Ребенок 4 года пальцы во рту

Ребенок 4 года пальцы во рту thumbnail

палец во рту ребенка – это первый тревожный сигнал, предупреждающий о нехватке внимания или стрессе ребенка во время ссоры родителей или другого неприятного события. об этом можно прочитать здесь: https://healthybaby.narod.ru/yazchivost.html У младенца появляется то, что у более старшего ребенка называют вредной привычкой. Чаще всего это сосание (покусывание) пальцев рук, в более позднем возрасте появляется обгрызание ногтей, иногда еще добавляются волосы (их дергают, накручивают на палец, грызут). Реже встречаются гурманы, предпочитающие выдергивать брови или ресницы. Все это сосание и грызение используется ребенком исключительно с толком: как средство от скуки, утешение в горе или снотворное. Приблизительно понятно, как закрепляется эта привычка у большого ребенка: он засовывает палец в рот в основном, когда нервничает, устал или раздражен. По прошествии некоторого времени эта привычка может постепенно исчезнуть либо, наоборот, примет постоянный характер. То, что вначале приносило утешение, становится автоматическим действием, и палец отправляется в рот независимо от настроения. Механизм этих изменений неочевиден: нельзя сказать, что те дети, которые со временем отвыкли сосать палец или грызть ногти, живут в каком-то идеальном мире без стрессов. Можно предположить, что внутренние конфликты, которые приводят к навязчивости, разрешаются у некоторых детей сами собой. Либо мама замечает, что ребенок, допустим, бросает грызть ногти, зато начинает слегка заикаться. То есть один симптом может заменяться другим (это бывает и у взрослых: бросает курить, зато начинает тянуть в рот то конфетку, то жвачку, то ручку грызет). Еще версия: изначально, на старте, у всех детей разные темпераменты и разные возможности. Некоторым из нас с самого рождения требуется больше сил, чтобы пережить неприятности, справиться со стрессом. У младенца сосание (и вообще, все, что связано с ощущениями области рта) – это самые ранние и самые важные впечатления. Можно сказать, что эти ощущения воплощают для младенца образ мамы, то есть безопасности, комфорта и любви. Со временем ребенок открывает для себя новые образы и ощущения, но соска, уголок одеяла или собственный палец остаются проверенным средством восстановить душевное равновесие. Очень часто мама начинает беспокоиться по поводу вредных привычек годам к трем-четырем. На самом деле палец в ротике малыша полутора лет просто выглядит естественнее, чем у детсадовца. Обычно беспокойство вызывается не столько самой привычкой, сколько проблемой прикуса или незаживающей ранкой на пальце. Иногда мама может вспомнить, что ребенок вначале палец не сосал, но были другие формы навязчивых действий – теребил ушко, например. Довольно распространенное мнение: дети, которые тянут в рот что попало, недополучили соответствующих ощущений в младенчестве (искусственники или те, кого рано отняли от груди). Эта тема очень спорная, но могу сказать одно – на практике часто встречаются дети с такими проблемами, которых кормили грудью значительно больше года. Вообще, мамы таких деток часто вспоминают о равнодушии или даже нелюбви ребенка к соскам в младенчестве (предпочитали прикорм с ложечки, пустышку активно выплевывали и т.д.) То есть удовольствие ребенок может получить только от сосания себя самого. Есть предположение, что мамы, слишком долго кормившие грудью, лишают ребенка возможности научиться искать замену материнской груди во внешнем мире. Еще одна вещь обращает внимание – часто сопутствующие проблемы с кожной чувствительностью (с трудом позволяет чистить носик, стричь ногти, недотрога, не любит обниматься, зато любит теребить пальчики, трогает себя, дергает за ушко и т.д.). Иногда мамы жалуются на непереносимость ребенком некоторых видов одежды, – например, обтягивающей, шерстяной. Вредная привычка или невротический симптом? Сейчас довольно много пишут о психологических причинах различных детских проблем. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, хорошо, что мамы относятся к обгрызанию ногтей именно как к симптому, свидетельствующему о психологических проблемах ребенка. (Хотя, конечно, немного настораживает обилие в письмах выражений типа «бороться»). Но в целом можно сказать, что большинство мам, с которыми я беседовала, понимают, что ребенок не специально сует пальцы в рот, что это внешнее проявление недостатка любви и внимания. С другой стороны, дальше мысль работает в направлении: «Мы же делаем, что можем, с другими детьми и того меньше возятся, нельзя же 24 часа в сутки быть вместе…» Иногда мама пытается помочь ребенку, уделяя ему больше внимания, т.е. старается проводить вместе больше времени, придумывает новые занятия и т.д. Поскольку все это не особо действует, в конце концов дело заканчивается горчицей и зеленкой. При этом мама чувствует, что а) дает своему ребенку мало внимания и любви, б) использует запрещенные методы воспитания, в) вообще с ребенком не все в порядке, а она даже не понимает, что именно, и не может помочь. Хочу заметить, что наши бабушки, например, спокойно мазали детям пальцы горчицей, безо всяких угрызений совести. Практический результат при этом был тот же самый: некоторые дети отучались от вредной привычки, другие продолжали грызть ногти, позже переходили на карандаши и ручки (в конце концов пополняя ряды любителей мусолить сигарету и жевать резинку). Возможно, что и с материнским вниманием не все так просто. Трудно не заметить, что все авторы писем-вопросов достаточно много времени проводят с детьми, внимательны к их состоянию. Поэтому стоит разобраться: что на самом деле стоит за потребностью ребенка держать палец во рту? Есть ли дети, для которых это всего лишь дурная привычка? Можно ли вообще отучать от подобных привычек, не скажется ли это на состоянии ребенка? Сосать палец (трогать себя и т.п.) маленький ребенок начинает по одной простой причине – это первые самостоятельные действия, доставляющие ему удовольствие. Здесь он не зависит от взрослых, никого не надо звать, не надо ждать, пока дадут грудь или пустышку, возьмут на руки… К хорошему вообще быстро привыкаешь. То есть когда мама замечает, что у ее малыша пальчик регулярно оказывается в ротике, – это уже сформировавшаяся привычка. (Вообще слово «привычка» – просто разговорное обозначение целого ряда явлений, в том числе и проявлений невроза). В некоторых случаях такие действия возникают явно в ответ на что-то травмирующее ребенка. Например, родился младший братик, сильно поругались мама с папой, тяжело заболела бабушка, семья переехала на новую квартиру… В таких случаях можно говорить о временном, преходящем симптоме, возникающем как реакция на стресс. Примерно через месяц – другой это пройдет бесследно (при условии, что ребенку будет обеспечен полный душевный комфорт). Вести ребенка на консультацию надо, если через 8-10 недель ситуация не изменится. В других случаях никакой явной причины для возникновения «вредной привычки» нет. То есть мама говорит: все было нормально, как всегда; ну сосал палец и сосал; уж мы по-всякому пытались – ничего не помогает. Или вот намажем перцем – вытащит изо рта, но плачет и заснуть не может, и стал что-то волосики дергать. Или – вроде отучился, только вот появился тик… Здесь речь идет уже о невротическом симптоме. Такая проблема не пройдет сама собой, она требует специальной психологической коррекции. Понятно, что употребляя в обиходе выражения типа «отучать», «бороться», мамы иногда просто хотят сказать: помогите ребенку, посоветуйте, что можно сделать. Но я очень часто вижу, как начинается именно борьба, особенно с детками постарше. Мажут всякой дрянью пальцы, одергивают, кричат. При этом мама искренне желает ребенку добра: он же должен понимать, что так делать нельзя, это некрасиво и т.д. Такие сражения, во-первых, не приносят желаемого результата: все, чего можно добиться, это появление еще более неприятных проблем. Во-вторых, если ребенок реагирует на стресс, допустим, сосанием пальца, любые карательные меры только ухудшат его состояние. Максимум того, что может сделать мама, – мягко(!) отодвинуть ручку ото рта ребенка, заговорить с ним, погладить. У ребенка постарше еще можно спросить вскользь: тебя что-то беспокоит? о чем-то задумался? Если не отвечает, лучше не приставать с расспросами. И все время помнить, что палец во рту ребенка – это не просто «вредная привычка», а небольшой тревожный сигнал. Наталья Писаренко

Читайте также:  Головокружение у ребенка 4 года причины

Источник

Ждать, когда ребенок перерастет плохую привычку, или отучать от сосания пальца? И как это сделать, чтобы не ухудшить психологическое состояние сына или дочери – ведь палец дети сосут не от хорошей жизни, а для того, чтобы успокоиться. Возможно, один из способов, предложенных ниже, пригодится в вашей семье.

Когда во время беременности вы ходили на УЗИ, наверное, видели эту трогательную картину: свернувшийся в вашей матке малыш умиротворенно посасывает пальчик. Потом он родился – и стал сосать палец снова, потом подрос – и продолжил. Ваш ребенок давно перерос “сосательный” возраст и одноименный рефлекс, а палец до сих пор частенько во рту.

Многие дети успокаивают себя таким образом. Ничего хорошего в этом, конечно, нет. Во-первых, облизывание грязных рук (а откуда им быть чистыми, например, во время гуляния, после песочницы или валяния на полу) повышает риск кишечных инфекций, во-вторых, слишком увлеченное сосание мешает малышу оттачивать свои разговорные навыки и негативно влияет на развитие его челюсти, а еще, наконец, это просто некрасиво!

Конечно, рано или поздно он эту неполезную привычку перерастет – мало кто из взрослых людей ведет себя так в обществе, правда? Но хочется помочь ребенку сделать это раньше, чем он отправится в школу. Как же быть?

Отучаем от сосания пальца: чего делать не нужно

Начнем с того, чего делать не нужно. Да, это снова наши любимые “не ругать”, “не кричать”, “не стыдить”. Максимум, что вы можете сделать, – это туманно намекнуть, что таким большим мальчикам и девочкам как-то не пристало обсасывать собственные руки.

И кстати, несмотря на распространенность подобных методов, не используйте ничего “невкусного” вроде горчицы, чтобы прекратить сосание. Это, во-первых, довольно обидно, а у чувствительных малышей и вовсе может выбить почву из-под ног. А во-вторых, всерьез подрывает доверие ребенка к вам и миру. И неизвестно, что из этого хуже и чем обернется в долгосрочной перспективе!

Постарайтесь не одергивать малыша, когда палец уже во рту, – это только усилит его тревогу, а ведь как раз от нее мы и стараемся избавиться. Наоборот, эмоционально отмечайте те моменты, когда ребенок задумался, но не тянет руки в рот. Скажите, например, “Молодец! Я вижу, как ты справляешься со своей не очень хорошей привычкой!” или “Здорово! Сегодня ты почти не сосал палец!”.

Договоритесь с малышом, что сосание пальца выглядит совершенно непривлекательно, поэтому вы настаиваете: в садике, в гостях, на улице и в любых общественных местах он этого не делает. Дома, в каком-то заранее оговоренном месте, например, в ванной, – да, если уж малыш совсем не готов обходиться без этого.

Скажите ему, что правило важное, так что вы будете о нем иногда напоминать, если руки снова потянутся в рот. И напоминайте, но очень мягко, без крика и раздражения. Лучше не командовать “Палец!” или “Изо рта!”, а говорить какое-то кодовое слово, которое вы заранее придумаете. Так, во-первых, ребенку не будет обидно, что вы одергиваете его в присутствии посторонних, во-вторых, получится самая настоящая игра, о которой знаете только вы.

Читайте также:  Если у ребенка слюни в 4 года

Если это не помогло, возьмите паузу, не обсуждайте какое-то время детскую привычку. Через неделю предложите малышу помощь. Скажите что-то вроде “Я вижу, ты все еще сосешь палец. Меня это немного расстраивает, но я ничего не могу с этим сделать. Давай договоримся: пожалуйста, выходи в таких случаях в соседнюю комнату. Я тебя не ругаю, но когда ты захочешь перестать сосать палец – только скажи, и я постараюсь тебе помочь”.

