Ребенок 4 месяца развитие руками

Ребенок 4 месяца развитие руками thumbnail

В 4 месяца ребенок начинает приобретать определенные навыки. По ним можно понять на какой стадии развития он находится.

Что же должен уметь малыш в 4 месяца:

  • держать головку в течение 15-25 секунд;
  • с положения на животике перевернуться на спину или хотя бы на бок;
  • хватать и удерживать в ручке игрушку или какой-либо предмет в течение 20 секунд;
  • разжимать пальчики рук;
  • тянуться к висячим игрушкам;
  • оживление при кормлении – желание держать бутылочку или грудь;
  • при взятии малыша на руки и опускании на ножки должно быть отталкивание пальчиками ножек;

Физические параметры ребенка в 4 месяца.

Необходимо указать, что физические параметры мальчиков и девочек в одном и том же возрасте отличаются. Так, рост мальчиков должен быть в пределах от 61,8 до 66 см. Рост девочек от 59,9 до 64,3 см. Вес мальчика от 6,3 до 7,8 кг. Вес девочек от 5,7 до 7,3 кг. Незначительные отклонения от этих норм не является отставанием в развитии.

Рефлексы в 4 месяца.

Развитие ребенка в 4 месяца не останавливается ни на секунду. Каждый день малыш учится чему-то новому. Старые рефлексы сменяются новыми. Это нормальное состояние.

  • Рефлекс Бауэра – малыш пытался ползти вперед, когда чувствовал, что ножки обо что-то упираются. К 4 месяцам рефлекс либо совсем исчезает, либо ребенок старается самостоятельно ползти.
  • Рефлекс Моро – когда при внезапном резком хлопке или звуке малыш скидывал ручки и разжимал кулачки, а затем возвращаться в исходное положение. К 4 месяцам рефлекс почти не сохраняется.
  • Рефлекс Робинсона или хватательный – малыш старается дотянуться до близлежащих предметов и ухватиться за них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 месяца.

Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Если пристально наблюдать за ребенком, можно даже заметить проявление его характера. В 4 месяца у ребенка начинают появляться первые эмоции. Ему может быть интересно, весело, смешно, или же наоборот скучно, грустно, обидно.

Ребенок проявляет активность в течение дня. Машет ручками и ножками, радостно смотрит на маму и смеется. Реагирует на голос мамы, на новые игрушки. Начинает узнавать родных и близких людей, которых он видит чаще всех остальных. Можно проверить, узнает ли малыш, к примеру, папу. Надеть капюшон или очки, а затем снять. Когда перед малышом предстанет привычный для него образ, на его лице сразу появляется улыбка и радость.

Ребенок начинает осознавать, когда его зовут по имени. Поэтому рекомендуется чаще звать его по имени. Ребенок может вести «разговоры», как-бы отвечая. Рекомендуется чаще общаться с малышом, как-бы ожидая от него ответа. Ежедневные повторяющиеся действия малыш начинает запоминать. Это идет ему на пользу. Ему интересно все вокруг, в том числе и его собственные ручки и ножки. Малыш может долго рассматривать пальчики, или дотягиваться пальчиками ножек до ротика, пробуя их на вкус. У малыша развивается наблюдательность. Он прислушивается к любым звукам и старается понять, откуда они исходят. Необходимо погремушкой звенеть перед ним, затем медленно перемещать ее то влево, то вправо, вверх, вниз, и смотреть следит ли за ней малыш.

Зрение.

Казалось, ребенок видит сразу, как родился. Но это не так. К 4 месяцам у ребенка появляется интерес к ярким и красочным предметам. Для стимуляции зрения необходимо вблизи его нахождения развешивать картинки с изображением ярких и сочных предметов. Для начала лучше использовать теплые тона – красный, желтый. Их малыш лучше воспринимает.

Слух.

В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие. Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи. Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.

Сон.

К 4 месяцам количество часов, отводящихся на сон ребенку, уменьшаются. В среднем ребенок спит 12-15 часов. 10 часов приходятся на ночной сон. Он может быть непрерывный или же с прерыванием 1-2 раза на ночное кормление. Остальные часы должны быть распределены на дневной сон. В этом возрасте необходимо ребенка начинать приучать к режиму сна. Это облегчит его засыпание в одно и то же время. Некоторые дети к 4 месяцам могут ночью и не просыпаться. Этого пугаться не нужно и будить ребенка также не стоит. Укладывать ребенка необходимо к 21.00-22.00 часам. Это самое лучшее время для засыпания и восстановления детского организма.

Читайте также:  Карта обследования физического развития ребенка в доу

Кормление.

Кормление ребенка может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудное вскармливание означает, что ребенок питается исключительно грудным материнским молоком. Искусственное питание состоит только из молочных адаптированных смесей. Смешанное питание включает в себя и грудное вскармливание и докармливание молочной смесью.

Режим кормления при грудном вскармливании может быть по требованию ребенка, либо по часам. Как правило, ребенок в 4 месяца кушает каждые 1,5-2 часа. Грудное молоко содержит все необходимые малышу витамины, макро- и микроэлементы. Если ребенок набирает вес, кушает хорошо, значит, молоко жирное и имеет все полезные вещества. Молочная смесь используется тогда, когда у мамы мало молока или по каким-то причинам оно не насыщает ребенка.

В 4 месяца можно начинать понемногу давать малышу соки или пюре. Рекомендуется начинать с яблока. Первый раз не рекомендуется давать много пюре. Начинать нужно с 1 чайной ложки и наблюдать, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Каждый следующий продукт нужно также вводить по 1 ложке и смотреть на реакцию ребенка.

Как помогать ребенку развиваться?

Необходимо как можно больше продолжать общаться с ребенком посредством восклицаний: «Ой-ой-ой!», «Ай!», «Ох!» Малыш должен слышать разговоры разных людей, радио, звук пылесоса и др. Все члены семьи должны быть вовлечены в процесс ухода за ребенком, чтобы так у них сложились близкие отношения.

Необходимо показывать малышу, как играть с игрушками, как держать их и хватать, как извлекать из нее звуки. С помощью игрушки учите его поворачиваться со спины на животик и наоборот. Самые любимые игрушки ребенка в 4 месяца – это его пальчики на ручках и ножках. Рекомендуется играть с ручками малыша, поднося их к своему лицу. Можно вложить ручки малыша в свои и хлопать в ладоши. Малыш должен самостоятельно выбирать игрушки, какие он хочет. Необходимо выложить перед ним несколько игрушек и позволить ему выбрать. Особое удовольствие малышу доставляют мыльные пузыри.

Источник

Новоиспеченные родители сверяют развитие ребёнка в 4 месяца с утверждёнными нормами. Любые изменения в поведении первенца подмечаются и делятся на «хорошо» и «плохо». Перед тем, как стремглав бежать к педиатру, разберитесь, что считается нормой, а что он ещё может не уметь, и когда по-настоящему нужно беспокоиться.

Содержание:

Физическое развитие

Первый год жизни малыша старайтесь уделять всё свободное время не домашним заботам, а новому члену семьи.

Физические способности

Малыш самостоятельно или с поддержкой взрослого переворачивается на живот или с живота на спину. Ощупывает всё, что попадётся под руки, а если ничего нет, облизывает пальцы, пытается ртом дотянуться до ножки или кусает кулачок. На фоне того, как появляются новые физические возможности, исчезает гипертонус ножек. Он активно ими дрыгает и пытается перенести на них вес всего тела.

Появляется активное слюноотделение, как ответ иммунной системы на вторжение микробов, попадающих в организм вместе с предметами, которые малыш тянет в рот. Это неконтролируемый физиологический процесс.

Отличия мальчиков и девочек

Не забывайте про разницу между полами. В младенчестве девочки опережают мальчиков в развитии. Норма – отставание между ними в 4 недели. Также отличается их вес и рост.

Физическое развитие ребёнка в 4 месяца:

ПоказателиМальчикиДевочки
Вес5,5-6,7 кг5,4-7,0 кг
Рост58,7-64,5 см58,4-64 см
Окружность головы41,5 – 42,5 см
Окружность грудной клетки43-44 см

Учитывайте, что индекс массы вычисляется по сложной формуле. Индекс массы тела представляет собой отношение массы тела (кг) к длине тела в положении лежа или росту в положении стоя (м). Если малыш рослый, то он должен много весить, и наоборот. Вес напрямую зависит от роста.

Ребёнок большую часть времени всё ещё проводит в кроватке или на руках родителей, поэтому растрачивает мало энергии, из-за чего быстро набирает вес. С дня рождения он в среднем набирает 3 кг и вырастает на 10 см.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Основные движения:

  • переворачивается на живот;
  • сгибает руки в локтях;
  • тянется одной рукой в сторону заинтересовавшего предмета;
  • лёжа на спине, отрывает голову и плечи от поверхности или хватается за пальцы взрослого, пытаясь подняться;
  • лёжа на животе, запрокидывает голову назад в попытке рассмотреть предметы перед собой;
  • может держать мяч ногами или дотрагиваться одной стопой до другой;
  • тянется до бутылочки или груди мамы во время кормления.

На 4 месяц жизни в приоритете координация движения глаз и рук.

Рефлексы

Рефлексы, которые постепенно теряют дети:

  • хватательный – благодаря этому рефлексу новорождённые обезьянки крепко держатся за шерсть мамы. К 3-4 месяцам этот рефлекс замещается умением брать что-нибудь в руки, подстраивая ладонь под размер предмета;
  • защитный (если вы положите ребёнка на живот, он рефлективно выполнит поворот головы, чтобы не задохнуться, со временем рефлекс замещается уверенным держанием головы);
  • поисковый (особенно заметен за 30 минут до кормления – при надавливании на середину губы открывается ротик в поисках соска или бутылочки, со временем этот рефлекс перерастёт в навык открывания рта при поднесении ложки);
  • хоботковый (при лёгком ударе пальцем по губам, происходит их вытягивание хоботком или трубочкой);
  • ладонно-ротовой (при надаваливании большими пальцами на ладонь, ребёнок поворачивает голову к этой ладони и открывает рот. Тревожными звоночками может являться то, что данный рефлекс не исчезает в 4 месяца, в этом случае лучше посетить невролога, так как это может стать причиной задержки речевого развития или же признак поражения ЦНС).
Читайте также:  Большие карточки для развития ребенка

Каждый исчезающий рефлекс замещает новый навык с более сложной реакцией и поведенческим комплексом. Может сохраняться шаговый рефлекс, при котором малыш пытается становиться на ножки в момент, когда его удерживают в вертикальном или слегка наклонённом вперёд положении. Если он слышит резкий звук или удар по поверхности возле него, то проявляется рефлекс Моро. Оба эти рефлексы могут частично оставаться или уже полностью отсутствовать. И в том, и в другом случае это не считается отклонением.

Интеллектуальное развитие

Когда первый триместр позади, младенец начинает активно интересоваться окружающими предметами. Поддерживайте проявляющийся интерес, отправляясь с ребёнком на «экскурсию» по дому. Показывайте ему и давайте подержать различные предметы, проговаривая их названия. Пролистывайте вместе с ним первые книжки с картинками. Пока активно развивается слух напевайте песенки или рассказывайте разные истории.

Последние исследования ВОЗ (2019 г.) рекомендуют для обеспечения психического здоровья ребёнка:

  • заниматься разнообразными способами физической активности (игра на полу, взаимодействие со взрослыми);
  • не оставаться в ситуации ограниченной подвижности более 1 часа подряд во время бодрствования (в колясках, детских шезлонгах, автокреслах);
  • не проводить время у экранов, а лучше заменить такое свободное время общением с взрослыми;
  • получить 12-16 часов качественного здорового сна (ночной+ дневные сны).

