Ребенок 3 года вообще не разговаривает

Ребенок 3 года вообще не разговаривает thumbnail

Хотелось бы узнать как поступить. Сыну 3,3 года, не говорит. В 3 года ходили к неврологу, она предположила черты аутизма. Хотя ребёнка даже не осмотрела и не прикоснулась к нему. Сделала вывод из моих слов! Выписала уколы кортексина и сироп энцефабол. Мне не понравилась врач, очень грубая, ребёнка не осмотрела даже. Не понимаю что её не устроило так как сын: ест сам, горшок освоен промашек нету, раздеваться сам, но одеваться лениться, но может, в глаза смотрит, ласку ( поцелуи, обнимашки, прикосновения любит сам), понимает обращение к нему, понимает похвалу, нечего странного кроме того что он не говорит, и не хочет учить не цвета, не цифры, буквы. Не вижу, он говорит мама, папа, баба, деда, иди, иду, надо, да, нет, Аня. Когда что то надо он обращается ко мне мама и показывает что ему надо. В сад не можем попасть из-за карантина, поэтому нету общения с детьми. Но когда приезжает братик двоюродный, он за ним бегает внимательно за ним наблюдает, всегда пытается за руку его взять. Чужих людей не боится, к любому может подойти и за руку взять. Помогите, и правда ли что то не так, или к другому неврологу идти лучше? А и ещё он кошек не любит трогать, шерсть его начинает щекотать и он уходит хихикая, не играет с ними. И играет с любыми игрушками.

Автор

[3821934682] – 25 октября 2020, 16:25

27 ответов

Последний – 05 февраля, 20:14 Перейти

1.

Крокозябка

[2302366086] – 25 октября 2020, 17:22

Не вздумайте колоть Кортексин, у многих деток потом диабет, который не лечится.

2.

Крокозябка

[2302366086] – 25 октября 2020, 17:24

По теме – три года не такой большой возраст, заговорит ещё. Отпустите от телевизора, больше читайте. Развивайте пальчики – поделки разные, давайте мелкие детали, пуговицы например, бусы, чтобы перебирал.

4.

)))))

[2681005624] – 25 октября 2020, 17:31

Автор. к логопеду сходите. Объясните ему.

5.

Гость

[3085622856] – 25 октября 2020, 17:38

Нарушение в развитии для такого возраста конечно есть.Но лекарствами это не решить.Найдите хорошего специалиста для уточнения диагноза.Нужен педагог для индивидуальных занятий ,с опытом работы с детьми такого возраста

8.

Автору

[1195587493] – 25 октября 2020, 18:15

9.

Не автор

[737485518] – 25 октября 2020, 18:17

Когда у нас были вопросы по развитию и речи дочки мы обошли трех неврологов, двух психологов, психиатра, и занимались с двумя нейропсихологами.

Начали в 2 года, в 3,5 закончили все занятия.

Так что ходите, занимайтесь ребенком, убеждайтесь, что нет никаких проблем

10.

Гость

[1919535077] – 25 октября 2020, 18:19

Тормоз он у вас. Смиритесь.

11.

Не автор

[737485518] – 25 октября 2020, 18:20

)))))

Автор. к логопеду сходите. Объясните ему.

Логопеды не берут детей раньше 4х лет, тем более не говорящих. Сначала нейврологи и психологи занимаются и исключают серьезные проьлемы. Потом занимаются нейопсихологи развитием речи, а потом уже к логопеду, когда речь уже есть, а просто звуки ставить, исправлять

13.

Не автор

[737485518] – 25 октября 2020, 18:21

Автор, а что за проблема с садиком???? Все сады работают в обычном режиме.

Единственное если есть ковид положителтный группа закрывается на 2 недели, но потом все возвращаются и ходят как обычно

14.

)))))

[2681005624] – 25 октября 2020, 18:26

Не автор

Логопеды не берут детей раньше 4х лет, тем более не говорящих. Сначала нейврологи и психологи занимаются и исключают серьезные проьлемы. Потом занимаются нейопсихологи развитием речи, а потом уже к логопеду, когда речь уже есть, а просто звуки ставить, исправлять

Ну значит пусть автор сходит к другому доктору. Они тоже могут ошибаться. Тем более автору этот доктор не понравился.

