Ребенок 5 лет картавит

Загрузка…
Интересно ли вам бывать на утренниках в детском саду? Думаю, что большинство из вас скажут: «Да, конечно, там ведь будет выступать мой ребенок!» И мне тоже интересно. Воспитатели у нас в группе – молодцы! Даже если ребенок картавит, то все равно дают роль. Это важно для малышей любого возраста – возможность принять участие в празднике, почувствовать себя маленьким артистом, а не просто быть наблюдателем.
Да, наблюдая за детьми в детском саду, на праздниках или в повседневной жизни, невольно обращаешь внимание, как малыши разговаривают. Могу сказать про себя, что иногда просто ничего не понимаю, что пытается рассказать не мой ребенок, потому что он плохо выговаривает отдельные звуки. Тут, как говорится, родительское ухо плохо настроено на чужую «волну».
Как проявляется картавость?
Педиатры серьезно обеспокоены фактом, что с каждым годом число деток, у которых проявляется картавость, увеличивается. Это простонародное слово, на самом деле, на медицинском языке обозначается как дислалия, то есть нарушение звукопроизношения.
К четырем годам у малышей с относительно хорошим набором слов и при отсутствии патологий со слухом могут возникать трудности с некоторыми звуками. Например, такие звуки, как «р», «л», «ш», «ф», либо совсем не выговариваются, проглатываются, либо произносятся неправильно. Как результат, детская речь понятна только самым близким людям. Окружающие малыша практически не понимают.
Поверьте, малыши искренне переживают эту проблему. И есть два выхода из ситуации, когда родители осознают, что их ребенок картавит.
- Первый. Если родители серьезно отнесутся к обследованию у детских специалистов и к посещению логопедических занятий, можно исправить речь, и малыш будет разговаривать четко и связно.
- Второй. Если родителям как-то все равно, то будет упущено драгоценное время, и у повзрослевшего ребенка начнутся проблемы психологического плана, так как сверстники, наверняка, будут или сторониться его, или всячески обижать и кривлять.
Причины нарушений речи у детей
На самом деле, родителям не нужно пугаться диагноза дислалия. Как можно раньше пройдите обследование с ребенком, чтобы установить возможные причины трудностей со звукопроизношением. От этого очень сильно зависит подбор методов коррекции.
Врачи различают два вида нарушения звукопроизношения.
1.Функциональная дислалия связывается с социальными условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, и с его физическим состоянием.
Если ребенок картавит, возможно, малыш просто копирует манеру разговора взрослых, которые сами плохо произносят отдельные звуки.
Бывает, что ребенку очень нравятся какие-то мультфильмы, в которых герои говорят на своем упрощенном языке и никак не желают общаться «по-взрослому».
В некоторых семьях родители мало времени уделяют занятиям с ребенком, оставляя их с престарелыми бабушками или дедушками. Другие взрослые, наоборот, слишком коверкают слова, сюсюкаются и употребляют неоправданно большое количество уменьшительно-ласкательных форм.
Все это рано или поздно сыграет свою негативную роль.
Частые болезни в раннем возрасте будут влиять на общее развитие ребенка и на тренировку речевого аппарата. Поэтому очень важно укреплять иммунитет, заниматься физическим развитием и гимнастикой с младенчества.
2. Механическая дислалия обусловлена недостатками (дефектами) в развитии губ, языка, неба и зубно-челюстной системы в результате врожденных патологий или приобретенных травм.
Чаще всего проблемы со звукопроизношением возникают, если или уздечка языка недостаточно растяжима, или есть неправильный прикус. Это может определить только опытный специалист.
Тут родители не должны полагаться на свою осведомленность или следовать советам знахарей!
Соответственно, только врач может назначить, как поправить дефекты, нужно ли оперативное вмешательство или будет достаточно регулярных упражнений под руководством логопеда-дефектолога.
Какие бывают занятия и упражнения для исправления речи?
Если вам порекомендуют пройти курс занятий с логопедом, выбирайте педагога с хорошими рекомендациями. И посещайте их не время от времени, а регулярно.
упражнения когда ребенок картавит
И пускай вам не попадется такой «специалист», как в фильме «По семейным обстоятельствам».
Разумеется, если ребенок картавит, родители могут запросто делать дома несложные упражнения, которые направлены на растяжение, укрепление и тренировку мышц лица и языка.
