Ребенок 4 года не говорит аутизм
Моя дочь до 4 лет не говорила совсем, нам ставили диагнозы сложные, в том числе и аутизм. Тогда я много плакала, но твёрдо для себя решила, что буду бороться и докажу всем, а в первую очередь своей малышке, что она нормальная. И в итоге все получилось. Хочу сегодня поделиться с вами своим опытом.
Разберемся в причинах
Если ваш ребенок к 4-м годам не говорит ни слова, или же болтает без умолку, но на каком-то своем непонятном языке – не спешите примерять на него такие диагнозы как аутизм или синдромы Дауна и Эдвардса, ведь порой причины кроются совершенно в другом и не требуют сложного медикаментозного лечения. К таким причинам можно отнести:
- травмы во время родов или асфиксия плода, рождение недоношенным;
- наследственный фактор (если подобные проблемы были у одного из родителей, то и ребенок вероятно повторит их опыт);
- снижение или полное отсутствие слуха;
- стрессы из-за отсутствия внимания со стороны родителей или из-за их скандалов и ссор.
Вы должны пройти тщательное обследование и разобраться в первоисточнике проблемы, а не верить всем врачам сразу. Посетите несколько разных клиник и сделайте тесты.
Чем помочь?
Своевременное принятие мер в случае отсутствия речи у вашего ребенка поможет устранить проблему и снизить вероятность негативных последствий.
Если нарушения связаны с травмами головы при рождении или в младенческом возрасте, то для восстановления мозгового кровообращения не обойтись без медикаментов – ноотропов и физиотерапии. Важно не заниматься самолечением и не терять время – лекарственные препараты и процедуры должны назначаться и контролироваться только специалистами!
Если же причины менее сложные вам могут помочь такие меры, как артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
Артикуляционные упражнения
Они достаточно просты для занятий в домашних условиях без специальной подготовки и помогают быстрому освоению движений губ, неба, языка и гортани. Вот основные из них:
- «губные прятки» – мы показываем ребенку, как прячем попеременно верхнюю и нижнюю губу, а затем и обе. Предлагаем повторить;
- пробуем рассмешить малыша, чтобы он улыбался;
- а теперь надо научить улыбаться «заборчиком» – то есть сомкнув зубы;
- упражнение «блинчик» – это когда язык ребенка плоский и лежит на нижней губе;
- показываем «орешки», для этого попеременно упираемся языком в правую и левую щеки;
- учим ребенка двигать языком по зубам в разные стороны;
- «часики» – это перемещение языка из одного уголка рта в другой, и обратно.
Такую гимнастику следует делать с малышом каждый день, но не более 10 минут.
Упражнения на дыхание
Три основных, легких в исполнении техники:
- дуем с ребенком в емкость с водой через тонкую трубочку пока она не начнет пузыриться;
- просто дуем на водичку, делаем это с разной интенсивностью;
- привязываем на ниточку фигурки, вырезанные из бумаги и дуем на них. А во время прогулки можно подуть на листья деревьев.
Дополнительные методы, которые помогут вашему ребенку стать более общительными – занятия иппотерапией и дельфинотерапией. Но их лучше применять после консультации с лечащим врачом. Кстати, благодаря лошадям мы и услышали первые слова дочери.
Не смотря на то, что в развитии речи малыша важную роль играет консультация профильных специалистов, родители тоже могут ускорить пополнение словарного запаса своего чада. Помимо перечисленных выше упражнений, не забывайте дарить ребенку любовь и заботу, больше общаться с ним, читать книжки и учить стихи. И лучше начинать это делать уже с раннего возраста.
Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не упустить ничего важного! В моём блоге всегда только полезная информация!
Источник
Самым основным, ядерным нарушением при аутистическом типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации. Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.
Раздался звонок. Взволнованный женский голос. «У моего ребенка проблемы с речью, он очень плохо разговаривает» – прозвучало в телефонной трубке. После недолгих переговоров, приглашаю их на консультацию.
И вот, дверь кабинета открывается, и маленький человек входит в помещение. У него модная прическа, ямочки на щеках и дивные голубые глаза, с длиннющими ресницами.
Я улыбаюсь ему и говорю: «Привет! Давай знакомиться. Как тебя зовут?». Но малыш, не обращая на меня ни малейшего внимания, проходит мимо, и уверенно идет к шкафчику с игрушками. У меня возникает стойкое ощущение, что я для него – как мебель, как часть интерьера, не более.
«Сын почти не разговаривает, хотя ему уже скоро будет четыре года» – поясняет мама. Забегая вперед, скажу – как правило, именно так начинается беседа с родителями ребенка с нарушением развития аутистического спектра.
Я подхожу, и сажусь на корточки перед ребенком. «Здравствуй, где твои глазки? Посмотри-ка на меня…». Скользнув по моему лицу мимолетным и безразличным взглядом, мальчонка тянет руку к игрушке…
«Он почему-то никому не хочет говорить, как его зовут» – вступает в диалог мама. «А сколько слов в словаре?» – спрашиваю я. «Около двадцати». «Он употребляет эти слова в зависимости от контекста ситуации, или просто так, когда захочет?». Обескураженная мама, начинает понимать, что дело принимает более серьезный оборот, и морщит лоб, пытаясь припомнить, как это обычно происходит. «Кажется, только когда что-то сильно хочет… А в остальное время, просто так…».
Дальше начинается стандартная процедура. Задавая вопросы, параллельно я наблюдаю за действиями ребенка. Вот он рассматривает машинку, крутит колеса, пробует открыть дверцу. Дверца не открывается и машинка летит в угол. Затем малыш видит коробку с игрушками, вытаскивает ее и начинает методично выбрасывать игрушки на пол. Мама порывается прекратить эту явно неконструктивную деятельность, я останавливаю ее. Тем временем, в коробке обнаруживается погремушка с зеркальцем и ребенок с довольным видом начинает ходить по кабинету и потряхивать ее.
Затем заприметив на шкафу разноцветную пирамидку, подходит к матери и начинает тянуть ее за руку. Мама, улавливает что он хочет и достает игрушку. Ребенок бросает погремушку и начинает изучать новый предмет.
«Понимаете, он делает только то, что хочет. А заставить делать то, что нужно вообще невозможно. Он такой упрямый» – немного кокетливо сообщает мама. Я вздыхаю. Эту фразу, от родителей аутичных детей, я слышала уже несколько сотен раз…
Когда ребенок проходит мимо нас, я протягиваю руки и пытаюсь привлечь его к себе. Дитя, мгновенно бросает игрушку, и возмущенно выкрикивая что-то вроде «ня-ня-ня», начинает усердно вырываться. Отпускаю. Еще несколько секунд ребенок возмущенно потряхивает кистями рук на уровне груди. «Видите, это двигательные стереотипии» – говорю я. «Ой, а я как-то не обращала на это внимания…» – произносит женщина, удивленно поднимая брови.
В это время, малыш с обиженным видом залазит маме на руки.
Воспользовавшись моментом, и уже хорошо зная, какой именно будет реакция, я даю ему сортер – специальную досточку, в которой вырезаны отверстия для фигур различной формы. Один взмах руки и доска тоже летит в угол. «Вот видите, с ним невозможно заниматься» – сообщает мама. Ребенок освобождается из ее объятий и лезет на стол. «Форд» – неожиданно произносит он, глядя в окно. «Он знает все марки машин, у него чудесная память» – продолжает пояснять мама ребенка.
Я не оставляю попыток увлечь ребенка заданиями, но делаю это уже ненавязчиво, и как бы ненароком, подталкиваю доску с фигурами к нему поближе. Малыш легко справляется с заданием. Но затем начинает снова и снова выкладывать и вкладывать фигурки. Когда я делаю попытку ему «помочь», он возмущенно, но по-прежнему не глядя на меня, отталкивает мою руку.
Именно так выглядит типичное поведение ребенка-аутиста, в возрасте от 2,5 – до 4 – 4,5 лет, с теми или иными нюансами.
Кто-то из детей сразу же начинает выстраивать игрушки в длинные ряды, кто-то обнюхивает или облизывает игрушки, кто-то сразу же демонстрирует протестные реакции и попросту расшвыривает все, окружающее его предметы.
Но, так или иначе, таких деток объединяет одно – нарушение коммуникативной функции. Независимо от уровня интеллекта, наличия или отсутствия речи (недоразвитие которой, в данном случае, является вторичной проблемой) – такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие на уровне, соответствующем их уровню развития. Имея возможность сравнить, мы увидим, что ребенок с умеренной степенью умственной отсталости, речь которого, не развивалась именно по этой причине, способен гораздо более явно и адекватно просигнализировать о своих желаниях и потребностях – пользуясь общепонятными жестами, звуками. Иными словами, ребенок с нарушением развития аутистического спектра может иметь великолепную память, но избирательно запоминать только то, что его увлекает – марки машин (как в вышеописанном случае), местонахождения кондитерских магазинов или рекламных щитов с любимыми логотипами. Также он может знать и произносить довольно сложные слова («хеллоуин», «аквапарк») но не пользоваться ими в нужной ситуации.
Я не буду углубляться в вопрос, зачем и кому нужно говорить о сложности постановки данного диагноза, необходимости углубленных исследований и длительных наблюдений. Скажу лишь одно – ребенка с отклонениями аутистического спектра видно сразу. Как говорили старые врачи – «от дверей». Только в редчайших случаях это не столь очевидно – например, тогда, когда отдельные признаки аутистического развития (например, двигательные стереотипии и эхолалии) сочетаются с поведенческими проявлениями не характерными для аутистического спектра – реакциями застенчивости, относительно неплохо развитой коммуникацией.
Эта статья предназначена для того, чтобы молодые родители могли оценить, насколько поведение их ребенка напоминает поведение ребенка с аутистическим типом развития. Ведь, как правило, строгие и четкие клинические критерии МКБ или ДСМ не дают достаточно явного представления об этом.
Ведь, каждый из представленных критериев, имеет свои нюансы – и, то, что специалисты называют «двигательными стереотипиями» или «феноменом тождества» может иметь различные проявления в поведении, которые, однако, оказываются сходными по своей природе.
Важно также понимать, что на каждом этапе своего развития, в зависимости от своих интеллектуальных способностей и сохранности эмоциональной сферы, у таких деток, возникают свои, не присущие для детей с нормативным развитием, проявления. Так, если в три года ребенок выглядит «гиперактивным», «упрямым» и «плохоговорящим», то уже к шести-семи годам, он может стать весьма разговорчивым и даже навязчивым, однако его речь останется весьма специфичной (эхолаличной), а мышление – непоследовательным.
Аутистический спектр. Нюансы.
Итак, важные признаки искаженного развития при расстройствах аутистического спектра в возрасте от 2,5 до 4-4,5 лет:
- Трудности сонаправленного внимания – ребенок не использует или очень поздно начинает использовать указательный жест, чтобы обратить внимание родителей или других людей на то, что привлекло его внимание, вызвало интерес (то есть не выражает жестами и не готов разделить эмоцию удивления – “ой, какая собака огромная, посмотри скорее!”). При этом ребенок может использовать указательный жест, когда хочет получить желаемый предмет (такой жест, подразумевающий «дай, хочу» называется протоимперативным), либо показывать рукой в нужном направлении или брать руку находящегося рядом человека, чтобы воспользоваться ей как подходящим инструментом.
- Двигательные стереотипии – это преимущественно взмахивания кистями рук, либо выкручивание рук – которое напоминает то, как в младенчестве дети бурно радуются – подпрыгивая и взмахивая руками. Иногда, дети с аутизмом разглядывают свои руки, что опять-таки, напоминает игру трех-четырех месячного младенца.
- Нарушения мышления – родители иногда называют это “отсутствием логики”, или описывают так: “он/она когда что-то рассказывает, понять это могут только близкие люди, которые знают о чем речь, понимают контекст ситуации”. То есть ребенок не стоит свой рассказ последовательно: “вчера мы с бабушкой были в планетарии, там показывали планету Уран … и т.п.”, а скажет что-то наподобие: ” такие здоровые пятна… все фиолетовое… стульчики еще были …”. Однако, нужно учитывать, что плохо говорящие дети с органикой, тоже иногда так могут говорить…
- О себе такой ребенок может долго, примерно лет до пяти-шести, а иногда и позже, говорить “ты” вместо “я”, “Мальчик”, “Миша”. На вопрос “Ты хочешь супчик? – ребенок может отвечать “ты хочешь” (утвердительно) или “мальчик хочет”. В иностранной литературе такой симптом называют «реверсией местоимений».
- Ребенок не пользуется общеупотребительными жестами в достаточной степени. Например, не кивает головой, когда произносит «да» или «нет», не сопровождает свою речь жестикуляцией. Однако, важно отметить, что жесты отрицания, формируются у детей с аутистическим типом развития, как правило, значительно раньше, чем жесты подтверждения, хотя это тоже происходит с запозданием.
- Сниженный зрительный контакт – не обязательно, что ребенок не смотрит в глаза, он просто может делать это значительно реже чем другие дети – например, задать вопрос, но не дожидаться ответа, а смотреть в другую сторону с отсутствующим видом… Иногда, зрительный контакт устойчив, однако ребенок недостаточно учитывает невербальные знаки и мимику собеседника и не соотносит с ними свое поведение. Он просто смотрит на взрослого, но не «читает» на его лице эмоции, которые оно выражает.
- Часто такие детки в 3-4 года избирательно отзываются на имя. Если говоришь просто: “Миша!”, а ребенок в это время чем-то увлечен (а занят «своими делами» он почти всегда – обернется, в лучшем случае, после десятого раза… Но стоит только сказать “Миша, на конфету” – мгновенно прибежит…
- Склонность к стереотипной деятельности, может также проявляться по-разному. Это и бессмысленная беготня по кругу («манежный бег»), и выстраивание игрушек в ряды, перебирание веревочек, кручение колесиков, наблюдение за стиральной машинкой и долгие игры с водой или песком. Также ребенок может методично и последовательно каждым цветом рисовать штрихи и точки, но просьба «нарисовать домик» или «человечка» может вызвать бурное сопротивление. Сюда же относятся и сверхценный, повышенный интерес к определенным логотипам, Иными словами – это все то, что ребенок делает долго, увлеченно, а главное – бесцельно. Вид, как правило, у ребенка в такие моменты отсутствующие, а попытки переключить его на более конструктивное занятие – вызывают протест.
Я не буду описывать подробно такие признаки как избирательность в еде, особенности мимики, специфический характер привязанности к матери, сниженное чувство опасности, сенсорные нарушения и некоторые другие. Все это описано в специальной литературе, но не характерно абсолютно для всех детей с нарушением развития аутистического спектра. Что-то из этого списка может наблюдаться в поведении ребенка, что-то – нет. Но еще раз повторюсь – самым основным, ядерным нарушением при данном типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации. Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.
Наталья Науменко, клинический психолог 08/11/2012
Опубликовано 2019-11-08
Последнее редактирование 2019-09-19 в 09:40
»
Здоровье и болезни
» Ребенок не говорит – задержка развития речи или спектр аутизма?
Источник
Очень многие опытные логопеды пишут о том, что главная проблема ребенка-аутиста не речь, а коммуникация. Как же хорошо, что наши специалисты начали кое-что понимать про аутистов!
Но кроме коммуникации у ребенка-аутиста есть проблемы восприятия.
У аутистов большие трудности с отделением главного и вторичного. Так работает их мозг. Эти дети могут видеть камешек на вашей брошке и не видеть вас. Слышать скрип стула, но ваши слова будут летать для них где-то на заднем плане, если они вообще в состоянии их различать и понимать. Смотреть в книгу и видеть фигу – это тоже про аутистов.
Поэтому в ABA проводят специальное тестирование. Оно проводится по книге “Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP”, которую вы можете купить сами или получить на ABA-курсах. Это база для создания индивидуальной программы развития вашего ребенка.
Блок 1.Коммуникативные проблемы (в скобках – название раздела в VB-MAPP ):
– полностью не понимает практический смысл коммуникации и не умеет в нее вступать (“Социальные навыки”, “Преграды”);
– не обращается с просьбой, добывает необходимое сам или устраивает истерику там, где можно просить (“Манд”);
– не в состоянии поддерживать диалог, отвечать на вопросы (“ФХК”, “Интравербал”);
-не развита способность к одиночной или совместной игре, проблемы с воображением (“Игра”);
– нежелательное поведение, аутостимуляции, ритуалы, которые мешают занятиям и общению (“Преграды”).
Блок 2. Проблемы восприятия и физические возможности:
– не понимает вашу речь (“Поведение слушателя”);
– нарушено визуальное внимание (“Визуальное восприятие”);
– нарушена способность повторять ваши движения (“Моторная имитация”);
– нарушена способность повторять за вами звуки (“Эхо”);
– нарушена способность произносить какие-либо звуки (“Вокализация”).
Программа каждого ребенка складывается из этих блоков-кирпичиков в зависимости от результатов тестирования. Есть еще там и другие навыки, но они уже не специфические именно для аутистов.
Опытный поведенческий аналитик должен:
– провести анкетирование и опрос родителей до встречи с ребенком;
– установить первичный контакт с ребенком;
– провести тестирование;
– написать программу.
И здесь появляются первые трудности, аутичный ребенок:
– вообще не понимает для чего люди общаются, отказывается от общения, может объясняться с вами очень странно, например хватать вас за руку;
– может реально не слышать или не видеть того, кто с ним общается.
Поэтому идеальное место для работы с таким ребенком:
“В голой-голой комнате есть голые-голые стены и голый-голый пол, а на голом-голом полу – голый стол. А на столе … сундук с сокровищами”.
“Сокровища” могу быть разными. Внимание ребенка часто привлекают игрушками-сладостями, приколюшками, а через них выводят его на “сначала-потом”. В идеале, тестируют за один день, но в реале процесс установления сотрудничества и определения уровня ученика может растянуться на месяц. Не стесняйтесь просить уточнения к программе.
Мой личный пример. Сын в 2 г. 8 месяцев проходил такое тестирование:
“… общительный и контактный мальчик. Высокие балы за “Игру” и “Социальное взаимодействие”, много разнообразных вокализаций. Есть очень слабый, базовый навык “Эхо”. Понимание речи нарушено, но отдельные слова и команды понимает или понимает после обучения. “Визуальное восприятие” – неравномерное, фокусируется на цветах и умеет сортировать предметы по цветам, но другие признаки предметов может проигнорировать…”. “Моторная имитация” – имитирует одно движение.
Итак, тестирование проведено, программа написана. Если у вашего ребенка низкие балы за “Вокализацию”, “Эхо”, “Понимание речи” и прогресс в этих областях первые недели ОЧЕНЬ вялый, можно заподозрить сенсорную или сенсо-моторную алалию, недоразвитие речевого аппарата.
Здесь уместно подключать что-то еще: массаж, логопедов, Томатис и пр.
ABA предлагает таким детям (старше 3-х лет) альтернативную коммуникацию ПЭКС. Для них это легче, чем говорить.
Дети с отставанием в других сферах – полностью забота ABA. По крайней мере, на первом этапе.
Продолжение темы:
Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым я ненавижу ABA
Как найти логопеда ребенку до 3-х?
Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?
Источник