Ребенок 3 года слоговая речь

Ребенок 3 года слоговая речь thumbnail

Статья:

Речь – один из признаков человека, отличающий его от животного. Она возникла в процессе эволюции человека и необходима для его полноценного развития и успешной социализации, так как посредством вербального общения устанавливается контакт и происходит обмен информацией между разными членами общества. Если ребенок говорит только первые слоги слов в три года или вообще не разговаривает, необходимо сделать шаг навстречу, разговорить его или лечить – принимать меры, в зависимости от проблемы.

Ребенок в 3 года плохо разговаривает: стоит ли беспокоиться

Причины задержки развития речи ребенка на третий год жизни могут быть различными. Основными факторами, если ребенок говорит только первые слоги слов или не говорит вообще, являются физиология и психология, к которой относятся и социальные причины:

  • Индивидуальный ритм. Развитие каждого ребенка происходит в своем ритме. В этом случае не стоит беспокоиться, что с малышом что-то не так, но это относится только к тем ситуациям, когда в развитии ребенка наблюдается лишь небольшое отклонение от нормы.
  • Отсутствие необходимости. В случае чрезмерной родительской опеки, у ребенка просто отсутствует мотивация учиться словесно выражать свои желания. А мотивация – это основной двигатель развития.
  • Педагогическая заброшенность. Чадо с первых дней жизни должен быть окружен речью. Если родители, другие взрослые с ним мало разговаривают, выполняя только необходимый минимум по уходу и кормлению, то формирование речи и лексического запаса слов просто невозможно.

Молчаливый малыш

  • Двуязычная семья. У малышей-билингвов также наблюдается отставание от нормы, так как их окружает речь на разных языках, и мозгу требуется дополнительное время для разделения языков, формирования речевого аппарата и словарного запаса.
  • Психологические потрясения. Сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка также являются причинами отставания. Для любого развития необходимы положительные эмоции, доброжелательность окружающих, а для развития детей, тем более.
  • Негативизм ребенка. Если на малыша часто оказывать сильное давление, требуя произнести определенные слова или фразы, то у него формируется стойкое нежелание это делать, особенно если он отличается особо упрямым характером.
  • Генетическая предрасположенность. Если один из родителей малыша начал разговаривать относительно поздно, то это может передаться ему по наследству.

Двуязычная семья

  • Осложненные беременность и роды у матери. Сложности внутриутробного развития или тяжелое течение родов могут сказаться на формировании нервной системы и повлиять на разговорчивость ребенка.
  • Нарушение слуха. Одна из самых частых проблем развития речевого аппарата у малыша, так как он не воспринимает речь вокруг себя.
  • Несовершенство артикуляционной системы. Наличие физических проблем (короткая уздечка, неразвитость мышц языка) приводит к проблемам с формированием звуков и, соответственно, речевого аппарата.
  • Патологические проблемы развития. Различные генетические заболевания (такие как синдром Дауна, аутизм) напрямую влияют на развитие речи чада. В этих случаях необходима помощь профильных специалистов для коррекции задержки в развитии его речи.

Важно. В случае с задержкой формирования речи ребенка, проверка слуха у отоларинголога необходима в первую очередь.

Ребенку 3 года, плохо разговаривает: что делать

Необходимо бить тревогу (у ребенка явная задержка в развитии речи), если к трем годам у ребенка:

  • Не сформировался достаточно развитый речевой аппарат.
  • Отсутствует употребление распространенных фраз.
  • Отсутствует хорошее говорение (нарушено произношение шипящих, свистящих, мягких и твердых звуков), неправильно произносит близкие по произношению звуки С и Ш, З и Ж, Ч и Щ, в словах пропускаются, переставляются, заменяются слоги, бедный словарный запас, используются только односложные слова, неправильно согласуются слова по родам, падежам и числам.
  • Отсутствуют навыки чтения вслух, декламации стихов и пения наизусть, и при этом отсутствуют признаки задержки умственного развития.

Основные действия родителей в этом случае следующие:

  • Начинать активно разговаривать с молчуном. Необходимо озвучивать все свои действия, вовлекая ребенка в процесс общения. При этом следует слушать и понимать, реагировать на его лепет, разгадывать его интонацию. Это поощряет малыша к дальнейшему развитию своих навыков общения.
  • Вовлекать в активные игры. Задача взрослого давать чаду не только физическую пищу ребенку, но и эмоциональную «пищу» для ума. Сам малыш, в силу своего возраста, еще не способен к этому. Простые игрушки (шарики, пирамидки, игры (прятки, догонялки)) необходимы ребенку в раннем возрасте для его полноценного развития, и не стоит их недооценивать. И здесь самое главное, чтобы взаимодействие проходило между взрослым и ребенком не в тишине, а с проговариванием совершаемых действий, чтобы мозг малыш создавал устойчивые связи между словами и действиями.
  • Совместное чтение вслух. Сказки с интересными и простыми для понимания сюжетами, и яркими иллюстрациями, смешные песенки и стишки, прочитанные вслух или наизусть, обогащают словарный запас. Во время чтения следует проговаривать происходящее, описывать героев, иллюстрации, обращаясь к малышу, вовлекая его в общение.
  • Общение со сверстниками. Возможно, что ребенку не хватает общения с другими детьми. Малыш по характеру может быть робким, пассивным. В этом случае родителям следует взять инициативу на себя, вовлекать малыша в совместные игры с другими детьми, гулять с ним на детских площадках, где он может встретить своих одногодков, организовывать у себя дома мероприятия, на которые приглашаются знакомые, соседи, родственники со своими детьми. Все это крайне необходимо, чтобы ребенок учился общаться, чтобы у него возникала необходимость выражать свои желания посредством слов.
  • Развитие мелкой моторики. Участок мозга, ответственный за точные движения пальцев, находится рядом с речевым центром, поэтому развитие моторики способствует преодолению отставания. Для улучшения мелкой моторики, можно собирать пазлы, лепить из пластилина, завязывать шнурков, застегивать пуговицы.

Игры по развитию речи в старшей группе ДОУ

Обратите внимание! Общение, совместные чтения вслух должно проходить в доброжелательной и дружественной атмосфере. Только в этом случае все эти действия поспособствуют достичь желаемой цели (развить у малыша речевые навыки и преодолеть отставание в развитии).

Ребенок мало говорит в 3 года: как научить разговаривать

Помимо всех вышеперечисленных действий, родителям дошкольника следует обратиться к специалистам, которые занимаются подобного рода проблемами:

  • Логопед – специалист, занимающийся исправлением речевых недостатков (неумение произносить определенные звуки, заикание, картавость, шепелявость).
  • Дефектолог специализируется на малышах с разнообразными отклонениями в развитии. Он занимается корректировкой отставания без глубоко вмешательства, либо компенсацией – восполнением обеденного недостатка.
Читайте также:  Ребенок в 3 5 года развлекательные

В случае выявления серьезных недостатков в развитии речи, следует провести следующие исследования:

  • поверка слуха;
  • обследование понимания речи;
  • обследование крупной и мелкой моторики;
  • обследование органов артикуляции;
  • оценка словарного запаса;
  • оценка грамматического строя речи;
  • обследование фразовой речи;
  • обследование слоговой структуры слова.

К сведению! По результатам обследования специалист делает заключение по форме и степени задержки речевого развития, и составляет четкий план по коррекции или компенсации данного недостатка.

Самостоятельная учеба и занятия: учебное пособие Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок: лингвистика детской речи»

Задержка развития речи может стать достаточно серьезной проблемой, если ее не обнаружить вовремя и запустить.

Чем раньше обнаружена болезнь, тем легче ее вылечить.

К сведению! Для самообразования родителям подойдет пособие. Оно поможет понять, как ребенок учится говорить, развивается его речь, и на что следует обращать внимание, чтобы вовремя обнаружить отклонение в развитии.

Данная книга поможет понять, что:

  • Независимо от индивидуальных особенностей детей, их речевой среды и особенностей постигаемого языка, общая стратегия усвоения языковых правил для всех одинакова: сначала постигаются самые основные модели языка и основанные на них языковые правила.
  • Непонятный детский лепет – это необходимый этап в развитии речевого аппарата человека. Начиная с шести месяцев до годика, младенческое гуление переходит в изначально неосознанные звуки, которых может даже не существовать в окружающей ребенка языковой среде. Потом эти звуки эволюционируют в слоги, которые малыш слышал в речи взрослых, и с помощью этих звуков и интонаций малыш пытается выражать свои желания, общаться с родителями. И чем разнообразнее детский лепет, тем более можно быть уверенным, что развитие речи у малыша проходит в нормальном режиме. Поэтому, если ребенок в возрасте трех лет говорит только первые слоги слов, то это является признаком отставания в развитии речи малыша.
  • На втором году жизни жесты становятся основным средством общения маленького человечка с окружающим их миром, в дополнение к попыткам выразить свои желания звуковой речью. Язык жестов – это необходимая стадия для гармоничного развития речи ребенка, и для его усвоения, детям необходимо общение с родителями или другими окружающими их взрослыми.
  • Общение мамы со своим ребенком, очень важная и необходимая стадия в развитии речи малыша. Мамы, не обладая специализированными знаниями в области лингвистики, интуитивно понимают, в каком возрасте и как общаться со своим малышом, создают необходимый положительный эмоциональный фон, мотивирующий малыша развивать речевые навыки.
  • Освоение языка у каждого ребенка происходит своим путем, различия которого обуславливают группа определенных факторов: биологические (наличие патологий, мальчик, девочка, левша, правша), речевая среда (достаточность речевого окружения), наличие старших или младших братьев и/или сестер, близнеца или двойняшки. Последние факторы не всегда оказывают положительное влияние на развитие речевых навыков, потому что велика вероятность возникновения дефицита общения с родителями. Родители являются ключевыми факторами, влияющими на полноценное развитие чада.

В процессе развития речи человека не бывает мелочей. Пропущенную стадию развития невозможно наверстать в дальнейшем. Очень важно вовремя реагировать на отклонения от нормы и выявлять его причины.

И самое главное, что требуется от родителей – это проводить достаточно времени со своим ребенком, чтобы обеспечить его необходимым количеством внимания и общения (того, чем сам себя он обеспечить не в состоянии).

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3-4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3-4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Читайте также:  Где провести день рождения ребенку 3 года в нижнем новгороде

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3-4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3-5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс – принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка – ложка.

Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1-2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
Читайте также:  Ребенок заикается на первый слог 3 года

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Источник