Подберите такое время, когда малыш в настроении, сядьте друг против друга.
Вы можете показать малышу, как сворачивать губы трубочкой, растягивать в широчайшей улыбке, цокать язычком, будто скачет лошадка, высовывать язык сильно вперед и вниз, пробуя показать, как кошка пьет молочко.
Особенно понравится деткам проделывать все это под забавные детские стишки.
А еще можно делать упражнения перед зеркалом – это очень весело!
Взрослые, как правило, понимают, что, если речь у ребенка непонятна, нужно куда-то идти, что-то делать. Понимают, но срочные меры не предпринимают. Не откладывайте!
И в заключении рекомендуем Вам посмотреть видео, где приведена несложная методика постановки звука «Р».
Источник
Статья:
Картавость также называется ротацизмом – это речевое расстройство, проявляющееся нарушением произношения «Р» при полной сохранности и понимании речи. Не страдает при этом ни грамматический строй, ни объем словарного запаса. Картавость является самым частым речевым нарушением и не является наследственной проблемой.
Этиология речевого расстройства
При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:
- травмы – дефект кончика или уздечки;
- травмы шейного отдела позвоночника;
- гипоксия при родах;
- гидроцефалия;
- внутричерепное давление;
- нарушения слухового аппарата;
- воспалительные изменения слухового аппарата;
- врожденная тугоухость;
- патологии фонетического слуха;
- нарушенный прикус или отсутствие зубов;
- короткая уздечка;
- параличи, парезы;
- патологии неба;
- задержки речевого или психического развития;
- «заячья» губа;
Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.
Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:
- Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
- Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
- Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
- Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.
Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.
Виды картавости
Существуют разные виды ротацизма. В зависимости от ее этиологии существует два типа:
- Велярный. Вибрация происходит на краю мягкого неба.
- Увулярный ротацизм. Вибрация происходит на маленьком язычке мягкого неба.
В широком смысле существует несколько форм картавости (ротацизма):
- Простая или мономорфная. Нарушается произношение одного или нескольких звуков одной группы – «С З Ц», «Ж Ш Ч».
- Полиморфная или сложная. Нарушена артикуляция фонем из разных групп.
- Физиологическая. Также называется возрастной. При ней происходит нарушение звукопроизношение у детей младше пяти лет, что связано с недостаточным развитием артикуляторных органов.
- Функциональная. Ротацизм развивается при отсутствии проблем с артикуляционным аппаратом, ЦНС, слухе и другими аппаратами, и системами.
- Механическая или органическая. Развитие ротацизма связано с врожденными или приобретёнными патологиями речевого аппарата.
Точное диагностирование может быть поставлено только специалистом-логопедом. Определение картавости обуславливает выбор методов ее коррекции.
Ротацизмы
Исправление картавости у взрослых и детей зависит от формы ротацизма. Они бывают следующие:
- В речи отсутствует «Р» (ручка – учка, река – ека);
- Велярный ротацизм или мягкое произношение. Корень языка соприкасается с мягким небом, а именно его нижним краем. Через щель между ними проходит струя воздуха при произношении, вызывая вибрацию неба.
- Увулярный ротацизм. Часто называется «горловой».
- Боковой. Вибрация происходит на боковой части языка, а не на его кончике. Так появляется звук похожий на «ль» или «рль».
- Билабиальный. Также данный тип называется лабиальным, губным или двугубным. Искажение происходит при вибрации губ, так получается «прр». Такой звук логопеды называют кучерским.
- Интердентальный или межзубный. Звукопроизношение вызывается расположением языка между зубов.
- Одноударный или проторный. Напоминает «д», невозможно проговорить длинное «РРРРРРР».
- Щечный. Выдыхаемый воздух проходит между щеками, что вызывает из вибрацию.
- Гнусавое. Корень находится в контакте с мягким небом, а воздух проходит носом.
- замена «Р» твердого на мягкое.
- Лабиодентальный. Звук образуется между губой и верхними зубами.
- Ларингеальный или гортанный.
В зависимости от формы ротацизма выбираются те или иные упражнения, направленные на исправление данного явления.
Параротацизмы
Параротацизм – замена звука «Р» рокочущего на более мягкое. Основными причинами являются парезы, короткая уздечка, нарушенный фонетический слух и копирование неправильного произношения от взрослых. При параротацизме происходят следующие замены «Р»:
- в: появляется при отсутствии вибрации – «вука – рука»;
- д: получается «рука – дука»;
- г: «рука – гука»;
- п: рука – пука;
- л: рука – лука;
- ы: рука – ыука;
- й: рука – йука.
