Ребенок 5 лет пессимист

От автора: Статья размещена на сайте школы-лицея “Туран” в разделе “Советы родителям”
Если ваш ребенок- пессимист
Нередко даже самые любящие и заботливые родители сталкиваются с таким явлением, как пессимизм и недовольство ребенка. Я была свидетелем случая в семье моих знакомых, когда их семилетний сын начал рыдать от разочарования, получив на день рождения машинку не той модели, о которой мечтал. Машина была дорогая, с пультом управления, но это не могло утешить именинника. И, наверное, каждый из нас может вспомнить подобные ситуации. Есть дети, которые не радуются успеху, если получили не первое, а второе место. Другие демонстративно запускают учебу, если считают, что учитель не уделяет им должного внимания. Для кого-то невозможность получить желаемую игрушку или модный свитер – настоящая трагедия. Не умеют ценить одного верного друга, потому что хочется иметь целую толпу поклонников.
Почему это происходит?
Слово “фрустрация” знакомо не всем. Но с ситуациями, в которых возникает это состояние, мы в жизни сталкиваемся часто. А наши дети тем более.
С латыни это слово переводится как “обман”, “неоправдавшееся ожидание”, “разочарование”. В этом состоянии оказывается человек, столкнувшийся с непреодолимыми препятствиями на пути к своей цели. Попробуйте вспомнить свои ощущения перед витриной магазина. В ней вещь, о которой вы мечтали, но которую купить не в состоянии. Один человек в таких ситуациях умеет держать себя в руках. А другой не умеет и не хочет сдерживаться, и гнев выливается на близкого человека или просто на подвернувшегося под руку. Но даже если негодование и раздражение загнаны внутрь, они продолжают мучить, порой очень долго. Душевное равновесие потеряно.
Маленькому человеку в такой ситуации ничуть не легче, чем большому. Иногда кажется, что он вообще не способен ограничивать свои материальные желания. Но ведь его возможности удовлетворять свои потребности гораздо меньше, чем у взрослого. И нужны ему часто не новая игрушка или платье, а подтверждение таким образом своей значимости для близких. Это одна из основных потребностей, как и потребность в любви, поддержке и безопасности, потребность познания мира.
Если ребенок находится в постоянном напряжении, которое прорывается вспышками гнева и ярости, родителям стоит задуматься. Не исключено, что он чувствует себя стоящим лицом к лицу перед непреодолимым препятствием. Иногда взрослые, даже замечая этот барьер, не спешат помочь преодолеть его. В отношении взрослеющего ребенка, подростка, возможно, это и правильная тактика. И то не всегда.
Например, одни считают, если у сына или дочери не складываются отношения с одноклассниками, их отвергают, то найти выход должны они сами – это воспитает в них умение налаживать контакты с людьми. Однако существует и другая точка зрения: при таком родительском отношении ребенок чувствует себя бессильным и ненужным. Не удовлетворяется одна из главных потребностей – в поддержке. Такие дети потом нередко сами не умеют и не считают нужным защищать своих близких.
Нередко родители сами создают барьеры перед ребенком многочисленными запретами и ограничениями. Нетрудно предсказать, что хроническое состояние фрустрации может сказаться на формировании характера.
Вырастет из ребенка оптимист или пессимист, зависит и от того, как он будет оценивать свои прошлый жизненный опыт. Оказывается, не так уж важно, что на самом деле с нами происходило в детстве. Важно, какими эти события остались в нашей памяти. И здесь важную роль играет мнение родителей, их оценка. Например, если вы во всех окружающих видите только недостатки, то и ваши дети будут воспринимать людей так же. Все знают, что одно и то же событие можно интерпретировать совершенно по-разному. Была бы цель, а положительные стороны в нем можно найти всегда. Наверняка вы отыщете в своей памяти или в своей теперешней жизни такой пример: неприятные обстоятельства привели неожиданно к хорошему результату. В точности по русской поговорке: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. В любом случае трудности приносят нам положительный опыт, закаляют, добавляют решительности и ответственности. Но для пессимистов порой становится сложным найти выход, они предпочитают обвинять окружающих, ссылаться на стечение обстоятельств или считают, что возникшие трудности непреодолимы.
Что с этим делать?
Детей нужно специально учить видеть не только плохие стороны событий и жизни вообще. Предложите ребенку такое упражнение: на каждую неприятную ситуацию находить по 5-10 вариантов “зато…”.
