Ребенок 4 года постоянно говорит
Если ребенок слишком много говорит! Казалось бы, ну что в этом такого? А если он не просто разговорчивый, а болтливый, а если чрезмерно? Может было бы лучше, чтобы он и вовсе молчал?
После того, как ребенок сказал свои первые слова, вы ждали новых достижений с упоением. Но спустя пару лет это превращается в болтливое «цунами». Причем «прорыв» может произойти и к году и к трем. И вот тут начинаются сложности, мама прям-таки не знает как «заткнуть» своего малыша. А он то и дело, направо и налево рассказывает о подробностях семейной жизни. Сломя голову лезешь на форумы за подсказкой, а там такие же мамочки не знают как быть и как направить «болтливую энергию» ребенка в нужное русло. И что делать, если ребенок слишком много говорит?
Есть ли плюсы?
Конечно, от вечной болтовни не по делу, да и вообще с подробностями устаешь. Но даже в чрезмерной разговорчивости есть плюсы:
- Такой ребенок редко может, что утаить;
- он всегда делится своими планами;
- под его настроение легко подстроиться;
- тем для разговоров у вас будет предостаточно;
- он рассказывает все и обо всех в своем окружении и вы спокойны на счет его компании.
Но и без минусов не обойтись в этом:
- Малышу необходимы слушатели, он просто не может без них, чаще всего он выбирает мамины уши, когда она устала и хочет отдохнуть;
- истории могут повторяться;
- он может выболтать лишнее, и никогда не знаешь, что именно (это может быть и то, что он случайно услышал от вас)
- из таких детей вырастают сплетники, им дай повод, что-то обсудить;
- излишняя навязчивость может утомить людей вокруг и у ребенка начнутся проблемы с общением;
- может развиться эгоцентризм. Такие дети болтают без умолку и не слушать никого вокруг, им интересно только рассказывать. От такого собеседника устают, и дают статус зануды, зазнайки.
Стоит понимать, что если ребенок слишком много говорит, то это не дает повод ставить ему диагноз, чаще это может развиться только в школьные годы (лет в 7-8), так что если ваш малыш был спокоен к историям, не значит, что так будет всегда.
Причины болтливости:
Если ваш ребенок постоянно говорит, а вам в этот момент хочется «исчезнуть», то проблему надо решать. Но перед тем, как искать пути отступления у излишней болтливости, стоит понять «откуда ветер дует».
- Чаще всего это причина того, что у ребенка просыпаются подозрения о том, что его не слышат и не воспринимают всерьез. Возможно, это такая самозащита, которая действует как «зеркальное отражение». Т.е. малыш уверен, что если он не будет говорить, то его не заметят, его не услышат и потому много говорит, а в итоге получается так, что его никто и не хочет слышать.
- За чрезмерным потоком слов, может также и скрываться какая-то проблема, переживания.
- Дифцит внимания тоже может стать причиной болтливости.
- Причиной может стать гиперактивность.
Но может причин никаких и нет, и ребенок просто перерастет это желание попробовать все слова «на вкус». Но вам ведь ждать этого не хочется. Беспрерывные разговоры утомляют.
Как с этим бороться?
- Отслеживайте: что ребенок говорит, сколько, осмысленно ли…
- Помогайте ему излагать мысли правильно, добивайтесь того, чтобы он понял, что если он скажет абы как, то его никто не услышит, но не говорите об этом напрямую.
- Говорите фразу «Я тебя услышала», если причина в страхе «быть неуслышанным», то это очень быстро поможет поправить ситуацию.
- Предложите ребенку поиграть в игру «сделай паузу», пусть перед тем, как что-то сказать делает паузу длинною в пол минуты, а затем озвучивает.
- Как бы вы не устали, прислушивайтесь к ребенку, за нежеланием слушать пустую болтовню, можете прослушать реальные проблемы.
- Отправьте ребенка на вокал, хор и ораторское искусство. Специалисты уверены, что пение помогает перенаправить «говорливую» энергию в красивый звук.
- Отлично подойдет игра «загадки», вот только с помощью их ребенок должен формулировать свои мысли и желания.
- Также уменьшить словарный поток помогает понимание того, что родители слушают внимательно.
Помните, что когда ребенок слишком много говорит — это не болезнь, это скорее некий дефект, но чаще всего из таких детей вырастают очень общительные, артистичные ребята, которые очень хорошо понимают общество и их проблемы. Главное найти способностям ребенка применение и вы сами не заметите, как он стал говорить меньше, тише и по делу.
Источник
Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.
2
22441
31 Марта 2014 в 00:03
Автор публикации:
Ольга Мезенцева, преподаватель Киевского политехнического института
Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.
