Ребенок 3 года станет

Ребенок 3 года станет thumbnail

К 3 годам у ребенка появляется множество новых умений и навыков: совершенствуется его физическое, умственное и эмоциональное развитие, речь, мелкая моторика и навыки общения. Подробнее о поведении и особенностях развития трехлетнего малыша читайте в нашей статье.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

С одной стороны, трехлетние дети – постоянно работающие моторчики. Они не могут долго усидеть на месте, быстро меняют один вид деятельности на другой, так как внимание в этом возрасте развито еще недостаточно. С другой стороны, малышей в 3 года смело можно назвать консерваторами: им нравится правила, они быстро привыкают к режиму дня, появляются предпочтения в еде и играх. Такая тяга к постоянству объясняется работой базовых механизмов личности, которые направлены на обеспечение безопасности. То, что ребенку знакомо и предсказуемо вызывает меньше страха, чем новое и неизвестное. Этот возраст примечателен еще и тем, что малыш становится более самостоятельным, может отстаивать свои интересы, появляются упрямство и капризы.

Особенности развития детей 3 лет («Мюнхенская диагностика»)

Для качественной оценки психомоторных, речевых и коммуникативных навыков детей в 1997 году в Мюнхене была создана «Мюнхенская функциональная диагностика развития». Согласно ей, в 3 года ребенок должен уметь следующее:

  • Спускаться и подниматься по лестнице;
  • Прыгать на одной и двух ногах;
  • Ловить и пинать мяч;
  • Одновременно делать разные движения (например, качать головой и хлопать в ладоши);
  • Перешагивать препятствия;
  • Рвать бумагу;
  • Сортировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • Строить башни из кубиков;
  • Играть в игры с простыми правилами;
  • Называть свой пол;
  • Ориентироваться в пространстве.

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).

В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Рисование. В 3 года развитие рисования находится на стадии каракуль. Несмотря на то, что рисунки иногда могут получаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетки с хорошо развитой мелкой моторикой уже умеют рисовать простые фигуры (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у детей 3 лет получается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, тело, ноги и руки.
  • Умение расстегивать молнии и пуговицы. Хотя ребенок 3 лет по-прежнему не может сам застегнуть пуговицу или молнию, расстегивать их он уже научился. Поощряйте стремление малыша к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замочков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

Трехлетний ребенок обладает большинством гигиенических навыков. Он умеет самостоятельно умываться, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Игрушки, которые требуют развитой моторики пальцев. Обычно в этом возрасте детям нравится играть с мелкими предметами, в ход идут пазлы, конструкторы, шнуровки, мозаики. Давая малышу подобные игрушки, не забывайте о технике безопасности и не оставляйте ребенка во время игры без присмотра.
  • Пальчиковые игры. Увлекательным упражнением на развитие мелкой моторики Вашего малыша может стать пальчиковая гимнастика. Идеи для пальчиковых игр Вы можете найти на видео:

Развитие мышления в 3 года

Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.

Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.

Развитие мышления в 3 года

Могут ли трехлетки быть внимательными?

Способность к концентрации внимания у детей 3 лет низкая, именно поэтому они быстро переключаются от одного дела к другому. Если заставлять малыша долго, то есть более 10 минут, заниматься одним и тем же, произойдет перегрузка нервной системы (внешним признаком которой являются истерики). Внимание детей 3 лет избирательно, они обращают внимание лишь на то, что для них привлекательно.

Занимаясь с ребенком дома, обращайте внимание на состояние малыша. В этом возрасте дети быстро утомляются. Поэтому все занятия должны проходить в непринужденной игрой форме. О том, как можно заинтересовать ребенка, смотрите на видео.

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

У детей этого возраста лучше всего развита эмоциональная память. Ребенок 3 лет хорошо запоминает то, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают очень развитым воображением. Большую часть времени трехлетние дети находятся мире своих фантазий. Однако у этого есть и негативная сторона, малыши бывают очень впечатлительны, отчего возникает множество страхов, характерных для дошкольного возраста (боязнь темноты, собак, грозы и т.д.).

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

Умственное развитие детей в 3 года

К 3 годам у малышей обычно появляется множество новых умений и навыков в сфере умственных способностей. Трехлетний ребенок должен уметь:

  1. Сравнивать и сортировать предметы по размеру, длине, форме, цвету;
  2. Находить такой же предмет;
  3. Составлять пазлы из 4 частей;
  4. Называть основные цвета и оттенки;
  5. Знать стихи и песенки;
  6. Составлять рассказ по знакомой картинке при помощи взрослого;
  7. Знать названия некоторых деревьев, посуды, мебели, животных, одежды, транспорта, овощей и фруктов;
  8. Знать основные геометрические фигуры;
  9. Рассказывать, что он делал в течение дня.

Умственное развитие детей в 3 года

Развитие речи у детей трёх лет

Речь детей 3 лет активно развивается, у малышей появляется интерес к языку, они любят болтать и рассказывать обо всем, что видят. Вот основные направления речевого развития трехлетних детей.

  • Обогащение словарного запаса;
  • Фразовая речь;
  • Умение вести диалог (ребенок умеет задавать вопросы и отвечать на них);
  • Появление вежливых слов.

Сама речь трехлетки далеко не совершенна. Малыши в этом возрасте обычно плохо произносят шипящие и сонорные звуки. В 3 года дети часто неверно стоят предложения, путают слова местами, недоговариваю слова.

Навыки общения

Если раньше Ваш ребенок играл в одиночестве, то теперь ему важно общество сверстников. Малыши в 3 года обычно очень общительны и контактны. Согласно классификации М.И. Лисиной для этого возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. Это значит, что общение чаще всего происходит на фоне совместной деятельности по ознакомлению с миром. При этом для ребенка 3 лет очень важно чувствовать одобрение и симпатию со стороны близких людей.

Навыки общения

Выводы

К 3 года у ребенка появляется множество новых умений и навыков. Малыш становится все более самостоятельным, он постепенно учится обслуживать себя сам. Трехлетний ребенок достаточно хорошо владеет своим телом, он может держать равновесие, бегать, прыгать, играть в мяч. Совершенствуются и познавательные способности малыша: мышление становится образным, развиваются память, внимание, речи, воображение. Общение с людьми выходит на новый уровень, детям становится интересно общаться со сверстниками.

Заключение

Педагоги и психологи называют этот период в жизни ребенка возрастом «Я – сам». В 3 года ребенок продолжает исследовать мир и себя в нем и во всем стремится к самостоятельности. Согласно системе М. Монтессори, лучшее, что может сделать родитель для развития своего малыша – это не ограничивать его свободу и обеспечить ему возможность гармонично и всесторонне развиваться. В детском центре «Созвездие» специально организована Монтессори-среда, в которой Ваш малыш сможет самостоятельно выбрать занятие по душе и раскрыть свой потенциал. Будем рады видеть Вас в нашем центре развития ребенка!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Источник

Ребенок 3 года! Каждый родитель в определенный момент начинает понимать, что у его «цветка жизни» начали вырастать «колючки». В этот момент любимый малыш начинает себя неадекватно вести, перестает слушаться и даже начинает проявлять агрессию. Именуется этот неприятный для мам, пап и детей период – кризис 3 лет.

Содержание:

  • Важные моменты
  • Советы родителям
  • Это уже возраст
  • Семь основных понятий

Ребенок 3 года Ух, мне 3 года и что это кризис

Избежать его невозможно, но попробовать облегчить стоит.

Для начала надо понять несколько моментов

  • Почему начинается кризис?
  • Что происходит с ребенком?
  • Что делать родителям?
  • Как в кризис помочь мальчику?
  • Как в кризис помочь девочке?

Кризис коснется всех детей трех лет.

Как ни печально, но с кризисом предстоит столкнуться каждой семье. Меняться в этот период будет даже самый покладистый и послушный ребенок.

Чаще всего родители в этом возрасте сталкиваются с негативизмом. Когда негативно ребенок начинает относиться к одному из взрослых или его просьбе. В этот момент непоседа может даже отказаться от своих желаний, лишь бы сделать «назло».

Кроме того, трехлетка становится очень упрямым. Начинает ругаться с родителями и стараться все сделать самостоятельно. Часто ему становятся неинтересны старые любимые игрушки.

Длится кризис до нескольких месяцев. Главное, чего не стоит делать родителям:

  • Раздражаться;
  • Наказывать физически;
  • Также не рекомендуется во всем потакать капризному ребенку.

Что нужно знать родителям

Что же в таком случаи делать? Для начала набраться терпения и понять, что запретами и руганью ситуацию разрешить не получится.

Ребенок 3 года Три года это уже срок

Лучший способ – переключить внимание ребенка с конфликтной ситуации на что-то интересное. Также можно изредка манипулировать детскими капризами. К примеру, запрещать ему есть кашу или собирать игрушки.

Мамины и папины действия не должны противоречить друг другу. Если один родитель что-то запретил, супруг должен его поддержать. И наоборот.

В этот период очень важно:

  • Не забывать хвалить ребенка;
  • Проявлять свою любовь;
  • Ни в коем случаи не отмахиваться от крохи.

О мальчиках и девочка в 3 года

Уже в три года, надо начинать прививать мальчику «мужские» добродетели. Учить его быть добрым, сильным и храбрым. В этом возрасте, будущий мужчина должен чаще общаться с отцом. Чтобы брать с него пример, и в будущем чувствовать себя комфортно в мужском обществе. Мамам в этот период, напротив, нужно показать свою «слабость». Просить сына открывать дверь или нести сумку.

С девочками в этот период, мамам надо начинать дружить. Более подходящего возраста не будет. А папа должен показать, что рядом с ним дочь может себя чувствовать защищенной.

Но главное, чтобы, несмотря на капризы и ссоры, трехлетний малыш продолжал чувствовать себя в это время любимым и нужным. Справиться с кризисом ему помогут только родители.

Что такое кризис 3-хлет

Давайте определимся, с понятием, кризис. Очень часто, это слово вызывает негативные ассоциации, впечатления. Причем, это не только применимо к ребенку. Кризис в стране, в образовании, также у взрослого человека.

На самом деле, это время перемен, когда старые ценности, способы взаимодействия, становятся уже, не актуальны. Приходит время, перейти на новый этап. Т.е. приходиться ввести новые нормы, правила. Как изменить сложившуюся ситуацию?

Ребенок 3 года Кризис не проблема – да Барсик

Я предлагаю, в этом слове, кризис, видеть возможность развития, роста. В любом случае это сложный период. Так как, чтобы возникло новое, в нашей жизни, нужно убрать старое. Это переломный момент, поэтому он тяжело переживается детьми, и родителями.

Ребенок меняется и часто родители, не хотят к этому привыкать. Мы хотим, чтобы дети были такими же, нежными, пушистыми, ручными. Но тут, чего-то происходит и ребенок, меняется. Его словно заменили. Закатывает истерики, бьет ножками, возмущается. Заявляет, нет.

Эти проявления, происходят на поверхности. Это психологические изменения ребенка. Что в нем бурлит, ему самому не понятно, страшно в этот момент.

Необходимо родителю, находиться вблизи и поддержать ребенка.

Чтобы понять, пришел ли действительно, кризис трех лет, или проявляются ошибки предыдущего воспитания, давайте введем семь основных понятий. Психологи их называют семь известий.

Что же самое интересное, происходит с ребенком в три года. У него рождается, «Я». Мы можем слышать от ребенка, местоимение, я. Это первый звонок, что ребенок начинает осознавать себя, человеком.

Так же можно, заменить, что перестает звать себя в третьем лице. Прежде говорил, « – Маша или Коля, собирается играть». То сейчас, « – Я, буду играть».

  1. Признак – своеволие. Ребенок, хочет быть отдельно от взрослого. Совершать, те дела, которые совершают и взрослые, но отдельно. Обычно, у деток это не удается. Они, и за этого очень огорчаются, бывает – плачут.
  2. Упрямство. Как же оно проявляется? Это тот момент, когда ребенок требует свое, не оттого что, он этого хочет, ему действительно этого надо, а затем что он так произнес! Для него значимый момент, я это решил! Может быть, это уже и не актуальная просьба, но он будет до последнего стаять на своем. Со стороны взрослые видят, что это ни адекватно, ни логично. Но для ребенка, очень важно.
  3. Негативизм. Что это такое? Понятно из названия, что ребенок, негативно реагирует на просьбы взрослых. Здесь важный момент, говорить, «нет», потому что он не хочет, а потому что его об этом попросили.

Очень важно, отличать от не послушания. Не послушание, направленно против действия, (не хочет делать что-то). А, негативизм, направлен конкретно, против взрослого.

Часто бывает, мама предложила, ребенок отказался. А, подошел, папа, попросил тоже самое, ребенок согласился.

Ребенок 3 года Две сестрички

Чтобы мамы не расстраивались, скажу такую важную вещь, что самый важный взрослый, мама. Вот на ней он и упражняется.

Строптивость

Это свойство, похоже на выше перечисленные типы, но более обезличенное. Оно проявляется тем, что малыш играет, теми ценностями, правилами которые были раньше.

Например, вы приходите с улицы, после прогулки, и привыкли идти мыть руки. И вдруг ребенок вам заявляет, что он мыть ручки не будет. Как бы вы его не уговаривали, какие бы доводы не предъявляли. Чадо не хочет выполнять закономерное действие, которое сложилось ранее.

Обесценивание

Это тот момент, когда у малыша проверяется ценность, тех предметов, когда для него они были бесспорны. Ребенок может разломать любимую игрушку, обругать маму, папу.

Этот пункт иногда вызывает шок, у родителей. Это, как правило, не нападение, а обследование границ дозволенности. Куда мне можно выйти, этим ребенок спрашивает. В каких рамках можно остаться.

Ребенок 3 года Девочка играет

Задача, взрослого, в этот момент, четко отчерчивать эти рамки. Допустим, маму бить нельзя. Нужно, повторять раз из раза. Тогда, это пройдет более плавно.

Протест бунт

Из названия понятно, что ребенок воюет, протестует, находиться на гране войны. Проявляется часто в виде сор, истерик, ярких проявлений.

Эти проявления сильно зависят от реакции родителей. Если у малыша много запретов, «то не делай», «туда не ходи», то энергия действий, заложенная природой. Она накапливается. Из этого выливаются вот такие истерики, бунты.

Чем меньше запретов, тем больше возможностей, вариантов, тем менее будет проявляться этот пункт.

Деспотизм

Это желание проявить власть. Встать на место взрослого, и командовать. Проявляется, ребенок начинает указывать, что кому делать. Принеси мне то, или это. Принимается возглавлять взрослым.

Выглядит, это так, что страшного в этом ничего нет, и мамы выполняют просьбы. Но со временем, замечают, что дитя руководит, командует.

Здесь очень важно видеть границы. Отстаивать их, отслеживать.

Проявление вот этих признаков кризиса, очень сильно зависит от действий родителей. Если мы постигаем, что это сложный момент развития ребенка, ему нужна содействие и поддержка. Ребенок изменился, и мы должны приспособиться к этим изменениям, к новому малышу. То кризис будет не так бурно проходить.

Источник

3 года – один из самых непростых периодов в отношениях детей и родителей. По силе изменений, происходящих в психике ребенка, с ним может сравниться подростковый возраст. Поведение детей в 3 года внезапно меняется не в лучшую сторону – многие родители отмечают упрямство, агрессивность, капризы. Все это связано с постепенным отделением собственной личности от личности матери. Основная проблема заключается в том, что дети еще не умеют управлять собой и пока не знают, как реагировать на изменения в психике.

Особенности развития детей в 3 года

Возраст 3 лет не случайно считается одним из переломных в развитии ребенка. С самого его рождения родители ждут, когда же процесс воспитания станет проще. Самым сложным считается первый год жизни, затем наступает кризис 1 года. В 3 года ребенок уже овладевает речью и начинает играть в более сложные и осмысленные игры, но еще не умеет управлять своими эмоциями.

3 года считается самым подходящим возрастом для посещения детского сада. Здесь дошкольник может проявить себя как самостоятельная личность, у него появляются друзья и значимые взрослые, которые будут уважать его за конкретные достижения. Впервые появляются и способности к художественному творчеству – лепке, рисованию, сочинению сказок и стихов.

Но дети в 3 года еще не способны до конца осознать, как нужно вести себя со сверстниками и родителями, а как не нужно. Дошкольники часто ведут себя агрессивно по отношению к родителям, братьям и сестрам – бьют, кусаются, рвут книги, разбрасывают вещи. Кризисный период, связанный с осознанием собственного «я» и установлением границ личности, может начаться и в 2 года, и даже в 4. Как правило, он длится несколько месяцев, после чего ребенок становится более спокойным и уравновешенным. Но все зависит от условий развития детей и отношений с родителями.

Поведение детей при кризисе возраста 3 лет

Любой кризисный этап в развитии человека является непростым не только для него самого, но и для его близких. Трехлетний ребенок учится выстраивать отношения с обществом, которое его окружает, и делает первые шаги на пути социализации. И в этот момент взрослым важно понять, что он ведет себя агрессивно не потому, что он дурно воспитан. Просто дошкольник делает первые шаги на пути к самостоятельности. Именно в 3 года он перестает говорить о себе в третьем лице, и в его речи появляется местоимение «я».

Переход к самостоятельности часто сопровождается непростыми проявлениями характера. Ребенок становится капризным и часто проявляет негативные эмоции. Именно в этот момент о способен устроить в магазине истерику с требованием купить новую игрушку или шоколадку. На запреты малыш также реагирует агрессивно и постоянно испытывает их личностные границы на прочность. Ситуация с агрессивным поведением может усугубиться в случае, если в семье господствует авторитарный стиль воспитания и ребенок начинает копировать родительскую манеру общения.

Родителям трудно выдерживать отрицательные эмоции и несогласие, поэтому иногда они прибегают к физическим наказаниям. Но ребенок капризничает и проявляет агрессию вовсе не из-за дурного характера, а из-за незнания особенностей собственной психики. В семьях, где родители считаются с мнением ребенка, кризис 3 лет проходит более гладко, как и все последующие. Для малыша в этот момент важна безусловная любовь значимых взрослых.

Что делать родителям с негативными эмоциями у детей?

Сегодня о кризисе 3 лет достаточно много говорят и пишут. И сами родители проявляют больше внимания к психическому развитию ребенка. Они понимают, что самостоятельность необходимо поощрять и доверять ребенку. Не следует пытаться сделать что-то за него, но необходимо контролировать те действия, которые он пытается совершить самостоятельно.

Ребенок в 3 года остро и болезненно воспринимает критику. Поэтому критиковать следует не его личность, а его поступки. Все люди совершают ошибки, имеет право на ошибку и ребенок. Важно дать ему понять, почему он поступил недостойно, чтобы научить его различать хорошие и плохие поступки.

Сохранение спокойствия в ситуации, когда дошкольник что-то агрессивно требует, убегает или проявляет активное непослушание, довольно сложно. Но это необходимо сделать, чтобы продемонстрировать собственный авторитет и силу, а не слабость. Начать разговор о поведении ребенка лучше всего тогда, когда он уже успокаивается и готов к конструктивному диалогу.

Право выбора должен иметь не только взрослый, но и ребенок. В 3 года малыш уже может сам выбирать место для прогулок, мультфильм для просмотра и одежду для выхода на улицу или похода в детский сад. Так он поймет, что значимые взрослые учитывают его мнение. Безусловная любовь является основным средством борьбы с неблагоприятными особенностями поведения при любых возрастных кризисах.

3 года – один из самых ответственных периодов в жизни человека. Это время первых шагов к самостоятельности и активного самосознания ребенка как личности. Несмотря на все негативные особенности этого периода, родителям важно понять, что это неизбежный этап в развитии ребенка и первый шаг на пути к взрослению. От поведения взрослых зависит многие, в том числе и отношения ребенка с другими людьми.

Важно научиться устанавливать не только границы личности ребенка, но и свои собственные. Исполнение любого каприза – не лучшее решение проблем, поскольку он будет требовать еще и еще. В 3 года детская психика восприимчива к поведению родителей, сверстников и героев мультфильмов, и в этот момент ребенок часто усваивает модель поведения в семье.

Поскольку в 3 года ребенок уже в состоянии воспринимать информацию, задача родителей заключается в формировании у него здоровых и гармоничных жизненных установок. От поведения взрослых в этот непростой период во многом зависит самооценка и дальнейшее развитие личности ребенка. Если с его мнением считаются и прислушиваются к нему, то он вырастет уверенным в себе человеком, уважающим себя и других.

Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник