Ребенок 4 года боится детей

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх – это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

– Большое количество запретов.

– Предоставление полной свободы.

– Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

– Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

– Одиночество, нехватка общения с родителями.

– Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

– Боль.

– Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

– Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

– Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

– Плохие взаимоотношения со сверстниками.

– Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» – это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» – это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном – живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Читайте также:  Зимой на море с 4 года ребенку

Способы преодоления страха.

– Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

– Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

– Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

– Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

– Общение со сверстниками на тему общего страха.

– Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

– Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

– Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник

Случаи, когда ребёнок боится других детей — совсем не редкое явление. Причина, как правило, кроется в том, что родители вовремя не научили ребёнка взаимодействию с детьми, не подсказали ему способы выхода из конфликтных ситуаций. Учить детей общаться нужно начинать как можно раньше. 

Придя с ребёнком в песочницу, обязательно поздоровайтесь, обратите его внимание на знакомых малышей, назовите их по именам. Привлеките внимание малыша, пусть даже ещё совсем несмышлёныша, к будущим друзьям: «Посмотри, какое у Ани нарядное платье». Когда малыши играют в песочнице рядом, будьте начеку — помогите ребёнку отстоять свои игрушки, совершить обмен. Покажите, как можно разрешить конфликт миром: «Давай ты будешь копать, а Вове дадим грузовик, и он будет отвозить песок». Не позволяйте другим детям обижать кроху— он должен получать максимум положительных эмоций от совместной игры.

  Научите ребёнка таким важным вещам, как умению меняться, делиться и ждать своей очереди. 

Почаще приглашайте друзей с детьми домой и ходите в гости сами. Подчёркивайте, как весело играть вместе.
Запишитесь в студию раннего развития, где дети с самого раннего возраста учатся играть и взаимодействовать в группе.

  Бывают случаи, когда малыши лишены возможности учиться общаться и налаживать отношения. Например, когда родители долго возят их на прогулку в коляске, избегая игр на площадке.

Но что делать, если ребёнок уже наотрез отказывается подходить к весело играющим сверстникам?

Не тащите малыша силой — если страх уже сформировался, действовать следует постепенно. Известны случаи, когда малыши отказывались даже выходит на улицу, помня о произошедшей там травмирующей ситуации и чувствуя себя в безопасности только дома.

НАЧНИТЕ С МАЛОГО.

  Увлеките малыша новой игрушкой для улицы. Не заставляйте сразу же идти на площадку к детям. Если эту новую игрушку там тут же отнимут, страх подкрепится многократно. Поначалу играйте в сторонке, будьте всегда рядом.
Наблюдайте за игрой других детей, не принуждая малыша участвовать в них. Посещайте места, где он мог бы находиться рядом с Вами среди детей: ходите в театр, цирк, зоопарк.
Приглашайте домой спокойного знакомого малыша. Осторожно предлагайте играть рядом — дайте по машинке, собирайте конструктор, смотрите книжку. Своевременно оказывайте помощь малышу в затруднительных ситуациях — помогите попросить понравившуюся игрушку, предложите вариант совместной игры. Научившись, ребёнок в дальнейшем сможет действовать самостоятельно.


Если ребёнок уже спокойно общается с хорошо знакомыми детьми, но по-прежнему опасается играть с новыми для него малышами, запишитесь в группу кратковременного пребывания. Позаботьтесь о том, чтобы она была небольшой (оптимально пять-десять малышей). Поговорите с воспитателем, опишите трудности, с которыми сталкивается ребёнок при общении с другими детьми. Попросите помощи в налаживании взаимоотношений – опытному педагогу будет проще помочь ребёнку. Первое время будьте все время рядом. Постепенно малыш привыкнет и будет чувствовать себя уверенно.


В сложных случаях, обязательно обращайтесь за помощью к психологу. Умение налаживать контакт, свободно общаться со сверстниками является важнейшим аспектом успешности малыша в школе, поэтому нельзя оставлять проблему нерешённой. Не жалейте времени, чтобы помочь ребёнку, и он обязательно сможет обзавестись множеством новых друзей.

Источник

Частенько родители приходят к психологу с вопросом, почему их ребенок боится других детей. На пустом месте эта проблема не возникает. Изначально любой здоровый ребенок с удовольствием общается со сверстниками. Однако отличие в мире детском и взрослом существенное. Причины страха ребенка надо искать в негативном опыте общения.

Все дело в том, что система ценностей у детей в маленьком возрасте не достаточно развита. Поэтому при общении со сверстниками он твердо уверен, что все его будут любить, и не задумывается при этом о своем собственном поведении. То, что малыш боится других детей, говорит о том, что его обидели. Скорее всего, ребенок не знает, как действовать. Его пугает неизвестность, поскольку с ним такое происходит впервые. Ваш малыш может начать прятаться при виде сверстников, устраивать истерики, плакать. У родителей сразу вопрос: почему ребенок закатывает истерики? Потому что боится.

Читайте также:  Цитофлавин ребенку 4 года

Как одолеть страх?

Для того чтобы побороть детский страх, родители должны с большой ответственностью подойти к делу. Дети в таком возрасте крайне чувствительны. Для них очень важно отношение к ним других людей. Последствия страха перед общением у детей могут вылиться в закомплексованность, неуверенность в себе. Родители должны показать ребенку, что они всегда готовы прийти на помощь. Например, в тех случаях, если ребенка ударили или отняли игрушку. Потому что для малыша это является шоком, ведь в семье он не наблюдал такого поведения. Однако самой большой ошибкой родителей является то, что они начинают решать конфликты вместо ребенка. Не стоит все время ходить к родителям других малышей с жалобами, иначе ребенок никогда не сможет научиться разбираться самостоятельно со своими проблемами. Он будет подсознательно чувствовать, что не может решить самостоятельно возникший конфликт.

Самое правильное в ситуации, когда ребенок боится других детей, показать малышу варианты решения проблемы. Только в крайнем случае родители могут принять в решении конфликта непосредственное участие.

Например, если кто-то хочет взять игрушку вашего малыша, можно обратиться к этому ребенку: «А ты спросил разрешения?» В таком случае, либо дети находят общий язык, либо расходятся. Если ваш малыш не хочет отдавать игрушку – не нужно настаивать. Это его право выбора — разрешать или нет. Понимать это должны не только вы, но и другие дети. Однако, не лишним будет спросить, почему ребенок не отдает игрушку и в зависимости от его доводов, убедить поделиться с детьми игрушкой или же одобрить мнение своего малыша. Не забывайте, что отстаивать собственные интересы и быть жадным – это не одно и то же.

Нужно поддерживать своих детей!

Ребенок всегда должен чувствовать, что родители его поддержат. Особенно, когда его бьют другие дети. Многие родители в замешательстве стоит ли учить «давать сдачу». С одной стороны, если малыш окажется слабее своего обидчика, в итоге все равно окажется проигравшим. А с другой, ничего не предпринимать тоже не выход. Поэтому если ребенок еще не достиг трех лет, родители должны сразу предотвращать драку и объяснить другим малышам, что так делать не следует. Детей постарше можно записать в разные спортивные секции. Особенно это актуально для мальчиков. В этом случае велики шансы, что ребенок постоит сам за себя. Однако, ваш ребенок, будь он сыном или дочерью, должен понимать, что конфликты нужно решать конструктивно, с помощью слов, а не доводить дело до рукоприкладства. Таким образом, если ребенок боится других детей, главное показать, что вы всегда поддержите и поймете его.

Если родители смогут довести до ума ребенка, что всегда смогут помощь ему, то он вырастет без каких-либо комплексов и ощущения своей неполноценности.

Источник

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Что делать, когда ребёнок боится других детей: советы психолога — видео

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Источник