Ребенок 4 года повторяет окончания слов
Практически все слышали о такой распространенной проблеме, как заикание. Но порой ребенок повторяет окончания слов лишь иногда, а в целом, говорит правильно и четко.
Одни родители считают это баловством, другие — незамедлительно обращаются к логопеду. Является ли повторение окончания слов патологией и к какому врачу лучше записать ребенка, расскажем далее.
Причины повторения окончаний слов
Специалисты называют состояние, при котором ребенок или взрослый повторяет окончания слов, логоневрозом. Это системное нарушение практически не связано с речевым аппаратом, как это может показаться на первый взгляд.
Основная причина патологии кроется в расстройстве функционирования нервной системы. Дети с логоневрозом в обычной ситуации прекрасно произносят все звуки, а при возникновении стресса перестают это делать нормальным образом.
Почему происходит повторение окончаний слов:
- имеющиеся психические заболевания, например, неврастения или шизофрения;
- перенесенные травмы головного мозга;
- наследственная предрасположенность;
- особенности характера. Чаще всего повторяют окончания слов нервные, мнительные, склонные к тревожности персоны;
- заболевания, в том числе инфекционные, поражающие головной мозг — инсульты, опухоли, менингит и прочие;
- другие имеющиеся нарушения развития речевого аппарата: алалия, дислалия и прочие;
- перенесенные психологические травмы или сильный стресс;
- страх речи. Обычно подобное встречается у детей, которые пережили неудачное выступление на публике;
- нервное и физическое переутомление. Чаще всего возникает у тех детей, которые паралельно с занятиями в школе получают дополнительное образование (спортивные и творческие секции);
- неблагоприятная психологическая обстановка в семье или в учебном заведении. В первом случае провокатором логоневроза чаще всего становятся скандалы между родителями, слишком строгое воспитание, завышенные требования к ребенку. Во втором — конфликты со сверстниками.
В редких случаях к возникновению проблем с речью приводит чрезмерное усердие родителей, которые буквально с года тренируют малыша с помощью разных методик, желая, чтобы он освоил сразу несколько иностранных языков или начал учить стихи.
Диагноз логоневроз ставится при значительном проявлении симптомов, при этом заиканию практически всегда сопутствует напряжение, страх и тревога перед тем как произнести речь.
Классификация логоневроза
Специалисты выделяют три основных вида патологии:
- тонический вид. Ребенок часто делает паузы в речи. Звуки или целые слоги произносит долго, как будто растягивая;
- клонический. При таком типе логоневроза больной повторяет звуки или слоги по несколько раз;
- смешанный тип. Имеет признаки тонического и клонического, одновременно.
Несколько важных фактов о логоневрозе:
- в отличие от заикания, которое присутствует постоянно, повторение или растягивание слогов и звуков беспокоит ребенка лишь иногда, как правило, в момент эмоционального перенапряжения;
- пик возникновения расстройства приходится на возраст 3-8 лет. В редких случаях им могут страдать и взрослые;
- если патологией не заняться вовремя, она может многократно усугубиться. То есть, невроз, возникающий в определенные периоды, станет постоянным.
Часто нарушение сопровождается наличием дополнительных симптомов, их делят на три группы:
- дыхательные нарушения: периодически возникающее чувство нехватки воздуха, спазмы, перехватывающие горло;
- невротические признаки. К ним относят: страхи, тревожность, низкая самооценка, плохой сон и аппетит;
- сопутствующие симптомы: тики, тремор, спазмы речевых мышц, моргание.
Мальчики страдают логоневрозом в три раза чаще, чем девочки.
Что делать?
Если ребенок повторяет окончания слов, нельзя относиться к подобному, как к баловству. Ругать и считать это преднамеренным кривлянием — неправильно. Необходимо посетить специалиста, который поможет разобраться в причинах сложившегося состояния, а также найдет пути решения проблемы.
