Ребенок 4 года руки во рту
Ох, сколько маминых волнений связано с этой проблемой! Одни считают это вредной привычкой, другие тревожатся по поводу вредных бактерий, третьи волнуются о будущем прикусе.
На самом деле, такая ли это трагедия – руки во рту у ребенка?
Физиология или психология?
Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?
Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:
- Успокоение.
Сосание рук – способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.
К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:
- рассматривать;
- дотягиваться;
- брать предметы в руки;
- еще как-то манипулировать ими.
Читайте также статью Когда ребёнок начинает держать игрушку в руках>>>
- Удовлетворение природного сосательного рефлекса – основного для маленького человечка.
Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>
- Голод.
Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>
- Познание мира.
С точки зрения психологии – это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни – особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:
- различают температуру;
- фактуру;
- вкус предмета.
Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.
- К 4-5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.
Читайте полезную статью о прорезывании зубов>>>
Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:
- ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем – кулак;
- к 3 месяцам он находит свои ножки;
- 4-5 месяцев – период познания своих половых органов путем трогания;
- в 9-10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.
Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:
- Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
- Перестает быть стерильной.
- Учится бороться с патогенной флорой.
Ведь маленькие руки – гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.
Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.
Читайте также Как отучить ребенка брать все в рот>>>
Да он же голоден!
К концу третьего месяца жизни у малыша набирает силу сосательный рефлекс.
На заметку! Когда ребенок 3 месяцев сосет палец, порой бывает сложно понять – голоден он, или просто увлечен удовлетворением рефлекса, познанием реальности.
Читайте также Как отучить ребенка сосать палец>>>
Как почувствовать разницу? Понаблюдайте за малышом.
Если он блаженно посасывает руку – все нормально.
Если же кроха яростно, неистово насасывает ручку – это может быть как простым проявлением высокой активности крохи, так и показателем голода.
Возможно, вы не так часто прикладываете его к груди, как требуется.
Важно! Когда малыш с жадностью сует свою руку в рот и буквально набрасывается на нее (особенно, если при этом еще и капризничает), не гадайте: голод или не голод. Приложите ребеночка к груди.
Читайте полезную статью о кормлении по требованию>>>
Если он начинает с жадностью сосать – сто процентов это – голод. Если же карапуз спокойно отворачивается от груди и снова отправляет в рот пальчики – не мешайте человеку заниматься познанием мира.
Если вы видите, что руки во рту у ребенка 3 месяцев, и при этом взгляд малыша затуманивается, тело расслабляется, скорее всего ребенку пора спать.
Будет лучше, если вы предложите грудь, и малыш заснет с ней. Ведь основные длительные сосания в этом возрасте происходят вокруг снов.
Если ребенок плохо спит, засыпает долго и с плачем, смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша 0-6 месяцев>>>
Когда и зачем отучать?
Я уже сказала, что до года сосание рук – явление абсолютно нормальное. Но кто-то из вас может мне возразить: вы же сами говорили, что после 3 месяцев у детей начинают вырабатываться устойчивые привычки!
А стоматологи, к тому же, стращают неправильным прикусом.
Согласна, о привычках говорила. Но в данном случае – речь не о вредных привычках, а о физиологически и психологически обусловленном процессе.
Поэтому, если ребенок 4 месяцев держит руки во рту – ничего опасного или вредного в этом нет. Тем более, не стоит отучать кроху от обусловленного природой действия.
После года ребеночек научится другим способам познания мира, действий с предметами, организации своего досуга. И сосательный рефлекс постепенно угаснет сам.
Вот и все на сегодня. Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях!
Читайте также:
- Развитие ребенка по месяцам до года
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Как отучить ребенка от соски?
Источник
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Страхи ребенка.
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник:https://www.ya-roditel.ru
Источник
Безусловно маленький карапуз, который то и дело тянет свой пальчик в рот смотрится невероятно мило, все улыбаются, когда на него смотрят и восхищаются этим.
Но абсолютно другое впечатление производит ребенок трех лет, который также тянет свой палец в рот.
Подобное поведение довольно взрослого малыша наоборот пугает и вызывает массу вопросов. Так с чем же это связано?
