Ребенок 6 месяцев развитие мелкой моторики

Ребенок 6 месяцев развитие мелкой моторики thumbnail

Фото 1

Шестимесячный малыш совсем непохож на того кроху, которым он был всего несколько месяцев назад. Теперь, его рацион расширяется, он умеет сидеть и с удовольствием реагирует на всевозможные игровые занятия.

А они, по утверждению специалистов, крайне важны для правильного роста и формирования интеллектуальных способностей малыша.

Родителям лишь остается подобрать полезные игры с ребенком 6 месяцев и найти время на их проведение.

Почему так важно играть с малышом?

Фото 2Психологи утверждают, что в процессе игр дети получают навыки, которые без подобных занятий либо не появятся совсем, либо возникнут намного позже положенного возраста.

Простой пример: если мама ежедневно тренируется с малышом, например, в ладушки, то через некоторое время кроха научится хлопать в ладоши сам, если же этого не происходит, то такое умение придет, но с опозданием в несколько месяцев.

В процессе увлекательных занятий малыш улучшает внимание, память, логическое мышление, координацию движений, мелкую моторику, ловкость рук и прочие полезные навыки. Все это способствует правильному формированию речи и своевременному овладению разнообразными физическими умениями.

Во что поиграть с ребенком в 6 месяцев дома?

Фото 3Кроха шести месяцев становится активным, причем как в физическом, так и в эмоциональном плане. Он хочет, чтобы мама всегда была на виду, говорила с ним, улыбалась ему и иным образом проявляла свою любовь.

Подбирая игры с детьми 6 месяцев дома, важно ориентироваться на уровень развития крохи. Если он пока не готов к ползанию, можно выполнять массаж или упражнения, укрепляющие мышцы.

Если еще не способен повторять за мамой слоги, значит, стоит больше говорить с малышом и петь ему песенки. За любые успехи юного исследователя нужно хвалить, это послужит прекрасным стимулом к дальнейшему развитию. А вот заставлять делать то, что пока не получается или просто не нравится – не нужно.

Для развития мелкой моторики

Доказано, что уровень развития мозга и интеллекта тесно связан с мелкой моторикой – чем прогрессивней проходят занятия, тем быстрее ребенок осваивает любой материал как теоретический, так и практический.

Стимуляция мелкой моторики происходит при выполнении мелких и точных телодвижений кистями и пальцами рук и ног. Развивать мелкую моторику можно самыми разными способами, как правило, все они нравятся малышам.

Игры с детьми 6 месяцев дома, которые помогут развитию мелкой моторики и ловкости рук:

  1. игры с разнофактурными тесемками. Необходимо подготовить ленточку, шнурок (предварительно завязать на нем узелки), а также нитку. Игра: давать крохе предметы в руку поочередно, дождавшись крепкой хватки, а затем стараться вытянуть ниточку за конец;
  2. “волшебная коробка”. В нее нужно поместить разные по фактуре предметы: пупырчатую пленку, жесткую губку, мягкий лоскут и прочее. В коробке проделать круглое отверстие, через которое ребенок должен поочередно доставать содержащиеся элементы. Чтобы они не выпадали, саму емкость можно обмотать скотчем;
  3. еще один вариант: пришить к небольшой подушечке бусинки или пуговицы и предложить такую игрушку ребенку – он будет с большим удовольствием пытаться их оторвать;
  4. веселые прищепки. Такой незамысловатый аксессуар можно помещать на различные предметы в доме – ребенку будет интересно их снимать;
  5. можно давать юному исследователю перебирать фасоль, макароны, крупы. Полезно рисовать на манке, отщипывать тесто, рвать бумагу – в общем, выполнять любые активные действия с помощью пальцев рук.

Для развития мелкой моторики очень полезен массаж. Его можно проводить по-разному, например, при помощи крупы. Задача: насыпать рис или гречку в детскую ладошку и аккуратно катать по ней зернышки. Еще один не менее интересный вариант заключается в попеременном массаже руки мягкой кисточкой для рисования и щеткой (подойдет, например, зубная).

