Ребенок 5 лет зрр

Умение выражать свои мысли словами – это абсолютно естественный навык, которым каждый человек должен овладеть к времени своего взросления. Навыки речевого изложения закладываются в детстве, и, при гармоничном и правильном развитии, к пяти годам человек уже достаточно хорошо владеет родным языком: он имеет определенный уровень словарного запаса, интуитивно знает, как правильно составлять предложения, умеет задавать вопросы и т. д.

К сожалению, есть печальная тенденция, согласно которой около 20 % детей уже в 5 лет страдают задержкой речевого развития (ЗРР). Степень отклонения бывает разной – ребенок может не говорить совсем к этому возрасту или пытаться выразить свои мысли, но не произносить четко звуки, или же использовать только самые простые слова. В этой статье мы подробно расскажем о ЗРР – почему она возникает, как ее определить и, что самое главное, – как с ней бороться?

Причины возникновения

Общая характеристика разделяет причины задержки речевого развития у детей 5 лет на два основных вида нарушения речи – физиологические и психологические. Некоторые негативные факторы дети наследуют с рождения, некоторые приобретаются, а иногда и родители, сами того не понимая, тормозят гармоничное развитие своего ребенка. Ниже мы более подробно разберем причины, из-за которых к пяти годам может еще не сформироваться речевой навык.

Физиологические

Физиологические причины отклонения в развитии речи обусловлены тем, что тело просто не позволяет ребенку освоить навык словесного выражения своих мыслей. Чаще всего отклонения в речевом развитии у детей дошкольного возраста возникают из-за следующих заболеваний:

  • патологии головного мозга (могут быть как врожденными, так и полученными вследствие травмы головы);
  • задержки общего развития: ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
  • неврологические отклонения.

Также к этому виду причин относится физическая недоразвитость органов слуха и речевого аппарата (неба, зыка, губ). Для того чтобы преодолеть задержку в развитии и прийти к гармоничному росту тела и личности, для устранения физиологических причин отклонения обязательно понадобится медицинское вмешательство (а возможно, и операция).

Психологические

Психологические факторы, провоцирующие задержку в речевом развитии в 5 лет, не имеют в своей основе физических препятствий, а ставят внутренний блок, не позволяющий ребенку свободно выражать свои мысли и чувства.

Самая частая психологическая причина задержки развития – это неправильное поведение родителей в воспитании ребенка. Негативное влияние на речевое самовыражение имеют следующие модели поведения:

  1. отсутствие у родителей интереса к детским мыслям;
  2. постоянные упреки родителей ребенка в том, что тот говорит ерунду (или же говорит несвязно, если ему еще не дается четкая артикуляция);
  3. отсутствие нормальной коммуникации со взрослыми (если старшие мало разговаривают с ребенком, не читают ему книг, не поют песен, не играют с ним);
  4. насилие со стороны родителей;
  5. подмена родителями приоритетов в детском развитии (когда родители предпочитают постоянно включать детям обучающие (и не только) мультфильмы, при этом совершенно не уделяя им внимание).

Если причиной ЗРР стала одна из вышеназванных, то для ее устранения обязательно следует обратиться к психологу. Только грамотный, квалифицированный врач может верно выявить все внутренние блоки и помочь их правильно преодолеть.

Симптомы

Обеспокоенные родители часто задаются вопросом: «А как определить, что у моего ребенка образовалось отклонение в речевом развитии?»

Четкого способа в данном случае нет: диагностировать задержку в развитии может только грамотный врач, рассматривая каждый случай индивидуально.

Однако ниже предлагаются к ознакомлению рекомендации, согласно которым удастся определить возможную задержку в речевом развитии у детей до 5 лет. Они носят общий характер и отражают основные моменты в нормальном освоении речевого навыка. К определенному возрасту должны быть полностью освоены следующие навыки:

  • к полутора годам – произносить самые простые слова (чаще всего это слова из двух созвучных слогов, такие, как «рама», «мама» и т. д.);
  • к двум с половиной годам – строить простейшие конструкции и предложения, уметь использовать сразу несколько слов в нужной форме и контексте для выражения своих мыслей;
  • к трем годам – внятно произносить звуки и слова, почти полностью исключить из своей речи самостоятельно придуманные, несуществующие слова или наборы букв;
  • к пяти годам – самостоятельно строить сложные предложения, уметь четко формулировать свои мысли и желания, задавать вопросы, выражать согласие или несогласие и т. д.

Если на каком-либо из этих этапов уровень развития ребенка не соответствует требуемым нормам, то, возможно, присутствует риск ЗРР. На ранних стадиях, пока задержка не прогрессирует, ее легко преодолеть, но, чем сильнее «запускать» ситуацию, тем более сильное вмешательство потребуется в дальнейшем.

Лечение ЗРР

Если при обращении к врачу тот диагностировал у ребенка в 5 лет задержку речевого развития, то начинать лечение следует как можно скорее, иначе в дальнейшем малышу будет очень трудно реализовать себя в социуме. В зависимости от того, то стало причиной ЗРР, будет назначен соответствующий курс лечения, целью которого является преодоление пропасти между уровнями навыков у ребенка с отклонениями и другими детьми. Часто используемые методы:

  1. развивающие занятия у логопеда;
  2. артикуляционная гимнастика (активная или пассивная, в зависимости от степени развития губ и языка);
  3. применение стимулирующих мозговую деятельность медицинских препаратов;
  4. игровая форма обучения;
  5. индивидуальная и групповая психологическая терапия.
Читайте также:  Давать ли ребенку 5 лет

Профилактика

Разумеется, есть некоторые врожденные патологии (ринолалия), из-за которых в 5 лет формируется задержка речевого развития. Повлиять на их проявление никак нельзя, поэтому профилактика может быть полезной только в случае с приобретенными причинами (как правило, таковыми являются психологические). Кроме того, для поддержания гармоничного развития личности ребенка с ним необходимо регулярно посещать сеансы с детским или семейным психологом.

Способы профилактики задержки речевого развития у дошкольников, рекомендуемые психологами:

  • Как можно больше общения со сверстниками: ребенку необходимо постоянно находиться в социуме (посещать детский сад, групповые секции, участвовать в мероприятиях).
  • Родителям необходимо регулярно заниматься и разговаривать с ребенком, ведь именно с ними малыш захочет поделиться своими мыслями в первую очередь.
  • Родители должны способствовать всестороннему развитию личности маленького человека: пробуждать его интерес ко всему окружающему, задавать ему наводящие вопросы, выбирать наиболее приоритетные направления обучения.
  • Ребенку очень полезно заниматься в творческих кружках, в зависимости от интереса, это может быть музыкальная школа, арт-студия или рукоделие. Занимаясь своим хобби, ему захочется как можно больше поделиться своими впечатлениями и задумками с окружающими, что, в свою очередь, будет способствовать развитию у него навыков полноценной речи.

Источник

РЕЧЕВОЙ
онлайн центр
«Русская речь»
для детей и взрослых

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года.Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза. Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.См. Специализированные сайты. Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения. Не слышит никаких звуков окружающей среды. ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
 Ринолалия,  Сразу после  рождения  Расщелины губы, нёба. Хирург, Логопед-дефектолог
 Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после  рождения  Отсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП. ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
ОНР обусловленное снижением слуха. Диагноз чаще ставится после 3 лет  Ребёнок невнимателен, приходится повышать голос, так как  нередко родители не замечают, что ребёнок не слышит тихие звуки. ЛОР (Оториноларинголог), Логопед-дефектолог.
Задержка речевого развития (ЗРР). Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет.1. Отсутсвовало общение со сверстниками (Отсутствовала языковая среда)2. Двуязычие (билингвизм) в семье.Так как это самая простая причина отсутствия речи у детей, то скорректировать могут любые из перечисленных специалистов: Логопед-дефектолог, олигофренопедагог- дефектолог, психолог, и даже родители, начав правильно заниматься развитием ребёнка.
(ЗРР) (ЗПРР – Задержка психоречевого развития) обусловленное недостатками воспитания. Диагноз чаще ставится с 2 до 3 лет. 1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)Психолог, Логопед-дефектолог.
 Афазия (1 ур. ОНР) Диагноз чаще ставится после 3 лет  В результате черепно-мозговой травмы или болезни пропадает речь. “Говорил фразами, а потом замолчал.”  Логопед-дефектолог, Невропатолог
Анартрия, Артикуляционная апраксия, Дизартрия. (1 ур. ОНР) с 2 лет. Ребёнок не может произносить звуки, Иногда бывает, что он не может: улыбаться, дуть, жевать твёрдую пищу. Часто это нарушение сочетается с ДЦП. Логопед-дефектолог, Невропатолог
Моторная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Ребёнок всё понимает, но не говорит, не запоминает, не повторяет слова. Производит впечатление умного, эмоцианального ребёнка, которого можно понять без слов. Часто пользуется жестами и отдельными звуками. Логопед-дефектолог
Сенсорная алалия (1 ур. ОНР) в 2,5 года.Говорит на своём непонятном “птичьем” языке, вместо ответов на вопросы – дословно повторяет вопрос (эхолалия), Не понимает, что ему говорят, Часто реагирует только на маму. Логопед-дефектолог
Читайте также:  Баня с ребенком 5 лет

Нередко причины отсутствия речи совмещаются, что затрудняет и замедляет коррекционную работу. Например в моей практике был случай: Неговорящий ребенок с сенсомоторной алалии, со стёртой формой дизартрии, двуязычием и сниженным слухом — в результате на то, чтобы довести ребёнка до ОНР 3 уровня ушло 3 года, вместо года.

  1.  Наличие негрубой родовой травмы;
  2. Длительные соматические заболевания в раннем детстве;
  3. Неблагоприятное воздействие речевой среды;
  4. Просчеты воспитания;
  5. Дефицит общения.

Воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем».

  1. Нарушения мозгового кровообращения,
  2. Ишемия,
  3. Черепно-мозговые травмы,
  4. Опухоли,
  5. Инсульты,
  6. Тромбоэмболии,
  7. Инфекционные заболевания головного мозга.

1. Удаление аденоидных разращений или, реже, после постдифтерийного пареза;

2. Повреждения языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли;

3. Врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба;

4. Органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания;

5. Невротические расстройства.

1. Врожденный порок развития гортани;

2. Врожденный подголосовой  стеноз гортани;

3. Ангиома  гортани;

4. Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы;

5. Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани;

6. Неврологические заболевания;

7. ДЦП;

8. Астенические состояния;

9. Миастения;

10. Эндокринные нарушения;

11. Травмы голосового аппарата;

12. Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…);

13. Обструкция дыхательных путей инородными телами;

14. Операции на органах шеи;

15. Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей;

16. Химические ожоги.

Врождённые:

1. Краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;

2. Низкая масса тела при рождении;

3. Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов);

4. Ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности;

5. Тяжелая желтуха в неонатальный период, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного ребенка.

Приобретённые:

1. Инфекционные заболевания, включая менингит, корь и свинку;

2. Хроническая инфекция ушей;

3. Скопление жидкости в ухе (средний отит);

4. Использование некоторых лекарственных средств, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;

5. Травмы головы или уха;

6. Чрезмерный шум;

7. Рекреационное воздействие громких звуков, например во время использования персональных аудиоустройств при высоких уровнях громкости и в течение продолжительных периодов времени;

8. Ушная сера или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.

1.     Возраст родителей в период рождения ребенка от 30 до 40 и более лет;

2.     Дети от 3ей, 4ой и более поздних по порядку беременностей;

3.     Патология во время  беременности;

4.      Осложнения во время родов;

5.     В первые месяцы жизни дети до года, имели частые и разнообразные заболевания с высокой температурой.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

1. Врожденные нарушения обмена веществ, которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.

2. Аутоиммунные процессы, при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.

3. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.

4. Наследственные факторы.

5. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.

6. Нарушения познавательных функций и речи.

Читайте также:  Викторина ребенку 5 лет

7. Нарушения эмоциональной сферы.

Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.

Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например,  лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания, генетические заболевания.

Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы;

Влияние радиоактивного излучения и агрессивных химических реагентов.

Также причиной могут стать хромосомные нарушения:

1. Синдром Дауна (трисомия по  хромосоме 21). Умственная отсталость обычно средней степени тяжести.

2. Синдром полисомии Х-хромосомы. Интеллект в пределах нижней границы нормы (при трисомии) при тетра-  и пентасомии интеллектуальная недостаточность нарастает.

3. Синдром Клайнфельтера. Коэффициент интеллекта ниже 80.

4. Синдром Вольфа-Хиршхорна (синдром 4р-). Ведущим клиническим признаком является задержка психомоторного развития.