Коррекция параротацизма имеет много схожих разделов с картавостью. Самым основным упражнением для этого являются скороговорки от картавости.
Функциональная картавость
Функциональная картавость может развиваться у ребенка вследствие хронических заболеваний. Другой распространенной причиной является педагогическая запущенность – когда ребенку уделяется недостаточно времени от родителей и взрослых, ребенок развивается медленно, не потому что имеет проблемы с интеллектом, а из-за того с ним никто не занимается либо делают это недостаточно.
Часто подобное явления развивается у детей из семей двуязычных, то есть взрослые говорят на разных языках или из семей, где один или оба родителя имеют такие проблемы. Таким образом ребенок копирует произношение взрослых. Также такой тип картавости может появится из-за наличия нарушений артикуляционного аппарата или при недоразвитости фонетического слуха.
Органическая картавость
Происходит из-за особенностей строения ротовой полости – зубов, прикуса, языка (уздечка). Ребенок или взрослый может картавить из-за неправильного строения челюсти или нехватки зубов. В этом случае избавиться от ротацизма без помощи стоматологов и ортодонта невозможно. Органическая форма может появиться в течении жизни в результате травм.
Сенсорное косноязычие (дислалия)
Такое речевой расстройство еще называется косноязычием или дислалией. Это заключается в неспособности произносить некоторые звуки или их ряды. Косноязычными звуками могут быть все гласные или все согласные. В самых простых случаях косноязычие затрагивает один либо несколько. Такие фонемы иногда выпадают либо заменяются на другие. Косноязычие можно назвать самым частым дефектом речи у ребенка.
Функциональное косноязычие является следствием неправильного речевого развития. Обычно оно встречается в 3-4 года и может продолжаться и в дошкольном возрасте. Случаи косноязычия у взрослых – редкий случай, но все-таки они есть.
Причины нарушения речи
Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:
- физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
- родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
- ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
- недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
- неправильная артикуляция;
- патологии артикуляционного аппарата.
Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.
Симптомы речевого дефекта
Типичными симптомами картавости или ротацизма являются:
- неправильное произношение шипящих и/или свистящих звуков – сигматизм;
- затруднение в произношении свистящих и шипящих – парасигматизм;
- патологии с сонорными [р], [р`], [л], [л`];
- проблемы с заднеязычными фонемами – [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] – гаммацизм, каппацизм и хитизм;
- патология [й] (йотацизм);
- замена звонких согласных на глухие либо смешивание таких фонем;
- нарушение мягкости звуков.
Эти все проявления являются типичной симптоматикой картавости.
Логопедическая диагностика
Прежде чем назначить упражнения от картавости, необходимо провести детальную логопедическую диагностику. Она начинается с беседы малыша и специалиста. Для выработки коррекционной работы ротацизма, логопед должен определить следующие параметры:
- особенность произношения фонем;
- особенности психо-речевого развития малыша;
- определить дефекты звукопроизношения посредством фонетического анализа;
- оценить состояние артикуляционного аппараты и выявить его дефекты и патологии;
- оценить лексикон ребенка;
- выявить особенности письма, грамматики, памяти, чтения;
- определить уровень зрительного восприятия;
После проведения этих шагов проводится оценка фонетического слуха, а затем составляется план, как убрать картавость. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов – психотерапевт, невролог, стоматолог, отоларинголог и других.
Способы коррекции
Существует несколько методов исправления картавости у взрослых и детей. В качестве основных методик, логопед использует:
- логомассаж;
- упражнения для вибрации передней части языка;
- скороговорки на букву «Р» от картавости;
- занятия для автоматизации «Р»;
- логопедические упражнения;
- артикуляционная гимнастика;
- контроль за речью.
Для ребенка упражнения имеют игровую форму. Главное требование коррекции ротацизма – регулярность проведения этих занятий.
У детей
Для детей логопеды используют такие упражнения:
- «Чистим зубы». Необходимо широко открыть рот, улыбнуться, сделать движения, напоминающие чистку зубов щеткой – движения влево-вправо.
- «Гладим небо, то есть нёбо». С открытым ртом гладить языком небо. Он должен возвращаться к основанию верхней челюсти.
