Ребенок 4 года весь день лежит
Родителей беспокоит любая угроза здоровью малыша, поэтому они обращают внимание на все неприятные симптомы. Когда у ребенка слабость и сонливость без температуры — это тревожный сигнал. Он может свидетельствовать о серьезных неполадках в работе организма.
Основные симптомы
У детей первого года жизни определить такое состояние сложно. Чаще всего оно проявляется отсутствием аппетита, вялостью и чрезмерной сонливостью. Симптомы иногда наблюдаются при прорезывании нижних и верхних зубов.
Признаки легко спутать с началом простуды или инфекционного процесса. Точную причину может определить только педиатр, внимательно изучив физическое состояние малыша и проанализировав его поведение.
Когда ребенок начинает ходить и умеет разговаривать, выявить симптомы патологической слабости проще. Упадок сил проявляется:
- отказом от подвижных игр в дневное время;
- излишней возбужденностью и раздражительностью;
- капризностью, беспричинными слезами;
- сонливостью.
Нередко дети с трудом засыпают по вечерам, беспокойно спят, но утром их сложно поднять с кровати.
Слабость и усталость пагубно влияют на защитные силы организма. Иммунная система не способна отражать атаки вирусов, поэтому малыш чаще простужается.
Возможные причины
Предпосылки для развития хронической усталости у ребенка можно условно разделить на две группы. В первую входят физиологические причины, влияние которых просто откорректировать:
- умственное или физическое перенапряжение;
- чрезмерные нагрузки в школе;
- неправильный режим дня;
- несбалансированный рацион;
- гормональная перестройка организма;
- нехватка витаминов.
Ко второй группе относятся патологические состояния, опасные для здоровья и вызывающие серьезные осложнения. На них лучше остановиться подробнее.
Инфекционные заболевания
Воспалительный процесс — распространенная причина упадка сил. В первые дни заболевание может протекать без температуры, проявляясь:
- сонливостью в светлое время суток;
- головными болями;
- отказом от пищи;
- темными кругами вокруг глаз;
- плохим настроением и раздражительностью.
Постепенно развитие инфекции вызывает интоксикацию организма. У ребенка повышается температура, он жалуется на мышечные боли, ломоту в костях.
Отличительной чертой респираторного заболевания является заложенность носа, кашель, увеличение лимфоузлов.
Сонливость — один из симптомов:
- ОРВИ;
- гриппа;
- отита;
- ангины;
- краснухи;
- кори;
- ветрянки.
После окончания ОРВИ и гриппа признаки усталости проходят не сразу. Восстановительный период зависит от состояния иммунной системы.
Патологии крови
Детские болезни крови опасны для здоровья, поэтому нужно внимательно присматриваться ко всем изменениям в состоянии ребенка, чтобы не пропустить начало патологического процесса.
Некоторые болезни, например, лейкоз, поражают органы кроветворения и костный мозг. Нарушается развитие лейкоцитов, организм страдает от нехватки кислорода. Болезнь проявляется:
- вялостью, усталостью;
- плохим аппетитом;
- бледностью;
- увеличением лимфоузлов;
- ломкостью ногтей и волос;
- чрезмерной чувствительностью кожи;
- учащенным сердцебиением;
- простудами.
Еще одна опасная патология крови — анемия, или нехватка эритроцитов и гемоглобина. У детей часто диагностируется железодефицитная анемия, спровоцированная недостатком железа. Основной причиной болезни считается неправильное питание. Ее можно распознать по таким признакам:
- быстрая утомляемость;
- частые обмороки;
- капризность;
- раздражительность;
- сонливость.
Причины анемии нужно срочно устранить. Длительная нехватка железа в организме отрицательно влияет на работу сердца и может привести к дистрофии миокарда.
Болезни щитовидной железы
Нарушение функции щитовидной железы ухудшает метаболические процессы, работу нервной системы и других органов. Развитию заболевания способствуют плохая экология, недостаток йода или селена в организме, инфекции.
Врачи выделяют общие симптомы патологии:
- нарушение сна;
- слабость;
- отечность;
- перебои сердечного ритма;
- подавленное настроение;
- раздражительность;
- утомляемость;
- ожирение.
Дети, страдающие заболеваниями щитовидной железы, хуже усваивают информацию в школе, плохо едят, нередко мочатся в кровать по ночам.
Наиболее опасны для детей:
Реклама:
- первичный и вторичный гипотиреоз;
- диффузный и узловой зоб;
- тиреоидит.
Нейроциркуляторная дистония
Патология чаще встречается у школьников. Нейроциркуляторную дисфункцию называют вегетососудистой дистонией. Это рецидивирующие головные боли. Они могут стать следствием психоэмоциональных расстройств и нервного напряжения.
Боль локализуется на затылке или на лбу. Нередко симптомы появляются на фоне солнечной активности или изменения погодных условий. В большинстве случаев боль успокаивается после сна, но иногда отдых не помогает и ребенку необходимы медикаментозные препараты.
Симптомы нейроциркуляторной дистонии сопровождаются:
- головокружениями;
- тревожностью;
- нарушением сна;
- упадком сил;
- апатией;
- учащенным пульсом;
- потливостью;
- скачками давления.
Электролитные расстройства
Нарушение электролитного баланса происходит по разным причинам. Частыми предпосылками являются нехватка жидкости и неправильный рацион, ограничивающий употребление калия и кальция.
В некоторых случаях электролитный обмен ухудшается по вине заболеваний желудочно-кишечного тракта. Тогда недомогание сопровождается поносом, рвотой и сонливостью.
Нехватка жидкости в организме проявляется:
- онемением тела;
- отсутствием аппетита;
- тошнотой;
- редким мочеиспусканием;
- постоянной жаждой;
- аритмией;
- усталостью;
- апатией.
Миастения
Аутоиммунное заболевание, характеризующееся слабостью мышц и патологической усталостью, называется миастенией. Оно протекает без температуры и часто является врожденным. Начальные симптомы могут проявиться в конце первого года жизни, когда начинают резаться зубы. У малышей наблюдаются:
- ухудшение функции жевательных мышц;
- невнятность речи;
- сильная утомляемость мышц тазового дна;
- двигательные расстройства.
Если болезнь не лечить, симптомы усиливаются. Нервно-мышечные связи нарушаются. Могут появиться проблемы с дыханием, несущие серьезную угрозу ребенку.
Нарколепсия
Редкая патология центральной нервной системы, отличительным признаком которой является упадок сил,— нарколепсия. Этиология болезни точно не выяснена, но считается, что она обусловлена наследственным фактором.
Ученым известно, что нарколепсия развивается при нехватке гипокретина. Вещество ответственно за процесс засыпания и пробуждения человека. Заболевание часто сопровождается синдромом апноэ.
Свидетельствовать о наличии патологии может:
- вялость и апатия ребенка;
- жалобы на слабость мышц;
- частые падения на ровном месте;
- немотивированная агрессия;
- сонливость днем;
- трудности с засыпанием по вечерам;
- заторможенность;
- нарушение памяти;
- ухудшение внимания.
Главный признак нарколепсии — постоянное желание спать. Ребенок проваливается в сон по несколько раз в день и с трудом просыпается.
Депрессия
При нарушениях психоэмоционального характера у ребенка может возникнуть депрессия. На ее развитие часто влияют:
- ночной энурез;
- ссоры родителей;
- проблемы со сверстниками.
Депрессия вызывает апатию у ребенка. Он перестает интересоваться окружающим миром, становится безучастным и замкнутым. Ярким симптомом нарушения считается беспокойный сон по ночам, кошмары и сонливость в дневное время. Сопутствующими признаками являются:
- перепады настроения;
- слабость;
- отказ от еды;
- нежелание играть с друзьями;
- головные боли;
- раздражительность;
- высыпания на коже.
Чтобы помочь ребенку, необходима помощь психолога. Депрессия, особенно у подростков, очень опасна и может привести к серьезным последствиям.
Когда следует обратиться к врачу
Любое изменение в состоянии ребенка — повод проконсультироваться с педиатром. Болезнь проще лечить на начальной стадии, поэтому важно вовремя выявить патологический процесс.
Нужно вызвать скорую помощь, когда сонливость и упадок сил наблюдаются после травмирования головы, позвоночника или сопровождаются:
- расстройством стула;
- запором;
- редким или частым мочеиспусканием;
- бледностью кожи;
- заторможенностью;
- повышением температуры;
- нервным тиком;
- тошнотой, рвотой.
Каждый из этих симптомов — признак нарушений, поэтому медлить нельзя.
Слабую активность днем, мышечные боли и желание спать не стоит оставлять без внимания. Лучше перестраховаться, пройти обследование и оградить малыша от осложнений после болезни и других неприятностей.
Реклама:
Источник
Ребенок 4.4 года. Рост 112, вес 19. Стимуляция родов на 41 недели. Апгар 7/8. Сон сейчас ночной 8-9 часов, дневной 1,5-2 часа
Небольшое отставание в развитие на первом году жизни: голову держал с 3мес, перевороты 6 мес, сел в 9мес, в 11 встал, пошёл в 1,1 год, на улице с 1,6 (терял равновесие часто до этого).
С 2,5 лет
беспокойный сон-просыпание ночью с последующим бодрствованием до 2-3 часов, крики во сне.
С 3 лет
Понимание речи и речь отсутствовала. Поставили ЗПРР.
С 3,4 лет
начались приступы – В течение месяца было 8 приступов.
1 – в магазине (было жарко), ребенок странно наклонил голову, но шёл за родителями. Когда остановились и спросили в чем дело – не реагировал и закатил глаза на секунд 30. Потом сразу встал на ноги и пошли дальше.
2 – В метро вечером. Ребенок устал ехали домой. Сидел в вагоне. Стал вести как будто хочет спать, начал заваливаться сидя. Закатил глаза на минуту. Не понимал что говорят. Потом сразу стал сидеть нормально.
3 – вечером дома. Резкая агрессия – кидать стал игрушки. На вопрос что ты делаешь – начал руками махать и плечами пожимать (странные движения). Закатил глаза, перекос лица влево Мышечная слабость. На руках родителей обмяк. Глаза закрыл. Сидел на руках родителей с закрытыми глазами минут 15. Не давал себя положить на кровать. Мышечная слабость была.
4 – Перед дневным сном. Играл в игрушки. Потом стоя на ногах положил голову на кровать (а горизонтальном положении ее сделал). Когда подошла мама и обратилась к ребенку – поднял голову и началось закатывание глаз на 30сек-минуту. Обмяк на руках. Потом сразу снова очень бодрый.
5,6 – Такой же как и четвертый случай
7-такой же как четвертый случай, только перед вечерним сном.
8-были в общественном месте (в помещении). Играл с ребятками. Подошёл к маме, странно показал палец (мизинец) и дал маме руку. Закатил глаза и не реагировал ни на что. На руках не обмякал.
Был поставлен диагноз Эпилепсия
и назначен депакин хроносфера в дозе 23мг/кг/сут.
Далее в течение двух месяцев до 2-3 раз в неделю были-ребенок склонял голову и обмякал. При этом был в сознание (хотя не исключается секундная потеря сознания). Через 4 месяца
С 3,11 лет
– плохой сон, с последующими криками во сне, вертелся во сне (дергался), просыпался по середине сна. Увеличена доза Депакина Хроносферы 26мг/кг
С 4.1 лет
– Плохой сон остался, внезапные эпизоды слабости, сонливость в течение дня, добавились ночные страхи, красные глаза по утрам.
С 4.2 лет
– сон нормальный, сильные эпизоды – слабости ребенок мог целый день лежать на кровате и говорит “я спать”. Либо идёт на улице нормально, а потом ноги еле передвигает. Смена активной игры с сонливым состоянием ( до нескольких часов); Просто сонливый и нет желания ни на что в течение дня. Иногда голову кладет на что-то (как бы отдохнуть), редко взгляд становится как бы с помутнением в глазах (но в сознании); периодами начинает дергать глазам, строить гримасы и не может остановиться – показывая на меня, чтоб я так же делала.