Дети с оральным вектором, как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать здесь. В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.
Обучение в школе — важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.
Развивать интеллект — непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.
Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его — оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.
Маленький говорун
«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», — обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.
Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор — фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.
Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).
Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.
По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.
При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.
С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.
Чтение — это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.
Когда молчание не золото: слушаем наших детей
Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.
В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.
Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе — уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.
Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.
Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.
В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.
Роль литературы в развитии
Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта — ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.
Декламация стихов — это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения — значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.
Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное — практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.
Речевая коммуникация и объединение на идее
Реализация орального вектора — это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать — это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь — в случае с оральным человеком возможны все варианты.
Развитый вербальный интеллект — это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком — когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком — когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень — более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.
Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.
Корректор: Елена Лавецкая
Автор публикации:
Ольга Мезенцева, преподаватель Киевского политехнического института
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Источник
В то время как некоторые родители обеспокоено считают каждое сказанное слово своего малыша, чтобы убедиться, что его речевые навыки развиваются должным образом, другие родители в шоке от болтливости чада. Не стоит переживать сильно если ребенок много говорит. Ведь «много» – понятие крайне относительное. В данном случае оно означает, что ребенок говорит столько, что это уже не кажется милым или забавным. А бесконечные речевые потоки настигают вас в самых неподобающих ситуациях и местах, что приносит неудобства не только вам, родителям, но и окружающим, в том числе сверстникам ребенка, которые, казалось бы, тоже не прочь поболтать.
Хорошая новость в том, что часто дети с возрастом сами осознают, что говорят больше, чем необходимо, и начинают контролировать себя. Но что, если нет? Что, если ребенок не только не справляется с самоконтролем, но и не понимает, что навязывается и раздражает? Давайте разберемся подробнее.
Когда стоит беспокоиться, что ребенок много говорит
Помимо того, что вы начинаете раздражаться и уставать от вещания «детского радио» круглыми сутками с перерывом на сон, есть и более объективные признаки того, что бесконечная болтовня не является здоровой. Обратите внимание на присутствие следующих фактов:
- Ребенок говорит в неподходящих местах, в неподходящее время, и не может сдержать себя
- Постоянно прерывает речь других людей, перебивает. Особенно, когда предполагается, что он должен слушать, например, в школе перебивает учителя или даже срывает урок
- Говорит обидные вещи и злит окружающих, потому что воспроизводит буквально, все, что приходит в голову.
Все это может привести к тому, что о ребенке плохо отзываются, а дети отказываются с ним играть и разговаривать, на что тоже стоит обратить внимание.
Почему ребенок много говорит
Прежде всего ребенок может без конца говорить об одном объекте, который ему очень нравится. И «нравится» здесь граничит с одержимостью, что совсем не хорошо. В таких ситуациях ребенок много говорит о вещи/ человеке, стоит только упомянуть о ней/нем.
Дети только учатся быть самими собой и жить на этом свете. И у них не всегда получается справиться с некоторыми ситуациями просто потому, что еще не научились этого делать. У них нет своей стратегии как переживать тот или иной опыт, и что делать в новой ситуации. В неприятных новых ситуациях так легко растеряться. И, если ребенок много говорит, возможно, он чем-то обеспокоен, и таким образом пытается справиться со стрессом. Ведь он еще не знает, как контролировать себя и справляться со своим чувствами и эмоциями.
Эмпатия и умение понимать других людей тоже развиваются с возрастом. Никто не будет требовать от маленького ребенка демонстрировать эти качества. В то же время неспособность считывать невербальные знаки окружающих, или их неправильная интерпретация, могут быть еще одной причиной почему ребенок много говорит. Он просто не понимает, что что-то не так. Вероятно, он думает, что окружающие в восторге от его речей и с интересом слушают.
Недостаток самоконтроля не облегчает ситуацию. Ведь даже если ребенок осознает, что говорит много, он может быть неспособным себя остановить, находясь в неподходящем для обсуждения месте.
Нехватка внимания. Возможно, ребенку в семье не хватает внимания, родственники его самого дома перебивают, не дают сказать, или попросту игнорируют. Поэтому малыш всеми силами пытается привлечь внимание и быть услышанным с помощью своей болтовни, буквально пытаясь заполнить собой все пространство.
Можно ли ребенку смотреть телевизор? – когда уже можно
Почему у ребенка нет слез, когда он плачет? – 5 опасных причин
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше интересного!
Оригинал статьи размещен здесь – https://mom-first-time.ru/vospitanie-rebenka/rebenok-mnogo-govorit/
Источник