигнал

Ход игры: детям предлагают превратиться в бабочек. Пока на улице солнечно, бабочки летают по всей площадке, но как только они услышат слово «дождик», они должны лететь на веранду под крышу, иначе крылышки намокнут и бабочки не смогут летать.

Пальчиковые игры

«Бабочка»

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

Бабочка

Бабочка-коробочка, улетай на облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)

Гусеница

Гусеница, гусеница,

(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)

Бабочкина дочка,

(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает,

(то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)

Кушает листочки:

(и по другой стороне обратно)

Ам! Ам! Ам! Ам!

(ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)

Поела —

(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)

Спать захотела.

(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)

Проснулась —

(постепенно расправляем ладони)

Бабочкой обернулась!

(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)

Полетела, полетела, полетела!

(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

Дидактические игры

«Собери картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целостной картинки из 6-8 частей

Дидактический материал: разрезанные на 6-8 частей картинки с изображением различных бабочек, картинки – образцы

Ход игры: ребенку предлагают сложить картинку, чтобы получилась бабочка.

«Узнай и назови»

Цель: упражнять в различении бабочек по внешнему виду.

Дидактический материал: картинки с изображением бабочек.

Ход игры: ребенку показывают картинку с изображением бабочки, он ее называет.

«Угадай, кто я»

Цель: учить определять бабочку по описанию

Дидактический материал: картинки с изображением бабочек

Ход игры: воспитатель описывает одну из знакомых детям бабочек. Они догадываются, какую и называют.

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить знания детей о цикле развития бабочки.

Дидактический материал: картинки с изображением последовательности цикла развития бабочки.

Ход игры: ребенку предлагают разложить картинки от яйца до бабочки, вспомнить цикл развития бабочки.

«Подуй на бабочку»

Цель: развитие плавного длительного выдоха.

Дидактический материал: бабочки, подвешенные на ниточках.

Ход игры: ребенку предлагают подуть на бабочку так, чтобы она взлетела и оставалась «в полете» как можно дольше.

Стихи о бабочках для заучивания наизусть

Н. Шумов

Я, ребята, бабочка…

Домик мой – не баночка.

Уберите свой сачок

И закройте на крючок.

Потихоньку подходите.

Полюбуйтесь-поглядите!

А появится охота –

Можно даже сделать фото.

Бабочка

Вот две бабочки летят.

Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве

Были гусеницы две.

Но из гусениц ленивых

Превратились вдруг в красивых

Пёстрых маленьких принцесс.

На лугу полно чудес!

Источник