Ребенок 4 года спрашивает про смерть

Ребенок 4 года спрашивает про смерть thumbnail

: Время прочтения:

— Мама, а я умру? А когда ты умрешь, можно я буду носить твои сережки? А дедушка долго жил? А где он сейчас? — Такие вопросы часто ставят в тупик родителей детей 4–6 лет.

С мыслями о смерти непросто справиться и взрослым людям. А как объяснить все ребенку? И стоит ли… Давайте разбираться.

Как говорить с ребенком о смерти

Вы когда-нибудь думали, откуда берутся черепа?

Почему ребенок интересуется смертью

Ему интересно. Ребенок постоянно об этом думает и ищет ответы. Хорошо, что он пришел с вопросом к вам — значит доверяет.

Мысли о смерти у ребенка могут быть из-за горя, которое случилось с кем-то из близких, из-за просмотренного фильма или мультика, сказки, в которой погибает персонаж. Дети находят мертвых насекомых, играют с ними, спрашивают, почему жук не летает, будет ли ему больно, если его бросить на пол.

Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна.

Вопросами о смерти ребенок начинает интересоваться в возрасте примерно 4 лет. Он растет, все глубже изучает мир, начинает понимать, что все имеет начало и конец, осознает, что он и его близкие тоже будут существовать не всегда. Ребенок пытается переварить, осознать, принять непростую информацию: смерть есть, жизнь не бесконечна. С этой информацией нужно учиться жить дальше.

Почему родители боятся разговоров о смерти

Мамы и папы хотят дать ребенку самое лучшее: беззаботное детство, в котором нет страхов, потерь и смерти. Хотят подарить ему волшебный мир, где Дед Мороз приносит подарки, зубная фея меняет зубы на конфеты, где игрушки оживают ночью, а хомячок и любимая собачка уходят жить на радугу. Или просто уходят. В лес, в поле, в другой дом, к другому ребенку…

Фантазия родителей безгранична, но она не решает главную проблему. Нет больше любимого Шарика, ребенок его больше не увидит, ни через год, ни через десять лет. Он не вернется. Он больше ничего не чувствует, не просит косточку, не лает и не скулит.

Двоюродная бабушка не уехала в гости, не переехала жить на Камчатку. Ее больше нет. Нигде нет… Наверное, и у взрослых при чтении этих строк наворачиваются слезы. Что тут говорить о ребенке.

Как можно такими словами разрушить детский мир сказок и грез! Придет время, повзрослеет и сам все поймет. А сейчас путь верит в лучшее.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком.

За стремлением позаботиться о комфорте и душевном спокойствии ребенка скрывается родительская тревога — собственный страх смерти. Скорее всего родителей оберегали их родители, которые в свою очередь получили такой опыт от своих мам и пап.

Если мама боится даже думать о смерти, сложно будет говорить о ней с ребенком. Причем бережно и деликатно.

Взрослых больше всего в этом непростом вопросе пугает неизвестность. Никто не знает наверняка, что будет после того, как мы умрем. Мы можем только фантазировать и предполагать. Научно обоснованных теорий, доказанных фактов не существует. Оттуда еще никто не возвращался.

Очень хорошо иллюстрирует этот страх притча об осужденном к смертной казни, которому дали возможность выбора. Или смерть или выход в дверь. Но за дверью неизвестность. Осужденный выбрал смерть. А за дверью свобода. Только никто ее не выбирал, поскольку неизвестность страшнее смерти.

Ребенок же боится страшных конкретных картин, которые сам же и нарисовал в своем воображении. А уж о детском воображении все имеют представление. Уж чего только не напридумывают!

Поэтому с детьми особенно важно конкретно проговорить все страхи, ответить на все вопросы, которые задает ребенок, смягчить, заменить страшную картину на более приемлемую для ребенка.

«Молчание — золото». Насколько применимо это выражение к теме смерти

Шестилетнего ребенка отвезли к болеющей, но еще живой бабушке. После ее смерти придумали красивую историю о переселении бабушки далеко-далеко, в красивый дом. Еженедельно передают от нее приветы и искренне верят, что сделали все для блага ребенка.

И все бы хорошо, только у ребенка появились судороги, навязчивые повторяющиеся действия, да и вообще какой-то нервный стал. Мама шестилетнего мальчика удивилась, узнав, что с ребенком нужно говорить о смерти. Как оказалось, она сама очень боится этой темы, и всегда старается заговорить о чем-то другом, спрятаться, сбежать. И это не единственный известный мне подобный случай.

Ребенок видит, что мама плачет, понимает, что случилось что-то плохое, но не знает что именно. Ему говорят, что все хорошо, что ничего не произошло. Только почему-то все грустят. Значит близкие люди его обманывают. Ему как будто запрещают говорить о своих чувствах, проживать их. И приходится ребенку справляться самому.

Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары.

Способов справиться в запасе у ребенка мало. В основном это психосоматика — реакции тела. Судороги, моргания глазами, ковыряние в волосах, стремление грызть ногти — самые распространенные способы ребенка справиться с непростыми чувствами.

Подсознательно ребенок знает правду. Любую ложь, фальшь, секреты малыш уловит «на ура». Уровень тревоги повысится. Появятся страхи, навязчивые действия, ночные кошмары. Естественные для детей страхи — темноты, остаться одному, отпустить маму — тоже говорят о наличии у ребенка страха смерти.

Неназванная эмоция — это самое страшное. Малыш чего-то боится, что-то чувствует, но не знает что это. Он не знает, что это нормально, что это есть у всех, что с этим можно справиться. Когда родители озвучивают, называют его страхи — становится спокойнее.

Читайте также:  Ребенку 4 года проблемы со стулом

Вспоминаю свои чувства, когда в 15 лет из разговора родителей узнала о тяжелой болезни бабушки. Конечно, никто не торопился поговорить об этом со мной, не до того было… Это были самые ужасные две недели. Я ни с кем не могла разделить ужас, который творился у меня в душе. Нельзя ни поговорить, ни поплакать, ни задать вопросы… Кажется, что можно только молчать. Облегчение наступило, когда страшный разговор все-таки состоялся. Теперь я была не одна, теперь можно было говорить и чувствовать, а не держать все внутри себя.

«Мама тоже так боялась. Но она справилась, справлюсь и я». Чувства названы, открыты. О них можно говорить, их можно проживать и чувствовать. Это как тяжелый мешок, который, наконец, можно нести с кем-то вдвоем. Уже не так тяжело, не так страшно.

Как говорить с ребенком о смерти

В первую очередь нужно справиться со своим страхом. Чувства родителей моментально считываются бессознательным ребенка. Поэтому спокойный, ровный эмоциональный фон — залог успешного разговора.

Да, разговор не из легких. Поэтому важно обеспечить ребенку поддержку. Лучше посадить его на колени, обнять, дать понять, что вы рядом с ним, что вместе вы справитесь с любой болью.

На каждый свой вопрос ребенок должен получить ответ.

— Больно ли птичке, когда я толкаю ее палкой?
— Нет, она мертва, она больше ничего не чувствует.

— Когда Шарик вернется домой?
— Он не вернется. Он умер. Когда умирают, не возвращаются.

— Почему дедушка больше не приходит в гости?
— Он умер, он больше не придет.

Честность и открытость как никогда нужны в этом разговоре. Любая ложь и фальшь вызовут у ребенка еще больше тревоги. Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Ребенок обязательно спросит, умрет ли он, умрет ли мама, папа, бабушка, братик или сестричка. Четко и уверенно говорим: «Да. Все умирают. Но до этого мы все растем, учимся, работаем, заводим свои семьи, у нас появляются свои дети. Мы проживаем долгую и интересную жизнь. А потом мы становимся старенькими и умираем».

Важно рассказать ребенку, что тот, кто умер, больше не вернется, что смерть — это навсегда.

Так мы показываем ребенку, что жизнь имеет конец. Но этот конец будет очень нескоро. Впереди целая жизнь, наполненная интересными событиями.

