Ребенок 4 года неправильно произносит звук с

На чтение 6 мин. Обновлено 20.12.2016
Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.
Звук С – проблемный в произношении
Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.
Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.
Советы по произношению звука С
Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям
Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе – букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.
В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.
Логопедические занятия надо начинать чем раньше
Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.
В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.
Как строится работа над звукопроизношением?
- Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
- Этап непосредственной постановки звука.
- Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.
Фонетическая зарядка на звук С
Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.
Артикуляционная гимнастика и ее особенности
Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?
Артикуляционное занятие перед зеркалом
- Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
- Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
- Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
- Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
- Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
- При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.
Занятия на произношение звука С
Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.
После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.
Перечень упражнений на свистящие звуки
«Загнать мяч в ворота»
Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.
«Непослушный язычок»
Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.
Непослушный язычок – описание игры
Широкий язычок
Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.
Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.
Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.
Стишки и загадки на букву С для повторения
Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.
Оставить комментарий
Источник
Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.
Нужно ли обращаться к специалисту?
Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).
Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.
Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:
- слегка оттягиваются уголки рта;
- зубы смыкаются или слегка раскрыты;
- самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
- спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
- по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.
Постановка звука «С»
Чтобы поставить звук «с», необходимо понять, какие речевые органы участвуют в процессе разговора. В первую очередь, это язык, нёбо, губы, то есть артикуляционная система. Для разработки применяются разные методы.
Артикуляционная гимнастика
Данные занятия предполагают укрепление артикуляционных органов, так как при плохой их подвижности ребенку трудно выговаривать те или иные звуки. Перед зарядкой необходимо провести разминку – для этого достаточно построить гримасы и рожицы перед зеркалом, вытягивая язык и губы в трубочку, делая колечко и т. д.
Какие упражнения проводятся:
- Вытянуть губы в трубочку, после чего растянуть их в широкую улыбку. Проделать так минимум 7 раз.
- Упереть кончик языка в верхние зубы. Делать чистящие движения по всем внутренним сторонам зубов.
- Открыть рот, высунуть язык. Двигать им из одного уголка рта в другой.
- Слегка приоткрыть рот, вытянуть язык, уложить его на нижнюю губу и максимально расслабить. Не подворачивая нижнюю губу произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя». При этом должна выходить струя воздуха.
- Сделать открытую улыбку, покусывать язык, произнося слог «та-та-та-та-та».
- Слегка прикусить кончик языка и начать движение вперед-назад, прилагая усилие.
- Снова уложить язык на область нижней губы в легкой расслабленной улыбке. Зафиксироваться на 10 секунд.
Больше рекомендаций и упражнений артикуляционной гимнастики — найдете здесь.
Упражнения и игры
Чтобы заинтересовать малыша, занятия проводятся в форме игры. Упражнений существует множество:
- Футбольный матч. Возьмите кубики небольшого размера, сделайте из них воображаемые ворота на поверхности стола. Из ваты, пенопласта или просто бумаги сформируйте мячик. Поставьте его вдалеке от ворот, попросите ребенка дуть на мяч так, чтобы загнать его в искусственно созданные ворота. Главное требование – выпускать воздух без раздува щек. Эта игра позволит быстро поставить свистящие звуки.
- Снова сформировать шарики из легкого материала. Их должно быть столько, сколько и участников игры. Уложить мячи на край стола и дуть на них, продвигая вперед. Условие – необходимо сделать широкую улыбку с открытым ртом. Кончик языка должен касаться нижней губы. Далее выдувается длинная струя, наряду с чем протяжно произносится «ф-ф-ф-ф-ф». Это помогает создать узкую воздушную струю, которая способствует выговариванию звука «с».
- Объясните малышу, что его язык – это кисточка маляра, а внутренняя часть зубов – заборчик, который нужно покрасить. Растянуть улыбку с приоткрытым ртом. Уложить язык на один из краёв нижнего ряда зубов и начать движения по типу окрашивания. Изначально надо двигаться слева направо, после – сверху вниз. Категорически запрещено отводить язык от нижних зубов.
- Теперь упражнение-игра на расслабление. Ребенок должен знать, что после усиленной тренировки необходимо отдохнуть. Открыть ротовую полость, положить расслабленный язык на губу. Держать в таком положении около минуты.
- Подготовьте специальные карточки, на которых есть звук «с» и все гласные буквы. Перед ребенком поднимите карточку с «с» и попросите протяжно её произнести. Далее усложняем задачу, подставив к свистящей букве гласную. Снова нужно произнести протяжно, но уже слог. Например, «с-с-с-со», «с-с-с-се», «с-с-с-са» и т. д.
В этом видео представлены некоторые эффективные логопедические упражнения для постановки звука «с»:
Другие методики
Используются и другие методы-упражнения для коррекции свистящего звука:
- Плотно закрыть рот, стиснув зубы. Поставить язык на внутреннюю сторону верхнего ряда и интенсивно двигать им из одной стороны в другую.
- Можно научить ребенка играть в «тишину». Для этого он должен проговаривать звук «т-с-с-с».
- Обязательно малыш должен повторять за мамой слова с буквой «с»: «сова», «санки», «слово», «семена», «стог», «коромысло», «колбаса» и пр.
- Попросите малыша придумывать фразы с буквой «с»: «слива скоро поспеет», «семена сажают весной».
- Используйте скороговорки, которые ребенок должен заучить. Изначально повторяйте их в медленном темпе, постепенно увеличивая его. В итоге Ваше чадо должно научиться быстро произносить эти словосочетания.
- Инсценируйте сказку, но еще лучше ‒ придумайте собственную, где в ролевой речи будет изобиловать свистящий звук. Главная роль достается ребенку.
- Существует множество интереснейших для детей прибауток и потешек, песенок и стишков, которые можно применять во время занятий.
- Дыхательная зарядка – важная часть, которая применяется на начальных этапах. Дайте ребенку надуть воздушный шарик, сделайте вместе с ним бумажный кораблик и пустите его в дальнее плавание в ванной (корыте). Можно попросить ребенка остудить горячий чай струей воздуха и согреть паром изо рта замерзшие руки.
Для каждой возрастной категории разработаны определенные игровые комплексы, поэтому обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который дополнительно поможет выявить причину неправильного произношения «с».
Советы родителям
Секрет успеха обучения малыша свистящим буквам зависит от многих факторов, поэтому обязательно воспользуйтесь следующими полезными рекомендациями:
- Упражнения должны проводиться в определенной последовательности, поэтому предварительно составляйте план каждого занятия. Помните, что важной частью является разминка.
- Следите, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, которая сильно влияет на качество развития речи. Подробней об этом — расскажет данная статья.
- Постоянство и регулярность – обязательные спутники уроков. Нельзя пропускать занятия, устраивая выходные. Ежедневно заниматься по 10-15 минут 3-4 раза.
- Если ребенок быстро устает, отложите урок и проведите его через час. Но лучше будет, если Вы его заинтересуете игрой.
- Не стремитесь с первых уроков использовать сразу все игры-упражнения. Это может быстро надоесть. Сначала осваивайте один комплекс и только после того, как малыш научится выполнять упражнения максимально правильно, переходите к другому.
- При артикуляционных тренировках используйте зеркало. Но помните, что малыш должен принять удобное положение и видеть отражение себя и обучающего человека.
- Особое внимание обращайте на симметричность лица во время упражнений – на нем не должно быть искажений.
- Буква «с» произносится преимущественно на выдохе, поэтому не брезгуйте дыхательной гимнастикой.
- Если Вы ранее не сталкивались с логопедическими упражнениями, специалисты советуют изначально освоить технику занятий. Для этого встаньте перед зеркалом и потренируйтесь. При необходимости проконсультируйтесь с логопедом, чтобы научиться правильно и точно придавать положение артикуляционным органам.
- Перед занятиями кроха должен находиться в приподнятом настроении, поэтому повеселитесь с ним заблаговременно.
- Категорически запрещено ругать малышей, если у них сразу не все получается. Будьте максимально терпеливыми, относитесь к ним с любовью, поощряйте и хвалите, подбадривайте и придавайте им уверенность.
- Каждый ребенок имеет любимую игрушку, поэтому используйте её в обучающих играх.
- Если до буквы «с» малыш успел освоить другие звуки, то обязательно проводите занятия для закрепления этих навыков.
- Когда произносятся свистящие звуки, воздух со рта должен выходить прохладный. При разговоре шипящими – теплый. Вы можете проверить правильность постановки «с», приложив руку ко рту ребенка при произношении буквы. Этот момент может заинтересовать кроху, после чего он будет самостоятельно экспериментировать, оттачивая мастерство.
- Когда Вы показываете ребенку действия артикуляционными органами, делайте это не спеша и четко, чтобы малыш понял смысл движения языка.
Почему ребенок не выговаривает букву «С»?
Причин невыговаривания буквы «с» множество:
- нарушенный прикус;
- психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
- неврологические причины;
- плохой слух;
- наличие 2-язычных родителей;
- неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
- генетическая предрасположенность;
- сюсюканье;
- нехватка общения со взрослыми и сверстниками.
Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.
Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.
Источник
Речь – это один из показателей развития ребёнка. Подрастая, дети расширяют свой лексикон и активно исследуют окружающий мир. Однако многие малыши в процессе взросления сталкиваются с проблемами при воспроизведении определённых звуков. В первые годы жизни это является нормой. Но если ребёнок неправильно произносит звуки в старшем возрасте, то можно говорить о нарушении звукопроизношения.
Нарушение звукопроизношения – это наиболее распространённый речевой дефект, с которым постоянно сталкиваются логопеды. Патология бывает различных типов:
- дислалия при нормальном слухе и здоровой центральной нервной системе;
- дислалия у детей с разными степенями тугоухости;
- дизартрия при нормальном слухе, но при органических поражениях центральной нервной системы.
Проблемы с воспроизведением звуков чаще всего возникают в дошкольном возрасте. В это время необходимо заниматься коррекцией речевого дефекта. Однако многие родители не реагируют на то, что ребёнок не может выговорить большое количество звуков. Одни считают это неважным, а другие уверены, что всё пройдёт само.
Нормы развития звукопроизношения
Если ребенку сложно произносить звуки, то это не всегда повод для беспокойства. В некоторых случаях это является возрастной нормой развития. На каждом этапе взросления ребёнок приобретает определённые речевые навыки.