Для обучения ползанию

Пытаться научить ребенка ползать, если он к этому пока не готов – нельзя, поскольку это может принести больше вреда, чем пользы. У одних малышей подходящий момент наступает в 6 месяцев, а у кого-то – в 8 и даже позже, поэтому идеального возраста для всех не существует.

Игры, которые помогут освоить ползание:

Фото 4

  1. “лягушонок”. Ребенка нужно положить на животик, на твердую поверхность, затем необходимо сгибать ему ноги в коленях, одновременно разводя их в сторону. Когда малыш освоит такие движения, к стопам можно подставлять ладони, чтобы ребенок мог от них отталкиваться и совершать попытки ползти;
  2. стойка на четвереньках. Такое упражнение поможет малышу правильно определить точки опоры, что понадобится при освоении ползания. Под животик нужно положить подушку или сложенное в несколько раз одеяло, туловище, таким образом, получает опору, а ноги и руки – свисают. Малыш будет упираться ими и освоит необходимый навык. Рядом можно разместить игрушки;
  3. преставление ручек. Малыша выкладывают на животик, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Ребенок начинает “идти” на руках. Важно правильно рассчитать силу, чтобы кроха случайно не ударился головой о пол. На пути можно разместить яркую игрушку, чтобы шагать было веселее;
  4. если ребенок уже освоил ползание, и необходимо увлечь его этим полезным занятием, на полу можно выстраивать различные лабиринты и препятствия из подушек, стульев и прочего. Как правило, малыши преодолевают их с большим удовольствием.
Читайте также:  Центры развития ребенка в чурилово

Е.О.Комаровский советует следующий способ: на небольшом расстоянии от ребенка разместить его любимую игрушку. Если кроха не понимает, как нужно ползти, показать на личном примере, причем, не один раз, а многократно. Игрушка в первые дни должна быть расположена достаточно близко, постепенно расстояние стоит увеличивать.

Для развития речи

Одно из самых полезных занятий, помогающих стимулировать речевые функции малыша – разговоры с ним. Они должны вестись спокойным и четким голосом, без «сюсюканья», излишнего коверканья слов и прочего.

Фото 5Также помогут в развитии речевых навыков следующие игры:

  • запоминания предметов. Сначала взрослый регулярно показывает крохе несколько достаточно больших и обязательно привлекающих внимание вещей, стоящих на одном месте. Подойдут часы на стене, мягкая игрушка на полочке и т.д. Через некоторое время нужно спрашивать, где находится тот или иной предмет – малыш будет показывать на него пальчиком. Попутно важно рассказывать, что часики делают «тик-так», а собачка говорит «гав-гав»;
  • «веселая перекличка». Если кроха издает какие-то звуки, полезно повторять за ним, а также произносить новые для стимуляции расширения речевого оборота. Еще интереснее это занятие будет проходить, если взять игрушечный телефон и произносить слоги или звуки в трубку;
  • посадить кроху на колени, взять за ручки, смотреть малышу в лицо и повторять новые слова, попутно двигая ладошками то к туловищу, то обратно. Так, ребенок не будет отвлекаться, а сможет запомнить подаваемую ему информацию.

Перечисленные игры с ребенком 6-7 месяцев актуальны и для малышей более старшего возраста. В процессе взаимного времяпрепровождения важно часто звать малыша по имени, а также менять интонацию в разговорах с ребенком.

Мама может говорить шепотом, нараспев, низким и высоким голосом. Все это учит воспринимать звук, оценивать обращенную речь, анализировать голосовые реакции.

Пальчиковые игры

Самый простой способ: сгибать и разгибать пальчики на обеих руках по 5-10 раз за подход.