5. Синдром дупликации короткого плеча хромосомы 9 (синдром 9р+). Олигофрения.

6. Синдром Альфи (синдром 9р-). Умственная отсталость в стадии имбецильности, реже – дебильности.

7. Синдром Орбели (синдром 13q+). Умственная отсталость в стадии имбецильности или идиотии. Дети с грубыми пороками умирают до года, хотя отмечены пациенты в возрасте 40 лет.

8. Синдром трисомии длинного плеча 14-й хромосомы (синдром 14q+). Дети резко отстают в психомоторном и физическом развитии.

9. Синдром кольцевой хромосомы 18.  Умственная отсталость как правило тяжелая и проявляется у 100% больных.

10. Синдром 18q-. Умственная отсталость, как правило, глубокая и наблюдается в 100% случаев.

11. Синдром моносомии короткого плеча 18 хромосомы (синдром 18р-). Все больные отстают в психомоторном развитии, во многих случаях отсутствует фразовая речь до 7-9 лет.

12. Синдром кольцевой хромосомы 22. Умственная отсталость проявляется как легкой, так и выраженной олигофренией. Больные легко возбудимы, отмечается частая смена настроения, нарушение координации, а также грубое недоразвитие речи, вплоть до ее отсутствия.

13. Синдром Энгельмана (синдром “счастливой куклы”). Описан в 1965 году. Основными признаками заболевания являются: необычный и частый смех, специфичное лицо с гримасой улыбки, повторяющиеся кукольные стереотипные движения, отсутствие речи.

14. Синдром Вильямса (лицо “эльфа”). Умственная отсталость различной степени, разнообразные психические нарушения, низкий интеллект.

Настоящие причины:

1. Родители ребёнком не занимались, в надежде что сам заговорит, или занимались неправильно.
2. В результате неправильного воспитания ребёнок не хочет (при гиперопечных родителях) или боится говорить (при социальных и психологических проблемах в семье)

Неточный предварительный диагноз: 

Часто ставят не говорящим детям, в надежде на уточнение диагноза у специалистов. И причинами естественно может быть всё из перечисленного выше, так как настоящая причина еще не выявлена.

Важно:

У логопедов есть 2 обследования: Первичное – где вам чаще всего поставят ЗРР, ЗПРР, ОНР – предварительный диагноз. И Динамическое обследование – после нескольких логопедических занятий, где в процессе корреции уточняется клинический диагноз – то есть настоящий диагноз. Сколько времени займет постановка точного диагноза зависти от опыта логопеда. Нередко опытные логопеды говорят точный диагноз уже на 1 обследовании.

1. Педиатр;
2. Лор (Оториноларинголог);
3. Невропатолог;
4. Психиатр;
5. Логопед-дефектолог.

Эти специалисты либо сами выявят причину и займутся коррекцией, либо после определения причины направят на лечение к другим специалистам.

Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.

ребенок в год не говорит, плохо говорящий ребенок, ребенок плохо говорит, мало говорящий ребенок, ребенок мало говорит, ребенку год плохо говорит, почему ребенок не говорит, ребенок не говорит в 2, ребенок не говорит в 3, ребенок не говорит в 2 года, ребенок не говорит в 3 года, ребенку год не говорит что делать, ребенок 4 года не говорящий, ребенок не говорит в 4 года, ребенок 1 год не говорит, ребенок 2 месяца говорит, ребенку год и месяц не говорит, ребенок в 5 лет не говорит, ребенок перестал говорить, почему ребенок в год не говорит, ребенок не говорит форум, не говорящие дети форум, научить ребенка говорить в 3, ребенку 2 5 не говорит, ребенок плохо говорит в 3 года, плохо говорящие дети в 3 года, ребенку 3 года не говорит что делать, ребенок непонятно говорит, ребенок в год не говорит слова, как помочь ребенку говорить, ребенок не говорит вообще, ребенку 2 года не говорит что делать, как научить ребенка говорить в 5 лет, как научить ребенка говорить 1, ребенок не говорит р, ребенку 1 5 не говорит, ребенок 2 3 не говорит, ребенок говорит мало слов, +как научить ребенка говорить в 4 года, ребенок в год не говорит мама, ребенок в год мало говорит, учимся говорить для детей с 2

Наверх

Источник