- «Воздушный бой». Открыть рот, положить язык на нижнюю губу и в таком состоянии попытаться выговорить «Ф». Выходящая струя воздуха должна быть узкой. Такое упражнение должно создавать непрерывную, долгую струю воздуха посередине языка.
- «Сладкоежка». Открыть рот и зафиксировать нижнюю челюсть, так чтобы она не двигалась. Широким языком облизать верхнюю губу. Он должен двигаться сверху-вниз. Челюсть не должна поднимать его.
- «Индюк». На нижнюю губу положить язык, он должен быть широким. Необходимо облизывать нижнюю губу вперед-назад добавляя голос. Должен появиться характерный болтающий звук.
- «Барабан». Ударять языком по альвеолам произнося «Д». Рот должен быть открытым.
У подростков
При работе по исправлению картавости у подростков используются основные логопедические упражнения. Используются также дополнительные логопедические упражнения:
- На переднюю часть языка помещается зонд (металлическая палочка похожая на карандаш) нужно поочередно загибать и выпрямлять язык. Зонд должен удерживаться в перпендикулярном положении.
- Выполняя упражнение «чашечка» на язык кладется горошина. Язык при этом должен загибать свои края, а горошина удерживаться на нем.
- При неподвижном языке переворачивать кубики из хлеба, горошины или фасолины.
- Сдуть с языка небольшой кусочек бумаги.
- Сделать струю воздуха чтобы вызвать вибрацию кончика языка. При этом по его поверхности перекатывается карандаш.
- Массаж для укрепления мышц.
Также можно получить раскатистый «Р» при помощи упражнений для детей, проговариваем скороговорок, которых существует большое количество.
У взрослых
Есть некоторые упражнений, как избавиться от картавости взрослому.
Основная причина картавости – неправильное артикуляция или особенности артикуляционного аппарата. Чтобы поставить звук «Р» взрослому человеку необходимо выполнять определенные занятия не реже 2-3 раз в день на протяжении нескольких недель. Каждое занятие длится примерно 10 минут. Существуют упражнения, направленные на разные отделы артикуляционного аппарата.
Упражнения для подъязычной связки:
- кончиком языка дотянуться до носа;
- прижать кончик к небу в районе корней зубов и провести как можно дальше назад;
- открыть рот, высунуть максимально язык и выгнуть его как можно выше;
- проводить языком по обратной стороне зубов;
- сложить язык в форму лопаты и максимально высунуть его.
Такие упражнения направлены на повышение эластичности подъязычной связки, что является часто причиной этого речевого нарушения.
Для кончика языка существуют другие упражнения:
- слегка покусывать кончик языка;
- прижать его плотно к небу, пощелкать им;
- высунуть язык, прижать его к губе и в таком положении выдохнуть воздух, чтобы появилась вибрация;
- открыть рот, попытаться произнести «Д» и «Т».
После освоения звука, необходимо приступать к закреплению, то есть автоматизации:
- Звук «Р» произносится вначале как «Т» и «Д», но с необходимым вибрированием. Язык должен быть прижат к небу, направить струю воздуха;
- Когда вибрация получена, можно проговаривать «ТРРРР», «ДРРРР»;
- Подключать гласные звуки – «тро», «дро» и другие похожие;
- Пытать проговоравить слова с «Р»;
- Автоматизация навыков скороговорками с этим звуком.
Повысить эффективность этих упражнений лучше у зеркала. Чем чаще взрослый будет делать такие занятия и регулярнее, тем быстрее данное речевое нарушение будет скорректировано.
Первое время звук будет больше похож на рычание плохо работающего мотора. Чем больше и чаще делать упражнения, тем скорее буква «Р» в речи станет похожей на то, как её произносят дикторы. Проверить себя можно записывая скороговорки на диктофон (они сейчас есть практически в каждом мобильном телефоне). Если сохранять эти файлы, впоследствии можно будет проследить изменения в произношении.
Меры профилактики
Все профилактические меры картавости сводятся к своевременной диагностики и началу логопедических занятий.
Заключение
Исправление ротацизма зависит от регулярности занятий. Первые упражнений рекомендуется проводить под контролем логопеда. Затем их можно совершать в домашних условиях. В некоторых случаях потребуется помощь других специалистов, например если картавость вызвана неправильным прикусом или нехваткой зубов.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник