Ребенок 4 года дятел
Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»
Содержание организованной деятельности детей.
1. Чтение детям.
Загадки про дятла. Стихи. Рассказ Е. Чарушина «Дятел».
2. Связная речь
Рассказывание по картинке. Рассказ-описание.
3. Звуковая культура речи.
Имитация голосов лесных птиц: кукушки, совы, дятла. Интонирование речи. Дикция.
Закрепление изолированного произношения звуков: «Д – ДЬ». Звуковые игры: «Дятел кричит: Д-Д-Д – коротко, звонко, большим ртом; маленький дятел – птенец кричит маленьким ртом: ДЬ-ДЬ-ДЬ».
4. Введение в грамоту. Обследование печатной буквы «Д». Идентификация звуков и знаков. Показ знаков на таблице Н. Зайцева.
Услышать и выделить голосом звуки «Д-Д-Д» и «ДЬ-ДЬ-ДЬ».
5. Словарь детей.
Предметный, глагольный, сенсорный словарь. Названия птиц и частей их тела, действий, качеств и признаков.
Стимульный материал: предметные картинки лесных птиц, крупное контурное изображение дятла, макет кормушки с плоскостными птицами.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
И лесные птицы
Дятлы и синицы!
(Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх,
Поднятыми руками помахать,
Присесть и показать какой маленький дубок,
Руки развести в стороны).
2. Образно-игровое развитие
В лес по тропке длинной
Мы опять спешим,
Я буду Мамой – птицей,
А птенчиками – вы!
3. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
– Помашите крылышками, почистите пёрышки, и полетим вместе в лес густой и дремучий. А кто тут на дереве сидит?
Воспитатель читает детям стихи Сергея Козлова «Что за птица»
Что за птица?
К нам на первую страницу
Прилетела и сидит;
Острым клювом
Спозаранку,
Будто делает зарядку,
Наше дерево долбит?
Зачем птица прилетела?
Всё стучишь и не поёшь?
На рассвете
То и дело
Спать ребятам не даёшь?
Вот зачем я прилетела:
Песни петь — не наше дело,
Вот сижу себе, стучу!
Вам же станет
Очень скучно,
Если вдруг я замолчу
И умолкла,
Но с утра
Снова сыплется кора,
Снова тот же слышен стук:
«Тук, тук-тук.
Тук-тук.
Тук-тук.»
Это ты опять, приятель?
— Кто ж ещё? — ответил Дятел
Е. Чарушин «Дятел»
Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Да вот он – пёстрый и шапка красная. Прилетел на сосну, когтями в кору вцепился, хвостом снизу подпёрся, прыг – прыг по стволу вверх. Нашёл местечко, где под корой червяк, снова застукал клювом – тр-ррр, тр-ррр, тр-ррр… Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил – тр-ррр, – улетел совсем далеко, еле его и слышно – тр-ррр… Будто в барабан барабанщик барабанит. Да только я теперь знаю, что это не барабанщик, а птица дятел.
-Дятел сел на дерево и занялся своим делом: лечит дерево, вытаскивает язычком из дырочек ствола дерева вредных жучков – короедов.
-Рассмотрим дятла. За ствол дерева он держится сильными лапками, с острыми коготками. А коротким хвостиком он упирается в ствол. Сам дятел пёстрый, головка круглая, шапочка на голове красная. Острым клювом он стучит по дереву, а длинным языком вытаскивает разных жуков и червяков из-под коры. Это полезная птичка. Птица – доктор. Он лечит деревья в лесу от вредных насекомых.
Дятел – врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.
Потом воспитатель беседует с детьми, выясняет, понятен ли основной смысл картинки (дятел добывает корм из ствола дерева).
Физкультурная минутка с элементами логоритмики “Маленькие птички”
Дети встают в круг на ковре.
– А сейчас я предлагаю отдохнуть:
Маленькие птички,
Птички-невелички
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там уютно и тепло.
(Складывают ладошки;
Бегут по кругу, машут крыльями;
Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;
Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо).
4. Организация деятельности по отработке способов действий.
Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений.
Выставляется контурное изображение дятла.
– Мои маленькие птенчики, давайте расскажем о дятле всем лесным жителям, чтобы они тоже узнавали эту полезную птицу. А поможет нам в этом нарисованная мною картинка (контурное изображение дятла фломастерами разного цвета).
Рассматривается контурное изображение:
– Дятел, какой по размеру? – Небольшой.
– Давайте повторим: дятел небольшой.
– Хвост у дятла, какой длины? – Короткий.
– Давайте повторим: хвост короткий.
– Лапы, какие? – Сильные, цепкие.
– Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.
– Крылья, какие по длине? – Короткие.
– Давайте повторим: крылья короткие.
– Голова, какая по форме? – Круглая.
– Давайте повторим: голова круглая.
– Клюв, какой? – Острый, крепкий.
– Давайте повторим: клюв острый, крепкий.
– Оперенье, какое по цвету? – Пестрое.
– Давайте повторим: оперенье пестрое.
– На голове что есть? – Красная шапочка.
– А теперь давайте повторим весь рассказ:
Дятел: небольшой. Хвост: короткий. Лапы: сильные, цепкие. Крылья: короткие. Голова: круглая. Клюв: острый, крепкий. Оперенье: пестрое. На голове есть: красная шапочка.
Пальчиковая гимнастика “Птицы на кормушке”.
Дети выполняют, стоя у столов. Один ребенок показывает пальчики всем.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем:
Одна синица, воробей,
Один голубь, соловей,
Дятел в пестрых перышках –
Всем хватило зернышек!
Повторяется 2 раза.
Затем пропеть звуки «Д» и «ДЬ», «Т» и «ТЬ» твёрдо и мягко, тихо и громко. Игра «Где звучит?» Воспитатель со звуковой игрушкой поочерёдно прячется в разных концах группы. Дети отгадывают. Дети находят спрятанные буквы «Д» и «Т», обследуют пальчиком, называют их и приносят к птицам на кормушке. Показывают их птицам.
5. Обратное превращение.
6. Оценка хода и результата игры.
Источник
Лилия Хлопчур
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет «Встреча Лисёнка с дятлом»
Конспект НОД
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Встреча Лисёнка с дятлом»
Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличение объема словаря.
Задачи:
– развитие памяти, речевого внимания, контроля за мышечными ощущениями;
– знакомство со звуками [Д] и [Д’], обучение слоговому анализу;
– совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата;
– тренировка координации движения пальцев рук, умения воспроизводить движение пальцев рук в соответствии с текстом;
– воспитание у детей дружеского отношения к окружающим.
Материалы: Ежик, Лисенок; картинка с изображением дятла, артикуляционные карточки «Гармошка» и «Грибок», листы с иллюстрациями, зеркала.
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Однажды Лисенок, гуляя по лесу, пришел к старому-престарому дубу. Дуб был очень большой, а под ним валялось много желудей. В середине ствола находилось овальное дупло. «Отличное место для хранения желудей и для укрытия от дождя», – подумал Лисенок и стал размышлять, как бы ему забраться в это дупло. И пока он так раздумывал,вдруг какая-то птица влетела в дупло и стала там по-хозяйски чем-то долбить: «Д-Д-Д-Д-Д». – «Эй! Ты! – закричал возмущенный Лисенок. – Немедленно вылетай из моего дупла и долбилку свою убирай!» И только он это сказал, как долбящие звуки прекратились, и из дупла выглянула голова дятла (именно так называется эта лесная птица).
«Это ты ко мне обращаешься? – спросил Лисенка дятел. – Наверное, ты только недавно поселился в лесу, иначе бы знал, что дятлы не живут в дуплах, а лечат деревья, выдалбливая насекомых-вредителей своим клювом, который ты назвал ”долбилкой”».
Лисенку стало стыдно за свои слова, и он поспешил извиниться перед дятлом. Дятел его с удовольствием простил. В подарок он выдолбил дудочку Лисенку, а потом улетел лечить другие деревья.
2. Мотивационная игра
(Воспитатель показывает картинку с дятлом.)
– Расскажите, чем покрыто тело дятла.
– Какие у него крылья, хвост, лапы?
– Какого цвета «шапочка» на голове?
– Почему у дятла такой длинный клюв?
– Чем они питаются?
– Какую пользу приносят дятлы?
3. Затруднение в игровой ситуации
Звуковая работа
– Вспомните, с каким звуком дятел долбил дерево.Попробуйте сами повторить звуки: [Д-Д-Д-Д-Д-Д], [Д’-Д’-Д’-Д’]. Почему эти звуки можно назвать «долбящими»? Что делает язык во время произнесения «долбящих» звуков (Он как бы «долбит» нёбо за верхними зубами.)
– Звуки [Д] и [Д’]есть в именах: Даня, Дима, Дина, Надя, Федя, Володя, Лида, Люда.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Игры со словами (с. 33) .
– Назовите эти картинки так, чтобы звуки [Д] и [Д’] слышались отчетливо.
– Повторите скороговорку: «Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил».
–
– Отгадайте, какую картинку я называю,и доскажите слова: пома. (да, желу. (ди, гвоз. (ди, коло. (дец, одеж. (да).
Физкультминутка.
Дождик
Дождик песенку поет:
Кап, кап.
Только кто ее поймет –
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать начнет оно.
5. Самостоятельное применение полученных знаний
Артикуляционная разминка (с. 34) .
– Вы помните, как в мультфильме Крокодил Гена пел под дождем про день рождения? На каком музыкальном инструменте он играл?
– Мы с вами тоже с помощью языка сделаем гармошку. (Воспитатель показывает сначала артикуляционную карточку «Грибок», затем «Гармошка».)
Исходное положение «грибок». Язык удерживается неподвижно в положении «грибок», в это время верхние и нижние зубы сходятся и расходятся. Пока дети выполняют упражнение, воспитатель напевает припев песни Крокодила Гены «Я играю на гармошке.». Важно следить, чтобы в ходе реализации упражнения язык не опускался.
Пальчиковые игры (с. 34).
– Вспомните, как Лисенок чуть не поссорился с дятлом. А потом они помирились?
– Что интереснее делать: ссориться или дружить? Почему?
– Какая из этих двух картинок нравится? Почему?
– Чем не понравилась другая картинка?
– Вы в группе дружите друг с другом?
– Молодцы! Пусть и наши пальцы подружатся.
Дети соединяют вместе ладони с расставленными пальцами. Одноименные пальцы друг за другом как бы отталкиваются и соединяются вместе.Направление движения: от больших пальцев – к мизинцам и обратно.Упражнение сопровождается декламацией:
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
– Я надеюсь, что все мы будем долго дружить. А на следующем занятии вы узнаете новую историю.
6. Рефлексия.
Источник
Наталья Герасимова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дятел — житель леса»
Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).
Коррекционно-образовательные задачи:
Образовательная область «Коммуникация»:
Закрепление в речи слов соответствующих сезонным изменениям в природе
Расширение и активизация словаря: прилагательных (зимующая, существительное (дятел, глаголов (питается);
Образовательная область «Познание»:
Уточнить и расширить представление детей о лесе;
Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;
Учить экспериментировать со снегом, выделяя выраженные качества и свойства.
Учить детей пользоваться мышкой, производить несложные действия на компьютере.
Учить делать правильный вывод об увиденном явлении;
Коррекционно-развивающие задачи:
Образовательная область «Здоровье»:
Развитие зрительного и слухового внимания, носового дыхания с ритмичным и полным выдохом.
Образовательная область «Социализация»:
Формирование положительной установки на участии в мероприятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
Формирование системы элементарных экологических знаний как средства становления осознанно правильного отношения к природе.
Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительное, моделирующее и преобразующее действие.
Образовательная область «Познание»:
воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе;
воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Закрепление в речи слов соответствующих сезонным изменениям в природе.
Закрепление (зимующая, существительное (дятел, глаголов (питается);
Индивидуальная работа:
С Мариной – учить делать вывод об увиденном;
С Соней Я. – отработка правильного носового дыхания с ритмичным и полным выдохом;
С Тимошей – совершенствование навыков совместного выполнения заданий во время экспериментирования.
Материалы и оборудование:
Раздаточный: совочки, формочки.
Демонстрационный: ноутбук; экран; проектор; карточки с условными обозначениями; емкость со снегом.
Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы, подбор методов и приемов образовательной деятельности с учетом темы и возраста детей
Предшествующая работа:
с детьми: Беседы о сезонных изменениях в природе, о перелетных и зимующих птицах; наблюдение за птицами на участке детского сада; работа на компьютере.
Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:
Игровой момент;
Использование компьютера;
Наводящие вопросы; у
Опыты со снегом;
Игра «Птицы в природе – пирамидки»;
Использование наглядного материала.
Дыхательные упражнения: «Лыжник», «Паровоз»;
Экологическая игра «Веселые пузыри»
Ход проведения непосредственно образовательной деятельности
I. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать вас в нашем экологическом кабинете.Давайте вспомним девиз занятия:
«С голубого ручейка
Начинается река,
А занятие –
Начинается с улыбки!»
Встали в круг, взялись за руки, улыбнулись друг другу.
И сегодня я приглашаю вас отправиться на экскурсию в лес.
«Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались»
Рассматривание фотографий леса в разные времена года на компьютере.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи знак» (на столе разложены карточки с условными обозначениями. Воспитатель бросает мяч, ребенок поймавший мяч находит подходящую карточку).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас нам пора отправляться дальше, а поедем мы на лыжах. (дыхательное упражнение «Лыжник»).
II. Основная часть.
Воспитатель: (работа на компьютере) Взгляните тут живут птицы, но по-моему, что-то здесь не так (перелетные и зимующие птицы вместе, а сейчас зима). Давайте назовем перелетных и зимующих птиц.
Презентация «Лес – дом дятла»
Воспитатель: показывает на компьютере изображения дерева,кустарника и цветов и задает вопрос:
Где живет дятел?
Дети:
– в лесу на дереве
Воспитатель:
– что нужно дереву, чтобы оно росло?
Дети называют и показывают значки, изображающие землю, воду, солнце.Воспитатель:
– чем питается дятел? Выберите ему корм.
Дети находят картинки с изображением червячков, хвойных шишек.Воспитатель: Какой же напрашивается вывод?
Дети: – Дятел зимующая птица, живет на дереве, питается червячками, которые находятся под корой деревьев, семенами шишек. Земля, вода и солнце нужны дереву для роста.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в снежинки и полетим по нашему зимнему лесу. Игра – имитация «Снежинки».
Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю. Снег укрыл теплым одеялом дороги, поля, лес. Взгляните, а вот и снеговик.
Снеговик: «Я хотел слепить из снега пирожки, но не умею.
Воспитатель: Как же помочь нашему снеговику?
Ответы детей
Поэтапное решение проблемы.
1. Как же помочь нашему Снеговику?
Воспитатель побуждает ребят к высказываниям (слепить “пирожки”).
– Из чего? (Из снега)
– Где взять снег? (На улице)
2. Свойства снега.
Воспитатель вносит в группу емкость со снегом, собирает вокруг себя детей. Воспитатель показывает снег, говорит, что он белый, холодный. Дети повторяют слова за воспитателем, трогают снег.
Воспитатель: «В комнате снег начинает таять, становится липким. Почему?”»(Тепло)
3. Показ воспитателя.
– Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, «пирожки».
Далее воспитатель совочком раскладывает снег в формочки для песка.
Воспитатель предлагает детям формовать из снега фигурки, поясняет, что снег надо брать совочком.
4. Самостоятельная работа детей.
Малыши самостоятельно (под наблюдением воспитателя и Снеговика) переворачивают наполненные снегом формочки на поднос. Затем подносы устанавливаются на общий стол. Дети угощают Снеговика.
5. Итог.
Воспитатель обращает внимание ребят на изменение эмоционального состояния Снеговика – был грустный, стал веселый (Меняется положение губ). Снеговик благодарит ребят за то, что они научили его лепить из снега «пирожки».
Воспитатель уточняет: “Людям, детям кушать снег нельзя. Почему?” (Заболит горло, можно простыть)
Воспитатель: Ребятки, давайте расскажем снеговику, что же мы делали на сегодняшней экскурсии. (Ответы детей).
А сейчас мы превращаемся в легкие, белые снежинки, поднимаемся высоко-высоко. Подул ветер, закружил нас, в веселом танце наши снежинки начинают опускаются в детском саду «Речецветик». Раз, два, три, мы превращаемся в детей. Вот и закончилось наше путешествие.
Источник
Сайт «Мама может все!» собрал лучшие загадки про дятла для детей. Эту птицу по праву называют санитар леса. В лесу не редко можно услышать характерный стук, похожий на барабанную дробь. С помощью этих загадок дети смогут узнать больше об особенностях этой красивой птичке.
***
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
***
Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков…
(Дятел)
***
Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пёстрая спецовка.
(Дятел)
***
Это кто в беретке красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
***
Тук-тук-тук — с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
— Тук-тук-тук — в ответ нам …
(Дятел)
***
Это кто в беретке красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит…
(Дятел)
***
Кто стучит в лесу с утра?
Отвечай-ка детвора,
То: «Тук-тук», то: «Так, так, так!»
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он?- Конечно …
(Дятел)
***
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись …
(Дятел)
***
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Всё равно он будет мой!
(Дятел)
***
Лес очистить от жучков —
Проще пары пустячков!
Леса друг — приятель.
Пёстрый, острый …
(Дятел)
В. Стручков
***
Стукнет дробью — замолчит
Барабанщик странный.
Он деревья не калечит.
Он в лесу деревья лечит…
(Дятел)
***
Стукнет дробью — замолчит
Барабанщик странный.
Он деревья не калечит.
Он в лесу деревья лечит.
(Дятел)
***
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
(Дятел)
***
Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый …
(Дятел)
***
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
***
Долго дерево долбил,
Всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый…
(Дятел)
***
Платьем — пёстрый.
Носом — острый.
(Дятел)
***
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый «доктор» …
(Дятел)
* **
Стучит по дереву с утра,
Слетают щепочки, кора.
Он леса старого приятель,
Жуков изловит умный…
(Дятел)
***
Не дровосек, не плотник,
В лесу живёт работник.
Он по дереву стучит,
Он дупло себе долбит.
(Дятел)
***
У деревьев злые беды
Одолели короеды.
Скрип, стон, плач.
Кто поможет? Птица — Врач.
(Дятел)
***
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
***
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(Дятел)
***
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)
***
Чей чудесный, крепкий Нос
Нужен для постройки гнёзд?
(Дятел)
***
Сколько есть на свете птиц,
Птичек самых разных —
Уток, воробьёв, синиц,
И больших и малых.
Но меня не спутать вам,
Я — лесной ваятель.
Я стучу — бам, бам, бам, бам,
И зовусь я …
(Дятел)
***
Целый день в лесу: тук-тук…
Кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,
врач лесной, трудяга…
(Дятел)
***
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – легче.
(Дятел)
***
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: «Тук-тук-тук!»
(Дятел)
***
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)
***
В шапке красной и пальто
Нос похож на долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом и стол…
(Дятел)
***
В чаще слышится тук-тук,
Значит с деревом недуг.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу …
(Дятел)
***
Продолбит в стволе дупло,
Здесь зимой всегда тепло,
А еда любой порой
Возле дома под корой!
(Дятел)
***
Я строительство люблю,
Белкам домики долблю.
Мой весёлый, звонкий стук
Всюду слышно: тук-тук-тук…
(Дятел)
***
Замер заяц, замер хорь
На лесной опушке.
Это кто там сильно «бьёт»,
Прямо как из пушки?
(Дятел)
***
По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой —
Червячок-то будет мой!
(Дятлы)
Источник