Ребенок 3 года странно ведет
Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.
Иллюстратор Leisan Gabidullina
специально для
AdMe.ru
Источник
Привет.
Я люблю своего ребенка и для меня конечно же он самый лучший.
Я никогда не замечала каких то проблем с ним.
Но сейчас есть пару моментов, которые меня настораживают в его поведении – стереотипы.
Посоветовали ли бы Вы обратиться нам к какому нибудь специалисту? Или это незрелость ЦНС и она пройдет?
Мальчик. Почти 3. Очень активный. После ППЦНС. В 2 года диагноз снят.
Говорит хорошо. Считает до 10. В состоянии пересказать сказку.
Хорошо участвует в диалоге. Выражает свое мнение через Я.
Одевается сам, кушает сам.
Физически развит чуть хуже.
Что настораживает:
1. Утром всегда просит молоко. Будет огромный псих, если не дать. Всегда когда ждет молоко, садится на диван и прячет руки за спину.
2. Может повторять одну и ту же фразу по 10 раз. Хотя я на нее реагирую сразу. Сейчас я уже прошу не повторять и объясняю, что я его слышу. Но и после этого, он еще может пару раз повторить.
3. Стереотипное движение: часто покачивается с ноги на ногу.
4. Еще любит везде закрыть дверь в квартире и ходит говорит: как у нас теперь чисто, хорошо, ничего не мешает….
Стоит ли показаться с моими переживаниями к специалисту?
Спасибо.
Я не вижу никаких странностей,если честно.
Поскольку всем не угодишь, то ограничимся собой!
мне кажется. вы заморачиваетесь
Покажите неврологу
по 2 3 раза првторять это олно но по 10….
и про двери как то странно если постоянно
Нормальный ребенок. Не ищите болячек там, где их нет
аноним,
Мне кажется автор преувеличила про 10 раз. А про двери. Мой вот вечно закрывает тоже. Один раз в магазине как швейцар стоял. Вот нравится ему. В чем странность?
Если все так и есть, и автор не преувеличивает, я б показала ребенка психиатру. Своего спокойствия ради.
Нормально всё по моему.
Много ли нужно человеку для счастья? Много. Целого другого человека)
Обычный ребенок. В чем трагедия то, что он утром молоко хочет :eerm:
моему 2,5 года. тоже требует молоко по утрам,обязательно надо самому из холодильника достать, принести на кухню, согреть в микроволновке. если сама все это сделаю, будет блажить. видимо, возрастное.
Дети консерваторы. Вот есть у него привычка утром молоко пить, если не дадите-вот вам и скандал. Все остальное нормально, все дети в этом возрасте ведут себя так же. Надо обрашать внимание на след: говорит или нет, фраза есть, освоил ли горшок, смотрит ли вам в глаза, как взаимодействует с окружающими детьми или взрослыми. А то что вы сказали- ерунда, обычный ребенок.
Если маму что-то беспокоит, то ребенка следует показать специалисту. В первую очередь хорошему неврологу.
Ой.. У меня тоже дочь по 10раз спрашивала одно и тоже… Например где папа? Я ей раз отвечу, тут же второй раз… И потом начала у нее обратно спрашивать где папа? Она сама отвечала и после переставала задавать этот вопрос))))
Мой тоже ну не 10 раз но раз 5-7 точно повторит, а если внимания не обращаю, то и 20-30 вообще не проблема. Насчет молока и двери, может уже привычка, я в детстве всегда у воспитателя требовала, чтобы шарф завязывали как мама завязала. к тому же вот вы по утрам пьете чай или кофе, если вам не дать этого напитка вы тоже, наверное, испытаете, дискомфорт.
Покажитесь неврллогу и психиатру. Лучше перебдеть, чем недобдеть.
не нормально. Налицо аутичные черты (ИМХО конечно), аутичное поведение. Я бы показала
КрошкаЕнот:
неврллогу и психиатру. Лучше перебдеть, чем недобдеть
Аноним ,
В этом возрасте детям очень важно чтоб было все, как всегда. Ритуалы, одна и та же сказка шестнадцать ночей подряд. Один и тот же мультфильм месяц в шесть вечера. Вы почитывайте немного про детскую возрастную психологию. Ну и уверенности в себе побольше.
И на вопрос ребенка лучше отвечать одинаково всегда. Они так проверяют устройство мира. Точнее его стабильность.
Никогда не судите о женщине по ее замороженному шпинату.
аноним:
Налицо аутичные черты (ИМХО конечно), аутичное поведение. Я бы показала
Это точно нет. Очень коммуникабельный и любознательный. Говорить начал еще двух не было.
Djinna:
Если маму что-то беспокоит, то ребенка следует показать специалисту. В первую очередь хорошему неврологу.
Дак вот, вроде в 2 года хороший невролог с него все диагнозы сняла.
tea88:
Ой.. У меня тоже дочь по 10раз спрашивала одно и тоже…
Да, да. Все по 10 раз спрашивает. Я ему говорю, что я поняла его. После этого только успокаивается.
Дама бубён:
Один и тот же мультфильм месяц в шесть вечера.
Да)) тоже про него))
То есть это возрастное? может еще все таки последствия ППЦНС еще дают о себе знать?
Аноним ,
Сняли же диагноз?) у нас тоже был диагноз этот, все хорошо сейчас.
Это возрастное. В каждом возрасте свои смешные закладочки))
Вот сейчас ему именно очень важно, чтоб была стабильность. Где папа? – на работе. И так много раз. А что он там делает? – деньги зарабатывает. И опять на несколько заходов))
Никогда не судите о женщине по ее замороженному шпинату.
Автор не слушайте тех кто успркаивает
ребенок ваш
покажите специалисту
если вы не преувеличиваете
нормальный ребенок, это возрастное, старшая по 10 раз одно и то же спроашивала в свои 3 года, теперь младший аналогично поступает.
Просить молоко, двери закрывать – привычка, у каждого ребенка они свои. У моих тоже есть привычки.
Про 3е не поняла, может балуется просто
~ПуШок~,
Ну не каждый день. Так раза 3 в неделю замечаю. Что вот просто стоять не может. Очень очень активный. Просто стоять не может, раскачивается: с ноги на ногу. Я ему говорю, перестань качаться. Он перестаёт сразу. Вот интересно, причина такого раскачивания: это гипер энергия?
Аноним автор темы:
Очень очень активный. Просто стоять не может, раскачивается: с ноги на ногу.
Ваш качается, мой говорит без умолку и ножку любит на внешнюю часть поставить. Молча только пакостит… Тоже активый, постоянно в движении. К врачу ходим регулярно, все нормально. Я и сама в свое время ногу так делала, на фото почти везде так стою. Проблем сейчас вроде не имею
Если автор не преувеличивает, лучше показать. Скорее всего, все будет хорошо. Но раз есть сомнения – их надо развеять. Те, кто пишет про также – у вас же не все в совокупности это было.
Когда аист принес меня моим родителям, они долго смеялись и сначала даже хотели взять аиста!
~ПуШок~,
Говорит тоже без умолку. Мне даже кажется, что он повторяет, чтобы хоть что то говорить.
Источник
Первые шаги малыша к взрослению неизменно радуют родителей. Сам ест, сам одевается, может уже и поиграть без взрослых… Но ближе к третьему дню рождения картина резко меняется. Появляются странные симптомы — упрямство, злость, истерики. Пугаться не стоит! Кризисный этап проходят все трёхлетние дети. Главное, чтобы папа и мама знали, какие воспитательные стратегии применять в это время.
Особенности психологии трёхлетнего малыша
Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.
Кризис у ребенка 3 лет часто проявляется в виде капризов и истерик
Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».
Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.
Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.
При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.
Симптомы кризисных изменений в поведении
На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.
Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком
Вот ещё 5 характерных симптомов:
- Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
- Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
- Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
- Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
- Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
- Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.
Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.
Причины поведенческих нарушений
С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.
К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:
- Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
- Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
- Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
- Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
- Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.
Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.
Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.
Длительность кризисного периода
Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.
Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.
Как пережить трудный период
Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.
Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период
Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».
Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.
Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:
- Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
- Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
- При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
- Избегать криков и наказаний.
- Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
- Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
- Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
- Игнорировать истерики – в любое время, в любой ситуации.
Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу – и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.
Как реагировать на детскую истерику
Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.
Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя – чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.
Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.
Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.
Когда требуется помощь психолога
Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:
- Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
- Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
- Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
- Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.
В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.
Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.
Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей
Источник