То, что ребенок засовывает палец в рот – это абсолютно нормально, данный рефлекс формируется еще в утробе матери, считается, что таким образом малыш подготавливается к тому, что после появления на свет ему придется сосать мамину грудь, кроме того, сосательный рефлекс помогает успокоиться, снять стресс и т.п.
Когда ребенок после рождения начинает тянуться пальцами в рот это можно считать определенным прогрессом, так как это означает то, что его движения становятся более координированными, и он может при желании самостоятельно перемещать свои конечности.
Но вот если подобная привычка остается у ребенка после года, это вызывает некие опасения, ведь это может повлиять на то, что у ребенка будет неправильный прикус, да и вообще в обществе это смотрится крайне не эстетично. Поэтому родители стараются отучить ребенка от такой привычки, но порой эти попытки оказываются безуспешными.
А все потому что ребенку реализация этого сосательного рефлекса абсолютно не мешает до определенного времени. Но все-таки закрывать глаза на такую ситуацию нельзя, так как психологи уже давно выяснили, что постоянное сосание пальца может свидетельствовать о том, что у ребенка есть определенные психологические заболевания.
Для начала нужно определить причину, по которой малыш постоянно тянет руки в рот и в первую очередь избавиться от нее.
Нужно понять в каких ситуациях пальчик малыша оказывается во рту. Возможно это происходит в тот момент, когда он чем-то обеспокоен или опечален? Тогда необходимо пытаться в такие периоды отвлечь его чем-то другим, чтобы у него не появлялось даже мысли о том, что успокоиться можно только при помощи пальца, тогда в скором времени он забудет об этой привычке.
Иногда дети начинают сосать пальчик потому что берут пример с младших братьев/сестер или с детей на детской площадке. В таком случае проблема кроется в родителях, вероятнее всего они недостаточное внимание уделяют своему ребенку.
Не стоит ругать ребенка за подобную привычку, иначе он просто начнет делать это втихаря, что еще опаснее, так как родители в таком случае не смогут принимать никаких мер. Нужно просто почаще разговаривать с малышом, объяснять ему, почему так делать не стоит, отвлекать, понять причину такого поведения и тогда со временем у ребенка пропадет желание в стрессовых ситуациях успокаиваться таким образом.
Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.
Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).
Вам также может быть интересно:
- Агрессия ребёнка в 2,5 года
- Первый год жизни ребёнка: к чему готовиться?
- Что делать, если ребёнок кусается?
- Так ли необходим режим в воспитании ребёнка?
- Когда ребёнок на Вас обиделся…
- Дети из неблагополучных семей.. какие они?
- Дети от разных отцов…как наладить отношения в такой семье, чтобы комфортно было всем?
- Отцовский инстинкт: существует ли и он где обитает?
- Как вести себя с первым ребенком, когда родился второй?
- Чем занять ребёнка от 0 до 1 года: необходимые игрушки!
- Чем занять ребёнка от 1 до 2 лет: необходимые игрушки!
- Чем занять ребёнка от 2 до 3 лет: необходимые игрушки!
- Несколько полезных советов для супер-отдыха с детьми!
- Как приучить ребёнка играть самостоятельно?
- Едем с ребенком на море: советы родителям!
- Дизайн комнаты для подростка
- Что обязательно должны знать родители, путешествующие с детьми?
- Если малыш заболел за границей?! Как помочь или предотвратить проблемы?
- Путешествуете с детьми? Какую еду / закуски взять с собой в самолет…
- Топ-10 семейных аэропортов мира: лучшие для путешествий с детьми
- Сервисы для путешествующих с детьми в российских аэропортах
- 10 веселых игр, в которые можно играть с ребёнком в дороге
- 7 вещей, которые обязательно нужно сделать во время беременности
Источник
В последнее время педиатры и психологи сходятся во мнениях: палец во рту – это, прежде всего, неудовлетворенный инстинкт сосания.
Сосательный рефлекс
Кстати, одна наблюдательная мама заметила интересную вещь. Ее сын находится на смешанном питании – т.е., вместе с грудным молоком его кормят молочной смесью из бутылочки. Так вот, ребенок значительно быстрее справляется с бутылочкой, чем с маминой грудью, а после этого сразу тянет в рот кулачок. Этот пример – живая иллюстрация того, что сосание пальца требуется грудному младенцу именно для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. У малышей, которых мама долго кормит грудью (причем, не по режиму, а по требованию), такой привычки, как правило, не наблюдается.
Дело в том, что для грудного ребенка понятия «сосать» и «существовать» очень близки. Они сосут не только для насыщения, но и для развития. Исследования показали, что при сосании запускаются природные, отлаженные веками процессы: усваиваются питательные вещества, улучшается пищеварение, развивается мозг, ребенок ощущает психологический комфорт.
Какой механизм отвечает за сосание
В сосании участвуют сразу три нерва с очень обширными зонами: блуждающий, троичный и носоглоточный нервы. Ни в одной части тела нет выхода таких мощных рецепторов, как во рту. Лучшее, что придумала природа для развития этих систем, это материнская грудь. Именно поэтому так важно, чтобы кроха мог получить ее по первому своему требованию.
К сожалению, иногда приходится искать замену материнской груди. Конечно, узелок с хлебным мякишем (как во времена наших прабабушек) или современные «правильные» ортодонтические соски-пустышки – это лишь жалкое подобие теплой маминой груди. Но, увы, в какой-то мере они необходимы, если ваш малыш находится на искусственном вскармливании.
Другой способ удовлетворить сосательный рефлекс, который буквально всегда под рукой, – это собственный палец. Но стоматологи и логопеды в один голос утверждают, что сосание пустышки, и в особенности, пальца приводит к деформации неба, формированию неправильного прикуса, плохому смыканию зубов. У детишек, сосущих пальцы, зубы часто растут специфическим образом – верхние выдаются вперед, а нижние – растут немного назад.
Что же делать? С одной стороны, эта привычка естественна и закономерна, но с другой – вредна, и с ней приходится бороться.
Зачем ребенок сосет палец?
Причин может быть несколько.
- Грудные младенцы нередко сосут пальцы до или после кормления – таким образом они показывают, что уже голодны или еще «не насосались». Ведь основную порцию молока кроха съедает за первые 5-10 минут, а все остальное время сосут просто «для удовольствия», выдавливая молочко по капельке. Если малыш тянет в рот пальцы после кормления грудью, возможно, вы держите его у груди меньше, чем ему надо.
- У ребенка режутся зубки – и тогда он с особым энтузиазмом тянет в рот все, что попадается под руку.
- В более старшем возрасте ребенок может сосать палец, если ему не хватает родительской любви и ласки.
- Порой сосание пальца становится успокоительным средством – так малыш инстинктивно снимает излишнее возбуждение или успокаивает себя перед сном.
- Вашему чаду может быть просто скучно.
Как нельзя отучать от сосания пальца
«Изобретательность» некоторых родителей просто не знает границ. Они:
- мажут пальчики своих детей горчицей, соком алоэ, покрывают специальным горьким лаком;
- привязывают ручки и бинтуют пальцы;
- надевают (а порой и пришивают к рубашечке, чтобы нельзя было снять) шерстяные варежки.
Это достаточно жестокие способы, которые доставляют крохе немало страданий. А, главное, они перестают действовать, как только родители прекращают репрессивные меры. И все возвращается на круги своя.
Бесполезны также постоянные окрики «вынь палец изо рта» – с какого-то момента дети просто перестают на них реагировать, это своего рода защитная реакция организма на привычку, которая по тем или иным причинам для организма важна. Более того, угрозы и наказания порой приводят к прямо противоположному результату. Ведь, как мы выяснили, ребенок нередко сосет палец для успокоения. Значит, в стрессовой для себя ситуации (а именно к стрессу приводят окрики и наказания) малыш будет с удвоенной силой стремиться как-то себя успокоить – с помощью сосания.
Как отучить от привычки сосать палец
- Если речь идет о младенце до года, попробуйте увеличить время сосания. Грудничку можно просто чаще предлагать грудь и подольше держать у нее (минут тридцать-сорок). С искусственниками сложнее – придется подобрать такую соску, из которой сосать будет достаточно трудно, в этом случае на поглощение той же порции смеси малышу понадобится больше времени, чем раньше. В идеале на это должно тратиться около двадцати минут. Возможно, стоит добавить еще одно кормление, со временем оно отменится.
