Ребенок 4 года не отвечает на вопросы только повторяет фразы

Переводчик: Марина Лелюхина

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: https://www.speechandlanguagekids.com/echolalia-when-children-repeat-what-you-say/

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал – помогите тем, кому нужна помощь:https://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Что такое эхолалия?

Эхолалия – это термин который используют для того чтобы описать ситуацию, когда ребенок повторяет или имитирует речь другого человека. Например, если вы спрашиваете его «Хочешь печенье?» он говорит «печенье» а не «да, хочу». Также существует так называемая «отсроченная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что слышал когда-то, не обязательно только что. Например он может повторять реплики из любимого фильма, даже если он сейчас не идет по телевизору.

Эхолалия – это нормально?

Если кратко: иногда

Эхолалия – повторение услышанного – нормальная часть речевого развития. Дети, которые учатся говорить, постоянно повторяют за другими. Если я спрошу своего годовалого сына, хочет ли он купаться, он сразу отреагирует – «купаааа» ( ему не до конца даются окончания). Он пока не может сказать «да», а просто повторяет последнее слово в вопросе. Дети учатся говорить, повторяя то, что слышат вокруг. Со временем они учатся выстраивать свои собственные высказывания и можно увидеть как эхо-реакции возникают все реже и потребность в них снижается.

Однако, некоторые дети не перерастают эхолалии. Они продолжают в основном повторять слова других людей и крайне редко говорят что-то самостоятельно. Многие дети совсем ничего не говорят, кроме строчек из фильмов или телепередач, которые смотрели ранее. Такая форма эхолалии говорит о том, что развитие речи у ребенка нарушено и по каким-то причинам ему трудно учиться говорить.

Когда эхолалия должна прекратиться?

Дети в возрасте 1-2 лет должны много и часто повторять за окружающими. Это часть процесса обучения. Однако к двум годам они также должны начинать говорить самостоятельно. Дети могут продолжать повторять за вами и использовать эхолалии, когда им задают сложный вопрос или дают инструкции, но также они должны много говорить самостоятельно. Двухлетний ребенок не должен общаться только путем повторяя за взрослыми.

К трем годам эхолалия должна появляться только изредка. 3-летки должны самостоятельно выстраивать простые предложения в процессе коммуникации. Эхолалии могут периодически возникать тут и там, но основная часть речи должна состоять из самостоятельных высказываний.

Отсроченная эхолалия (например цитирование фильмов и передач) характерна для речи многих детей, но ситуация, когда ребенок общается преимущественно при помощи цитат, может стать проблемой. Ваш малыш может цитировать фильмы и мультики, отыгрывая понравившиеся эпизоды. Это нормально! Однако, если он «застрял» на одном эпизоде и без конца повторяет одну и ту же фразу – это проблема.

Нет ничего плохого если ребенок ЧРЕЗВЫЧАЙНО впечатлился новым фильмом или передачей, и какое-то время может говорить только о нем, но с течением времени, когда новизна ощущений проходит, эта тема должна появляться все реже. Например многие маленькие девочки сейчас с ума сходят по песне «Let it go» из мультика «Frozen» и все время повторяют слова, но это не говорит о том что у них есть какие-то проблемы с речью. Однако если ребенок постоянно что-то цитирует, а в остальном его речь остается очень бедной, с его языковым развитием явно что-то не так.

Как работать с эхолалией

Работать с эхолалией не так легко как кажется. Главным образом потому что у нее есть множество разных функций. И для того чтобы понять как решить эту проблему, прежде всего нужно понять для чего ребенок использует эхолалию. В ситуации, когда он повторяет за вами, потому что не знает как сказать правильно, вы будете работать иначе, нежели в ситуации когда ему просто нравится раз за разом цитировать знакомый фильм. По этой причине я очень настаиваю на том чтобы с эхолалией работал лицензированный логопед, который точно сможет понять для чего она используется. Как уже было сказано, ниже вы найдете несколько стратегий, которые помогут снизить эхолалии как в процессе, так и в сочетании с терапевтическим вмешательством.

Когда эхолалия является следствием задержки речевого развития

Чаще всего я вижу у ребенка эхолалии в ситуациях, когда у него есть задержка речевого развития и он просто не знает что и как сказать. Мой годовалый малыш повторяет за мной по той же причине – речь недостаточно развита. Для годовалого ребенка это не проблема, но если ребенок старше, ему очевидно нужна помощь логопеда.

В такой ситуации я обычно не работаю конкретно с эхолалией, а стараюсь улучшить речевое развитие в целом. Я анализирую, в каких областях развития речи у ребенка наблюдается задержка и стараюсь улучшить ситуацию. Например, если ребенок не обладает нужными навыками, чтобы попросить, ответить на вопрос и т.д. моя работа будет направлена прежде всего на построение этих навыков. Если ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии – буду учить его отвечать на вопросы. Короче говоря, я буду работать над всеми областями, в которых ребенок чувствует себя не уверенно, и надеяться что это поможет уменьшить эхолалии. Если нет, после того как все «отстающие» навыки будут проработаны, будем работать над эхолалией более «точечно».

Если ребенок использует эхолалию в качестве просьбы

Ребенок когда-нибудь говорил вам «обнять» или «хочешь на ручки»? Вероятно в этом случае он хотел, чтобы вы его обняли, или взяли на руки, но вместо просьбы повторял то, что слышал в подходящей ситуации от других («Тебя обнять?», «Хочешь на ручки?»)

Читайте также:  Как воспитать непослушного ребенка 4 года

Если вы работаете с ребенком с отсроченной эхолалией , который повторяет за вами предложения или целые фразы, вы можете смоделировать для него правильную форму ответа для повтора. Например, если ребенок подходит к вам и говорит «тебя обнять», вы можете сказать «обними» и помочь ему повторить сказанное вами.

После того как вы несколько раз подряд проделаете данную процедуру, можно начать реагировать на сказанное ребенком буквально, чтобы он понял истинное значение того, что говорит. Например, если он просит вас «хочешь печенье», можно ответить «я не хочу печенье, а вот ты наверное хочешь, попроси». Это поможет ребенку понять что то, что он говорит, не всегда несет тот же смысл, который он вкладывает в произнесенную фразу.

Когда ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии

Наиболее распространенной является ситуация когда ребенок использует эхолалию когда отвечает на вопросы. Эта проблема возникает обычно по причине того, что ребенок действительно не знает что ответить, но очень трудно научить его отвечать на вопросы, если все что он делает – повторяет последние слова в вашей фразу. Вот что я делаю ( помните что каждый шаг может потребовать долгих недель обучения, за одно занятие решить проблему не получится).

  • Выберите один вид вопроса ( например «ты хочешь это?» или «что это»), над которым начнете работать сначала.
  • Задайте вопрос и немедленно произнесите ответ из одного слова ( не делая паузы). Должно звучать примерно как «Тыхочешьэтода». Идеально, если ребенок повторит только последнее слово (да). Если нет – помогите ему повторить за вами ответ. Продолжайте тренировки пока ребенок не научится отвечать на подобные вопросы на постоянной основе.
  • Задайте вопрос снова, но теперь произнесите только первый звук нужного ответа, примерно так: «Хочешь? ха…» Помогите ребенку ответить «хочу», продолжив за вами. Если на то чтобы ответить вам потребуется пара минут – это нормально, но тяните первый звук до тех пор, пока ребенок не начнет его повторять. Продолжайте до тех пор, пока ребенок не начнет отвечать, подхватив за вами первый звук ответа.
  • Снова задайте вопрос, но в этот раз просто артикулируйте первый звук ответа, не произносите его вслух. Вы должны только двигать губами так, будто хотите его произнести. Привлеките внимание ребенка к вашему рту при помощи указательного жеста так чтобы он заметил, что вы начинаете говорить. Помогите ребенку сказать нужно слово, после того как вы артикулируете его первый звук. Продолжайте делать то же самое, но постепенно уменьшайте артикуляцию, пока ребенок не научится самостоятельно отвечать.

Освоив самостоятельный ответ на один тип вопросов, переключайтесь к следующему и продолжайте до тех пор пока не освоите достаточное количество вопросов и ответов, чтобы они возникали спонтанно, без помощи эхолалии.

Когда ребенок повторяет вашу похвалу

Мое любимое, потому что это так мило. Звучит такая эхолалия примерно так:

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

И в этот момент вы понимаете «Черт, я ведь говорю «умница Кевин» каждый раз как он дает верный ответ». Но как бы это ни было мило, такой ответ не слишком функционален и его надо поскорее убрать. Первое что нужно сделать – прекратить говорить что бы то ни было, что ребенок мог бы ассоциировать с последствиями правильного ответа. Вместо этого повторите правильный ответ, сделайте паузу, и только потом похвалите. Это может выглядеть так,

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

Терапевт: Гав-гав! Собачка говорит «Гав-гав» …. ты прав.

Если это не решит проблему спустя некоторое время, вернитесь на несколько шагов назад к ответам на вопросы и используйте аналогичную систему подсказок. Например после вопроса «как говорит собачка – гав-гав» постарайтесь «ввернуть» гав-гав снова после того как он ответит, но до того как скажет «умница кевин». Может потребоваться некоторое время, пока ребенок привыкнет не говорить всю фразу, но продолжайте пытаться и рано или поздно ненужный «хвост» исчезнет.

Когда эхолалия является самостимуляцией

Некоторые дети используют эхолалию, потому что им это нравится. При помощи повторения они дают себе нужную стимуляцию, которая приятна. Некоторые дети раскачиваются или взмахивают руками с той же целью. Коротко такое поведение называют стиммингом. Эхолалия тоже может быть одной из форм стимминга.

Я часто вижу такое поведение у детей которые находятся в состоянии стресса, знакомые и привычные фразы помогают им успокоиться. Если мир вокруг становится непредсказуемым и опасным, ребенок цепляется за что-то постоянное – например вспоминает сценарий любимого мультика и повторяет его. Это помогает прийти в себя, потому что мультик – это нечто неизменное, независимо от ситуации он будет звучать одинаково.

Дети могут обращаться к эхолалии, если им скучно или то, что происходит, не вызывает их внимание. В этом случае они окунаются в свой внутренний мир, где куплеты Frozen звучат без остановки и они могут бесконечно «нажимать» кнопку повтора, чтобы развлечься.

Помните, что такое занятие доставляет ребенку много удовольствия и в этом нет ничего плохого. У ребенка должно быть немного времени в течении дня чтобы развлечься при помощи эхолалии, точно так же как вы наверняка позволите ребенку, которому нравятся активные игры, поиграть в свободное время в баскетбол во дворе.

Тем не менее, безусловно есть моменты когда такая эхолалия будет неуместна: в классе во время урока, в библиотеке или в церкви. Будет несправедливо закрыть ребенку доступ в эти места из-за эхолалии, поэтому нужно поработать над тем, чтобы она находилась под контролем.

Ключ к тому, чтобы остановить эхолалию, которую используют в качестве самостимуляции – понять, почему она возникла. Если ребенок находится в стрессе – посмотрите, возможно есть другой способ, который поможет ему успокоиться. Можно почитать ему социальную историю о том, что происходит вокруг, или обучить его более тихим способам успокоить себя.

Читайте также:  Тапочки крючком для ребенка 4 года

Если ребенку скучно или он не включен в происходящее можно помочь ему включиться. Например, если в классе он без конца твердит цитаты из мультиков, сидящий рядом тьютор может напоминать ему время от времени что нужно участвовать в уроке. Либо учитель может почаще задавать ребенку вопросы и давать задания, чтобы удержать его внимание. Небольшой фиджет также поможет ребенку лучше концентрироваться на учителе.

Если ребенок не понимает что использует эхолалии, но продолжает делать это по привычке, следует ввести правила, когда и где можно или нельзя говорить. Тогда во время урока учителю будет нужно только осторожно напомнить ребенку что говорить в «молчаливое» время нельзя. Правильно преподнесенные правила, которым все будут следовать, помогут ребенку не сбиться с курса.

Источник

Загрузка…

10>

Внимание!

Про помощь нашему Импульсу – обращение!

Форум – неотъемлемая часть сайта

Наши невнимательные гиперактивные дети

– Архив форума 1

– Архив форума 2

– Для размещения сообщений необходима регистрация.

– Если вы новичок, прочтите раздел

Обязательно читать.

– Личные адреса администраторов указаны в профиле для обращения по вопросам, которые невозможно или неуместно обсуждать в открытом доступе. Остальные вопросы задавайте только на форуме.

– Реклама на форуме запрещена!

– Соблюдайте, пожалуйста, Правила форума.

Администраторы

Мышь, Пеппи и Лягушкина

Важные темы:

– Проблемы с регистрацией или логином

– О новичках на форуме и для новичков

– О правописании на форуме

– Форумские ЧАВО

– Желающим поменять ник

Последние темы
» Абитуриенты всех стран объединяйтесь 2021

автор Tornado Сегодня в 1:09» Как перестать себя пугать

автор Rarest Сегодня в 0:25» Решение вопроса о переводе на домашнее обучение.

автор Ольгушкин Вчера в 20:59» Логопрогноз,Питер,отзывы.

автор Маюка Вчера в 9:05» Материнская депрессия: хозяйке на заметку часть 2

автор ЕленаМи Чт 10 Июн 2021 – 10:49» Желающим поменять ник

автор Spring melody Чт 10 Июн 2021 – 2:13» Тест Векслера

автор Eniffer Чт 10 Июн 2021 – 0:16» ОГЭ/ГВЭ-2021

автор малёк Ср 9 Июн 2021 – 9:14» Коррекционная школа 132 в СПб (Какую-нибудь инфо?)

автор Агава Вт 8 Июн 2021 – 23:16» Мамочки из Оренбурга….отзовитесь

автор MTAleksandrovna Пн 7 Июн 2021 – 18:01

Мой профиль

Мой профиль

Информация

Личные настройки

Аватара

Личные сообщения

Входящие

Отправленные

Исходящие

Другое

Темы для слежения

Новые сообщения

Мои сообщения

Наши невнимательные гиперактивные дети :: Консультации специалистов :: Консультации психолога MayachokПоделиться |
АвторСообщение
zevaka.ru

География : Москва

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 2010

Сообщения : 7

Регистрация : 2014-04-04

Тема: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Пт 4 Апр 2014 – 13:37

Здравствуйте. Ребенок (мальчик 4 года), беременность протекала нормально, переношенность (42 неделя), ЭКС 12 часов безводный период (по факту обвитие пуповины), шкала 7/8. До года все в норме, любил спать, повышенное потение головы (осталось до настоящ. времени в меньшей степени), солевация (осталась). Грызет руку при возбуждении, бросается вещами (ограничиваем). Мнение невролога “последствия гипоксийки, к 4 годам пройдет, попейте глицин”. Заговорил в 3 года, на фоне приема фенибута. На сегодняшний момент с сентября занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Может заниматься только под присмотром, как только видит, что внимание на него не обращено делает что хочет (даже если отвернешься, что бы то-то взять). Забывает сходить на горшок, бежит уже в процессе, а потом проведет лекцию что так делать нельзя. На вопрос отвечает вопросом, бормочет (съедает звуки, если остановить поправляется) использует женский род в речи (поправляется если обратить внимание), называет себя плохим. Я понимаю, что кризис и дефицит внимания дает о себе знать, но я не могу от него добиться чтобы опасные действия он не делал (например выбегал на дорогу, включал плиту, убегания на прогулке). И у него заниженное чувство самосохранения, не боится ничего (темноты, потеряться, чужих, остаться одному в комнате). Не знаю как на него влиять.

Маячок

Консультант-психолог

География : Киев

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1996

Прежний ник : Mayachok

Сообщения : 6850

Регистрация : 2008-09-10

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Пт 4 Апр 2014 – 22:33

Зевака, Вы работаете со специалистами, которые видят ребенка, занимаются с ним… Я думаю часть вопросов лучше адресовать им. Особенно вопросы в стиле “как на него влиять?” (уж очень глобально, как для заочного форумного консультирования)

Если Вас интересуют общие правила – поищите информацию по прикладному анализу поведения и принципам поведенческой терапии. Если Вам будет не совсем понятна эта информация, я могут дать контакты специалиста, который сможет по скайпу провести для Вас мини-семинар.

Или, если можете, переформулируйте вопросы, так, чтобы я могла на него ответить в двух-трех абзацах.

Да, и кстати, сходите к психиатру, нужно проверить нет ли АЧ. А такое поведение + вопросом на вопрос, вполне может быть этим самым… Не все неврологи диагностируют эти состояния, некоторые в упор не видят, у нас в городе тоже часто с этим сталкиваюсь

zevaka.ru

География : Москва

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 2010

Сообщения : 7

Регистрация : 2014-04-04

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Ср 16 Апр 2014 – 18:03

Мы сейчас занимаемся с психологом, я обратила ее внимание, но она считает, что нам нужно набраться больше терпения и с возрастом должно пройти. Я все же думаю что надо пройти консультацию, только не могу разобраться нужно идти к психотерапевту или психиатру. Со своей стороны, я думаю ответ вопросом на вопрос своеобразный уход от ответа, когда он не может его сформулировать. АЧ – это что? И знаете ли вы специалистов работающих с маленькими детьми (4 года). И еще после насморка мы не дышим носом, ночью дышит хорошо какой специалист мог бы помочь нам восстановить утраченный рефлекс, если это психологический аспект.

Маячок

Консультант-психолог

География : Киев

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1996

Прежний ник : Mayachok

Сообщения : 6850

Регистрация : 2008-09-10

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Ср 16 Апр 2014 – 18:55

Знаете, один наш психиатр, человек очень знающий, говорит – “психология заканчивается там, где начинается медицина”. Я думаю, стоит подойти с этой позиции – все-таки вначале провериться у психиатра (психолог, работающий с нормативными детьми может не знать как проявляются АЧ – черты аутизма) и аллерголога (насчет насморка). А потом уже думать о психогениях.

zevaka.ru

География : Москва

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 2010

Сообщения : 7

Регистрация : 2014-04-04

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Пн 30 Мар 2015 – 19:55

Здравствуйте! Коле исполнилось 5 лет. На сегодняшний день ходим к психологу, в сад с ЗПРР, принимаем сонапакс и фенибут. Ходим к остеопату. Проблемы следующие:

1) Высокая гиперактивность, не может сидеть за столом ни дома, ни в саду.

2) Занимается только в условиях «глаза в глаза».

3) Часто кричит, быстро сбивается речь, сложно формулирует предложения. Начинает говорить об одном, заканчивает о другом.

4) Есть ночная потливость (при возбуждении) и не может терпеть, чтобы снять штаны и пописать (часто мочит штаны).

5) Убегает от нас, от воспитателей (ни поощрение, ни наказание не действует, такое ощущение, что ему в том момент все равно).

6) Часто плачет по любому поводу, через минуту смеётся (очень громко).

7) Любит плавать, но не любит заниматься с тренером, когда он говорит, что нужно делать в бассейне, в других секциях также.

8) Не соблюдает инструкции от родителей или воспитателей, девает вид, что не слышит, в условиях «глаза в глаза» вспоминает.

9) Не умеет ждать своей очереди при коллективной игре, занятиях. Злится, мешает другим, ёрзает на стуле, может начать плакать, потом смеяться, кривляться или что-то бросить.

10) Толкает других детей, особенно если они на пути.

11) Начал обманывать.

Спит хорошо, засыпает быстро. Как ещё можно понизить гиперактивность и какой специалист поможет с поведенческими проблемами. Мы уже запутались, вроде все перепробовали (наказание, поощрение, отстранение), а как убегал так и убегает, сам при этом лекцию прочитает, что так делать нельзя, опасно.

Маячок

Консультант-психолог

География : Киев

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1996

Прежний ник : Mayachok

Сообщения : 6850

Регистрация : 2008-09-10

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Пн 30 Мар 2015 – 21:22

Здравствуйте.

Проблем с началом посещения детского сада, как я вижу, меньше не стало.

Поэтому опять буду занудствовать: сходите к психиатру, сходите к психиатру…

Диагноз-то какой у ребенка? Фенибут и сонапакс, это ведь, наверное, невролог назначил?

Нужно еще мышление проверить, мне лично не очень нравится это:

Цитата : Начинает говорить об одном, заканчивает о другом

.

Возможно, часть этих проявлений можно и нужно снимать медикаментозно, плюс поведенческая терапия. В некоторых случаях, по отдельности, это слабо работает – нужна и медикаментозная поддержка и коррекция.

Что касается способов коррекции поведения – наказания, поощрения, отстранения, то они начинают работать не сразу, а после определенного периода, когда ребенок смирится с тем, что установлены жесткие рамки, правила, которые ему не проломить. То есть секрет действенности этой методики в ее системном и систематическом применении.

zevaka.ru

География : Москва

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 2010

Сообщения : 7

Регистрация : 2014-04-04

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Вс 5 Апр 2015 – 19:23

Были на обследовании у Осина Е. К. кроме СДВГ в ребенка в 4 года ничего не поставил, сказал что можно будет пропробовать стратеру но ближе к 6-ти. От медикаментов никакого эффекта не замечаем ни мы ни воспитатели, назначает невролог. Правила не меняем, исключение, конечно бабушки и дедушки, но складывается такое ощущение, что он просто не может в момент нарушения правил думать о последствиях. Последующее наказание воспринимает спокойно, сам пойдет в комнату, сядет на кровать без игрушек или на стульчик в саду, расскажет за что наказан, но в следующий раз сделает то же самое. На поощрения тоже реагирует вяло, знаем что любит, но и ради любимых вещей не может себя контролировать.

Маячок

Консультант-психолог

География : Киев

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1996

Прежний ник : Mayachok

Сообщения : 6850

Регистрация : 2008-09-10

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос Вс 5 Апр 2015 – 21:50

Понимаете, если поведенческая терапия неэффективна тут два варианта: либо Вы что-то делаете неправильно, либо без медикаментозной поддержки никак не обойтись (хотя в этом случае тоже определенный эффект должен быть).

Из самых распространенных ошибок – потребность/желание оказывается сильнее мотиватора (тогда нужно увеличивать его значимость), вознаграждение слишком далеко отодвинуто от действия, правила сформулированы недостаточно четко (например родители говорят: будешь хорошо себя вести, получишь то-то…)

И все-таки, при всем моем уважении к этому доктору, я бы посоветовала Вам исключить АЧ. Уж очень много признаков, возможно это легкая форма, но они, как правило, тоже создают кучу поведенческих проблем. И подход к лечению тогда несколько иной. В конце-концов, можно пройти тестирование по ADOS, эта методика не очень тонко дифференцирует нюансы, но в целом, очень неплохая.

Спонсируемый контент

Тема: Re: Ребенок 4 года отвечает вопросом на вопрос
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения

Наши невнимательные гиперактивные дети :: Консультации специалистов :: Консультации психолога Mayachok

Источник

Читайте также:  Чем заняться папе с ребенком 4 года