Ребенок аутист не разговаривает 4 года
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим на одну очень важную тему: «Будет ли ребенок разговаривать?»
Очень часто родители детей, которым были поставлены диагнозы «аутизм», «РАС» и другие, указывающие на нарушение развития, задаются вопросом: будет ли сын или дочь разговаривать?
У некоторых родителей этот вопрос отпадает в тот момент, когда ребенок начинает разговаривать, однако у многих детей очень долго не понятно, будут ли они разговаривать или останутся невербальными.
Пока ребенок маленький – сложно понять, каковы перспективы в этом плане. Чем взрослее становится ребенок, тем ситуация становится понятнее.
Каким образом можно понять, каковы шансы на нормальное освоение речи у ребенка с нарушениями развития? И на каком уровне ребенок сможет освоить речевые навыки?
Эти вопросы действительно очень важны для каждого родителя и, главное, они не имеют однозначного ответа.
Во-первых, нужно разделить навыки речи и навыки общения. То есть, ребенок, который в принципе может разговаривать, который технически произносит слова и предложения, не всегда может правильно их использовать, чтобы создать правильную коммуникацию. И наоборот: ребенок, который может всё понимать, не обязательно способен освоить речь как инструмент общения и коммуникаций.
В человеческом общении речь – это очень мощный инструмент, который используется для достижения различных целей. Для маленького ребенка цели, которые он достигает, относительно просты – выразить свои желания, сообщить о своем отношении к ситуации, о состоянии комфорта или дискомфорта. Тем не менее, освоение этого инструмента является жизненно важным для дальнейшей успешной коммуникации.
Поговорим о речи, как об инструменте и постараемся ответить на вопрос, можно ли понять, способен ли ребенок освоить речь.
Необходимо задуматься о том, каковы могут быть причины, что ребенок еще не разговаривает, хотя по возрасту уже должен.
Как правило, эти причины связаны с нарушение работы центральной нервной системы ребенка и перспективы того, заговорит он или нет, зависят от двух факторов: степень повреждения центральной нервной системы и локализация повреждения.
Перспективы освоения речи зависят от степени повреждения центральной нервной системы и локализации повреждения.
Со степенью повреждения всё более или менее понятно: чем сильнее органическое нарушение, тем выше вероятность того, что ребенок останется невербальным.
Локализация повреждения определяет, какие именно функции центральной нервной системы нарушены. Например, бывают дети с повреждениями ЦНС, при которых полностью сохраняется интеллект и все когнитивные функции, а речи нет из-за того, что не работает аппарат управления мышцами гортани, языка, губ, щек. Такие дети всё понимают, однако физически не могут говорить из-за сложностей управления мышечным комплексом, отвечающим за произношение.
Часто причина отсутствия речи смешанная, то есть присутствуют как нарушения моторики, так и когнитивные нарушения.
Есть ли возможность оценить степень тяжести состояния ребенка, чтобы понять его перспективы в плане освоения речи?
По нашим наблюдениям, есть некоторое признаки, при наличии которых ребенку очень тяжело освоить речь. Однако следует помнить, что каждый ребенок сугубо индивидуален и часто ребенок, имеющий серьезные нарушения, вдруг делает большой рывок в развитии.
То, что будет сказано ниже, основано на наших наблюдениях за детьми, которые были на лечении у нас в Центре.
Общее состояние
Следует оценить общее состояние ребенка. Есть некоторые признаки, которые указывают на затруднение в освоении речи:
- присутствие частых истерик,
- выборочность в еде, особенно это касается случаев, когда ребенок не может глотать кусочки и предпочитает протертую пищу, что может свидетельствовать о серьезном нарушении моторики мышц гортани и языка, а также о повреждении в шейных отделах спинного мозга
- сочетание плохого сна (засыпания) и наличие того, что называется «стимы»,
- нарушение моторики рук.
Если присутствуют два и более пункта из выше перечисленных, то вероятность того, что у ребенка будут затруднения с освоением речи, очень высока.
Регрессия
В случаях регрессии проблема с освоением речи весьма вероятна. То есть ребенок вдруг забывает уже изученные ранее слова и происходит откат состояния.
Моторика гортани, губ и языка
Существуют физические признаки, при наличии которых у ребенка возможны трудности в освоении речи.
Если ребенок не умеет высунуть язык, если язык плохо двигается, кончик языка не вытягивается, ребенок не умеет дуть в трубочку, не умеет облизывать мороженое и делать другие действия языком, губами и щеками, то весьма вероятны трудности в освоении речи.
Логопед может помочь оценить состояние речевого аппарата.
Понимание речи
Необходимо оценить, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь. Если ребенок понимает то, что ему говорят, то вероятность того, что он и сам заговорит, очень высока. Если же ребенок не проявляет признаков понимания чужой речи, то это может быть признаком более тяжелого повреждения ЦНС и больших трудностей в освоении речи.
Наличие отдельных слов
По нашим наблюдениям, шанс заговорить выше у тех детей, которые произносят целые слова, нежели у тех, кто произносит только слоги или звуки.
Умение «разговаривать»
Теперь давайте подумаем на тему того, что же такое «разговаривать»? Дело в том, что есть случаи, когда ребенок способен болтать без умолку, не понимая смысла сказанного. То есть, речевой аппарат у таких детей полностью функционирует, и они легко осваивают техническую часть речи.
Такие дети могут иметь отличный словарный запас, обладать прекрасной дикцией, однако не понимать смысла сказанного. Они могут запоминать и цитировать речь диктора вместе с интонацией, однако не могут использовать речь по ее прямому назначению, для коммуникаций и самовыражения. Такой ребенок может смотреть на того, кто задал какой-то вопрос и просто этот вопрос повторять, не будучи в состоянии дать ответ.
По нашему опыту, при определенной помощи такие дети могут начать полноценно разговаривать. При этом может происходить эффект забывания заученных текстов и ребенок начинает общаться на уровне своего возраста.
Возраст
И последний момент, который следует оценить – это возраст ребенка.
Если ребенок маленький, то даже при наличии всех перечисленных выше признаков есть время для того, чтобы произошли изменения, которые приведут к развитию речи.
К сожалению, чем старше становится ребенок, тем труднее преодолеть сложности в освоении речи, поэтому родителям не следует дожидаться, например, шестилетнего возраста, а следует делать всё возможное для того, чтобы скачок в развитии произошел раньше.
Видео на нашем канале: https://youtu.be/6fwwId7za1Q
Статья на нашем сайте: https://autism-help.com/kak-opredelit-shansy-rebenka-na-razvitie-rechi.html
ЗАПИСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ССЫЛКЕ: https://beer-david.com/
НАШ САЙТ: https://beer-david.com/
************************************
Инстаграм – https://www.instagram.com/beer__david
Группа в Facebook – https://www.facebook.com/groups/987416307973952/
Группа в ОК – https://ok.ru/beerdavidt
Группа ВК – https://vk.com/beerdavid
Наш телеграмм-канал – https://t.me/BEERDAVID
Блог в Яндекс.Дзен – https://zen.yandex.ru/id/5da59d9d027a156bb686f623
КАНАЛ BEER DAVID Центр Еврейской Медицины – https://www.youtube.com/channel/UCw-YXwutLCL5QT-fHFdktuA
НОВОЕ!!! Энциклопедия практической помощи при аутизме и ДЦП – https://autism-help.com/
Источник
Дефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга “Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии” может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня – об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?
Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.
Вариант первый – это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых “сбит” режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, “растекаются” по рукам.
Второй вариант – это, напротив, дети очень “удобные”, которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, “всегда могли занять себя сами” и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.
Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).
Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев – улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.
С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию “тотальной неконтактности” аутистов.
По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.
Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются “автоматически”.
Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.
Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.
У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.
При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.
Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).
Развитие речи при аутизме
При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях – на протяжении всей жизни.
Один из первых признаков нарушения речи при аутизме – неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.
Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.
Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе “я”, называет себя во втором или третьем лице, например вместо “Я хочу конфету” скажет “Ты хочешь конфета”, “Серёжа хочет конфету”) и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: “Ты пойдёшь гулять?” – “Ты пойдёшь гулять” (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: “Ты хочешь есть?” – “Кетчуп “Хайнц” – лучший кетчуп” и т.д.
Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).
Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии – это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.
У детей с аутизмом серьёзно страдает “интуитивное чувство языка”, которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать – речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.
Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и “штампованность” речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.
Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл (“крутая гора – крутое яйцо – крутой парень” и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза “Нельзя хулиганить” для неё относится только к ситуации “Нельзя драться” и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)
Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка “мяч” и “мячик” могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.
Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет (“спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.
Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.
Как научить говорить ребенка с аутизмом
Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.
Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации – с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет – только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.
Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.
Источник