Ребенок 4 года как объяснить смерть

Ребенок 4 года как объяснить смерть thumbnail

Смерть является неотъемлемой частью жизни или, точнее, ее единственным исходом. Поэтому рано или поздно дети сталкиваются с ее проявлением. Это может быть не близкий человек или не человек вовсе, например, он увидит сбитую машиной собаку или попугайчик умрет.

Как сказать ребенку о смерти и надо ли говорить всю правду? — этот вопрос мучит родителей. Они со страхом ждут этого вопроса от сына или дочери «А что случилось? Почему бабушка ко мне больше не приходит?» и не знают, как правильно ответить.

О смерти:

  • Мытарства души после смерти
  • 9 дней после смерти
  • 40 дней после смерти

Многие стремятся обойти щекотливый вопрос и придумывают дальние поездки или вечный сон животных, но правильно ли это? Как сказать ребенку о смерти правильно, чтобы он не боялся ее, но понимал всю серьезность?

О трагических переменах в семье малыш должен знать

Советы психолога

Многие психологи приходят к единому мнению — вопросы рождения и смерти рано посещают светлые детские головы и вызывает в них большой интерес. Обычно это происходит в 4-5 лет, с небольшими отклонениями.

Важно увидеть интерес и помочь дитю понять и осознать эти процессы, чтобы уход из жизни близкого не вызывал у малыша страха.

Очень часто дети самостоятельно приходят к открытию конца жизни, и тогда у них появляется страх, что они или родители умрут. Малыши начинают закрываться ото всех и этот страх наносит серьезный ущерб их психики.

Как понять, что пришел страх перед мертвыми? Это так, если малыш:

  • становится более привязанным к родителям, пытается контролировать их передвижения;
  • не отпускает родителей надолго от себя;
  • постоянно зовет маму или папу в испуге;
  • могут появиться проблемы со сном;
  • начинают сниться кошмары.

Происходит это часто после утраты кого-то из близких или словах об этом кого-то. Родителям очень важно распознать чувства малыша и вывести на диалог, чтобы он не закрывался, но позволил помочь. Не нужно рассказывать чаду вымышленные истории о далеких краях или вечном сне. Дети очень смышленые и быстро распознают ложь и тогда страхи вновь возвращаются, но уже к ним добавляется недоверие к словам взрослых.

Совет! Важно сесть с малышом в спокойной обстановке, рассказав, как происходит конец жизни. И, ответив на все вопросы искренне и честно, не утаивая ничего, но при этом, придав уверенности в том, что это не так страшно и он никогда не останется один.

Если умер кто-то из близких следует чадо взять в церковь на отпевание, может разрешить подойти ко гробу (если он этого захочет), не насиловать поцелуями с мертвым человеком.

Психологи советуют брать детей на похороны

Процесс похорон лучше опустить, малыш еще мал, чтобы видеть опускание в землю гроба со знакомым человеком и закапывание. Кладбище даже внешним видом может напугать восприимчивого ребенка и навсегда остаться в изображении как ужасное и страшное место.

Важно рассказать чаду, что душа — вечна и ее больше нет в теле. Но близкий человек всегда будет наблюдать за ним с небес и можно сделать что-то, что порадует его: подать милостыню, молиться или накормить птиц и бездомных животных.

Детям из православных семей проще принять и понять смерть, ведь в их понимании и веровании люди не исчезают просто так и не бродят по земле в виде призраков — они уходят к Господу, где им намного лучше, чем тем, кто остался на земле.

А вот нерелигиозным родителям будет трудно объяснить, куда же делась душа бабушки или дедушки. Хотя, как раз этот вопрос и заставляет человека задуматься о вечности, что приводит к храму.

Совет! После потери близкого человека важно говорить с малышом и быть рядом, чтобы поддержать и помочь ему пережить и понять утрату. Объясняйте все о загробном мире, но не делайте его слишком привлекательным, чтобы не пробудить в ребенке желание отправиться туда немедленно.

Фиксировали случаи, когда родители переусердствовали в этом, малыш хотел увидеться с любимым членом семьи и выпрыгивал из окна. Поэтому следует быть аккуратными в расписывании вечности яркими красками.

Важно донести до ребенка смысл жизни как движение, а смерть как конечную точку путешествия, в которую приходишь, только выполнив все задания.

Мнение священника

Протоиерей Артемий Владимиров, говоря о такой щепетильной теме, предлагает вспомнить имя Господа — жизнь и слова Христа, который когда-то определил Себя как путь и истину, и жизнь. Господь является Творцом, Источником и Дарителем жизни. Каждый человек, как только отдаляется от Него, чувствует это и недостаток жизненных сил в себе.

Священники советуют объяснить малышу правду о смерти

Дети намного чувствительнее взрослых, и они более защищены инстинктом самосохранения от суицидальных мыслей, у них есть эта воля к жизни. Но если родители вовремя не поговорят с ними и не объяснят, почему и как происходит завершение человеческой жизни, если не расскажут в чем ценность жизни, рано или поздно подросток задумается о смерти.

Кто из нас не представлял свои похороны, особенно во время сильной обиды на взрослых? Многие представляли, как лежат в гробу, а все жалеют умершего и сожалеют о том, что не давали много варенья или играть на компьютере. Такие мысли часто посещают в возрасте 10-16 лет, особенно подростков с чувственной ранимой душой.

Важно! Именно поэтому, во избежание возникновения суицидальных мыслей или попыток, родители должны еще в возрасте 4-5 лет объяснить малышу правду о смерти.

Многие молодёжные течения (эмо, готы и пр.) воспевают смерть и нивелируют ценность жизни. Это совершенно сатанинские движения, которые наносят серьезные психологические травмы невоцерковленным подросткам. Родители должны стараться как можно чаще общаться со своими детьми, объясняя ценность жизни и рассказывая со всей суровостью ужасы смерти человека, который далек от Господа.

О воспитании детей:

  • Как привить ребенку веру
  • Хорошие мультфильмы для детей
  • Как учить детей молитве 

Задача отца и матери донеси до своего чада, что жизнь — это Божий дар и только Он может забрать ее, когда станет нужно. Важно еще в маленьком возрасте донести до ребенка, что смерть и жизнь во власти Господа, что смерть — это логическое завершение, но приближать ее не стоит, ведь Господь для чего-то послал человека на землю, у него тут есть своя миссия, которую необходимо выполнить. Малыш не должен бояться ухода из жизни, но и не должен этот момент приближать.

Важно! Воспитывайте ребенка в лоне Церкви и молитесь за него, чтобы ангел-хранитель защищал его от дурных мыслей, и Господь вел его Своим путем.

Как сказать ребенку, что умер один из его родителей

Источник

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем

Эта статья не будет легкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям написать об этом.

Даже если ваш ребенок совсем еще мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

В моей многолетней психологической практике детским и семейным психологом мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушел из жизни. Это был запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребенку.

Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребенку о том, что папы уже нет в живых.

Недавно был случай, когда отец семейства утонул в реке, а двое его детей продолжали долгое время думать, что он в командировке. Я рассказывала маме детей о том, как лучше сообщить детям о том, что случилось.

В этой статье я расскажу вам о том, как, на мой взгляд, лучше всего говорить с ребенком о смерти. Возможно, есть психологи, которые смотрят на этот вопрос по-другому. Я же поделюсь с вами моим опытом работы с детьми и теми инструментами, которые мне всегда помогали.

Как говорить с ребенком о смерти

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем. Мысль о том, что когда-нибудь умрут значимые для ребенка люди и исчезнут из его жизни – очень пугающая. Идея того, что контакт будет прерван и не будет возможности общаться очень пугает ребенка, и у него может появиться сильная тревога по этому поводу и даже развиться различные страхи.

Поэтому так важно не уходить от этой темы, а отвечать на вопросы ребенка и разговаривать с ним об этом.

По-моему мнению, для ребенка важно создать идею того, что кроме этого мира есть еще и другой мир, про который мы мало знаем. Здесь, на земле, мы называем его «Небеса». Именно туда отправляются те, кто уходит из этой жизни. При этом, с родными людьми, которые на «небесах» можно продолжать общаться и они могут наблюдать за нами оттуда. Когда ребенок слышит об этом, то его тревога становится меньше или даже уходит.

Не важно, верующий вы человек или нет. Эта идея не привязана к какой-либо религии. Важно дать ребенку идею того, что ни что не заканчивается, а лишь меняет свою форму и место прибывания.

Вы можете рассказать ребенку терапевтическую историю «Снежинка-капелька», которую я придумала для того, чтобы можно было поговорить с ребенком на тему смерти, если его начнет беспокоить этот вопрос. Эту историю можно рассказывать не только маленьким детям, но и школьникам.

«Жила была маленькая Снежинка. Однажды засветило солнышко и снежинка стала таять. Она думала, что умирает, а оказалось, что она просто превратилась в Капельку. Потом Капелька упала в ручеек и решила, что умерла, так как растворилась в ручейке. Но она быстро поняла, что просто стала частью ручейка.

Потом ручеек впал в реку и Капелька подумала, что теперь уж она точно умерла. Но потом она осознала, что просто стала частью быстрой реки.

Затем река впала в большой океан. И снова Капелька подумала, что теперь она точно исчезла. Но потом Капелька поняла, что стала частью большого океана, и ей это очень даже понравилось.

Как-то раз она лежала у самой поверхности океана и из-за тёплого солнышка вода вместе в Капелькой стала постепенно испаряться! Капелька снова подумала, что умирает. Но оказалось, что она стала подниматься в небо с другими капельками и превратилась в пар. А потом она поднялась в красивое облачко и поняла, что из пара снова стала капелькой!

А потом пошел дождик и Капелька пролилась на землю в виде дождя вместе с остальными капельками и впиталась в землю. Ну всё, подумала Капелька, теперь-то я уж точно умерла. Но под землей протекал подземный родник, она слилась с ним и снова стала частью родника. Вместе с родником она потекла под землей, навстречу реке, куда потом впадал подземный родник.

И тогда Капелька поняла, что когда настанет зима, она замерзнет и снова станет Снежинкой. И что она не умирает, а все время меняет свою форму и путешествует в разные места.

Далее, я рассказываю ребенку, что если умирает кошечки, собачки или любые другие зверюшки, то их души тоже улетают на небеса. Там они радостно прыгают, резвятся, играют друг с другом и даже могут летать. В тех мирах очень красиво и хорошо. Но точно никто не знает, как там все происходит.

Я предлагаю придумать и нарисовать ребенку этот небесный мир. Ребенок рисует, как он себе его представляет – здесь нет никаких ограничений для его фантазии. Мы с ним обсуждаем эти рисунки и я спрашиваю с интересом, что там нарисовано.

Затем я перехожу к вопросу о человеческой жизни. Мы продолжаем говорить о том, что когда человек проживает свою долгую жизнь, он оставляет свое тело и его душа тоже улетает на небеса. А самое замечательное, что с теми родными, кто уже улетел на небеса, можно разговаривать, можно писать им письма и даже рисовать им рисунки.

Можно привести ребенку в пример родных, которые ушли из жизни ранее (бабушек/прабабушек, дедушек/прадедушек) и рассказать, что они смотрят на вашу семью с небес, радуются нашим успехам и шлют нам свою любовь.

На тему того, как рассказывать ребенку о смерти, я очень рекомендую вам добрый, душевный, мудрый семейный фильм «Собачья жизнь». В основе фильма лежит идея о том, что душа собаки постоянно переходит из одной собаки в другую, каждый раз в поиске своего предназначения и смысла жизни. Разные собачьи судьбы, но за кадром — голос одного и того же главного героя — собаки Бэйли, жизнь которой красной нитью проходит через весь фильм.

В этом фильме также затронуты темы семьи, любви, верности, преданности, дружбы. Вы получите большое удовольствие от просмотра.

Кроме того, что это просто хороший фильм для семейного просмотра, его важно посмотреть детям и взрослым, у кого есть домашние питомцы. Ведь рано или поздно с нашими любимым питомцами приходится прощаться (как бы грустно нам ни было это осознавать). А эта прекрасная мудрая философская притча о том, что душа любимого животного на самом деле никуда не исчезает. Так что, если вы сейчас горюете и оплакиваете любимого питомца, фильм точно поможет вам легче пережить потерю.

Фильм также может быть началом беседы с ребенком, которого беспокоят вопросы на тему смерти. Думаю, что смотреть его можно примерно с 7-летнего возраста вместе с вами и вашими комментариями.

Ещё мои читатели очень хорошо отзывались о мультфильмах «Тайна Коко» и «Кубо, легенда Самурая». А вы смотрели фильм «Собачья жизнь»? Понравился вам фильм? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях фильмами и мультфильмы на эту непростую тему. В том числе и для взрослых (только пишите в комментариях — для кого предназначен). Давайте подскажем друг-другу идеи.

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса

Часто родители задают такие вопросы:

Нужно ли самим начинать говорить с ребенком на тему смерти?

Начинать самостоятельно говорить на эту тему я не рекомендую. Зачем? Если у ребенка возникнут такие вопросы и он будет их задавать, волноваться, тревожиться — тогда можно ответить ровно столько, сколько спрашивает ребенок, без деталей и подробностей.

Также, если у ребенка ушел из жизни близкий человек или любимый питомец, и ребенок переживает, плачет и при этом не говорит на эту тему и не задает вопросов, я рекомендую обязательно поговорить с ним, используя рекомендации из моей прошлой публикации. Не оставляйте ребёнка наедине с его переживаниями, даже если они ничего не спрашивает.

Если рассказывать ребенку про другой мир, не захочется ли ему туда отправиться?

Очень многие родители в своих комментариях выразили беспокойство о том, не повлияет ли идея того, что есть «небеса» после смерти на желание ребенка отправиться «в другой мир» Подумайте вот о чем. В мире миллионы верующих людей разных религиозных конфессий — буддисты, индуисты, христиане, мусульмане, иудеи и т.д. В каждой из этих религий так или иначе есть идея того, что после физической смерти в этом мире душа продолжает свою жизнь где-то еще. Но в семьях верующих не происходят миллионы детских суицидов, правда?

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса. При этом не нужно радужно и красочно расписывать эти «небеса», делать их привлекательными и интересными. Вы можете просто сказать о том. что точно никто не знает, что там и как. И ЭТО ПРАВДА, Никто не знает. Поэтому это не является обманом. Это мягкий способ помочь ребёнку принять идею смерти.

Кроме того, важно сказать о том, что на небеса невозможно попасть по своему желанию, Туда можно попасть только прожив длинную и счастливую жизнь.

Подростковые суициды происходят от того, что ребенок не справляется со своими психологическими проблемами и вовремя не получает необходимую помощь близких людей. Если у родителей и подростка нет добрых, доверительных, уважительных отношений, то взрослые просто не замечают тревожных сигналов в поведении ребенка, не следят, чем он занимается в жизни или в соц. сетях, не понимают, что он стоит на краю пропасти.

Не потеряет ли ребенок доверия ко мне, если я его буду обманывать?

Это тоже самое, что беспокоиться, не потеряет ли ребенок доверия к вам, когда узнает, что Дед Мороза и Зубной Феи на самом деле не существует, игрушке не живые и чудес не бывает. Вы же не рассказываете всю правду, что Дед Мороз — это сосед Вася с приклеенной бородой, а любимый зайка не живой, а просто изделие из хлопка и синтепона. В детстве дети верят в волшебство, в сказку и обычно взрослые поддерживают у ребенка эту веру и не беспокоятся, что ребёнок вырастет и потеряет к ним доверие. Кроме того, как я уже писала выше, никто не знает, что там на самом деле.

Поделитесь в комментариях:
– Была ли вам статья полезна?
– На какие еще вопросы по этой теме ответить в следующей публикации?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник

Родители, стремясь оградить ребенка от чувства утраты, а часто, и просто не зная как об этом сказать, скрывают от малыша смерть близкого человека. Как объяснить ребенку – почему любимый дедушка больше не приходит?  Почему важно не скрывать от ребенка правду о смерти близкого, и как грамотно ему об этом рассказать, объясняет в своей статье кандидат психологических наук, детский и семейный психотерапевт Могилева Вера Николаевна.

Почему нам страшно

 - Как сказать ребенку о смерти близкого? Комментарии детского психолога.Наше отношение к смерти зависит от той культуры, в которой мы живем и того, какое отношение к смерти нам в свое время транслировали родители. Часто взрослым эта тема кажется ужасной. Но для ребенка она может выглядеть совсем иначе.

Например, во многих культурах (Индия, Латинская Америка) смерть воспринимается как радостное событие, т.к. человек прошел свой жизненный путь в этом мире, выполнил свое предназначение, решил определенные эволюционные задачи и ушел в иной мир. Даже смерть ребенка не воспринимается как трагедия – он родился чистым и потому быстро ушел из этого мира. 

Во многих древних религиях отражена идея эволюционного развития души через перерождения и возвращения на Землю (индуизм, иудаизм, буддизм и т.д.). Это порождает иное отношение к смерти, нежели в атеистических или позднехристианских обществах.

Раньше (до революции) в России было принято к смерти готовиться. Осуществлялась как духовная, так и бытовая подготовка. Умирать было принято дома, предварительно завершив все дела, попрощавшись с родными и достигнув состояния прощения и умиротворения, принимая факт своего умирания, как данность. К умирающему приглашали и детей. Они общались с ним, выслушивали напутствие и понимали, что смерть – это такая же часть жизни, как и рождение. При этом не возникало такого панического страха перед этим явлением.

В более поздних формах религий возникли ритуалы, вызывающие ужас перед смертью (плакальщицы, черные одежды и т.д.). Тема смерти приобретала все более ужасающий смысл. В 60-е годы XX века возникла практика помещения умирающего в больницу, что лишало его поддержки и опоры близких, более того, врачи перестали сообщать умирающему о его смертельном диагнозе. В результате человек жил в иллюзорной надежде, что он не умрет и ему так и не удавалось прийти к состоянию принятия факта своей смерти. В обществе нарастала иллюзия отсутствия смерти. Эта иллюзия транслировалась детям уже с ранних лет.

Почему важно сказать ребенку правду

Как сказать ребенку о смерти близкого? Комментарии детского психолога. - Почему нам страшноДаже если не рассматривать смерть, как аспект какой-либо из религий, то в любом случае – физическая смерть – это реальность. Все люди рано или поздно умирают. Это неоспоримый факт. Поэтому скрыть это явление от ребенка, создав иллюзию, что смерти не существует – это нанести ему серьезную психологическую травму в будущем. Он понимает, что если тема запретна и заставляет так переживать и расстраиваться взрослых – значит смерть – это что-то страшное. Постепенно он начинает жить под неосознанным страхом смерти.

Взрослые скрывают от детей факт смерти близкого часто из своего собственного эгоизма – они не готовы встретиться с чувствами утраты и горя у малыша, помочь пережить ему это и поддержать его, т.к. их в это время одолевают собственные чувства.

Примечательно, что для детей эта тема очень важна, и она имеет свои возрастные этапы развития. Так, в возрасте 4-х лет у детей начинается сенситивный период, в котором они начинают осознавать конечность жизни. Сначала это понимание связанно с осознанием конечности жизни близких людей, и только потом – конечности своей жизни. Если в этом возрасте скрыть от ребенка факт смерти близкого или неграмотно донести до него эту информацию, то это, действительно, может стать для ребенка травмой на всю жизнь. Факт естественности смерти будет вытеснен из сознания навсегда, и его место займет страх смерти.

Принятие же этого явления, как данности приводит к тому, что качество жизни меняется. Появляется ответственность за свои действия, и жизнь наполняется иным содержанием.

Как же грамотно поступить в этом случае?

Ребенок 4 года как объяснить смертьВо-первых, взрослому необходимо понять и осознать свой собственный страх смерти. Тоска и чувство утраты у оставшихся в этом мире во многом связанны с тем, что они не представляют свою жизнь без умершего. Часто причиной тому является отнюдь ни любовь, а страх за себя, чувство вины перед умершим и т.д.  В случае, если между близкими людьми была не болезненная зависимость, а здоровая привязанность, они смогут «отпустить» друг друга. И живущие сохранят тепло и позитив от имевшихся отношений.

Во-вторых, это тепло и позитив можно протранслировать ребенку, например, сказав ему: «Дедушка умер. Когда люди умирают, они не возвращаются. Но он всегда будет с тобой, и всегда будет поддерживать тебя». В этих словах нет никакой мистики или религиозной подоплеки. Даже если Вы человек не верующий, то Вы всегда сможете обратиться к образу умершего в вашем сердце, спросить его о чем-то, получить ответ и поддержку. Этому Вы можете научить и своего ребенка.
Малышу не нужно слышать и знать все подробности и факты (например, о течении болезни, или автоаварии) – он ещё очень маленький, не может все понять. 

Конкретные слова

Ребенок 4 года как объяснить смертьДети, от которых не скрывали факт болезни близкого, воспримут информацию проще и им будет ситуация гораздо понятнее.
Важно сразу объяснить все аспекты смерти ребенку, которые могут вызвать у него страхи или чувство вины.

  • Если смерть произошла в результате болезни, пояснить, что не все болезни приводят к смерти, чтобы потом, заболев, ребенок не боялся умереть.

«Бабушка сильно болела, и врачи не смогли ее вылечить. Давай вспомним, ты же болел в прошлом месяце и поправился. И я болела недавно, помнишь? И тоже поправился. Да, существуют болезни, от которых еще нет лекарств, но ты ведь можешь вырасти, стать доктором и найти лекарство против самой опасной болезни».

  • Если смерть произошла в результате несчастного случая, нужно объяснить факт смерти, не обвиняя в ней никого. Чтобы у ребенка не появился страх потери оставшихся близких, нужно сказать ему, что остальные хотят жить долго и не хотят оставить его одного. 

«Да, мама умерла, но я хочу жить очень долго, я хочу быть с тобой все время, я буду заботиться о тебе, пока ты не вырастешь. Не бойся, ты не один».

  • Взрослый должен блокировать возникающее у ребенка чувство вины.

«Ты не виноват, что мама умерла. Как бы ты не вел себя, это все равно случилось бы. Поэтому давай лучше поговорим о том, как нам жить дальше».

  • Здесь же уместно дать ребенку понять, что сейчас очень важный момент для переоценки отношений с оставшимися близкими. 

«Ты очень любил папу, и я не смогу тебе его заменить, но я очень постараюсь оказывать тебе такую же поддержку, как это делал он.» «Ты всегда доверяла свои секреты только маме. Я не смогу заменить ее в этом. Но я очень хочу, чтобы ты знала, что можешь рассказать мне о любых своих трудностях и я помогу тебе. Ты не одна, мы вместе.»  

Важно помнить, что дедушка был близким человеком не только для Вас, но и для Вашего ребенка. Скрывая от малыша факт его ухода, Вы берете на себя право решать, как дальше развиваться их отношениям, а отношения продолжают развиваться и после смерти близкого человека (например, многие могут понять и простить близкого лишь после его ухода).

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.

Источник