Ребенок 3 года всем недоволен
Возраст 3 года считается первым переходным, когда малыш начинает ощущать себя личностью и проявляет характер: ноет, или “истерит”, упав на пол навзничь. Лет в 5-6 вовсе не обязательно, чтобы закатывались истерики, просто ребенок постоянно недоволен.
Если ребенок недоволен, демонстративно уходит, надув губы, или ноет по любому поводу, жалуясь на жизнь, родителям следует внимательней следить за своим поведением. Как бы не прискорбно было признавать факт собственной вины, но ее доля непременно есть.
Взрослые иногда даже не замечают, что где-то ненароком обронили фразу типа “как неохота завтра на работу идти”, “начальник совсем обнаглел, не хочет заявление на отпуск подписывать”, или “весь день простояла у плиты как каторжная”. На первый взгляд, это такая мелочь, но ребенок переносит все это на себя, как нелегка жизнь.
Он может не рыдать, не пустить ни слезинки, но при этом выговаривать маме, что его заставляют убирать в комнате игрушки, как будто он слуга. Иногда просто “налицо” дух противоречия. Мама просит быстрее собираться в детский сад, а дитя не выспалось. Но когда пора спать, ребенок находит массу важных дел. Просто все должно быть по его.
Родители разводят руками – что же делать, когда ребенок все время чем-то недоволен. Кажется, все дома вежливы и дружелюбны. Откуда же взялось такое невыносимое поведение? Однако мало просто быть вежливым и улыбчивым с ребенком. Психологи рекомендуют максимально пристально следить за каждый своим словом и никогда не давать повода ребенку думать, что его родителям что-то лень делать.
Да, работа не всегда приносит радости, но не нужно обсуждать рабочие проблемы при ребенке. Лучше утром всеми силами создавать бодрое радостное настроение и себе и всем домочадцам. Конечно, это не легко. Но воспитывают не поучительным словом, а своим примером. Другого не дано.
Так же весело можно организовать уборку дома или приготовление еды для всей семьи, непременно вовлекая в процесс ребенка. Нравоучения типа “не все в жизни в радость, но надо это делать” вряд ли возымеют успех. Вышеупомянутые советы помогут тем, у кого проблема недовольства ребенка кроется в собственном образе жизни.
Бывает, что причина в другом: ребенку слишком долго потакали, позволяли все и вдруг начали предъявлять требования. В таком случае недовольство – это способ манипуляции взрослыми. Я поплачу, пожалуюсь и мне дастся то, что хочется. Такое поведение – промах в воспитании, но все еще можно исправить, если быть твердым и последовательным в своих действиях и воспитательных приемах.
Важно проследить и за собой, и за ребенком, чтобы выяснить, в каких конкретно случаях поведение сводится к нытью. Нельзя самим разговаривать с ребенком плаксивым голосом. Напротив, предложить ему обозначить проблему четко и ясно.
Парадокс, но слишком плаксивыми и недовольными бывают как дети, получающие слишком много внимания от родителей, так и те, к которым всегда равнодушны. В первом случае, причина недовольства – избалованность, во втором – недостаток внимания. Ребенок начинает копировать поведение своих родителей и проявлять недовольство поведением других. Вырастет либо закрытый в себе нытик, либо откровенный критикан.
Чтобы исправить ситуацию и прекратить постоянное нытье своего отпрыска, надо установить истинную причину. А их не так много:
– ребенок таким способом добивается своего;
– ситуация ему незнакома и он заранее ноет, чтобы избежать критики со стороны взрослых после;
– хочет оставаться маленьким и привлекать к себе больше внимания.
Еще одна причина уже была названа выше – копирование поведения взрослых. В любом случае ситуация нуждается в корректировке. Привлечение внимания к себе чаще характерно для детей, у которых появились младшие братья и сестры. Здесь нужно своевременно привлечь малыша на сторону взрослых, которые заботятся о новорожденном. Почувствовав свою значимость в общем деле, он вряд ли будет изводить родителей нытьем.
Вторая причина чаще всего тревожит детей 5-6 лет, когда они начинают больше общаться со сверстниками, ходят не только в детский сад, но уже и в дополнительные кружки, готовятся к школе. Ребенок начинает проявлять недовольство как будто заранее, потому как не уверенно себя чувствует в новом коллективе.
