Ребенок 4 года не говорит окончания

Ребенок 4 года не говорит окончания thumbnail

Родители нередко обращаются к логопеду со следующей проблемой: речь у ребенка есть, но он говорит только окончаниями. Например, не «гулять», а «ля», не «туалет», а «ле», не «конфета», а «хе» и т. д. Полностью он произносит только некоторые короткие слова. С чем это связано и что вы сможете сделать, мы поговорим в этой статье.

Стоит ли бить тревогу?

Если ребенок только-только заговорил и полностью здоров (то есть, нет других явных нарушений развития), то такое явление нормально. Дети, пока овладевают речью, могут произносить только часть слова, обычно это ударные слоги, поскольку они четко слышатся малышом, и, следовательно, ему легче их воспроизвести.

Специалисты советуют в этом случае разговаривать с ребенком очень МЕДЛЕННО И ЧЕТКО. Дело в том, что при быстрой речи слова воспринимаются слуховым анализатором головного мозга полностью, но в искаженном виде. Именно поэтому взрослым при общении с малышом необходимо:

  • произносить слова громко, четко, медленно;
  • избегать в речи «детских слов» типа «бо-бо» (больно), «кися» (кошка) и т. д;
  • читать вслух, проговаривая каждый слог;
  • терпеливо и мягко поправлять ребенка: если он опять сказал только окончание, повторить это же слово полностью, лучше будет, если вы употребите его в предложении, например: «Ле» (улица) – «Да, сейчас пойдем на улицу»;
  • провоцировать малыша на разговор.

Ребенок обязательно должен слышать вокруг себя только правильную ясную речь, и только в этом случае он научится полностью произносить слова.
При соблюдении данных рекомендаций, произношение в норме, должно выправиться самостоятельно к трем годам. Если этого не произошло, необходимо срочно обратиться к специалисту.

Читайте также: Почему у ребенка текут слюни в 2, 3, 4 года

Почему ребенок болтает вовсю, но говорит только окончаниями?

Если малыш в возрасте 3-4 года, давно говорит, но произносит лишь последние слоги, то нужно обязательно показать его логопеду и детскому неврологу.

Причины данных нарушений можно разделить на две большие группы – внутренние и внешние.

К первой группе относятся факторы, негативно повлиявшие на внутриутробное развитие ребенка:

  • тяжелые инфекционные заболевания, аллергии, перенесенные женщиной во время беременности;
  • прием некоторых лекарственных препаратов, курение, употребление наркотических средств и алкоголя;
  • сильные стрессы во время беременности;
  • тяжелый продолжительный токсикоз;
  • резус-конфликт матери и плода;
  • возраст женщины (слишком юный или зрелый);
  • наступление беременности в результате длительного лечения бесплодия;
  • аборты, выкидыши в анамнезе;
  • сложные длительные роды;
  • кислородное голодание (гипоксия) плода;
  • родовые травмы;
  • тяжелая наследственность (наличие диабета, психических наследственных заболеваний у ближайших родственников ребенка).

Читайте также: 6 способов запуска речи у неговорящих детей

Все эти факторы могут привести к тому, что происходит расстройство созревания структур головного мозга, наступает их механическое повреждение, отклонение от нормы важнейших функций.
К внешним причинам нарушений речи относятся условия, в которых живет и развивается ребенок.

  • Общее состояние здоровья малыша. Инфекционные заболевания, астения, рахит, постоянные простуды, нарушения обмена веществ, патологии ЦНС, тяжелое протекание любых болезней значительно ослабляют детский организм и негативно влияют на развитие речи.
  • Маленькие дети очень чутко реагируют на ссоры родителей, поэтому прежде чем начинать корректирующие занятия, важно обеспечить эмоционально-благоприятную атмосферу дома.
  • Каждую ситуацию нужно обязательно проговаривать с ребенком, давать выход его эмоциям, показывать ему: что бы ни случилось, вы рядом, и он в безопасности.
  • Любые нервно-психические заболевания и травмы, в том числе сильные испуги и потрясения. Их коррекцией и лечением занимаются детский невролог и психолог. Оставлять без внимания подобные явления крайне опасно.
  • Различные нарушения речи окружающих взрослых. Дети учатся говорить, подражая звучащей вокруг них речи. Например, если кто-то из близких заикается, нечетко произносит некоторые звуки и слова, то ребенок легко усваивает такую «манеру» речи.
  • Утрированно «детская» речь. Разного рода сюсюканье, нарочитые искажения слов очень вредны для малыша в период становления речи. Он просто не имеет возможности услышать и усвоить правильное произношение слова.
  • Отсутствие полноценногоречевого общения с ребенком до года. Широко распространенное мнение, что в младенчестве дети не понимают обращенную к ним речь, ошибочно и вредно. Малыши прекрасно воспринимают речь взрослых, если нет нарушений слуха. Обязательно включайте детские песенки, пойте ребенку колыбельные, читайте несложные сказки, рассказы, стихи, разговаривайте с ним. Называйте свои действия, игрушки, бытовые предметы, явления природы – словом, все, с чем малыш сталкивается. Так накапливается пассивный словарь, усваивается грамматический строй родного языка.

Перед визитом к детскому неврологу и логопеду тщательно проанализируйте данный перечень причин нарушения речи, чтобы специалист мог как можно точнее поставить диагноз и подобрать наиболее оптимальный способ лечения и коррекции.

Как помочь ребенку с нарушением речи?

Хороший результат дают индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом, направление на овладение звуками, слоговой структурой слова, расширение словарного запаса, овладение связной речью, коррекцию построения фраз и произношения.

Невролог обычно назначает препараты, улучшающие кровоснабжение мозга и активность нейронов. Нужно много заниматься и дома, выполняя упражнения, строго следуйте рекомендациям специалистов. При упорных занятиях ребенок вскоре догоняет сверстников.

Дата публикации: 24.12.2019. Последнее изменение: 24.12.2020.

Источник

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

Речь – это не врожденная способность. Она формируется постепенно и одним из главных условий для её развития является регулярное общение с окружающими. С первых дней жизни ребёнок с нормальным слухом начинает усваивать информацию. Постепенно он взрослеет и пробует говорить самостоятельно. Однако в некоторых случаях у родителей возникает беспокойство. Например, ребёнок может проглатывать окончания слов. Это не всегда является поводом для волнения. Всё зависит от возраста малыша.

Нормы развития речи

Когда ребёнку исполняется год, он начинает произносить свои первые слова. Девочки заговаривают раньше – примерно в 8 месяцев, а мальчики – в 11-12 месяцев. В промежутке от 1 года до 2 лет словарный запас ребёнка быстро расширяется. Он запоминает названия окружающих предметов. Начиная с 2,5 лет, малыши начинают строить первые предложения. Сначала ребёнка не волнует их правильность. Он просто ставит знакомые слова рядом. К трём годам малыш постепенно учится согласовывать их между собой.

С 2 до 5 лет речь ребёнка развивается наиболее активно. В самом начале дети упрощают слова, проглатывают сложные окончания, пропускают и меняют слоги. Это абсолютно нормальное явление. Например, в два года малыш может говорить «капу» вместо «капуста». Однако возрастная косность языка должна исчезнуть к 5 годам. Если малыш в 5-6 лет проглатывает части слов, то стоит уделить ему особое внимание. Многие родители не знают, что нужно делать, поэтому начинают мучить ребёнка ежедневными занятиями. Не стоит так поступать. Из-за сильной нагрузки малыш может замкнуться и перестать говорить. Если кроха в 5-6 лет не проговаривает окончания, проглатывая их, то рекомендуется обратиться к логопеду.

Почему ребёнок может не договаривать окончания?

yumor-govoryat-deti.jpg

Что нужно делать, если малыш глотает окончания слов? В первую очередь необходимо разобраться с причиной нарушения. В это может помочь логопед, невролог и психолог. Существует несколько причин, по которым ребёнок может проглатывать окончания слов. Только после их выявления, будет ясно, что с этим делать.

Тахилалия. Патология характеризуется ускорением темпа речи. При этом ребёнок может говорить взахлёб, проглатывать слова или их части, запинаться и повторяться. На фоне тахилалии также наблюдается ускорение других психоэмоциональных процессов, нарушения чтения и письма.

Причины тахилалии.

Существует множество причин, способных спровоцировать речевую патологию у ребёнка. К наиболее распространённым относят:

  • наследственность;
  • неврологические отклонения (повышенная возбудимость, гиперактивность);
  • подражание родителям с быстрым темпом речи;
  • патологии головного мозга (эпилепсия, опухоли, нейроинфекции и др.);
  • психические заболевания (МДП, шизофрения и пр.);
  • отсутствие грамотного развития речи (родители долго не обращают внимания на то, что малыш проглатывает части слов и это становится привычкой).

Физиологическая природа тахилалии заключается в том, что процесс возбуждения доминирует над торможением. Из-за этого нарушается темпоритм речи.

Нарушение слоговой структуры. При нормальном развитии дети в 3 года начинают воспроизводить слова по законам благозвучия. В 5 лет эта способность полностью укореняется. Но если малыш проглатывает части слов, то это может свидетельствовать о нарушении слоговой структуры. При одной из её форм – элизии, дети сокращают и пропускают слоги. При тяжёлой степени нарушения ребёнок может произносить только первый слог («во» – «вода», «ко» – «кошка»).

Причины нарушения слоговой структуры слова.

Патология, вследствие которой дети проглатывают окончания, может возникнуть из-за:

  • тяжёлых инфекций, перенесённых в раннем возрасте;
  • минимальной мозговой дисфункции;
  • заболеваний центральной нервной системы;
  • травм при родах;
  • проблем внутриутробного развития;
  • резус-конфликта между матерью и ребёнком;
  • черепно-мозговых травм;
  • психического расстройства;
  • неблагоприятной обстановки в семье.

В некоторых случаях нарушение слоговой структуры возникает из-за сочетания ряда факторов.

Коррекционная работа

Что делать, если ребёнок проглатывает окончания слов? В 3-4 года можно не переживать. Если ребёнок не выправил речь к 5 годам, то стоит обратиться к специалистам. В первую очередь необходимо посетить невролога. Он поможет выявить причину, расскажет, что делать и какие лекарства нужно принимать. Также может быть назначено МРТ и ЭЭГ. Если ребёнок проглатывает окончания слов из-за какого-либо заболевания, то его необходимо устранить.

После невролога ребёнку необходимо обратиться к логопеду. При необходимости он посоветует проконсультироваться с психологом, оценит состояние речи малыша, назначит ему групповые или индивидуальные занятия, а также подробно расскажет, что делать родителям. Занятия в семейном кругу являются важной частью коррекции речевых отклонений. Поэтому родители должны уделять ребёнку особое внимание.

Прогноз

Если малыш не выговаривает части слов и окончания, то в большинстве случаев прогноз благоприятный. Однако говорить что-либо наверняка сложно. Прогноз зависит от причины, вызвавшей речевую патологию. Одно можно утверждать наверняка – важны своевременные меры по диагностике и коррекции нарушений.

Важно помнить, что ребёнок должен быть окружён вниманием и заботой во время коррекции речи. Это позволит ему не только ускорить процесс нормализации речи, но и избавиться от психологических комплексов.

Источник