- Если малыш уже вышел из грудного возраста и сосет, в основном, для самоуспокоения, найдите другие способы его успокоить. Например, если он расстроен, научите его выражать свои чувства словами, обнимите его, приласкайте, почитайте вместе интересную книжку. Иногда дети тянут пальцы в рот в какой-то повторяющейся ситуации – например, во время просмотра телевизора. В таком случае найдите адекватную замену – подсуньте ему маленький резиновый мячик или другую игрушку, которую можно мять пальцами.
- Важно, чтобы руки были чем-то заняты. О пользе развития мелкой моторикине устают повторять логопеды и психологи – это очень важно для развития речи. Пусть малыш возится с глиной, камешками, песком, собирает конструктор из достаточно мелких деталей, складывает мозаику или паззлы.
- Маленькая модница оценит первый «настоящий» маникюр, как у мамы. Возможно, ей не захочется портить такую красоту?
- Иногда помогает визит к стоматологу, который расскажет ребенку о вреде сосания пальцев. Это достаточно авторитетный для малыша человек, и он подтвердит, что родительские требования – это не пустая их прихоть.
- Акцентируйте внимание ребенка на том, что, перестав сосать палец, он будет совсем взрослым. Эта привычка позволительна лишь самым маленьким, а для такого солидного молодого человека или взрослой девочки она просто недопустима. Кстати, большинство детей действительно сами отучаются от этой привычки в возрасте от двух до четырех лет.
Инесса Смык
Источники
- Chi P., Wang XJ. [ificance of the intact of the fascia propria in protection of pelvic plexus during total mesorectal excision]. // Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi – 2021 – Vol24 – N4 – p.297-300; PMID:33878817
- Shih HS., Winstein CJ., Kulig K. Young adults with recurrent low back pain demonstrate altered trunk coordination during gait independent of pain us and attentional demands. // Exp Brain Res – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33871659
- Carannante F., Bianco G., Lauricella S., Mascianà G., Caricato M., Capolupo GT. TaTME approach as a rescue during a laparoscopic TME for high rectal cancer. A case report. // Int J Surg Case Rep – 2021 – Vol82 – NNULL – p.105870; PMID:33857768
- Baek SJ., Piozzi GN., Kim SH. Optimizing outcomes of colorectal cancer surgery with ic platforms. // Surg Oncol – 2021 – Vol37 – NNULL – p.101559; PMID:33839441
- Shimizu J., Iba K., Emori M., Sasaki M., Yamashita T. Reconstruction Using Free Vascularized Fibular Grafts after Wide Resection of Humerus Chondrosarcoma in a Patient with Cleidocranial Dysplasia. // Case Rep Orthop – 2021 – Vol2021 – NNULL – p.2302879; PMID:33747589
- Del Gutiérrez Delgado MP., Mera Velasco S., Turiño Luque JD., González Poveda I., Ruiz López M., Santoyo Santoyo J. Outcomes of ic-assisted vs conventional laparoscopic surgery among patients undergoing resection for rectal cancer: an observational hospital study of 300 cases. // J Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33743145
- Flynn J., Larach JT., Kong JCH., Warrier SK., Heriot A. ic versus laparoscopic ventral mesh rectopexy: a systematic review and -analysis. // Int J Colorectal Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33718972
- Ziati J., Souadka A., Benkabbou A., Boutayeb S., Ahmadi B., Amrani L., Mohsine R., Anass Majbar M. Transanal total mesorectal excision for patients with rectal cancer : a Systematic review and -analysis. // Gulf J Oncolog – 2021 – Vol1 – N35 – p.66-76; PMID:33716215
- Nasir I., Mureb A., Aliozo CC., Abunada MH., Parvaiz A. e of the art in ic rectal surgery: marginal gains worth the pain? // Ups Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33675509
- Jayasimha S., Nagasubramanian S., Jayanth E ST., Muthukrishna Pandian R., J C., Kumar S. Management of proximal migration of double-J stents after Anderson-Hynes pyeloplasty in children. // J Pediatr Urol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33622628
Источник