15.

Гость

[1855353965] – 25 октября 2020, 18:32

Автору

Дайте ему время , автор.

Развивайте, читайте, объясняйте, общайтесь с ним.

У приятельницы было тоже самое с дочкой ,ещё и в садик отдала в 4 года ,а та со слов воспитателя молчала, только наблюдала со стороны ,отказывалась от разговоров.А дома общалась с сёстрами ,в плане участия в играх , но больше была молчуньей.

Сейчас ребенку её 9 лет ,ходит в школу,учится хорошо ,общительная ,любит читать . Дети все очень разные ,это тоже надо учитывать.

А может быть что у ребёнка реальные проблемы, а автор просидит драгоценное время.

16.

Гость

[3821934682] – 25 октября 2020, 18:35

Не автор

Автор, а что за проблема с садиком???? Все сады работают в обычном режиме.

Единственное если есть ковид положителтный группа закрывается на 2 недели, но потом все возвращаются и ходят как обычно

Не дают проходить медкомиссию в сад, работают только дежурные группы, по крайней мере у нас в городе. Нужно принести справку с работы, но я не работаю. Я бы устроилась, но ребёнка не возьмут сразу на целый день. А оставлять его не с кем. С марта месяца не можем попасть, в августе нам с сада звонили, говорили что проходите медкомиссию, а когда можно будет узнавайте в детской регистратуре. Каждую неделю звоним, и всегда ответ один “нет нельзя” слышим постоянно.

17.

Гость

[3821934682] – 25 октября 2020, 18:39

Гость

А может быть что у ребёнка реальные проблемы, а автор просидит драгоценное время.

Вот я этого и боюсь, ведь чем старше тем сложнее лечить если есть проблемы. Ещё город не большой, врачей мало. 3 невролога, логопеда хорошего нету, дефектолога и психиатра тоже нету. Нужно ехать в другой город.

18.

Не автор

[1400242815] – 25 октября 2020, 19:17

Гость

Не дают проходить медкомиссию в сад, работают только дежурные группы, по крайней мере у нас в городе. Нужно принести справку с работы, но я не работаю. Я бы устроилась, но ребёнка не возьмут сразу на целый день. А оставлять его не с кем. С марта месяца не можем попасть, в августе нам с сада звонили, говорили что проходите медкомиссию, а когда можно будет узнавайте в детской регистратуре. Каждую неделю звоним, и всегда ответ один “нет нельзя” слышим постоянно.

а платно нельзя пойти комиссию? Что за город? В Москве вроде самая плохая обстановка, но все сады работают без дежурных групп. Поликлиники тоже… даже на необязательные прививки приглашали нас

19.

Не автор

[1400242815] – 25 октября 2020, 19:20

Гость

Вот я этого и боюсь, ведь чем старше тем сложнее лечить если есть проблемы. Ещё город не большой, врачей мало. 3 невролога, логопеда хорошего нету, дефектолога и психиатра тоже нету. Нужно ехать в другой город.

значит езжайте и узнавайте. Скорее всего все нормально, но скажу честно, есть один случай у друзей которые все ждали,ждвли, и потом и в 4 и в 5 и в 6 не говорит, в сад уже коррекционный, школа тоже, и вот во втором классе уже им ставят не только задержку речи, но и умственного развития… конечно не факт, что вылечили бы, там проблемы при родах оказались, но лучше исключить серьезные проблемы сразу.

И кстати, попробуйте пройти узи шеи и головы, часто там кроется проблема, с доступом крови (кислорода) в мозг

20.

Гость

[3821934682] – 25 октября 2020, 19:28

Не автор

значит езжайте и узнавайте. Скорее всего все нормально, но скажу честно, есть один случай у друзей которые все ждали,ждвли, и потом и в 4 и в 5 и в 6 не говорит, в сад уже коррекционный, школа тоже, и вот во втором классе уже им ставят не только задержку речи, но и умственного развития… конечно не факт, что вылечили бы, там проблемы при родах оказались, но лучше исключить серьезные проблемы сразу.

И кстати, попробуйте пройти узи шеи и головы, часто там кроется проблема, с доступом крови (кислорода) в мозг

Спасибо, на УЗИ шеи и головы мы и в своём городе сходим, надо записаться)

21.

Гость

[2024321971] – 27 октября 2020, 20:22

Гость

А может быть что у ребёнка реальные проблемы, а автор просидит драгоценное время.

Драгоценное время на приём припоратов?

Занятия дома, логопеды, массажи и все станет нормально. Нет таких таблеток, которые научат разговаривать.

22.

Гость

[2315255714] – 29 октября 2020, 18:25

23.

Гость

[498246765] – 29 октября 2020, 18:43

24.

Фрау В.

[4171852819] – 23 ноября 2020, 01:00

По описанию у вас вполне нормальный сын. У моих двух подруг такое же было, теперь дети болтают как нужно.

Для успокоения души съездите в другой город, или поищите специалиста онлайн. Не колите ничего. Той бабе всё равно, главное прописать, чтобы потом сказать что что-то сделала. А вам последствия разгребать.

25.

Гость

[4265719182] – 05 февраля, 20:03

Не автор

Логопеды не берут детей раньше 4х лет, тем более не говорящих. Сначала нейврологи и психологи занимаются и исключают серьезные проьлемы. Потом занимаются нейопсихологи развитием речи, а потом уже к логопеду, когда речь уже есть, а просто звуки ставить, исправлять

Логопеды занимаются с малышами! Есть те, кто на этом специализируется. Мы с дочей начали ходить на запуск речи в 2.5 года. У нее ни одного слова не было или звукоподражания. С логопедом появились первые слова.

26.

Гость

[4265719182] – 05 февраля, 20:12

Я еще со своей подключила игры, про которые рассказывает Валентина Паевская. Например: “попробуй повтори”. Из упражнений логопедических: надувать мыльные пузыри, облизывать ложку/тарелку, в воронку кричать широко а-а (в широкую часть, у-у (в узкую часть)

27.

Гость

[4265719182] – 05 февраля, 20:14

Как у вас дела? Я начиталась про экспрессивную алалию, при ней интеллект сохранен, только с речью проблемы.

Источник

Наблюдать за развитием ребенка одно удовольствие. Он с каждым днем жизни приобретает все больше навыков. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в самостоятельное существо. Малыш уверенно начинает ходить, играть с предметами.

Но может складываться и другая ситуация, когда ребенок в 3 года все понимает, но не говорит. Он может легко показывать соответствующие картинки, игрушки. Жестом указывает на нужный ему предмет. Но все это не сопровождается речью, и тогда родители начинают беспокоиться.

Общая информация

Перед тем как сделать заключение, логопед тщательно проводит обследование. В три года наступает пограничное время, когда речь должна быть. Если ее нет, то это повод для посещения нескольких специалистов.

В норме в этом возрасте ребенок использует фразы, предлоги, части речи. Он владеет интонацией, знает простейшие термины (кто как говорит, кто что ест и т. п.). Способен выполнять простые инструкции (положи игрушку на стол). У него есть большая часть звуков (некритично отсутствие шипящих, свистящих и соноров).

Если ребенок в три года не говорит, использует указательный жест или ограничивается звукоподражаниями (биби, ава и т. п.), то это повод для беспокойства.

Родители думают, что такое свойственно мальчикам и они перерастут это. Опасное заблуждение. Чем позже оказана помощь, тем дольше времени потребуется на восстановление.

При первых признаках задержки необходимо обратиться к детскому доктору. В первую очередь это невропатолог, потом психиатр, сурдолог и логопед.

Алалия и задержка речевого развития

Не говорить ребенок может по двум причинам: алалии и задержке речевого развития (ЗРР). Эти два нарушения нельзя путать, в их основе лежат разные проблемы.

ЗРР появляется из-за незрелости нервной системы. В таком случае еще нет критичной задержки в развитии, но уже близко к ней. Серьезных патологий в головном мозге не выявляется. При смене обстановке и эмоциональном стрессе ребенка словно прорывает, и он начинает говорить.

Такое случается, когда ребенок идет в школу. Новый коллектив, незнакомые люди заставляют нервную систему усиленно работать, и это стимулирует развитие мозга.

При анализе отмечаются проблемы с определенными участками коры мозга. Очаговые поражения видны на снимках МРТ. Дети не заговорят сами, даже если их поместить в садик. У них речь не появляется ни к 4 годам, ни к 5. Для стимулирования речи требуется помощь специалиста.

Алалия бывает двух видов: моторная и сенсорная. При первой дети реагируют на обращенную речь, понимают ее и показывают пальцем на нужные предметы. При сенсорной отмечается нормальный слух, но создается впечатление, что пациент глухой. Такие дети не реагируют на обращенную речь.

При алалии ребенку дается инвалидность. Для ее оформления необходимо пройти комиссию. И при ЗРР, и при алалии дети получают бесплатную помощь в соответствующих учреждениях.

Причины появления проблемы

Среди ученых нет единого мнения, почему количество детей с задержкой речевого развития растет.

Условно выделяют три группы факторов:

  1. беременность;
  2. роды;
  3. первый год жизни.

Любые болезни отца и матери, особенно из разряда передающихся половым путем, могут вызывать проблемы с развитием ребенка. Во время родов могут происходить травмы.

Некоторые дети появляются на свет раньше срока. Они входят в группу риска, так как из-за преждевременных родов у них не успевают развиться внутренние системы.

В первый год жизни опасны такие заболевания, как энцефалит, грипп, менингит – они тяжело переносятся. Травмы головы тоже чреваты последствиями.

В последние годы еще выделяют комплекс причин, которые относятся к социальным. Из-за обилия телевизоров, смартфонов, планшетов родители мало общаются с детьми. Малыши с пеленок привыкают к разноцветным картинкам. При дефиците контакта они не перенимают интонацию, мимику.

Однако бывают случаи, когда беременность и роды были благополучными, как и первые годы жизни малыша. Но в итоге ребенок плохо говорит.

Разграничение диагнозов

Ребенок в 3 года не говорит по разным причинам. Для правильного оказания помощи нужно провести комплексное обследование. Такой подход позволит правильно определить структуру дефекта и выявить первопричину задержки.

В первую очередь исключаются проблемы со слухом. Снижение восприятия может быть некритичным (ребенок реагирует на громкие звуки, но не различает речь). Обязательно делают аудиограмму. Аппаратные методики дают достоверные данные о состоянии слуха.

Дети также отказываются разговаривать по психологическим причинам. При аутизме могут быть разнообразные нарушения.

Основные из них:

  • стереотипность;
  • отказ от зрительного контакта;
  • аутоагрессия.

Основа дефекта кроется не в проблемах с речью, а в расстройстве коммуникативной функции психики. Первый и основной специалист для ребенка – это психолог.

При ДЦП нередко возникают параличи и парезы разной степени тяжести. В таком случае основа проблемы – органические поражения головного мозга. Для успешного преодоления проблемы нужна помощь невропатолога.

Родители не понимают, зачем их отправляют на консультацию к психиатру. На самом деле не стоит бояться такого доктора. Его задача – это выявление интеллектуальных нарушений и психических болезней.

При задержке психического развития (ЗПР) отмечаются проблемы не только с речью, но и с остальными функциями: мышлением, памятью, навыками и т. п. В младшем дошкольном возрасте не всегда легко данный диагноз разграничить с умственной отсталостью.

При ЗПР и других проблемах с интеллектом не ставится ЗРР. Только СНТ (системное недоразвитие речи), в основе дефекта лежат органические поражения головного мозга.

В редких случаях диагностируют такую болезнь, как элективный мутизм. Его легко спутать с ЗРР. При таком нарушении ребенок не разговаривает совсем, но он владеет речью. В основе нарушения лежат психологические проблемы. Дошкольники могут разговаривать с ограниченным кругом лиц.

При психосоматике первопричина проблемы кроется в психологических проблемах. Стресс, комплексы, травмы могут вызывать речевой негативизм, и поэтому ребенок не разговаривает.

Прежде чем начинать от чего-то лечить, нужно получить консультацию нескольких специалистов разного уровня. Они позволят исключить разные диагнозы.

Если кто-то из окружения рекомендует не беспокоиться и дать проблемам пройти самостоятельно, то это плохой совет. При речевых нарушениях помогать ребенку нужно как можно раньше – так получится достичь результата.

Комплексная помощь

При задержках любого происхождения требуется не только помощь логопеда. В отечественной дефектологии принят комплексный подход.

Он включает в себя работу нескольких специалистов:

  • медика;
  • психолога;
  • логопеда.

При таком взаимодействии добиваются результата. Невролог выписывает препараты, которые стимулируют мозговую активность. Обязательно проводится энцефалограмма, которая позволяет проверить функцию разных участков коры.

В качестве дополнительной меры используют массаж. Психолог ведет работу над развитием психических функций – памяти, мышления, внимания. Ведущая роль отдается логопеду.

Примерная программа коррекции

При борьбе с ЗРР и алалией стоит учитывать важную вещь: готовых программ не существует. Для каждого ребенка упражнения подбираются индивидуально и с учетом особенностей.

Упражнения направлены на решение разных проблем. Гимнастика для языка нужна для выработки тонких движений. Также есть комплексы для выработки движений челюсти и губ.

Выполняют комплексы каждый день перед зеркалом, обучая ребенка визуальному контролю. Дополнительно дается дыхательная гимнастика, которая нужна для отработки речевого выдоха. Для этого предлагают сдувать разные бумажные игрушки, султанчик, перья и т. п.

Ключевая задача коррекции ЗРР и алалии – это вызвать активную речь. На первом этапе она может быть любой, даже со звукоподражаниями по типу «ляля», «баба», «няка» и т. п. Как только они начнут появляться, вводят простую фразу «Ляля, на» и дают ребенку куклу.

С трехлетними детьми не рекомендуется использовать картинки, нужны только объемные игрушки. Для развития сенсорного восприятия дают разные крупы, ткани, коврики с различной текстурой. Через многообразие ощущений стимулируется нервная система.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она заключается в использовании символов звука и пропевания гласных. Ребенку показывают картинку плачущей девочки, предлагают сказать, как она плачет: «ААААААААА».

После того как удастся вызвать гласные, переходят к согласным, таким как «Б», «П», «В», «Ф» и т. п.

После появления и закрепления звукоподражаний вводят в речь сложные слова. В качестве материала и сборника игр используют пособие Четверушкиной или Черенковой. Они последовательно дают материал с постепенным усложнением.

В домашних условиях полезно петь с малышом, играть, выполнять движения под музыку, много гулять. Чем больше впечатлений, тем быстрее он будет развиваться.

Обязательно работают над лексикой и грамматикой. Используют игры с куклами, фигурками, другими предметами. Учат классифицировать, выделять лишнее, образовывать множественное и единственное число. Чем больше игр, тем лучше.

Для отработки тем используют разные приемы. Предлагают накормить куклу (Что она ест? – Она ест вафли, тосты, торты), сходить в игрушечный магазин за покупками. Детям нравятся такие игры, они активно участвуют в них.

Родителям стоит готовиться к длительной коррекции. На нее уйдет около трех лет, в тяжелых случаях около пяти лет. Только при условии каждодневных занятий удастся добиться результата. Комплекс гимнастики, упражнения дает логопед.

Неблагоприятный прогноз

Родители по неопытности недооценивают последствия отказа от лечения, коррекционного обучения. При ЗРР ребенок худо-бедно заговорит, но его впоследствии преследуют разные недостатки:

  • неправильное произношение звуков;
  • плохое владение частями речи;
  • бедность абстрактного мышления.

В дальнейшем сложно освоить письмо и чтение. В предложениях появятся специфические ошибки. Они усугубят проблемы психологического характера.

Дети прекрасно осознают свой дефект и комплексуют по этому поводу. Они могут отказываться от общения, взаимодействия со сверстниками.

При алалии без комплексной помощи дети не заговорят. Без речи не развивается мышление, память, внимание. На фоне первичного дефекта начинаются интеллектуальные нарушения.

Были проведены опыты над детьми, которые первые годы жили вне человеческого общества. После семи лет им не удалось освоить человеческую речь, они остались немыми.

Источник