Как ни парадоксально, но после открытых разговоров о смерти, принятия конечности жизни, тревога у ребенка спадает. Он принимает информацию, учится ценить жизнь.

Почему люди умирают. Следующий любимый детьми вопрос — «от чего люди умирают?». Также честно отвечаем: «От старости, от тяжелой болезни, от несчастных случаев. Болезни, от которых люди умирают, бывают редко. В основном люди выздоравливают и продолжают жить до старости. Несчастные случаи тоже бывают редко. Иногда люди умирают в машине в аварии. Но чаще всего они благополучно возвращаются домой».

Мы одновременно показываем ребенку возможные варианты, при которых может наступить смерть, и снимаем тревогу, делим на «часто» и «редко». Честно, но безопасно для ребенка.

Что происходит с человеком после смерти, что он чувствует. Часто дети интересуются, что чувствует человек после того, как умрет. Не холодно ли ему под землей? Отвечаем, что нет. Его тело уже неживое, оно не может ничего чувствовать.

А вот насчет того, что происходит с человеком, с его душой, существуют разные мнения — и лучше познакомить ребенка со всеми.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии. Тут можно рассказать несколько вариантов, пусть выберет сам, во что ему верить. Только не нужно слишком пугающих картин про ад.

Оптимальный вариант — поделиться воспоминаниями людей, которые пережили клиническую смерть. Обычно они носят позитивный характер.

Важно честно поделиться с ребенком, что никто точно не знает, что его ждет после смерти, но есть разные версии.

Если семья религиозная, наверняка есть готовый ответ, которым можно поделиться с ребенком. Но не перестарайтесь. Чересчур привлекательная картина «загробного мира» может разочаровать ребенка в жизни земной. Поэтому соблюдаем баланс.

«Люди, которым удалось на минуту заглянуть в загробный мир, говорят, что там очень хорошо, красиво и спокойно. Там поют птицы, журчат ручейки, ярко светит солнце. Но на земле мы можем расти и развиваться, взрослеть, учиться, чувствовать печаль и радость, боль и удовольствие. Мы можем становиться старше, познавать все самое лучшее, что есть в каждом возрасте».

Как рассказать о смерти близкого родственника

Тоже говорим честно. «Бабушка умерла. Она была очень старенькая и долго болела. Я не знаю, где она сейчас. Она не в нашем мире, мы ее больше не увидим. Возможно, она в небесной стране, где ей хорошо и спокойно».

Не нужно скрывать своих чувств. Если хочется плакать — значит нужно это сделать. Объясните ребенку, что вы очень скучаете по бабушке и грустите, что ее больше нет. Когда грустно — мы плачем. Смерть — это большая потеря. Очень тяжело жить без дорогого человека.

С нами навсегда останется память о бабушке — фотографии, видео, памятные вещи, их важно беречь и хранить. Ее потомки — мама, сам ребенок, его будущие дети — это тоже продолжение бабушки. «Да, она больше не придет, мы не увидим ее глазами, но всегда будем помнить о ней».

Определите, что ребенок может сделать для умершего. Посадить цветок, зажечь свечку, поставить в рамку фотографию, сделать семейный альбом или видео на память, покормить птиц.

Важно объяснить ребенку, что это нормально — грустить, плакать переживать потерю. Что это на самом деле очень больно — терять близких. Показывая ребенку на своем примере, что вы не стесняетесь слез, вы учите его справляться со своей болью.

Читайте также:  Тематические игры с ребенком 4 года

Источник

Началось примерно пол года назад, сын начал вести странные разговоры про смерть 🙁 , задает вот такие вопросы почему люди умирают… и все в этом духе, стрессов ребенок ни каких не испытывал, ни кто при его жизни из родственников не умирал…
Ну я рассказываю ему всё как есть, ребенок этим не удовлетворяется, т.е. его это очень беспокоит, может перед сном просто заплакать и сказать: “я не хочу чтобы вы с папой умирали” :omg: . На днях папа выдвинул ему свою версию, видимо после очередных расспросов, что “когда люди умирают, они улетают на небо, их там лечат, и они спускаются на землю снова жить”. И вот сегодня утром когда я привела его в садик, в раздевалке находилась мама с ребенком, и мой сын подошел и с радостью заявил об этом мальчику, а его мама даже в лице изменилась, а я не знаю как ребенку объяснить, что не нужно на такие темы разговаривать в садике :secret: .

