Ребенок 4 года физ воспитание

Казалось бы, для чего занимать физкультурой и без того подвижных детей. Тем не менее, большинство спортивных школ начинают набор детей в возрасте 4-5 лет.
В это время ребенок уже полностью владеет своим телом, пропорции его практически соответствуют параметрам взрослого человека. Именно с 3 до 5 лет дети переживают новую фазу активного роста, когда растут с такой же скоростью, как и дети до 12 месяцев.
Важность и необходимость физкультуры для детей
Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:
- Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
- Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
- Сформировать осанку.
- Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
- Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.
У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.
Важно! Вредно и даже опасно ограничивать двигательную активность детей в этом возрасте.
Малоподвижный образ жизни малыша может вызвать:
- Дисфункцию и заболевания желез внутренней секреции. Это спровоцирует гормональные проблемы в подростковом возрасте и взрослой жизни. Привычка к режиму дня и подвижности «уравновешивает» выработку гормонов роста, гормонов половых желез.
- Нарушение формирования костей скелета. Приводит к плоскостопию, изменению осанки, сколиозу.
- Замедление физического развития.
Правила организации детской физкультуры
Из-за быстрого роста и высокого расхода энергии малыш в возрасте 3-5 лет быстро теряет свой младенческий жирок и приобретает «взрослые» пропорции. Прежде чем вводить физические упражнения, необходимо установить четкий распорядок дня. Малыш должен питаться часто и небольшими порциями. Ложиться спать в хорошо проветренном помещении, засыпать и вставать примерно в одно и то же время. В возрасте 3-5 лет маленькому человеку все ещё нужен дневной сон продолжительностью около 2 часов.
За время прогулки дети должны проходить пешком 15-20 минут подряд, после чего нужно делать перерывы на отдых.
Внимание! Малыш быстрее привыкнет к занятиям физкультурой, если будет видеть пример близких – бабушек, родителей, тем более что дети стремятся подражать во всем.
В этот период дети ещё не могут долго удерживать внимание. Сосредоточиться на упражнениях могут не более 10-15 минут. После такого непродолжительного занятия обязательно должна быть пауза на активные игры, требующие много движений. Нагрузку требуется увеличивать не чаще, чем один раз в каждые 2-3 месяца.
По возможности следует добавить к занятиям плавание.
На время болезни все занятия физкультурой прекращаются. Вернуться к ним можно только: спустя 7-14 дней после перенесенной ОРВИ, спустя 3 недели после аденовирусной инфекции или тяжелого инфекционного заболевания; и в целом следует опираться на мнение педиатра в том, когда возвращаться к гимнастике. Восстанавливать нагрузку постепенно.
Виды комплексов упражнений
Физкультура для детей 4 лет должна быть веселой и интересной, чтобы удерживать внимание и не отвращать от спортивных упражнений.
Простой комплекс упражнений для семейных занятий:
- Простая ходьба по кругу – прогулка.
- Руки на поясе. Повороты головы из стороны в сторону: да-да и нет-нет.
- Руки на поясе. Наклоны головы в стороны.
- Руки подняты. Наклоны туловища в стороны – «деревья в лесу качаются».
- Руки на поясе. Вытягивать руки и делать хлопок – «ловить бабочек» в ладошки.
- Чередовать приседания и наклоны – «собирать» грибы, ягоды, цветы.
- «Потягушки» – встать на цыпочки, высоко над головой поднять руки, растопырить пальцы.
- Ходьба по кругу: прогулка закончилась, «идем домой».
Во время бега малышу может понадобиться перерыв, допустимо передохнуть 2-5 минут.
Важно! Все упражнения доделывать до конца, даже если делали перерыв; приучать заканчивать все занятия.
Комплекс для занятий на улице или детской площадке:
- Бег на 200-300 метров, не спеша и делая короткие перерывы, если это необходимо.
- Ходьба попеременно на носочках и на пятках.
- Руки вытянуты в стороны, ноги на ширине плеч. Махи обоими руками по часовой и против часовой стрелки.
- Прыжки на одной ножке. По 10 прыжков на каждую ногу.
- В зависимости от детской площадки: висы на лесенке, лазанье.
Простой домашний комплекс упражнений:
- Ходить по кругу для разогрева, можно поочередно проходить обычный круг и затем делать круг прыжками.
- «Часики тикают». Выполнять упражнение стоя, руки свободно свисают, расслаблены. Руки раскачивать из такого положения вперед и назад 4-5 раз.
- Сидя на стуле, поворачивать голову влево и вправо. Шея немного вытянута вперед, руки лежат на коленях.
- Прыжки по кругу, поочередно с ходьбой, 3-4 минуты.
Или:
- Ноги стоят чуть шире плеч. Руки опустить перед собой. Приподнять руки на уровень глаз, ладонями вверх, через секунду опустить. Повторить упражнение 5-7 раз.
- Наклоны туловища вперед. Руки на поясе, ноги всегда держать выпрямленными.
- Упражнение «велосипед». Выполняется лежа на спине. Поднимать и сгибать ноги, «едем на велосипеде». Повторить 3-4 раза.
- Шаги по комнате с высоко поднятыми коленями, можно поочередно выполнять прыжки и приседания.
Комплекс посложнее, подходящий для детей 4-5 лет:
- Исходное положение стоя, руки вытянуты вдоль тела. Затем руки разводятся в стороны, как для объятья. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
- Из такого же исходного положения делать повороты туловища в стороны, широко разводить руки. Повторить 4-5 раз на каждую сторону.
- Стоя, стопы находятся параллельно друг другу. Делать полуприседания, руки подняты и согнуты в локтях.
Занятия будут эффективнее в утреннее время, желательно не менять часто программу упражнений, чтобы малыш выполнял те упражнения, которые уже знает. Утренняя разминка бодрит и улучшает прилив крови к тканям.
Занятия во второй половине дня желательно разнообразить предметами и игрушками: взять в руки кубики, применять гимнастический мяч. В это время можно разучивать новые упражнения или выйти на свежий воздух. Как правило, когда дети перерастают грудной возраст, родители неохотно, намного реже гуляют с ними на улице, тогда как детям нужен свежий воздух в любом возрасте.
Взрослые должны поощрять участие детей в упражнениях, расспрашивать, какие упражнения нравятся, и какие они хотят выполнять.
Любые упражнения можно комбинировать, выполнять под веселую музыку. Цели таких занятий – не накачать мышцы. Выполнять следует посильно, стремясь получить больше положительных эмоций и энергии. Эти простые комплексы послужат укреплению физического здоровья и умственного развития.
Проведение совместных тренировок родителей и детей
Детей сложно чему-либо научить, не подавая личного примера. Только наблюдая за взрослыми, повторяя за ними, малыши учатся культуре спорта, питания, общения.
Активный отдых – один из наиболее интересных способов проведения семейного досуга. Во время общих для семьи занятий гимнастикой дети получают положительные эмоции, копят приятные воспоминания о времени, проведенном в кругу близких.
Специалисты, которые занимаются с детьми физкультурой, тоже, безусловно, важны. Их участие необходимо, когда уже появились проблемы, требующие лечебной физкультуры или кинезиотерапии. При помощи физических упражнений специалист может устранить нарушения осанки, остеохондроз, плоскостопие, некоторые патологии центральной и периферической нервной системы.
Занятия с детскими тренерами проходят не ежедневно, а со специалистами ЛФК – только по показаниям и курсом. Физическая культура детей и родителей – это ежедневная привычка, которая послужит для профилактики большинства заболеваний.
Кроме того, дети больше доверяют своим близким и в таких занятиях будут более расслаблены, сосредоточены на движениях и положительно настроены.
В возрасте 4-5 лет показано посещение детского садика. Там малыш учится одиночным и групповым играм, получает основы физического и социального развития.
Источник
Физическое воспитание детей 3-4 лет.
Физическое воспитание детей в детском саду предусматривает укрепление и охрану здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой , мышечной, дыхательной, и др.).
Маленький ребёнок проявляет большую потребность в движении. С его ростом под воздействием окружающих взрослых быстро расширяется круг доступных движений.
Ловкость, быстрота, сила, выносливость – вот те двигательные качества, которые необходимо развивать у дошкольников.
Двигательные качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений, объём которых указывается в программе по каждой возрастной группе. Дети обладают различным уровнем прирождённых способностей, сложившихся на основе некоторых биологических предпосылок в сочетании с благоприятными условиями жизни. На этом фоне происходит их дальнейшие возрастные развития.
Применение простых и разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, приводит к свободному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность правильно распоряжаться своими движениями в пространстве. С возрастом у ребёнка увеличивается объём двигательных умений. Важно при этом развивать способность овладевать новыми движениями. Порой малыши могут опережать старших, некоторые из них имеют более высокий уровень силы, лучшую прыгучесть.
Особенно это заметно на более простых движениях, которыми дети рано овладевают в беге, прыжках. Важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому ребенку развивать свои способности, и проявлять их в движениях, соответствующих возможностям ребёнка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества, развивать их, не останавливаясь на достигнутом. Направлять их энергию, физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся.
Физическая культура для детей – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультминутки.
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у детей правильной осанки. А правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его систем. При неправильной осанки особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки лёгких, уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание. Всё это приводит к частым заболеваниям дыхательных путей. Занятия утренней гимнастикой подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течении всего дня. Длительность утренней гимнастики для детей младшего возраста не более 5 минут. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки, упражнения для различных мышечных групп. Оно выполняется с предметами (мячами, гимнастическими палками, флажками, погремушками): «деревья качаются», «зайки прыгают».
Физкультурные занятия – это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определённые программные задачи.
Овладение детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, в высоту, с мест,. метание в цель, вдаль, лазанье. Занятия проводиться, используя гимнастическое оборудование (гимнастические скамейки, лесенки, брёвна, ребристые и гимнастические доски ), а также индивидуальные физкультурные пособия ( обручи, мячи, мешочки с песком ).В физкультурные занятия обязательно включают игровые элементы. В гости приходят куклы, зайцы, мишки, и др. герои, которые хотят посмотреть или которых надо поучить делать то или иное движение. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку). Значение в развитие таких (движений) двигательных качеств, как ловкость, сила быстрота, выносливость, играют подвижные игры.
С 3х – 4х лет детей обучают ходьбе на лыжах, соблюдая последовательность и постепенность в овладении основными элементами движений. Вначале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку, это правильное рациональное питание, и использование физических упражнений на воздухе,. достаточная трудовая активность, образцовое поведение взрослых.
Хорошо, если родители отдыхают вместе с детьми, ходят на речку, в лес, на каток, на лыжах. Система охраны здоровья и воспитания детей может успешно реализована только при полном понимании и доверии между родителями, и педагогами.
Источник
Когда детям 4-5 лет, физическое воспитание «переходит» на новый уровень. Этот период обозначают как средний дошкольный возраст. Ребенок растет, его организм изменяется. Каждый малыш индивидуален, как и его физические возможности. Но существуют общие правила развития, подходящие для этой возрастной категории. Чтобы этап роста и формирования проходил правильно, нужно подобрать систему упражнений. Некоторые родители уделяют больше внимания интеллектуальному развитию. Но для полноценного и всестороннего роста личности нужно сочетать эти два направления. Физическое воспитание детей 4-5 лет позволяет ребенку гармонично развиваться.
Содержание:
- Физическое развитие. Что учесть при составлении программы;
- Физическая культура для детей 4 лет;
- Физическая культура для ребенка 5 лет;
- Физическая педагогика. Как быть если ребенок пассивен;
- Программа физических занятий для детей среднего школьного возраста;
Физическое развитие. Что учесть при составлении программы
В значительной степени на показатели влияет наследственный фактор. Если родители ребенка низкого роста и миниатюрной комплекции, то чадо будет иметь рост и вес ниже среднего. На телосложение влияет наследственность, питание, образ жизни. Недостаток физической активности негативно сказывается на самочувствии и поведении. Вот почему так важно следить за рационом питания, режима дня и не забывать про физическую культуру. И эта задача возлагается на родителей. Если показатели роста или веса выходят за пределы нормы, то необходимо обратиться к специалисту: педиатру, эндокринологу или диетологу. Он поможет выяснить причину проблемы.Картина физического развития ребенка определяется по нескольким критериям:
- Рост;
- Вес;
- Окружность грудной клетки (нужно измерить);
- Показатели внутренних органов;
- Показатели костной системы;
- Состояние мышц;
- Уровень развития мелкой моторики;
Важно
Начинать следует с простых упражнений. А только потом увеличивать сложность. Тогда ребенок не будет испытывать стресса. Развитие должно проходить в комфортном для него режиме. Давать сразу слишком сложные задания не стоит. Если у ребенка не будет получаться их выполнять, то он потеряет к ним интерес. Перенагрузка не сделает малыша здоровее, а привести к недугам ― запросто.
Физическая культура для детей 4 лет
Этот возраст характеризуется активным движением. Дети начинают изучать тело, пробуют свои силы. Физическое воспитание ребенка в 4 года, должно соответствовать его возможностям. Подумайте, сможет ли он выполнить то или иное упражнение.
В этом возрасте нужно сформировать интерес к спорту и активным играм. Сейчас родителю это будет проще сделать, чем когда ребенок подрастет. Если он полюбит подвижные игры, то школьная жизнь не станет испытанием. Чадо социализируется, умеет работать в команде, у него развита реакция. В физическое воспитание ребенка, которому 4 года уместно включать утреннюю зарядку. Прививайте малышу «здоровые» привычки. Поначалу, занятие ребенку может показаться скучным. Поищите в Интернете детские зарядки. На видеохостингах есть варианты с участием мультперсонажей, детей, учителей. Они красочные, музыкальные и показывают, как правильно делать упражнения. С ними ребенку будет веселее заниматься. Хорошо, если первый и второй «урок» пройдет с участием родителя. Это укрепит вашу связь и поддержит малыша. Обязательно хвалите ребенка, когда у него получается делать упражнения правильно.
Таблица развития 4-летнего ребенка.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Средний рост по данным ВОЗ | 103,3 см | 102,7 см |
Вес | 16,3 кг | 16,1 кг |
Физическая культура для ребенка 5 лет
Дети в 5 лет особенно нуждаются в физическом воспитании. Они начинают чувствовать свое тело, движения становятся более уверенными. Им хочется двигаться, выплеснуть этот заряд. Если родитель не поможет направить эту энергию в нужное русло, то ребенок будет плохо спать. Он становится перевозбужденным, капризным, нервно реагирует на мелочи. Малышу нужно реализовать свои силы и он еще не совсем понимает как это сделать и когда.
Зачастую взрослые недооценивают интеллектуальные возможности детей, а вот физические, могут не оправдать завышенных ожиданий. Поэтому не удивляйтесь, если ребенок не справляется с насыщенным расписанием: каратэ, танцы, футбол. В таком возрасте лучше остановиться на чем-то одном. Если эти занятия чадо очень любит, то равномерно распределите уроки по неделе. Физическое воспитание детей 5 лет включает дисциплинированность и нацеленность на результат. На примере спорта понятен принцип: чем чаще делаешь какое-то движение, тем лучше получается. Это знание применяется и в отношении учебы. Как известно, «повторение ― мать учения».
Дошкольник должен уметь:
- Уверенно подниматься и спускаться по лестнице;
- Ходить задом-наперед;
- Прыгать;
- Стоять на одной ноге и сохранять равновесие;
Таблица развития 5-летнего ребенка.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Средний рост по данным ВОЗ | 110 см | 109,4 см |
Вес | 18,3 кг | 18,2 кг |
Физическая педагогика. Как быть если ребенок пассивен
Что делать тем, у кого чадо предпочитает спокойное времяпровождение? Не стоит принуждать его к активности. Настойчивость только отбивает желание. Это делают постепенно и тактично. Разберитесь почему ребенку не интересен спорт и физическая культура. Это может быть по нескольким причинам:
- Он часто болеет и плохо кушает. Тогда у ребенка просто нет сил на физические упражнения. Нужно проконсультироваться с педиатром. Разнообразить режим питания. И только после этого постепенно вводить физкультуру.
- Не привита физическая активность ранее. Даже если ваш ребенок меланхоличен, или склонен к интеллектуальному или творческому развитию больше, ему также важна физкультура.
- Неуверенность в себе;
- Плохие воспоминания с какой-либо игрой;
- Боится потерпеть неудачу;
Последние 3 проблемы вы можете помочь разрешить. Предложите ребенку поиграть или поупражняться для начала вместе в домашнем кругу. Чаще хвалите его, придумайте награды: картонные медали, статуэтки, которые можно вручать как кубок. Можно завести «спортивный дневник» и вклеивать наклейки за достижения. Когда у дитя начнет получаться, он поверит в себя, то станет более открытым.
Программа физических занятий для детей среднего школьного возраста
Родителям не нужно читать целый реферат на тему физического воспитания детей. В списке ниже есть полезные упражнения, которые помогут ребенку развиваться правильно и своевременно для его возраста. Помимо этого, будет полезен велосипед, самокат. В северных регионах дети рано становятся на лыжи и коньки.
- Ежедневная утренняя зарядка. Улучшает настроение, помогает пробудиться, насыщает кровь, а соответственно мозг кислородом. После зарядки ребенок более продуктивен. Ускоряясь, кровоток разносит больше полезных микроэлементов. Иммунитет укрепляется. Улучшается осанка. Если упражнения войдут в привычку, детям будет легче вставать по утрам. Важный пункт ― делать их регулярно.
- Подвижные игры командные игры. С физической точки зрения заставляют ребенка быть проворным, активным, развивают реакцию. Улучшают физические способности. Чадо начинает осознавать, что порой для победы нужен коллектив и слаженность. Основной урок ― не всего можно добиться в одиночку. Также, они научат ребенка чувствовать других игроков. Развивает чутье, понимание что сделает другой участник игры без слов (пас, передача, рывок).
- Развиваем координацию: бег через перегородки «Змейка», прыгаем через скакалку, играем в «классики». Хороший повод выйти на улицу, подышать свежим воздухом и поиграть на детской площадке. Если ее нет, то в условиях частного дома, можно легко создать «Змейку» самостоятельно. Игра «замри». Правила простые: включаем музыку, а когда наступает пауза, ребенок должен замереть в одной позе и не двигаться. Еще будет полезно катание на качеле.
- Физминутка после полудня. Разминаем пальцы, кисти рук, плечи, голеностоп. Можно попрыгать на месте, приседать, встаем на носочки и тянемся к солнцу. Чтобы было веселее, придумайте стишки, песенки, сравнения, которые озвучивали бы действия. Так ребенку будет легче запомнить последовательность и делать разминку даже без вас: в садике, гостях, у бабушки.
- Дети любят соревнования. Они развивают лидерские качества, силу воли, учат старанию. Главное, научить уважать соперников и с достоинством принимать неудачи. Соревноваться можно во всем: кто дольше простоит на одной ноге, провесит на турнике, кто быстрее поднимется по лестнице (спускаться наперегонки опасно).
- Развиваем реакцию, меткость и ловкость: игры с мячом, стрельба из водных пистолетов, ловим бабочек, хлопаем мыльные пузыри, играем в снежки, вышибалы. Уклоняемся от «снарядов». Бегаем с наклонами в стороны, перенося вес с одной ноги на другую.
- Упражнения на развитие вестибулярного аппарата: ходим по бордюру, бревну, дорожке «Змейка» на детской площадке. Делаем наклоны головой, а затем туловища ― это тоже помогает «активировать» вестибулярный аппарат у ребенка. Кружимся сначала в одну сторону, затем в другую.
Источник