Например, ребенок переживает из-за ссоры с другом. Вот какие варианты “зато…” можно ему предложить:
«- зато теперь ты понял, насколько важна для тебя эта дружба, и будешь еще больше ценить ее»;
«- зато ты теперь знаешь, из-за какого пустяка может разгореться ссора»;
«- зато у тебя появилось время, и ты можешь привести в порядок отложенные дела»;
«- зато тебе не придется все время давать ему списывать домашние задания».
Или, если ребенок получил двойку, вы можете в этом найти кое-что хорошее:
«- зато теперь ты знаешь, как это неприятно»;
«- зато по математике ты сегодня получил пятерку»;
«- зато ты не стал списывать домашнюю работу – ведь это еще хуже»;
«- зато это вносит разнообразие в твои оценки, а то даже скучно смотреть в твой дневник».
Главное в этом поиске “зато…” не столько здравый смысл и умение извлекать уроки из собственных ошибок, сколько умение относиться к своим промахам и неудачам с чувством юмора.
Источник
Слово «склонность» здесь – потому, что не хочется называть ребенка пессимистом, ведь, по своей сути, это почти оксюморон, то есть объединение непримиримого, сочетание противоположных признаков, как живой труп или горячий снег. Ребенок – растущий человек, у которого все впереди, которому все должно быть интересно, любопытно. И самое естественное, что может быть в детстве, – это ожидание радости и приподнятое настроение.
Пессимизм же в настроении человека – это привычка видеть во всем только плохое, негативное, это постоянное ожидание неприятностей и бед. Такие люди боятся радоваться чему-либо. Услышав похвалу в свой адрес, получив желанное и дорогое поощрение, они не сияют от счастья, а погружаются в пучину сомнений. Пессимисты не позволяют себе испытывать положительные эмоции. В их восприятии жизнь мрачна, сера, скучна, полна неразрешимых проблем; и они могут в ней занимать только пассивную позицию, плыть по течению.
Пессимисты – несчастные люди, не способные (зачастую и не желающие) справляться с проблемами, не имеющие активной жизненной позиции. Если оптимист даже в сложной обстановке найдет позитив и опору для себя, то пессимист сумеет и в ситуации успеха увидеть негатив и подвох.
И что же делать, если вы заметили в вашем ребенке склонность к пессимизму?
Как же изменить отношение ребенка к жизни, к миру, к окружающим, к себе? Сначала нужно понять, что пессимизм для многих – очень удобная раковина, в которую можно спрятаться от трудностей, от выполнения каких-либо обязанностей. Возможность ничего не делать, если не хочется.
Следует деликатно объяснить ребенку, что такая позиция не дает ему развиваться, заранее обрекает на неудачи. Покажите, насколько привлекательнее образ оптимиста, который не боится радоваться и находит для этого поводы: хорошая погода, успешная учеба, школьные друзья, интересные дополнительные занятия и т.д. Покажите, насколько интереснее общаться с веселыми, уверенными в себе сверстниками, от которых можно зарядиться оптимизмом, уверенностью в себе, радостью.
Оптимист и пессимист по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. От того, какой будет эта оценка, зависит, сколько сил, души, знаний, энергии они вложат в выполнение задания, следовательно, и конечный результат. Оптимистов не пугают трудности: задана сложная задача – прекрасно, есть возможность проверить свои знания (позиция же пессимиста: мне никогда ее не решить, нечего и стараться). Трудное задание у оптимиста вызывает дополнительный интерес, здоровый азарт, а для пессимиста первые же трудности – полный провал.
В результате оптимист справляется с заданиями быстро и качественно, он в бодром расположении духа и у него есть еще свободное время, которое он может использовать по своему усмотрению. Оптимисты быстрее добиваются успеха во всех видах деятельности (учебе, в спорте и т.д.), потому что они более энергичны, активны, предприимчивы, верят в успех и в себя.
Продемонстрировав преимущества оптимистичного отношения к жизни, помогите ребенку развить в себе такую же позицию.
- Займитесь вместе с ребенком спортом. Хорошая физическая форма позволяет человеку с радостью смотреть на мир.
- Научите ребенка в случае неприятностей, не «киснуть», а быстро исправлять свои ошибки.
- Вместе воспитывайте активное отношение к жизни, деятельную позицию. Пусть вашим общим лозунгом станут слова «Я могу». Научите ребенка, даже когда нет полной уверенности, приниматься за дело с радостью и настраиваться на победу. Со временем такой подход к делу войдет в привычку и от пессимизма не останется и следа.
- Помогите ребенку найти себе любимое занятие. Это будет дополнительно заряжать его положительной, светлой энергией, наполнять радостью, умиротворением, счастьем.
- Научите ребенка планировать свой день, что поможет ему все успевать. Поставить себе несколько интересных важных задач и определить время, которое отводится на их решение. Но не забывайте и об отдыхе, который позволяет получить много позитивных впечатлений и взрослым, и детям.
- Научитесь вместе с ребенком следить за своими мыслями и словами, стараться не ныть, меньше жаловаться, чаще улыбаться, искать любой, пусть самый незначительный, повод порадоваться.
Покажите ребенку, как легко быть доброжелательным и приветливым, открытым всему новому, интересному, как при этом жизнь становится ярче. Помогите ребенку развить в себе умение быть счастливым, уверенным, энергичным, то есть быть настоящим оптимистом.
Likes(2)Dislikes(2)
Источник
408
Василий Комаровский
2017-12-26
https://portalrebenka.com/upload/iblock/58b/58bae7a7a97c8385c05c84cb66033aec.jpg
https://portalrebenka.com/bitrix/templates/kids/img/logo.png
Портал Ребенка
Россия, Москва
+79211090929
2017-12-26
https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/deti-pessimisty.html
«Мне жарко», «Я не хочу никуда идти», «Зачем ты дала мне эту глупую кашу» – постоянное недовольство ребенка может вывести из себя самых терпеливых родителей. Вроде на капризы не похоже, но и на нормальное поведение тянет с натяжкой. И ладно бы это проявлялось редко когда, например, кроха устал. Но нет. Такое поведение становится ежедневной нормой. Маленькие ворчуны, кажется, даже не прилагают никаких усилий, чтобы заставить окружающих чувствовать себя такими же несчастными, как и они. Зачастую взрослые пребывают в полном недоумении: откуда в ребенке этот всепоглощающий пессимизм? Причин может быть несколько. Давайте разбираться.
Причины пессимизма
- Врожденная склонность к пессимизму. Одни дети рождаются решительными и властными, другие – спокойными и уступчивыми. Одни легко приспосабливаются к любым катаклизмам, других выбивает из колеи даже незначительные перемены в жизни. Точно так же некоторые дети с самого рождения склонны к меланхолии и пессимизму. В этом случае нужно принять это как факт, и стараться только помочь адаптироваться к жизни маленькому крохе.
- Влияние ближайшего окружения. Присутствие в семье взрослого пессимиста неизбежно повлияет на мировоззрение ребенка. Потому что дети, словно губки, впитывают в себя все, что постоянно видят вокруг. Если они видят недовольство и ворчание – реакция будет такой же. Если вокруг будет все хорошо, то и жить им будет легко.
- Дистимия – состояние, схожее по симптомам с хронической депрессией, но менее тяжелое. Характеризуется упадком сил и отсутствием интереса к жизни. Дистимия излечима, но в этом случае ребенку необходима помощь детского психолога.
В первых двух случаях вы можете самостоятельно скорректировать поведение ребенка, если будете терпеливы и последовательны. В третьем – только с помощью квалифицированного психолога.
ВАЖНО! Самолечение дистимии не нужно проводить в домашних условиях. Все действия только после постановки окончательного диагноза врачом и назначения полного курса лечения!
Ребенок пессимист – что делать?
Итак, вы понимаете, что ваше чадо постоянно пребывает в состоянии пессимиста. И тут уже неважно сколько ему лет. Вопрос “Что делать” задается уже всеми членами семьи. Ведь порой даже человек с устойчивой психикой не может спокойно реагировать на такое упадническое настроение. Психологи в это случае рекомендуют следующее:
- Старайтесь сохранять спокойствие. Трудно держаться в стороне от воронки плохого настроения, которая засасывает всех вокруг. Но помните, что дом – самое безопасное место для ребенка, где он может выплеснуть накопившиеся за день негативные эмоции так, как он это умеет. Задача родителей – научить малыша делать это правильно и научить себя принимать его таким, какой он есть.
- Определите причину нытья. Жалобы – это способ справиться с беспокойством и страхом. А дети зачастую не могут или не хотят прямо рассказать о причине их плохого настроения. Они могут бояться вашего недовольства на сложившуюся ситуацию, и не знать как им-то на нее реагировать, что бы не стало еще хуже. Если ваш ребенок начал беспричинно ворчать по поводу и без, подумайте, возможно, он перегружен учебой и домашней работой или просто не справляется с нахлынувшей на него волной неудач? А может он хочет внимания и проявления любви со стороны родителей, но не знает, как этого добиться? Причин будет несколько, возможно этот “букет” смогут согреть ваши объятия. Только если малыш слишком уж хлещет негативом, прежде чем обнимать его насильно, попросите разрешения. В случае, если он откажет сразу – подскажите, что в любое время, когда сам будет готов, сможет подойти к вам, чтобы вы просто посидели в обнимку рядом.
- Бесполезно взывать к здравому смыслу ребенка и говорить, что это пустяк, о котором не стоит сокрушаться. Даже самый незначительный инцидент может восприниматься детьми-пессимистами, как катастрофа. Иногда достаточно дать понять ребенку, что вы слышите их ворчание, чтобы прекратить его. Но не поощряйте ребенка к долгим жалобам. Скажите, что вам очень жаль, что ему не понравился обед, и продолжайте заниматься своими делами. В общем, если малыш пришел к вам и начал рядом выражать свои недовольства по любому поводу, оторвитесь от своих дел и просто выслушайте его. Выразите свои сочувствие, что так произошло, что вы всегда и при любых обстоятельствах будете любить своего малыша и поддержите любое его (!) решение.
- Реагируйте правильно и не навешивайте ярлыки. Не говорите ребенку: «Почему тебе все время все не нравится? Ты просто невыносим!». Правильным вариантом будет: «Мне жаль, что тебе не нравится фильм, но я хочу его досмотреть. Пойди к себе в комнату и поиграй пока». Ребенок – не робот. У него есть свои мысли, идеи и желания. Они могут не совпадать с вашими и это совершенно нормально!
- Подумайте, возможно, ваш любимый пессимист копирует поведение кого-то из членов семьи. Если вы привыкли постоянно жаловаться и осуждать, не удивительно, что ваш ребенок будет поступать точно так же. Будьте положительным примером для малыша. И не требуйте от него того, что не можете сделать сами! В этом случае научитесь вначале сами оптимистично реагировать на ситуации, потом, показывая пример, научите этому ребенка. Видеть только хорошее – заложено в нас с детства, но пессимизм порой захлестывает нас от нежелания видеть просвет в конце тоннеля. Учитесь быть позитивными, учите личным примером этому искусству ваше чадо.
- Научите ребенка выражать чувства адекватно: спокойно и вежливо. Не нужно кричать и срываться на друзьях и членах семьи. Они не заслужили это, только потому что у крохи плохое настроение.
- Помогите ребенку научиться решать проблемы. Если ему жарко, он может посидеть в тенёчке или выпить прохладной воды. Если устал – пусть присядет и отдохнет. Только не нужно каждый раз предлагать малышу готовое решение – он должен научиться находить его самостоятельно. Когда ребенок понимает, что из любой ситуации можно найти выход, он жалуется намного меньше. В дальнейшем он будет с гордостью вам рассказывать о проделанном нелегком выборе, а вы порой будете поражаться, что он предпочел такое интересно и нестандартное решение. У детей нет пока шаблонов поведения.
- Научите ребенка искать не только негативные, но и позитивные стороны. Если малыш жалуется, что идет дождь, и он не может погулять, напомните, что у него есть игрушки, с которыми он давно не играл, новый альбом и карандаши, настольная игра. Это поможет ребенку выработать более сбалансированный взгляд на мир и искать выход и позитив в любых ситуациях.
- Хвалите ребенка, если он спокойно реагирует на разочарование или делает неприятную работу без нытья. Для маленького ворчуна это действительно большие достижения. Он не хочет мыть посуду, полы и убирать кровать. Он хочет, чтобы это все делалось без его участия, но такого не может быть, когда ответственность за чистоту на кухне в этот день лежит на нем. Только будьте внимательны, если чувствуете, что задания слишком сложные и ребенок просто не может их выполнить – вот здесь может начать зарождаться неуверенный в себе, пессимистичный малыш.
Полезное видео
Очень хорошо рассказывает про все типы психолог старой школы Ковалев С.В.:
Итоги
Определить является ваш ребенок пессимистом или у него просто череда неудач и ему нужно помочь с ними справиться – порой задача не такая ясная, как может показаться с первого взгляда. В любом случае, вы как родитель, должны понять и предложить свою помощь крохе. Где-то это будут ваши объятия, где-то рассказ с примером из вашей жизни, а где-то придется потрудится вместе, чтобы из маленького пессимиста вырос уверенный в себе человек. Порой понятия реалиста и пессимиста путают. Разница заключается в том, что в момент, когда ситуация меняется – мнение реалиста тоже меняется, у пессимиста – упадническое настроение сохраняется на все время.
Фото и видео: свободные источники Интернет
Источник