Соблюдение данных рекомендаций позволит вырастить психологически и интеллектуально здорового ребёнка.

Психоэмоциональное состояние

На 4 месяце жизни ребёнок начинает лучше ориентироваться в пространстве и узнавать знакомые лица. При встрече с близкими он расплывается в улыбке, активно шевелит руками и ногами, издаёт раздельные бессвязные звуки, чтобы выразить свою радость. Он уже может определить, кто из окружающих мама. От него можно услышать не только отдельные звуки, но и краткие слоги, отдаленно похожие на произношение «ма», «па» или «ба». Слово «мама» он, конечно, ещё не говорит, но взрослые видят в его звуках первые зачатки членораздельных слов.

Кроха ярко выражает эмоции, и родитель может отличить их. Сразу понятно, когда ребёнок радуется, сердится или чего-то боится. В течение дня он активно проявляет интерес к своим рукам и ногам и замирает на секунду, когда кто-то произносит его имя. Воспринимает музыку и оборачивается в сторону, откуда доносится голос или источник звука.

К 4 месяцам зрение малыша становится похожим на зрение взрослого. Ребёнок различает красный, синий и жёлтый цвета, но утомлять его глаза и нервную систему разноцветными игрушками не нужно.

Сон, питание и распорядок дня

В возрасте 4 месяцев ребёнка держат на естественном вскармливании, а если оно невозможно, то готовят молочную смесь и начинают давать понемногу овощного пюре или каши. Прикорм нужно вводить после рекомендации педиатра, давая в начале не больше 1 чайной ложки пюре в сутки. Прикорм увеличивают каждый день, доводя до 100 г в сутки.

Частота приёмов пищи постепенно сокращается. Достаточно 5-разового естественного кормления с последним приёмом молока в 20:00 или 21:00 или 6-разового кормления молочными смесями с интервалом в 3-3,5 часа между приёмами пищи. После вечернего «перекуса» малыш спокойно спит до 10 часов.

В основном дети постепенно перестраиваются на новый график питания. Переходный период может затянуться до 5-6 месяцев. В этом время они просыпаются по ночам, чтобы покушать. Не игнорируйте их потребности, но вместо грудного молока или молочной смеси давайте детский чай или разбавленный сок. Со временем они привыкнут к новому кормлению и будут спать до утра.

В 4 месяца ребёнка нужно учить, когда время для бодрствования, а когда для сна. В этом возрасте нужно придерживаться строго определённого графика. Не нужно соблюдать расписание поминутно, достаточно изо дня в день повторять одну и ту же последовательность действий.

Ежедневно кроха должен:

  • летом находиться на свежем воздухе не менее 3-4 часов в сутки, зимой – 1-2 часа. Прогулки укрепляют иммунитет и позволяют изучать окружающий мир;
  • слышать голос родителей, читающих короткие стишки или поющих песни;
  • играть с несколькими погремушками, различающимися формой, цветом или издаваемыми звуками;
  • заниматься гимнастикой после побуждения или в обед;
  • купаться в ванночках с травяными отварами, хвойными экстрактами или морской солью. Любые добавки нужно вводить с разрешения врача.
Читайте также:  Консультации на тему устное народное творчество в развитии речи ребенка

Приблизительно придерживайтесь следующего распорядка дня:

ВремяЗанятие
7:00Подъём, умывание и кормление
7:30Игры в кроватке
8:00Сон
9:30Кормление и бодрствование
10:30Прогулка на улице, во время которой ребёнок может заснуть
12:00Кормление и гимнастика
14:00Прогулка на улице со сном
16:00Кормление, игры со взрослыми или прослушивание музыки
18:00Сон
19:00Малоподвижные игры и общение со взрослыми
20:00Кормление, купание и подготовка ко сну
21:00Ночной сон
01:00По требованию питье чая или компота (желательно, без сахара)

Если к распорядку дня можно приучить малыша, то питание и сон зависит от физиологии. Дети, рождённые раньше срока или рождённые в срок, но в большом весе, могут отставать от сверстников.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский рекомендует больше играть и говорить с ребёнком, меняя интонацию, громкость и темп речи. Он уже начинает осознавать себя среди окружающих и распознавать мамин голос. Включайте разную музыку и давайте играть с музыкальными игрушками. Поощряйте малыша, если он проявляет интерес к окружающим предметам. Посмотрите видео Комаровского на эту тему.

