Ребенок 4 года обзывается

Ребенок 4 года обзывается thumbnail

Практически каждой маме приходится сталкиваться с ситуацией, когда ее милый ребенок в гневе обзывается, дерется, кусается и даже топает ножкой, прогоняет с глаз долой или грозится уйти сам. Как бы в таком случае?

ребенок обзывается, ребенок дерется, ребенок дерзит, детская психология, если слова ребенка вас обидели, пример родителей, ребенок кусается, ребенок грозится уйти из дома

Источник: Fotolia

Больше всего в такие моменты хочется расплакаться, обидеться и предложить ему подыскать себе другую маму – раз уж эта, никудышная, его так не устраивает. Но это все чистые эмоции. А делать-то что?

Точно не стоит остро реагировать и бросать в ответ слова, за которые уже через 5 минут вам может стать стыдно. На самом деле необходимо разобраться в причинах такого поведения ребенка. Откуда берутся эти вспышки неприятия по отношению к самым близким людям? И как правильно на них реагировать?

Родители – пример для ребенка

Чем младше ребенок, тем сильнее его поведение напоминает зеркало, отражающее действия других людей. Услышав в свой адрес неприятные слова или угрозы, вспомните, кто из ближайшего окружения ведет себя похожим образом.

  • Возможно, малыш видел подобную сцену на детской площадке или повторяет за бабушкой, которая, устав от капризов внука, пригрозила, что больше никогда не приедет в гости.
  • Постарайтесь также проанализировать приемы, которые вы обычно используете в конфликтных ситуациях. Некоторые фразы и жесты могут вырываться импульсивно и неосознанно, однако из-за своей эмоциональности они производят сильное впечатление на маленького ребенка. Ему трудно оценить то, насколько правильно такое поведение. Он просто копирует наиболее ярко запоминающиеся образцы, поэтому не нужно искать скрытый смысл в реакциях малыша. В то же время ему нужно помочь найти замену огорчающим вас словам и действиям, пока они не успели войти в привычку.
  • Каждый раз, когда малыш вас отвергает или угрожает вам собственным уходом, выражайте сильное удивление. Например: «Как же мама сможет без своего ребенка?! Она же его так любит!» Постарайтесь сделать свою мимику и интонацию максимально выразительными, чтобы малыш понял, что вы даже не допускаете возможности такого развития событий.
  • Доброжелательно расспросите ребенка, почему он отталкивает или прогоняет вас. Сформулируйте вопрос так, чтобы малыш с большой вероятностью дал утвердительный ответ. Тому, кто сказал «да», уже сложнее проявлять негатив. Например, спросите: «Ты устал и злишься?» или «Не хочешь, чтобы тебе мешали?». Пусть учится делиться своими переживаниями.
  • В некоторых ситуациях можно обойтись без лишних слов и просто обнять скандалиста, несмотря на сопротивление. Попробуйте рассмешить его, чтобы снизить накал страстей, назовите «прогоняшкой» или «Топ-Топычем». Ребенок нуждается в эмоциональной разрядке, и своей нежностью вы дадите понять, что с пониманием относитесь к его чувствам.

    Если вы вместе стали свидетелем чужой ссоры, не забудьте позже обсудить с малышом увиденное. Спокойно объясните ребенку, какие слова или действия точно не стоит копировать.

Физическую агрессию надо сразу пресекать. Научите выплескивать злость безопасными способами: стукнуть подушку или мячик, порвать лист бумаги!

гневный ребенок, ребенок обзывается, кричит, топает ножкой, кусается, грозится уйти, детская психология

Источник: GettyImages

Держите себя в руках

Вспомните, как вы обычно реагируете, если вам в автобусе наступают на ногу: сначала появляется мгновенная вспышка гнева и обиды, потом вы сразу же берете ее под контроль. В результате вам удается даже вежливо улыбнуться, принимая извинения.

  • Маленькие дети не способны так быстро справляться с негативными эмоциями. Их возможности в значительной степени обусловлены особенностями темперамента. Если юный флегматик всего лишь недовольно подожмет губы, то холерик с размаху треснет лопаткой. Это чисто физиологические проявления интенсивности эмоций, которые носят сиюминутный характер и никак не связаны с истинным отношением к родным и близким людям. Однако не следует допускать, чтобы агрессивные реакции превратились в привычку.
  • Важно научить малыша выражать свой гнев в приемлемой форме и контролировать вспышки ярости, обиды, гнева, раздражения.
  • Не стоит буквально понимать и принимать близко к сердцу агрессивные слова и действия сына или дочки. Дети живут не просто сегодняшним днем, а в формате «здесь и сейчас», поэтому, когда ребенок говорит «Я тебя не люблю!», он имеет в виду, что именно сейчас испытывает в ваш адрес негативные чувства. Вы можете показать, что его слова расстраивают вас, но не нужно стыдить его за них.
  • Подскажите ребенку корректные формулировки для выражения своих отрицательных эмоций. Можно предложить ему использовать нейтральные и универсальные фразы, которые позволят сбросить напряжение, при этом никого не обидев, например: «Да что же это такое?!» или «Как же мне надоело, что…».
  • Учите малыша ставить себя на место другого человека и таким образом оценивать эффект от своих слов и поступков. Когда он попробует сделать это, у него наверняка пропадет стремление как можно сильнее обидеть маму или другого близкого человека.
  • В тот момент, когда ребенок злится и машет вам кулачком, старайтесь держать себя в руках и сохранять доброжелательность. Видя, что выражение лица у вас осталось совершенно спокойным, он и сам быстрее совладает с гневом. Ну а если в ответ вы заведетесь и бросите пару хлестких упреков, то это создаст эффект масла, которое щедро подлили в огонь. Не накаляйте обстановку.

гневный ребенок, ребенок обзывается, кричит, топает ножкой, кусается, грозится уйти, детская психология

Источник: Shutterstock

Если ребенок грозится уйти

Если малыш не столько отвергает маму, сколько сам демонстративно «уходит от нее» в конфликтных ситуациях, следует задуматься о том, не испытывает ли он чрезмерного давления со стороны взрослых. Ведь именно чувство беспомощности или страх получить отпор заставляет отстраняться, убегать от решения проблемы. Давление родителей может выражаться в привычке отчитывать малыша за проступки, ставить в пример других детей, длительно игнорировать и не разговаривать.

  • В этих условиях ребенок не чувствует себя способным как-то повлиять на ситуацию, поэтому предпочитает просто покинуть родных. Другой причиной частых уходов может быть острая реакция на несоответствие ожиданий ребенка окружающей его реальности. Допустим, единственный сын в семье, привыкший находиться в центре внимания взрослых, может болезненно воспринимать мамино воркование над чужим грудничком.
  • Понаблюдайте за тем, что ребенок пытается предпринять перед тем, как уйти. Возможно, он смотрит в глаза, пытаясь угадать ваше настроение, или демонстративно отворачивается, но на какое-то время остается рядом. В такие моменты он находится в замешательстве, и нужно этим воспользоваться. Деликатно подтолкните его к активному участию в решении проблемы. Например, присядьте рядом и скажите: «Давай подумаем, что можно сделать?»
  • Если обстановка позволяет отпустить его на небольшое расстояние, дайте ему возможность уйти, а потом по собственной инициативе вернуться обратно. Пока малыш «гуляет сам по себе», обязательно скажите ему о том, что вы ждете его и готовы поговорить. Конечно, не теряйте его из поля зрения. Например, если вы в это время находитесь на детской площадке, можно посидеть на скамейке.
  • Дети, которые часто «уходят» от мам, как правило, любят играть на публику. Они могут провоцировать родителей, пытаясь выбежать на проезжую часть или прячась за углом здания. Такие попытки необходимо твердо пресекать, взяв ребенка за руку или даже подхватив под мышку, чтобы немедленно вернуть его в безопасную зону.
  • С дошкольником старше 4 лет можно обсудить причины его привычки угрожать уходом в конфликтных ситуациях. Вы можете спросить, нравится ли ему находиться дома? И как он себе представляет уход из него: что для него изменится?

Вместе почитайте книжки про «беглецов» и обсудите, почему герои поступают неправильно. Яркие примеры – «Упрямый лягушонок» Сергея Михалкова,«Как зайчонок убегал» Уайз Браун, и даже «Колобок»

Источник: Fotolia

5 экспресс-способов быстро успокоиться, когда обидные

слова вас шокировали

1. Переведите взгляд на любимую фотографию малыша или мысленно представьте ее. Она напомнит вам о том, какой он на самом деле.

2. Глубоко вздохните и примите более раскованную позу. За физическим расслаблением обязательно последует снижение психологического напряжения.

3. Вспомните, что малыши часто говорят глупости или повторяют слова, не понимая их истинного смысла. Как раз тот случай!

4. Найдите в себе силы порадоваться тому факту, что ребенок совсем не боится вас. Ведь его доверие – это ваша заслуга!

5. Подумайте о том, что все мамы сталкиваются с подобным поведением. Не относитесь к неприятному эпизоду как к краху заботливо созданного педагогического метода.

Автор текста: Мария Баулина, нейропсихолог

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

Почему ребенок обзывается?

Версий много, и все они имеют место, но я остановлюсь лишь на некоторых.

Итак, чего же требует ребенок от взрослых, выражая свою потребность посредством обзывания и придумывания неприятных прозвищ?

Во-первых, проявление агрессии – это реакция на обиду. А во-вторых, это отчаянный призыв быть увиденным и услышанным.

Давайте разбираться:

А – почему это происходит

и

Б – что с этим делать?

А. Начните с себя. Проанализируйте, какое поведение является примером для Вашего ребенка?

1) Возможно, ругаясь с кассиром, продавцом, водителями или соседями, Вы ведете себя по-геройски? Если вашему ребенку кажется, что мама или папа выглядят лихо, супер и выходят из любой перепалки победителем, то Вы – идеальный пример для подражания! Авторитет и кумир – это Вы, а все дети хотят быть похожими на своих родителей.

2). Вы часто ругаетесь дома. Если мама «побеждает» папу – она сильнее, если папа «побеждает» бабушку, он крутой, если все родственники «боятся» связываться с вами, Вы – идеальный пример для ребенка «каким быть, чтобы тебя боялись и уважали»! Теперь ребенок знает, какие слова, каким тоном надо говорить другим детям, и не только, чтобы быть крутым.

3). Вы обращаете внимание на своего ребенка только тогда, когда он его неистово требует, то есть ведет себя по-хамски, задирает братьев и сестер, грубит и матерится. Только тогда Вам есть дело до своего ребенка.

4). Вашего ребенка унижают, оскорбляют и обзывают на улице, в школе, в детской секции, а он не знает, как себя вести. А Вы слишком заняты, чтобы поинтересоваться проблемами, Вам достаточно, что ребенок не пропускает уроки и учитель на него не жалуется.

5). Вы не хвалите своего ребенка. По разным причинам:

– не за что (подумаешь, я в его возрасте тоже так умел, ну и что, меня никто не хвалил);

– не хотите, чтобы у него раздулось ЧСВ (чувство собственной важности);

– не заслужил (помните его прошлые промахи и не готовы простить);

– у Вас нет настроения (злитесь на себя, на него, на кого-то вообще постороннего);

– не слишком усерден (мог бы и лучше);

– другие дети успешнее и так далее.

6). Вы сами обзываете своего ребенка. Он толстый, прыщавый, неаккуратный, шумный, глупый, невозможный, бестолковый … дальше не хочу перечислять, мне все это кажется отвратительно оскорбительным.

Б. Воспитывайте себя. С детьми этот номер не пройдет, если у Вас самого не хватает воспитания. И дело вовсе не в пресловутом стакане воды, а в дальнейшей жизни, как Вашего ребенка, так и Вашей собственной. Становитесь счастливым уже сейчас.

Итак, что с этим делать конкретно:

1). Не человек идиот, хотя случается, чего уж там, а его поступок ужасен. Тем самым Вы избегаете давать оценку человеку, личности, а лишь называете действие, которое повергло Вас в ужас.

2). Отношения в семье выяснять надо. Необходимо. Это обязательно. Не обязательно это делать при ребенке, не обязательно вовлекать его в Ваши взрослые семейные отношения.

3). Посмотрите, может быть, Ваш ребенок рядом. Скажите ему, что Вы его любите, обнимите его, спросите о чем-нибудь, пусть не особо важном и срочном, но сделайте это сейчас.

4). Наблюдайте за своим ребенком: с каким настроением он идет на занятия, с каким возвращается. О чем или о ком ребенок умалчивает (раньше он об этом говорил, а теперь обходит эту тему). Просто будьте внимательнее.

5). Всегда найдется за что можно похвалить ребенка. Помните, он хороший, замечательный, даже если ничем это не подтверждает (он не обязан доказывать свою «хорошесть». Он хороший по факту, что он вообще у Вас есть). Хвалите своего ребенка, это приятно. Приятно знать, какой хороший у Вас ребенок, а значит, и Вы – хороший родитель.

6). Не развивайте, не взращивайте комплексы в своем ребенке. Он не специально толстеет, или глупеет. Он такой. Не идеальный, также как и Вы. Не навешивайте ярлыки на своего ребенка. Не старайтесь сделать ему, а значит, и себе, больно. Помогите своему ребенку быть уверенным в себе, дайте ему почувствовать Вашу поддержку и любовь, а больше ничего и не надо для счастья.

Дорогие, милые, заботливые и чуткие родители! Просто любите своих детей!

Источник

В гневе на многочисленные замечания и окрики родителя малыш вспыхивает: “Ты плохая! Лучше бы ты умерла!”. Мама в растерянности и злости – как понять, наказывать ли ребенка в такой ситуации?

Считается, что взрослые наказывают детей, чтобы они стали лучше. А дети думают, что их наказывают, потому что не любят или потому что они плохие и заслуживают наказания.

Но что делать, когда ребенок переходит черту? Например, кричит “сама убери!” на просьбу собрать игрушки или замахивается на бабушку. Разве можно такое терпеть?!

Конечно, переход границ со стороны ребенка нельзя оставлять без внимания. Но это не значит, что время тянуться за ремнем.

Так как же вести себя маме? Давайте разбираться.

ПОЧЕМУ МЫ НАКАЗЫВАЕМ ДЕТЕЙ

Перед тем как выяснить, есть ли необходимость в наказаниях, углубимся в причины, которые толкают нас, родителей, на применение санкций:

Причина 1. Слив эмоций

Часто случается так, что в порыве гнева мы пугаемся дерзким словам ребенка или в порыве гнева хотим как будто ему отомстить. Особенно сильно проявляется такая реакция, когда мы банально устали, раздражены или дошли “до точки кипения”.

Таким образом, причиной, которая толкает нас на санкции, служат не действия ребенка, а наша собственная несдержанность! Сможет ли он после такого “слива эмоций” чему-то научиться? Вряд ли. Только запомнит, что не нужно попадать родителю под горячую руку.

Причина 2. Ощущение бессилия

Когда ребенок вас не слышит, легко почувствовать себя буквально парализованной. Мы ощущаем, как руль управления выскользнул из рук и контроль над ситуацией потерян. В этом случае возникает импульсивное желание схватиться за последний рычаг – и наказать за непослушание, чтобы опять ощутить свою силу.

Причина 3. Запрет на злость⠀

Гнев ребенка выматывает. Но терпение особенно тяжело дается тем, у кого есть запрет на злость – неприятие и/или страх гнева. Мама воспринимает детский гнев на свой счёт. Ей кажется, что ребёнок злится из-за нее, и, следовательно, включается стыд и чувство вины. Такая реакция вызывает ответное желание “подавить бунт”: запретить злиться, как мы запрещаем это самим себе.

Такое бывает, если в детстве вас стыдили или винили; требовали улыбаться, даже когда самим улыбаться не хотелось; вынуждали быть благодарными. Но тут важно вспомнить, что гнев – это процесс ребенка! Его опыт встречи с ограничениями. Или у вас есть иллюзия, что ребенок должен быть рад и всегда готов к ограничениям? Верю, что нет.

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

  • За случайные проступки – например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком – в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.

  • За несдержанность, присущую возрасту – маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.

  • За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста – как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания – одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

  • Ваше наказание – это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;

  • Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

  • Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации – все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

КАК ПРИМЕНЯТЬ НАКАЗАНИЯ

Линия поведения родителей в применении наказаний должны зависить от 3 факторов:

1) Мотивов поведения ребенка;

2) Способности ребенка контролировать себя;

3) Обязательности выполнения того или иного правила.

В зависимости от этих трех факторов жесткость границ, которые устанавливает родитель, можно условно разделить на 4 уровня.

Если вы впервые столкнулись с понятием границ или не знаете, как их устанавливать в отношениях с детьми – специальный алгоритм есть в моей статьей “Границы и правила для ребенка: как устанавливать”.

Зеленый уровень – это самые гибкие границы. Они устанавливаются путем устного соглашения. Вы договариваетесь о чем-то с ребенком, потому что понимаете, что он уже в силах сдержать слово. К примеру, ребенок сказал что-то обидное, но вы знаете, что он достаточно взрослый, чтобы контролировать себя. Тогда достаточно проговорить ситуацию, и он исправится.

Желтый уровень – “плетеный забор”. Граница довольно мягкая. Ребенок еще учится себя вести, поэтому периодически бывают истерики, грубости и вредности, но без злого умысла. Если они случаются, наша задача – помочь ребенку научиться владеть собой. Для этого используем методы мотивации, поучительные истории, подсказки, как себя вести в той или иной ситуации.

Оранжевый уровень – «резиновая стена». Ее суть в том, что если упрямо пытаться ее пробить, то можно и по носу получить… Это те правила, которые нельзя нарушать. Мы устанавливаем санкции и внедряем их при нарушении границ.

Тот случай, когда вы триста раз обсудили, почему говорить бранные слова нельзя, мотивировали ребенка фишками за вежливость, читали поучительные сказки, а воз и ныне там – время ввести санкции.

Красный уровень – “кирпичная стена”. На этом уровне бесполезно даже наказывать, потому что ребенок все равно не может сдержаться! Единственный выход – исключить возможность такого поведения в принципе. Бесполезно наказывать годовасика за то, что он выбегает на дорогу, нужно просто не допускать, чтобы это случилось.

Если вы хотите изучить систему 4-х уровней детальнее, узнать о том:

– как устанавливать границы по-хорошему;

– как корректно вводить санкции, если это необходимо;

– какие они бывают и что нужно выбрать в каждом конкретном случае;

рекомендую изучить мастер-класс «Наказания: за, против и альтернативы».

Подробности вы можете узнать по ссылке:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГРУБИТ

Давайте разберем пример и выясним, как же надо действовать маме, когда ребенок грубит.

Вы делаете с ребенком что-то вместе – готовите кушать или гуляете. И тут вдруг он говорит вам какую-то гадость. Например: “Закрой рот!”. Или: “Быстро купи мне то-то!”. Или: “Отстань!”. Это первый акт.

Что дальше? Мама понимает, что произошло нечто недопустимое. Или просто неприятное. Грубое/неуважительное. Словом, граница нарушена. И что делать?

Она злится. А в злости что? Бросается наказывать.

Допустим, мама кричит: “А ну, быстро в угол!”. Или: “Ты будешь лишен мультиков/карманных денег/не получишь подарков, сладкого/не пойдешь к Саше!”.

Ребенок в ответ может испытать прилив ответного гнева и зарядит вам возмущенное: “Ты – плохая, ненавижу тебя! Не буду я стоять в углу!”.

Ваши действия, призванные наладить границы, привели к эскалации еще большего конфликта и подорвали и без того шаткое равновесие ваших с ребенком отношений.

Почему так происходит?

Наказание, выполненное неправильно, вместо поучения приводит к обратному эффекту. Ведь причины поведения ребенка могут быть разными! Например:

1. Ребенок может грубить не потому, что им движет желание обидеть, а импульсивность (несдержанность). Его просто переполняет усталость/печаль, и он взрывается, как лопнувший пузырь. Тогда ваша цель – учить управлять эмоциями.

2. Злословие может быть следствием возрастных кризисов (например, «какашечного»), когда использование нового слова так забавляет ребенка, что он не может остановиться. Задача родителя – помочь преодолеть этот кризис, научить самоконтролю.

3. Грубость – проявление неуважения ребенка, потребительского отношения к вам или детского деспотизма. И тут работать нужно системно. Одними наказаниями вопрос не решить. Нужна кропотливая работа над границами и восстановлением родительского авторитета.

Таким образом, наказаниям предшествует анализ поведения ребенка и попытка пресечь его без наказаний. Но если это не помогает, тогда мы переходим к следующему шагу – вводим санкции.

Как вводить санкции, если ребенок продолжает грубить

Я предлагаю конкретный алгоритм:

  1. Успокоиться.

  2. Понять, почему такое произошло. То есть мы должны понять те самые мотивы ребенка, что заставляет его так делать.

  3. Поговорить с малышом, объяснить, что так говорить (делать) нельзя. Продумать, как научить ребенка правильно выражать свои чувства .

  4. Договориться, что если такое повторится, то последует наказание, предварительно выбрав подходящий метод.

  5. Когда у ребенка будет все получится, то похвалить его и поощрить.

Действуя по такому алгоритму, мы используем ситуацию нарушений правил в целях обучения! Но не применяем наказание, пока не объясним ребенку как НАДО делать, а как НЕ НАДО. При этом стоит убедиться, что ребенок вас услышал, понял и в состоянии выполнить требуемое.

Как пресечь плохое поведение без наказаний

Давайте рассмотрим варианты быстрой родительской реакции на конкретных примерах. В каждом из них я хочу продемонстрировать, как можно остановить ребенка, но не наказывать. Предупреждаю: я собрала самые мозговыносящие ситуации 🙂

  • Ребёнок разбрасывает кашу. На запрет только хихикает. Что делать?

Идите на опережение! Не ждите послушания, нужно сразу пресечь (спокойно) нежелательное поведение. Например, остановить ручку, бросающую еду, и дать следующую задачу: “А где банан? Давай-ка его достанем”.

  • Вы просите собрать игрушки, в ответ – “Сама убери!”

Используйте голос и сокращение дистанции. Подойдите и помогите закончить то, чем ребенок занимается. Не забывайте про уверенный тон. Когда ребенок с вашей помощью закончит свое занятие, подскажите ПРОСТУЮ задачу, с которой можно начать сбор игрушек: “Дай-ка мне эту чашку, вот так! А теперь…”. Похвалите, когда он выполнит вашу просьбу.

  • Вы уговариваете ребёнка сделать уроки, а он все ноет “Не хочуууу”

Помогите начать! Договоритесь с вечера, в какое время начнете, приготовьте учебники заранее и пригласите сесть за парту, чтобы сыграть в “крестики-нолики”. Увидите, что сопротивление уменьшится.

  • Ребенок на эмоциях говорит “Ты – плохая”, обзывается и спорит

Ребенка переполняют эмоции, он не может с ними совладать в силу возраста, усталости или незрелости своего самоконтроля. В таком случае необходимо помочь ребенку успокоиться, объяснить, какие слова не стоит говорить в порыве злости, и пресечь, если он переходит черту. Повторить правило и обговорите будущее наказание за его нарушение.

Вам важно поставить перед ребенком задачу – рассказать, чего именно вы от него ждете – что конкретно он должен сделать в данный момент. Вместо гневного отталкивания, объясните малышу, что он делает неправильно и каков план дальнейших событий.

Таким образом, обойтись без наказаний возможно! Для этого необходимо:

  • определить, каков уровень ваших требований и соответствует ли он возможностям ребенка;

  • поощрять ребенка, когда он демонстрирует желательное поведение;

  • обучать тому, как себя вести, поправляя его снова и снова;

  • пресекать нежелательное поведение с помощью речевых замечаний и телесных подсказок;

  • дополнительно мотивировать к желательному поведению, если ребенку сложно владеть собой.

И только если этих методов недостаточно и вы убедились, что ребенок вполне в состоянии управлять своим поведением, уместно рассмотреть идею о введении санкций.

В моем мастер-классе “Наказания: за, против и альтернативы” я даю методологию, как побуждать ребенка не нарушать границы, причем в 95% случаев можно обойтись без наказаний!

Ну, а если позитивных границ недостаточно, придется использовать “тяжелую артиллерию”. В мастер-классе вы найдете методику справедливых и поучительных методов. Чтобы узнать подробности, переходите по ссылке:

Источник

Читайте также:  Речь умственно отсталого ребенка в 4 года