К какому врачу обратиться, зависит от того, что вызвало патологию, обычно это:
- логопед. Он поможет ребенку в формировании четкой и грамотной артикуляции всех звуков, освоении техники правильного дыхания и владения собственным голосом, а также речевым аппаратом, в целом;
- психотерапевт. Если имеет место травмирующая ситуация, либо ребенок перенес какой-то стресс ранее, доктор, применяя современные методики, поможет избавиться от последствий подобного события;
- невролог. Задача этого специалиста — подбор медикаментов. Наиболее часто назначаются седативные и спазмолитические препараты, а также лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.
В дополнение необходимо: нормализовать режим труда и отдыха ребенка, снизить общий уровень стресса, освоить лечебную физкультуру и специальную дыхательную гимнастику, принимать успокаивающие отвары и настои трав.
Иногда, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в семье, к психологу приходится обращаться не только страдающему от речевого расстройства, но и его близким.
Видео по теме
О причинах и лечении логоневроза в видео:
Логоневроз — серьезное системное нарушение, часто затрагивающее сразу несколько органов. Подход к его лечению должен быть грамотным и комплексным. Как правило, ребенку требуется не только общение с психологом, но и прием медикаментов. Кроме того, многое зависит от ситуации в семье и в коллективе сверстников.
Источник
Рождается малыш, сначала он только спит и ест, потом улыбается и гулит. Первая улыбка, первые шаги, первые слова. И вдруг в возрасте примерно 2,5 года на фоне полного благополучия родители замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Что делать? Стоит ли сразу бить тревогу? К кому обращаться за помощью?
Незрелость центральной нервной системы
Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.
Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?
Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.
Механизм запуска логоневроза
Логоневроз — это знакомое всем нам заикание. В мировой практике до сих пор не доказана ни одна из теорий механизма заикания. Большинство ученых сходятся на мысли, что виной всему перевозбуждение центра Брока в головном мозге.
Период активного развития речи – это время колоссальной нагрузки на мозг и центральную нервную систему. Так как у детей ЦНС и так находится в недостаточно стабильном состоянии, дополнительная нагрузка может привести к системным сбоям, одним из которых является логоневроз.
Перевозбуждение из центра Брока распространяется на участки коры головного мозга, отвечающие за движение, это, в свою очередь, вызывает спазм лицевых мышц, и ребенок заикается.
Как только перевозбуждение спадает, кора приходит в стабильное состояние и речь нормализуется. Логоневроз бывает разных типов – один ребенок повторяет окончание слова несколько раз, другой заикается на согласных, третий не может начать фразу.
Малыши в группе риска
Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.
Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.
Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.
Классификация логоневрозов
Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней – это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее – МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98.5.
По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.
Невротический логоневроз
Подобный тип расстройства возникает в результате стрессовой ситуации, с которой ребенок не может справиться. Компенсаторные возможности детской психики огромны, но на безграничны. Узнать, какая конкретная ситуация выбьет вашего ребенка из колеи, практически невозможно. Одни дети с удовольствием ходят в комнаты страха, пропускают мимо ушей замечания родителей и смело шагают в процедурный кабинет. Другие не спят ночь, увидев в книжке Бабу-ягу, бьются в истерике у дверей стоматолога и замыкаются в себе в ответ на короткое замечание родителя.
Мы не можем изолировать ребенка от внешнего стресса — агрессивно настроенных одноклассников, суровой тети-врача или игрушки-зомби, смотрящей с витрины магазина в канун Хеллоуина. Но мы можем создать благожелательную и открытую обстановку дома. У малыша должно быть безопасное место, где он может выговорить и выплакать свои горести и беды. Не ругайте своих детей за малейшие шалости и оплошности — лучше выслушать версию провинившегося и обсудить, что ребенок сделал неправильно и как этого избежать в будущем.
Еще одним фактором, провоцирующим появление невротического заикания, является раннее изучение иностранных языков. Интересно, что дети, изначально растущие в билингвальной среде, практически не сталкиваются с расстройством по этому типу. Зато у тех, кто в возрасте активного формирования речи резко сталкивается с необходимостью учить второй язык, часто наблюдаются многократные повторения окончаний слов. И фактор стресса в этом случае играет не последнюю роль.
Неврозоподобное заикание
В отличие от первого типа расстройства, который происходит на фоне психологической травмы или стресса и не затрагивает собственно структур головного мозга, неврозоподобное заикание является лишь симптомом, в то время как источник проблемы находится в поврежденном участке коры.
Причина неврозоподобного заикания обычно кроется в тяжело протекавшей беременности и родовых травмах. Во время внутриутробной гипоксии очень часто повреждается часть головного мозга, ответственная за речь.
Проблема становится заметной к трем годам, когда ребенок начинает говорить предложениями. Периоды заикания сменяются временем чистой речи. Заболевание протекает волнообразно, причем фазы без заиканий становятся короче и короче и в конце концов совсем исчезают.
Диагностика
Итак, родители заметили, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. К какому врачу обращаться? Если проблема пока только в окончаниях, а малыш не достиг возраста двух лет, возможно, он не страдает от логоневроза, а всего лишь отрабатывает произношение отдельных звуков и слов. Проблему патологического заикания легко может заметить мать или любой другой взрослый, ухаживающий за ребенком. При заикании можно заметить спазм лицевых мышц, которые не дают ребенку закончить слово или фразу.
При возникновении любых речевых проблем ребенка обязательно следует показать специалисту — чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что он полностью избавится от проблемы.
Диагностика потребует прохождения обследований у ряда специалистов — педиатра, невролога, психолога и логопеда. Возможно, придется провести ЭЭГ, если заболевание протекает остро и есть подозрение на неврозоподобное заикание.
Терапия
Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).
На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.
Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.
Как облегчить состояние ребенка?
Многие родители жалуются, что лечение проводится в полном объеме, а облегчения не наступает. Ребенок как заикался, так и заикается. Родители теряют терпение, злятся, подозревают малыша в обмане. Ребенок, в свою очередь, нервничает, логоневроз обостряется, и вместо эффективной терапии получается хождение по замкнутому кругу.
Родителям малыша с логоневрозом следует помнить, что даже самая современная методика лечения и препараты не помогут, если дома будет сохраняться травмирующая обстановка. Поэтому специалисты рекомендуют организовать охранный режим, который включает несколько мероприятий:
- Доверительная и спокойная обстановка. Чем увереннее чувствует себя малыш, тем чище его речь.
- Четкий режим дня. Своевременное укладывание в постель поможет избежать переутомления и снять нагрузку с ЦНС.
- Ограничение или полный запрет на использование гаджетов и просмотр медиапрограмм. У ребенка с логоневрозом возбуждение ЦНС и так преобладает над торможением, нельзя перегружать мозг и нервную систему дополнительными стимулами.
- Упор на развитие мелкой моторики и игры в одиночестве.
Абсолютное большинство детей не заикаются, когда играют сами с собой, это укрепляет их уверенность в себе и снимает возможную нервозность при общении со сверстниками. Мелкая моторика неразрывно связана с речевым развитием. Оба момента очень важны в терапии логоневроза.
В статье мы подробно выяснили, что такое логоневроз у детей. Это заикание той или иной природы развития, которое необходимо лечить строго под наблюдением специалиста. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный.
Источник
557 просмотров
2 апреля 2020
Здравствуйте, недавно дочь 4,3 г. Начала повторять окончания слов зайчик-чик-чик. Ещё примерно с 2 лет при засыпании щипает руку мамы, после дневного сна часто плачет, в принципе очень чувствительная. Были у невролога, поставил диагноз логоневроз, невроз навязчивых состояний, выписал Магне б6 и Атаракс по 1/4 2 р в день месяц, потом по 1/4 1 р в день 2 недели. Прочитала, что атаракс транквилизатор, необходимо ли такое лечение сразу, без применения более лёгких препаратов? Может быть необходима ещё одна консультация невролога? Возможно ли заменить на более лёгкие препараты?
Возраст: 34
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Невролог
Здравствуйте. А логоневроз на основании чего поставили, повторения окончания слов? Или ещё какие то нарушения речевые были?
Всегда повторяет окончания слов или некоторые слова по желанию?
Юлия, 2 апреля
Клиент
Яна, ребёнок повторяет только окончания, не всегда, иногда не повторяет, когда активно говорит, иногда через слово, когда говорит более медленно или с куклами разговаривает
Невролог
По Вашим жалобам никакого невроза я не вижу. Возможно это такой возрастной период, некоторое время так поговорит и перестанет. Необходимости в Атараксе я вообще не вижу.
Я бы порекомендовала Вам консультацию психоневролога. Большой проблемы не вижу, связываю это состояние с возрастным периодом. Не акцентируйте на этом внимание!
Педиатр
Здравствуйте! Покажите психологу и психоневрологу. магне в 6 бы оставила.
Педиатр, Терапевт, Массажист
Ребёнок взрослый. Я бы вместо таблеток пока попробовал найти хорошего детского психолога. Для совместных сеансов с родителем. Возможно по Skype учитывая карантин. Но в любом случае сначала нужно разобраться с ребёнком, который уже может адекватно отвечать на вопросы с помощью психологических сеансов, потом уже применять таблетки
Педиатр, Терапевт, Массажист
Я считаю, что всё-таки причины ваших проблем с речью является эмоциональная нестабильность. А вот это уже как раз таки и задачи психолога, посмотреть в чём причина
Невролог, Терапевт
Здравствуйте. Воздержитесь от Атаракса, транквилизатор в 4 года при таких жалобах не нужен. Во всяком случае, на мой взгляд. Это может быть как своеобразная игра, такое новое развлечение, так и проявление внутреннего конфликта, неразрешенной проблемы, страха. Девочку нужно проконсультировать психологу. Можно это сделать по видео или аудиосвязи, благо, интернет располагает такой возможностью.
Педиатр
Здравствуйте гормоны щитовидной железы сдавали?
Педиатр
Нужно сдать кровь на ттг т4 т3
Болела до этого?
Юлия, 3 апреля
Клиент
Елена, да болела орви и кашляла долго
Педиатр
Тогда ещё нейроинфекции исключите вэб цмв впг токсоплазму методом ифа igg m
Юлия, 3 апреля
Клиент
Елена, что значит вэб, впг?
Педиатр
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовал 1 человек,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою онлайн консультацию врача.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
Родители нередко обращаются к логопеду со следующей проблемой: речь у ребенка есть, но он говорит только окончаниями. Например, не «гулять», а «ля», не «туалет», а «ле», не «конфета», а «хе» и т. д. Полностью он произносит только некоторые короткие слова. С чем это связано и что вы сможете сделать, мы поговорим в этой статье.
Стоит ли бить тревогу?
Если ребенок только-только заговорил и полностью здоров (то есть, нет других явных нарушений развития), то такое явление нормально. Дети, пока овладевают речью, могут произносить только часть слова, обычно это ударные слоги, поскольку они четко слышатся малышом, и, следовательно, ему легче их воспроизвести.
Специалисты советуют в этом случае разговаривать с ребенком очень МЕДЛЕННО И ЧЕТКО. Дело в том, что при быстрой речи слова воспринимаются слуховым анализатором головного мозга полностью, но в искаженном виде. Именно поэтому взрослым при общении с малышом необходимо:
- произносить слова громко, четко, медленно;
- избегать в речи «детских слов» типа «бо-бо» (больно), «кися» (кошка) и т. д;
- читать вслух, проговаривая каждый слог;
- терпеливо и мягко поправлять ребенка: если он опять сказал только окончание, повторить это же слово полностью, лучше будет, если вы употребите его в предложении, например: «Ле» (улица) – «Да, сейчас пойдем на улицу»;
- провоцировать малыша на разговор.
Ребенок обязательно должен слышать вокруг себя только правильную ясную речь, и только в этом случае он научится полностью произносить слова.
При соблюдении данных рекомендаций, произношение в норме, должно выправиться самостоятельно к трем годам. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалисту.
Читайте также: Почему у ребенка текут слюни в 2, 3, 4 года
Почему ребенок болтает вовсю, но говорит только окончаниями?
Если малыш в возрасте 3-4 года, давно говорит, но произносит лишь последние слоги, то нужно обязательно показать его логопеду и детскому неврологу. Обычно в логопедическом заключении ставится общее недоразвитие речи, моторная или сенсорная алалия. В диагнозе невролога может быть при этом ЗРР, ЗПР, ЗПРР, темповая ЗРР.
Причины данных нарушений можно разделить на две большие группы – внутренние и внешние.
К первой группе относятся факторы, негативно повлиявшие на внутриутробное развитие ребенка:
- тяжелые инфекционные заболевания, аллергии, перенесенные женщиной во время беременности;
- прием некоторых лекарственных препаратов, курение, употребление наркотических средств и алкоголя;
- сильные стрессы во время беременности;
- тяжелый продолжительный токсикоз;
- резус-конфликт матери и плода;
- возраст женщины (слишком юный или зрелый);
- наступление беременности в результате длительного лечения бесплодия;
- аборты, выкидыши в анамнезе;
- сложные длительные роды;
- кислородное голодание (гипоксия) плода;
- родовые травмы;
- тяжелая наследственность (наличие диабета, психических наследственных заболеваний у ближайших родственников ребенка).
Читайте также: 6 способов запуска речи у неговорящих детей
Все эти факторы могут привести к тому, что происходит расстройство созревания структур головного мозга, наступает их механическое повреждение, отклонение от нормы важнейших функций.
К внешним причинам нарушений речи относятся условия, в которых живет и развивается ребенок.
- Общее состояние здоровья малыша. Инфекционные заболевания, астения, рахит, постоянные простуды, нарушения обмена веществ, патологии ЦНС, тяжелое протекание любых болезней значительно ослабляют детский организм и негативно влияют на развитие речи.
- Маленькие дети очень чутко реагируют на ссоры родителей, поэтому прежде чем начинать корректирующие занятия, важно обеспечить эмоционально-благоприятную атмосферу дома.
- Каждую ситуацию нужно обязательно проговаривать с ребенком, давать выход его эмоциям, показывать ему: что бы ни случилось, вы рядом, и он в безопасности.
- Любые нервно-психические заболевания и травмы, в том числе сильные испуги и потрясения. Их коррекцией и лечением занимаются детский невролог и психолог. Оставлять без внимания подобные явления крайне опасно.
- Различные нарушения речи окружающих взрослых. Дети учатся говорить, подражая звучащей вокруг них речи. Например, если кто-то из близких заикается, нечетко произносит некоторые звуки и слова, то ребенок легко усваивает такую «манеру» речи.
- Утрированно «детская» речь. Разного рода сюсюканье, нарочитые искажения слов очень вредны для малыша в период становления речи. Он просто не имеет возможности услышать и усвоить правильное произношение слова.
- Отсутствие полноценногоречевого общения с ребенком до года. Широко распространенное мнение, что в младенчестве дети не понимают обращенную к ним речь, ошибочно и вредно. Малыши прекрасно воспринимают речь взрослых, если нет нарушений слуха. Обязательно включайте детские песенки, пойте ребенку колыбельные, читайте несложные сказки, рассказы, стихи, разговаривайте с ним. Называйте свои действия, игрушки, бытовые предметы, явления природы – словом, все, с чем малыш сталкивается. Так накапливается пассивный словарь, усваивается грамматический строй родного языка.
Перед визитом к детскому неврологу и логопеду тщательно проанализируйте данный перечень причин нарушения речи, чтобы специалист мог как можно точнее поставить диагноз и подобрать наиболее оптимальный способ лечения и коррекции.
Как помочь ребенку с нарушением речи?
Хороший результат дают индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, направление на овладение звуками, слоговой структурой слова, расширение словарного запаса, овладение связной речью, коррекцию построения фраз и произношения.
Невролог обычно назначает препараты, улучшающие кровоснабжение мозга и активность нейронов. Нужно много заниматься и дома, выполняя упражнения, строго следуйте рекомендациям специалистов. При упорных занятиях ребенок вскоре догоняет сверстников.
Источник