Ребенок 4 года окружающий мир 4 класс

Гаврилова Гуля
Развивающие занятия с детьми 3–4 лет «Окружающий мир»
В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.
Задание для ребенка: Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?
1 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.
Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?
2 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.
Задание (вопросы)для ребенка:
1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)
2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)
3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)
4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)
5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в (лёд)
6. Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).
3 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.
Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.
4 занятие для ребенка 4 лет
Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.
Задание для ребенка: посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек?
5 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.
Занятие с ребенком: На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы? А нос слона (хобот? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?
6 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде), а другие к фруктам (растут на деревьях).
Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?
7 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?
Занятие с ребенком: Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).
8 занятие для ребенка 4 лет
Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.
Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.
Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром, а когда тебя забирают родители (вечером).
Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т. д).
Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).
12 занятие для ребенка 3-4 лет
Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»
Автор И. Бушмелёва. Художник Н. Губарева.
Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.
Задание для ребенка: покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).
9 занятие для ребенка 3-4 лет
Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.
Задание для ребенка: подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.
10 занятие для ребенка 3-4 лет
Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.
Задание для ребенка: закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.
Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
Ночью темно, а утром …
Птица летает, а рыбка…
Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
У людей руки и ноги, а у кошки…
Мёд сладкий, а лимон…
Бабочка летает, а кузнечик…
У уточки много утят, а у курочки…
11 занятие для ребенка 3-4 лет
Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).
Занятие с ребенком: Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т. д.
13 занятие для ребенка 3-4 лет
Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.
Задание для ребенка:
Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).
14 занятие для ребенка 3-4 лет
Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.
Задание для ребенка: девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.
15 занятие для ребенка 3-4 лет
Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.
Задание для ребенка: Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.
1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)
2. Чем кушают суп? (ложкой)
3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)
4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)
5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)
6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)
7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)
16 занятие для ребенка 3-4 лет
Задание для ребенка: покажи и назови, кто где живет.
17 занятие для ребенка 3-4 лет
Занятие с детьми 3-4 лет «Что больше»
Задание для ребенка: посмотри на картинку, какая рыбка больше? А какая собачка меньше? и т. д.
Источник
Развивающие задания по по окружающему миру в 4 классе.
Задание 1. Ответь на вопросы одним словом:
Как называется прибор для определения сторон горизонта?___________________
Как называется начало реки? ____________________________________________
Газ, необходимый для дыхания живых организмов __________________________
Пингвин – птица? _____________________________________________________
Какой в лесу зверь самый чистоплотный?___________________________________
У какой птицы мешок под клювом?_________________________________________
Разноцветные грибы.____________________________________________________
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда?_____________________________
Дерево – символ нашей Родины.__________________________________________
Что теряет лось каждую зиму?____________________________________________
Задание 2. Отметь правильные утверждения
1. Дождевые черви выползают на асфальт после дождя, потому что в почве:
а) недостаточно пищи
б) труднее передвигаться
в) не хватает воздуха
г) нет правильного ответа
2, Солнце – это…
а) планета Солнечной системы
б) естественный спутник Земли
в) звезда в Солнечной системе
г) искусственный спутник Земли
3. Культурные растения появились потому, что:
а) природа их создала специально для людей
б) люди специально их отбирали и выращивали
в) у них специально воспитывали культуру
г) они растут рядом с домами людей
Задание 3. Выполни задания:
1. Вычеркни лишнее название:
а) Венера, Марс, Земля, Луна.
б) Россия, Франция, Тюмень, Китай
в) Дон, Тура, Байкал, Днепр
2. Назови каждую группу обобщенным понятием
а) Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи, Пиренеи _______________________
б) Восточно-Монгольская, Восточно-Европейская, Енисейская, Западно-Сибирская ______________________________________________________________________
в) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское __________________________
3.Соедини стрелками. Что нужно сделать, если ты:
Порезался
Охладить и перевязать
Обжёгся
Приложить холодный компресс
Ушибся
Смазать йодом и перевязать
Задание 4. Реши экологические задачи
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки – красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Распредели слова на две группы и заполни таблицу
Подкова, стакан, сахар, медь, капля воды, железо, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в воде, медная проволока
Задание 6. О какой природной зоне говорится?
« Неведение о льдах. Буря, море, изрытое глубокими ямами, величайшие поднимающиеся волны, густая мрачность и таковой же снег, которые все скрывали от глаз наших …»
Задание 7. Укажи век.
34 год –
731 год –
1028 год –
1915 год –
2006 год –
Ответы
Задание 1. Ответь на вопросы одним словом
За каждый правильный ответ 1 балл
Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас )
Как называется начало реки? (Исток)
Газ, необходимый для дыхания живых организмов. (Кислород)
Пингвин – птица? (Да)
Какой в лесу зверь самый чистоплотный? (Барсук)
У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)
Разноцветные грибы. (Сыроежки)
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
Дерево – символ нашей Родины. (Береза)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
Задание 2. Отметь правильные утверждения
За каждый правильный ответ 1 балл
1. Дождевые черви выползают на асфальт после дождя, потому что в почве:
а) недостаточно пищи
б) труднее передвигаться
в)не хватает воздуха
г) нет правильного ответа
2, Солнце – это…
а) планета Солнечной системы
б) естественный спутник Земли
в)звезда в Солнечной системе
г) искусственный спутник Земли
3. Культурные растения появились потому, что:
а) природа их создала специально для людей
б)люди специально их отбирали и выращивали
в) у них специально воспитывали культуру
г) они растут рядом с домами людей
Задание 3. Выполни задания
За каждый правильный ответ 3 балла
1. Вычеркни лишнее название
а) Венера, Марс, Земля, Луна.
б) Россия, Франция, Тюмень, Китай
в) Дон, Тура, Байкал, Днепр
2. Назови каждую группу обобщенным понятием
а) Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи, Пиренеи (Горы)
б) Восточно-Монгольская, Восточно-Европейская, Енисейская,
Западно-Сибирская (Равнины)
в) Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское (Моря)
3.Соедини стрелками. Что нужно сделать, если ты:
Порезался
Смазать йодом и перевязать
Обжёгся
Охладить и перевязать
Ушибся
Приложить холодный компресс
Задание 4. Реши экологические задачи
За каждый правильный ответ 1 балл
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Освобождается от паразитов, принимая «муравьиную ванну»}
У всех птиц самцы красивее, чем самочки. А у плавунчиков самки – красавицы, а самец серый, невзрачный. Почему? (У плавунчиков самцы высиживают птенцов, поэтому они должны быть незаметны на гнезде.}
3.Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие насекомых.}
Задание 5.Распредели слова на две группы и заполни таблицу
За каждый правильный ответ 1 балл
Тела
Вещества
подкова, стакан, капля воды, кусок сахара, сосулька, пузырёк воздуха в воде, медная проволока
сахар, медь, железо, вода, воздух
Задание 6. 1 балл
Арктика
Задание 7. Укажи век.
За каждый правильный ответ 1 балл
Источник
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» – «Обществоведение».
Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.
Следует отметить, что содержание разделов № 4 – № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с предметами «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Математика» и с курсом «Мы – дети природы», на изучение материала отводится 10 часов.
Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.
Данный курс интегрирован с целью: расширить представление обучающихся о родном крае, ближе познакомить с природой, географическим положением нашего края, раскрыть некоторые экологические проблемы региона, поселка, отметить этнографические особенности нашего региона.
На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».
К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.
Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля – это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.
Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.
Раздел №3 «Родной край – часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.
Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.
Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.
Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 70 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.
В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края», в музей а.Габукай в разделе «Страницы истории Отечества» по теме «Великая война и великая победа» и в лесопарковую зону. Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус
и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу
«Родной край – часть большой страны».
Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
– наблюдать объекты окружающего мира;
– самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
– работать с учебными и научно-познавательными текстами;
– составлять план учебной статьи;
– работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
– работать с различными картами;
– уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
– рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
– уметь работать в паре, группе, индивидуально;
– уметь оценить себя, товарища;
– формировать коммуникативные умения;
– развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
– уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
– способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); – название океанов и материков;
– положение России, своего края на карте;
– природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
– особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
– правила поведения в природе.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
– определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
– различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
– объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
– самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
– проводить самостоятельные наблюдения в природе;
– оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
– в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
– формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
– в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):
• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);
• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями;
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная дисцип-
лина
Класс
Програм
ма, кем рекомендована и когда
Тип програм-
мы
(государственная, авторская)
Кол – во часов
в неделю,
общее
количество
часов
Базовый учебник
Методическое обеспечение
Дидактическое обеспече
ние
Окру
жаю
щий мир
4
Програм
ма автора
А. А. Плеша
ков
Рекомен
довано Министерством образова-
ния и науки РФ
Государ
ственная
2 часа в неделю
68 часов
в год
А. А. Плеша
ков
Мир вокруг нас
Учебник
Методическое
пособие
Е. П. Фефилова,
Е. А. Поторичина Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».
Комплект рабочих тетрадей
Тетрадь «Проверь себя»
1. Нагляд ный материал, карточки, тесты, раздаточ-
ный материал, доска, картинки, календарьфенологических наблюде
ний
п/п
Базовая программа
(планирование по разделам)
Кол – во
часов
Корректировка учителем
Кол-во
часов по планированию
I
Земля и человечество
11
11
II
Природа России
11
11
III
Родной край – часть большой страны
13
13
IV
Страницы всемирной истории
5
5
V
Страницы истории отечества
20
20
VI
Современная Россия
10
10
70 часов
70 часов
Календарно- тематическое планирование уроков окружающий мир в 4 кл
(2 часа в неделю 35 недель – 70 часов)
Тема урока
план
факт
Земля и человечество (11 ч)
1
02.09
1
Мир глазами астронома.
2
7.09
1
Планеты солнечной системы.
3
09.09
1
Звёздное небо – великая «книга» природы.
4
14.09
1
Мир глазами географа.
5
16.09
1
Пояса земли.
6
21.09
1
Мир глазами историка.
7
23.09
1
Когда и где? История – путешествие вдаль времен.
8
28.09
1
Прошлое и настоящее глазами эколога.
9
30.09
1
Сокровища земли под охраной человечества
10
5.10
1
Международная Красная книга. НРК. Красная книга РА.
11
7.10
1
Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Наша Земля сегодня.
Природа России (11 ч)
12
12.10
1
Равнины и горы России. НРК. Кавказские горы.
13
14.10
1
Моря, озёра и реки России. НРК. Реки РА
14
19.10
1
Зона арктических пустынь.
15
21.10
1
Зона тундры.
16
26.10
1
Леса России
17
28.10
1
Лес и человек.
18
9.11
1
Зона степей.
19
11.11
1
Пустыни.
20
16.11
1
У Черного моря
21
18.11
1
Экологическое равновесие.
22
23.11
1
Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».
Родной край – часть большой страны (13 ч)
23
25.11
1
Наш край. НРК Моя Адыгея
24
30.11
1
Поверхность нашего края.
25
2.12
1
Водоёмы нашего края.
26
7.12
1
Наши подземные богатства.
27
09.12
1
Земля – кормилица.
28
14.12
1
Жизнь леса. Лес – природное сообщество.
29
16.12
1
Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
30
21.12
1
Жизнь пресного водоёма.
Экскурсия «Знакомство с растениями и животными пресного водоёма».
31
23.12
1
Растениеводство в нашем крае, его отрасли.
32
11.01
1
Незаметные защитники урожая.
33
13.01
1
Животноводство в нашем крае, его отрасли.
34
18.01
1
Тестовые задания.
35
20.01
1
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»
Страницы всемирной истории (5 ч)
36
25.01
1
Начало истории человечества.
37
27.01
1
Мир древности: далекий и близкий.
38
01.02
1
Средние века: время рыцарей и замков.
39
03.02
1
Новое время: встреча Европы и Америки.
40
8.02
1
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории отечества (20 ч)
41
10.02
1
Жизнь древних славян.
42
15.02
1
Во времена Древней Руси.
43
17.02
1
Страна городов.
44
22.02
1
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
45
24.02
1
Трудные времена на Русской земле.
46
01.03
1
Русь расправляет крылья.
47
03.03
1
Куликовская битва.
48
08.03
1
Иван III. Образование единого Русского государства.
49
10.03
1
Мастера печатных дел.
50
15.03
1
Патриоты России.
51
17.03
1
Петр Великий.
52
22.03
1
Михаил Васильевич Ломоносов.
53
24.03
1
Екатерина Великая.
54
05.04
1
Отечественная война 1812 года.
55
07.04
1
Страницы истории XIX века.
56
12.04
1
Россия вступает в ХХ век.
57
14.04
1
Страницы истории 20-30-х годов.
58
19.04
1
Великая война и великая победа.
НРК .Участники Вов РА
59
21.04
1
Страна, открывшая путь в космос.
60
26.04
1
Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»
Современная Россия (11 ч)
61
28.04
1
Основной закон России и права человека.
62
03.05
1
Дети имеют право на особую заботу и помощь.
63
05.05
1
Мы – граждане России.
64
10.05
1
Славные символы России.НРК. Символы Адыгеи
65
12.05
1
Такие разные праздники.
66
17.05
1
Путешествие по России.
67
19.05
1
Путешествие по России.
68
24.05
1
Путешествие по России
69
26.05
1
Обобщение по теме «Современная Россия»
70
1
Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)
Список литературы по реализации программы
Для учителя:
А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4класс.
Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
«Я познаю мир» (энциклопедия)
Для ученика:
А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс. Учебник
А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 4 класс.
А. А. Плешаков. Тетрадь «Проверь себя». 4 класс.
Источник