Ребенок 4 года аккуратность
Как научить ребенка аккуратности?
Аккуратность – очень важная человеческая черта, помогающая в самостоятельной жизни. Аккуратный человек легче справится с любыми обязанностями, а каждое порученное дело у него будет выполняться добротно и качественно. Аккуратность в делах – залог уважения и хороших отношений с окружающими.
А все начинается в семье. И главным фактором всегда становится пример поведения взрослых. Насколько сами родители поддерживают чистоту и порядок – настолько же и у детей будет стремление к этому.
До полутора лет всерьез приучать малышей к аккуратности нет смысла, потому что ребенок еще не способен понять, что такое порядок и беспорядок. Он еще осваивает координацию движений, поэтому ни о какой аккуратности не может быть и речи.
Примерно к четырем годам дети способны без помощи взрослых справляться со многими постоянными обязанностями. Например, такими как гигиенические процедуры (мытье рук перед едой, чистка зубов, умывание), складывание на место игрушек и других вещей после игр или творчества. Ребенок способен убрать свою постель, одежду, обувь. И здесь взрослые должны быть достаточно настойчивы в своих требованиях порядка. Их задача – привить малышу нетерпимость к грязи, неряшливости, неаккуратности. И для этого есть много способов.
Маленькому ребенку в два-четыре года трудно самому прибраться в своей комнате (не по силам), и поэтому наводить порядок нужно вместе. Постепенно у малыша должно отложиться в сознании, что у каждой вещи есть свое место. Родителям же для этого нужно сделать все, чтобы детская комната была организована и обставлена так, чтобы у ребенка было место для игр, для рисования, а также зона активности.
Если для игрушек нет отдельного места, и они сваливаются в кучу – это уже демонстрация плохого отношения к вещам, а не порядок. Для малыша игрушки становятся друзьями, через них происходит формирование бережного отношения и любви. Если для него понятие аккуратности является абстрактным, то жизнь любимых игрушек вполне реальна. Значит, взрослым стоит учитывать этот момент и вечером с ребенком отправлять машинки «в гараж», укладывать мишек и кукол «спать» и т. д. Если просите убрать игрушки на место, то это место должно существовать (книги — на полку, пирамидки – на столик, мяч – в корзинку).
Участие взрослого обязательно: например, пусть малыш подает игрушки, а папа (мама) их уберет на место. Это уже начало обучения порядку. Желательно, чтобы последнюю вещь ребенок убирал сам (даже, если мама сама направит его ручки), тогда будет появляться чувство завершенности. После приборки обязательно нужно похвалить малыша, оценить его работу и порядок в комнате – так ребенок быстрее поймет, что порядок лучше, чем бардак.
Важно также обратить внимание на удобство рабочего стола для детского творчества (или для еды), а также на необходимые предметы, которые должны быть под рукой (салфетки, полотенце; стаканчик для карандашей, кисточек, и другие приспособления).
Детские вещи должны быть разделены на праздничные, домашние, для детсада. Они должны быть в первую очередь удобные (такую вещь ребенок будет носить гораздо охотнее). С раннего возраста следует приучать малыша надевать слюнявчики, фартуки, а также надевать одежду, соответствующую определенным занятиям (спать, гулять, заниматься рисованием). Важно, чтобы у него были свои индивидуальные принадлежности, такие как полотенце с веселым изображением, салфетка и другие (он должен знать, что это – его вещи).
В общении с ребенком нужно подчеркивать моменты, когда он выглядит нарядно, чисто, опрятно («как ты красиво причесан», «какая же ты аккуратная и красивая», «как принцесса»). Тогда сын или дочь будет стремиться быть таким всегда.
Когда ребенок становится старше, можно использовать приемы договора или соревнования. Например, можно сказать, что он может посмотреть мультфильм, когда приберет в комнате. Так же ребенок постарается выполнить вашу просьбу, если вы напомните ему, что вы выполнили его желание. А можно посоревноваться, кто быстрее наведет порядок в своей комнате (победителю – приз).
Важным моментом в воспитании считается наличие у малыша определенных обязанностей. Это может быть полив цветов, мытье посуды после себя, уборка игрушек, протирание пыли. Действия, выполняемые изо дня в день, постепенно помогут приучить ребенка к порядку.
Главным остается демонстрация опрятности своим примером. Семейные принципы невольно впитываются детьми, и когда они подрастают, возникает желание нравиться окружающим, заложенные навыки помогут им быть красивыми и опрятными.
Источник
Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш любил чистоту и порядок, был опрятным и аккуратным. Но маленькие непоседы не всегда готовы исполнять наши желания: они не боятся грязи и ищут самую глубокую лужу, разбивают коленки, ломают игрушки, рассыпают крупу, пачкаются в краске. Это поведение нормально для детей раннего и дошкольного возраста, ведь так они исследуют мир и узнают о свойствах предметов. Тем не менее, воспитывать в ребенке аккуратность нужно. О том, как это сделать, мы расскажем Вам в сегодняшней статье.
Беспорядок – первый шаг к порядку
Малышей до 1,5 лет приучать к аккуратности практически бессмысленно. Во-первых, дети это возраста еще не понимают разницу между порядком и беспорядком, чистота не имеет для них никакой ценности. Во-вторых, их движения еще недостаточно скоординированы, поэтому малышам сложно сделать что-то аккуратно. На этом этапе очень важно позволить ребенку проявить самостоятельность, несмотря на то, что потом, скорее всего, родителям придется потратить время на уборку. Пачкаясь и устраивая беспорядок, годовалый кроха познает мир, устанавливает причинно-следственные связи. Например, только разбив чашку, ребенок узнает, что она хрупкая, а пролив воду – поймет, что она жидкая и не оставляет следов в отличие от краски. Хвалите ребенка, когда он сделал что-то сам, и не ругайте за медлительность и неуклюжесть. Ошибки и беспорядок – важный шаг на пути к формированию аккуратности.
«Помоги мне сделать это самому» – это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. А наша задача, как взрослых – создать для малыша пространство, которое соответствует его потребностям.
Лучший возраст для воспитания аккуратности
Возраст от 2 до 4 лет – это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира. Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказанием, пусть она станет для него естественным завершением игры. Можно выделить несколько видов самостоятельной деятельности ребенок, каждый из которых по-своему учит аккуратности:
- Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
- Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
- Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
- Переодевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
- Соблюдение гигиены (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться, поставьте под раковину специальный приступок);
- Накрывание на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
- Готовка (малыш с радостью поможет Вам в приготовлении пищи);
Выполняя несложные действия самостоятельно, ребенок поймет, что их результат зависит только он него. Видя реальные последствия своих действий, малыш постепенно осознает прелесть чистоты и порядка, научится бережно относить к хрупким вещам.
Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием ответственности и аккуратности в старшем дошкольном возрасте.
На пути развития встречаются и кризисные периоды. Многие дети на пороге трехлетнего возраста перестают слушаться взрослых, на все говорят «нет», проявляют своеволие и упрямство. Они нарушают запреты и устраивают беспорядок. Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе. Так как в полемику с малышом вступать бесполезно, вернее всего позволить ему устроить «конструктивный» беспорядок: побрызгаться водой в ванне, вдоволь порисовать красками на большом отрезке обоев, поиграть с песком и так далее.
Как приучить к порядку ребенка 4-7 лет?
В дошкольном возрасте у детей уже достаточно хорошо развита мелкая моторика. Развить аккуратность помогают несложные прописи, в которых нужно обвести рисунок по контуру, а также раскраски, лепка и аппликация. Чем больше опыта в выполнении различных заданий, тем лучше и аккуратнее ребенок их выполняет. Важно отмечать успехи малыша, говорить ему, что сегодня что-то получилось лучше, чем вчера. Не стоит требовать от дошкольника аккуратности во всем, ведь творческие виды деятельности предполагают определенный беспорядок. Достаточно озвучить ребенку общие правила, которые он вполне способен соблюдать (например, не выходить за контур при раскрашивании, стараться не пачкать себя и окружающее пространство и так далее). Помните, что чрезмерная зацикленность на чистоте и порядке может подавить творческие порывы. Приучая малыша к порядку, будьте настойчивыми и терпеливыми. Введите правило, что ребенок всегда сам складывает свои игрушки по местам и помогает взрослым убираться, если он что-то пролил или испачкал.
В дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию гигиенических навыков, а также навыкам бережного отношения к вещам.
Для дошкольников на первый план выходит общением со сверстниками, им важно, что о них думают друзья. Неряшливость может оттолкнуть детей от ребенка, поэтому необходимо научить малыша следить за своим внешним видом. Расческа и зеркало для него должны быть в свободном доступе. В этом деле также важен правильный пример, который подают малышу взрослые. Поведение ребенка может меняться в зависимости от его окружения. В 6 лет дети хорошо понимают разницу между поведением на людях и у себя дома. В детском саду и на развивающих занятиях малыши часто стараются проявиться себя с лучшей стороны, а то время как дома они расслабляются и дают волю чувствам. Очень важно, чтобы требования, которые предъявляются к ребенку, были едины, несмотря на то, как он реагирует на них (дома чаще возникают капризы и непослушание).
Выводы
Аккуратность – это черта характера, которая пригодится ребенку во взрослой самостоятельной жизни. Обстановка дома и пример родителей оказывает наибольшее влияние на ее формирование. Взрослым необходимо систематически прививать детям гигиенические навыки и приучать их к порядку: дошкольники могут самостоятельно убирать игрушки, умываться, помогать убирать со стола и так далее. Чтобы добиться успеха, проявите терпение и настойчивость, ведь следить за чистотой и правильностью в различных делах должно войти у ребенка в привычку. Однако не требуйте от малыша лишком многого. Болезненное стремление к идеалу может в будущем привести к нервозности и педантичности.
Заключение
На занятиях в Монтессори-центре «Созвездие» у Вашего малыша будет множество возможностей проявить свою самостоятельность. У нас существует единое для всех правило, выполняя которое дети приучаются к порядку: можно брать любые предметы, но после обязательно нужно вернуть их на место. Мы часто имеем дело с водой, красками, сыпучими материалами, делаем творческие работы, а это значит, что в ходе занятий ребенок постоянно совершенствует точность и координацию движений, становится аккуратнее. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник
«Мой ребенок – грязнуля. Сыну уже 12 лет, но он совершенно не умеет следить за собой. Не успеет надеть новую вещь — или пятно неотстирываемое, или дыра. В комнате беспорядок — повсюду учебники, скомканная одежда, какой-то мусор. Безалаберно относится к учебе — листы тетрадей загнуты, а то и вовсе без обложки. Я даже поставила в комнату сына мусорное ведро, но это не помогло. Иногда спрашивает, можно ли пригласить домой друзей. Я отвечаю, что в такой бардак просто неприлично приводить друзей. Сын понимает, но все равно ничего не предпринимает. И ладно бы только беспорядок, так еще и гигиена «хромает» — постоянно приходится напоминать об элементарных вещах, что нужно помыться и причесаться. Мне стыдно за сына, не знаю, как приучить мальчика к опрятности. Разговариваю, ругаю, наказываю –— все бесполезно».
— Елена, мама 12-летнего Саши
У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?
Содержание:
- Почему ребенку важно быть опрятным?
- Неряшливый ребенок: причины
- Опрятность и аккуратность — это полезные привычки
- Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте
- Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?
Почему ребенку важно быть опрятным?
Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]
Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:
- безалаберность,
- необязательность,
- непунктуальность,
- небрежность.
Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]
А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:
- кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
- заболеваний зубов и десен;
- заболеваний мочеполовой системы;
- кишечных расстройств.
Неряшливый ребенок: причины
Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:
- Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
- Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
- У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
- Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.
Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:
- чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
- отсутствие положительного примера родителей,
- лень ребенка,
- несформированный режим дня у ребенка,
- ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
- депрессия,
- утрата близкого человека,
- характерная черта личности,
- употребление наркотиков и алкоголя.
Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.
Опрятность и аккуратность — это полезные привычки
Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:
1. Осознание важности
Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.
2. Планирование
Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.
3. Правильный настрой
Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.
4. Воплощение
После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.
Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте
Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:
Дети 2-4 лет
Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.
Дети 5-8 лет
В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.
Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.
Дети 9-14 лет
Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».
Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.
Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?
По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие. Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным.
Теххнология модификации поведения 7Spsy привьёт вашему ребёнку чистоплотность и аккуратность, поможет развить навыки личной гигиены.
Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.
Одно из главных преимуществ курса — дистанционные занятия. Работу можно осуществлять в удобное время, не выходя из дома. Гарантируется полная конфиденциальность. Ребенок и его родители получают поддержку и помощь психологов — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.
Источники:
- «Дошкольная педагогика», 2001 г., С. А. Козлова
- «Возрастная психология: учебник для вузов», 2007 г., Л. Ф. Обухова
- «Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации», 2017 г., А. Фромм
Источник