Так же из диагнозов: ЗПР, ОНР 2, Стертая дизартрия, Аутичесткие черты личности. Частичное понимание простой речи, обращений. Предложения из 2-3 слов возможно “упи олет шарики” (купи фиолетовый шарик). На контакт идёт, но разборчиво (либо не идёт, либо через чур сильно идёт). Не понимание правил игры в игровой деятельности. Пирамидку, матрёшку собирает; цвета, формы знает, счёт до 10, знает буквы алфавита (по отдельности), знает название цифр до 30. Просьбы не выполняет. Не агрессивен.
Осмотры
Осмотр окулиста – Ou-ангиопатия сетчатки по дистоническому типу
Ортопед: Кифотическая осанка, Дисплазия т/б суставов, Плосковальгусные стопы.
Невролог: Не постоянно сходящееся косоглазие OS? зрачки D=S. Слабость мышц щек. Глоточный рефлекс средней живости. Диффузная мышечная гипотония. Сухожильные рефлексы с рук средней живости, с ног коленные слегка оживлены, ахилловы средней живости. Клонусов нет. Гипотрофии нет. Садится самостоятельно, кофузируя спину. Прыжки возможны. По лестнице передвигается. Мелкая моторика не достаточная. Ходьба с при согнутыми коленями, пружинная.
Сурдуролог- слух в норме
ЛОР – аденоиды 2 степени
Психиатр – F84.8
Обследования
ВМ-ЭЭГ – Эпилептических приступов, паттернов и эпилептиформной активности не зарегистрировано; Эпизоды двигательной активности расценены как парасомнии из группы расстройств пробуждения
МРТ головы – МР признаков структурных изменений головного мозга не выявлено. Двусторонний синусит, мастоидит;
Мр ангиография – снижен МР-сигнала кровотока в области левого латерального венозного синуса и левой яремной вены-затруднение венозного оттока слева? или гипоплазия левого венозного синуса?
УЗДС брахиоцефальных сосудов – патологическая деформация ВСА: слева и справа «S»- образные изгибы во втором сегменте участками сужения артерий до 3мм. Локально значимые перепады ЛСК в области деформаций. Обе ВСА малого диаметра. Ход позвоночных артерий в канале позвонков не достаточно прямолинейный. Вазоконстрикторные реакции по ПА, как проявление вертебро генного влияния. Правая ПА малого диаметра. Перепад ЛСК по левой ПА на уровне V3. Признаки затруднения венозного оттока по позвоночным венозным сплетениям;
ИХЛА – ТТГ – 3,38 мкМЕ/мл (0,34-5,60 норма), Т3 общий – 1,2 нг/мл (0,87-1,78 норма), Т4 свободный – 0,98 нг/дл (0,54-1,24 норма);
УЗИ щитовидной железы – структурной патологий не выявлено;
Рентген ШОП – Признаки нестабильности в С2-С3. ?? Спондиллолистез С3 (добавочный позвонок ?)
ЭХО-ЭГ – Смещение срединных структур головного мозга в пределах нормы (0,5мм). Умеренные признаки внутричерепной гипертензии.
Холтер мониторирование – проявление эктопической активности не обнаружено. Показатели в пределах возрастной нормы.
ЭКГ – Вертикальное положение ЭОС. Умеренная синусовая аритмия. Легкая брадикардия.
Денсометрия – Содержания кальция на нижних границах нормы
Анализы
Повышены КФК 287 (норма 0-145), ЛДГ 250 (норма 81-234)
Б/х крови норма. Гемоглобин 122, Глюкоза 5,2 и т.п.
Лактат с нагрузкой норма
Вопрос
Что это? Куда двигаться? В каком направлении искать “чудо таблетку” ?
Заранее спасибо всем кто откликнется.
Источник
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone
Источник