Приведем еще несколько интересных вариантов:

Фото 6

  1. киска, киска, киска, брысь (махать ручкой). На дорожку не садись (грозить пальчиком воображаемой кошке). Наша деточка пойдет. Через киску упадет (перебирать по столу пальчиками);
  2. полезно рисовать на открытой ладошке ребенка спираль, захватывая нижнюю часть пальчиков. Попутно можно приговаривать: улитка к нам ползет, конфеты нам везет;
  3. можно дать крохе цветную мисочку и налить в нее немного йогурта или крема, а затем разрешить размазывать его по основе;
  4. интересную игру легко организовать с бигуди. В качестве стержня используются пальцы, мамины или малыша, а аксессуар на них надевается, а затем снимается.

Такие занятия приносят не только пользу для развития малыша, но и доставляют ему настоящее удовольствие!

Развивающие игрушки в полгода

Специалисты не рекомендуют покупать шестимесячному малышу слишком много игрушек.

Следующего набора будет вполне достаточно:

  • пирамидка с разноцветными кольцами;
  • кубики разных форм, цветов и размеров;
  • игрушки-каталки;
  • книги с прочными страницами и яркими картинками;
  • музыкальные игрушки (барабан, пианино, труба и прочее);
  • развивающий коврик;
  • мягкие игрушки (не привычные, а предназначенные для категории 0+. Их можно грызть).

При выборе моделей важно предъявлять самые строгие требования к их качеству и безопасности.

Видео по теме

Примеры игр для детей от 6 месяцев до года в видео:

Игры – одна из важнейших составляющих жизни малыша. Внимание таким занятиям нужно уделять ежедневно. Для крох 6 месяцев достаточно 10-15 минут, к году время можно наращивать до получаса и более (не за один раз, а в совокупности). Также важно играть в те моменты, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении.

Источник

39 способов развития мелкой моторики собранных по интернету. Буду рада если вы дополните мой список.

1. Пальчиковые игры. Одно но! В этом возрасте дети очень часто просто не дают их делать, тогда достаточно в игре легонько покусывать пальчики и поглаживать, когда ребенок чем-то увлечен.

2. Массаж пальчиков зубной щеткой и мягкой кисточкой попеременно.

3. Магниты. Все дети очень любят их обдирать с холодильника, желательно иметь плоские и плотно прилегающие к холодильнику.

4. Наклейки. Примерно тоже самое что и магниты, единственное надо следить, что бы ребенок их не съел.

5. Сенсорные коробки. Можно использовать крупный материал, например разную на ощупь ткань, крышки от бутылок или фигурки конструктора (деревянного, Lego, игольчатого) или мелкий: крупы, макароны, пуговицы, фасоль, но тут надо быть предельно внимательными.

Читайте также:  Показателей уровня и динамики развития ребенка

6. Шариковый пластилин. Прекрасно массажирует пальчики.

7. Ленты и шнурки. Даем в руки разные по фактуре ленты или шнурок с узелками, ждем когда малыш сожмет добычу и медленно вытягиваем из пальцев.

8. Рваная бумага. Малыш поднимает с пола мы сразу забираем.

9. Каша. Насыпаем немного вареных зерен (рис, гречка) на столик для кормления и ребенок поднимает по одному и сует в рот.

10. Крем. Выдавливаем на тарелку немного детского крема, пальчиковых красок, йогурта или пюре и даем ребенку размазывать.

11. Книги с глазками. Ребенок пытается через дырочки добраться до глазок.

12. Кукла. Закрываем глаза указательным пальцем.

13. Пирамидка. Даем по очереди разные по размеру колечки и ребенок по разному открывает руку, также даем их в разных положениях.

14. Лабиринты с прорезями.

15. Лабиринты с бусинами или счеты.

16. Игрушки с кнопками, рычагами, вертушками и т.п.

17. Бусы.

18. Соленое тесто. Учим отщипывать.

19. Коробка с прорезями. Вырезаем в коробке пару круглых дырок, заматываем ее скотчем и внутрь кладем разные игрушки. Ребенок с интересом будет доставать сокровища из дырки. Можно усовершенствовать коробку и внутрь наклеить разный на ощупь материал: ткань, наждачную бумагу, жесткую губку, упаковочный материал с пузыриками и т.п. А еще пропустить через маленькие дырочки шнурки или ленты с нанизанными бусинками.

