Ребенок 4 года отстает в детском саду

Ваш ребенок растет в своем темпе?

Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?

Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?

Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.

В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.

На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.

Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы

Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?

Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.

В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.

Когда нужно срочно идти к специалисту?

О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:

  • он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
  • у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
  • берет мелкие предметы, но не удерживает их;
  • избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
  • постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
  • не может удержать в руке карандаш;
  • у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
  • имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
  • речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
  • не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
  • всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
  • или не может обслуживать себя вообще;
  • когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
  • у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.

Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.

Что делать?

В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.

  1. Невролог

    Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре.

  2. Психолог

    Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.

    Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android

  3. Психиатр

    Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.

    Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются.

  4. Дефектолог

    Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).

При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.

Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.

Дата публикации: 20.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.

Источник

Речевые отклонения – частая патология в детском возрасте. Встречаются в различных вариантах. В статье разберем задержку речевого развития у детей 4 лет. Вы узнаете причины возникновения дефекта и методы коррекции.

Когда следует обращаться к врачу

К 4 годам дети знают до 2000 слов, разговаривают понятно, произнося слова четко. В речи используют развернутые фразы из нескольких слов. Умеют склонять слова и правильно их используют в предложении. Проявляют интерес к новым словам, понимают сюжет сказки или короткого рассказа. Трудности могут вызвать сложные слова, шипящие и сонорные звуки. Но это физиологические нормы, которые не требует вмешательства специалиста.

Задержку речевого развития у детей 4 лет можно заподозрить, когда у них появляются отклонения: в темпе речи, произношении звуков. Из-за проблем малыш предпочитает молчать или говорит обрывочно.

ЗРР в 4 года повышает вероятность неврологических и даже психических отклонений. Постепенно формируется комплекс неполноценности, малыш стесняется или боится общаться с ровесниками, ведет себя обособленно. В дальнейшем это повлияет на процесс обучения, успеваемость и усвоение школьной программы. Особенно в затруднительном положении находятся детки, родители которых игнорируют проблему малыша и не занимаются его развитием.

Поэтому при первых признаках расстройства речи следует обратиться к врачу и начать лечение.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

Характерные симптомы:

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас – обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

К ЗРР 4 года приводят различные причины. Некоторые из них воздействуют на плод в утробе матери, некоторые – во время родов и после рождения.

Антенатальные причины:

  • осложнения беременности, угроза выкидыша, токсикоз, гестозы;
  • болезни будущей мамы – обострение хронических заболеваний, инфекционно-воспалительные, травмы, интоксикации, вредные привычки;
  • состояния, которые привели к гипоксии плода – патология плаценты (аномалии, отслойка), обвитие пуповиной.

Во время родов:

  • преждевременные роды;
  • стремительные роды;
  • травмы во время родов;
  • неадекватное ведение родов, применение акушерских щипцов.

После родов к задержке речевого развития у детей 4 лет могут привести:

  • травмы, особенно для развития речи опасны черепно-мозговые;
  • болезни – неврологические, к примеру, ДЦП, энцефалопатии;
  • неблагоприятная обстановка в семье – конфликты, родители не занимаются ребенком;
  • противоположная ситуация – гиперопека, чрезмерное давление и требовательность родителей;
  • чрезмерные нагрузки – физические (спорт), умственные (перегруженность занятиями).

Предрасполагающими факторами являются наследственная предрасположенность к ЗРР в 4 года. Это могут быть генные нарушения, врожденные аномалии нервной системы,

Способы лечения ЗРР в 4 года

Коррекция задержки речевого развития у детей 4 лет проходит с участием логопеда, невролога, психолога, ЛОР-врача. Сначала проводится диагностика, во время которой специалисты выявляют причину дефекта, выясняют особенности течения антенатального, интранатального (период родов) и послеродового периода. Изучают амбулаторную карту, перенесенные заболевания, характер физического и нервно-психического развития до года и в более старшем возрасте.

Далее следует этап аппаратных методов обследования для уточнения диагноза и исключения органической патологии уха, головного мозга, органов артикуляции. Проводятся электроэнцефалография, рентген, МРТ или КТ головного мозга, аудиометрия. После выставления точного диагноза приступают к лечению ЗРР в 4 года: оно должно быть комплексным, с использованием различных методов.

Проводится:

  1. Медикаментозное лечение – ноотропы, седативные препараты, витамины, а также фитопрепараты;
  2. Логопедическая коррекция – логопедический массаж языка, губ, мимических мышц, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения;
  3. Физиотерапевтические процедуры, включая магнитотерапию, иглорефлексотерапию;
  4. Общий массаж;
  5. Лечебная физкультура.

