Ребенок 4 года повторяет одно и тоже

От природы малыши очень любопытны, наступает период, когда мамы и папы (бабушки и дедушки более терпимы) жалуются, что ребенок спрашивает или повторяет что-то много раз и даже очень спокойные и терпеливые мамы начинают возмущаться: “Он спрашивает одно и тоже много раз!”, “Повторение одного и того же (сказка, мультик, слова из мультика) приводят меня в недоумение”…

Попробуем разобраться, почему ребенок от года и до 2,5 или 3 лет так нуждается в повторении и что это значит, когда нужно начинать беспокоится.

Дети любят повторения, потому что для них это лучший из способов научиться чему-либо новому. Прослушивание чего-либо много раз помогает им запоминать информацию на более длительное время. Маленькие дети в возрасте от 12 до 18 месяцев больше нуждаются в повторении, чем более старшие, 2.5-летние дети, чтобы выучить и запомнить новую информацию.

Многие мамы сталкиваются с ситуациями, когда ребенок просит включить любимую серию мультфильма или прочитать одну книжку несколько раз подряд. И взрослым часто это кажется странным – сюжет и диалоги малышу уже давно известны, а некоторые он проговаривает наизусть. “Неужели ему не надоедает?” задаемся мы вполне (как нам кажется) логичным вопросом. Но практически всегда родители получают категорический ответ – “Нет” и настойчивую просьбу – “Включи или почитай!”

Детские психологи определяют роль повторения в жизни ребенка как способ развития.

Повторение развивает память ребенка и формирует способность к анализу, что составляет основу его дальнейшего развития.

После того как кроха выучит что-нибудь, он получает удовольствие от повторения, ведь он может знать, что будет дальше. После множества прочтений любимой сказки, ребенок запоминает ее так хорошо, что может закончить большинство предложений. Это позволяет ему быть более активным, когда мама читает сказку. Именно поэтому простые песни и прибаутки оказывают на маленьких детей большое влияние: они не только тренируются использовать свои речевые навыки и словарный запас, напевая куплет простой песни который раз подряд, но и испытывают чувство удовольствия оттого, что добавили что-то конкретное в свой репертуар.

Когда ребенок приобретает новый навык, его многократное повторение служит напоминанием о приобретенном умении. По такому же принципу в основе жажды повторения одной и той же сюжетной линии может лежать желание напомнить себе о сделанных ранее выводах.

Также это способ напоминания себе.

Для маленького человека такие повторения – это подтверждение надежности мира.

Дети испытывают потребность в определенных ритуалах, это дает им ощущение стабильности и надежности мира вокруг – засыпания, пробуждения, прогулки в понравившемся месте.

Кроме этого ритуал – это понятный, установленный порядок и ощущение стабильности и надежности мира вокруг – засыпания, пробуждения, прогулки в понравившемся месте.

Поскольку дети чувствуют, что контролируют ситуацию (это дает им чувство безопасности и комфорта), когда они могут предсказать дальнейшие события, поэтому следование неизменному ритуалу успокаивает их

Родители могут использовать любовь детей к повторению, чтобы облегчить их отход ко сну, прием пищи и другие действия, когда естественное сопротивление ребенка часто превращается в игру. Если вы будете повторять одну и ту же последовательность действий каждый вечер – ужин, ванна, чистка зубов, чтение сказки и кровать – обыденность событий будет успокаивать ребенка и позволит ему принимать в них участие.

Повторение – это стремление познать что-то полностью

Психологи выяснили, что для того, чтобы ребенок смог полноценно усвоить сюжет, подходящий по возрасту и уровню развития, а также сделать свои собственные выводы из этого, необходимо воспроизвести для него этот сюжет не менее 30 (!) раз. С каждым новым воспроизведением сюжетной линии ребенок открывает для себя все больше деталей, дополняя свою картину мира. Со мной такое тоже часто бывает, особенно в сложные периоды жизни, когда хочется забыть о проблема и отстраниться – я включаю любимый фильм, слушаю музыку, иногда даже несколько раз.

Также же это связано с желанием воспроизводить положительные эмоции.

Произведение, которое так любит ребенок, безусловно, приносит ему индивидуальные положительные эмоции – радость за любимого героя, восстановление справедливости, восприятие смешных событий и др. Главное читать правильные книжки, ставить аудиокниги, предлагать мультфильмы, которые способны вызвать положительные эмоции и научить доброте и справедливости.

Таким образом малыши освобождаются от тревоги

Чувство предсказуемости ситуации, возможность которого дает многократное повторение сюжета, может снимать тревогу, связанную с неизвестностью. В этом возрасте – это хорошо, ведь очень часто детские страхи и ночные кошмары возникают на фоне неопределенности и страха. Малыши бояться не только выдуманных героев, которыми их пугают взрослые, но и неприятного персонажа, которого он увидел на экране телевизора, на картинке в книжке. Мой брат в детстве очень боялся щуку из сказки про Емелю, на картинке она вроде была красочной, но с раскрытым ртом и относительно большими зубами. Этот страх возникал перед засыпанием – ему казалось что она заглядывает в форточку. В этом возрасте нужно быть крайне осторожными – никто не знает какой персонаж покажется вашему крохе злым или опасным.

Привязанность к любимому герою

Этот факт также провоцирует малыша часто смотреть один и тот же мультфильм или слушать сказку. Ребенок выделяет для себя какого-то конкретного персонажа, который затронул его сердце и может идентифицировать себя с ним, восхищаться какими-то важными для себя качествами или просто испытывать к нему личную эмоциональную привязанность. И тогда повторяющихся просьб посмотреть именно этот мультик или почитать ему именно эту сказку не избежать.

Когда нужно беспокоится

В речевом развитие есть период, когда ребенок повторяет слова и фразы по много раз. Он как бы играет со словами и звуками. В норме это до 3-х – 4-х лет.


Если ребенок может повторять одну и ту же фразу, когда он в эмоциональном возбуждении, как бы успокаивая себя.

Часто это наблюдается у детей с различными задержками или нарушениями в развитии, механические повторения услышанных фраз: эхололии.

В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту  стадию  речевого развития проходят  почти все дети в возрасте до 2 лет.

К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия  в их речи практически отсутствует.

Психологи выделяют две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.

Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.

Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов. Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова,  это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.

Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания,  слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.

Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии.

В каких случаях эхолалия затрудняет общение:

  1. Когда она мешает усвоению новых учебных навыков.
  2. Когда она мешает общению.
  3. Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции.

У детей старше четырех лет эхолалия уже не является нормой и нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Источник

Развитие речевой функции у ребенка происходит в несколько стадий. Она напрямую связана с психическим и умственным развитием. При различных заболеваниях у малыша наблюдается нарушение речи – эхолалия.

Что это такое?

Заболеванием называют неврологическое нарушение речевой функции, которое характеризуется бесконтрольным повторением услышанных слов и фраз. До 4 лет ребенок учится говорить. Копирование чужой речи – это не аномалия. Малыш практикуется в произношении звуков, осваивая навыки говорения. Родителям кажется, что он воспроизводит услышанное, не думая. Но таким образом ребенок пытается вступить в диалог. Подобное речевое поведение быстро проходит.

Причины эхолалии могут быть связаны с органическим поражением головного мозга

Если эхолалия у детей наблюдается в возрасте старше 4 лет – это повод проконсультироваться с узким специалистом. Симптом может указывать на задержку развития, неврологические расстройства.

Причины заболевания

Когда у ребенка есть неврологические, психические расстройства и прочие отклонения, они провоцируют аномалию речи. Выделяют несколько факторов, из-за которых развивается патология. К ним относятся:

  • повреждение лобного отдела головного мозга;
  • генетические заболевания;
  • олигофрения;
  • неврологические расстройства;
  • новообразование в головном мозге;

Выявление причины заболевания – залог выбора правильной терапевтической тактики.

Симптоматика 

Симптом эхолалии – нарушение речевой функции у ребенка

При развитии эхолалии у детей появляются отклонения в речи. Что должно насторожить родителей:

  • Ребенок повторяет слова или фразы, которые услышал из чужой речи.
  • Пытается систематизировать полученную информацию и проговаривает вслух предложения или слова.
  • Ребенок повторяет окончание слова несколько раз.
  • Если малыша громко позвать по имени, он не реагирует на это.
  • Ребенок не поддерживает зрительный контакт со своим собеседником.
  • Он повторяет фразы или слова, которые ассоциируются у него с приятными воспоминаниями.
  • Малыш разговаривает слишком тихо или чересчур громко.

Такие симптомы напрямую связаны с формой расстройства. Если взрослые замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо обратиться к неврологу. Доктор понаблюдает за ним, чтобы своевременно приступить к лечению.

Виды

Неврологи различают несколько форм эхолалии. Заболевание бывает отсроченным и немедленным.

Первый вид:

  • Аутостимуляция: ребенок повторяет фразы, чтобы отвлечься от стресса и справиться с напряжением. Так он получает сильные позитивные эмоции.
  • Выражение своего настроения: малыш произносит слова, которые услышал ранее, но они не связаны с происходящей ситуацией.
  • Подведение заключения: одним словом ребенок пытается обработать и систематизировать поступившую за весь день информацию.

Такой вариант обычно является проявлением аутизма. Но точный диагноз ставит врач.

Если родители замечают один или несколько признаков из перечисленных, следует немедленно обратиться к специалисту. Врач разберется в причинах патологии и подберет лечение.

Немедленный вид характеризуется тем, что ребенок сразу же повторяет фразы, которые услышал от другого человека. На вопрос «Ты хочешь пить?» он отвечает «Ты хочешь пить». Малыш не понимает смысла услышанного, но пытается продемонстрировать свою способность разговаривать и повторять звуки.

Это не считается патологией, если продолжается недолго. В противном случае эхолалия у детей считается проявлением психоневрологической болезни.

Диагностика

Для выявления заболевания родители должны проконсультироваться с неврологом или психологом по поводу симптомов. Дополнительно врачи могут отравить ребенка к логопеду и дефектологу.

При подозрении на эхолалию применяют следующие методы диагностики:

  • Клинические анализы крови и мочи.
  • Генетические анализы.
  • УЗИ головного мозга.
  • Проверка слуха: выполняется для исключения тугоухости.
  • Электроэнцефалография: позволяет оценить электрическую активность мозга.
  • МРТ: выявляет расстройства развития мозга.

После общения врача с ребенком и проведения исследований специалист ответит, есть ли патология. Если заболевание не подтверждается, коррекция речи все равно выполняется.

Как правильно вести себя с ребенком

Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:

  • Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
  • Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
  • Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
  • Проявлять понимание и терпение.
  • Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
  • Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
  • Стараться вникнуть в суть сказанного.
  • Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
  • Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
  • Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.

Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.

Лечение у врача

Эхолалия у детей требует комплексной терапии

Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:

  • Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
  • Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
  • Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
  • Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга. Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.

Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.

Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.

Прогнозы

Обычно заболевание поддается коррекции. Если родители соблюдают все назначения лечащего врача, то чаще всего к 7-летнему возрасту ребенок не отличается от своих сверстников. Прогноз во многом зависит от своевременной диагностики и адекватной терапии. Но при наследственных патологиях, которые проявляются психическими расстройствами или умственной отсталостью, эхолалию невозможно полностью вылечить. Такого малыша возможно научить кое-каким навыкам самообслуживания.

Сложно обстоят дела и с шизофренией. Длительная терапия позволяет довести расстройство до стадии ремиссии и наладить речевую функцию. Но во время обострения проявления шизофрении могут вновь появиться вместе с эхолалией.

Последствия патологии

Если речевое нарушение оставить без внимания, у ребенка появятся проблемы во взрослой жизни. Ему будет трудно общаться в школе, обучаться или налаживать личные отношения.

У малыша будут и другие расстройства:

  • речь развивается с большим опозданием;
  • память, внимание и мышление формируются в недостаточной степени;
  • кроха будет отставать в эмоциональном развитии.

Важно своевременно обратиться с проблемой к специалисту. Врач подберет адекватное лечение и предупредит осложнения.

Некоторые родители замечают, что ребенок бесконтрольно повторяет услышанные слова или предложения. Такое состояние – норма до 3 лет. Но бывают случаи, когда эхолалия становится проявлением серьезных заболеваний.

Чтобы скорректировать нарушение, родители должны вовремя обратиться к врачу. Доктор проводит диагностику, в ходе которой выясняет причину патологии. Он назначает комплексную терапию, включающую медикаментозную поддержку, логопедические занятия и психотерапевтические методики. Родители должны проявить терпение и готовность помочь своему ребенку.

Читайте также: виды нарушения речи у детей дошкольного возраста

Источник

  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперёд
  • Страница 1 из 2  

Я бы записала видео и показала неврологу, чтобы услышать, что все в порядке и успокоиться

  • 2

Я вообще за перестраховку всегда , если что – то не нравится,,это ведь сущая ерунда – сходить на приём

  • 1

может он думает, что вам не интересно и ждет не да-да, а вопросов, заинтересованность, поэтому и повторяет, чтобы внимание привлечь?

например, чтобы вы спросили: “а на небе будут облака, а солнышко нарисуешь?”

  • 1

Я сначала думала что он просто сильно увлечен игрой. Но как-то услышала это в быту -он с женщиной разговаривал. Он сидел на дереве, на ветке, а она хотела туда своего внука посадить- и Игорек ей много раз подряд сказал фразу о том что он первый залез на эту ветку. Смысл был один, но фраза все время звучала по разному. Тут я задумалась.

мама я небо разукрашу голубым, голубым разукрашу цветом…. небо будет голубое…голубое небо….разукрашу голубым.

Сын так тоже повторяет, пока я не отреагирую, не покажу, что услышала (говорю ему “да, хорошо, давай”..)

ПС. моему 3,10.

Если бы в инете вычитала, что это нехарактерно для возраста сына, пошла б к врачу.

Погугли вокальные тики, палилалию, есть что общее или нет

Короче, иди к врачу, ща наставим тут диагнозов

  • 1

Пойдем в любом случае. Нам как раз для школы нужно будет всех врачей обежать. На счет записать -это наверное вряд ли получится, я просто не угадаю когда он это скажет. Это может быть 2-3 раза в день и он обязательно обратить внимание на съемку. То есть это будет не естественно.

Интересно услышать мам столкнувшихся с подобным. На что это похоже-невроз?

короче, это проявление невроза. срочно к неврологу.

  • 1

Погугли вокальные тики, палилалию, есть что общее или нет

Блин, я -то зачем гуглила…. Щас буду выискивать у сына признаки…

Наблюдать, если появилось недавно. Для очень эмоциональных детей свойственно проявление в тех или иных ситуациях речи по эхолалическому типу. Не путать с истинной эхолалией.

Как правило, это следствие повышенной тревожности у ребёнка.

Больше положительных эмоций, в меру, без передоза. Арттерапия, сказкотерапия.

Протестируйте ребёнка на тревожность, возраст позволяет, методики разные и доступные.

Всё наладится.

  • 1

anulechka, а он у вас как бы сам с собой говорит или повторяет каждый раз громче или настойчивее, чтобы вы услышали и отреагировали?

Тоже начиталась…на невроз здорово смахивает. К врачу сходим.

скорее всего он этим напряжение некое снимает.

Моя тоже повторяет так, но у нас есть причины.

А так вообще , функция подобных вещей- получить какое то расслабление, снятие стресса и тд Если это будет продолжаться дольше пары месяцев, сходите к психологу.

Тэка он у меня в принципе громко разговаривает. В большинстве случаев его повторения как гвоздик в мозг. Он пытается донести информацию. Его торможу. Например: Мама- подушка прилетела в игрушки как метеорит! Я- здорово! Он-как метеорит, мама! Я-я услышала тебя, очень интересно! Он-как бабахнет! Подушка метеорит! Мама метеорит-подушка! Я-хорошо, Игорь, я услышала и поняла тебя! Он-мама! Метеорит-подушка! Я-Игорь! Стоп!

Вот как-то так. Эмоции у него через край.

Мама- подушка прилетела в игрушки как метеорит! Я- здорово! Он-как метеорит, мама! Я-я услышала тебя, очень интересно! Он-как бабахнет! Подушка метеорит! Мама метеорит-подушка! Я-хорошо, Игорь, я услышала и поняла тебя! Он-мама! Метеорит-подушка! Я-Игорь! Стоп!

Я можт терпеливая, но проблемы не вижу. У меня сын начал говорить меньше года назад. Поэтому я расценивала такую беседу, как диалог. Т.е. я еще и вопросы задаю, и фразы оформляю, чтобы он мог за мной правильно повторить.

Теперь даж не знаю. Тоже штоль к врачу?….

Моему 4, делает так, периодически бывает, особенно в моменты нервного возбуждения. Повторяет пока не “поддержишь разговор”. угу или да-да, я вижу не работают, надо вникать…

может и не невроз. может СДВГ ? Конечно желаю что б вообще все норм и это прошло поскорее)

я бы подумала что он считает, что его не слышат…

  • 2

С деревом, например… Может у женщины вид такой был, что она собиралась своего ребенка на дерево пихать несмотря ни на какие возражения… Или Считал что идея с метеоритам была столь феерична, а вы не поддержали должного восторга…

  • 1

Щас задумалась, у дочки вроде подобное было, но не помню, вкаком возрасте. Я всегда повторяла последнюю фразуребенка. Вот в примере с подушкой – сказать “ууу, как метеорит, здорово”. Именно ключевую фразу, а не просто угукать))) Нам помогало. Но у нее это как то нечасто было и мне не давило на психику совсем. Хотя я нервная мамаша, люблю болячки выискивать.

  • 1

BonneyR с деревом там сложно было. Тетя была агрессивна и прогоняла его.

Невроз Вы бы не пропустили, это крайняя форма, для которой характерны яркие постоянные поведенческие реакции.

У Вас это возникает периодически в моменты сильных эмоций, тогда и растормаживается центр контроля речи.

Невролог в любом случае назначит препараты, это входит в обязательные условия оказания мед. помощи.

Очень высока вероятность, что у Вашего сына уровень тревожности зашкаливает.

Это не невроз, но предпосылка.

Протестируйте сына, в игровой форме естественно.

Мой комментарий выше прочитайте, пожалуйста.

  • 1

я думаю стоит показать ребенка врачу, мальчик эимоциональный говорливый, легко возбудимый видимо, эти повторения могут и быть признаком заикания или еще каких то неврологических отклонений. Мне логопед говрила что когда ребенок очень быстро и много говрит, тараторит то в дальнейшем может начать заикаться

  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперёд
  • Страница 1 из 2  

Источник