Ребенок 4 месяца развитие ноги

В 4 месяца ребенок начинает приобретать определенные навыки. По ним можно понять на какой стадии развития он находится.
Что же должен уметь малыш в 4 месяца:
- держать головку в течение 15-25 секунд;
- с положения на животике перевернуться на спину или хотя бы на бок;
- хватать и удерживать в ручке игрушку или какой-либо предмет в течение 20 секунд;
- разжимать пальчики рук;
- тянуться к висячим игрушкам;
- оживление при кормлении – желание держать бутылочку или грудь;
- при взятии малыша на руки и опускании на ножки должно быть отталкивание пальчиками ножек;
Физические параметры ребенка в 4 месяца.
Необходимо указать, что физические параметры мальчиков и девочек в одном и том же возрасте отличаются. Так, рост мальчиков должен быть в пределах от 61,8 до 66 см. Рост девочек от 59,9 до 64,3 см. Вес мальчика от 6,3 до 7,8 кг. Вес девочек от 5,7 до 7,3 кг. Незначительные отклонения от этих норм не является отставанием в развитии.
Рефлексы в 4 месяца.
Развитие ребенка в 4 месяца не останавливается ни на секунду. Каждый день малыш учится чему-то новому. Старые рефлексы сменяются новыми. Это нормальное состояние.
- Рефлекс Бауэра – малыш пытался ползти вперед, когда чувствовал, что ножки обо что-то упираются. К 4 месяцам рефлекс либо совсем исчезает, либо ребенок старается самостоятельно ползти.
- Рефлекс Моро – когда при внезапном резком хлопке или звуке малыш скидывал ручки и разжимал кулачки, а затем возвращаться в исходное положение. К 4 месяцам рефлекс почти не сохраняется.
- Рефлекс Робинсона или хватательный – малыш старается дотянуться до близлежащих предметов и ухватиться за них.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 4 месяца.
Малыш развивается не только физически, но и эмоционально. Если пристально наблюдать за ребенком, можно даже заметить проявление его характера. В 4 месяца у ребенка начинают появляться первые эмоции. Ему может быть интересно, весело, смешно, или же наоборот скучно, грустно, обидно.
Ребенок проявляет активность в течение дня. Машет ручками и ножками, радостно смотрит на маму и смеется. Реагирует на голос мамы, на новые игрушки. Начинает узнавать родных и близких людей, которых он видит чаще всех остальных. Можно проверить, узнает ли малыш, к примеру, папу. Надеть капюшон или очки, а затем снять. Когда перед малышом предстанет привычный для него образ, на его лице сразу появляется улыбка и радость.
Ребенок начинает осознавать, когда его зовут по имени. Поэтому рекомендуется чаще звать его по имени. Ребенок может вести «разговоры», как-бы отвечая. Рекомендуется чаще общаться с малышом, как-бы ожидая от него ответа. Ежедневные повторяющиеся действия малыш начинает запоминать. Это идет ему на пользу. Ему интересно все вокруг, в том числе и его собственные ручки и ножки. Малыш может долго рассматривать пальчики, или дотягиваться пальчиками ножек до ротика, пробуя их на вкус. У малыша развивается наблюдательность. Он прислушивается к любым звукам и старается понять, откуда они исходят. Необходимо погремушкой звенеть перед ним, затем медленно перемещать ее то влево, то вправо, вверх, вниз, и смотреть следит ли за ней малыш.
Зрение.
Казалось, ребенок видит сразу, как родился. Но это не так. К 4 месяцам у ребенка появляется интерес к ярким и красочным предметам. Для стимуляции зрения необходимо вблизи его нахождения развешивать картинки с изображением ярких и сочных предметов. Для начала лучше использовать теплые тона – красный, желтый. Их малыш лучше воспринимает.
Слух.
В 4 месяца слух ребенка становиться более развитым, и ребенок начинает различать голос мамы и папы. Услышав знакомый голос, малыш будет искать взглядом, откуда издается звук. Необходимо включать малышу ритмичную музыку, так как музыка в этом возрасте благотворно влияет на его развитие. Часто повторяемые слова малыш начинает запоминать и даже где-то пытается их по-своему отобразить. Необходимо как можно больше общаться с ребенком и рассказывать ему даже самые простые вещи. Рекомендуется читать много книжек ребенку, и лучше для его восприятия будет чтение с интонацией и чтение с различными тембрами голоса.
Сон.
К 4 месяцам количество часов, отводящихся на сон ребенку, уменьшаются. В среднем ребенок спит 12-15 часов. 10 часов приходятся на ночной сон. Он может быть непрерывный или же с прерыванием 1-2 раза на ночное кормление. Остальные часы должны быть распределены на дневной сон. В этом возрасте необходимо ребенка начинать приучать к режиму сна. Это облегчит его засыпание в одно и то же время. Некоторые дети к 4 месяцам могут ночью и не просыпаться. Этого пугаться не нужно и будить ребенка также не стоит. Укладывать ребенка необходимо к 21.00-22.00 часам. Это самое лучшее время для засыпания и восстановления детского организма.
Кормление.
Кормление ребенка может быть грудным, искусственным или смешанным. Грудное вскармливание означает, что ребенок питается исключительно грудным материнским молоком. Искусственное питание состоит только из молочных адаптированных смесей. Смешанное питание включает в себя и грудное вскармливание и докармливание молочной смесью.
Режим кормления при грудном вскармливании может быть по требованию ребенка, либо по часам. Как правило, ребенок в 4 месяца кушает каждые 1,5-2 часа. Грудное молоко содержит все необходимые малышу витамины, макро- и микроэлементы. Если ребенок набирает вес, кушает хорошо, значит, молоко жирное и имеет все полезные вещества. Молочная смесь используется тогда, когда у мамы мало молока или по каким-то причинам оно не насыщает ребенка.
В 4 месяца можно начинать понемногу давать малышу соки или пюре. Рекомендуется начинать с яблока. Первый раз не рекомендуется давать много пюре. Начинать нужно с 1 чайной ложки и наблюдать, как реагирует организм ребенка на новый продукт. Каждый следующий продукт нужно также вводить по 1 ложке и смотреть на реакцию ребенка.
Как помогать ребенку развиваться?
Необходимо как можно больше продолжать общаться с ребенком посредством восклицаний: «Ой-ой-ой!», «Ай!», «Ох!» Малыш должен слышать разговоры разных людей, радио, звук пылесоса и др. Все члены семьи должны быть вовлечены в процесс ухода за ребенком, чтобы так у них сложились близкие отношения.
Необходимо показывать малышу, как играть с игрушками, как держать их и хватать, как извлекать из нее звуки. С помощью игрушки учите его поворачиваться со спины на животик и наоборот. Самые любимые игрушки ребенка в 4 месяца – это его пальчики на ручках и ножках. Рекомендуется играть с ручками малыша, поднося их к своему лицу. Можно вложить ручки малыша в свои и хлопать в ладоши. Малыш должен самостоятельно выбирать игрушки, какие он хочет. Необходимо выложить перед ним несколько игрушек и позволить ему выбрать. Особое удовольствие малышу доставляют мыльные пузыри.
Источник
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука – рука – рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука – стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник
Физическое развитие ребенка в 4 месяца
С 4 до 5 месяцев развитие ребенка активно продолжается. Он продолжает набирать вес и прибавляет около 650-700 г. В 4 месяца ребенок должен весить 6-6,5 кг. Но нужно учитывать, что масса тела младенца зависит от многих факторов, в том числе:
- Пол. Девочки обычно прибавляют в весе не так быстро, как мальчики.
- Исходный вес при рождении. Если ребенок родился крупным, то и к 4 месяцам он будет весить больше своих сверстников.
- Питание.
На заметку родителям
Ожидаемый вес ребенка рассчитывается по формуле: n + 600 + 800 + 800 + 750, где n – это масса тела при рождении. Например, если малыш родился с весом 3600 г, то к возрасту 4 месяцев он должен весить 6550 г. Далее грудничок будет прибавлять на 50 г меньше каждый месяц. Например, к 5-му месяцу он добавит 700 г, к 6-му – только 650 г, к 7-му – 600 г и т. д. Эти расчеты актуальны до конца первого года жизни.
Рост ребенка в 4 месяца увеличивается на 2,5 см по сравнению с предыдущим. Теперь малыш будет медленнее прибавлять в росте, чем в первые три месяца жизни.
Голова ребенка в 4 месяца достигает величины 39-40 см. Окружность груди также составляет 38-39 см. Каждый месяц ребенок прибавляет по 1-1,5 см по этим показателям. Разницы между девочками и мальчиками нет.
Вес, рост и другие параметры измеряется медицинская сестра при каждом осмотре. До года рекомендуется показывать ребенка врачу каждый месяц – даже если ничего не беспокоит. Если есть жалобы, стоит проконсультироваться с педиатром вне установленного графика.
Нервно-психическое развитие ребенка в 4 месяца
Оценить развитие 4-х месячного ребенка вам поможет таблица. В ней представлены все параметры, которые оценивает педиатр при плановом медицинском осмотре.
Календарь развития ребенка в 4 месяца
Показатели
Норма развития ребенка в 4 месяца
Зрительные реакции
Узнает мать, радуется при ее приближении
Слуховые реакции
Находит глазами источник звука, который ранее не было видно
Эмоции
Реагирует в ответ на общение с ним, громко смеется
Общие движения
Хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе. Появляется опора на ноги
Движения рук
Рассматривает игрушку, висящую рядом с ним. Может захватить ее рукой и раскачать
Развитие активной речи
Гуление
Навыки
Придерживает грудь матери или бутылочку со смесью
Теперь вы знаете, что умеет грудной ребенок в 4 месяца и можете ориентироваться на нормы, разработанные педиатрами. Помните, что они не отличаются для мальчиков и девочек – в этом возрасте дети развиваются примерно в одинаковом темпе. Если вам кажется, что малыш отстает или опережает своих сверстников – обратитесь к врачу. Возможно, это всего лишь особенность вашего ребенка, но порой за этим скрываются серьезные состояния, и важно их не пропустить.
