Ребенок 3 года здоровье

Ребенок 3 года здоровье thumbnail

Как развивается ребенок 3-4 лет — физически, психологически и социально.

Здоровье под присмотром

Дети — цветы жизни, и, как за всякими цветами, за ними нужен правильный и любящий уход. Забота о здоровье подрастающего поколения — основная родительская функция.

Чтобы вы были уверены в том, что делаете все необходимое для здоровья и полноценного развития своего крохи, мы решили поговорить о критериях, по которым  можно судить о физическом и психическом благополучии ребенка 3 – 4 лет.

Чаще всего в 3 года малыш впервые знакомится с детским садом. Он приходит в него с медицинской картой, которая заводится на весь срок его пребывания в дошкольном учреждении. Карта заполняется профильными медицинскими специалистами при прохождении обширной диспансеризации. Даже если ваш ребенок не поступает в дошкольное учреждение в 3 года, ему не мешает пройти масштабное обследование для вашей уверенности в том, что малыш развивается в пределах возрастной нормы.

Ребенок 3 года здоровье

Медицинское обследование ребенка в 3 года при поступлении в сад:

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Следующее за плановым осмотром в 3 года посещение поликлиники состоится у ребенка в 4 года, его осмотрят педиатр, хирург, попросят сдать кровь и мочу.

При наличии показаний к дополнительному обследованию педиатр даст необходимые направления к профильным специалистам. Дети, посещающие детский сад, часто проходят обследование на территории дошкольного учреждения: врачи приходят к ним сами.

Согласно графику прививок, возраст от 3 до 4 лет у ребенка — время отдыха от насыщенной вакцинации первых 2 лет. До 6 – 7 лет, когда начинается вторая волна вакцинации и ревакцинации, ребенок раз в год проходит обследование на туберкулез (реакция Манту).

Таблицы здоровья

Как разобраться, достаточно ли быстро растет ваш ребенок? Есть специальные таблицы, которым вы можете доверять. Если у вашего малыша показатели на границе нормы, лучше посоветоваться с врачом.

Физические показатели детей 3 и 4 лет (по данным, принятым в России) 

3 года

Мальчики рост 96,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,5 см

Девочки рост 95,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,3 см

4 года

Мальчики рост 103,3 см вес 16,3 кг окружность головы 50,2 см

Девочки рост 102,7 вес 16,3 кг окружность головы 48,5 см

Рост и вес малыша

Для расчета роста ребенка можно воспользоваться этой примерной формулой (она актуальна для возраста от 1 года до 7 лет): для мальчиков — (число лет * 7) + 75, а для девочек — (число лет * 7)  + 74 

Если рост отстает от нормы на 10 %, нужно обратить внимание на факторы, определяющие нормальное развитие малыша. Тут важно все: экология, климат, питание, режим дня, физические нагрузки, психологическая атмосфера в семье и детском коллективе, который посещает ребенок. 

Каким должен быть вес ребенка?

Массу тела в кг для детей 3 – 4 лет можно рассчитать по формуле:  2х + 9, где х — годы жизни.

Если вес отклоняется от нормы на 20 %, нужно посоветоваться с детским эндокринологом и диетологом. Стоит помнить, что здесь все субъективно, и понять, насколько гармонично развивается ребенок, можно только соотнеся вес с ростом.

Специалисты по здоровому питанию предлагают разбивать дневной рацион на 5 – 6 приемов пищи и питаться небольшими порциями. Родителям деток с избыточной массой тела стоит обратить внимание на эту рекомендацию. На вечернее время лучше оставить легкую пищу: кисломолочные продукты, овощи (кроме крахмалистых), несладкие фрукты.

Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет

В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.

Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 — 0,7 – 1,0, в 5 — 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше — 0,9 – 1,0.

Как заботиться о сохранении зрения?

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.

Ребенок 3 года здоровье

Важно, чтобы малыш начинал знакомство с книгами только с крупного шрифта. Даже когда ребенок уже освоит чтение, наличие крупного шрифта должно оставаться для вас одним из главных требований к книге, которую вы покупаете своему юному читателю.

Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.

Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.

Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.

  • Ребенку следует обеспечить адекватную возрасту двигательную активность, особенно на свежем воздухе.
  • Полноценное питание — необходимое условие отсутствия проблем со зрением: витамин А (самый главный для глаз), витамин С, витамины группы В, Е и др. В рационе ребенка должны быть морковь, капуста, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы.
  • Важен и правильный режим чтения (актуально также для маленьких детей — они смотрят в книгу вместе со взрослым, читающим сказку): нельзя читать лежа, расстояние от глаза до книги составляет длину предплечья, освещение должно быть хорошим, следует подбирать книги с крупным шрифтом и делать регулярные перерывы на несколько минут.
  • Ограничьте время перед телевизором, компьютером, мобильным телефоном, планшетом.
  • Важно избегать глазных инфекций, воспалений, травм, прямых солнечных лучей, мелкого мусора, песка, пыли.
  • Есть несколько специальных упражнений для глаз: 1) сильно зажмуриваться и широко открывать глаза, 2) двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз, 3) фиксировать взгляд на кончике носа на 20 секунд (3 – 4 раза).

Вы можете помочь глазным мышцам малыша расслабиться — для этого нужно просто сместить фокус зрения на линию горизонта. Еще один способ — поиграть с ребенком в разгадывание фигур, которые рисуют в небе облака.

Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.

Читайте также:  Что можно приготовить ребенку на завтрак 3 года

Следим за здоровьем дыхательных путей

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей у маленьких детей очень нежные, поэтому в возрасте 3 – 4 лет так часто встречаются проблемы с ними. Из носа инфекции попадают в полость глотки и дальше, а это нередко приводит к отитам.Чтобы уберечь органы дыхания и речи от заболеваний, необходимо приучить ребенка:

  • Правильно дышать через нос (пока воздух проходит через извилистые носовые пути, он очищается от примесей, пыли и микробов, а также согревается и увлажняется);
  • По возможности не допускать резких колебаний температур (не пить холодное после горячего, не кричать на улице, избегать сырости);
  • К спокойной, без напряжения и крика, манере речи.

Если ребенок постоянно дышит через рот, не стоит оставлять это без внимания — покажите его врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.

Ребенок 3 года здоровье

Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо:

  • Лечить насморк;
  • Оберегать уши от сильного или длительного воздействия внешнего раздражителя (резкий звук, постоянный шум);
  • Избегать наушников — вибрация барабанной перепонки в конечном итоге приводит к ухудшению слуха;
  • В профилактических целях раз в год посещать отоларинголога.

Важно со вниманием относиться к жалобам ребенка на боль в ушах и вовремя обращаться к лору.

Заботимся о зубках

В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале. Теперь важно заботиться об их здоровье.Что обеспечивает здоровье зубов?

  • Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
  • Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
  • Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
  • Ежегодные осмотры у стоматолога.

Работаем над осанкой

Ребенок 3 года здоровье

Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.

Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела. 

Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным. 

Причины плоскостопия у детей могут быть:

  • Рахит,
  • Слабое физическое развитие,
  • Лишний вес,
  • Раннее хождение,
  • Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
  • Травмы мышц, связок.

Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства. 

Ребенок 3 года здоровье

Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка? 

  • Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
  • Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
  • Жесткая постель, мебель по росту;
  • Ходьба по песку, гальке, траве;
  • Правильное положение тела в статичных позах;
  • Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
  • Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
  • Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
  • Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.

Дошкольник без психологических проблем бодр, весел, активен и предприимчив. И уверен, что его ждут великие свершения. Поддержите ребенка своим доброжелательным отношением, верой в его способности, подбодрите кроху, если у него возникли какие-то затруднения.

Больше движения

Ребенок 3 года здоровье

Самый главный гарант физического здоровья и крепкого иммунитета — движение, физическая активность, особенно на свежем воздухе. Маленьких детей не надо заставлять двигаться, а вот разнообразить физическую активность, предлагать разные ее варианты — забота взрослых.

Установите дома спортивный комплекс, выходите на прогулку в парк с велосипедом, отправляйтесь на детскую площадку с мячом, скакалками, ракетками и другим простым детским спортивным инвентарем. Если малыш испытывает затруднения в самостоятельной организации двигательной активности, вовлекайте его в игру личным примером, предложите трехлетнему ребенку поиграть на детской площадке в прятки, а четырехлетнему — в вышибалы, присоединившись к другим детям.

Читайте также:  Чем растереть ребенка от кашля на ночь 3 года

Виды спорта для детей 3 – 4 лет

К 4 годам, помимо «развлекательной» двигательной активности, ребенок готов и к умеренным спортивным нагрузкам. Если вы подумываете о том, какой вид спорта выбрать, перед тем, как отправить ребенка в спортивную секцию, убедитесь в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультируйтесь с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом.

Плавание, восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, фитнес и танцы — виды спорта, уже доступные для детей в возрасте 3 – 4 лет. Плавание, пожалуй, самый универсальный вид спорта, одинаково любимый и мальчиками, и девочками: обеспечивается работа всех групп мышц, снимаются мышечные и суставные зажимы, повышается общая двигательная активность, закаляется организм. Кроме того, занятия в воде действуют успокаивающе на нервную систему.

Что умеет ребенок в 3 – 4 года?

На уровне освоения обязательных для этого возраста физических навыков малыш 3 – 4 лет уже хорошо ходит на мысках и по наклонной доске; бегая, меняет направление; прыгает на одной ноге, а на двух перепрыгивает через небольшие препятствия; бросает мяч и попадает им в цель с расстояния в 2 метра; умеет залезать на гимнастическую стенку.

Помимо физических параметров, существуют критерии психического развития, а именно — навыки, которыми ребенок овладевает на разных возрастных этапах, и без их учета невозможно судить об общем состоянии малыша. Длительная задержка в появлении определенных навыков и умений может свидетельствовать о неблагополучном сценарии и требует консультации у врача профильной специальности. 

Итак, чему научился ребенок за данный период, какие навыки и умения он прибавляет к уже освоенным в предыдущие годы?

Словарный запас трехлетнего ребенка — более 1000 слов, к 4 годам — 1500 – 2000; малыш составляет предложения из 4 – 5 слов; в основном правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения: шипящие, свистящие, звуки [л] и [р]); все еще может пропускать и заменять звуки и слоги (к 5 годам это постепенно проходит); вводит в речь абстрактные понятия; пересказывает несложный текст, короткие стихи, рассказывает истории на основе событий своей жизни, делится впечатлениями; задает много вопросов.

Отсутствие или искажение в речи ребенка суффиксов, окончаний, падежей, предлогов, неправильное звукопроизношение, использование предложений менее чем из 3 – 4 слов, неспособность ответить на самые простые вопросы («где?», «кто?») — повод обратиться к логопеду.

В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:

  • Он понимает простые причинно-следственные связи;
  • Долго сосредотачивается на одном занятии;
  • Фокус внимания с конечного результата переключает на сам процесс выполнения задания (может старательно что-то рисовать и без сожаления смять рисунок);
  • Тренирует наглядно-образное мышление (некоторые задачи уже могут решаться «в уме»);
  • Проявляет первые навыки планирования деятельности с оценкой промежуточных результатов;
  • Ему интересен окружающий мир.

Обогащаются и социальные навыки:

  • Ребенок старается быть очень самостоятельным и независимым;
  • Начинает осознавать, что не похож на других людей;
  • Знает основные правила поведения в различных ситуациях;
  • Умеет цивилизованно находить выход из конфликтов со сверстниками;
  • Открыто выражает симпатию и антипатию, просит прощения, проявляет заботу, ласку, делится с другими и помогает им;
  • Уже не может обходиться без сверстников;
  • Становится партнером взрослому, устанавливая с ним дружеские взаимоотношения;
  • Старается реализовывать свои замыслы, развивает волевые качества, учится не пугаться трудностей, мобилизоваться для достижения цели (при поддержке и одобрении взрослого).

Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:

  • Ребенок самостоятельно следит за личной гигиеной — моет руки после туалета, прогулки, перед едой;
  • Умывается, чистит зубы, пользуется туалетом без напоминаний;
  • Он внимателен к своему внешнему виду, может заметить неопрятность в одежде;
  • Одевается и раздевается без помощи взрослых (за исключением сложных элементов в одежде, например шнурков), вешает и складывает на место одежду;
  • Следит за порядком в своей комнате, за игрушками;
  • В детском саду ведет себя послушно.

Помогаем развивать память

Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания.

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка — значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.

Для крепкой памяти, кроме запоминания, необходимо уметь правильно воспроизводить усвоенную информацию. Для тренировки этой способности спрашивайте малыша о том, какие события из прошлого он помнит, показывайте ему семейный фотоальбом, просматривайте вместе с ним поздравительные открытки и письма родственников, вспоминайте, что́ ребенок получил в подарок на дни рождения, и т. д. 

И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья — это необходимо для долгой и счастливой жизни.

Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

Читайте также:  Испуг ребенка 3 года

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник