Ребенок 3 года все делает поперек

Трехлетний возраст становится своеобразным рубежом, когда дети начинают проявлять самостоятельность и “характер”. Неготовые к этому родители хватаются за голову: что же случилось с их малышом. Куда делся милый малыш и откуда взялся истерящий плохиш?!
Легче всего понять и прочувствовать ситуацию на конкретном примере. Описываю вам случай, которому однажды стала свидетелем. Возможно, вы узнаете в нем себя и своего ребенка.
Мама покупает булочку – она только из печи.
Дочка кричит: “Хочу булочку!!!”
Мама отвечает: “Булка горячая. Я дам ее тебе дома, когда она хоть чуть-чуть остынет”. Плач становится громче.
Мама говорит: “Хорошо, дам на улице”. Плач не прекращается.
Мама соглашается: “Хорошо, ешь сейчас”.
Но тут дочь уже плачет, потому что булка очень горячая.
Булочка – это лишь пример. Ребенок не слушается по любому, даже мелкому поводу:
- хочет первым нажать кнопку лифта, но не успевает;
- требует купить игрушку в магазине;
- не хочет одеваться;
- ноет, чтобы его кормили, да, еще и только вы;
- не хочет спать в своей кровати…
Что же делать, если ребенок в 3 года не слушается?
Давай разберем эту ситуацию в трех аспектах:
Почему ребенок так себя ведет? Каковы причины слез?
На что опираться маме, чтобы определить, как действовать в этой ситуации?
Как можно избежать истерики?
1. Почему ребенок не слушается и истерит?
Вы смотрите на своего трехлетку и вам кажется, что он уже большой. Он отлично понимает то, что вы говорите. Он знает правила, которые есть в вашей семье и может сам пересказать, что можно, а что нельзя. А потом в один момент БАЦ! и делает то, что запрещено.
В его глазах искорки, а на губах ухмылка. И вами овладевает только одна мысль: он сделал это нарочно! Знал, что нельзя, и все равно сделал. Назло!
Вы сказали, что холодно, поэтому нельзя снимать шапку. Отвернулись, повернулись, а ваш проказник уже без нее.
Вы сказали, что брать чужой беговел на площадке без спроса нельзя. Заговорились с соседкой, а шилопоп уже катается, а следом бежит хозяин транспорта.
Чувствуете, что гнев нарастает, даже когда вы просто читаете эти строки и вспоминаете проделки ваших детей? Но все совсем не так, как кажется.
Маленькие дети импульсивны. Чувства затапливают их так, что еще несовершенные навыки самоконтроля не помогают совладать с собой.
В исследовательском мире известно, что трехлетние дети могут мыслить логически, но применить эту логику не могут. Есть пропасть между их знаниями и действиями.
А теперь добавьте к этому свежеобретенное чувство собственного достоинства и эгоцентризм, и вы получите идеальный рецепт “непослушайки”. Вот он, кризис 3 лет.
Это касается и ситуации с булкой. Да, девочка понимает слова мамы, что булка горячая, но желание сильнее ее. Она не может проанализировать ситуацию и понять, как лучше и почему нельзя.
Аналогично и со снятой шапкой, беговелом, неубранными игрушками, истериками при выключении мультиков…
Вы уже двадцать раз повторили, что можно и что нельзя, а сын/дочка не реагирует. Прочитайте статью “Надоело повторять по 100 раз” и вы узнаете об основных ошибках, которые допускают мамы, и почему “по-хорошему” не получается.
Внутри малыша сталкиваются два противоречащих друг другу желания. Его собственная воля и то, что вы хотите, чтобы он сделал. Карапуз знает правила и хочет поступать правильно, чтобы мама его хвалила, но эта внутренняя эмоциональная борьба в сочетании с растущим чувством независимости, эгоцентризма и незрелым мозгом выражается в своенравном поведении, непослушании и истериках.
А уж если карапуз “завелся”, то успокоить его очень сложно. Понимание времени еще таково, что “давай потом” звучит непонятно, а значит не работает. А если ребенок устал или голоден, то стрессоустойчивость падает. Все вместе создает удручающую картину: ребенок в 3 года не слушается и истерит.
Если истерики стали регулярным спутником ваших с ребенком отношений, то обязательно прочитайте статью “Ребенок истерит по любому поводу”. Вы узнаете о 4 видах истерик и о том, как на них реагировать. Это придаст вам сил и поможет иначе относиться к поведению сына или дочки.
2. Кризис 3 лет у ребенка: что делать?
Задача родителей – помочь детям построить в уме мост между знаниями и действиями, ведь мало знать правила, важно уметь их применять.
ШАГ 1. Чутко помогите ребенку осмыслить ошибки и исправить их.
Истерики и непослушание 3-летних детей – это нормальная стадия развития, но одни это перерастают, а у других такое поведение закрепляется и переходит в протестное. Чтобы этого избежать, нужно помочь малышу обрести основы самоконтроля и осознанности.
Например, карапуз хватает без спроса чужой беговел на площадке.
Если трехлетнего ребенка за это наказать, то это даст ему понять, что он плохой, он не контролирует себя, он – разочарование для мамы. Но никак не поможет в развитии навыков самоконтроля.
Вместо этого поспособствуйте тому, чтобы ребенок задумался и осознал ошибку. Сделайте это в теплой, ободряющей и чуткой форме. Недостаточно просто повторить правило: «Я же тебе говорила, что нельзя брать ничего без спроса». Скажите: «Ты помнишь, что надо попросить? Давай попробуем вместе еще раз». Подходим и просим. Если ребенок может, то говорит сам, если нет, то вы просите разрешения взять беговел вместо него.
В ситуации с булкой для ребенка родители – это гарант безопасности. Маме нужно транслировать ребенку безопасный порядок вещей. Если булка горячая, и это опасно – значит, он должен подождать, вне зависимости от того, готов он принять эту идею или нет.
ШАГ 2. Помогите ребенку задуматься о том, что он чувствует.
Мы всегда обращаем внимание ребенка на действия: не трогай, отойди, не прыгай, замолчи, отдай, возьми… Как часто вы обращаете внимание ребенка на то, что он чувствует?
Когда ребенок делает что-то хорошее, например, проявляет сочувствие или спрашивает «можно взять твою игрушку?», помогите ему осмыслить чувства.
Например, скажите: «Ух ты, ты не забыл вежливо попросить игрушку. Каково это?» или «Ого, ты сказал своему другу что-то доброе, когда он разбил коленку. Как ты думаешь, от этого ему стало легче? Как ты себя при этом чувствовал?”
Ваш малыш будет гордиться собой, испытывать чувство выполненного долга и ощущать то теплое чувство, которое приходит с умением справляться с трудной (для него) ситуацией.
Это поможет вашему карапузу:
понять, что делать добро приятно,
укрепить внутреннюю мотивацию ладить и сотрудничать, что в долгосрочной перспективе приведет улучшению социальных навыков.
Еще один способ помочь ребенку – использовать книжки с картинками и игрушки, как инструмент для размышлений о поведении и чувствах. Читайте и проигрывайте истории, а потом обсуждайте: кто и как поступил? как бы поступил на месте героя ваш ребенок? что он при этом чувствовал?
ШАГ 3. Формула успеха – закрепление и повторение.
Фраза «все в порядке, давайте попробуем еще раз» – отличный инструмент для воспитания. Вместо наказания или нотаций попробуйте дать сыну или дочке еще один шанс.
Помогите ребенку задуматься о том, что он сделал неправильно. Расскажите, как он может сделать это лучше, и дайте понять, что вы верите в него.
Снова и снова напоминайте малышу, как просить игрушку на площадке и делайте это вместе с ним.
Это даст карапузу установку на рост и веру в то, что он может изменить свое поведение.
Если ребенок будет стоять в углу и думать о том, что он сделал не так, ничего в его поведении не изменится. Практика и повторные попытки с родителями, которые в них верят, творят чудеса.
Но бывают случаи, когда ни чуткость, ни проговаривание чувств, ни повторения не помогают, и чадо устраивает истерику. Например, вы с ребенком приложили много усилий, чтобы вежливо попросить желанный беговел, но хозяин железного коня не хочет ни с кем делиться своим транспортным средством.
3. Можно ли избежать ситуаций, когда ребенок устраивает истерики?
В ситуации с беговелом, как и с булкой, избежать такой реакции сложно. Но вы должны понимать, что истерика – это нормально. Так ребенок адаптируется к ситуации и переживает невозможность мгновенно удовлетворить свои желания.
Если вы сомневаетесь, в вашем случае истерики – это норма или нет, пройдите тест.
Существует несколько факторов, которые помогут минимизировать истерики.
Готовность ребенка. Предупреждение о том, что будет и как надо себя вести: сейчас мы зайдем в магазин, купим булку, она будет горячая, но ты сможешь ее попробовать, когда мы выйдем. Помогает часто, но не всегда.
Твердость. Твердая интонация, безапелляционность кажутся жесткими, но, как ни парадоксально, помогают ребенку принять ситуацию быстрее и легче. Раз изменить ничего нельзя, зачем бороться.
Переключение или замещение. Булку не дам, но могу дать яблоко. Но тут есть риск скатиться в торговлю, поэтому надо всегда смотреть по ситуации, стоит ли игра свеч.
Занять чем-то. Срочно придумать важное задание, за которое можно потом похвалить и дать почувствовать свой успех.
Пережить истерику. Увы и ах, не всегда ее можно остановить с помощью какого-то “приема”. Иногда ее надо пережить, дать поплакать, а потом обсудить. Можно аккуратно дать попробовать руками горячую булку, чтобы убедиться в верности слов мамы.
Важно понимать, что воспитание без истерик вряд ли возможно. Плач ребенка – это его способ сказать о своем недовольстве. Когда-нибудь он научится иначе, но не сразу.
Да, и не все наши реакции будут удачными, но это не значит, что вы делаете что-то неправильно. Поэтому я не за правильное воспитание, а за живое.
Чтобы помочь вам выдерживать детские истерики и своенравное поведение, я разработала мастер-класс “Ребенок раздражает. 5 фишек детской психологии, которые добавят вам дзена”.
Если вы часто сталкиваетесь с ситуациями, когда ребенок:
не слышит вас и нужно повторять снова и снова или кричать,
ноет и выбешивает этим,
психует, упрямится или взрывается,
на все отвечает «я сам!» и своевольничает,
проявляет по отношению к вам эгоизм.
Тогда мастер-класс станет первым шагом в понимании процессов, которые происходят в детском мозге. Мастер-класс – это не инструкция «Что делать, если…», которую надо заучить. Это подробные и понятные ответы на вопросы:
почему так происходит?
почему ребенок не понимает таких простых вещей?
Я расскажу про:
3 системы детского мозга и этапы их созревания,
особенности детского развития, которые нас раздражают: эмоциональную лабильность, эгоцентризм, импульсивность,
а также, как помочь ребенку развить такие качества как дисциплинированность, самоконтроль, уверенность в себе.
Это возможность открыть для себя мир возрастной психологии и перестать волноваться, почему ваш малыш такой непослушный. Знания дают понимание, а когда понимаешь, то реагируешь на поведение малыша иначе.
Узнать о мастер-классе подробнее вы можете, перейдя по ссылке:
А что помогает вам, когда ребенок не слушается?
Источник
Детские приступы гнева – это нормальное явление или неадекватная реакция? Почему вообще малыши истерят? Что со всем этим ужасом делать, и стоит ли вмешиваться, если капризничает абсолютно не знакомый вам ребенок? На эти и другие вопросы отвечает психолог Татьяна Шаранда.
Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития
Капризы и истерика – разные вещи
– Правда ли, что детские истерики – это нормальный, нужный и важный этап становления личности?
– Давайте обратимся к наглядному примеру и попытаемся понять, является ли истерика нормой или это результат действий родителей.
Реальная ситуация. Обеденное время. За стол в кафе садится мама с двухлетним ребенком на руках. Рядом, с одной стороны, присаживается муж, с другой – четырехлетний сын. Поданные блюда тут же начинают переставляться – у мужа забираются и отдаются сыну, свои передвигаются мужу, причем на ходу из тарелок вытаскиваются какие-то кусочки еды. Малыш на руках сонно сосет пустышку. Мама, как многостаночница, одновременно ведет контроль за всеми и заодно, освобождая рот малыша от соски, пытается запихнуть туда еду. Ребенок отворачивается, начинает плакать.
Тут же у старшего сына мама выдергивает из рук свой телефон, вызывая тем самым бурную реакцию: крик, переходящий в визг и топанье ногами. Вялые попытки супруга поучаствовать в кормлении детей мгновенно пресекаются.
Результат: младшенький безостановочно плачет, выплевывая еду, а его брат с криком и слезами ведет «товарообменную операцию» – возврат телефона на согласие пообедать. И побеждает.
То, какое место мама занимает за столом, как привычно управляет желаниями других, свободно подъедает из чужих тарелок, тон и манера разговора женщины – все говорит о ее главенствующем положении в семье. Можно считать, что у дамы не двое, а трое детей. Она сама низвела мужа до позиции ребенка. Основная ее роль – это роль мамы, мамы для всех. В семье явное нарушение иерархии. Тут дети – это центр Вселенной, остальные – лишь дополнение к ним.
Истерика старшего ребенка – закономерная реакция психики, многократно отработанная на своих родителях и положительно ими же подкрепленная (в данном случае, когда мама пошла на «торг»). Привычка истерическим способом реагировать на ситуацию в дальнейшем приведет к развитию истерического невроза. У мальчика, с такой моделью поведения есть большой шанс превратиться в демонстративно-истерическую личность.
Итог: поведение старшего сына никак не может быть нормой, это, скорее, начало дисгармоничного развития личности. Родителями упущен момент, когда первые попытки мальчика на расширение границ дозволенного не были остановлены. А вот поведение младшенького – естественная защитная реакция психики. И если мама успеет переосмыслить свое поведение, то существует шанс на формирование адекватной и здоровой личности в дальнейшем.
– Я не считаю детские истерики нормой. Капризы и истерика – разные вещи. Да, малыши будут долго пробовать разные способы манипулирования, причем часто абсолютно бессознательно: хныканье, кривляние, топанье ножкой – все это возможно и нормально. Но если ваши дети взяли в привычку громко кричать или, извиваясь, с воплями бросаться на пол, абсолютно точно стоит бить тревогу.
– Как дети приходят к истерике?
– В начале плач малыша – это следствие физиологических потребностей, которые мама должна удовлетворить: еда, сон, хорошее самочувствие и так далее.
Затем подключаются эмоциональные потребности: нужно взять на руки, погладить, поиграть – и об этом ребенок пока может сообщить только через плач, крик и жестикуляцию. Выражать словами свою просьбу он еще не умеет. Так малыш естественным способом обучается через крик привлекать внимание мамы для удовлетворения своего желания, то есть он начинает управлять ей. Поверьте, ребенок обучается этому очень быстро.
По мере взросления расширяются возможности, появляется «смысловой лепет» – первые простейшие попытки озвучить свое «хочу» плюс жестикуляция. Ну, а если взрослый не понял, в дело идут крик и слезы. Этот возрастной период очень важен. Родители делают выбор: действовать по старой схеме, изматывая и себя, и ребенка, или выйти на новый уровень общения с ним.
– Пик детских истерик приходится на возраст 2-3 лет. В норме к 4 годам их количество резко снижается – ведь к этому возрасту ребенок уже может вербально озвучить свои желания и потребности.
Пример из консультации. На диагностику пришла мама с двумя детьми: двух и семи лет. Пока шла работа со старшей девочкой, женщина с малышом обследовала кабинет. Она умело отводила внимание ребенка от электрических приборов, постоянно переходя от одной игрушки к другой.
Вскоре малыш закапризничал, стал хныкать. Мама присела к нему, спокойно, четко проговаривая грудным голосом, озвучила его возможное желание. Спросила у меня разрешения взять очередную игрушку, достала сок и печенье – ребенок включился в новую игру, заедая все вкусной едой. Мама работала на предупреждение истерики, что хотелось бы подчеркнуть особо. Так начинает формироваться правильная ассоциативная связь – «спокойный голос и поведение = удовлетворение желания».
Ребенок должен знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
– Можно ли научиться предчувствовать истерику у своего ребенка, чтобы вовремя переключить его внимание?
– Новорожденный ребенок не способен словами выразить свои потребности. Плач является универсальным механизмом, стимулирующим мозг отца и матери к заботе о ребенке.
Экспериментально было установлено, что только по «стилю» плача родитель может определить, что именно нужно чаду. Особенно хороший показатель был у мам, имеющих больше одного ребенка.
Африканские и индонезийские женщины, которые носят младенцев в слинге, четко, по каким-то своим ощущениям, определяют состояние малыша и вовремя оказывают ему помощь. Данный факт говорит о высоком уровне синхронизации мозга родителей и мозга ребенка. В случае матерей иначе и быть не может, ведь 9 месяцев внутри себя женщина взращивает новый организм. Тесная связь матери и ребенка сама по себе уже является залогом развития способности предчувствовать эмоциональный срыв чада и не доводить его до состояния аффекта. А переключить внимание – это уже дело техники! Прислушивайтесь к своему ребенку. Прежде чем кричать, постарайтесь понять его.
– Нужно ли демонстрировать малышу неодобрение его поведения? Как вообще правильно реагировать?
– То, что ребенок обязан знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», – неоспоримо. И это ему должны объяснять и демонстрировать родители.
Сложность в том, что познать границы дозволенного малыш может только через действия. Читать нотации неэффективно. Демонстрируя на практике, а точнее, через игру или на жизненном примере, что такое «плохо» или «хорошо», конкретно показывая разницу между двумя противоположными действиями, родитель дает толчок не только к социальному развитию, но и ускоряет психофизиологическое: активизируется работа мозга, появляются новые нейронные связи. Другими словами, обучение в действии – это лучший способ познания.
Если малыш в 2-3 года делает то, что не нравится маме или папе, то это проблема не малыша. И нет смысла демонстрировать ему свое неодобрение. В этом возрасте еще не настолько сложно перевести внимание ребенка на другой объект, занять его новой игрой. Все же три года декретного отпуска даны именно на это. Да, мама устает. Но усталость здесь не столько физическая, сколько эмоциональная – а вот это уже важный момент, так как состояние мамы транслируется непосредственно на ребенка.
– Чем старше ребенок, тем более яркие и наглядные примеры ему нужны. Если родитель владеет элементарными знаниями по сказкотерапии, то ему не составит труда в игре продемонстрировать разницу между добром и злом. Почти любая сказка построена на борьбе этих сил. Проиграйте волшебную историю с помощью игрушек, затем повторите конец сказки, изменив поведение плохого героя и наградив его хорошими качествами. Так в игре ребенок быстрее обучится.
Главное – не упустить подходящий момент. Помните: отучать от плохого поведения всегда сложнее, чем изначально приучить к правильным способам взаимодействия.
Иногда нужно просто обнять и пожалеть
– Некоторые психологи рекомендуют оставить малыша на время истерики одного в другой комнате, чтобы он успокоился в отсутствии зрителей. Что вы об этом думаете?
– Однозначного ответа невозможно дать, так как это зависит от ситуации и индивидуальных особенностей психики ребенка. Если мама видит, что ребенок истерит с определенной целью, то есть разыгрывается стопроцентная манипуляция, то, безусловно, такой способ подходит, так как «публичность выступления» усиливает эмоциональный накал.
Пример из консультации. Перед входом в летнее кафе висит объявление о том, что с самокатами вход запрещен. Сын (пять лет) категорически отказывается оставить его возле администратора. Мама принимает решение зайти и пообедать со старшим ребенком, младшего оставив возле самоката, пока тот не бросит свою затею.
Уход мамы вызвал неадекватную реакцию ребенка – он упал на пол и начал кричать. Тут же появились сочувствующие – и это только усилило громкость рыдания. Мама не смогла долго выдержать осуждающий ропот бабушек. Семья ушла из кафе с чувством неутоленного голода и раздражения. День был испорчен.
Как оказалось, у ребенка это не первый опыт и такие «показательные выступления» – для него норма. Сын хорошо освоил систему управления мамой, но у социума (а это далеко не любящий и всепрощающий родитель) свои правила и порой очень жесткие. Как только у сына расширятся социальные связи (впереди школа, новые знакомства), публика будет все более разношерстная. Мальчик привык, что чужие взгляды его активизируют, но схема обязательно сломается, его старые методы прекратят срабатывать. Что в итоге? Ребенок с головой окунется в стресс.
– Многочисленные исследования показали, что кортизол – главный катаболический гормон, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, – оказывает токсическое воздействие на мозг ребенка, приводя к нарушению мозговой активности и развитию широкого спектра заболеваний.
Другой пример. На диагностику привели шестилетнюю девочку. В процессе работы маме понадобилось на некоторое время покинуть кабинет, на что дочка отреагировала тяжело. Она закрыла лицо и тихо плакала, пока не вернулась мама. Это была не манипуляция, просто в своей жизни малышка уже пережила сильный стресс – разлуку с мамой в больнице.
Приведенные два примера четко показывают, в каких случаях просто необходимо твердыми и настойчивыми методами прекратить истерику, а где требуется мягкая и корректная терапия ребенка. Иногда нужно просто обнять и пожалеть.
Ребенок может транслировать вовне родительский негатив
– Что делать, если из истерики ребенок не выходит, а впадает в состояние, когда он уже вообще ничего не понимает, его трясет, дыхание сбивается, и становится просто страшно за малыша?
– Лучше, конечно, до такого не доводить, но на случай срыва нужно всегда иметь при себе бутылочку с водой. Смочите ребенку ручки, протрите лицо, дайте попить водички. Если дошло до того, что малыш даже не может сделать глоток, то хорошо на него водой побрызгать. Психический стресс необходимо компенсировать физиологическим.
Если уж ребенок бьется в припадке истерики на полу, подложите под голову что-то мягкое (или свои руки), пока волна гнева не схлынет. Не надо пускать все на самотек. А вообще в подобных случаях у меня только два вывода: ребенку требуется обследование у детского невролога или маме срочно нужна консультация у психолога, причем разбирать нужно в первую очередь ее состояние, а не поведение ребенка. Мама и малыш связаны очень крепко. Часто дети просто транслируют материнские переживания, выплескивают именно мамин негатив, который она в себе подавляет.
– Каким семьям нужно отправиться к психологу всем вместе?
– Давайте лучше определим, для кого консультация совсем не обязательна. Не требуется она тем семьям:
- где мама (да, в первую очередь, мама) часто смеется и чувствует себя комфортно и защищенно;
- где баловаться разрешается и это с удовольствием делают все (и взрослые, и дети);
- где ставка делается на хорошее настроение, аппетит и сон;
- где мама заходит в соцсети только для того, чтобы, к примеру, подобрать классный отдых для всей семьи, а не пропадает там на весь день;
- когда время и деньги тратятся не только на необходимые и полезные покупки, но и на создание себе и всем членам семьи хорошего настроения;
- где есть общие увлечения, дела, походы и поездки, вечерние посиделки, «щекоталки» и чтение сказок перед сном.
Такой семье у психолога делать нечего, с такими семьями все психологи останутся без работы (смеется). А всем остальным добро пожаловать к нам!
– Есть вопрос и с обратной стороны. Как, по-вашему, общество должно реагировать на детские истерики в общественных местах?
– Окружающие ведь все видят и могут дать оценку родителю: какая мама, каково ее поведение, что она делает в этот момент, и, исходя из этого, способны решать, нужна ли помощь.
Пример из жизни. В одном из гипермаркетов в отделе игрушек пятилетний ребенок сел на пол и отказался идти. Мальчик уже взрослый, и у него абсолютно адекватная мама, которая о помощи не просила. Она знала, что ей надо делать, и делала это правильно, не реагируя на выпады сына. Но сердобольные и любопытные взрослые, которые начали улюлюкать и сюсюкать с малышом, обстановку только ухудшили. Мальчишка к сидячей забастовке добавил громкий рев. Вся операция по воспитанию пошла коту под хвост.
Второй пример. В автобус вошла мама с прогулочной коляской. Малышу года полтора. Закрепив коляску, мама уткнулась в мобильник. Ребенок не спал, он мило улыбался всем присутствующим.
Малышу было скучно, и он стал стягивать с ножки сандалик. Резкий поворот автобуса, ребенок завалился набок и уронил сандалию. Мамина реакция ошарашила всех! Казалось, что от ее гнева сейчас просто развалится коляска. Малыш страшно перепугался и собрался было уже плакать, но, предвидя реакцию мамы на его плач, я и другие пассажиры вмешались: мы начали хлопать в ладоши, щелкать пальцами и еще неизвестно что делать, только чтобы переключить внимание малыша. Тот перестал хлюпать носом и стал с интересом за нами наблюдать. Маме же пришлось сдержать пар, ведь слишком уж много народу смотрело на нее и ее сына. Думаю, что наше вмешательство было к месту, хотя дальнейшая жизнь ребенка у меня вызывает грусть.
Третий пример. В парковой зоне на скамейке сидит мама, вся захваченная смартфоном. Рядом мальчуган лет 4-5, усиленно атакующий деревья песком и камнями. Вроде все нормально. Звонок телефона. Мама словно проснулась, вмиг стала активной. Тут же про нее вспомнил и малыш. Деревья облегченно вздохнули – ребенок весь свой неизрасходованный потенциал бросил на родительницу. Запрыгнув на скамейку, он усиленно стягивал с маминой головы солнцезащитные очки. Чтобы как-то отодвинуть от себя ребенка и не пропустить очень важную информацию по телефону, она стала ему помогать. Похоже и сын, и мама не рассчитали усилий – мальчик оступился и упал спиной на землю. Я могу предположить, что амплитуда взмаха маминой руки и громкости крика равнялась уровню страха, который она сама испытала. Рев стоял двойной: орала мама и кричал ребенок – воспитательный процесс был в разгаре.
В этот момент предложить свою помощь – равносильно получить такую же оплеуху, какую получил и сын. Чтобы не создавать дополнительный стресс, пришлось уйти из поля зрения этой пары.
В общем, ситуации бывают разными. А вот стоит ли терпеть детские крики в общественных местах? Это вечная дискуссия, которая не прекратится никогда. Мамы и папы будут отстаивать свои права, недовольные пассажиры, посетители и отдыхающие – свои. Быть ли скандалу? Это зависит от конкретных людей, которые волею судеб оказались в одном и том же месте.
Выводы
1. В раннем возрасте ребенка до истерик доводить нельзя. Объяснять ему что-то бесполезно, поэтому научитесь вовремя переключать внимание чада.
2. Постепенно формируйте у младшего члена семьи правильные привычные ассоциации – «запрос может быть удовлетворен лишь при спокойном обращении» – это правило должно укрепиться в его сознании.
3. Прежде чем кричать, постарайтесь понять сына или дочь, в чем конкретно заключается проблема.
4. Помните: читать нотации неэффективно. Разъясняйте ребенку разницу между хорошим и плохим через взаимодействие, игру, сказки, конкретные примеры.
5. Дети все повторяют за родителями. Если вы говорите, что кричать нельзя, и при этом сами имеете привычку повышать голос на окружающих, малыши будут делать точно так же.
6. Старайтесь поддерживать в семье позитивную доверительную атмосферу.
7. Почаще впадайте в детство сами, с удовольствием дурачась с младшенькими.
8. Научитесь отличать сильные внутренние переживания ребенка от обычной детской манипуляции. От этого зависит, как поступить в конкретной ситуации: показать свое возмущение или просто пожалеть сына или дочку.
9. Имейте под рукой воду. В момент истерики она вам пригодится.
10. Если истерики стали очень частыми – это сигнал, что не только ребенку, но и родителям необходимо поговорить с психологом об их внутреннем состоянии и проблемах.
11. Вмешиваться в ситуацию детской истерики, которую вы наблюдаете за пределами своего жилища, чаще всего стоит лишь тогда, когда вы видите, что родители в неадекватном состоянии и ребенку действительно нужна помощь. Ваш «очень мудрый совет со стороны» вряд ли будет принят к сведению и, скорее, лишь послужит дополнительным раздражающим фактором.
Фото: Анна Иванова
Читайте также:
«Когда хочется накричать на сына или дочку, представьте, что это чужой ребенок»: психолог о строгости и вседозволенности в воспитании
Психолог: «Ребенку нужна счастливая мама! Не сложилось с отцом малыша, попробуйте с другим мужчиной»
Как понять, что твой коллега – психопат? 7 типов людей, которые профессионально отравляют окружающим жизнь
Источник