Ребенок 3 года сюсюкает

«Еду на машиной…»

Ничего удивительного тут нет: если ребенок говорит неправильно, освоить премудрость написания слов ему тем более нелегко. В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6–7 лет школьники плохо говорят.

Практикум

Без занятий с логопедом поставить правильную речь даже у дошкольника крайне сложно. Но все же родители могут помочь в этом своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы выполнять ее было не скучно, можно сопровождать упражнения рассказом сказки о том, как жил-был на свете язычок.

Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания, артикуляции и особенно способности управлять своими органами артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, надувать мыльные пузыри, показывать, как кошка пьет молоко, и т. д.

А ведь в норме ребенок к 4,5–5 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Увы, данная норма далека от реальности. У пришедших в первый класс детей нередко возникают ошибки в произношении звуков: у одних наблюдается задержка в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Более того, словарный запас некоторых первоклашек ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» – «помидор», «тибот» – «бутер­брод»).

Многие неправильно используют в речи или пропускают предлоги, неправильно согласовывают слова между собой. «Мы ходили магазин мамой», «Я еду на машиной», «Мальчик бежит на собаком» – изъясняющийся таким образом младшеклассник едва ли будет хорошо отвечать у доски.

Некоторые дети даже в 6–7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

У истоков проблемы

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

Ребенок 3 года сюсюкает

Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают дефицит общения со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3–4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков.

Стать причиной проблем может и нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков. В этом случае ребенок слышит хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «к» и «г», «с» и «з» и т. п.) кажутся ему одинаковыми, и он произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Следите за своей речью!

Еще одна причина нарушения развития речи у ребенка – неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к произношению малыша, это отрицательно сказывается на формировании всей речи в целом.

Иногда мама с папой, подлаживаясь под детскую речь, долгое время «сюсюкают» с малышом. Это задерживает развитие у него правильного произношения. Подражание детской речи не только не стимулирует ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляет несовершенную детскую речь.

РассказываемУпражнение
Жил язычок в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывалсяОткрыть-закрыть рот
Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянутьПоказать язык
Посмотрел вверх, светит ли солнышкоПоложить язык на верхнюю губу
Посмотрел вниз, нет ли лужПоложить на нижнюю губу
И решил погулять, идет, по белым зубкам скачет и поет: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля»Рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами, затем пропеть
Тут смотрит, стоит некрашеный забор, решил он его покраситьЯзык двигается вперед-назад по небу раз 15
Так прошло много времени, настала ночьСделать «часики»: язык двигается вправо‑влево раз 10–15
Хорошо, мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома. Язычок закрыл ротик-домик и лег спатьПоцокать языком и закончить гимнастику
Читайте также:  Развивающие занятия для ребенка 3 года в томске

Источник

/О детях/Воспитание и психология/Капризы, непослушание, неврозы, страхи

Четыре причины, по которым ребенок ведет себя, как младенец

  • Ревность к младшему ребенкуПочему ребенок ведет себя как младенец. Причины регресса ребенка-дошкольника. Ревность старшего ребенка к младшему. Психология дошкольного возраста.
  • Реакция на кризисную ситуацию
  • Побег от ответственности
  • Просто не хочет взрослеть

Еще вчера ваш дошкольник сам собирался в детский сад, сам ел, надевал шарф и шапку и с увлечением учил буквы, а сегодня… Сегодня он сюсюкает, требует, чтобы его одевали и кормили с ложечки. Что случилось? Откуда взялся этот откат, и как вернуть ребенка в реальность?

Ревность к младшему ребенку

Наверное, самая известная и частая причина «впадения в младенчество» – это появление в семье новорожденного брата или сестры. Малышу кажется, что теперь все внимание родителей уделено другому ребенку, особенно если ему напоминают, что теперь он стал старшим, и у него появились новые обязанности и ответственность. В ответ ребенок пытается уравнять себя с малышом, полагая, что если он будет вести себя аналогичным образом, то и внимания ему уделят столько же, сколько малышу.

Больше ответственности и никаких бонусов – а вам бы это понравилось? Не удивительно, что дети порой ведут себя таким образом! И это еще мягкий вариант – в худшем случае ребенок замыкается в себе или даже пытается навредить новорожденному. Так что психологи советуют… подыграть старшенькому!

Совет: если ребенок возвращается в «младенчество» после проявления в семье настоящего младенца, позвольте ему побыть маленьким. Запеленайте, покормите из бутылочки, покачайте на ручках. Максимум неделя «младенчества», и ваш ребенок снова вырастет!

Но лучше всего, конечно, позаботиться о том, чтобы ребенку не пришлось прибегать к таким мерам. Родители могут заранее договориться между собой, кто и в какое время будет заниматься исключительно старшим ребенком, чтобы он не чувствовал себя заброшенным. Чаще хвалите его, когда он помогает вам с младшим братиком или сестренкой, подчеркивайте, как это важно для вас. Ведь это и в самом деле так!

Реакция на кризисную ситуацию

Намного более серьезная ситуация, когда ребенок реагирует подобным образом на кризисную ситуацию: развод родителей, смерть кого-то из близких или, к примеру, переезд в другой город и расставание с друзьями. Чаще всего это случается с детьми младше пяти лет.

В отличие от предыдущей ситуации, когда младенческое поведение – простое подражание, такое возвращение в младенчество свидетельствует о серьезной психологической травме. Ребенок чувствует себя в опасности и инстинктивно пытается вернуться туда, где нет внешней угрозы.

Совет: в мире, внезапно оказавшемся нестабильным, создайте малышу островок стабильности. Например, читайте ему перед сном (но обязательно каждый день и в одно и то же время, даже если вы устали или заняты!), или купайте, или играйте в настольные игры.

Проблема в том, что в кризисную ситуацию попадает вся семья, и, например, в ситуации развода родители не менее уязвимы, чем ребенок и не всегда могут оказать ему эмоциональную поддержку. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалисту – психологу, работающему с травмированными детьми.

Побег от ответственности

Иногда кризисная ситуация не выглядит таковой в наших глазах. Например, ребенок идет в детский сад, или переходит из ясельной группы в среднюю, или отправляется на курс подготовки к школе. Нам кажется, что это радостное событие, и мы подчеркиваем, что теперь в жизни малыша появится множество интересных обязанностей.

Однако не каждый ребенок разделяет радость родителей; многие сомневаются в своих силах, беспокоятся, что не справятся с учебой, боятся расставаться с мамой и оставаться с воспитательницей или педагогом…

Совет: «тренируйтесь» перед каждым серьезным новым этапом в жизни ребенка. К примеру, перед тем, как пойти в детский сад, гуляйте каждый день на его территории или рядом. Хорошо, если у него есть возможность наблюдать за детьми на прогулке, идеально – присоединиться к ним с разрешения воспитательницы.

Акцентируйте внимание на том, что ребенок уже знает и умеет, а не на том, что ему предстоит освоить. Ни в коем случае не пугайте его отношением учителя или воспитателя (будешь так читать – учитель поставит тебе двойку!).

Просто не хочет  взрослеть

Иногда «откат к пеленкам» происходит, казалось бы, на ровном месте. Семья благополучна, никто ни с кем не ругается, новых детей в ней не появилось, у ребенка не меняется круг общения… Чаще всего это бывает, если родители усиленно форсируют развитие ребенка. Одни дети справляются с жизнью между музыкальной и языковой школой с перерывами на занятия спортом и рисованием, другие – нет. Обостряет проблему повышенное внимание мам или папы к успехам ребенка. Постоянные вопросы «какое место ты занял», «какую пьесу разучил» заставляют малыша мучиться сомнениями, достаточно ли он хорош?

Совет: акцентируйте внимание на эмоциях, а не на результатах. Главное, чтобы ребенку нравились занятия, он был увлечен творческим и познавательным процессом, а результат… придет со временем!

Главное, что можно посоветовать всем родителям: не ругайте и не стыдите ребенка, который внезапно впал в младенчество. Он просто нашел подходящее лекарство от своих бед, и теперь идет процесс исцеления. Спокойно, без насмешки, подыграйте ему. Между тем, у вас появилась новая важная задача: найти корень проблем и справиться ними!

8.11.2017

Читайте также:  Анизоцитоз у ребенка 3 года

Автор: Анна Первушина

  

Спасибо автору, интересная статья!

Источник

  • 20.04.10

    Вы всегда говорили с малышом,как с большим.

    Сейчас вы должны следить за своей речью,малыш начнет повторять ваши не слова,мимику.Многие родители,бабушки,дедушки сюсюкают малышей и это тоже правильно.В группе на сегодня это фишка,прислушайтесь там все так говорят.Через несколько дней он принесет домой что то новое,с определенного возраста дети любят повторять других.Видимо у вас это первый ребенок,не пугайтесь.

  • 20.04.10

    А может, Вы ему меньше внимания стали уделять?

    Он, наверное, думает, что таким образом он станет маленьким и Вы снова будете с ним больше времени проводить?))) Дайте ему больше ласки, может недостаток испытывает?

  • 20.04.10

    У нас таже самая проблема(

    Как начал ходить в садик, так сразу стал картавить(((До этого всегда говорил четко)

  • 20.04.10

    в садик ходят детки, которые вообще говорить не умеют, а деточки повторяются:)))

    не акцентируйте на этом много внимания, продолжайте разговаривать как прежде – поиграет, да перестанет:)) моя в ясельках помнится вообще перестала говорить и на все пальчиком показывала, ничего, исправилась потом:)))

    • 20.04.10

      Ой, не говорите, че только в садике не нахватаются.

      Вот, услышала от него ругательство “писька-попка”. 8-о
      А сюсюкание надеюсь, пройдет, псмотрим.

Авторизуйтесь, чтобы комментировать

Ваши данные будут надежно защищены и не будут переданы третьим лицам

Источник

Часто при виде маленького трогательного новорожденного крохи или очаровательно-умилительного малыша 3-5 лет многие, казалось бы, серьёзные взрослые люди вдруг преображаются и резко переходят на какой-то неестественный птичий язык, изобилующий всевозможными полусловами неясного происхождения. Попросту говоря, начинают сюсюкать. В отношении этого явления общественность разделилась на два прямо противоположных лагеря: одни считают, что делать этого нельзя категорически, другие же утверждают, что это необходимо и заложено в нас, людях, на генетическом уровне.

Для того, что бы попытаться понять, на чьей стороне истина, необходимо, прежде всего, разобраться, что считается сюсюканьем и в какой форме оно чаще всего проявляется.

Под сюсюканьем подразумевается:

  • любое намеренное искажение слов или звуков («халёсый матик» вместо «хороший мальчик»);
  • упрощение сложных слов (машина – «бибика», кушать – «ням-ням», гулять – «гуль-гуль»);
  • подражание детскому произношению;
  • чрезмерное употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Всё это сопровождается изменением интонации речи. Меняется тон, тембр, динамика. Речь становится слишком мягкой, нежной, милой, радостной; голос выше, чем обычно; слова произносятся нараспев.

Почему же так происходит?

Конечно, в первую очередь многими взрослыми, особенно родителями и близкими, движет любовь и умиление. Мало у кого получается обращаться по-взрослому к совсем ещё крошечному человеку. Да и нужно ли это, если, речь идёт, скажем, о малыше, которому всего несколько дней или недель? Родители просто не знают, как по-другому выказать свою любовь к ребёнку, передать ему свои эмоции.

Также причиной сюсюканья может стать, наоборот, отсутствие искренних чувств к ребёнку. Чаще это бывает со стороны неблизких родственников, друзей семьи или посторонних людей. Взрослый чувствует себя не в своей тарелке рядом с малышом, хотя умом понимает, что это же маленький ребёнок, им нужно умиляться и испытывать к нему хотя бы симпатию, но этих чувств и эмоций на самом деле нет. Он боится показаться излишне грубым и пытается скрыть своё равнодушное или даже неприязненное отношение, начиная сюсюкать.

Кроме того, такая манера разговаривать с детьми присуща инфантильным людям, которые сами немного застряли в детстве. Не стоит ожидать нормального взрослого общения от людей, личность которых, несмотря на возраст, осталась незрелой, несформировавшейся должным образом.

Читайте также:  Режим дня 3 года ребенок

К чему же может привести сюсюканье, насколько это вредно для детей?

Начать стоит с того, что специалисты рекомендуют разговаривать с ребёнком с первых дней жизни. Малышу важно слышать обращённую речь. В 4-5 недель от роду он уже начинает проявлять явный интерес к речи взрослых, в 5-6 месяцев пытается воспроизводить какие-то звуки (появляется лепет), к 9-10 месяцам уже произносит первые простые слова («мама», «папа»). Ребёнок познаёт мир, наблюдает за взрослыми, впитывает всё, как губка. Он слушает, как говорят родители, следит за их артикуляцией, пытается им подражать, издавать похожие звуки. И на данном этапе сюсюканье может сыграть злую шутку. Ведь если взрослый всё время коверкает звуки, заменяет одни другими, например, «ш» на «ф», произнося «малыф», откуда ребёнку узнать, что звук «ш» вообще существует? Кроме того, всяческие «уси-пуси» не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только сбивают с толку. Для ребёнка будет гораздо полезнее, если взрослый будет просто и понятно комментировать свои действия или давать доступную характеристику предметам (например: «это мячик, он красный, посмотри, как он скачет»).

Если родители, бабушки дедушки, а бывает, что и воспитатели в детском саду продолжают разговаривать с ребёнком таким образом, у него формируется неверное представление о родном языке, неправильное произношение становится для него нормой, и не из-за того, что у него есть какие-то проблемы с дикцией, а потому что он просто не знает, как надо говорить.

Ещё одна грубая ошибка – передразнивать малыша, подстраивая под него свою речь. Сказал он что-то неправильно, забавно, все посмеялись, не объяснили, как надо, и ввели это слово в обиход. И вот уже вся семья говорит «бабака» вместо «собака».

Часто «засюсюканные» в раннем возрасте детишки даже после перехода из детского сада в школу продолжают говорить неверно. И бывает, что переучивать их приходится уже логопеду.

Помимо сложностей в развитии речи сюсюканье может повлечь проблемы психологического характера. Даже трёхлетнему малышу уже неприятно и не по себе, когда к нему наклоняется незнакомый взрослый и начинает приторно-сладким голосом говорить: «Ути бозе мой, кааакой холёёёсенький зайтик!». Подросшему ребёнку, который уже имеет опыт общения с другими людьми и замечает, что не все вокруг разговаривают так, со временем может стать просто неловко. Он будет стесняться своих родителей и самого себя (ведь он половину слово говорит неверно). Ребёнок может замкнуться, стать неуверенным в себе, почувствовать себя не таким, как все.

Положительные аспекты сюсюканья

Не исключая всё выше сказанное, нужно отметить, что сюсюканье не является сугубо вредным.

Сложно не согласиться с тем, что все мы так или иначе сюсюкаем с маленькими детишками. У каждой мамы в лексиконе есть милые словечки, которые она использует в общении со своим малышом. Сюсюканье действительно свойственно людям на уровне инстинкта, и значит, для чего-то оно всё-таки нужно.

Во-первых, сама «сюсюкательная» интонация в раннем возрасте малыша даже полезна. В первые недели жизни ребёнок слышит речь взрослых как нечто монотонное, когда же родители сюсюкают, смягчая произношение и меняя тембр голоса, малыш лучше воспринимает звуки. С помощью ласковой интонации можно заинтересовать ребёнка, расположить его к себе, успокоить. Сюсюкая, взрослый утрирует свою речь, и это помогает младенцу овладевать её просодической стороной, он лучше усваивает ритм, интонации, частоты, характерные для его родного языка.

По поводу упрощённых слов нужно сказать, что на определённом этапе они не то, что не вредны, а даже важны и полезны для малыша. Пока он совсем маленький, ему сложно воспринимать длинные слова. Поэтому нет ничего страшного, если годовалый малыш называет уточку «кря-кря», а куклу — «ляля». Просто нужно следить, чтобы по мере взросления ребёнка эти полуслова постепенно исчезали из его лексикона.

Подводя итог, скажем, что в вопросе сюсюканья важно знать меру, чувствовать золотую середину. Избыточное сюсюканье, безусловно, вредит малышам. Но совсем исключать его не стоит. Коверкать слова, а тем более звуки ни в коем случае нельзя, это может привести к неправильному формированию речи. А вот особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных форм просто необходимо. Наличие слов-сокращений помогает ребёнку быстрее научиться говорить, ласковая интонация способствует правильному эмоциональному развитию. Главное, родителям нужно помнить, что их малыш взрослеет, развивается, расширят свой кругозор. Важно вовремя прекратить сюсюкаться с ребёнком, и когда ему исполнится год, с ним уже нужно разговаривать иначе, чем в первые месяцы жизни.

Источник