Все лечебные процедуры назначает специалист. Он знает особенности ЗРР в 4 года у вашего ребенка, причину, и исходя из этого подбирает индивидуальную схему лечения. Недопустимо самостоятельно назначать препарат, даже если он растительный, менять дозу назначенного врачом лекарства или отменять его.

Важной составляющей успешного лечения является устранение причины дефекта. Следует избегать конфликтов, ссор, умственного и физического перенапряжения.

При своевременном начале коррекционной программы, отсутствии грубой неврологической и психической патологии, активном участии ребенка и родителей в лечебном процессе прогноз благоприятный. У деток исчезают патологическое произношение звуков, они начинают говорить правильно, четко и выразительно. Грамотно задают вопросы и отвечают на них. Постепенно пополняется словарный запас.

Ребенок с диагнозом ЗРР 4 года находится на диспансерном учете. Специалисты наблюдают за ним, следят за дальнейшим развитием речевых навыков. Это нужно, чтобы предотвратить рецидив болезни. Если такое случится – важно вовремя начать терапию.

Роль родителей в лечении ЗРР в 4 года

Устранение задержки речевого развития у детей 4 лет – дело специалистов с соответствующим образованием и навыками. Но большую роль играют и родители. В первую очередь на состояние ребенка, в том числе и на развитие речи, оказывает обстановка в семье. Конфликты, ссоры, даже если в них малыш не задействован, влияют на психику ребенка. Это чревато замедлением темпов развития.

К тому же, в некоторых семьях детьми никто не занимается. Они предоставлены сами себе. Если есть предпосылки, например, у близких родственников имеется патология речи, значит, можно говорить о наследственном факторе. У такого малыша речь будет отставать.

Следующий момент – наличие в окружении человека с неправильной речью. Малыш будет подражать ему и разговаривать неправильно. Специалисты рекомендуют максимально оградить чадо от людей с патологической речью. Именно поэтому родители всегда должны разговаривать правильно, четко и медленно произнося все звуки. Нельзя сюсюкать малыша, коверкать слова – это правило должны соблюдать все члены семьи.

Гиперопека также способствует задержке речевого развития у детей 4 лет. Не требуйте от малыша сверхъестественного. Каждый человек развивается в своем темпе. Перегружая сына или дочь занятиями, не оставляя ни минуты свободного времени, вы делаете только хуже: это постоянный стресс для детей. Так могут появиться другие дефекты: заикание, энурез, нарушения сна.

Советы родителям

Но и пускать наутек развитие малыша недопустимо. Занимайтесь с ребенком, но в меру. Попросите логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте их дома. Следите, чтобы малыш был расположен к занятиям. У него должно быть хорошее настроение, он должен быть сытым. Проветривайте помещение, уберите из поля зрения всё, что его может отвлечь, выключите телевизор.

Вот перечень упражнений, которые вы можете делать самостоятельно:

  • пальчиковая гимнастика – в форме игры, с потешками или под музыку;
  • творчество – лепка, рисование, пазлы, конструктор, бисероплетение. Выберите то, что нравится вашему малышу и развивайте мелкую моторику;
  • массаж – общий, рук, лица, но сначала необходимо проконсультироваться со специалистом;
  • развивающие игры по возрасту – можно приобрести несколько, чтобы было разнообразие и малыш не терял интерес к играм. Они развивают не только речь, но и память, мышление, аналитические способности;
  • логоритмика – нужно двигаться под ритмичную музыку, произнося при этом слова.

Читайте сказки, развивайте навыки пересказа. Общайтесь с малышом в течение дня: задавайте вопросы и попросите его спросить у вас что-нибудь. Учите вместе стихи, скороговорки.

Ограничьте время просмотра телевизора и не разрешайте смотреть боевики, триллеры. Предложите вместо этого прогулку и игры на свежем воздухе.

Помните, чем раньше начнете лечение – тем быстрее будет результат. Следите за развитием речи у малыша, с раннего возраста, когда он только начинает гулить. Заметили какое-либо отклонение в речи – не медлите, обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша поставлен диагноз ЗРР 4 года, не пренебрегайте советами врачей, выполняйте все их рекомендации.

Источник

Мамы, у кого ребенок отстает в развитии, что вы делаете для решения вопроса. Конкретно проблема с речевым развитием. Начали капать семакс по рекомендации невролога. Что можно еще предпринять, курсы логопеда, кружки? SOS

Тема закрыта Тема скрыта Пожаловаться

ОтписатьсяПодписаться

Комментарии

67

а вот охотно верю в это. у меня сестра так голову в песок прячет((( уж и не знаем какими словами до них с мужем достучаться, а они в ответ – вы просто нашего сына не любите!

дэбилы

История переписки4

Полно таких родителей.

Кроме логосадов ещё и неврологи существуют, и не только таблетки назначают, а комплексное лечение. А в этом конкретном случае Автор даже таблетки только начала давать по рекомендации врача. Ну как так? До четырех лет внимания не обращала и не беспокоилась?

История переписки3

Что включает “комплексное лечение”? Стандартный набор ноотропов и т.п. лекарств. Тему я поняла немного иначе, автор интересуется, чем еще можно помочь помимо таблеток.

Что включает “комплексное лечение”? Стандартный набор ноотропов и т.п. лекарств. Тему я поняла немного иначе, автор интересуется, чем еще можно помочь помимо таблеток.

История переписки4

У нас другая немного проблема была, неправильное произношение шло сопутствующей составляющей, нам назначали массаж, лечебную гимнастику, бассейн, развивали мелкую моторику, и очень много читала вслух, учили стихи, скороговорки, пели, проговаривала четко каждое своё действие для ребёнка. И все эти рекомендации получала от невролога.

У нас другая немного проблема была, неправильное произношение шло сопутствующей составляющей, нам назначали массаж, лечебную гимнастику, бассейн, развивали мелкую моторику, и очень много читала вслух, учили стихи, скороговорки, пели, проговаривала четко каждое своё действие для ребёнка. И все эти рекомендации получала от невролога.

История переписки5

Этим мы начали заниматься в логосадике год назад, а до этого особо и развивать было нечего, более-менее внятная речь появилась в 4,6, до 3,3 заниматься хоть чем-то (например, чтение книг) было невыполнимой задачей. У нас дезактивны речевые зоны головного мозга, поэтому их активизируем микрополяризацией. Артикуляция у нас вторична.

Кроме логосадов ещё и неврологи существуют, и не только таблетки назначают, а комплексное лечение. А в этом конкретном случае Автор даже таблетки только начала давать по рекомендации врача. Ну как так? До четырех лет внимания не обращала и не беспокоилась?

История переписки3

Мне до 3,5 лет неврологи говорили, что все хорошо((( пока я случайно не попала к одному врачу, которая отвела меня с сыном к психиатру.

Минчанка)))27 июля 2016, 18:13

Мне до 3,5 лет неврологи говорили, что все хорошо((( пока я случайно не попала к одному врачу, которая отвела меня с сыном к психиатру.

История переписки4

Я в этом смысле ненормальная, наверно, если есть хоть малейшее сомнение, то не стану верить одному врачу, пойду к другому, третьему. Пусть лучше мои подозрения не подтвердятся, чем мой ребёнок в будущем будет страдать оттого, что я от каких-то “звоночков” отмахнулась.

Я в этом смысле ненормальная, наверно, если есть хоть малейшее сомнение, то не стану верить одному врачу, пойду к другому, третьему. Пусть лучше мои подозрения не подтвердятся, чем мой ребёнок в будущем будет страдать оттого, что я от каких-то “звоночков” отмахнулась.

История переписки5

Куда мне на Кубе было идти…. Я раз в год честно к неврологам – исследования проводили, смотрели – все нормально. А в 3,5 такой аутичный спектр…. Это я теперь я сразу проблемы вижу. А тогда… Ребенок первый, вокруг:” Ой, усе пройдет…”

Читая такие темы, всегда возникает один вопрос – а до 4-х лет проблем не было? Куда раньше-то смотрели?

читая ответы-советы на вопросы, я то как раз понимаю, почему многие на попе ровно сидят. Ведь подавляющее большинство пишет – отстаньте от ребёнка, заговорит, а вот у нас, а вот у моей соседки и т.д., теперь не заткнешь…..

а по факту – куча детей с проблемами речи, отставанием и т.п.

Читая такие темы, всегда возникает один вопрос – а до 4-х лет проблем не было? Куда раньше-то смотрели?

Пффф… А Вы темы почитайте, когда родители спрашивают, что делать, большинство пишут “ждать”, “заговорит” и остальное. Крутят у виска, когда кто-то советует в 2,5 года логопеда, он мол мошенник, нормальный логопед тоже будет ждать у моря погоды.

Бесплатные неврологи говорят то же самое. Им вообще пофиг.

По крайней мере, у нас так было.

Если мать чувствует, что что-то не так, надо сразу действовать.

—27 июля 2016, 17:07

Пффф… А Вы темы почитайте, когда родители спрашивают, что делать, большинство пишут “ждать”, “заговорит” и остальное. Крутят у виска, когда кто-то советует в 2,5 года логопеда, он мол мошенник, нормальный логопед тоже будет ждать у моря погоды.

Бесплатные неврологи говорят то же самое. Им вообще пофиг.

По крайней мере, у нас так было.

Если мать чувствует, что что-то не так, надо сразу действовать.

История переписки2

Это правда. Я с полутора лет.дергала врачей – все говорили “ждите”. А в 2,8 привела к логопеду: “где вы раньше были? Хотите, чтобы он всю жизнь мычал?”

Читая такие темы, всегда возникает один вопрос – а до 4-х лет проблем не было? Куда раньше-то смотрели?

Читая такие темы, всегда возникает один вопрос – а до 4-х лет проблем не было? Куда раньше-то смотрели?

А чего Вы удивляетесь? На форум наш посмотрите: как только появляется тема в стиле “Моему ребенку 3 года, он не разговаривает”, половина комментирующих советует не париться и подождать. И если бы только на форуме, и в реальной жизни мамочки с этим сталкиваются.

Читая такие темы, всегда возникает один вопрос – а до 4-х лет проблем не было? Куда раньше-то смотрели?

а до 4 лет все говорят- индивидуальное развитие, разговорится, вот у меня до 3 вообще молчал, сейчас трещит без остановки. И еще- ребенок ничего никому не должен

оля селупева27 июля 2016, 17:49

а до 4 лет все говорят- индивидуальное развитие, разговорится, вот у меня до 3 вообще молчал, сейчас трещит без остановки. И еще- ребенок ничего никому не должен

История переписки2

Мамы, вроде, понимают разницу между “не должен” и “не может”. То есть, я так думала.. теперь уже сомневаюсь..

Цветок27 июля 2016, 17:00

У сына проблемы с речью, но в развитии он опережает свой возраст, т.ч. в зависимости от диагноза и занятия.

Цветок27 июля 2016, 17:00

У сына проблемы с речью, но в развитии он опережает свой возраст, т.ч. в зависимости от диагноза и занятия.

А как вы определяет развитие,если ребёнок не говорит?

А как вы определяет развитие,если ребёнок не говорит?

История переписки2

Разве я писала, что ребенок не говорит? У нас проблемы с речью, есть диагноз. Весной лежали в центре патологии речи и реабилитации речи, осенью еще раз будем проходить курс. Поэтому тестирование проходим регулярно и у большого количества специалистов.

Цветок27 июля 2016, 17:43

Разве я писала, что ребенок не говорит? У нас проблемы с речью, есть диагноз. Весной лежали в центре патологии речи и реабилитации речи, осенью еще раз будем проходить курс. Поэтому тестирование проходим регулярно и у большого количества специалистов.

История переписки3

Ага,спасибо,я не так поняла значит)просто стало интересно,как можно это определить.

Ага,спасибо,я не так поняла значит)просто стало интересно,как можно это определить.

История переписки4

Ребенок читает(потому что это ему необходимо для речи), считает, усидчивый и т.д. просто в силу диагноза есть определенные проблемы, которые сейчас исправляем. И в школу поэтому пойдет не в 6,5 лет, а в 7,5, только, чтобы проблем с русским языкам не было. Да и физическая подготовка немного страдает и это тоже связано с диагнозом.

Цветок27 июля 2016, 17:00

У сына проблемы с речью, но в развитии он опережает свой возраст, т.ч. в зависимости от диагноза и занятия.

Не может он опережать если с речью проблемы

Мама Мишка27 июля 2016, 17:39

Не может он опережать если с речью проблемы

История переписки2

а это у мамы еще одна расхожее заблуждение, полученное на просторах форумов. если у ребенка проблемы с речью, то никак он не может быть развит умственно на свой возраст, а вот физически – вполне)))

а это у мамы еще одна расхожее заблуждение, полученное на просторах форумов. если у ребенка проблемы с речью, то никак он не может быть развит умственно на свой возраст, а вот физически – вполне)))

История переписки3

Вот именно…

а это у мамы еще одна расхожее заблуждение, полученное на просторах форумов. если у ребенка проблемы с речью, то никак он не может быть развит умственно на свой возраст, а вот физически – вполне)))

История переписки3

А вот физическое развитие у деток с проблемами речи как раз зачастую и слабое….

Микрополяризация, гомеопатия и логопед, с 5 лет – логосад.

Микрополяризация, гомеопатия и логопед, с 5 лет – логосад.

особенно гомеопатия, хихихи

особенно гомеопатия, хихихи

История переписки2

Особенно правильно подобранное лечение гомеопатическими препаратами нам и помогло. И анализы с улучшением тому подтверждение. Я тоже с “хихихи” к этому относилась до тех пор, пока не увидела улучшений собственными глазами. Смеется тот, кто смеется последним.

Источник