Ребенок 4 года развитие игры
Ученые давно определили, что на этапе взросления всегда существует определенный вид деятельности, который в наибольшей степени способствует развитию личности ребенка. Если до года важен эмоциональный контакт с мамой, то до 3 лет – манипуляции с предметами. Малыш разбирает и ломает игрушки, пытаясь добраться до сути. С 3 до 6 наступает время игровой деятельности. Через нее маленький человечек познает окружающий его мир. Наша статья ответит на вопрос, во что можно поиграть с ребенком 4 лет.
Особенности возраста
Уровень развития – дело сугубо индивидуальное. Но существуют некоторые пределы нормы, на которые родители стараются ориентироваться. Игры бывают разные: подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые и т. д. Последние – это удел детей постарше (5-6 лет). Наблюдая за взрослыми, они воссоздают картины реальной жизни: “дочки – матери”, “врач – пациент”, “подготовка к балу”. Нужно знать возрастные особенности, чтобы понимать, во что поиграть с ребенком.
4 года – это период развития чувств. Дети пока еще ситуативны, не умеют справляться с эмоциями самостоятельно, но у них уже появляются новые переживания: грусть, обида, разочарование, стыд. Они улавливают настроение окружающих. Все это объясняется преобладанием развития правого полушария.
4 года – время феноменальной познавательной активности и тысячи “почему”. В этот период очень важны игры, которые развивают память, а также мышление и речь. Словарный запас малышей достигает 1,5 тысячи слов. Развивающие игры способны не только улучшить познавательные психические процессы, но и выявить на раннем этапе способности малыша.
4 года – время формирования навыков самообслуживания, нравственных качеств и высокой физической активности. На повестку дня выходит необходимость развития мелкой моторики, без которой невозможно переходить к полноценному образовательному процессу.
Домашняя обстановка: во что поиграть с ребенком (4 года)
Дома вполне можно организовать спортивный уголок, где легко повисеть на турнике, покидать мяч в баскетбольную корзинку, поиграть в волейбол с помощью воздушного шарика. Необходимость в движении (до 5 тысяч действий в день), которая в этом возрасте требуется даже если нет возможности погулять на свежем воздухе, должна быть удовлетворена.
Можно подвижные игры превратить в развивающие. Например, повторить “походку” различных животных – гусей, медведя, зайчика, собаки. Подойдет и такая игра, как “съедобное – несъедобное”. Ребенку предлагается ловить мяч только в том случае, если ведущий называет предмет, который можно употреблять в пищу. Несъедобные вещи, например “шкаф”, “мяч”, “стул”, малыш должен отбрасывать. Если он все делает правильно, то продвигается на шаг вперед, приближаясь к контрольной черте. Здорово, если на ней лежит приз. Хотя детей в 4 года более забавляет сам процесс игры, чем награда.
Для развития моторики пальцев малыши должны больше рисовать, лепить из пластилина, собирать пазлы и раскрашивать. Ребенок способен освоить шашки, детское домино и другие настольные игры – с кубиком и фишками.
Если под руками не оказалось вспомогательного материала, можно составить узор из палочек, пуговиц, бусин, выложить из них конкретный предмет. Например, колодец. В какие еще игры можно поиграть с ребенком?
“Таинственные звуки”
Игра хороша тем, что в ней могут принять участие все домочадцы, но при этом она находится в зоне актуального развития четырехлетнего малыша. Для нее необходима предварительная подготовка, что сближает семью. Так, папа или старший ребенок должны заранее записать на смартфон или другое устройство различные звуки – шум работающего холодильника, стиральной машины, пылесоса, голоса известных всем людей, мяуканье кошки и т. д.
Если где-то на даче из-за плохой погоды домочадцы вынуждены находиться в доме, может возникнуть проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года – хороший возраст для того, чтобы расширить свои представления о звуках. Достаточно лишь включить сделанные заранее записи и постараться угадать их источник. Взрослым можно предлагать более сложные задания (измененные голоса, наложение нескольких звуков и т. д.), а малышу достаточно простейших.
“Угадай сказку”
Во время болезни сложно предоставить возможность поиграть ребенку в игру. 4 года между тем – это возраст, когда невозможно и просто лежать без дела. Тогда подойдет вариант под названием “Угадай сказку”. В качестве источника родителям нужно взять сюжет произведения, с которым малыш уже хорошо знаком. Это может быть “Золушка”, “Аленький цветочек”, “Заюшкина избушка”. Главное условие – не употреблять имена собственные и названия персонажей, заменив старинные понятия на более современные. Например, героиня отправляется не на бал, а на дискотеку, ее везет не карета, а автомобиль. Рассказ можно прервать, когда ребенок угадает сказку. Тогда сразу же можно начать следующую.
“Перейдем болото”
Этот вариант хорош тем, что игру можно организовать как на улице, так и дома. Он подойдет, если где-то на отдыхе возникнет проблема, во что поиграть с ребенком. 4 года – возраст, когда родителям приходится подключать всю свою фантазию для организации досуга малыша.
“Болото” можно обыграть с помощью любого подручного материала – необходимо изготовить зеленые кочки из картона, бумаги или старых газет. А в качестве приза легко вырезать или использовать готовые буквы, которые складываются в характеристику “молодец”. За каждую победу малыш будет получать по одной и знакомиться с ней, в конце получится слово, которое с удовольствием прочтут ему родители.
Условия игры: определяется территория болота – та дистанция, которую ребенок или группа детей будут преодолевать. По ее ходу раскладываются “кочки”, которые желательно закрепить скотчем на полу помещения или на улице, чтобы минимизировать риск падения. Детям объясняется задача: “Вокруг трясина, в которой можно завязнуть и не выбраться из болота. Выход возможен только по кочкам. Если во время прыжка нога попадает в трясину, игроку засчитывается проигрыш, и он сходит с дистанции”.
“Покажи эмоцию”
В качестве оборудования потребуются иллюстрации или специальные картинки с набором эмоций. Периодически их можно обсуждать с малышом, проговаривая, что испытывает человек, когда веселится, радуется, печалится, огорчается, пугается и т. д.
Достать картинки можно в тот момент, когда возникнет вопрос, во что поиграть с ребенком. 4 года, как мы уже говорили, – возраст, когда необходимо прорабатывать с малышом весь спектр возможных переживаний. В чем заключается игра? Картинки складываются стопкой рисунком вниз. Ребенок достает одну из них. Например, там изображен человек, испытывающий страх. Он должен продемонстрировать данное состояние, не прибегая к словам. А родитель – угадать эмоцию. В зависимости от того, насколько ребенок справился с заданием, следует меняться местами.
Игра-логика
Для детей 4 лет можно использовать посильные интеллектуальные задания, которые вызовут несомненный интерес. Приведем три варианта:
- “Ищем связку”. Ребенку предлагаются две картинки, обозначающие предметы. Нужно найти промежуточные слова, которые связывают, на первый взгляд, не совместимые между собой объекты. Например, “человек”, “дерево”. В качестве слов-связок могут выступать: “окно”, через которое виден лес; “лопата”, с помощью которой происходит посадка; “картина”, которую пишет художник.
- “Вожжи”. На магнитной доске можно закрепить ряд точек, пронумерованных по порядку. Задача – от каждой из них к следующей следует “тянуть” вожжи, то есть проводить линию. Но таким образом, чтобы не пересекаться с уже имеющимися.
- “Определяем на ощупь”. Ребенку показывается ряд предметов: маленьких и больших, гладких и шершавых, круглых и квадратных, мягких и твердых. Затем они складываются в корзину, а ребенку завязываются глаза. Ему предстоит угадать каждый предмет на ощупь.
Во что сыграть с девочкой
Большинство игр подойдут как мальчикам, так и девочкам. Но следует помнить, что именно на этапе формирования сознания складывается гендерная идентичность. Поэтому очень важно подбирать занятия, которые более характерны для представителей определенного пола. Мальчики больше склонны к проведению свободного времени с машинками, военной техникой, солдатиками, например.
Какие можно использовать игры для детей? 4 года девочке – значит, она любит наряжаться, пользоваться детской косметикой, подражать маме, танцевать. Ей можно предложить поиграть в “танцы”. Они развивают слух, смекалку, воображение, способствуют физической активности. Звучит специально подобранная приятная музыка. Задача – танцевать, используя при этом лишь одну часть тела. Ведущий, включая трек, сообщает задание: “рука”, “голова”, “плечи”, “попа”. В игре девочки начнут осваивать понимание “направо – налево”, если использовать команды: “левая нога”, “правое плечо”.
4 года – замечательный возраст для игр с детьми, которые будут особенно продуктивными, когда в них вовлечены взрослые.
Источник
Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье вы узнаете, что собой представляют развивающие игры для детей 4 лет. Выясните, каким занятиям стоит уделять больше внимания, какие сферы деятельности ребенка нужно развивать в этом возрасте, какие игрушки будут полезными.
Общие сведения
Родителям под силу найти множество разнообразных игр, которые можно практиковать дома, развивая внимание, память ребенка, его мышление и воображение. При помощи игр дети обретают новые умения, получают знания, развивают свои способности.
Игры, которые воздействуют на развитие интеллекта малыша, условно разделяют на такие группы:
- направленные на улучшение внимания — такие занятия обучают концентрироваться на определенном виде деятельности;
- способствующие развитию памяти — такие игры влияют на лучшее запоминание действий, предметов, тренируют кратковременную и длительную память;
- направленные на развитие детского восприятия — такие игры позволяют анализировать объекты по величине, форме, цвету, малыш учится ориентироваться в основных цветах, отличать их оттенки.
Варианты игр
- «Строим башню». Данное занятие обучает ребенка таким понятиям, как устойчивость предметов и их неустойчивость. Для этой игры нужно дать малышу кубики, отличающиеся своими размерами. Предложите ребенку построить большую башню, ставя кубики друг на друга. Малыш должен сам осознать, что, в первую очередь, ему нужно поставить кубики побольше, которые послужат основой его башни, обеспечат ее устойчивость.
- «Сравнение». Учим ребенка находить отличия и сходства в объектах. Можно поставить перед малышом две мягкие игрушки, например, котика и зайчика. Спросите у ребенка, чем они похожи, что есть у каждого из них (есть ушки, носик, глазки, хвостик, лапки). Отличиями, например, может быть наличие полосок у кота и разный цвет игрушек.
- «Последовательность». Эта игра на развитие логического мышления. Ребенку предоставляются либо картинки, либо конкретные объекты. Например, это могут быть три карточки, на первой будет изображение семени, на второй – дерева, на третьей — его плода. Малыш должен сам разобраться с тем, в какой последовательности их выстраивать (из семени вырастает дерево, а оно дает плоды).
- «Найди лишнее». Для этой игры можно использовать, как специальные карточки, так и обычные предметы, которые есть под рукой. Например, самым легким вариантом будет поставить перед малышом три игрушечных транспорта (легковой автомобиль, автобус и грузовик) и мячик. Ребенок должен указать, что лишнее. Со временем задачу можно усложнять, предлагая более сложные комбинации. Так, например, при варианте с карточками можно использовать три картинки с изображением фруктов и четвертую с овощем.
- «Найди ошибку». В этой игре задача ребенка отыскать какое-то несоответствие. Так, например, вы можете показать картинку, на которой будут веселиться дети на берегу реки в летнюю погоду, а один ребенок будет в шубе. Или на фоне этого летнего веселья будет стоять снеговик. Для первого раза достаточно, чтоб на картинке присутствовала одна неточность, которую должен будет отыскать малыш. Потом задание можно усложнить, дав изображение с несколькими лишними деталями.
- «Слова наоборот». Скажите ребенку, что хотите слышать от него слова, которые будут противоположны тому, что вы будете произносить. Например, мама говорит «день», малыш должен сказать «ночь».
- «Что пропало». Возьмите несколько объектов, для начала это может быть четыре предмета. Расположите их на столе, позовите ребенка, скажите, чтоб он внимательно посмотрел и запомнил, что сейчас лежит перед его глазами. После этого попросите малыша на минутку отвернуться или выйти из комнаты. Затем уберите один из объектов и зовите карапуза оценить изменения. Задача ребенка – назвать, что пропало. Подобная игра позволяет развить внимание и память крохи. Усложняйте задачу, увеличивая количество объектов на столе.
- «Единственное и множественное число». Объясните ребенку, что может быть один объект, а может быть их несколько. Назовите примеры: «яблоко – яблоки», «кастрюля — кастрюли». Предложите карапузу вместе продолжить эту замечательную игру. Теперь ваша задача называть предметы в единственном числе, а малыша — во множественном, потом можно поменяться.
- «Продолжаем рассказ». Мама начинает рассказывать какую-то историю и, достигнув кульминационного момента, предлагает ребенку продолжить ее рассказ. Если малыш внимательно слушал мамино повествование, ему будет достаточно интересно рассказать продолжение. Такое занятие позволяет развить воображение и фантазию карапуза.
- Развиваем органы чувств. Мама завязывает ребенку глаза, убеждается в том, что он ее не видит, подводит к какому-то объекту или дает его малышу в руки. Ребенок должен на ощупь определить, что именно он сейчас трогает или держит. Нужно развивать не только тактильный анализатор, но и орган обоняния, и вкусовые рецепторы. Так, например, можно дать малышу, с все еще завязанными глазками, скушать ложечку яблочного пюре. Пусть он скажет, что он сейчас попробовал. Поднесите к носику крохи розу, пусть по запаху определит, что это за объект.
Игрушки
- Внимание хорошо развивается при помощи настольных игр. Отлично зарекомендовали себя такие, в которых у каждого героя есть несколько лиц с разным выражением, комплектов одежды. Так, например, можно первоначально одеть всех героев в правильную одежду с улыбчивым выражением, а затем попросить ребенка отвернуться и что-то поменять, но только в одном герое. Задача ребенка увидеть, что и с кем изменилось.
- Лото и домино позволяет развить наблюдательность и мышление ребенка. Домино также знакомит со счетом.
- Для развития мелкой моторики отлично подойдут всевозможные конструкторы и мозаики. Когда родители занимаются развитием моторики малыша, они также воздействуют на улучшение воображения, внимания, памяти и наблюдательности карапуза. Отлично в этом плане себя зарекомендовали и всевозможные гипсовые наборы с красками, лабиринты и шнуровки.
- Для развития логики идеальными будут пазлы для самых маленьких. Именно такая игра позволит ребенку научиться складывать из частей одно целое и осознавать, что каждый целостный объект состоит из деталей.
Мой сыночек в четырехлетнем возрасте обожал строить башни из кубиков и складывать пазлы. Мы много времени проводили вместе за этими занятиями, причем башни сына всегда получались более разнообразными. Потом он запускал в них машинки, начиналась целая игра с приключениями. Также мой малыш любил играть в лото и домино, эти игры затягивали нас ни на один час.
Теперь вы знаете, какие занятия для ребенка 4 года жизни будут наиболее интересными и полезными для его развития. Как видите, вашему вниманию предоставляется выбор различных вариантов. Вы можете подбирать игры с учетом темперамента и интересов ребенка или же ежедневно менять их, внося разнообразие в будни малыша.
Источник
Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?
Особенности возраста
- Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
- После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
- Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
- Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
- Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в 4-4,5 года умеют:
- Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
- Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
- Прыгать вперед на обеих ногах.
- Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
- Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
- Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
- Кататься на велосипеде.
- Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
- Играть с другими детками в группе или в паре.
- Правильно называть множественное число существительных.
- Верно употреблять предлоги.
- Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
- Заботиться о животном.
- Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
- Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
- Помогать родителям в уборке.
- Сдержанно вести себя на людях.
- Знать некоторые буквы.
- Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
- Отличать живое и неживое.
- Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
- Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
- Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
- Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
- Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
- Соединять точки линией.
- Нанизывать пуговицы и бусинки.
- Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
- Определять пропавший предмет.
- Пересказывать сказку.
- Находить различия между двумя изображениями.
- Складывать пазлы из 2-4 элементов.
- Обобщать предметы в группы.
- Находить одинаковые пары предметов.
- Определять лишние предметы.
- Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
- Пользоваться ножницами.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Виды развития ребенка
Физическое
Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.
Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.
Психическое
Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.
Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:
- Обобщать предметы по какому-либо признаку.
- Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
- Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
- Выбирать из группы предметов одинаковые.
- Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
- Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
- Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
- Находить антонимы к словам.
- Запоминать сюжет рисунка.
- Пересказывать сказку.
- Наизусть рассказывать потешки и стишки.
- Описывать яркое событие, которое произошло недавно.
Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.
Эмоциональное
Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.
Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.
Сенсорное и музыкальное
Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.
К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.
Речевое
Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.
Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:
- Учить с ними стишки и песенки.
- Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
- Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
- Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
- Слушать сказки в аудиозаписи.
- Разгадывать загадки.
- Обсуждать перед сном, как прошел день.
- Заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Изучать буквы и звуки.
- Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.
Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.
Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.
Мелкая моторика
Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.
Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».
Познавательное
Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.
Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.
Для развития внимания
Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.
Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:
- Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
- Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
- Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
- Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».
Математическое
Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.
Творческое
Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.
Диагностика развития
Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:
- Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
- Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
- Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
- Не способен выучить короткий стих.
- Не запоминает сюжет рассказа.
- Не может посчитать до 5.
- Не знает простые геометрические фигуры.
- Не знает основные цвета.
- Не может построить из кубиков мост по образцу.
- Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
- Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
- Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.
Игры для развития речи
- Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
- Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
- Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
- Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
- Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
- Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
- Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).
Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.
Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.
Примерная программа упражнений на неделю
Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:
- У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
- Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
- В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
- После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
- Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.
Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.