Если ребенку постоянно потакали дома, поддавались в играх, то во дворе ему придется несладко. Он будет либо одинок в детской компании, либо придется очень трудно переламывать себя и считаться с другим мнением. Такие дети очень болезненно воспринимают проигрыш. Поэтому, лучше приучить с раннего детства психику ребенка к разным ситуациям, чем ограждать его от любых трудностей.
Если ребенок еще слишком мал, то важно просто научиться не поддаваться его капризам и выдерживать паузу – поплачет, подуется и сам забудет, с чего все началось. С ребенком постарше уже можно и нужно откровенно разговаривать – ” я думаю, ты сейчас себя так ведешь, потому что хочешь…” Возможно, он и не согласится с вердиктом мамы, но задумается о том, что его помыслы “раскусили”. И в другой раз не будет повода проявлять недовольство.
Нужно соотносить возраст с предъявляемыми требованиями. Иногда ребенок недоволен, потому как не может выдержать груз обязательств и это выглядит как протест. Здесь родителям важно услышать своего ребенка.
Недовольство ребенок проявляет всегда. Только в возрасте до года он сигнализирует о физиологических потребностях, а в 6 лет уже осознанно стремиться управлять родителями. И здесь уже нужна выдержка, чтобы не перейти на силовой метод.
Источник
Автор иллюстрации Данил Никольченко, “Нет, это нормально”
Семейный консультант и ведущая блога «Все дома» Нина Гофман объясняет, почему современные родители так помешаны на том, чтобы ребенок был счастлив, и в чем тут проблема.
У современных родителей установка такая: ребенок должен быть счастлив, хоть ты тресни. В нашу эпоху оголтелого индивидуализма первая и главная задача любого человека — быть счастливым. Чтобы было все хорошо, была прекрасная карьера, замечательная семья, хорошее образование, чтобы человек был интеллектуально и всесторонне развит и чтобы все ему давалось исключительно легко. При этом он должен найти свой, индивидуальный путь к этому счастью. К чему это обязывает родителей? Они во что бы то ни стало стремятся вырастить человека, который может найти себя сам. Такой человек уверен в себе, он знает, что ему положено, он должен быть пробивным, лидером, а, главное, самореализованным. Если раньше базовыми потребностями были кров, пища, одежда, то сейчас самореализация взошла на вершину этого списка. Если ты не самореализован, то ты не счастлив — а это непорядок.
И вот смотрим мы на своих детей, которые, только родившись, кажутся нам идеальными, а потом они начинают расти, развиваться, и вдруг мы видим — что-то тут не то… Начинается все с того, что счастливый человек не плачет. Плачет только несчастный. И вдруг наш ребенок плачет, да еще и часто, навзрыд. Значит ему плохо? В этот момент мы забываем, что плач — это важный (а поначалу и единственный) способ коммуникации ребенка. Плачем он показывает много чего: я устал, хочу есть, я пописал и мне мокро, живот болит, у меня накопился стресс. И вот он плачет — а матери кажется, что он глубоко несчастен и это непорядок. И мама уже не может отлучиться в туалет или спокойно ночью спать в своей кровати. Потому что ребенок «счастлив» (а вернее, молчит) только лежа на маме с сиськой во рту. А то, что он в этот момент толком и не ест, и не может войти в глубокий сон — об этом мама думать не может, поскольку действует исключительно на эмоциях. Ведь если его отложить в отдельную кроватку, он сразу станет «несчастен».
А дальше больше: вот ребенку два года, и он уже четко осознает свои желания. Мы ему что-то не разрешаем — он плачет. Следовательно, он несчастлив. И мы, с одной стороны, понимаем, что не можем позволять ему все, а с другой — не можем переносить его крик. Ведь если ребенок несчастлив, значит что-то не так либо с ребенком, либо с родителем. Чувство вины и стресс у родителей начинают развиваться в геометрической прогрессии.
Родитель начинает больше и больше эмоционально реагировать на детское «несчастье». А что же происходит с ребенком? Он начинает чувствовать ответственность за настроение взрослых. Дети всегда берут вину на себя. Родитель в их понимании — пока что — идеален. Так что, если родитель расстроен, значит в этом виноват ребенок. Получается, что ребенку как будто нельзя при нас чувствовать себя плохо. У него нет места для негативных эмоций, а подавлять он их пока не умеет (но обязательно научится впоследствии). В итоге ему действительно становится хуже. А мы тем временем изо всех сил стараемся, чтобы ребенок постоянно был счастлив. И это — замкнутый круг.
Как так вышло, почему? С каких пор жизнь состоит только из солнечной стороны улицы? В жизни есть место всему: хорошему, плохому, болезням, смерти, войнам и убийствам, или хотя бы погоде, которая не нравится. Мы не можем быть постоянно довольными всем, что происходит вокруг, и мы имеем право на весь спектр эмоций, а не только на позитив. И дети тоже имеют на это право.
Что же делать?
1) Разберитесь с самими собой, со своими ожиданиями. Поймите, из чего они состоят, перестаньте сравнивать себя и своего ребенка с другими людьми, а особенно с инстаграмными картинками. Люди в социальных сетях не хотят делиться плохим — они хотят делитьcя приятными моментами. А мы невольно сравниваем свою жизнь с их идеальными рассказами и картинками. Примите тот факт, что вы не можете уберечь своего ребенка от отрицательных эмоций, не можете дать ему все, что он хочет, не можете быть идеальными родителями. Будьте просто любящими и принимающими все грани жизни. Это сделает вас более спокойными родителями.
2) Разбирайтесь со своим чувством вины. Оно нам необходимо, как и все остальные чувства, у него есть свои важные функции. Но не давайте ему управлять своими действиями. Вы не должны оправдываться перед ребенком за свои решения и действия — таким образом вы перекладываете на него свою ответственность, а это ему не под силу.
3) Спросите себя, чего хочет ваш ребенок, а не «каким должен быть мой ребенок, чтобы соответствовать «парадигме счастья», и чтобы меня считали хорошим родителем». Поймите, что у ребенка получается хорошо, дайте ему возможность заниматься тем, что нравится. А также научите справляться с тем, что необходимо, но получается хуже, через «не хочу» и «мне трудно». И тогда у него появится уверенность в собственных силах!
4) Дайте детям пострадать и поплакать. Не надо сразу стараться отвлечь, развеселить и сделать счастливым. Если ребенок сильно плачет, это не конец света и не травма. Иногда ему просто нужно выплакать стресс. Мы порой так стараемся удовлетворить любые потребности наших детей, что у них просто нет права на отрицательную реакцию.
5) Не стремитесь сделать детей счастливыми, это вообще не зависит от того, что вы для них делаете. Ощущение горя или счастья в детстве тотально и не зависит от наличия игрушек, новой модной одежды или развивающих занятий. Вы не раз видели, как быстро у детей меняется настроение. Они могут горько рыдать, а через секунду хохотать. Или наоборот. Потому что у ребенка все происходит здесь и сейчас, и его эмоции неподвластны нашим, даже самым сокровенным желаниям. Ожидание того, что наши старания искусственно смогут создать ребенку счастливое детство, скорее приведет к обратному эффекту.
Источник
Ребенок не слушается в 3-5 лет – 18 практических советов психолога
Читайте также: Как перестать обижаться?
2) Будьте в меру требовательны.
Если чересчур баловать своего малыша, он непременно вырастет эгоистом, полностью неприспособленным к жизни. Следите также за тем, чтобы бабушки и дедушки тоже соблюдали это правило.
3) Беседа вместо наказания
Это очень действенный метод. Попробуйте вместо того чтобы наказать за проступок малютку, поговорите с ней. Пусть малыш объяснит свое поведение. Выяснив все непонятые моменты, Вы проясните ситуацию и укажите крохе на ее ошибки. А не прибегая к наказанию Вы улучшите взаимопонимание и получите больше доверия.
4) Учитывайте, что детей до трех лет наказывать вообще не стоит.
5) Всегда обращайте внимание на плохое поведение.
Если решили наказать, делайте это без лишних раздумываний. Но это не значит бить или использовать другое физическое наказание. Можно не давать сладкого или запретить мультики.
6) Используйте собственный пример.
Это очень действенный способ для того чтобы улучшить поведение. Например, малыш не хочет есть кашу. Приведите в пример папу. И скажите, что он стал таким большим и сильным только потому что всегда ел кашу, когда был маленьким.
7) Не нужно использовать нецензурную речь в присутствии крохи.
Также, если кроха повторила за кем-то другим плохое слово, не пропускайте это мимо ушей. Объясните ему, что это слово неприлично говорить. Это необходимо для того чтобы ребенок понимал разницу между “хорошо” и “плохо”. Этот навык поможет ему в будущем при выборе окружающих людей и друзей.
8) Требования родителей к ребенку должны быть твердыми и последовательными.
Если вчера Вы не разрешали что-то делать, то сегодня это тоже нельзя разрешать. Малейшее уклонение в сторону и крошка обязательно это запомнит и в будущем использует в своих интересах. Требования отца и матери не должны различаться. В противном случае у малыша будет шанс выбирать чьи требования выполнять на этот раз. В итоге наступит время, когда его непослушное поведение выйдет за границы нормы и сделать с ним что-то будет нелегко.
9) Родителям очень полезно будет использовать принцип, который обосновал Фриц Перлз, немецкий ученый в области психотерапии.
Называется он “собака сверху” и “собака снизу”. Первая из собак основывается на жестком прессинге: угрозах, приказах, властном давлении и авторитарном поведении. Вторая – полная ее противоположность. Она действует в обход, основываясь на лжи, лести, саботаже, слезах, шантаже и других манипуляциях. При условии что обе они находятся в противоречии, то выигрывает более гибкий и хитрый – “собака снизу”. Поэтому вместо категоричных приказов ищите более мягкий и мудрый подход к своим детям.
10) Если Вы считаете своего малыша 3-5- лет совсем глупым и несмышленым, Вы ошибаетесь.
В этом возрасте кроха начинает наблюдать и запоминать поступки взрослых. Заплакал и дали конфетку, чтобы успокоить? В следующий раз кроха будет плакать еще громче.
11) Список правил и ограничений должен быть конкретным и четким.
Постарайтесь рассказать крохе об этих запретах таким образом, чтобы не вызвать у него чувства обиды и разочарования. Слишком много жестких правил отрицательно повлияет на психику ребенка. Диктатура не способствует теплым отношениям. Но и слишком мягкое воспитание к хорошему не приведет.
12) Например, основные запреты могут быть такими: нельзя драться, мучить котенка, вылезать в окно.
Этим требованиям должны следовать все неукоснительно. Также нужно объяснять почему существует тот или иной запрет. Потому что я так сказала – это не подходит. Причины должны быть понятными, например, нельзя вылезать в окно, потому что это опасно.
13) Давать пояснения, что так поступать нельзя нужно с дружеским интонациями, а не с требовательным.
Вы бы сами отнеслись негативно к собеседнику с приказным тоном.
14) Некоторые из правил должны иметь гибкость.
Если малыш хочет стрелять из рогатки,пусть делает это там, где нет людей. Если появилось желание залезть в лужу, пусть наденет резиновые сапоги.
15) Важно понимать, что непослушное поведение не выходит за границы адекватного развития.
Просто сейчас такой период. Пройдет 1-3 года и он сменится другим. Наоборот если Ваша кроха всегда молча повинуется, не проявляет эмоций, то стоит над этим задуматься. Это может быть психологическое расстройство.
Случай из практики:
На консультацию обратилась Татьяна с 4-х-летней дочкой Катюшей.
Психолог: расскажите подробнее, в чем Ваш вопрос?
Татьяна: Какая-то слишком послушная у меня дочь…Никогда не могу понять ее желания и мысли. Если будет к ней какая-то просьба, делает молча. Никогда ни одного слова против. Последний раз слышала, как она громко смеялась наверное года в 1,5…Я удивляюсь, что даже при явно несправедливой ситуации, дочь не проявляет сопротивления, как другие дети. Соседка с завистью утверждает: “Чудо, а не кроха!” А я чувствую, что что-то не так. Как будто со всем уже смирилась Катя, растет с детства несчастной.
Психолог: Да, Вы не зря беспокоитесь. Но ситуация вполне решаема. У Кати подавлены эмоции. Ей необходимо вспомнить, как они переживаются. Удивление, радость, злость – все это эмоции, которые мы проживаем каждый день. Для этого нужно выполнить 3 шага.
1) Близкие родственники, проживающие в доме с Катей не должны ходить напряженные и сердитые. Как будто скоро конец света настанет. Ребенок всегда копирует поведение взрослых. Как может кроха научиться смеяться, если никогда не видит этого в окружении?
2) Когда Катя шумно играет, к этому должны относиться с пониманием. Малыши никогда не шумят специально. Если взрослые все время ограничивают ребенка в проявлении чувств, со временем ребенок перестает сопротивляться.
3) Нельзя запрещать девочке выражать негативные эмоций, такие как плач, крик, злость, негодование. Если есть обстоятельства для этого, то это абсолютно нормально.
Есть 2 детские игры для развития отрицательных чувств:
– Малыша одевают отрицательным героем. И в костюме этого персонажа кроха может вести себя как ей хочется плохо. Если Вы поддержите ребенка и присоединитесь к игре, малыш окончательно потеряет страх быть наказанным и раскрепостится.
– Участники встают в круг и бросают по очереди мяч. Тот кто бросает придумывает прозвище тому, кто ловит. Ты – сельдерей. Ты – камень. Ты – метла. Эта игра сближает людей. Если мы умеем проявлять в присутствии другого человека сильный негатив, значит он не безразличен.
Важно: Дети не хотят подчиняться не самим правилам, а тому, как это преподносится. Если Вы хотите, чтобы малыш уважал Вас и окружающих людей, сами относитесь к нему с уважением, а не как к марионетке в полной Вашей власти.
16) Лучшей моделью поведения с ребенком будет доверительные отношения.
Учитесь с самого раннего возраста своей крохи быть ей лучшим другом. Тогда Вы всегда будете в курсе проблем малыша и всего, что происходит в его внутреннем мире. В отличие от авторитарного поведения в таком стиле общения кроха всегда может задать вопросы. Не опасаясь при этом навлечь гнев строгого родителя. Если нужно, чтобы ребенок что-то выполнил, задавайте вопросы, типа: Ты можешь мне в этом помочь? Могу я попросить тебя собрать игрушки?
17) Когда ребенок занят другими делами, то нужно сначала привлечь его внимание.
А потом уже просить его что-либо сделать. Маленькие дети играют очень увлеченно и не слышат происходящего вокруг. Тем более не нужно кричать крохе из другой комнаты. Даже взрослые иногда не могут разобрать, что от них требуется в такой ситуации.
Чего же вы хотите от своего малыша? Естественно приходится повторять по 10 раз. А на десятый раз вы уже теряете терпение. Поэтому если малыш занят и его внимание увлечено не вами, то помогите ему закончить с этим. И только после этого обращайтесь к нему.
18) Интонация не должна быть не только чересчур требовательной и строгой, но и извиняющейся. Если вы просите ребенка что то сделать и заранее боясь его недовольной реакции как будто упрашиваете его и уговариваете, он с легкостью может проигнорировать ваши слова. Посчитав их неважными.
Какое наказание выбрать?
1) Физическое наказание
Если родители прибегают к такому наказанию, то высока вероятность рано или поздно перейти границу и начать жестоко обращаться со своим ребенком. Поэтому если у вас возникает желание дать шлепка малышу, то остановитесь, осмыслите происходящее и придумайте более адекватный вид наказания.
2) Лишение приятной вещи, которая была обещана.
Или, например, не вещи а прогулки в зоопарке. Этот способ наказания гораздо лучше предыдущего. Так как он позволяет без применения насилия указать на плохой поступок.
3) Словесное наказание.
По-началу этот способ кажется довольно мягким. Но на самом деле угрозы и унижения в ответ дают злость, подавленность, обиду. Разве вы хотите, чтобы Ваша кроха чувствовала это по отношению к Вам? Тем более в результате такого воспитания вырастает человек с низкой самооценкой. Что влечет за собой множество проблем в его жизни. Лучше наоборот хвалить малютку даже за самую мелочь, и указывать на его положительные качества.
4) Изолирование
Многие родители ставят свое чадо в угол или запирают в комнате. Этот способ достаточно хорош, но перед тем как наказать малыша таким образом стоит объяснить ему за что он это заслужил.
5) Физическая работа
Насильное принуждение крохи к уборке в комнате или для более старших детей к труду в огороде не очень хорошо влияет на ребенка. Работа из-под палки приводит к неправильному формированию оценки восприятия жизни. Если Вы применяете такое наказание из малыша вырастет человек, не имеющий особого желания достигать успеха в учебе или карьере.
Ошибки родителей
1) Непонимание психологии маленьких детей
У малышей очень слабая сила воли. Ее усиление наблюдается лишь при наступлении подросткового возраста. А это значит, что крохам сложно не замечать своих желаний и потребностей, фокусироваться на заданной цели. Еще сложнее преодолеть себя и вести себя хорошо, когда навалилась усталость или плохое самочувствие. Ведь именно уставшие дети больше всего капризничают и не слушаются.
Часто возникают такие ситуации, когда родителю нужна самостоятельность и помощь малыша, а он совсем не хочет выполнять просьбу. Например, мама после прогулки попросила раздеться, пока она занята младшим братом. В обычных условиях малыш легко это выполнял. Но вот когда он устал, он только капризничает и отказывается.
Как исправить ситуацию?
Только хитрости детской психологии помогут в этом случае. А именно различные соревнования, игры, сказки и другая мотивация, которая поможет малышу преодолеть трудности, набраться сил и выполнить то, что его попросили.
Что думают родители о таком поведении?
На самом деле большинство родителей вместо того чтобы мотивировать малыша и помочь ему, начинают упрекать, критиковать, проявлять недовольство. Ведь родитель думает, что ребенок поступает так назло.
2) Неумение контролировать
Так же у крох 3-5 лет недостаточно развит самоконтроль. Подумайте как следует, ведь и Вам взрослому человеку иногда бывает достаточно трудно переключиться с чего-то приятного на нужное. Например, от просмотра сериала к пробежке в парке. Именно поэтому и малыш не бежит со всех ног выполнять вашу просьбу.
Недостаточно для того чтобы вас услышали сказать 1 раз и удалиться, занявшись своими делам. Ребенка нужно проконтролировать и помочь ему переключиться от игры к Вашей просьбе. А если вдобавок мать или отец после раз сказанного и не увидев результата начинает кричать и ругаться, у малыша появляется негативное отношение к Вашим словам. И он начинает не слушаться еще больше.
Выход:
После того, как Вы дали малышу инструкции, не бросайте его один на один с ними. Просто помогите ему закончить то занятие, чем он занимался до просьбы и начать делать, то что Вам нужно. Но и это еще не все. В процессе выполнения, скорее всего чадо будет снова терять внимание и отвлекаться.
Для этого вы и должны следить и контролировать. А когда происходит переключение внимания, снова подталкивать его к незаконченному делу. Таким образом можно научить малыша последовательности – главному секрету достижения успеха. А раз испытав успех, кроха будет уверена в своих силах и к следующим вашим просьбам относиться более радостно и с энтузиазмом.
3) Неумение поощрять
Часто бывают такие случаи, когда чадо плохо себя ведет, мать или отец пытаются его образумить различными способами. И наконец малыш меняет поведение. Родитель же никак на это не реагирует, считая хорошее поведение само собой разумеющимся. Или даже произносит что-то с упреком: “Неужели ты успокоился!”
Игнорировать хорошее поведение ни в коем случае нельзя. Из-за этого кроха не получает знания о том, что правильно и хорошо, а что нет. То есть получается, когда он ведет себя приемлемо, Вы никак не реагируете на это. Поэтому ребенок и не в курсе, как нужно вести себя хорошо, так как он не получает должного внимания в этом случае.
Если же в добавок к отсутствию похвалы Вы критикуете за плохое, то все что слышит от вас ребенок – это критика. В результате у крохи формируется негативное отношение к Вашим словам, и он совсем теряет стимул вести себя хорошо.
Поэтому всегда поощряйте, хвалите за хорошее поведение. Делать это можно словом, взглядом, улыбкой. Но так, чтобы у ребенка выработалось понятие, что именно вы поощряете.
Итак, в этой статье Вы получили подробные советы, как действовать, когда Ваша кроха 3-5 лет проявляет непослушание. Обязательно применяйте их на практике, и Ваш малыш станет вести себя все лучше и лучше. Если же Вы сомневаетесь, что подходит именно Вашей крохе, мы всегда можем помочь Вам в этом.
Наши опыт и многолетняя практика в консультировании детей и их родителей помогут решить Ваши проблемы. Именно индивидуальная консультация психолога онлайн способна решить вопрос в максимально короткие сроки, что будет только на пользу Вашему чаду.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Навигация по записям
Источник