Ребенок 3 года жует язык
Раздел: Воспитание
В блог Подписаться на Дзен!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Добрый день. Может быть у кого-то было похожее. Ребенку три с половиной года, дома с двух лет. Регулярно жует свой язык, счесывая его зубами с левой стороны до мяса. Недели две делает перерыв и по новой.
Девочка легковозбудимая, плаксивая. Невролог разводит руками, говорит, что ничего особенного не находит, возможно она отскуки так делает, просыпаясь среди ночи. Но ведь ей, похоже, не больно – на поведении, еде не отражается.
Кто-нибудт сталкивался с таким, или мы одни такие?
Спасибо!
07.12.2009 03:26:17, ОльгаГ.
8 комментариев
Я в детстве пережила сильный отит и долгую госпитализацию, стала тревожной и жевала язык. Видимо это меня успокаивало, мне не хватало чувства защищенности. Мама ругала т.к. это действительно некрасиво и наводило воспиток на мысли о интеллектуальной неполноценности, потому я часто уходила куда-нибудь, н-р мыть руки и жевала язык пока никто не видит (потом был рефлекс – намыливаю руки, жую язык). Будучи подростком, в условиях стресса возвращалась к этой привычке.
Думаю, все пройдет, когда доча почувствует себя в безопасности, уйдет тревожность и страх. Нужен психолог и чуткое, ровное, доброжелательное отношение близких к детю. Не требуйте много от дитя, хвалите, повышайте самооценку, следите за окружающими н-р педагогами-воспитателями, если детке с ними тяжело, то это спровоцирует жевание и т.д. (н-р я обрывала подол у платья, подкладки, карманы, ломала очки)
Деть находясь в ДР не может чувствовать себя любимым, нужным, счастливым, ему нужно себя успокаивать, а потом когда его находят родители, нужно время, чтобы почувствовать себя хорошо и свободно. не волнуйтесь, все решаемо, все будет хорошо 08.12.2009 13:04:21, Happy Rolana
Мы когда забирали сынулю из ДР он сосал палец, а некоторые детки из его группы сосали язык.Деткам сосущим пальцы одевали носочки на руку, а вот с языком воспитатели разводили руками. Но в Др работает очень хорошая врач. Она нам псоветовала давать ребёнку соску, там соски они не дают вообще. Это у детей реакция на то, что они не насосались в младенчесве, а потом естественно переходит в привычку. Соску сын не любил, но давала как только засовывал палец в рот, и ночью тоже, когда слышала чмоканье. В результате от привычки избавились за пол года, да и соска была безрозлична. Я знаю семью, которая купила соску 6 летнему ребёнку. Помогло. 07.12.2009 12:24:35, Мама Сашков
Спасибо, соску она сосала около полугода, вернее, не сосала , а жевала, по две пустышки в неделю сгрызала. 07.12.2009 16:07:25, ОльгаГ.
Легковозбудимая, плаксивая, с навязчивыми движениями – и “ничего не находит”?
Найдите другого невролога, ваш, видимо, двоечник.
Это навязчивое движение, признак невроза, который надо лечить.
Кроме того, что это некрасиво выглядит, это еще и опасно инфекцией, проблемами с артикуляцией… 07.12.2009 03:39:02, Tulsa
к другому записаны, но там прием только весной – он вненетворка нашей страховки. 07.12.2009 16:05:08, ОльгаГ.
понятно. ну сами пока – режим, поменьше впечатлений и гостей, прогулки перед сном, массаж (просто гладить по спине), ванны теплые. мы так лечили. 07.12.2009 21:29:09, Tulsa
а как лечить невроз? наш когда нервничает начинает уши в трубочки сворачивать, они такие мягкие у него стали, он наверное весь хрящ там изничтожил уже 07.12.2009 08:36:07, OksanaL
Девочки, милые мои…читаю и диву даюсь. Всё тащим в конфу, даже узкоспециальные вопросы. К психологу хорошему детскому и неврологу сходите, а лучше к двум-трём из разных лечебных заведений. Тут вам посоветуют, конечно, но у КАЖДОГО малышастика ВСЁ индивидуально. В том числе и причины сосания языка и сворачивания ушей в трубочку.:))Нам, кстати, помогает отвлечься от навязчивых движений спокойная музыка, а ещё лучше-казачьи протяжные песни в мамином исполнении:) После “успокоительных” пары куплетов переключаем на игрушку с яркими мелкими деталями. К врачам всё же обратитесь, мамочки. Помимо народных есть медикаментозные средства. 07.12.2009 13:22:26, Сова007
|
© 2000-2021, 7я.ру
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA “ALP-” и авторов. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру – информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!
Источник
С самого рождения малыши стремятся к общению с мамой, но их речь до 1 года еще не сформирована. Для взаимодействия дети интуитивно используют мимику, проявляют двигательную активность в присутствии взрослого. Те же средства общения младенцы применяют, когда ощущают дискомфорт или хотят сообщить о своих потребностях.
Однако некоторые движения и привычки детишек могут насторожить родителей. Так, мамы начинают беспокоиться, наблюдая навязчивое сосание пальца или высовывание языка. Иногда повод для волнений действительно есть. Чтобы убедиться, что с малышом все в порядке, родители должны понимать, почему ребенок высовывает язык и при каких сопутствующих симптомах стоит обратиться к специалисту.
Безобидные причины высовывания языка у грудного ребенка
В некоторых случаях причины такого поведения очевидны. Когда в возрасте 1-4 месяцев младенцы показывают язычок, чаще всего они пытаются издавать первые звуки; начинается период гуления. Также дети высовывают язык в следующих случаях:
- Ребенок испытывает чувство голода. В этот момент малыш рефлекторно показывает язык, пытаясь отыскать грудь матери. Таким поведением он сигнализирует о естественных потребностях в еде.
- Младенцу жарко. Малыш может показывать язычок, когда испытывает дискомфорт из-за жары. В этот момент ему хочется пить, поэтому снова срабатывает рефлекс.
- Тренировочные движения. Детям свойственно познавать окружающий мир и собственное тело, они трогают свои ножки руками, пинаются, захватывают предметы. Так малыши тренируют свои мышцы и учатся контролировать движения. Язык имеет мышечную структуру, поэтому тоже нуждается в тренировках. Постепенно этот орган будет активно включаться в процесс общения.
- Появление первых зубов. В период прорезывания единиц молочного ряда, в возрасте 7-10 месяцев, у детей наблюдается набухание десен. Процесс может сопровождаться болевыми ощущениями. Это доставляет ребенку неудобства и дискомфорт, он пытается при помощи языка избавиться от неприятных ощущений, поэтому периодически высовывает его наружу.
- Игра. Если мама, играя с ребенком, показывает ему язык, то он старается скопировать движение и тоже усердно демонстрирует свой язычок.
- Длинный язык. В некоторых случаях малыш высовывает язык из-за его величины. Некоторые дети имеют большой язычок, которому тесно в маленьком ротике. С возрастом дефект сглаживается, по мере того как челюсть начинает расти.
Опасные причины высовывания языка у детей
Если язык у малыша высунут постоянно, родителям следует проконсультироваться с участковым врачом. Особенно тревожным симптомом является выпадение языка из полости рта во сне.
Если в период бодрствования грудничок часто открывает рот, его язык не удерживается в ротовой полости, наблюдается непрекращающееся слюнотечение, то существует вероятность развития инфекционного заболевания. Кроме того, подобные проявления встречаются у младенцев, имеющих патологии эндокринной системы или страдающих неврологическими заболеваниями.
Гипотиреоз у ребенка
Снижение функций щитовидной железы может стать причиной такого заболевания, как гипотиреоз.Чаще всего оно возникает по причине недостатка йода в организме матери в период беременности. Последствия для ребенка могут быть очень серьезными: при гипотиреозе возникает отставание в интеллектуальном и физическом развитии.
Чтобы диагностировать патологию, в роддоме у новорожденным берут кровь из пяточки. При обнаружении заболевания маму приглашают для консультации к специалисту. Если сразу после рождения гипотиреоз не был выявлен, то определить его на 2-3 месяце жизни можно по следующим признакам:
- кожа имеет мраморный оттенок;
- ребенок высовывает язык, его рот открыт независимо от потребности в еде;
- малыш отстает в развитии от сверстников;
- кожа младенца неестественно сухая;
- язычок ребенка отекает и не помещается в ротовой полости;
- носогубная область синеватого оттенка;
- новорожденный плохо набирает вес;
- возникают запоры.
Прежде чем начинать лечение, младенца тщательно обследуют. У него берут анализы на гормоны щитовидной железы, проводят УЗИ этого органа. Далее назначается гормональная терапия.
Повышенное давление
Еще одна причина того, что язык ребенка вываливается из полости рта – неврологическая патология, возникшая вследствие родовой травмы.
Наиболее часто неврологи диагностируют у грудных детей высокое внутричерепное давление. При этом у малышей отмечаются плаксивость, нарушения сна, плохой аппетит.
Характерным признаком болезни является запрокинутая голова, открытый рот и выпадающий язык. Также у ребенка при высоком внутричерепном давлении присутствуют следующие симптомы:
- увеличение размера головы;
- выпуклость в области родничка, который очень медленно зарастает;
- косоглазие;
- повышенный тонус мышц;
- тремор подбородка и верхних конечностей.
Терапию проводит невропатолог. Доктор в случае подтверждения диагноза, назначит необходимые медикаменты. При соответствующем своевременном лечении заболевание полностью излечивается.
Атрофия лицевых мышц
Атрофия лицевых мышц также может проявляться высовыванием язычка в младенческом возрасте. Заболевание возникает из-за нарушения функциональности тройничного нерва. Его могут провоцировать эндокринные патологии и сбои в работе вегетативной нервной системы. В некоторых случаях атрофия мышц лица является осложнением простудных заболеваний или травм. К основным симптомам болезни относятся:
- отсутствие улыбки;
- невозможность пользоваться мимикой;
- припухлость губ;
- исчезновение складочек на лбу;
- западение век;
- асимметрия лицевых структур;
- отклонение подбородки от центральной линии.
Малыша, у которого наблюдаются такие признаки, необходимо срочно показать терапевту или невропатологу. Для лечения применяется комплексная терапия, которая включает физиопроцедуры, массаж и медикаментозное лечение. Пример атрофии мышц лица представлен на фото.
Некоторые заболевания ротовой полости
Младенцы часто открывают рот и показывают язычок, если у них возникают воспаления в полости рта. Среди наиболее часто встречающихся в детском возрасте заболеваний педиатры выделяют кандидоз и стоматит.
При грибковом поражении слизистой оболочки (кандидозе) ротовой полости дети высовывают язык, пытаясь избавиться от дискомфорта. Месячный малыш заражается заболеванием от мамы во время кормления или в процессе родов. После рождения кандидоз возникает у двухмесячных и трехмесячных грудничков при частых срыгиваниях. Доктор Евгений Комаровский уверен: чтобы избежать заражения молочницей, мама должна следить за соблюдением гигиены малыша.
Стоматит могут вызывать грибковые микроорганизмы, вирусы и бактерии. Для данной патологии характерно образование небольших язвочек в полости рта, может повышаться температура, ухудшается аппетит. Для лечения используются препараты местного действия.
Почему грудничок часто жует или сосет язык?
Некоторые мамы отмечают у своих детей другой вариант настораживающего поведения – жевание языка. Почему младенец жует язык или сосет его? Это обычно происходит в возрасте 5-6 месяцев, когда приближается момент прорезывания первых молочных зубов. К этому времени слюнные железы у ребенка уже хорошо развиты, так как идет подготовка к переходу от исключительно молочного питания на смешанное с добавлением в рацион прикорма.
Обильное выделение слюны вызывает глотательный рефлекс. Младенец учится сглатывать избыток жидкости во рту, таким образом подготавливая свою пищеварительную систему к употреблению твердой пищи.
По мнению педиатров, ребенок этого возраста обычно жует свой язык перед приближающимся кормлением, в те моменты, когда испытывает чувство голода. Однако внимание родителей должно привлечь постоянное жевание язычка, не связанное с приемом пищи. Как утверждают невропатологи, такое поведение свидетельствует о высоком уровне нервной возбудимости.
В некоторых случаях младенец жует язык, если родители пытаются отучить его от привычки сосать пальчик. Некоторые мамы стремятся как можно быстрее отлучить малышей от соски, убирают все пустышки, пресекают попытки проявления сосательного рефлекса уже к 8 месяцам. Ребенок при таких обстоятельствах пытается невольно компенсировать недостаток, поэтому сосание пустышки заменяется жеванием язычка.
Еще один фактор, провоцирующий такое поведение – прорезывание зуба. Набухшие десны вызывают дискомфорт, малыш хочет избавиться от неприятных ощущений. Он водит язычком по деснам и таким способом пытается почесать место, где скоро появится новый зуб.
Специалисты рекомендуют больше общаться с грудничками, если наблюдается склонность к жеванию язычка. Возможно, малыш просто нуждается во внимании со стороны родителей. Общение должно быть искренним, тогда в поведении ребенка не будет навязчивых действий.
Могут ли такие симптомы быть признаком слабоумия?
Многие родители боятся, что постоянно высунутый язык малыша может быть симптомом отставания в психическом развитии и даже олигофрении. Действительно, при умственной отсталости у детей наблюдаются подобные внешние проявления. Однако слабоумие в раннем возрасте может быть исключительно врожденным, при этом высовыванием языка симптомы не ограничиваются. Кроме открытого рта родители должны обратить внимание на следующие явления:
- отечный язык;
- сухость кожных покровов;
- желтоватый оттенок кожи;
- выпадение языка, не контролируемое ребенком;
- плохой сон, беспокойство;
- постоянные срыгивания;
- снаружи оказывается не весь язык, а только его кончик;
- набухший родничок;
- пульсация в области родничка;
- бесконтрольная мимика;
- запрокидывание головы назад во время сна.
Источник
30 июля 2018
Воронин Николай
Нейропсихолог, к.пс.н.
Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения.
Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей.
Однако первые признаки аутистического поведения часто видны в раннем возрасте, до 1 года. Родителям бывает сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям в возрасте одного года рекомендована консультация психиатра.
Не стоит бояться обращаться к психиатру! Когда к нам обращаются родители подростков с особенностями в поведении, мы чаще всего выявляем, что в детском возрасте у них могло быть искажение развития по аутистическому типу, и при своевременном обращении трудностей можно было избежать.
На что родителям стоит обратить внимание? Симптомы аутизма у детей.
1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
2. Ограниченные интересы и особенности игры
Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки, тряпочки.
Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).
3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия
Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова, штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.
Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.
4. Расстройства интеллектуальной сферы
Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.
5. Нарушение инстинкта самосохранения
Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.
6. СДВГ
Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
7. Нарушения вербального общения
Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.
С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.
На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)
Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
Ребенок играет в стороне от остальных.
Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.
Современные методы диагностики аутизма у детей
Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.
Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.
Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.
Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):
- Тест интеллекта Д. Векслера
Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
- Тест интеллекта Кауфманов
Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.
- Прогрессивные матрицы Равена
Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.
Опросники для родителей:
- Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)
Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.
- Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ
Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.
- Рейтинговая шкала аутизма CARS
Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.
Тесты, проводимые дефектологом и психологом:
- ADOS
«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом – иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше – обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.
- ADI-r
Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.
- Шкала РЕР
Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Помощь при аутизме в ЕМС
Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:
Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.
Оценить
Средняя: 4,50 (30 оценок)
Источник