Ребенок 4 года перестал разговаривать
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок говорил, а потом перестал. Обычно это вызывает ещё большее беспокойство, чем задержка речи. В первую очередь необходимо выяснить, почему ребёнок перестал говорить. Причины речевого регресса бывают различными. Перестать разговаривать ребенок может в год, два или в любом другом возрасте.
Причины речевого регресса
На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.
Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:
- Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
- из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
- также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
- после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
- сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
- смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.
- ишемического или геморрагического инсульта;
- черепно-мозговой травмы;
- воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
- заболевания ЦНС;
- опухоли головного мозга;
- психического заболевания;
- операции на мозге.
Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.
Типы афазии
- Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
- Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
- Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
- Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.
Коррекция речевой регрессии
Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста. Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога. Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.
Ребёнку могут назначить:
- медикаментозные препараты;
- хирургическую операцию;
- механотерапию и физиотерапию;
- логопедический массаж и ЛФК.
Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости). Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.
Прогноз и профилактика
Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.
Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь. Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано. Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.
Источник
Детей с речевыми нарушениями очень много, но настораживает не этот факт, а то, что их становиться всё больше и больше. И одно дело, когда у ребёнка не развивается речь должным образом по причине какого-либо речевого или психического заболевания. Но есть случаи, когда вроде бы ребёнок начал говорить вовремя, но потом раз… и перестал, по каким-то невидимым для родителей причинам.
Существуют определённые ситуации, при которых у ребёнка возникает резкий отказ от речи. И если родители будут их знать, то при возникновении этой проблемы, будут адекватно реагировать.
Существует такое понятие как «регресс речевого развития». Это так называемый «шаг назад» в любом речевом периоде развития, будь то потеря гуления, слов и предложений или хотя бы замена сложных речевых конструкций на более лёгкие. И если это всё-таки произошло, значит, есть на то причины: психические или соматические.
Причины отказа от речи или регресса речевого развития:
Распространённой причиной регресса является повышенная требовательность родителей к воспитанию ребёнка. Например, есть такой мальчик Петя. Он развивается в норме, его речь находиться в фазе лепета. Мама случайно услышала от ребёнка что-то очень напоминающее слово «со-ба-ка». Мама решив, что ребёнок сказал именно это слово, начинает усиленно учить ребёнка называть всех домашних животных, хотя по возрасту, ему ёщё рано. У ребёнка естественно не получается и мама, хватаясь за голову бежит к невропатологу и пытается заочно поставить диагноз своему Пете.
В этом случае, мама ложно посчитала, что ребёнок вдруг сказал слово «собака», а потом раз и перестал говорить.
Вторая более серьёзная причина регресса речи – это сложный адаптационный период в детском саду. Например, девочка Маша пришла в детский сад в возрасте 3-х лет. Её развитие, как психическое, так и речевое соответствовало норме. И вдруг девочка стала очень мало говорить, только если ей что-то было нужно, например, поесть, попить или сходит в туалет. Мама лихорадочно привела Машу к невропатологу и потребовала назначить лечение для дочери. Но врач порекомендовал подождать ещё месяц. Так и сделали. Примерно через три недели адаптация закончилась, и девочка снова начала говорить, как и прежде.
Довольно весомая причина отказа от речи – это влияние инфекционного или соматического заболевания на ребёнка. Любое заболевание, особенно с повышением температуры может привести к регрессу речи. Здесь в зависимости, от того, сколько по времени болел ребёнок, будет зависеть восстановление его речевого развития. Это нарушение вскоре само сходит на нет. Например, у годовалого ребёнка началось ОРВИ. Высокая температура держалась три дня и после этого, он перестал говорить самые основные слова, которые говорил ранее. Врач не назначил лечения, а просто попросил подождать, пока ребёнок восстановится. Через неделю малыш снова стал говорить.
И самая сложная форма отказа от речи – это мутизм. Ребёнок хорошо говорил, а потом вдруг перестал либо вообще разговаривать, либо выборочно (сурдомутизм). Отказ от речи происходит вследствие серьёзной психологической травмы. Это может быть потеря близкого человека, сложная адаптация в детском саду, длящаяся около трёх месяцев. При мутизме необходима помощь логопеда и психолога. Как правило, восстановительный период длиться дольше, чем при обычном регрессе речевого развития.
Главное, если родители заметили, что речь ребёнка вдруг сделал в речи «шаг назад», необходимо не паниковать, не ставить диагноз самостоятельно, не собирать вещи для переезда всей семьей в деревню или в экологический район города, а выяснить причины, по которым этот регресс произошёл. Зная всё вышесказанное, родителям будет намного легче разобраться, если у ребёнка возникли проблемы.
Предыдущие статьи:
- Логоневроз или нарушение плавности речи у дошколят.
- Повышенная тревожность у детей-дошкольников
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Источник
Ситуация, когда ребенок начал говорить, но вдруг перестал, к сожалению, знакома многим родителям, она вызывает отнюдь не меньше переживаний, чем полное отсутствие речи. Подобные откаты часто носят временный характер, но сами по себе проходят не всегда, поэтому тянуть с визитом к специалисту нельзя ни в коем случае. К тому же вы можете ошибиться с предположительной причиной и потерять время.
Для грамотной помощи ребенку необходимо в первую очередь установить точную причину исчезновения речи. Рассмотрим наиболее распространенные случаи.
1. Ребенок перестал говорить в возрасте 1-1,5 года, хотя уже знает несколько лепетных слов.
Чаще всего малыш отказывается говорить из-за того, что родители требуют от него слишком многого и заставляют повторять слова снова и снова. Такие маленькие детки просто не готовы к подобным нагрузкам, поэтому из-за сильного утомления замолкают.
Решение: Оставьте малыша в покое, не давите на него. Когда он снова заговорит, не повторяйте прежних ошибок. Возвращение речи может занять и несколько дней, и месяц. Не нужно паниковать, но обязательно покажите ребенка неврологу, чтобы исключить заболевания ЦНС.
2. Адаптация
Любая смена обстановки – серьезный стресс для ребенка. Если он стал посещать детский садик, ваша семья переехала, сменила климат, появились новые члены семьи, то молчание – естественная реакция на произошедшие перемены.
Решение: Не уговаривайте ребенка прервать молчание, а дайте несколько дней освоиться в новой для него ситуации. Когда он привыкнет, то речь вернется без врачебного вмешательства.
3. Болезнь
В ряде случаев речь пропадает, если инфекция поразила органы дыхательной системы, вызвала повышение температуры тела. Особенно часто это происходит у очень маленьких детей, которые только-только начинают говорить. В более тяжелых ситуациях инфекция затрагивает речевые центры головного мозга, слуховые рецепторы.
Решение: Как правило, речь восстанавливается в прежнем объеме после выздоровления от простудных заболеваний, поэтому специальная помощь не требуется. Если же ребенок перенес тяжелую инфекцию, то следует немедленно провериться у невролога и отоларинголога. Чем раньше будет начато лечение и коррекция, тем в большем объеме к малышу вернется речь.
4. Малыш замолкает при незнакомцах
Молчание – естественная защитная реакция организма, когда ребенок сталкивается с незнакомым человеком, особенно если он показался страшным или просто каким-то непонятным. Отсутствие речи может наблюдаться несколько часов после встречи.
Решение: Если малыш замолчал непосредственно после вашей встречи с незнакомцем, то, скорее всего, он заговорит еще до отхода ко сну. Обязательно дружелюбно поговорите с ним о незнакомце, расскажите, что это хороший человек, не представляющий опасности, что родителям нравится с ним общаться. Ребенок должен почувствовать, что вы с ним находитесь в полной безопасности, и в следующий раз будет меньше волноваться.
Читайте также: Что делать, если ребенок плохо читает во 2 классе
5. Сильный стресс
Смерть любимого родственника, уход одного из родителей, авария, природный катаклизм, постоянная нервная обстановка в семье, сильный испуг – все это может привести не только к исчезновению речи, но и к тому, что ребенок может надолго замкнуться в себе.
Решение: Если молчание продолжается дольше нескольких часов, то необходимо как можно скорее обратиться к детскому психологу, поскольку высок риск развития сильного заикания. Специалист поможет ребенку справиться с сильным эмоциональным потрясением и выйти из ситуации с минимальными последствиями для его развития. Строго следуйте всем рекомендациям, и вскоре все уладится.
6. Патологии нервной системы и психики
Если ребенок внезапно замолчал без видимых внешних причин, то это серьезный повод для беспокойства. Среди возможных заболеваний – шизофрения, истерия, аутизм, энцефалит, различные поражения головного мозга, опухоли.
Решение: Как можно скорее обратитесь к неврологу и детскому психиатру (особенно если в семье уже были случаи психических заболеваний). Если ребенок получил травму головы, нужно немедленно вызвать скорую помощь.
7. Гиперопека или безразличие со стороны родителей
Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.
Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу. Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери. Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.
Читайте также: Советы нейропсихолога: как стимулировать ребенка к учебе
Может ли ребенок замолчать из-за прививок?
Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии. На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред. Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий. В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.
В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.
Источник
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник