Ребенок 4 года очень вредный

Многие родители обращаются к психологам или специалистам по воспитанию детей с вопросом «Что делать с вредным ребенком?». Если поведение малыша становится проблемным, то мамы и папы часто нервничают по этому поводу. Кроха может отказываться от еды, в нем проявляется агрессия и несдержанность в поведении, он грубит и огрызается на близких. Как справиться с данной проблемой, если вы не хотите обращаться к педагогам, вы узнаете в этой статье.
Как и почему ребенок начинает вредничать?
Вредный ребенок – почему он такой и что делать?
Дети начинают вредничать не просто так, у них та это есть свои причины. В современной педагогике выделяют несколько самых основных поводов.
Жесткие запреты
Почти все взрослые понимают под воспитательным процессам то, что ребенок беспрекословно станет выполнять все их требования, которые звучат в приказном порядке. Малыш может устроить своеобразный протест, чтобы наконец-таки мама и папа стали к нему прислушиваться.
Важно запомнить самое главное. Ребенок — это не собачка, которая поддается муштре и дрессировке через запреты и наказания. Необходимо учитывать желания сына или дочери, чтобы он не противился потом вашей воле.
Отсутствие внимания
Пожалуй, самая распространенная причина. Малыш начинает привлекать взгляды родителей любыми, как ему кажется, действенными способами. Часто это проявляется через грубости и капризы по каждому поводу. Такая ситуация встречается в семьях с несколькими детьми. Например, когда вся забота достается младшему брату или сестре, старший начинает демонстрировать свое недовольство и привлекать внимание через путем негативного поведения.
Непоследовательность слов и действий
Вы запрещаете ребенку пить воду из-под крана, а сами делаете это всегда у него на виду. Малыш видит, как ведут себя взрослые и не понимает, почему ему нельзя точно также. Крохи копируют поведение мамы и папы. В данной ситуации лучше всего прислушаться к известной фразе: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»
Способ самозащиты
Самая болезненная причина, почему ребенок проявляет вредность. Когда кроху постоянно ругают и повышают на него голос, он пытается защитить себя от агрессии взрослого. Маленький человек не может справиться с собственной обидой и страхом и начинает выражать свой гнев через плохое поведение.
Здесь важно всегда соблюдать спокойствие. Не теряйте самообладание при очередном приступе вредности, научитесь договариваться с ребенком по любым вопросам.
Признаки детской вредности
Вредный ребенок – почему он такой и что делать?
Абсолютно каждому взрослому знакомы ситуации, когда:
- Вместо того, чтобы исполнить просьбу, ребенок начинает отворачиваться и убегать;
- Чадо становится жадным, впадает в истерику в магазинах;
- Ребенок отказывается от любимой еды со словами «не хочу», «невкусно»;
- Проявляется упрямство перед выходом на прогулку (нежелание одеваться) или наоборот, по пути домой с улицы;
- Малыш впадает в истерику если ему включили не тот мультфильм, купили не ту сладость или игрушку.
Взросление — естественный процесс
Вредный ребенок – почему он такой и что делать?
Следует отметить, что проявление вышеперечисленных проблем встречается даже у детей, за которыми не замечаются регулярные признаки вредности. Это нормальные симптомы взросления, но все же стоит пресекать такое поведение, чтобы оно не вошло в привычку.
Один ребенок может капризничать больше остальных, другой демонстрирует характер при определенных обстоятельствах. Бороться с подобным нужно как можно мягче, если напугать ребенка слишком жесткими ограничениями, он может замкнуться и стать нерешительным.
В детском возрасте у малышей отсутствует чувство опасности, поэтому все запреты он воспринимает в штыки. К тому же, после трех лет кроха начинает проверять родителей на прочность и узнавать границы их терпения. Важно запрещать лишь то, что действительно опасно, в остальных случаях поможет умение договариваться.
Как вести себя взрослому с вредным ребенком?
Вредный ребенок – почему он такой и что делать?
Вредный и капризный ребенок способен выбить из колеи даже самого терпеливого родителя. Психологи рекомендуют выполнять следующие действия, чтобы избежать таких ситуаций:
- Помогайте малышу изучать окружающий мир, сами обучайтесь вместе с ним чему-то новому. Детки слишком быстро принимают решения, хватаются за все и резко бросают. Ваша задача заинтересовать чадо, чтобы сосредоточить его внимание.
- Можно перевести признаки крохи в шутку, чтобы сгладить нарастающий конфликт. Он тут же переключится на что-то другое.
- Большое количество запретов — повод лишний раз их нарушить. Пересмотрите свои принципы, уберите ограничения, которые действуют лишь из ваших личных желаний, а не из рациональных соображений.
- Проводите с дитем больше времени, почаще хвалите и мотивируйте на выполнение каких-либо полезных занятий.
- Прося что-либо подготовьте логическое объяснение. Серьезные доводы помогут малышу почувствовать себя взрослым и прекратить капризы.
- Пересмотрите свои привычки (пищевые, бытовые, социальные), чтобы кроха брал с вас пример.
- Создавайте иллюзию выбора. Предложите выбрать цвет футболки в магазине, вид занятия (убрать игрушки или застелить постель), так вы сочетаете свободу с четкими границами.
- Давайте посильные для ребенка задания. Унести тарелку к раковине малыш вполне способен уже в 3-4 года, однако в год справиться с этим ему будет невозможно.
Чего делать нельзя когда ребенок вредничает?
Вредный ребенок – почему он такой и что делать?
Обычно дети капризничают, когда к их поведению нет единых требований. Ребенок не понимает, как ему себя вести и как подстраиваться под настроение взрослого. При хорошем расположении духа мамы и папы часто меняют распорядок дня, позволяют есть вредную еду, покупают много игрушек.
Нужно запомнить, что независимо от обстоятельств режим и правила должны оставаться одинаковыми. Редкие небольшие послабления это одно, а вот когда родители впадают из крайности в крайность (утром было можно все, вечером нельзя ничего) — это совсем другое.
Маме и папе важно найти согласие между собой и придерживаться единой линии поведения. Нельзя поддаваться манипулированию со стороны потомства (например, фразам «я буду любить тебя больше, если ты разрешишь мне …»). Дети легко запоминают, как влиять на родителя и пользуются этим.
Проявление вредности в привычках
Вредный ребенок – почему он такой и что делать?
Иногда не только поведение являются признаком вредности. На фоне стресса и невроза, малыш может:
- Шаркать ногами;
- Драться и обзываться;
- Использовать слова-паразиты;
- Ковырять в носу;
- Обгрызать ногти;
- Закусывать губу;
- Сосать пальцы.
Подобное является не проявлением капризов, а признаком скрытых комплексов и неуверенности в себе. Здесь малыш не может себя контролировать, поэтому важно не заострять внимание на пристрастиях крохи, и уж тем более, не высмеивать их.
Расскажите нам, как вы поступали, когда ваши дети вредничали? И удалось ли полностью отучить их так делать?
Источник
09 июня 2016
Аверьянова Света
Многие родители не понаслышке знают о том, что такое кризис 4 лет и с ужасом ждут этого периода в жизни крохи. Но, не стоит так реагировать на естественное поведение ребенка в этом возрасте.
Вместо этого, родителям стоит приложить максимуму усилий для того, чтобы помочь ему в этот сложный для него период и приблизить его завершение.
Что такое кризис 4 лет
По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.
Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.
Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:
- Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
- Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
- У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
- Появиться кризис 4 лет может в сложной для крохи ситуации, например, это может быть протест в период адаптации к новым условиям, коллективу: семья переехала в другой город, где у него нет друзей, или же он пошел в детский сад, где для него все новое и чужое.
- Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.
Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:
- Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
- Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
- В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
- Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
- Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.
Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.
Как помочь ребенку
Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.
В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно.
Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.
Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.
Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.
Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.
В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.
Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.
Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.
Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.
Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
- Главная
- Ребенок стал вредным: ругать или нет?
Моему сыну 4,4 года, в последнее время он не слушается меня (маму) совершенно, вредничает: на просьбу собрать игрушки, отвечает, что он забыл как это делается; ложиться спать – он не знает куда ложиться; помой руки – они не грязные и мн. другое. Я не знаю, как себя вести: не реагировать и позволять делать так, как он хочет, либо заставлять выполнять мои просьбы… Ругать его или нет? Помогите, пожалуйста!
Ответ:
Мал бывал – сказки слушал,
вырос велик – сам стал сказывать.
Здравствуйте, мамочка. К сожалению, Вы не указали своего имени.
Ваш парень становится взрослым, и дух противоречия у него здорово выражен. Теперь встречный вопрос – чего он добивается? Как правило, можно по своим чувствам определить то, что нужно ребенку:
- Если Вы испытываете раздражение, то, скорее всего, цель ребенка – привлечение внимания. Подтверждением этому – хорошее поведение ребенка, после получения желаемого.
- Если Вы чувствуете обиду на ребенка, значит, он руководствовался в своем поведении местью.
- Если Вы испытываете жалость к своему ребенку, то, скорее всего, он манипулирует Вами, показывая вам свою неполноценность и беспомощность, для того, чтобы уклониться от нежелательных для него действий или событий.
- Если Вы злитесь, Вам хочется употребить свою «власть», Вы возмущены, хочется «рвать и метать» и т.д., то, скорее всего, цель Вашего ребенка – борьба за власть, влияние. Подтверждение тому – после сделанного замечания или просьбы/указания, поведение становится еще хуже. Как правило, на его лице можно прочесть – вызов.
Судя по реакциям Вашего сына, это Ваша история. Но найдите в этом плюсы. Ведь смотрите, какой он у Вас молодчина: он может Вам возразить и делает это смело, а еще с какой сообразительностью! Его ответы: «забыл, как убирать игрушки», «не знаю, куда ложиться спать», «руки чистые», а потому не к чему их мыть, а в этом он прав…, ведь надо уметь так ответить! У него есть чему поучиться!
Что делать? Ругать или нет? Конечно, в порыве чувств, трудно, нередко, себя контролировать, но, с точки зрения здравого смысла, без сомнения, стратегия – «ругать, злиться, наказывать, доказывать» только усугубит ситуацию. Наша задача изменить отношение к нашему повзрослевшему сыну.
Можно воспользоваться советами Кэтрин Кволс в переориентации цели «влияние»:
- Спросите себя: «Как я могу помочь своему ребенку проявить себя в этой ситуации?» Например, Вы просите убрать игрушки, а он в ответ, что забыл, как это делается. Тогда, вместо того, чтобы кричать: «Убери, немедленно! Я кому сказала!», можно сказать: «Надо же, и я забыла… А как же быть? Где что стояло и где что лежало? Сыночка, твоя головушка помоложе, ты быстрее вспомнишь… Давай мой хороший, помоги мне». И спокойненько, убираете вместе, передавая инициативу ему.
- Пусть Ваш ребенок выбирает сам. Когда мы приказываем нашим детям, эффективность нашего влияния резко падает. И часто возникает оппозиция: ребенок – взрослый. Избежать столкновения сторон можно, дав право выбора ребенку. Например, ребенок не любит чистить зубы (а какой ребенок любит?), тогда мы говорим: «Какой пастой/щеткой ты будешь чистить зубы?». И обсуждение вопроса «буду-не буду» чистить не встает совсем, и дается выбор (без выбора!) какой пастой/щеткой почистить зубки.
- Получив право выбора, дети осознают, что все, что с ними происходит, связано с их решениями, которые они принимали сами. Но здесь важны следующие моменты:
- Давая возможность выбрать, Вы должны быть готовы к обоим вариантам.
- Если Вы предлагаете сделать выбор, а ребенок медлит и не выбирает ни одну из альтернатив, тогда можно предположить, что он не хочет делать это самостоятельно. Тогда надо ему помочь в этом, например, спросив: «Ты сам выйдешь на улицу или хочешь, чтобы я тебе помогла?»
- Убедитесь, что Ваш выбор не имеет ничего общего с наказанием. Например: «Убери игрушки, иначе я их выброшу».
Чем больший выбор Вы даете ребенку, тем больше самостоятельности проявит он во всех отношениях и меньше будет сопротивляться Вашему влиянию на него.
- Предупреждайте заблаговременно. Когда мы требуем от ребенка резко перейти от одного дела к другому (уйти домой из гостей, перестать играть и быстро ложиться спать), то это вызывает бурю эмоций, причем далеко не положительных. Поэтому, например, предупредив заранее, что Вы уходите через 15 минут, ребенок настроится, доиграет и спокойно уйдет вместе с Вами.
- Помогите ребенку ощутить свою значимость для Вас! Если ребенок будет чувствовать, что его ценят, он реже будет проявлять склонность к плохому поведению.
- Пользуйтесь условными знаками. Если родитель и ребенок хотят жить в мире и избежать конфликтов, то они могут договориться об условных знаках, непонятных для остальных, предупреждающих о том, что злость вот-вот вырвется наружу. Например, потереть мочку уха.
- Договаривайтесь заранее. Это очень хороший способ избежать нежелательного поведения ребенка. Главное здесь – держать свое слово, чтобы ребенок доверял Вам. Например, заходя в магазин, договоритесь, какую сумму Вы сегодня можете потратить на его игрушки.
- Узаконьте поведение, которое не можете изменить. По неведомой причине, когда мы «изучаем» плохое поведение и пытаемся его узаконить, оно становится менее желанным и забавным.
- Создайте ситуации, в которых выигрываете и Вы, и ребенок. Эффективность спора в том, что все остаются в выигрыше. Тогда задача в том, чтобы найти такое решение.
- Научите их умению вежливо отказывать (сказать «НЕТ»). Тон сказанного имеет немаловажное значение: так, на вежливое «нет» реагируешь спокойно, когда как «НЕТ!», произнесенное со злостью, просто провоцирует конфликт. Умение сказать «нет!» – это очень важное умение, которое нашим детям очень пригодиться в будущем. Так что это здорово, что они умеют выражать свое несогласие с вами! Осталось только научить детей это делать тактично.
- Уходите от конфликта! Мы ничего не теряем, если уйдем от конфликта. Что делать, чтобы не «взорваться»? А делаем следующее:
- Признайтесь себе в том, что разозлились.
- Озвучьте свои чувства, например: «Меня злит немытая посуда!»
- Изучите признаки проявления своей злости, наблюдая за собой в такие минуты. Зная эти признаки, можно предупредить ее заранее, например, досчитав до 10, выйдя из комнаты, сделав глубокий вдох и выдох, и т.д.
- И только после того, как остынете, совершайте необходимое.
- Совершите неожиданный поступок! Наша обычная реакция на плохое поведение ребенка – это именно то, что он ожидает от нас. Например, в одной семье никак не могли отучить детей хлопать дверьми. Уговоры и замечания не достигали цели, и тогда отец снял все двери с петель. Дети сразу поняли, и цель была достигнута. Более они не делали этого.
И ещё, перестаньте принимать все страхи ребенка близко к сердцу. Если мы проявляем чрезмерную озабоченность по этому поводу, то ребенок ждет вмешательства взрослых и не в состоянии быть самостоятельным. Мы должны помочь ребенку преодолеть страх, а не смягчить его. Например, ребенок, пытаясь, каждый вечер привлечь к себе внимание, начинал выражать беспокойство. И как то, вбежав в комнату, сказал, что там чудовище, на что отец спокойным голосом ответил: «Так иди и подружись с ним». Результат – страх прошел… - Сделайте обычное занятие забавным и веселым! Юмор – великое дело! Когда моя малышка не хотела идти умываться или мыть руки, я говорила, что медведь тоже не умывается и здорово живет! Пока она соображала и представляла, мы быстренько оказывались в ванной и умывали личико и ручки, чтобы не стать медведем.
В Вашем случае, ребенок говорит, что забыл как спать, а Вы ему: «Что ж теперь делать???? Теперь ты будешь спать стоя? Интересно, а как спят лошади, козы, овцы, курицы, куколки бабочки и т.д.? Тебе больше как нравится? Ты можешь выбрать один из этих способов, дорогой». И вместо того, чтобы злиться, переводите все это в шутку + включаете его познавательную активность. А под занавес, читаете ему интересный рассказ на ночь, про какого-то необычного животного (насекомого), который спит очень необычным образом. Вот так, просто и интересно.- Можно сказать «НЕТ», но не строго, и с нотками раздражения в голосе, а пропеть эти три буквы в разной тональности.
- Чтобы заставить ребенка что-то сделать, подойдите к делу творчески. Еще пример из жизни: чтобы показать папе, как мы уже знаем буквы, прошу дочь назвать их. Она сопротивляется и упрямо молчит. Тогда я называю буквы, умышленно неправильно. Она звонко смеется и поправляет меня. Еще пример, мальчик играет в солдаты и на просьбу мамы ложиться спать, протестует. Можно повысить голос, строго повторов просьбу. Можно начать кричать, прикладывать ручки. А можно подключиться к игре ребенка, уложив спать солдат, говоря, что им надо быть в форме перед завтрашней битвой. И что ему тоже, как настоящему воину, тоже нужно быть в форме, и что он, как настоящий солдат, сделает все очень быстро (пока горит спичка…) и ляжет в постель.
Результат – интересная игра, творческий подход, спокойствие и гармония в Ваших Душах.
- Чуть помедленнее! Чем быстрее мы стремимся что-то сделать, тем большее давление оказываем на наших детей. Действуйте чуть помедленнее! У нас нет времен на необдуманные действия!
Вот такие рекомендации. Удачи Вам, мамочка.
С уважением, Елена Александровна Коркишко.
Ответ консультанта опубликован 08.03.2010
Источник