Чем заменить сосание пальца?

Важно не запрещать ребенку сосать палец, если он упал, ударился, сильно расстроен – для него это естественный и привычный способ успокоиться, так что любые воспитательные меры в этот момент только усугубят стресс. Лучше вместе с малышом поищите заменяющие “успокоители” – разумеется, делать это надо не в тот момент, когда ребенок в стрессе, а заранее, в спокойной обстановке, когда у всех членов семьи хорошее настроение.

Что это могут быть за заменители? Для малыша-кинестетика (а большинство “пальцесосателей” – как раз они) подойдут, например, кусочки материи разной фактуры: мех, плюш, бархат, мелкая сетка – все то, что приятно гладить ладонью или перебирать пальчиками. Отличная идея – подушечки, набитые гречкой, горохом или полистироловыми шариками: их можно не только перебирать, но и прикладывать к телу, перекатывать.

Кольца-эспандеры из твердой упругой резины очень здорово мять в руках или даже покусывать зубками, а мягкие силиконовые игрушки для самых маленьких – крутить и растягивать.

Малышам-аудиалам можно шептать на ушко что-то нежное и ободряющее или заранее закачать в родительский смартфон мелодии, которые им нравятся. Малышам-визуалам по душе смотреть любимые фотографии или видеоролики, порисовать или просто бессистемно (и эмоционально!) почеркать каракули на листе плотной бумаги.

Возможно, имеет смысл снова вспомнить об игрушках-комфортерах: они обычно очень нравятся детям до года, но и как вспомогательный инструмент в избавлении от сосания пальца тоже подойдут.

Чем помогут игрушки и сказочные герои

Кстати, сосание пальца – своего рода транс, в который ребенок сам себя погружает. Помогите ему прервать это состояние, осознать, когда рука отправляется в сторону рта, и постепенно научиться контролировать себя в этот момент.

И снова важно сохранять спокойствие и быть максимально дружелюбными! Увидели, что палец снова во рту? Негромко заметьте: “Ты знаешь, что снова сосешь палец? Знаешь, да? А, тогда хорошо, спасибо!”. Этот простой метод помогает малышу научиться осознанности – а чем более осознанно он себя почувствует, тем быстрее распрощается и с детской привычкой.

Вы можете предложить ребенку занять руки чем-то другим – тем, что затруднит сосание пальца. Например, можете ради смеха весь день проходить в варежках, пытаясь как обычно заниматься привычными делами. Но важно, чтобы вы делали это вместе и чтобы это не выглядело как наказание или “отучательная” мера!

Можно предложить ребенку поиграть в пальчиковый театр – крошечные куклы в виде человечков или зверей надеваются прямо на пальчики, так что обсасывать их не остается никакой возможности, зато можно разыгрывать веселые сценки, обращаться друг к другу со смешными поручениями или вопросами.

Наконец, попробуйте использовать положительные примеры. Но не ставьте малышу в пример его братьев и сестер (это вообще крайне неудачная идея – сравнивать детей в одной семье), его ровесников (довольно обидно быть в чем-то хуже друзей) или его родителей (совершенно недосягаемая для подражания высота). Зато отлично подойдут персонажи любимых книг, мультиков и детских фильмов, вымышленные герои или игрушки.

Спросите ребенка: “Как ты думаешь, твой медведь сосет пальцы? Вряд ли, у него же там мех… Пришлось бы отплевываться потом целый день…” или “Мне кажется, Человек-паук тоже сосал палец, когда был маленьким. Интересно, как он избавился от такой некрасивой привычки?”. Это позволит малышу остаться на высоте, чувствовать себя уверенно – но заодно и задуматься, стоит ли игра свеч.

Источник

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.

Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Читайте также:  Кровяные выделения у ребенка 4 года

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Страхи ребенка.

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Источник:https://www.ya-roditel.ru

Источник