Ребенок 4 года опускает голову
Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок будет еще долго переживать, снова и снова возвращаясь в непонятную или неприятную для него пережитую минуту. Поскольку маленькие дети не в состоянии словами выразить весь спектр своих эмоций, то они могут начать проявлять их на физическом уровне. И вот уже у ребенка появляется привычка щипать себя за ухо, часто моргать, кусать пальцы рук. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает о том, как относиться к таким странностям в поведении ребенка и можно ли это чем-то лечить. Синдром навязчивых движений у детей – это проблема, с которой сталкиваются многие.
Что это такое?
Синдром навязчивых движений у детей — это комплекс психоэмоциональных нарушений, которые возникают под воздействием эмоционального потрясения, сильного страха, испуга, стресса. Проявляется синдром серией немотивированных движений – однотипных либо переходящих в более сложные.
Чаще всего родители обращаются с жалобами на то, что их чадо вдруг начало:
- грызть ногти и кожу вокруг ногтей;
- скрежетать зубами;
- мотать головой из стороны в сторону;
- раскачиваться всем корпусом без видимой причины;
- взмахивать или трясти руками;
- щипать себя за уши, за руки, за щеки, подбородок, за нос;
- обкусывать собственные губы;
- моргать и жмуриться без причины;
- выдергивать собственные волосы или постоянно накручивать их на палец.
Проявления синдрома могут быть и другими, но о заболевании можно говорить тогда, когда ребенок повторяет серию движений или одно движение часто, особенно в тех ситуациях, когда он начинает волноваться или чувствует себя неловко.
Факторы, которые могут запустить механизм возникновения синдрома навязчивых движений, многочисленны:
- сильный стресс;
- долгое нахождение в психологически неблагополучной обстановке;
- тотальные ошибки в воспитании — попустительство или чрезмерная строгость;
- дефицит внимания;
- перемены в привычной жизни — переезд, смена детского сада, отъезд родителей и их долгое отсутствие.
Самому ребенку все эти проявления могут не причинять ровным счетом никаких неудобств – если, конечно, он не травмирует себя.
Примечательно, что синдром навязчивых движений признан медиками заболеванием, у него есть свой номер в Международной классификации болезней (МКБ-10), нарушение отнесено к невротическим, вызванным стрессовыми ситуациями, а также соматоформным. Однако у врачей не было и нет единого стандарта диагностики этой болезни. Иными словами, ребенку диагноз поставят только на основании жалоб родителей и описанных ими симптомов.
Стандарта лечения невроза навязчивых состояний также не существует — тут все зависит от конкретного врача-невролога, который может порекомендовать попить успокоительное и посетить психолога, а может прописать целую кучу лекарств, витаминов – и обязательно довольно дорогостоящий массаж (естественно, у своей знакомой массажистки).
Если непроизвольные движения чада вызваны определенной причиной, то с большой долей вероятности синдром пройдет сам, без какого-либо лечения. Просто ребенку требуется время на то, чтобы избавиться от переживаний. Однако он может быть и признаком более тревожных состояний.
Что делать родителям?
Невроз навязчивых движений и состояний, по словам Евгения Комаровского, является проявлением неадекватного поведения. Оно обязательно заставляет родителей обращаться за консультацией к врачу, поскольку очень сложно самостоятельно разобраться в том, что происходит — временное психологическое нарушение или стойкое психическое заболевание.
Евгений Комаровский при появлении неадекватных симптомов советует родителям хорошо подумать, а что предшествовало этому — были ли конфликты в семье, в детском коллективе, болел ли чем-то малыш, принимал ли при этом какие-либо медикаменты. Если принимал, то нет ли у этих таблеток или микстур побочных действий в виде нарушений со стороны центральной нервной системы.
Временному стрессовому синдрому всегда имеется объяснение, у него всегда есть причина.
А вот у психического заболевания причины чаще всего может не оказаться. Если ничего не менялось, не болело, никаких лекарств ребенок не принимал, у него не было температуры, он хорошо ел и спал, а наутро он мотает головой из стороны в сторону, морщится, моргает и жмурится, пытается спрятаться, убежать, трясет руками без перерыва уже битый час – это, безусловно, повод для обращения к детскому неврологу, а затем и к детскому психиатру.
Проблема заключается в том, говорит Комаровский, что родители стесняются обращаться к такому специалисту, как психиатр. Это большое заблуждение. Негативные установки в отношении докторов, которые помогают решить проблемы с поведением, нуждаются в скорейшем пересмотре.
Сын или дочка может дойти в своих нервных проявлениях до состояний, которые могут угрожать жизни и здоровью. Если появляется риск членовредительства, ребенок своими движениями способен причинить себе серьезный вред, Комаровский советует обязательно обратиться к специалисту, чтобы исключить наличие психиатрических нарушений и получить рекомендации по выходу из создавшегося положения.
Чего делать нельзя?
Не стоит акцентировать внимание на навязчивых движениях – и уж тем более пытаться запрещать ребенку их совершать. Он делает их неосознанно (или практически неосознанно), а потому запретить их в принципе невозможно, а вот усугубить эмоциональное нарушение запретами – легко. Лучше отвлечь ребенка, попросить его сделать что-то, помочь, куда-то вместе сходить.
Нельзя повышать голос и кричать на ребенка в тот момент, когда у него началась серия немотивированных движений, говорит Комаровский. Реакция родителей должна быть спокойной, адекватной, чтобы не испугать ребенка еще сильнее.
Лучше всего продолжать говорить с малышом тихим, спокойным голосом, короткими предложениями, не спорить с ним, ни в коем случае не оставлять его одного. Не стоит также смотреть малышу прямо в глаза.
Игнорировать проблему тоже нельзя, ведь ребенок очень нуждается с том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблему. В конце концов, у него эти новые «вредные» привычки тоже вызывают недоумение и испуг. Порой именно доверительно общение помогает избавиться от проблемы.
Лечение
С большой долей вероятности невролог, к которому придут на прием родители с жалобами на навязчивые движения у ребенка, назначит один или несколько седативных препаратов, препараты магния, а также витаминные комплексы. Он настоятельно порекомендует посетить массаж, ЛФК, бассейн и солевую спелеокамеру. Лечение встанет семейству в довольно круглую сумму (даже при самых приблизительных подсчетах).
Евгений Комаровский советует хорошо подумать, собираясь начать такое лечение. Если психиатр не нашел серьезных отклонений, то диагноз «синдром навязчивых движений» не должен становиться поводом для того, чтобы пичкать ребенка таблетками и уколами. Фармацевтические средства с огромной долей вероятности вообще никак не повлияют на процесс выздоровления.
Сам факт их назначения удобен и врачу-неврологу, и родителям. Ведь доктор прекрасно понимает, зачем к нему пришли встревоженные родители — за лечением. И он его назначает, а это значит, что родители не пойдут жаловаться на специалиста, который оказался таким невнимательным, что «совсем ничего не прописал». Родители полагают, что есть волшебные таблетки, которые за несколько приемов решат все проблемы.
Таких таблеток нет, утверждает Комаровский. Но есть другие, более действенные способы помочь ребенку избавиться от невроза — это любовь мамы и папы, терпение, время и участие. Если родители возьмут за правило каждый день гулять со своим чадом, обсуждать фильмы и книги, которые вместе посмотрели и прочитали, если дома создадут благоприятные эмоциональные условия, то довольно быстро у ребенка исчезнут все навязчивые состояния и движения, которые так беспокоили его родственников. Будет отлично, если мама и папа найдут хорошего детского психолога, который поможет им нормализовать состояние сына или дочери.
В следующем видео доктор Комаровский рассказывает о способах борьбы с дурными привычками у детей.
Источник
Здравствуйте
Беременность протекала с осложнениями, угроза выкидыша, 5 раз лежала на сохранении. Беременность планированная. Во время беременности мама употребляла магне Б6, матерну, много витаминов, дюфастон (прогестерон) до 22 недели беременности. Гипоксии не было (врачи не ставили). Мама носитель токсаплазмоза (в латентной стадии).
Роды естественные. Осложнений не было.
Родители: отцу ребёнка 26 лет, матери – 27 (на время рождения сына), у обоих высшее образование (педагоги), психически больных в семьях обоих не было.
Атмосфера в семье гармоничная, без скандалов, мама флегматик, папа неразговорчивый замкнутый в себе интроверт.
Ребенок родился без патологий весом 4 100.
Сел, пополз, стал переворачиваться вовремя.
Пошёл в 11 месяцев.
До года произносил мама баба ( без связи с обозначением предмета).
Ничего в тогдашнем развитии не настораживало. Гулил. Лепетал. Любил людей. Оживлялся при виде мамы, папы, игрушки.
Однако странности в поведении некоторые были: любил много раз открывать и закрывать дверь, неадекватно реагировал на громкие звуки, предпочитал неодушевленные предметы одушевлённым, не махал ручкой папапапа, мог долго смотреть на бусы, висящие на стене, до беспамятства любил провода и верёвочки, мог долго крутить пальчиком колёсико, был гипертонус, ребёнок все время молотил ручкой по своей ноге.
В год пережил острое отравление, мыли желудок в больнице, ставили капельницы, привязывая к постели верёвками. Некоторое время (с месяц) находился в депрессии, перестал улыбаться.
Теперь сыну три года
Пришло время подвести итоги о результатах и проделанном лечении.
Опишу по плану:
1. физическое развитие
2. психическое развитие, выставленные диагнозы
3. схемы лечения
4. динамика
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Сейчас Алешке три года. Вес соответствует норме, малыш весит 27 кг, рост 96 см, очень энергичен (пожалуй болезненно чересчур), движения угловатые, потряхивание кистями рук, иногда – крылышки в руках, походка расхлябанная, падает часто, спотыкаясь, нередко травмы, при этом умудряется хорошо держать равновесие, взбегая на крутую горку. Прекрасно плавает в надувном жилете, хорошо держится на лошадке. Любит носить все тяжелое, я ему специально наливаю пятилитровую бутылку воды и он носит её по дому, любит также тяжелые табуретки, банкетку. Такое чувство, что он испытывает удовольствие от поднимания тяжелых предметов. Мимика не совсем типичная. На улыбку отвечает, хохочет, видя, что кто-то хохочет, в глаза смотрит избирательно, иногда пялится сам, особенно на людей в автобусе, а иногда на человека даже не посмотрит. Я освоила целый спектр развлечений, которые вызывают у сына хохот: брызги воды, плескание в городском фонтане, кидание камушков в воду, щекотка, «шла коза рогатая», «ку-ку», «дай пять!», покружились на офисном кресле, утренняя гимнастика (я её делаю его же руками и ногами, ибо он не повторяет) и т.д..Проблема только в том, что сам себя мой сын развлекать не умеет, он постоянно требует у меня все новых и новых развлечений. Рисовать не умеет, черкает лишь бы что кисточкой, размазывая по листам черную или синюю краску. Пластилин – брезгует, размажет пальцем на столе – вот и все занятие. Моторика неплохая, умеет и карандашик держать, и кисточку, и ложку, собирает иногда части конструктора, может собрать фасоль, мелкие макаронки в бутылку, любит копаться в гречке, в рисе руками в тазике. Очень беспокоит сверхобильное слюнотечение. Гиперсаливация такая, что за день меняю 20 маек. Вытирать губы не любит.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ: раздеться может и сам, а вот одеваю исключительно я, если спадает на улице ботинок на липучках, то сам себе может одеть. Шапку тоже может. Но делает это только по собственному желанию. На горшок ходит сам (лишь бы горшок стоял в одном и том же месте), памперсами не пользуемся уже полгода. Ночью спит хорошо, не просыпаясь. Днем укачиваю насильно, спеленав в одеяло. После 4 уколов кортексина стал засыпать самостоятельно, без укачивания.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Иногда мне кажется, что мой сын не отличает меня от иных женщин. Может запросто подойти и взять чужого человека за руку и повести пару метров, потом глянет на лицо – и бросит руку. Если убегает от меня, то не боится быть потерянным. Бежит куда глаза глядят. Полгода назад мы легли на обследование в областную детскую психиатрическую больницу. Моему сыну Алексею на тот момент было 2,5 года. Мальчик не разговаривает, входящую речь почти не понимает, за исключением запретов и слов, предупреждающих об угрозе жизни или здоровью. Осмысленные слова типа «ам-ам» очень редки, все берет криком и истериками (с катанием по полу и показательным ударянием себя лбом об стенку). Заведующая отделением уверила меня, что аутизма у нас не видит (впрочем, ребенок бегал по палатам, залезал к детям под одеяло, у медсестер забирал ручки, у уборщицы – швабру).
В 1.10 месяцев профессор столичного центра патологии слуха, голоса и речи поставила нам диагноз F84.0? Вы тогда по описанию заключили, что это больше похоже на органическое психическое расстройство.
В 2,5 года после пребывания в психиатрическом отделении – нам поставили новые диагнозы F 06.7 и F 90. ЭЭГ сделать не удалось, расторможенность была такая , что ребёнок орал и рвал на себе провода. МРТ не делали, ЭХО тоже. Нас просто наблюдали специалисты – детский психиатр, дефектолог и психолог. К слову сказать, наблюдали по две минуты в сутки. сказали, чтобы мы приехали через год, тогда и поговорим.
Мы за год лечились следующими препаратами: актовегин и церебролизин (чередуя по 1 мг) 20 уколов, кортексин № 10, глиатилин и пантогам и когитум в перерывах. Сейчас пьем диакарб 24 дня по четверть таблетки утром в сочетании с аспаркамом.
Параллельно два раза в неделю – занятия с психологом и дефектологом, через день – бассейн, раз в неделю – катание на лошадке. Боюсь, от педагогических усилий эффект минимален. Мы так ничему за год и не научились. Через раз занятия срывал, залезая под стол или катая машинку туда-сюда и заглядывая на колесо.
Особой явно выраженной динамики за год я не наблюдаю (как бегал сломя голову – так и бегает, как молчал – так и молчит, как не понимал входящую речь – так почти ничего и не понимает). Единственное достижение: спать стал лучше, за руку немного научился ходить, меньше истерит, может на несколько минут присесть с детьми в песочнице и помять влажный песок пальчиками, может немного покататься на горках или на качелях – и вперед. Кстати, ходить предпочитает по одному и тому же маршруту. Выходя из подъезда, он непременно остановится возле таксофона, затем подойдет к табличке «Узел электросвязи», внимательно посмотрит (с детства любит красные буквы).
Раньше я старалась сына каждый день водить, носить или возить в разные места, а сейчас отчаялась, и мы ходим гулять уже месяц по одному и тому же маршруту. Причем часть пути он идет самостоятельно (вернее, чаще всего бежит), а в определенных местах – требует, чтобы я подняла его и несла на руках (например, участок, от бордюра возле подъезда и до зеленого гаража). В каждую минуту моего пути я знаю, что будет дальше: вот дорожный знак «Осторожно, дети!». Мой сынок непременно тут остановится, постоит, пошатается возле него из стороны в сторону, на лице – неописуемое удовольствие. Если попрошу: «Покажи, где буквы!», то покажет, но не указательным пальчиком, а целой ладошкой. Вот ровно уложенные ряды плитки, будет бегать по одинаковой траектории, свернув голову вбок и скосив глаза. На лице – неописуемое удовольствие. На имя не отзывается, запреты понимает, но сильно злится, в ответ – бежит драться, может ударить ногой, укусить, особенно любит рвать на мне волосы. Если мне надо вносить его в подъезд, а он не хочет, то непременно делает морскую звезду, растопыривая ноги и руки – и мне приходится нести дитя, держа за ноги и вниз головой, иначе он меня покалечит (особенно если учесть недетсткую силу). Любит прямые линии: бегает вдоль столов, торговых рядов, вдоль бордюров, любит когда что-либо я для него упорядочу. Например, машинки в рядок выстрою.
Наш городской психиатр рекомендует мне решаться на нейролептик, мол, «ребенок ваш будет необучаем, если вы не дадите ему нейролептик», а я пока все жду у моря погоды. Авось со временем станет легче.
Теперь по поводу страхов. Страхи есть: боится новых помещений (но не всех, а избирательно), длинных коридоров, белых халатов врачей, некоторых машин (бежит со страхом и тянет руки ко мне), если я накажу словесно и поругаю – боится быть отвереженным («летит» ко мне с разгону с глазами полными слёз, чтобы я пожалела). Присутствует монотонность в играх. Любит возить туда-сюда машинку. Любит крутить пальчиком колёсико (в детстве любил долго, теперь – меньше). Большую часть суток не знает, чем же себя занять. Бесцельно бегает по комнате. Без конца водит маму или папу за палец и указывает, что надо сделать.
недавно выяснилось, что сын различает цвета (сам конфеты разложил в две горки – красные и синие). Поведение непроизвольное. Любит катать по полу мяч либо машинку. Занимаясь удовольствиями, любит чтобы я рядом сидела и смотрела на него.
Система наказаний: если у сына истерика и он агрессивно ко мне расположен (а он очень часто неуправляем и агрессивен), я запираю его на пять минут в комнате одного на замок, если нет зрителя (то есть меня), он быстро успокаивается или плачет «напоказ», неискренне. А вообще полдня у нас проходит в истериках и капризах, и то не се, и это не так, и то не так: диван всегда должен быть открыт, все двери – закрыты, вещи из шкафа должны валяться на полу, одеяло с постели – стянуто. У него свои порядки. Если хочет пить – тычет мне в нос бутылочкой (из чашки пить умеет, но не пьет принципиально); если хочет на улицу – тыкает в меня ботинком или курткой; если хочет есть – берет табуретку, пододвигает её к холодильнику и берет сам, что захочет; если хочет мультики – сам включает монитор и не за горами, как научится пользоваться мышкой (вынимать диск и засовывать его уже умеет, как, впрочем, пользоваться микроволновкой).
Пища
Спектр употребляемых в пищу продуктов достаточно широк, но расширить почти невозможно, почти не ест овощи, предпочитая сладости, мучное, все соленое, кислое, маринованное (конечно, теперь уже и не даю). Из фруктов – только яблоки, виноград зеленый и бананы. Из мяса – только курица и сосиски. Ест чаще всего сам, с супом хорошо справляется ложкой, а вот твердую пищу, если недосмотрю – будет кушать не вилкой, а прямо рукой. Пьет очень много жидкости – весь день с бутылкой ходит, особенно сейчас – на диакарбе.
Есть зацикленность на воде: купается пять раз в день, кроем того ходим в бассейн через день, ездим в аквапарк и не вылезаем из луж после дождя.
Семейные условия: я воспитываю сына одна, отец помогает финансово (в длительной командировке).
Фактор наследственности: я не знаю, были ли в наших семьях УО или шизофреники, родители мужа рано умерли и рассказать теперь совсем некому. Но у меня есть определенные соображения. Мой супруг отличается странным характером. Он интроверт, не любит говорить, не имеет друзей, ни с кем не здоровается (специально делает вид, что не заметил), он не привязывается к людям, избегает смотреть в глаза (ходит, опустив голову вниз), не испытывает обычных эмоций, его трудно рассмешить, он понимает слова буквально, сердится, когда я говорю метафорами, не читает книг, кроме инструкций и энциклопедий, боится разных звуков (телефонного звонка, свиста), боится ездить в лифте (избегает). Все это невооруженным глазом не видно, но если присмотреться – то странностей очень много. Есть зацикленности на определенных темах (любит про НЛО говорить и про авиацию) и на предметах (мобильный телефон у моего мужа – идол!) Муж рассказывал, что в раннем детстве у него был сильнейший диатез и официально стояло ЗРР. В детстве в первом классе не мог сидеть на месте, бегал по классу, родители обращались к психитру по этому поводу. При этом при всем моего супруга отличают недюжинные интеллектуальные способности, закончил университет, но в сфере «человек- человек» работать не может (тяжело ему, неуютно), говорит на разных иностранных языках, память на события и цифры феноменальная, очень хозяйственный и удобный человек. Ко мне и к сыну относится очень хорошо Все это наталкивает меня на размышления, действительно ли аутичность моего сына носит органическую причину или все-таки стоит предполагать эндогенный характер. Это скорее размышления вслух. Может, что-либо подскажете, уважаемые врачи.
Источник