Ребенок 4 года постановка звука с

Статья:
В норме к 3-4 годам дети правильно произносят твердый и мягкий звук «с». Некорректное произношение называется сигматизмом. Если же вы заметили, что у вашего чада имеются ошибки в звукопроизношении, не тяните – обращайтесь к логопеду. Ведь чем раньше провести коррекцию дефекта, тем проще избавиться от него.
В этой статье мы расскажем о разновидностях сигматизма, особенностях коррекционной программы и упражнениях для постановки звука, которые вы можете делать с сыном или дочкой дома.
Формы сигматизма
Сигматизм – это дефекты произношения шипящих и свистящих, в нашем случае «с». Различают 4 формы нарушения.
Первая – собственно сигматизм, когда «с» отсутствует в речи.
Вторая – парасигматизм, то есть когда «с» заменяют другим звуком.
Варианты парасигматизма:
- на «ф» – губно-зубной;
- на «т» – призубный;
- на «ш» – шипящий.
Третья – искажение звука «с». Есть несколько вариантов: межзубный (ребенок шепелявит, вместо «с» слышится «ш»), боковой (вместо «с» слышится «льхь») и носовой (вместо «с» слышится хрюкающий или храпящий звук, гласные произносятся гнусавым голосом).
Четвертый – смягчение твердого звука «с». Получается так: вместо слога «са» – «ся», «со» – «сё», «су» – «сю», «с» – «сь».
Поэтапная постановка звука «с»
Коррекционная программа состоит из 3-х этапов. Рассмотрим их.
Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика
Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.
«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –
10 секунд.
«Трубочка». Исходное положение – как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.
Упражнения поочередно повторить несколько раз.
«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.
«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».
«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.
«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.
«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.
«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.
«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».
Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.
Этап 2: подбираем коррекционные техники
Коррекция зависит от формы дефекта. Мы расскажем об универсальных техниках, которые можно использовать для постановки в любом случае. К ним относятся подражание, использование опорных звуков и механическое воздействие.
Техника подражания
Постановка по подражанию эффективна при незначительных дефектах звукопроизношения у детей. Покажите малышу, как правильно выговаривать твердый звук «с». Для этого сядьте оба перед зеркалом, чтобы он видел и себя и вас. Далее дайте ребенку инструкцию:
- Открой рот и улыбнись.
- Распластай язычок, напряги его кончик и упрись в нижние зубки (резцы).
- Пусть по языку пройдет «ветерок». В итоге должно получиться «с».
Маленькие дети лучше впитывают информацию и овладевают навыками посредством игры. Придумайте их для своего чада! Например, можно накачивать насосом колесо велосипеда, сдуть воздушный шарик, подуть в бутылку с узким горлышком или подуть, как морской бриз – все эти действия сопровождаются звуком «с-с-с-с».
Техника постановки от опорных звуков
Если ребенок хорошо выговаривает другие звуки, можно отталкиваться от них. В случае со сигматизмом опорными звуками являются мягкий «сь» и межзубный «с».
Используем мягкий звук «сь».
Сначала попросите сына или дочку произнести звук «с» и посмотрите, где в это время расположен язык – от этого зависит коррекция.
- Язык расположен вверху – упирается в резцы. Можно учить малыша правильному звукопроизношению. Для этого взрослый открывает рот и произносит «с», малыш смотрит и повторяет за ним.
- Язык расположен внизу – упирается в зубы. Ребенка учат выговаривать «с» из правильной артикуляционной позы – кончик языка сверху.
Когда малыш научился этому, навык нужно окончательно закрепить. Этому способствуют упражнения для постановки.
Тянем звук. Малыш улыбается и продолжительно говорит «с». В это время он сам или взрослый снизу подставляет ладонь ко рту. При звукопроизношении должен идти чуть прохладный воздух.
Округляем губы. Продолжая выполнять упражнение и держа ладонь у рта, малыш округляет губы и вытягивает их в трубочку, как для произношения «у». Взрослый может на своем примере показать, как это делается. Рот открывать нужно нешироко.
Следим за воздухом. Главное условие – при выполнении всех действий струя воздуха должна быть непрерывной. Причем она со временем теплеет.
Достигаем твердого «с». Если у малыша автоматически не получается произнести его, взрослый объясняет, что сейчас задача – «подогреть» воздух на ладошке. Тогда все получится.
Говорим «су». Это вспомогательное упражнение, которое поможет чаду достичь желаемого твердого «с». Следим за горячим воздухом.
Говорим твердое «с». Как только результат получен, покажите на своем примере: выдвиньте губы вперед, словно собираетесь сказать «ы-ы-ы-ы», сомкните зубы. Это еще больше «утвердит» «с». Если малыш плотно прижмет язык к верхним зубам, ему будет еще проще.
Закрепляем результат. Вводите выученный звук в слогах со всеми гласными.
Отталкиваемся от межзубного опорного звука «с»
Малыш просовывает между зубами язычок, произнося «с»? Посмотрите, где именно располагается язык:
- Вдоль языка идет «желобок», малыш располагает язык между зубками. Покажите чаду, как спрятать его за зубы и сами проговорите «с», чтобы малыш увидел;
- Отсутствует «желобок», язык плашмя распластан. В первую очередь нужно поставить корректное межзубное звукопроизношение. Взрослому нельзя говорить «с» вслух.
В этом случае используют такую поэтапную постановку звука «с».
Правильная артикуляционная поза. Ученику нужно распластать и высунуть между зубами. Кончик языка выдвинуть кпереди или расположить на уровне резцов. Потом широко улыбнуться сомкнутыми губами и в идеале прикусить язычок с боков.
Дуем в ладошку. Главное – струя воздуха должна быть как можно холоднее. Это создаст необходимый «желобок». Малыш должен непрерывно улыбаться, можно придерживать верхнюю губку пальцем – так будет легче. Если он все делает правильно, послышится свистящий звук.
Свистим, как комарик. Усадите малыша перед зеркальцем, покажите ему «желобок» и объясните, что благодаря ему у малыша получается свист. Но так свистит большой комар, а надо научиться говорить, как маленький – тонким голоском.
Окончательно ставим «с»:
- Ученик непрерывно «свистит». Лучше, если он контролирует этот процесс, глядя в зеркальце. Главное – «желобок» должен оставаться на месте.
- Медленно убирает язык за верхние резцы и прижимает его к ним изнутри. Взрослый показывает, как это сделать, но не произносит «с».
- Малыш почти достигает правильного звукопроизношения. Потом открывает рот – послышится правильное произношение.
Когда ученик правильно произносит изолированно «с», начинайте вводить его в речь: сначала постановка в слогах, потом в словах.
Механическое воздействие
Для постановки используют счетные палочки, затупленные зубочистки, спички – подойдет любой из перечисленных инструментов.
Один из способов такой. Малыш располагает широкий язык внизу, кончик его упирается в нижние резцы. Взрослый кладет спичку посередине языка. После этого ребенок подносит ладошку ко рту, прикусывает спичку и плавно, но с усилием выдувает воздух так, чтоб ощутить его кожей на ладошке.
Если при этом слышится «с», его отрабатывают со спичкой, а затем без нее.
Вот несколько моментов, которые нужно учитывать выполнении упражнения для постановки «с»:
Во-первых, вводите спичку малышу в рот на 2 см, а если язык уворачивается, чуть глубже.
Во-вторых, при нажатии спичкой, маленький ученик начинает «шепеляво» свистеть. Попросите его соединить губы так, чтобы они пропускали только спичку, но пусть он не прикусывает ее. Язык остается во рту за зубами. Малыш дует на кончик языка так, чтобы выдох проходил между зубами.
В-третьих, контролируйте нажим спичкой. Пробуйте нажимать сильнее или слабее, глубже или на самом кончике языка – так вы найдете то положение, при котором у чада получится идеальное звукопроизношение.
В-четвертых, когда вы поставите изолированный звук «с», начинайте вводить его в речь. Сначала – в слоги, а потом и в слова. Если при постановке в словах малыш опять ошибается, подключайте спичку.
Занимайтесь с чадом в форме игры: проводите аналогии с персонажами из мультиков, показывайте картинки, интересные истории.
Этап 3: автоматизация, или закрепление
Овладение правильным звукопроизношением изолированно от речи – это лишь первый этап обучения. Далее важно закрепить его и довести до такого автоматизма, чтобы ребенок правильно выговаривал новый звук в словах и фразах.
Сначала работайте над постановкой в слогах, потом в словах, причем «с» должно находиться в начале, середине и конце слов. После этого переходите к предложениям.
Рекомендации логопеда родителям
Если вы занимаетесь с сыном или дочкой дома, специалист может дать вам несколько рекомендаций.
Самое главное – прежде чем приступать к коррекционной работе дома, проконсультируйтесь со специалистом. Обратитесь к логопеду. Он проведет логопедические пробы, установит причину и форму сигматизма у вашего чада, даст рекомендации по коррекции на дому. Если причина дефекта – в неврологических нарушениях, он направит к неврологу. В этом случае, вероятно, потребуется комплексное лечение – логопедическое, физиотерапевтическое, медикаментозное.
Усложняйте уроки постепенно. Это значит, что вы поэтапно ставите звук: сначала изолированно, потом подключаете слоги, потом отрабатываете постановку в словах и, наконец, в предложениях.
Используйте принцип поэтапной коррекции. Не приступайте ко второму этапу, пока окончательно не пройдете первый и т.д. Только после твердого закрепления одного этапа можно переходить к следующему. Иначе ваш маленький ученик не только не приобретет новые навыки, но и утратит уже усвоенные – это как снежный ком.
Доведите до совершенства. Не бросайте коррекцию, если ребенок говорит почти правильно. Доведите произношение до идеала, поскольку вряд ли неидеальное произношение со временем станет идеальным. Далеко не со всеми детьми работает принцип «выговорится сам».
Играйте с малышом! Занятия должны вызывать у него чувство радости, позитива, проходить в хорошем настроении. Занимайтесь в форме игры. Прибегайте к игрушкам, историям, личному примеру, аналогиям из мультиков – так дети прекрасно усваивают материал и научаются новому. Если у вашего чада не получается что-то, ни в коей мере не ругайте его. Этим вы сделаете только хуже.
Не теряйте время. Если вашему чаду исполнилось 3 – 4 года, но он так и не выговаривает «с», обратитесь к логопеду. Намного легче и быстрее откорректировать речевые нарушения, когда они только дали о себе знать, чем у деток более старшего возраста.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Постановка звука «с» ребенку поэтапно, по мнению логопедов, является сложной. К 4, 5 годам словарный запас ребенка значительно пополняется, он начинает рассуждать, строить логические заключения.
Если вовремя заняться этой проблемой, родители, освоив вместе с сыном, дочерью артикуляционную гимнастику, научившись выполнять дыхательные упражнения, могут поставить произношение трудных звуков без обращения к логопеду.
Когда нужна коррекция звука «с» ребенку
Если предложить дошкольнику рассказать историю или стихотворение с частым звуком [С] и повторить за взрослым различные слова на «с», где нужный звук находится в середине, начале, в конце, можно определить, когда звук [С] произносится неправильно.
Более действенным является метод, когда ребенок самостоятельно называет слова по предложенным картинкам или заданиям:
- сорока, матросы, санки, слива, снег, весна – [С];
- вспомнить имена друзей, в которых «с» мягкий – Вася, Люся;
- назвать слова, обозначающие действие: одеваюсь, занимаюсь, смеюсь – [СЬ];
Постановка звука «с» ребенку поэтапно зависит от того, как произносится звук:
- искажается [С]: необходима тренировка всего речевого аппарата;
- пропускается [С]: нужно учить ребенка выговаривать трудное сочетание звуков;
- при замене [С] нужно поставить произношение;
- [С] произносится неправильно в некоторых случаях, нужна помощь логопеда.
Причины отсутствия правильного «С»
Многим дошкольникам характерно неправильное произношение звука [С] и схожих с ним свистящих – [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц].
Педагоги и логопеды, анализировавшие это явление, называют несколько причин этому:
- отсутствие комплексной программы обучению речи и произношению звуков, в которую должна входить артикуляционная гимнастика
- отсутствие систематического обучения по произношению звуков, что приводят к речевым проблемам у дошкольников;
- родители не стремятся развивать речь ребенка, высказывать свои мысли и эмоции.
Названые причины относятся к социальным, а есть еще и индивидуальные:
- неправильное речевое дыхание
Речевое дыхание является основой для правильной речи дошкольника. Именно от него зависит дикция, произношение звуков, в том числе и [С]. Если имеются нарушения, то фразы произносятся неправильно, плавность речи исчезает, появляются интонационные ошибки.
Разновидностью неправильного дыхания является заикание, возникающее в следствие неразвитости дыхательной системы. Воздух застревает на отдельных звуках и вызывает непроизвольное повторение их. Чтобы ребенок смог произносить трудные звуки, его нужно научить правильно дышать при разговоре: глубоко вдохнуть – плавно выдохнуть, что для него трудно.
Помогут в постановке правильного движения следующие упражнения:
- Ребенок сидит, лежит или стоит. Одна рука его находится на животе, другая – на груди. Сделав глубокий вдох, малыш почувствовал, как приподнялся живот и грудь, выдохнул – живот и грудь стали прежними.
- Произношение гласных звуков на выдохе: сделав небольшой вдох произнести один гласный – [А, О, У, И, Ы, Э]. Постепенно задание усложняется: необходимо произнести за один раз несколько гласных: «ааааууууооо».
- Счет на выдохе: 1,2, 3 и в обратном порядке: 10, 9, 8;
- Обучение считалкам, которые нужно произносить на одном выдохе: «На одном пригорке жили 33 сестренки (лисенка, совенка, слоненка): раз сестренка, два – сестренка (лисенка), три – сестренка. Интересно, сколько сестричек (лисичек, совят) живут у тебя?
- Далее нужно учить дошкольника читать или рассказывать стихотворение (если ребенок еще не умеет читать), набирая воздух на паузах.
- Проговаривание скороговорок: «У осы не усы, не усищи, а усики». Вначале скороговорка рассказывается медленно, затем темп ускоряется.
- проблема в речевом слухе
Речевой слух – способность человека различать звуки языка, на котором он говорит, выделять слоги, складывать их в слова. У некоторых детей могут возникать нарушения фонематического слуха.
Выявить это помогут следующие игровые задания:
- из предложенных картинок отобрать со звуком [С];
- придумать слова на «С», «СЬ»;
- хлопнуть, если слышится [С];
- назвать, какой звук повторяется: сорока, собака, слива, сено.
Наличие постоянных ошибок свидетельствует, что фонематический слух не развит, что и вызывает отклонения в устной речи, а именно:
- неправильную интонацию;
- не различение фонем по звучанию, в результате чего происходит смешение;
- нечеткое произношение звука [С], замена его;
- замедление скорости речи.
Если нет нарушений в деятельности нервной системы, то для улучшения работы речевого аппарата, ребенку необходимы занятия с логопедом.
- плохое развитие артикуляционного аппарата
Аномально развитый артикуляционный аппарат – неправильный сформированный прикус, «заячья губа» – являются источником нечеткого произношения многих звуков.
Улучшить произношение могут следующие упражнения:
- сворачивание в трубочку, поднимание спинки языка;
- для развития подвижности челюстей:
- произношение звуков при чуть открытых зубах: «аааа, ууу, ииии» (постепенно расстояние между зубами увеличивается);
- рассказывание скороговорок, в которых изобилие гласных: «У ужа – ужата, у совы – совята», а также скороговорок с трудной буквой: «Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны».
- для того, чтобы губы стали более подвижными:
Ребенок произносит гласные звуки, а затем согласные следующим образом:
- губы улыбаются – «иии»; «ссс»;
- губы сложены бубликом – «ооо»; «шш»
- губы в трубочке – «ууу», «пффф» (это упражнение – очистительный выдох – следует делать после окончания коррекционной работы).
Перед занятиями неплохо выполнить мимическую гимнастику: «Корчим рожицы», упражнения для языка: щелканье языком.
- индивидуальное строение уздечки
Нечеткое выговаривание звука [С] будет у ребенка, у которого короткая уздечка.
Помочь может растягивание уздечки языка:
- «Художник»: ребенок улыбается. Нижняя челюсть неподвижна. Язык «красит» небо от зубов.
- «Лошадка»: малыш щелкает, как цокают копыта лошадки.
- «Грибок»: необходимо свернуть язык в узкую трубочку и «присосать» его к нёбу.
Артикуляционная гимнастика
Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает использование артикуляционной гимнастики, которая научит дошкольника запомнить правильные положения для губ, языка.
Обучение произношению [С, С’, З, З’, Ц] можно превратить в игру:
- «Наказание за непослушание»
Попросить ребенка улыбнуться, протянуть язычок к нижней губе, пошлепывая им по губам, пытаться произнести: пя-пя, тя-тя, ся-ся. Малыш «наказывает язык»: удерживает его спокойно некоторое время.
- «Мама печет блинчики»
«Раз» – край языка ложится на губу, края его касаются углов губ. «Два» рот закрывается – блинчик проглатывается.
- «Я учу язычок ходить»
Язык ребенка касается зубов с наружной стороны, а затем с внутренней. Челюсти и губы не двигаются.
- «Мои зубки не болят: я их чищу»
Ребенок улыбается, растягивает губы, а язычок попеременно гладит зубы. Необходимо следить, чтобы язычок не высовывался.
- «Сходим покатаемся на горку»
Губы растягиваются в улыбке, а язычок опускается к нижним зубам, затем поднимается к верхним.
- «Я перекатываю язычок»
Широкий язычок выкатывается, прижимаясь к нижним зубам, затем прячется вглубь рта.
- «Построили заборчик»
Ребенок улыбается так, что видны сомкнутые зубки.
- «Трубочка»
Дошкольник вытягивает губки трубочкой и произносит: «су-су-су».
- «Покатаемся на лодочке»
Язычок сложен «лопаточкой» несколько секунд, затем расправляется. Губы не двигаются.
Упражнения для разминки при становлении звука [С]
Для постановки звука «с» ребенку поэтапно используются опорные звуки – [И], [Ф], сходные способом образования со звуком [С].
Задача логопеда научить дошкольника выпускать струю воздуха с усилием:
- С ладони необходимо сдуть перышко, листок, выпустив воздух через губы, сложенные трубочкой, совсем как ветер.
- Объяснить ребенку, как произносится С и СЬ можно в форме сказки, про двух братьев Один брат был послушным и никогда не ходил гулять один (произнести: «ССС», сжав губы.) Другой непоседа: проговорить «СЬ-СЬ». Непослушный брат пошел гулять:
- малыш вытягивает язык;
- старается положить его на губу;
- обхватывает тонкую зубочистку, положенную на язык.
Брат пытался его предупредить, чтобы он не уходил далеко (несколько раз «выпустить воздух» из воздушного шарика), но непослушный не слушался.
Упражнения помогут ребенку почувствовать язык и губы при произношении [С].
Упражнения постановки от звука «Т»
Зубы малыша чуть-чуть приоткрыты. Нужно предложить подставить к губам ладошку и «выдохнуть» звук [Т].
Поэтапная постановка звука С от Т ребенку
Ребенок должен почувствовать, как по ладошке пробежал ветерок. Если предложить вытянуть улыбнуться и сложить губы «трубочкой», улыбнуться, зазвучит свистящий [С]. Следует обратить внимание, что «С» звучит нежнее, чем «Т».
Упражнения постановки от звука «Ш»
Можно предложить прошипеть «Ш». Язычок продвигается вперед, проявляется неправильный «С». Тренируясь, ребенок поймет, как произносит «Ш», и как «С».
Упражнения постановки от звука «Ц»
Фонематическую особенность звука [Ц] можно изобразить схемой, включающую сочетание двух звуков: [Ц=Т+ Сссс].
Исходя из этой особенности, занятия будут проходить в два этапа:
- упражнение «Постреляй!»
Ребенок улыбается, зубки обнажаются. Кончик языка упирается в зубы. Отрывисто произносится сочетание [ТС-ТС].
- «Лопнул шарик»
Малыш выпускает струю воздуха, получается длинный [С].
Упражнения постановки от звука «Ф»
[С] и [Ф] имеют одинаковый способ образование – щелевой, поэтому важно научить дошкольника выпускать воздух через губы. Если ребенок произнесет [Ф], то ветерок, пронесшийся по языку, поможет посвистеть, имитируя свиристель, иволгу, чтобы получился новый звук, приближенный к [С].
Постановка звука [СЬ]
При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.
- Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»
Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ».
Обхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.
- Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
- Третий – различение «СЬ» и «С».
Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.
В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:
- «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
- «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
- «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
- «Идет с козой косой козел».
Автоматизация звука [С] в слогах
Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает осознанное правильное и четкое произношение [С] – автоматизация звука. Если не закрепить произношение, то малыш по-прежнему будет выговорить искаженный звук.
Навык изолированного произношения [С] закрепляется в песенке насоса [С-С-С-С], а также в ряде других упражнений:
- в прямых слогах
произнести сочетание, когда по языку бежит ветерок: са – са, со – со, сы – сы, сэ – сэ;
- в обратных слогах
взрослый следит за артикуляцией, малыш произносит обратные слоги: ас – ас, ос – ос, ыс – ыс, эс – эс, ис – ис, ус – ус;
- в открытых слогах
аса – аса, осо – осо, ысы – ысы, эсэ – эсэ, иси – иси, усу – усу;
- в слогах с несколькими согласными
ста – ста, сто – сто, сты – сты, сту – сту, спа – спа, спо – спо, спы – спы – спы;
- в скороговорках и чистоговорках
Са – са – длинная коса; Санины сани едут сами.
Мимическая гимнастика для звука [С]
Упражнения для мимической гимнастики помогут развить подвижность языка, губ:
- «Построим заборчик»
ребенок широко улыбается, обнажая зубы; улыбка задерживается на 3-5 секунд;
- «Пришел слоник»
зубы сжаты, губы вытянуты вперед;
- «Ой, какие белые зубки»
ребенок, улыбаясь, чистит зубы языком;
- «Покатаемся на горке»
приподнимаясь, кончик языка упирается в зубы;
- «Горка с трамплином»
это упражнение продолжает предыдущее: необходимо сжать зубы приподнятом язычке и улыбнуться, «не съезжая с горки».
Чтобы во время зарядки ребенку было интересно, упражнения нужно чередовать, выполняя каждое не больше 5 раз.
Дыхательная гимнастика. Постановка звука [С] на вдохе
Упражнения дыхательной гимнастики для обучения правильному произношению С, даже песенку насоса, нужно делать на вдохе:
- втянуть воздух через нос;
- выдохнуть воздух, не надувая щеки.
Упражнение выполняется быстро несколько раз, чтобы струя воздуха выходила с силой и была узкой и холодной (проверить это можно рукой).
Интересно упражнение «Ветер сдул снежинку». Можно заранее вырезать из салфетки маленькую снежинку, которую ребенок сдувает с ладони (при этом широкий язык лежит на нижней губе). Задание постепенно усложняется – ладонь со снежинкой отодвигается дальше.
Постановка звука [С] механической помощью
Постановка звука «с» ребенку осуществляется поэтапно и с механической помощью.
Методика выполнения этого задания следующая:
- улыбаясь, дошкольник держит кончик широко расправленного языка на нижних зубах;
- он дует на кончик языка, взрослый кладет на язык тонкую круглую палочку, чуть-чуть придавливает; при этом образуется желобок для воздуха (будет слышен нечеткий свист);
- малыш сближает зубы и продолжает дуть на край языка.
Ребенок свистит непрерывно, а взрослый, прижимая, перекатывает палочку и фиксирует положение, при котором слышно ясно [С]. Это упражнение доводится до автоматизма.
Закрепляем произношение
Постановка звука «с» ребенку поэтапно прошла успешно. Дошкольник правильно выговаривает звук [С]. Теперь нужно закрепить достигнутое произношение. Для этого следует подобрать ряд новых, не знакомых малышу, чистоговорок, шуток, загадок, поговорок, скороговорок.
Чистоговорки для автоматизации [С] можно придумать самому, причем, с заведомой ошибкой: «ас – а у нас в квартире газ; са – к нам летит лиса (ой, не лиса, а оса); су – мы прогнали осу».
Можно подобрать также «отвечалки – повторялки»: «Что мы будем пить сейчас? – Ну, конечно, вкусный квас». Интересна игра «Сложим сумку и сетку», только в сумке лежат продукты, в которых есть твердый [С], а в сетке продукты, в которых [С] мягкий.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Чтобы малыш быстро и правильно научился говорить, необходимо развивать его речевой слух.
Вот несколько упражнений преследующих эту цель:
- Взрослый стучит разными предметами, ребенок должен узнать из какого материала сделан предмет. Можно угадывать по звукам птиц и животных, транспорт.
- Игра «Как шумит лес?» заключается в том, что ребенок пытается изобразить, как шумит ветер, как свистит свиристель, кричит кукушка.
- Скороговорки, подобранные на отдельный звук, не только улучшают дикцию, а и развивают слух, обогащают словарный запас:
- «Сестрёнкин сачок зацепился за сучок».
- «Сенька Саньку и Соньку на санках везет. Санки соскочили, Сеньку с ног сбили, всех в сугроб свалили».
Как способствовать развитию речи у детей
Чтобы у дошкольника была правильная и развитая речь, родителям необходимо:
- вырабатывать правильное произношение звуков речи;
- готовить речевой аппарат малыша к произношению, для этого каждый день находить время для артикуляционных упражнений;
- постоянно разговаривать с ребенком;
- не только читать малышу книжки, а и учить его пересказывать прочитанное.
Правильная постановка звука «с» ребенку поэтапно логопедическими занятиями поможет овладеть ему речью быстрее естественного пути и чувствовать себя комфортно в детской среде.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о постановке звука С
Постановка звука С,З,Ц:
Источник