- от 1 месяца – дети начинают неосознанно произносить гласные звуки «Ы», «У», «А», «Э». В младенческом возрасте ребёнок в основном лежит, и язык может закидываться назад. Поэтому иногда малышу удаётся произнести несколько заднеязычных звуков, например, «Г» или «Х»;
- от 4 до 5 месяцев – дети пытаются практиковаться в воспроизведении отдельных звуков;
- от 5 до 10 месяцев – малыш переходит от отдельных звуков к слогам. Обычно это «Ба», «Та», «Па», Да» и «Ма». Количество слогов постепенно увеличивается. Если до 4 месяцев кроха «гулит», то с 5 до 10 – «лепечет»;
- от 10 до 18 месяцев – ребёнок пытается произнести свои первые слова. К этому моменту малышам удаётся осознанно воспроизвести большинство гласных звуков – «А», «Ы», «О», «Э», «И» и «У», а также некоторые согласные буквы – «М», «Т», «П», «Д», «Б», «Н», «К», «В», «Г», «Й», «Ф», «Х»;
- от 1,5 до 3 лет – у ребёнка получается проговорить несколько свистящих звуков – «Ц», «С» и «З». Если он не справляется с этой задачей, то стоит обратить внимание на ситуацию. Отметим, что от 1,5 до 2 лет малыш часто произносит звуки неправильно. Например, вместо «З» он используется «Дь» («зуб»/«дюб»/«дуб»). К трём годам у детей часто наблюдается смягчение гласных и согласных звуков («тумба – «тюмбя», «малыш – «мялись»). Как правило, это проходит в четырёхлетнем возрасте;
- от 3 до 4 лет. Дети переходят к воспроизведению шипящих звуков – «Щ», «Ш», «Ч» и «Ж». До этого момента, как правило, они заменяют их на схожие – «Ш» на «С» («школа» – «скола»), «Ч» на «Ц» или «Ть» («чуб» – «цюб»/«тюб») и пр. Если до пяти лет малыш плохо произносит шипящие звуки, то это норма. Кроха постепенно учится, поэтому эти буквы могут произноситься правильно не во всех словах. Присутствует частичная замена звуков, например, «кошка поймала мыську» и пр. Важно регулярно заниматься с ребёнком и поправлять его. Тогда он быстрее освоит новый звук;
- от 4 до 5 лет. Наблюдается появление сонорных звуков. Но до 4,5 лет, например, твёрдая «Л» может заменяться на мягкую «Ль». К пяти годам малыш уже хорошо произносит «Р» и «Л». Это самая сложная группа звуков. Поэтому нет необходимости требовать от ребёнка, чтобы в трёхлетнем возрасте он чётко говорит «рыба», «рак» и другие «рычащие» слова. Более того, если сильно давить на малыша, то он может начать произносить «Р» на манер французского языка. Это отклонение будет сложнее скорректировать в старшем возрасте. Помните, что лучше поставить звук, когда его ещё нет, чем переучивать ребёнка.
Естественно, все дети индивидуальны. Поэтому допускаются незначительные отклонения от нормы. Если родители постоянно разговаривают и занимаются со своим чадом, то такой ребенок произносит звуки правильно уже к пяти годам. Однако всё чаще у дошколят наблюдаются проблемы со звукопроизношением. Учтите, что если ребёнок неправильно произносит звуки, учась в школе, то у него могут возникнуть проблемы с освоением чтения и письма.
Как себя проявляют нарушения звукопроизношения?
Если малыш неправильно произносит звуки, то это может свидетельствовать о дислалии или дизартрии. Эти отклонения имеют некоторые различия. При дислалии нарушается произношение звуков разных групп – сонорных, шипящих, переднеязычных и так далее. Речевой дефект может проявляться по-разному:
- отсутствием звуков (пропуски сложных букв в словах «коромысло» – «коомыло»);
- заменой звуков (вместе «Р» ребёнок произносит «Л», например «рыба» – «лыба»);
- искажением звуков (французская «Р», боковая «Ш» и пр.).
Часто дислалия развивается на фоне тугоухости. Детям со сниженным слухом тяжело различать свистящие и шипящие, глухие и звонкие звуки.
При дизартрии ребёнок неправильно произносит согласные и гласные звуки. Также наблюдается неправильное дыхание и снижение эмоциональной выразительности речи. Стоит отметить, что нарушения при произнесении звуков, связанные с дизартрией более устойчивы. Поэтому для коррекции может потребоваться больше времени и сил.
Причины нарушения звукопроизношения
Если малыш неправильно и невнятно произносит ряд звуков, то стоит пройти обследование у невролога и логопеда. Причины нарушений звукопроизношения могут быть различны. Однако необходимо своевременно выявить проблему, чтобы подобрать эффективную программу коррекции.
Дислалия может возникнуть из-за:
- патологий развития речевого аппарата (неправильного прикуса, короткой уздечки и пр.);
- наличия двух языков в семье;
- неправильного подхода к развитию речи ребёнка (общение на «сюсюкающем» языке);
- снижения слуха;
- проблем со звукопроизношением у одного из родителей (дети склонны подрожать).
Дизартрия развивается при поражении ЦНС, которое может быть вызвано:
- проблемами при внутриутробном развитии;
- травмами при родах (обвитие пуповиной и пр.);
- детским церебральным параличом;
- резус-конфликтом;
- серьёзными инфекциями, которые переносит ребёнок;
- проблемами с кровообращением в мозге;
- травмами головного мозга.
Даже серьёзные проблемы с произношением звуков подлежат коррекции. Однако у многих родителей возникает один вопрос. Если звукопроизношение можно скорректировать, то почему многие взрослые люди говорят неправильно? Это связано с двумя факторами. Некоторые родители считают, что в неправильном произношении некоторых звуков нет ничего страшного. Также существуют случаи, когда начинают оказывать помощь без выявления причины речевого дефекта. Естественно, что коррекция дислалии при дизартрии не возымеет эффекта.
Коррекционная работа
Если ребёнок неправильно произносит звуки, то следует обратиться к логопеду. Он обследует малыша, установит причину нарушения и назначит эффективную программу помощи. Она подбирается в каждом случае индивидуально. Для того чтобы ребёнок смог нормально говорить, необходимо устранить причину нарушения произношения звуков. В некоторых случаях требуется хирургическая коррекция речевого аппарата. Тогда логопед направляет малыша к стоматологу. После этого можно приступать к постановке правильной речи.
Многие родители волнуются, когда их ребёнок произносит много звуков неправильно. В этом случае для коррекции нарушения лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Опытные специалисты применяют комплексный подход к коррекции речевого дефекта с использованием логопедического массажа, игровых занятий, логоритмики и так далее. Над правильным произнесением звуков работает команда профессионалов, что позволяет добиться стойкого эффекта.
Советы родителям
Достаточно часто малыш произносит правильные звуки на занятиях с логопедами-педагогами. Но, возвращаясь домой, он перестаёт себя контролировать. Такое поведение допускается на первых шагах коррекции, поскольку ребёнок учится контролировать себя постепенно. Однако родителям стоит проявить настойчивость. Они могут помочь сформировать слуховое внимание быстрее.
Многие взрослые мало общаются с детьми, ограничиваясь только короткими замечаниями, например, «иди есть», «вымой руки» и так далее. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо больше говорить с ребёнком. Озвучивайте любые ситуации, сопровождая их визуальным контактом. Для правильного произношения звуков малыш должен видеть артикуляцию родителей. Поэтому старайтесь говорить внятно, чётко и с соблюдением интонаций. Общаясь с ребёнком, избегайте сложных предложений. Слишком большой объём информации не позволит ему сосредоточиться на звуках. При этом малыши часто приобретают вредную привычку слушать взрослых механически. Это может помешать коррекции, поскольку ребёнок перенесёт такое поведение в кабинет педагога.
Читайте малышу больше книг. Это даст ему возможность не только запомнить правильные звуки, но и существенно расширит кругозор. Сказки, стихи, частушки и рассказы можно повторять по несколько раз. Дети лучше воспринимают информацию, которая им уже знакома. Для обучения правильному воспроизведению звуков также можно разыгрывать сценки по ролям, использовать различные предметы и жесты. Такая форма занятий нравится детям, и они не сопротивляются. Следите, как малыш проговаривает звуки, произносит ли он их чётко или стремится проглотить. Не торопите его во время чтения стихов. Пусть он проговорит каждый звук.
Развитие мелкой моторики также хорошо сказывается на формировании правильной речи. Вы удивитесь, что лепка из пластилина или рисование помогут малышу хорошо произносить звуки. Это также позитивно скажется на развитии письменной речи в будущем. Ребёнок должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, узлы и бантики. Это также оказывает влияние на правильное произношение звуков за счёт развития зрительно-двигательной координации.
Источник