20. Книги. Антивандальные – учим перелистывать страницы.

21. Пришитые пуговицы. Ну или бусинки пришиваем к подушке (коврику, одеялу) и ребенок их крутит-вертит.

22. Коробка с плотно прилегающей крышкой. По типу обувной, учим открывать, а потом и закрывать. Можно использовать матрешку.

23. Сминание бумаги. Лучше использовать пергаментную.

24. Разрывание бумаги.

25. Выжимание губки, сжимание резиновой груши или пищащих игрушек.

26. Гитара. Дергаем струны.

27. Массажный мяч или мяч из зоомагазина.

28. Фольга. Обматываем фольгой яблоко (вареное яйцо, картошку и т.п.) и даем ребенку сдирать ее.

29. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

30. Висы на пальцах или перекладине.

31. Рисование фломастером, толстой кистью или восковыми мелками. Месяцев с 8 ми можно начинать пробовать потихоньку.

32. Обматывание пальчиков ниткой или лентой. Ребенок будет перебирать пальцами пытаясь освободится.

33. Рамки и вкладыши. Обводим пальчиком фигуру и отверстие под фигуру. Лучше геометрические вкладыши. Вытаскиваем за пимпочку.

34. Мешочки с разными наполнителями. Пока у ребенка не вылезли зубы можно использовать воздушные шарики.

35. Игры с водой. Хлопаем и брызгаемся.

36. Рисуем по манке или муке.

1. Микро массаж детских ручек: насыпьте крохе в ладонь немного гречки (можно брать и рис, но форма гречневой крупы больше подходит для этого занятия). Насыпали? А теперь своей рукой покатайте крупу на детской ручке – так как будто Вы моете ему руку. Делайте это осторожно, чтобы не вызвать боли. Попробуйте этот массаж и для себя, он приятно воздействует на биологически активные точки, которых на ладони великое множество.

2. Липкая лента. Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

3. Веселые прищепки. Одевайте прищепки на различные предметы, цветные карточки, ленточки, шнурки, ткани и т.д., а малыш пусть их снимает.

Вроде все) Буду рада, если поделитесь своими методами.

Источник

Мелкой моторикой называют способность человека качественно и согласованно выполнять мелкие движения ладонями и пальцами рук. Этот навык начинает вырабатываться практически с момента появления ребенка на свет. Сначала кроха неловко двигает руками, позже начинает их разглядывать, пытается ими управлять. Взрослея, малыш расширяет свои возможности: он захватывает близлежащие предметы сначала целой ладонью, а позже одними пальчиками. Самыми сложными мелкими движениями пальцев воспроизводится письмо и рисование – их ребенок будет осваивать намного позже.

Мелкая моторика: значение навыка для малышей до года

Поскольку на подушечках пальцев расположено множество нервных окончаний, мелкая моторика напрямую связана с работой мозга, возможностью хорошо запоминать информацию и концентрировать свое внимание на определенном занятии. Доказано, что чем более развита эта способность у младенца, тем раньше он начинает говорить, а его речь быстрее становится связной, развернутой и логичной.

Этому есть простое физиологическое объяснение. Поскольку центры речи и движения в мозгу расположены рядом, стимуляция рабочих функций пальцев активизирует и речевой центр. Поэтому, чтобы малыши до года заговорили в положенный временной промежуток, следует активно заниматься развитием их мелкой моторики.

Читайте также:  Условия личностного развития ребенка в младенческом возрасте

Позже высокая способность ребенка к мелким движениям пальцами станет свидетельством его готовности к обучению в школе. Отточенная мелкая моторика – это умение концентрироваться, логически рассуждать, хорошо запоминать материал и полнее задействовать свою фантазию.

Темп развития мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей малыша. Одному ребенку освоение движений ладонями и пальцами дается легко, другому же приходится постараться чуть больше. Чтобы помочь крохе улучшить мелкую моторику, следует заниматься с ним специальными упражнениями и развивающими играми.

Начать формирование важного навыка стоит со снятия тонуса мышц. Наверняка многие отмечали, что младенцы часто держат сжатые кулачки у своего подбородка. Это и является проявлением естественного повышенного тонуса, который обычно снижается к трем месяцам малыша. Ускорить процесс расслабления поможет ежедневный массаж ладошек и пальчиков ребенка путем поглаживания их своим пальцем. Также во время массажа можно отрабатывать хватательный рефлекс – вкладывая свои пальцы в ладошки крохи и, после того, как он их схватит, слегка потягивая руки на себя.

Способы развития мелкой моторики у детей

Малыши до года активно задействуют тактильные ощущения, предпочитая знакомиться с предметами на ощупь. Поэтому необходимо предоставить младенцу как можно больше различных фактур, которые позволят ему познавать новые материалы. Для этого можно использовать мешочки из различных тканей (махровой, хлопчатобумажной, шерстяной, холщевой), чтобы набивать их разными природными наполнителями – фасолью, крупами, солью, небольшими камешками. Мешочки нужно повесить над манежем так, чтобы кроха мог с комфортом изучать незнакомые ему текстуры.

Начиная примерно с 4 месяцев, малыш уже осмысленно тянется к новым игрушкам – таким образом у него формируется координация между зрительной функцией и моторикой. Со временем он научится сравнивать различные предметы, оценивать расстояние до них и выбирать наиболее удобный способ их схватить.

После полугода младенец становится более сильным и ловким и способен намного легче удерживать предметы, стараясь задействовать в работе не только ладони, но и пальцы. В этот период дети осваивают новую важную двигательную функцию – умение противопоставлять большой палец остальным.

При покупке игрушек для ребенка от 6 месяцев лучше выбирать конструкторы с большим количеством различных деталей – кубиков, шариков и т. п. Они прекрасно подойдут для улучшения мелкой моторики детей, тренируя их способность брать в руки предметы разных форм и размеров. Также отлично развивают эту функцию игры с детскими наборами игрушечной посуды.

Позже очередным этапом развития мелкой моторики станет умение пользоваться ложкой и кушать самостоятельно. Некоторые дети осваивают этот навык уже к 10 месяцам.

Развивающие игры для малышей

Существует множество игровых занятий для развития данного навыка малышами до года, при этом самые простые и результативные из них представлены ниже.

  • Ладушки.

Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.

  • Разрывание бумаги.

Детям примерно с 7 месяцев можно давать листы цветной бумаги, которые они будут с удовольствием мять, щупать и рвать на кусочки.

  • Бусы.

Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.

  • Крупы.

Следует насыпать в удобную емкость любую крупу и позволить малышу перебирать ее ручками и просыпать сквозь пальчики. Это отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

  • Рисование на песке.

Необходимо насыпать на поднос чистый песок, взять своей рукой пальчик ребенка и рисовать им простейшие фигуры – отрезки, овалы, квадраты и т. п.

  • Завинчивание крышек.

Многие малыши обожают раскручивать и закручивать крышечки разных банок, бутылок и пузырьков. Следует лишь внимательно следить, чтобы емкости были чистые и ранее в них не содержались ядовитые вещества.

  • Лепка.

Отличное занятие для малышей любого возраста. Лепить можно из пластилина, глины и даже обычного теста. Если в доме планируется что-то печь, обязательно стоит позволить крохе поучаствовать в процессе – вымесить маленький кусочек теста и слепить свое собственное кулинарное изделие.

  • Рисование и раскрашивание.

Одно из самых любимых занятий многих малышей до года – это рисование пальчиками. В процессе такого досуга отлично массируются ладошки детей и улучшается мелкая моторика.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику малышей до года, должны проводиться с обязательным участием взрослых и под их неусыпным контролем. Особенно, если используются мелкие предметы, которые ребенок способен проглотить, засунуть в нос или ухо. Также важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординированно.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник