Ребенок 4 года пугается

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

– Большое количество запретов.

– Предоставление полной свободы.

– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

– Одиночество, нехватка общения с родителями.

– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

– Боль.

– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

– Плохие взаимоотношения со сверстниками.

– Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

– Общение со сверстниками на тему общего страха.

– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник

Чего может испугаться ребёнок?

Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.

Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.

Причины испуга новорождённых и грудных детей

Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.

Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.

Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:

  • резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
  • падение;
  • пребывание долгое время в комнате без родителей;
  • жестокое обращение со стороны взрослых;
  • купание.

В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого. С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике.

Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.

Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:

  • внезапный шум, особенно возникший во время сна;
  • агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
  • неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
  • семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
  • рукоприкладство со стороны матери или отца;
  • страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
  • драки сверстников.

Как может проявляться испуг?

Испуг у ребёнка признаки имеет как сиюминутные, так и отдалённые, которые в 50-60% случаев становятся стойкими и плохо поддающимися коррекции.

К первым относят:

  • значительное учащение пульса;
  • задержку дыхания на несколько секунд, которая сменяется плачем;
  • расширение зрачков;
  • непроизвольное мочеиспускание или дефекацию;
  • нарушение координации, дезориентацию.

Но чаще всего родители не успевают заметить данные проявления страха у малыша, так как они кратковременны. Обращают внимание на себя продолжительный крик и слёзы. Именно поэтому порой очень трудно определить причину развития испуга, особенно у маленьких детей не способных рассказать о том, что с ними произошло.

Плач во сне

Одним из стойких остаточных симптомов испуга является беспричинный плач, возникающий даже во время дневного или ночного сна. Пережитый страх зачастую трансформируется в кошмары, которые напоминают детям о случившемся, заставляя малыша заново испытывать негативные эмоции. При этом спокойно лежащий ребёнок внезапно начинает вздрагивать, ворочаться, всхлипывать и постанывать, а может и вовсе закричать и впасть в истерику, не открывая глаз.

В большинстве случаев, чтобы успокоить кроху, его необходимо сперва разбудить и показать, где он находится, объяснить, что рядом с ним родители, которые смогут защитить от всего, и лишь после этого укладывать заново.

Вздрагивание

У части детей после ситуации, вызвавшей испуг, может появиться своеобразный нервный тик или слишком резкая реакция на раздражители в виде вздрагивания. Симптомами подобного расстройства становятся: быстрое моргание, непрерывное облизывание губ, складывание их в трубочку, «шмыгание» носом и т.п. Причём больной ребёнок не будет контролировать свои действия, он попросту не замечает эти движения мимических мышц. Если привлечь чем-то внимание малыша, то автоматизмы сразу же прекращаются.

Вздрагивать же всем телом дети могут из-за громких звуков, раздающихся рядом, внезапного появления кого-то в комнате. Иногда доходит до того, что любое движение мамы или папы способно довести кроху до дрожи.

Заикание

На фоне перенесённого страха у ребёнка могут возникнуть проблемы в психомоторном развитии, которые проявятся нарушением процессов формирования речи у годовалых малышей или заиканием, а иногда и полным нежеланием говорить у детей постарше. У таких пациентов наблюдается повторение одного-двух слогов. Осознавая свой дефект, больные нередко замыкаются и не стремятся общаться со сверстниками.

Заикание может быть причиной дизартрии, которая считается симптомом органического поражения головного мозга, а именно стволовых его структур. Поэтому затягивать с консультацией у специалиста нельзя.

Энурез

Энурез – это непроизвольное мочеиспускание. Считать его патологией обычно начинают у детей с четырёх лет, ведь именно в этом возрасте ребёнок может уже полностью контролировать функцию мочевого пузыря.

Но если малыш, ранее самостоятельно просившийся на горшок, внезапно начинает писаться в кровать, то это повод задуматься: не беспокоит ли его что-то?

Недержание мочи обычно имеет не только психологическую подоплёку. То есть не факт, что триггером послужил испуг у ребёнка. Причинами могут быть метаболические заболевания, генетическая предрасположенность, ожирение, патологии прямой кишки и т.д. Выявить истинную этиологию данного состояния и справиться с ней способен лишь квалифицированный специалист после проведённого детального обследования.

Боязнь оставаться одному

Однажды испытав сильный стресс, особенно если пришлось справляться с эмоциями самостоятельно, дети могут подсознательно проассоциировать одиночество с опасностью. Родители же создают у малыша ощущение защищённости, ведь это те люди, которые всегда смогут прийти на помощь. Поэтому нередко проявлением испуга у ребёнка становится боязнь остаться в комнате без мамы или папы.

Это сопровождается криком, плачем, вплоть до истерики, стоит ему остаться самому. Но как только рядом оказывается знакомое лицо, малыш успокаивается и начинает вести себя совершенно обычно, улыбаться и играть.

Проблемы в общении

У детей 4-5 лет и младшего школьного возраста перенесённый испуг может вылиться в нарушение социальной адаптации. Ребёнок погружается в негативные эмоции, длительно находится в состоянии стресса и не желает идти на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Ситуация усугубляется, если на фоне пережитых событий развились заикание, нервный тик или энурез, которые становятся причиной для насмешек.

Какие малыши чаще пугаются или группы риска

Не нужно думать, что испуг способен нарушить психику у каждого ребёнка. Всё очень индивидуально. У некоторых детей существуют предпосылки для развития вышеперечисленных последствий.

К группе риска относятся:

  • малыши, страдающие различными заболеваниями головного мозга (ДЦП, аномалии и пороки развития, идиопатическая эпилепсия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия). Спровоцированная нервная система не способна адекватно справляться с поступающими извне раздражителями и может отреагировать перевозбуждением;
  • дети, столкнувшиеся с жестокостью в семье. Причём не обязательно, чтобы агрессивные действия были направлены в их сторону. Достаточно конфликтов между родителями, которые, общаясь на повышенных тонах, могут прибегнуть к выяснению отношений в драке;
  • ребята, постоянно запугиваемые близкими. Нельзя рассказывать крохе о монстрах, поджидающих его под кроватью, лишь для того, чтобы он не заходил в тёмную комнату. Или стращать малыша злыми собаками, способными покусать. Дети всё очень хорошо понимают, поэтому о возможных опасностях им необходимо говорить как можно более правдиво и адекватно. То есть не пугать бабайкой, а объяснить, что ночью, если не включить свет, есть риск случайно удариться о тумбочку, дверь и т.п.;
  • чрезмерно опекаемые родителями дети. Если ребёнка пытаться ограждать от всего потенциально опасного (огня, горячего утюга, высоты, падений), то, столкнувшись с этим лицом к лицу, он запаникует и испугается. Необходимо демонстрировать и рассказывать малышу назначение предметов, сущность явлений природы, формируя у него представление о том, чего действительно следует остерегаться и почему.

Подходы к лечению испуга

Прежде чем пытаться понять, как вылечить испуг у ребёнка в домашних условиях, необходимо выяснить факторы, которые его спровоцировали, и устранить их влияние на малыша.

В большинстве случаев, исключив действие раздражителя, родители добиваются нормализации состояния у детей. Если это не помогло, стоит незамедлительно обратиться к доктору, пока проблемы с психикой не стали стойкими. Начинают с посещения педиатра, который, выяснив основные признаки патологии, определится с лечением и дальнейшими консультациями смежных специалистов (невролога, психиатра).

Традиционная медицина

Методами доказательной медицины, используемыми в лечении испуга и связанных с ним невротических расстройств, являются:

  • работа с психологом, который сможет научить ребёнка бороться со своими страхами и адекватно реагировать на окружающий мир;
  • занятия с логопедом, направленные на коррекцию речи и устранение заикания;
  • арт-, игро- и сказкотерапия, призванные улучшить социальные навыки малыша и отвлечь его от негативных мыслей;
  • анималотерапия. Общение с братьями нашими меньшими, особенно лошадьми, дельфинами, собаками, благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, позволяя тем бороться не только с фобиями, но и с другими психическими расстройствами (аутизм и т.п.);
  • рациональная фармакотерапия. Если не удалось справиться с недугом вышеуказанными способами, то назначается нейропротективные (Пантогам, Цераксон, Глиатилин, Нейроксон, Ноохолин) и седативные (настойка Валерианы, Пиона, Пустырника, чай из Перечной мяты, Персен, Глицин) средства. Первые помогают восстановить нормальные физиологические процессы в клетках мозга и таким образом повлиять на эмоционально-волевую сферу. Вторые обладают непосредственным успокаивающим эффектом.

В случаях, когда испуг спровоцировал развитие тяжёлых патологий (эпилепсия, депрессия), врач может прибегнуть к назначению противосудорожных препаратов (Карбамазепин, Ламотриджин), транквилизаторов (Диазепам) и антидепрессантов (Флуоксетин, Сертралин).

Довольно спорным остаётся вопрос гипнотических вмешательств, которые, как многие считают, являются панацеей от всех болезней. Влияние различного рода внушений на психику до сих пор досконально не изучено. Поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша, записывая ему на подкорку непонятную информацию.

Нетрадиционные методы

Пытаясь выяснить, как лечить испуг у ребенка всевозможными заговорами, нашёптываниями, выливанием воска и тому подобными «шаманскими» ритуалами, родители рискуют сильно усугубить психическое расстройство у детей. Подействовать данные методы могут только на особо впечатлительных мам и пап. Маленьким пациентам подобная «терапия» принесёт лишь вред, так как заболевание останется и будет со временем усугубляться.

Профилактика испуга в детском возрасте

Чтобы не бороться с последствиями испуга и не искать причину фобии у ребёнка, лучше постараться предотвратить появление ситуаций, способных вызвать у него негативные эмоции.

Мерами профилактики в данном случае считаются:

  • создание в семье благоприятной атмосферы для роста и развития крохи, что исключает ссоры, рукоприкладства и т.п.;
  • беседы на тему грозных природных явлений (гром, молния), обучение правилам поведения с потенциально опасными предметами (утюг, печка);
  • выстраивание правильных отношений с домашними питомцами и уличными животными;
  • отсутствие запугивания малыша различными монстрами, бабайками и другими несуществующими «страшилами».

В 95% случаев появление испуга у детей — это следствие неправильного воспитания со стороны родителей.

Советы родителям

Мамам и папам, ребёнок которых слишком эмоционален и подвержен различным страхам и переживаниям, не будет лишним соблюдать такие рекомендации:

  • купайте малыша в ванночках с добавлением успокаивающих трав (мята, мелисса), положите в кроватку мешочек, наполненный лавандой, хмелем – будет своеобразная ароматерапия;
  • окружайте детей заботой и вниманием, старайтесь как можно больше с ними общаться и рассказывать обо всём;
  • учите кроху не бояться посторонних людей, животных;
  • идя в незнакомое место, берите с собой любимую игрушку ребёнка. Это поможет ему чувствовать себя даже в непривычной обстановке более уверенно.

Заключение

Несмотря на то, что испуг у ребенка довольно частое явление, справиться с их чрезмерной эмоциональностью без привлечения специалистов иногда бывает непросто. Но здоровая атмосфера в семье, гармоничные отношения между родителями и их желание проводить с детьми как можно больше времени помогут избежать ситуаций, потенциально угрожающих психическому здоровью малышей.

Источник