Аноним автор темы

что не нужно на такие темы разговаривать в садике

почему?
нормальный интерес

Нормальный интерес у ребенка, расскажите спокойно, это наша жизнь…

Нормальный у меня характер, просто у вас нервы слабые

То есть когда ребенок интересуется, откуда дети берутся, – это нормально? А когда его интересует обратный процесс – это ужас-ужас? Это же одного порядка события. Нормальный интерес, ребенок познает мир.
А зачем Ваш папа ребенку такие бредни рассказывает? Чтобы ребенок перестал ему доверять?

Сила гравитации на диване гораздо выше, чем на остальной земной поверхности

нормальный интерес. Именно в 5 лет сын интересоваться стал (и в садике в группе дети это обсуждают). И как умирают, и как хоронят и т.п.

Жить надо так, чтобы депрессия была у других!

Совершенно нормальный возрастной интерес, вы чего? А прочесть что рекомендуют психологи по этому поводу вы не догадались?
Как объяснять наиболее корректно?

Улыбайтесь, это всех раздражает. Голос пенсии.

Mrss

А зачем Ваш папа ребенку такие бредни рассказывает? Чтобы ребенок перестал ему доверять?

так про рождение какого только бреда дети не наслушаются… и про смерь почему бы не наврать…

Аноним автор темы

его это очень беспокоит, может перед сном просто заплакать и сказать: “я не хочу чтобы вы с папой умирали”

у ребенка откуда-то развился страх потерять родителей в результате их смерти
возникла фантазия, которая его беспокоит
это не просто интерес, это что-то другое

Аноним автор темы

стрессов ребенок ни каких не испытывал, ни кто при его жизни из родственников не умирал..

родственники, может, и не умирали, но могло случиться что-то, чего вы не знаете, но что его напугало и не отпускает
вам бы не пугаться и не избегать этих разговоров, и не придумывать всякую чепуху, а поговорить спокойно , расспросить обстоятельно и не торопясь

Молчи, свет-зеркальце, сама всё вижу

Моя в 5 лет не интересовалась особо.
Как-то приняла это как факт. Что вот умирают и всё.
Но у нас так сложилось, что когда ей было 3,5, умер ее прадед, с которым она много общалась, а спустя чуть больше года – ее прабабушка, о которой ей много говорили и в честь которой ее назвали и редкие поездки к которой ребенок всё еще помнит.
Поэтому тема смерти до 5 лет неоднократно поднималась. 🙁

Mrss

А зачем Ваш папа ребенку такие бредни рассказывает?

ну наш папа довольно странный,его обсуждать не стоит, это я уже поняла со временем, он например рассказывает ребенку про свою работу, что он ходит ямы копает, и чем больше он выкопает яму, тем больше ему заплатят , но это совсем так скажем не его профиль :gy: , и ребенок теперь в этом совершенно убежден :dash:

Аноним автор темы

и чем больше он выкопает яму, тем больше ему заплатят , но это совсем так скажем не его профиль

:gy: юморист, однако

Тоже интересовался в таком возрасте. Сейчас 7 уже прошло.

автор поговорите с сыном ( не бойтесь этой темы)
про нис расскажу- мы даже к психологу сходили
сыну сейчас 4,9 и вопрос жизни и смерти теперь не стоит так остро, как это было пол года назад.
Ребенок просто ни с того ни с сего начал задавать те воспросы,котрые кажется ему по возрасту вообще рано узнать ( ты умрешь,?когда умрешь?папа умрет?почему сейчас не умрет?в садике поменяли воспитателя – а почему е нет- она умерла?, т.е. все что бы не исчезало оно умерло, и ребенок спрашивал это часто. в неудобный момент и у чужих людей “Вы старая….значит вы скоро умрете”, “Вася старше меня и значит он умрет первым…”.Многократные беседы не приводили ни к какому успеху – ребенок живо интересовался темой смерти ( как, когда, почему не сейчас, и когда конкретно, кто ,почуме, и зачем). Мы поняли что наверное кто то в садике, магазине, улице разговаривал об этом и он услышал этот разговор.
Итог – мы пошли к психологу, потому как я не знала что сказать и не травмировать психику.
К психологу мы проходили месяц с результатом – вопросы стали реже, перестал спрашивать чужих людей.
психолог беседовал с нами – у кого то раньше у кого то позже ребенок осознает что родственника можно потерять, и чем он старше тем человек ближе к смерти ( у них в голове пока не укладывается что и молодые тож умиреть могут).
У нас послужила психологическим травмирующим фактором 2 раза в реанимации ( и по сути поздно дошло.
Чем лечится – любовью, разговорами, тем что ребенок не останется один, его все любят. НО психолог реально помог.

Читайте также:  Флемоксин солютаб ребенку 4 года сколько дней давать

Я в детстве так говорила, боялась смерти, болела потом тяжело, чуть не умерла.
Боялась, что Алла Пугачева умрет, ее песни в детстве очень любила
Все потом прошло, все живы здоровы

Mrss

А зачем Ваш папа ребенку такие бредни рассказывает?

ну, знаете, верующие люди (христиане, мусульмане и т.п.) и не такие сказки детям рассказывают 🙂
а тут – доступная для ребенка версия реинкарнации :gy: Одна из многих.
Что там на самом деле происходит никто не знает :wizard:

Доче 5 лет. Тоже часто стала про смерть говорить, в том числе и

Аноним автор темы

я не хочу чтобы вы с папой умирали”

Когда болела, то спрашивала не умрет ли она.
Неприятно, конечно, такое слушать, но я понимаю, что это естественный интерес. :pardon:

Нам 5 лет скоро, тоже с осени эта тема присутствует, правда уже реже)) видимо они в этом возрасте начинают понимать, что ничего не вечно(( моя дочь недавно заявила, когда я расположилась за своим журнальным столиком при этом выдворив ее оттуда, “когда ты умрешь, столик мне достанется” вот тут я офигела… потом посмеялась и ответила, что пока я жива, буду его пользовать когда захочу))

Смерть это естественное продолжение жизни. И вопросы о рождении и смерти это нормальные вопросы.

Если в мире всё бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?

Ребенок тоже стал задавать такие вопросы. У нас он еще возжелал прогуляться на кладбище и “посмотреть как там, в могиле?”.
+ был еще страх смерти.
Объяснила, что люди умирают 1. если не хотят жить, 2. если заболели очень-очень сильно, 3. если случилась беда.
поэтому следи за здоровьем, переходи дорогу аккуратно и будет тебе щщщастье..
На кладбище прогулялись, в могилу залезть/раскопать не дала. (нам же ж еще в садике грамотные товарищи объяснили, что тело закапывают и оно там гниет). Сказала, что тело – в земле, а душа – не знаю где. Вот ногти мы же отрезаем? это ж тоже тело… А мысли мы думаем? вот оно – душа….
Кароч, успокоился ребзь 🙂

А что психологи советуют отвечать?

Я пмню как я маленькая, гдето в 5-6 лет маме плакала и говорила не умирай пожалуйста. Я думаю это возростное. В каждом возрасте свои потребности в информации. Сейчас происходит осознавание смерти. Пройдет. Успокаивайте. Вы главное сами не тревожтесь чтобы сын не чувствовал. Почитайте статьи в инете. Илис психологом детским поговорить на эту тему как себя вести.

Абсолютно нормальный интерес. Просто у Вас у самой, видимо, эта тема не была проработана в возрасте 5 лет, когда происходит самоосознание. Так и закладывается нездоровый страх смерти, который в последствии переходит в тревожность по разным поводам

мне версия мужа автора понравилась

Источник