Питание ребенка в 4 месяца
Согласно рекомендациям ВОЗ, ребенок в 4-5 месяцев должен быть полностью на грудном вскармливании. Прикорм пока не вводится.
Важно!
В 4-6 месяцев у ребенка появляется пищевой интерес. Он интересуется тем, что ест мама, тянется к ее пище, пытается попробовать на вкус. Следите за тем, чтобы малыш случайно не проглотил крупные куски и не съел еду, не предназначенную ему по возрасту.
Уход за грудничком
Чтобы психическое и физическое развитие было благополучным, младенец должен находиться в комфортных условиях.
Рекомендуется:
Создать оптимальный микроклимат в помещении: температура воздуха 20-22 °C, влажность – 40-60%.
Ежедневно гулять на свежем воздухе не менее двух часов.
Ежедневно купать ребенка в простой воде или с добавлением отваров трав.
Следить за чистотой одежды и пеленок, регулярно менять подгузники, не дожидаясь переполнения.
Уход за ребенком в этом возрасте можно поручить отцу. Важно, чтобы он наравне с матерью участвовал в жизни младенца и поддерживал с ним постоянный контакт. В будущем это поможет выстроить доверительные отношения в семье.
Режим дня ребенка в 4 месяца
Развитие грудничка в 4 месяца становится все более активным. Он все чаще бодрствует, изучает окружающее пространство, интересуется тем, что находится в пределах вытянутой руки. У него уже есть собственный ритм сна и бодрствования. Как правило, ребенок спит три раза на протяжении дня и уже может спать всю ночь до утра. Если малыша находится на грудном вскармливании, он может просыпаться ночью на одно-два кормления.
Здоровье: о чем следует помнить
Вот что больше всего волнует родителей:
Могут ли у ребенка появиться зубы в 4 месяца?
Как правило, первые зубы появляются у грудничка в 6-8 месяцев – и обычно это верхние или нижние резцы. Но иногда они режутся раньше. Это вариант нормы, однако порой ранние зубки доставляют дискомфорт младенцу. Проконсультируйтесь по этому вопросу с детским стоматологом.
Может ли ребенок сидеть в 4 месяца?
По мнению педиатров, садиться ребенок должен в 6-7 месяцев. В более раннем возрасте дети обычно только пытаются опираться на колени, раскачиваются и иногда делают упор на бедро. Но если ребенок хочет сидеть в 4 месяца – вам не удастся его переубедить, и он непременно сделает это сам. А вот форсировать события и присаживать ребенка раньше срока не стоит: неокрепшая костно-мышечная система может не справиться с такой нагрузкой.
Что делать, если ребенок не переворачивается?
Активно переворачиваться ребенок будет в возрасте 5-6 месяцев. Сейчас он только учится владеть своим телом. Не нужно торопиться, но можно ему помочь. Аккуратно перекиньте ногу младенца на бок, чуть подтолкните его в нужном направлении, помогите перевернуться на живот. Со временем малыш запомнит последовательность действий и будет делать это самостоятельно.
Что делать, если ребенок часто срыгивает?
Здоровый ребенок может срыгивать немного молока после каждого кормления. Но если пища выходит обильно, фонтаном, малыш беспокоится и плачет после еды – покажитесь врачу.
Что делать, если ребенок в 4 месяца кричит?
В первую очередь – покормить, переодеть в сухое, согреть. Если это не помогает, нужно искать причину. Дети не кричат просто так: они сообщают о дискомфорте. Ребенок может быть испуган, у него может болеть живот, он может хотеть спать – но не в силах уложить себя сам. Попробуйте разобраться, что мешает вашему малышу, а если не получается – проконсультируйтесь с педиатром.
Каким должен быть стул и мочеиспускание ребенка в 4 месяца?
Частота дефекации в этом возрасте совпадает с частотой кормления. Стул у ребенка должен быть кашицеобразным. Мочится грудничок до 10-15 раз в сутки, без боли и дискомфорта.
Итак, вы знаете, что делает малыш в 4 месяца, как происходит его ранее развитие и на что следует обратить внимание при уходе на ним. Цените это время – оно быстротечно, и уже совсем скоро ваш грудничок научится вставать, ходить, а затем и вовсе начнет осваивать мир за пределами комнаты. Сохраняйте в памяти эти мгновения – и пусть они согревают вас даже спустя долгие годы.
- 1. Арутюнян К.А., Бабцева А.Ф., Романцова Е.Б. Физическое развитие ребенка. Учебное пособие, 2011.
- 2. Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для медицинских сестер и фельдшеров. 2-е издание, переработанное и дополненное. Омск, 2017.
- 3. Информационный бюллетень ВОЗ.
- Врач акушер-гинеколог (ЮУГМУ, педиатрический факультет, специализация на кафедре акушерства и гинекологии)
Другие статьи автора
Источник