Ребенок 3 года упрямый
олько родители успели порадоваться, что малыш научился достаточно хорошо разговаривать, уверенно ходит и бегает своими ножками, понимает слово «нельзя» – как он меняется до неузнаваемости и становится настоящим бесёнком. Капризничает, не слушается, кривляется, нарушает запреты, вызывающе себя ведёт и даже огрызается! Те, кто знаком с психологией, в курсе, что именно так проявляется возрастной кризис 3 лет, и избежать его не удаётся никому.
Основная причина – несоответствие социальных и бытовых обстоятельств изменившимся потребностям ребёнка. Он хочет быть взрослым, даже чувствует себя таким. Однако огромное количество ограничений, правил и требований со стороны родителей не дают ему проявлять самостоятельность в полной мере. Это вызывает внутренний протест, который выливается в эмоционально-поведенческие отклонения, так пугающие родителей.
Кризис трёх лет характеризуется следующими психическими новообразованиями:
- первичная самостоятельность;
- новый уровень самосознания;
- установление межличностных контактов, выстраивание новых, более сложных социальных отношений;
- волевая регуляция деятельности.
Разобраться в том, что происходит в данный период с ребёнком, помогает возрастная психология. Она позволяет понять факторы, усугубляющие или облегчающие кризис, и даёт рекомендации, как вести себя родителям, чтобы не допустить негативных последствий.
Ликбез. Подробно узнать о данном периоде можно из специальной литературы по психологии: Выготский «Кризис трёх лет», Гуськова «Особенности кризиса 3 лет в психическом развитии ребёнка», Василькина «Что делать, если у ребёнка кризис трёх лет?», Абросимова «Возраст строптивости. О кризисе трёх лет», Филичева «Малышу три года».
Причины
Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, – это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.
Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым – бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.
Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.
Авторитарный стиль воспитания
Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.
Гиперопека
Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.
Социум
Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.
Внутрисемейные отношения
Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация – их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.
А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.
Темперамент
Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента – ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.
Состояние здоровья
У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.
Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм – «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость – «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Кризис 3 лет у ребёнка: как вести себя родителям в «царстве упрямства и капризов»?
Упрямство – «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений – самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) – «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт – самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм – «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание – «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие – «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое – когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность – основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других – с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
Это интересно. В психологии ребёнка, переживающего кризисный период 3 лет, сравнивают с водителем-новичком. В первое время после сдачи экзаменов и получения прав новоиспечённый шофер осторожен, соблюдает все правила, не превышает скорость, советуется с опытными. Но вскоре осваивается, что притупляет чувство страха: начинает лихачить, испытывает возможности своего автомобиля, старается максимально смело проявить себя за рулём. Точно так же ведёт себя малыш. До 3 лет присматривается и привыкает. А затем пытается самореализоваться и самоутвердиться посредством протестов и нарушения всех требований и правил.
Сроки
Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.
Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, – тогда можно говорить о норме психического развития.
Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.
Самая главная рекомендация – уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.
Дополнительные рекомендации:
- Сохранять спокойствие. Быть терпеливыми.
- В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
- Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
- Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
- Анализировать произошедшее. Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
- Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
- Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
- Проводите как можно больше времени вместе.
«10 нельзя»: памятка для родителей
- Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
- Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики – просто не обращать на них внимания.
- Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
- Нельзя физически наказывать.
- Нельзя кричать.
- Нельзя навязывать свою помощь.
- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
- Нельзя приказывать.
- Нельзя вступать в споры и пререкания.
- Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.
О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.
https://ponervam.ru/krizis-3-let-u-rebenka.html
Источник
У нас две новости: родителям растить бунтаря однозначно сложнее, чем послушного малыша, зато такой ребенок обещает вырасти сильным и целеустремленным человеком. Если, конечно, взрослые проявят мудрость и справятся с ребенком, который упрямится и вредничает.
13 мая 2020Текст: Елена Леммерман
Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что особенный талант в деле противостояния родителям имеют мальчишки: ребенок упрямится и вредничает, и что тут поделать? «Не хочу есть кашу, купи машинку, не буду надевать шапку, я сам перейду через улицу, не хочу спать, не пойду в сад…» За день детских протестов набирается вагон и маленькая тележка. Могут быть еще «бонусные» концертные выступления с криками, рыданием, падением на пол в общественных местах, где, как назло, встретились все знакомые сразу. Впрочем, и девчонки частенько не отстают.
В таких условиях выживают только те мамы и папы, у которых железная нервная система и которые не работают, не ведут домашние дела, не нянчатся с другими младенцами – одним словом, ничего не делают и никуда не торопятся. А что делать всем остальным, как воспитать своенравного отпрыска? Спросим у специалиста, кстати, мамы двоих малышей.
психолог, кандидат психологических наук, преподаватель университета
Упрямство – термин, который придумали взрослые, это с их точки зрения малыш вредничает. А по мнению малыша, он всего лишь отстаивает свои желания. Но так как у ребенка ограниченный жизненный опыт, он не осознает последствия своих действий, не видит опасности, он просто настаивает на своем в силу своего интереса и познавательных потребностей.
Обычно упрямство обостряется в кризисные периоды жизни ребенка – в три года, семь лет, подростковом возрасте – это тоже нужно учитывать, как и жизненный контекст. Если вы заметили, что раньше еще можно было как-то договориться с категоричным сыном или дочкой, а сейчас бесполезно, то проанализируйте последние события, настроения – возможно, конфликтуя с родителями, ребенок пытается привлечь к себе внимание, избавляется от своих негативных, тревожных переживаний. И ему нужно помочь, поддержать для налаживания психологического спокойствия.
В семье, в которой принята авторитарная система воспитания, жесткая дисциплина, тоже возможен конфликт с родителями как форма протеста против ограничений.
«Взрослый творческий человек – это ребенок, который выжил»
Важно понимать, что настойчивость ребенка говорит о его целеустремленности и силе характера. Эти дети, если их не сломать, могут достичь очень высоких результатов.
Американская писательница Урсула Ле Гуин однажды заметила: «Взрослый творческий человек – это ребенок, который выжил». Очень верное определение! Дети – существа стихийные, непосредственные, смелые, они чувствуют свои потребности и умеют их добиваться. А родители устанавливают им границы для того, чтобы они выжили в коллективе, чтобы были удобны для общества, чтобы общество их приняло и не выбросило за пределы. Если задуматься, то воспитание – это то, что ограничивает ребенка, делает его таким, как все.
Родителям тоже удобно, когда ребенок послушный, он не доставляет проблем. Справиться с маленьким бунтарем сложнее. Во-первых, упрямый ребенок не выполняет их требования, которые чаще вполне разумны – например, надо поторопиться, а ребенок специально тянет время, или снимает на улице в холодную погоду шапку и рискует простудиться.
Во-вторых, родители в этот момент испытывают чувство бессилия – закономерная личностная реакция человека, с мнением которого не считаются, а это в свою очередь может вызвать их протестную реакцию. И тогда взрослый сам становится на позицию упрямого ребенка. Начинается противостояние. Но взрослый имеет представления о последствиях спора и у него больше ресурсов влиять на ситуацию.
В-третьих, заниматься воспитанием удобно, когда есть время на это, определенный доброжелательный настрой, но семейные конфликты чаще всего возникают в напряженные эмоциональные моменты, когда родители уставшие, раздражительные, в цейтноте. Да и запас терпения у всех разный.
Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного
С несговорчивыми детьми сложно: они требуют от родителей больше терпения и педагогических способностей. Поэтому перед взрослыми стоит сложная задача – проявлять гибкость и креативность в общении. Какая стратегия поведения может быть в этом случае?
Прежде всего, задумайтесь, а нет ли в вашем стиле воспитания чрезмерной властности и давления, может быть, сын или дочка всего лишь отвечает вам вашим же методом? Никогда не используйте силу, не демонстрируйте свое физическое превосходство. Будьте дипломатичнее и хитрее, соблюдайте баланс между авторитетом взрослых и предоставлением некоей независимости ребенка.
Для сохранения с отпрыском доверительного контакта, родителям потребуется много усилий и развитый эмоциональный интеллект, чтобы понимать, какие чувства возникают в ответ на упрямство ребенка и что с этим делать.
Между родителями и детьми всегда должен быть доброжелательный настрой и уважение. Чаще задавайте вопросы своему упрямцу: «А как ты думаешь», «Что бы ты хотел получить» и тд. И не забывайте при случае его похвалить.
Взрослым нужно быть последовательным: если что-то не разрешили сегодня, то и завтра запрет сохраняется.
Слепая родительская любовь рискует обернуться вседозволенностью. Это и для покладистых детей верное утверждение, и, тем более, для упрямцев. Поэтому очерчивайте ребенку четкие границы. Сразу объясните свою мотивацию, предупредите о наказании. Например – поиграть в компьютерную игру можно только в выходной день. Нарушит правило? Выполните обещанное наказание – упрямство связано с тем, что ребенок не представляет последствия своих поступков.
Когда ситуация не угрожает здоровью ребенку, подумайте – может, стоит и уступить ему? Так будут развиваться его самостоятельность и формироваться уверенность, что при желании он сможет добиться цели.
Отличный ход для сглаживания острых углов – игра. Вариантов масса: предложите ребенку поменяться ролями (теперь он взрослый). Увидите, как быстро он включится в игру и, сам того не замечая, выполнит все просьбы.
Еще одна хитрость на случай, если малыш начал упрямиться: пусть он выберет решение из предложенных вами вариантов. Например, отказывается завтракать. Спросите у него, что бы он с удовольствием попробовал: любимый бутерброд Бэтмена или королевский десерт? Малыш вряд ли откажется, потому что вы а) проявили уважение; б) выбор будет за ним; в)он заинтригован.
Часто дошкольники медленно одеваются. Поторопить их легче простого: устройте соревнования на скорость и вручите символический приз за победу.
С малышом 3-4 лет нужно уметь «договариваться». Обращаясь к нему с улыбкой, загадочным тоном начните фразу со слов «А давай? (почитаем книги, уложим спать кукол и т.д.)», а заканчивайте уточняющим вопросом «Договорились?»
Как видно из примеров, при желании можно переиграть строптивое чадо. Те родители, которым это удается, кто не подавляет инициативу ребенка, а выстраивает отношения, поступают мудро – их ребенок вырастает в комфортного для общества человека, но при этом не теряет своих сильных качеств и самобытности.
Больше советов психологов о воспитании детей – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Источник