Отклонения, которые должны вызвать тревогу

Появление новых рефлексов и навыков у детей происходит индивидуально, а не строго по графику. Переживать нужно, если они не появляются через 1,5-2 месяца после достижения 4 месяцев. Обращайте внимание на следующие факторы:

  • ребёнок не охотно двигается, в основном лежит и не переворачивается на бок;
  • не умеет держать голову;
  • вместо гуления продолжается крик с периодами молчания;
  • не обращает внимание на появление новых звуков или включившейся музыки;
  • не проявляет никаких эмоций при виде матери или её голоса;
  • улыбка появляется редко и скорее произвольно, без повода;
  • нет интереса к окружающим предметам и своему телу.

Отклонения от нормы могут быть замечены близкими или педиатром на плановом осмотре. Если малыш не может делать то, что должен уметь в этом возрасте, обратитесь к врачу. Он направит на консультацию к неврологу.

Как помочь в развитии и не навредить своему ребёнку?

Узнайте, что должен уметь ребёнок в 4 месяца и помогите ему развивать формирующиеся навыки. Во время игр, даже если он «качает» пресс, пытаясь приподняться, не давайте ему садиться. Слабый позвоночник не выдержит такой нагрузки, к тому же девочкам положение сидя в этом возрасте строго запрещено из-за риска неправильной закладки матки, а впоследствии проблем с зачатием и родами. Целенаправленное желание присесть формируется к 5 месяцам. До того займитесь массажем, укрепляющим мышцы.

Возраст 4 месяца позволяет развивать:

  • мелкую моторику;
  • координацию движений;
  • зрительную память;
  • внимание;
  • развитие речи.

Время бодрствования увеличивается, и его можно провести за совместными играми.

Координацию движений можно развивать с помощью подвешенных над кроваткой мячиков или погремушек. Они должны висеть достаточно низко, чтобы малыш смог пинать их при подъёме ножек. Если нет возможности подвесить, то поставьте в кроватку неваляшку или положите мячик.

Развивая слух и внимание, можно параллельно удовлетворить потребность ребёнка ощупать всё вокруг. Давайте малышу играть с клавишными музыкальными инструментами. Игрушечное пианино, издающее разные звуки при нажатии клавиш, доставит много радости. Такая игра научит ребёнка связывать звук с движениями пальцев.

Используйте предметы разной формы и текстуры для развития мелкой моторики:

  1. Возьмите кубики или шарики небольшого диаметра. Подкладывайте их под ручки, следите, чтобы пальчики обхватывали всю поверхность предмета.
  2. Давайте крохе гладкие, шероховатые, мягкие, твёрдые, пушистые и слегка колючие предметы. Оглянитесь вокруг – вас повсюду окружают перечисленные предметы. Купите тактильные мешочки в магазине или сделайте их сами, наполнив мешочек из ткани гречкой, фасолью, горохом и другими крупами. Их можно использовать в играх и массаже.

Развитый навык узнавания звуков можно закрепить их повторением. Привлеките внимание крохи звоном колокольчика, а потом словесно повторите прозвучавший звук. Так вы заложите фундамент для произношения звуков и слогов.

Родители должны знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы быстро отреагировать в случае, если он запаздывает в развитии. Если уже пошёл первый день 5 месяца, то паниковать рано, а вот когда время перевалит за полгода, то пора бить тревогу.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!

Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Загрузить приложение

Источник