Ребенок 4 года говорит что уйдет

Ребенок 4 года говорит что уйдет thumbnail

Это уже мой крик души! Мальчику 4,5 года. Уже как начал учиться ходить, терпеть не мог ходить за ручку. Очень долго его приходилось или таскать на руках, или возить в коляске, иначе дело доходило до истерик.

По-другому на улице он перемещался так: шел, куда хотел, не реагировал на отклики, уходил очень далеко, пока его не остановишь. Лет до 2,5 только так. Но коляска присутствовала до трех лет еще, особено если предстояло путешествие на более дальние расстояния минут на 20.

Дело доходило до истерик, подгибанием ног, валянием на земле и висением на руке взрослого. Потом он, взрослея, все таки начал ходить за ручку или хотя бы рядом. Но только когда его отвлечешь, чем-то займешь, разговоришь.

Практически все наши выходы на улицу (сходить в магазин, забрать из сада и т.п.), заключались в том, чтобы взять ребенка за руку и попытаться спокойно пойти. Но это была нелегкая задача, ребенок мог отбегать, смеяться, падать на землю, истерить. Уговоры, крики, угрозы не помогали. Его приходилось отлавливать, за руку он не шел, он висел на руке, орал, как потерпевший, всячески выражая свой протест. К 4 годам истерики пошли на убыль и практически закончились. Но ребенок продолжает также убегать. Была картина, писанная маслом, как трое взрослых бегали за ним по всему парку, а он убегал, потому что все происходило не так, как ему надо. Но это еще не самое главное.

Когда мы идем домой, его приходится крепко сжимать за руку, чтобы он не побежал сам. Если его не разговоришь, он пытается руку отнять, всю дорогу у нас борьба.

При этом я еще одновременно везу трость с младшим ребенком. Приходиться даже его ругать(старшего) и проявить жесткость, чтобы он слушался.

Я видела, как ходят другие дети с родителями: или спокойно рядом, или за руку. Мой же, если его не держать, не может идти медленно, он отбегает и его приходится откликать.

Но чаще всего он просто, смеясь, бежит домой сам. Это из парка примерно 5 минут, но там дорога, арки и ездят по подворотням машины, темно. Перед дорогой, хорошо, останавливается, ждет меня, но я вся на нервах ору, стой, он бежит очень быстро, потом также очень быстро останавливается перед машинами, у меня состояние просто кошмарное при виде всего этого.

Уговоры, угрозы, мирные беседы, объяснения, строгий выговор, даже приходилось хлопать его в сердцах на нервах. Ничего не помогает. Он может поплакать, может посмеяться, может вообще никак не реагировать. Но в основном он вообще не реагирует на замечания и объяснения. Сегодня он опять от меня убежал.

Шел-шел со мной рядом спокойно, вдруг как сорвался с места и побежал. Побежал в арку, хотя я ему много раз твердила, что перед аркой надо ждать меня.

Я ему ору, стой, он не реагирует.

Короче, он пробежал от меня метров 300 впереди, по подворотням. Я с младшим ребенком на прогулочной коляске, бегу за ним, он даже не останавливается. Потом оглянулся, увидел, что мы идем, бежит дальше. Я ему говорю, за руку надо идти, а он опять за угол забежал. Тут идет мужчина один рядом.

Я в сердцах его прошу, возьмите мальчика за руку и сделайте вид, что его уводите, чтобы припугнуть. Так этот мужчина пошел, а за углом сына моего нет, он убежал еще дальше и нас не ждал. Нашла его только у двери нашего подъезда.

Я в очень подавленном состоянии сейчас. Какое-то состоянии бессилия. Пришли домой, стараюсь как можно спокойнее объяснить ему, что ходить надо рядом, убегать нельзя. Что мама очень огорчена сегодняшним происшествием. Он вообще не реагирует на мои слова, делает свои дела, просит включить ему мультики, дать поесть и т.д.

Банальный вопрос: что делать?

Источник

09.08.2020

Как вести себя родителям, если ребёнок уходит из дома

© depositphotos.com

Подростковый возраст – это период, когда дети острее воспринимают действительность и часто, доказывая свою точку зрения, прибегают к протестам, которые выражают разными способами. Один из таких – побег из дома. Но не всегда побег ребёнка – это саботаж. Иногда причины такого поступка гораздо глубже, чем простой юношеский максимализм. Педагог-психолог Центра поддержки семьи в Омской области Юлия Котова рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, что заставляет детей уйти из дома и как правильно родителям вести себя в этой ситуации.

– Какие мотивы толкают подростков на побег из дома?

– Первый мотив, который может быть, это гиперопека со стороны родителей, когда родительский контроль настолько велик, что, уходя из дома, ребёнок как бы вырывается наружу, чтобы получить новые эмоции, немного свободы, он пытается покинуть те рамки, в которые родители его загнали. Второй мотив противоположный первому – уход вследствие гипоопеки, когда в семье ребёнком никто не занимается и не интересуется, он предоставлен сам себе. Подросток чувствует свою ненужность и поэтому дома его ничего не держит. Третий момент – родители предъявляют к ребёнку слишком высокие требования. На подростка настолько давят завышенными ожиданиями, что для него оказывается лучшим вариантом – уйти из дома, чем им соответствовать. Четвёртый мотив – страх и тревога за себя и своё состояние. Обычно это бывает у детей в асоциальных семьях, где они подвергаются насилию, как физическому, так и психологическому. Пятый мотив – дети уходят из дома, чтобы вызвать у родителей чувство вины и таким образом наказать их за какую-то несправедливость.

– В каком возрасте чаще всего дети уходят из дома? Кто сбегает чаще – мальчики или девочки?

– Чаще всего дети уходят из дома в возрасте от 10 до 17 лет. Дети помладше обычно уходят за компанию с кем-то, так сказать, в поисках приключений. В моём опыте были случаи, когда маленькие дети уходили из дома в какой-то импровизированный поход, просто потому что им не хватало эмоций. Что касается гендерного признака, то здесь преимущество у мальчиков. Это объясняется тем, что девочки в силу своих внутренних женских качеств больше чувствуют привязанность к семье, свою ответственность перед ней.

– Как отличить случаи, когда ребёнок уходит из дома, чтобы привлечь внимание, от появления склонности к бродяжничеству?

Читайте также:  Пожелания 4 года ребенку

– Когда мы говорим о синдроме «бродяжничества», в первую очередь мы говорим о психическом расстройстве. Оно отличается от простого ухода из дома тем, что в этом случае побег достаточно импульсивен, он происходит без каких-либо причин и зачастую повторяется не один раз. У ребёнка постоянно присутствует одержимость дальними странствованиями. В этом случае могут быть хорошие условия в семье, внимательные родители, благоприятная обстановка дома, однако ребёнок уходит, потому что он движим своеобразной манией.

– Существует мнение, что вина за побег ребёнка из дома полностью лежит на родителях. Это так?

– Конечно, можно говорить о том, что вина за то, что ребёнок покинул дом, лежит на родителях. Однако здесь нужно обязательно смотреть на конкретную ситуацию. Но все мы прекрасно знаем, что, если это не психическое расстройство, ребёнок никогда не уйдет оттуда, где ему хорошо. Он уходит из того места, где есть какие-то факторы, которые не позволяют ему оставаться дома, которые доставляют ему дискомфорт. Поэтому, бесспорно, родитель ответственен за то, что ребёнок сбежал.

– Как правильно вести себя родителям, если ребёнок сбежал из дома?

– Некоторые родители думают, что надо чуть-чуть подождать, и ребёнок сам придет домой. Но так делать ни в коем случае нельзя, нужно бить тревогу сразу, чтобы не терять время. Потому что, как показывает практика, чем быстрее родители среагируют, тем выше вероятность найти ребёнка. Сразу нужно оповестить полицию, подключить профессиональные поисковые службы, организовать собственные поиски: посетить те места, где ребёнок чаще всего любил находиться или все время хотел побывать, те места, где предполагаемо он может прятаться.

– Как вести себя родителям с ребёнком после побега? Как правильно построить диалог, чтобы не допустить повторения ситуации?

– Побег ребёнка из дома – это достаточно серьёзная причина, чтобы пересмотреть детско-родительские отношения в семье. И когда ребёнок найден, первое, что нужно сделать родителям, сказать ему о том, как они переживали, волновались, что они его очень любят. Здесь на помощь придут так называемые «я-высказывания»: «я тебя люблю», «я за тебя так переживал», «я так беспокоился, что не найду тебя». Это делается для того, чтобы ребёнок понял, что его ценят и ждут, что он важен и значим.

Конечно, все ситуации индивидуальны, и порой подросток не хочет идти на контакт. Здесь ему нужно дать время для того, чтобы он переосмыслил произошедшее, возможно, сформулировал и выразил какую-то свою претензию. Также важно сказать ребёнку, что вам очень хотелось бы знать причину, почему он так поступил, потому что вы его любите и беспокоитесь за него, но готовы дать время и подождать, когда он будет готов к диалогу. Если же всё-таки не удается построить диалог, тогда нужно обращаться к специалисту, чтобы уже с его помощью разобраться в ситуации, понять причины поступка ребёнка и, возможно, найти какие-то собственные ошибки, допущенные в воспитании.

Источник

Такое явление, как бегство детей из дома, к сожалению, становится весьма частым в наше время.

По данным ГУ МВД РФ по краю, в этом году в отделы полиции поступило 476 заявлений по такому поводу. А ведь многие семьи предпочитают в правоохранительные органы не обращаться, боясь скомпрометировать свое «благополучие». Испуганные родители, обнаружив исчезновение родного чада, обзванивают друзей ребенка и больницы с моргами, поднимают на уши родственников, прочесывают излюбленные места прогулок своего ребенка. А наутро, когда отчаявшиеся и почти поседевшие папа с мамой апатично пьют валерьянку, дитятко заявляется домой – «у подружки засиделась». И как вести себя родителям в таких случаях? Однако прежде надо попытаться найти ответы на другие, более актуальные вопросы: почему дети убегают из дома и как защитить семью от таких потрясений?

Детские побеги бывают двух видов:

· Мотивированные. Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег в данном случае – метод ухода от проблемы.

· Немотивированные. Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Основные причины детских побегов

· Психические заболевания.

· Конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье.

· Конфликты в школе.

· Желание свободы (бунт против родителей).

· Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.

· Скука.

· Избалованность.

· Страх наказания.

· Этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое.

· Внутренние проблемы на основе начала строительства отношений с противоположным полом.

· Размолвки между родителями, развод родителей – бегство в таких случаях является способом выражения протеста.

· Ребенок хочет сам зарабатывать себе на жизнь.

· Навязывание ребенку родительской точки зрения в плане выбора профессии, друзей и пр. Отрицание собственного выбора ребенка.

· Неблагополучная семья. То есть алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, рукоприкладство и пр.

· Детская наркомания или вербовка в одну из сект, которых сегодня становится все больше.

Правила поведения для родителей

Самое главное, что стоит знать родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома), – это их внутренние возрастные противоречия. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное ни постоять за себя, ни решить свои проблемы. Исходите из этого, когда в очередной раз вам захочется накричать на ребенка за очередную «двойку» или запретить гулять после шести вечера.

· Первым делом прокрутите в памяти все, что говорил вам ваш ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.

· Обзвоните всех знакомых, друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваше дитя вдруг появится у них.

· Проверьте вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или «с чемоданами».

· Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.

· Ребенок не мог просто сбежать? Все вещи на месте? И проблем не было? И никто не знает где он? Звоните в скорую – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.

Читайте также:  У ребенка в год и три месяца 4 зуба

· Результатов нет? Бегом в ваше районное отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск. Помните: несмотря ни на что, сотрудники полиции должны принять у вас заявление! Кстати, по данным все того же краевого ГУВД, в этом году все беглецы, родители которых обращались в полицию, были найдены и возвращены в семьи.

· Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно, у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении.

Внимание! Если вдруг на улице вы натолкнулись на чужого ребенка, который показался вам потерянным, зареванным, «беспризорным» – не проходите мимо! Попытайтесь поговорить с ним, выяснить, что с ним случилось. Возможно, его тоже сейчас ищут родители!

Современные дети часто убегают довольно рано – начиная с 10-12 лет. Один из основных мотивов – непонимание в семье. В том числе, когда родители, например, в конфликтной ситуации безоговорочно встают на сторону учителя. И если ребенок, столкнувшись с неправотой взрослого в школе, не находит поддержки у родителей, потому что для них учитель «всегда прав», для него это может стать причиной ухода.

Дети постарше, лет 13-15, бегут обычно из-за того, что родители дома «передавливают», а им хочется свободы, у них появилась жажда приключений, хочется попробовать другой жизни.

Один из типичных случаев: девочке 15 лет, она из хорошей семьи, родители беспокоятся о ней, ее контролируют. Но у нее есть подружки из неблагополучных семей, которые гуляют где хотят и когда хотят. Девочка из хорошей семьи, где контролируют ее своевременное возвращение домой, начинает завидовать «независимым» подругам. У них свободная жизнь, полная приключений. Однажды девочка попробовала отпроситься с ними на ночь, но мама не отпустила, в результате девочка убежала.

Еще одна причина для детей такого возраста – раннее «взрослое» поведение ребенка, к которому родители не готовы. Пример: мальчик 15 лет начал встречаться с 14-летней девочкой из другого района, провожал ее вечером домой, она часто приходила домой поздно. Родители ее ругали, и она приняла решение уйти из дома. Мальчик обратился к своей маме: «Я люблю Машу, но ее ругают из-за поздних встреч со мной, можно она будет жить у нас?» Мама возмутилась: «Ты обалдел?» Тогда мальчик собрал вещи и ушел со своей Машей. По его мнению, он поступил по-мужски: он не оставил любимую девушку одну и защитил ее в меру своих возможностей. Вероятно, маме надо было уделить больше внимания этой ситуации: например, попытаться поговорить с родителями Маши и вообще как-то поучаствовать, а не просто отрезать: «Нет, и все». Это сигнал о том, что пора перестать воспринимать ребенка как свою собственность, а надо начать смотреть на него, как на взрослого человека. В этом возрасте дети часто учатся отстаивать любовь, дружбу, учатся жить, быть верными своим друзьям и любимым, они делают это с юношеским максимализмом. И эти проявления следует уважать.

Советы психолога

Если в вашей семье все хорошо, а ребенок – отличник, это еще не говорит о том, что у него не может быть проблем. Проблемы могут скрываться там, где вы никогда бы не стали их искать. В учителе, который публично унизил вашего ребенка! В девочке, которая ушла от него к его другу, потому что ваш сын «не дорос еще до серьезных отношений»! В том симпатичном и интеллигентном новом друге вашего ребенка, который на деле оказался… (вариантов много). И не всегда ваш ребенок расскажет, что у него на душе. Потому что родителям или некогда, или в семье просто не принято делиться друг с другом радостями и горестями.

Как же себя вести, чтобы дети не убегали

· Будьте другом своему ребенку. Это главный совет на все времена. Тогда с вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Тогда вы всегда будете знать, где и с кем ваше чадо. Тогда даже к самым темным уголкам детской души у вас будет ключик.

· Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, человек со своими взглядами на жизнь. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей опеки.

· Вспомните себя в молодости. Как ругались мама с папой за вашу непонятную музыку, странные компании, косметику и пр. Как злились вы, что вам не дают самовыражаться так, как вы того желаете. Опять же исходите из того, что вы друг, а не тиран. Подросток захотел татуировку? Не принимайте сразу решительных мер (если захотел – все равно сделает), сядьте рядом, просмотрите вместе картинки, изучите их смысл (чтобы не наколол то, за что потом придется расплачиваться). Расскажите ему о последствиях, к которым может привести татуировка. Попытайтесь убедить подростка подождать годик-два. А там, глядишь, он и сам перехочет.

· Не нравятся его (ее) друзья? Не спешите гнать их из дома с криками «они тебя плохому научат». Это не ваши друзья. Если вам они не понравились, это не значит, что они все поголовно «наркоманы, маньяки, двоечники, потерянное поколение». Но будьте внимательны. Делайте выводы молча. Влезать в отношения ребенка с кем бы то ни было можно лишь в том случае, если эти отношения могут угрожать здоровью ребенка, психике или его жизни.

И в 5 лет, и в 13, и даже в 18 ребенку хочется внимания (понимания, доверия, уважения) к себе. Он не хочет слышать каждый день: «делай уроки, сделай тише свою музыку, почему у тебя опять бардак, в кого ты такой безрукий, мы тебя кормим-поим, а ты только о себе думаешь и пр.». Ребенок хочет слышать: «как дела в школе, все ли у тебя хорошо, куда бы ты хотел поехать на выходные, а давай вместе смотаемся на концерт» и пр. Ребенку нужна забота, а не тотальный контроль, кнут с утра до вечера и отношение «скорей бы ты уже от нас съехал». Безусловно, границы ребенок должен знать! Вседозволенность не приносит ничего хорошего. Но даже поставить ребенка на место можно таким способом, чтобы у него выросли крылья и захотелось сделать то, о чем вы просите. Не «совсем тебе на родителей наплевать! Последние деньги тянешь!», а «сынок, давай мы поможем тебе найти работу, так ты быстрее накопишь на новый компьютер».

Читайте также:  Флемоксин солютаб сколько давать ребенку 4 года

· Воспитывайте в ребенке ответственность и самостоятельность. Поддерживайте его во всех начинаниях и позволяйте быть таким, какой он есть, а не тем, кем вы хотите его видеть.

· Никогда не угрожайте, даже шутя, что накажете ребенка или выгоните из дома, если он что-нибудь натворит (закурит, получит двойку и пр.). Зная о возможном наказании, ребенок никогда не скажет вам правды и даже может натворить еще более серьезные глупости.

· Ребенок требует свободы и уважения его интересов? Идите ему навстречу. Пора начинать доверять своему ребенку. И пора отпускать его во взрослую жизнь. Пусть учится совершать поступки и отвечать за них самостоятельно. Только не забудьте предупредить его о последствиях того или иного поступка (мягко и по-дружески).

· Не запирайте своего повзрослевшего ребенка дома – «после шести вечера чтоб никуда!». Да, это страшно и тревожно, если уже темно, а «дитя» где-то и с кем-то гуляет. Но «дитя» уже с вас ростом, у него, возможно, даже щетина на лице, пора разговаривать на другом языке. Собирается к друзьям и надолго? Берите координаты всех друзей, включая их домашние адреса, телефоны. Требуйте, чтобы каждые 1,5-2 часа он вам отзванивался и сообщал, что у него все хорошо.

· Не пытайтесь навязать ребенку свою дружбу – делайте это аккуратно, постепенно вовлекая ребенка в доверительные отношения. Чаще берите его с собой в поездки и на отдых, участвуйте в его жизни, искренне интересуйтесь его делами. Главная профилактическая мера против побегов и рецидивов банальна – необходимо любить своего ребенка и слышать его, находить время для откровенных разговоров.

· Не считайте детские проблемы мелкими и маловажными. Хорошо бы быть в курсе того, чем ребенок живет, каковы его интересы, зарегистрирован ли он в соцсетях и в каких группах состоит.

Как вести себя с ребёнком после его длительного отсутствия

Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите его и скажите, как вы его любите.

Запоминайте, чего категорически нельзя делать после счастливого воссоединения семьи:

· Нападать на ребенка с расспросами.

· Кричать и применять физическую силу.

· Наказывать любым способом.

· Демонстративно молчать и игнорировать.

Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам, выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес.

Ваша задача:

· Успокоить ребенка.

· Расположить его к себе.

· Установить контакт.

· Убедить, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.

Когда ребенок оказывается дома после побега, от первой реакции родителей зависит, придется ли снова полиции и поисковикам выезжать на его поиск. Самая разумная реакция такая: «Извини меня за то, что ты сейчас услышишь, но я не могу этого не сказать». И дальше уже говорить то, что вы думаете о его поступке. Просто принять его обратно с радостью, не сказав о своих переживаниях, тоже не вариант. Ребенку следует знать о беспокойстве родителей.

Реакция на возвращение ребенка должна быть адекватна причине побега. Если он демонстративно ушел из дома, чтобы показать родителям, что они больше не имеют на него влияния, попытался перехватить власть, то родители, конечно, должны ему показать, у кого все-таки больше прав. А если это был конфликт или несчастная любовь, то это совершенно другая ситуация и другая родительская реакция. Если он побоялся прийти домой, потому что его не аттестовали по математике, а у родителей в отношении математики завышенные ожидания, конечно, первое, что он должен услышать дома по возвращении: «Неважно, что у тебя там с математикой, ты можешь мне об этом сказать».

Не бойтесь привлекать полицию: если ребенок ушел, шантажируя родителей и вынуждая их к чему-то, значит, он сделал таким образом следующий логический шаг после многочисленных других испробованных им способов воздействия на родителей. И если каждый раз, когда он пробует «прогибать» родителей, ему это удается, то с каждым новым шагом он пробует идти все дальше и дальше, расширяя границы до невозможного. И в этой ситуации, конечно, должны быть установлены жесткие рамки. Такому ребенку надо объяснить, каковы последствия его поступков, чтобы он знал, что, если он убежит, об этом узнают полиция, школа.

Если причина побега нежелательные друзья, то единственное решение проблемы – это переговоры. Когда мы говорим о компании подростка, речь идет о ценностях, и если мы будем пытаться их обесценивать, говоря, что твои друзья идиоты, все, что они делают – плохо, то это может привести только к войне. А подростка война вдохновляет сама по себе, независимо от мотивов и перспектив, поэтому эти механизмы лучше даже не запускать. Попробуйте договориться.

Составьте с ребенком договор из двух-трех конкретных пунктов. Например: раз в неделю он имеет право ночевать у друга, если вы созвонились с его родителями, они не против и так далее. И если он в остальное время приходит домой строго до девяти вечера. Договор составляется на короткий срок – две-три недели. Если в этот период договоренности срываются, вы снова садитесь, снова обсуждаете условия и санкции.

Если ребенок сбежал из дома, потому что хотел приключений, это повод задуматься: что мы не предложили ему дома, чтобы эта потребность была удовлетворена. Возможно, надо найти какие-то безопасные и контролируемые родителями варианты выплеска адреналина: покататься на картинге, прыгнуть с вышки и так далее.

Если ребенок ищет адреналина, единственный способ с этим справиться – смоделировать такие ситуации, где он его получит.

По материалам управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском крае аппарата ПСК.

Александр ЗАГАЙНОВ

Источник