Ребенок 3 года умств
Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.
Признаки
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
Признаки умственной отсталости у детей:
- низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
- моторика практически не развивается;
- значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
- отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
- ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
- настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
- ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
- концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.
Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.
Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.
Формы заболевания
Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:
- Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
- Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.
Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.
Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.
Дебильность или легкая форма
При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типов:
- неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
- с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
- осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
- лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
- психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.
Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Умеренная и тяжелая форма или имбецильность
При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.
У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.
Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:
- Несложные трудовые операции.
- Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
- Ориентация в быту.
- Основы правильного поведения.
В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.
Глубокая степень или идиотия
Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.
Причины
Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.
Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Источник
Как только ребенку исполняется 3 года, вы можете с удивлением отметить, что прекрасный, послушный и внимательный малыш плавно превращается в капризного незнакомца.
Например, картина, знакомая многим мамам: малыш начинает истошно кричать на весь магазин и ложится на пол только потому, что ему было отказано в покупке чего-либо.
На любое обращение к нему вы постоянно слышите отказ. Кажется, что слово «нет» становится главным в ваших взаимоотношениях с ребенком.
А ведь еще совсем недавно милый и спокойный малыш следовал всем вашим указаниям и выполнял все просьбы. Как бы вам хотелось, чтобы так продолжалось и дальше.
Почему ребенок в 3 года не слушается, главные причины и что делать с его поведением – об этом поговорим сегодня.
Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года
Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается – это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.
Подробнее читайте в статье Кризис 3 лет у ребенка>>>.
Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение – это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.
Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка – это нормально и ничего страшного не происходит.
Что такое кризис 3 лет
В 3 года ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и мамы в частности. У него происходит процесс формирования и развития своего “Я”.
Это ещё называется – сепарацией. Малыш начинает пробовать себя в мире, как самостоятельную единицу: что он может, как его действия могут повлиять на ход того или иного события, насколько весомо его слово.
Задачи кризиса 3 лет
Почему так важно для родителей правильно пережить кризис в 3 года, который характеризуется плохим поведением и непослушанием?
Если вы поможете грамотно справиться своему малышу с этим периодом, тогда можете рассчитывать на то, что в будущем он вырастет:
- уверенным в себе;
- ответственным;
- со способностью говорить “нет”;
- с навыком не создавать себе кумира;
- со способностью всегда отстаивать свою точку зрения;
- с умением уважать границы других людей;
- с четким пониманием своих границ, куда допустимо или недопустимо входить тому или иному человеку.
Устраивает вас такая личность вашего малыша в его взрослом возрасте? Тогда давайте разбираться, что делать, если ваш ребенок 3 лет не слушается.
Как справиться с непослушным ребенком 3 лет?
Важно! Самое первое и главное, что нужно вам понять – это то, что, когда ваш малыш не слушается, он не делает это специально, чтобы разозлить вас.
Это его первая, так называемая, проба пера – что он может, а что нет, что обусловлено его возрастом – 3 года.
Поэтому, прежде всего, запаситесь терпением.
- В 3 года у детей формируются основные 85% нейронных связей;
- Оставшиеся 15% были заложены при рождении;
- От того сколько вы дадите своему ребенку принятия и любви в момент закладки основ его психического здоровья, будет зависеть его дальнейшее отношение к миру.
У каждой истерики есть конкретные причины. Не бывает капризов на пустом месте.
Старайтесь в каждой ситуации понять, почему малыш не слушается и помочь ему справиться с ситуацией, сделать все, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим.
- Когда ребенок в 3 года не слушается важно знать, что он не способен самостоятельно остановиться;
Вот почему ваши фразы: “Я тебе сказал: успокойся” или “Сколько это может продолжаться, хватит” не работают и не дают никакого эффекта.
На данном этапе развития малыш не слышит, что вы ему говорите, а улавливает только тон сказанного, ваше настроение и тембр голоса.
Поэтому, если вы хотите успокоить своего ребенка, успокойтесь сами. Например, сделайте вдох-выдох, выпейте стакан воды или посчитайте про себя до 10.
Чтобы научиться владеть своими эмоциями и получить подробную методику работы с ними, смотрите интернет-курс Мама, не кричи!>>>
- Помните: в возрасте 3 лет малыш развивается только через игру. В его задачи не входит соблюдение порядка – это как раз ваша функция;
Поэтому ни в коем случае не ругайте его за разбросанные вещи и отказ их убрать. Более того: из всех конфликтных ситуаций старайтесь выходить только через игру, даже, если это чревато лишним мусором.
Также читайте статью: Как научить ребенка убирать за собой игрушки?>>>
- Когда малыш не слушается и становится настоящим бунтарем, это объясняется тем, что он постоянно слышит от взрослых “Нет”, “Не ходи туда”, “Не бери этого”, “Помолчи, не разговаривай”;
И, когда малыш в очередной раз слышит ваш голос, он понимает – сейчас будет очередной запрет. Поэтому ребенок не способен к нормальному взаимодействию с вами и бунтует, посредством непослушания.
Прочитайте также статью по теме: Почему ребенок не слушается?>>>
Помните! На каждое ваше “нет” всегда говорите три “да”. Это означает, что, если вы что-то запрещаете своему малышу, то должны тут же что-то разрешить. То есть у ребенка должна быть всегда альтернатива.
Больше тонкостей общения с ребенком и способов, как договориться с непослушным малышом, смотрите в курсе Послушание без криков и угроз>>>
- Одной из причин истерики ребенка и его непослушания может быть простая физиологическая потребность: голод, усталость, хочет пить и т.д.;
Вы должны в это момент обнять малыша, поцеловать его и сказать ему о том, что вы понимаете его: “Да, я знаю, ты хочешь пить. Мы сейчас с тобой дойдем до первого магазина и купим тебе воды “.
И не стоит рассказывать ребёнку о своих трудностях: “У меня и так тяжёлые сумки, а ты ещё со своими просьбами”. Малыш в 3 года не способен осознать всю тяжесть вашего положения.
- Ребенок в 3 года не слушается и истерит из-за того что у него что-то не получается. Ваша задача помочь справиться ему с этим;
Например, разделите один большой процесс на несколько маленьких этапов. Предложите свою помощь малышу.
Если он категорически отказывается от нее и настаивает на самостоятельности, тогда разрешите ему сделать ошибки, набраться личного опыта.
А вы, в свою очередь, когда ребенок вновь будет браться за дело, с которым у него возникали трудности, подготовьте процесс так, чтобы он смог с этим справиться.
- Часто дети не слушаются в ходе одевания и сбора на улицу;
Малыш настаивает на том, чтобы самому завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т.д. Вы, конечно же, всегда спешите и подгоняете его, чтобы он собирался быстрее и не тормозил процесс своей самостоятельностью.
Никогда не делайте этого. Вы должны обязательно подождать, когда ребенок сам справится с тем, за что взялся и не вмешиваться со своей помощью, если только он сам не попросит вас об этом.
Читайте актуальную статью по теме: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>
Для того, чтобы это не сбивало ваших планов, заранее начните сборы на улицу, заложив лишнее время на это.
Ещё очень важно давать выбор: “Ты хочешь эту шапку надеть или другую выберешь?”
Ребенок должен чувствовать свою значимость, тогда в ситуациях, когда действительно вам нужно будет настоять на своем, он воспримет это легче и не устроит очередную истерику.
- Перед тем, как начать разговор с малышом, обязательно опуститесь на уровень его глаз: присядьте на колени и т.д. Обнимите его;
- Проговорите ребёнку вслух о его чувствах: “Я понимаю, тебе это не нравится” и предложите способы выхода из ситуации;
Например: “Тебе нельзя эту конфету, но мы сейчас пойдем и, с помощью волшебной палочки, приготовим необычные сырники”. Не забывайте: все только через игру.
- Спокойным голосом, обняв малыша, скажите, что сможете поговорить с ним, только, когда он хоть немного успокоится;
Уберите предмет раздражения или увидите с места, которое стало причиной конфликта.
Предложите ему так называемое “место спокойствия”. Это может быть, например, его комната, уединенное место в гостях и т.д. Скажите ребенку, что, когда он немного успокоится, вы будете ждать его на определенном месте ( назовите его).
Как справиться, когда ребенок не слушается в магазине и устраивает истерики.
Ребенок не слушается родителей в 3 года зачастую в общественных местах. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы нормально не можете сходить в магазин вместе с малышом, не обойдясь при этом без слез и капризов.
Вот несколько способов, как снизить риск возможных конфликтных ситуаций:
- Руки ребенка должны быть чем-то заняты. Дайте ему перед тем, как зайти в магазин, любимую игрушку;
- Предлагайте малышу сделать выбор не больше, чем из двух единиц. В 3 года ему тяжело выбрать из 3 и более вещей. Например: “Ты будешь клубничный сок или яблочный?”;
- Если, ни какие предпринятые вами действия не помогают, тогда выведите ребенка из магазина. Спокойно, обняв его, но при этом быстро и уверенно;
На улице остановитесь, попейте вместе с ним воды, успокойтесь и скажите: “Мне неприятно такое твое поведение. Я думала, что мы что-то купим с тобой. Но ничего, мы сходим в магазин в следующий раз.”
На что не стоит реагировать родителям.
Никогда не нужно обращать внимание на реплики и замечания посторонних людей или родных.
Во время того, как вы пытаетесь разобраться с вашим бушующим ребенком, вы можете услышать: “Ужасное поведение. Как так можно было допустить это?” или “Ну конечно, ничего удивительного, ты же так балуешь его.”
Помните! Так могут говорить только те люди, которые не только не имеют ни малейшего представления о возрастных изменениях и не интересуются этим. Они не понимают, что это нормально. Либо те люди, у кого нет собственных детей.
Помните одно: сейчас есть только вы и ваш малыш, с которым надо максимально эффективно решить возникший конфликт (смотрите также статью: Как заставить ребенка слушаться?>>>).
Что нельзя делать, когда ребенок не слушается
Существуют способы, к которым нельзя прибегать во время разрешения конфликта ни при каких обстоятельствах, как бы вам не хотелось это сделать.
- Никогда не уходите от проблемы;
Это значит, что нельзя давать или разрешать все, что захочет малыш, если вы делаете это в ущерб себе, лишь бы он успокоился.
Так ребенок учится добиваться всего с помощью истерик и конфликтов, а не благодаря взаимодействию, компромиссам и переговорам.
Важная статья по теме: Как вести себя с ребенком?>>>
- Не добивайтесь победы любой ценой;
Это, когда вы показываете свое превосходство: “Как я сказал, так и будет”.
Этим вы обрекаете своего ребенка на проявление безволия в дальнейшем. У него формируется понимание того, что есть тот, кто сильнее и старше, с ним бесполезно бороться.
В будущем это может быть начальник на работе, более авторитетный одноклассник и т.д.
При этом стоит поддерживать и сохранять свой материнский авторитет (не путайте с авторитарностью!). Подробнее о том, как это сделать, смотрите в курсе Мама-главная!>>>
Как правильно завершить конфликт, сложившийся в ходе непослушания ребенка
У каждого малыша после проявления непослушания остаётся чувство того, что он плохой.
Ваша задача убрать это ощущение.
Ребенок всегда должен себя чувствовать хорошим, любимым и нужным.
У вас должен быть ритуал примирения:
- Протяните свою руку малышу и скажите: “Давай мириться”;
- Это может быть “Мирись, мирись и больше не дерись”;
- Обязательно обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его при любых обстоятельствах.
Так вы дадите понять малышу, что знаете, почему это произошло и что это нормально, понимаете, что ребенок жалеет о непослушании и постарается больше себя так не вести.
Главное, к чему вы должны прийти в конфликтной ситуации, сложившейся из-за того что ребенок в 3 года не слушается – это здоровый компромисс.
- Вам нужно дать понять малышу, что у вас тоже есть свои желания и вы прекрасно понимаете то, что хочет он;
- Вам нужно показать ребенку, что вместе с ним вы можете всегда найти способ, как разрешить ситуацию так, чтобы при этом было хорошо и вам и ему.
И, конечно же, любовь и терпение – это должно оставаться главным девизом для вас при любых обстоятельствах!
Читайте также:
- Как объяснить ребенку, что нельзя?
- Медлительный ребенок
- Как не кричать на ребенка?
Источник