Ребенок 3 года сильно привязан к маме

Ребенок 3 года сильно привязан к маме thumbnail

Ребенок, появившись на свет, еще долгое время составляет с матерью почти что единое целое. Как уже говорилось в предыдущей главе, он живет ее эмоциями, «впитывая» их вместе с молоком, ее на­строением. Нормальный ребенок всегда радуется появлению матери, выражает беспокойство по поводу ее длительного (с его точки зрения) отсутствия, скучает без нее, ждет ее появления. Очень часто случается, что только одна мать способна успокоить своего ребенка в том случае, когда другим членам семьи это не удается. Мать имеет на него «магическое» влияние.

На основе этой почти инстинктивной привязанности с годами формируется первое сознательное и глубокое чувство — любовь. Чувство любви становится наиболее глубоким и ярко выраженным у детей в возрасте приблизительно около четырех лет. В это время девочки видят в матери эталон женщины и стремятся во всем походить на нее: одеваться в такую же одежду, красить губы, пользоваться духами «как мама», мыть посуду и т.д. Для мальчиков этого возраста мать зачастую является единственной женщиной, которую они, по их представлениям, могут любить. Очень часто мальчики четырех-пяти лет с уверенность говорят о том, что никогда не будут жениться, потому что очень сильно любят мать, и больше никого так любить не будут.

Подобное чувство любви и привязанности в этом возрасте — совершенно нормальное психологическое явление, определенная фаза в развитии психики.

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого, болезненного характера.

Некоторые дети с особой врожденной чувствительностью начинают остро реагировать на отсутствие или уход матери уже в возрасте старше семи месяцев. Они проявляют заметную тревогу, беспокойство, начинают плакать; в некоторых случаях возможно даже расстройство аппетита и пищеварения. Уже в этом возрасте начинает развиваться болезненное чувство страха. Ребенок до года воспринимает мать как частицу себя; позже, когда формируются первые качества индивидуальности, ребенок воспринимает мать как необходимую опору собственного «я», поддержку, без которой он не сможет обойтись.

Достаточно часто причиной повышенной эмоциональной привязанности ребенка к матери служит и то, что отец по тем или иным причинам не принимает участия в его воспитании, или же в том случае, когда отец в какой-то степени проявляет по отношению к ребенку жестокость (пусть даже неосознанную, трактуемую им самим как «строгость воспитания»).

Чрезвычайная зависимость ребенка от матери в некоторых случаях является результатом повеления самой матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и практически не предоставляя ему возможности действовать или принимать какие-либо решения самостоятельно.

Иногда ребенок начинает проявлять болезненную привязанность к матери в случае развода родителей или потери отца. Это может случиться даже в том возрасте, когда дети еще не способны четко воспринимать и анализировать происходящие события. В случае ухода отца из семьи в детском подсознании формируется страх перед потерей матери, которая, как ему кажется, может исчезнуть так же внезапно, как исчез отец.

Вышеуказанные причины могут действовать на сознание ребенка в комплексе, провоцируя болезненную привязанность к матери. Эта привязанность не настолько безопасна, как может показаться на пер­вый взгляд. Многие матери воспринимают болезненную реакцию ребенка на свое отсутствие всего лишь как помеху к осуществлению каких-то самостоятельных действий — к примеру, невозможность выйти из дома «без истерики», устроиться на работу и т.д. Безусловно, жизнь матери в данном случае осложняется, как осложняются и ее взаимоотношения с ребенком. Однако это только «одна сторона медали». Ведь ребенок в случае формирования болезненной зависимости и ее прогрессирования пострадает ничуть не меньше. Как правило, дети, на протяжении долгого времени растущие в постоянном страхе потери матери, и, как следствие, под ее постоянной опекой и в ее присутствии, вырастают несамостоятельными, не уверенными в себе. Нестабильность состояния психики в данном случае выступает спутником социальных сложностей, которые неминуемо ждут ребенка во взрослой жизни.

Как известно, любую болезнь проще предотвратить, чем вылечить. Поэтому уже в самом раннем возрасте следует задуматься над тем, не провоцируете ли вы сами возникновение повышенной зависимости ребенка. Для того чтобы избежать нежелательных последствий, старайтесь следовать изложенным ниже советам.

Что же можно посоветовать?

В первые месяцы жизни старайтесь не показывать при ребенке своего тревожного состояния — оно непременно передастся и ему, послужив первым толчком к нарушению его спокойствия и чувства защищенности.

Не опекайте ребенка чрезмерно. Позвольте ему познавать что-то на собственном опыте и иногда, в тех случаях, когда это возможно, проявлять самостоятельность и принимать решения.

Убедите отца или других членов семьи в том, что строгость и жестокость — это не одно и то же. Не заставляйте ребенка чувствовать себя беспомощным и искать зашиты.

В случае развода не разрывайте отношения маленького ребенка и отца. Даже если вы решились на полный и окончательный разрыв, пусть для ребенка он не станет внезапным. Приучите его к отсутствию отца постепенно.

Что же делать в том случае, если привязанность ребенка к матери все же принимает болезненную, навязчивую форму?

Прежде всего — не ругайте и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить — он все равно этого не поймет. Ребенок не капризничает, а всего лишь ищет защиты. Постоянное присутствие матери для него — насущная необходимость.

Не следует думать, что ваш ребенок «не нормальный», только потому, что все или большинство его сверстников совершенно спокойно реагируют на отсутствие и уход матери. Не ставьте ему в пример таких детей — это может спровоцировать возникновение комплекса неполноценности, уход в себя.

Никогда не действуйте насильственными методами. Достаточно типичная ситуация, когда мать, отдирая от себя кричащего и обливающегося слезами ребенка, захлопывает за собой дверь и облегченно вздыхает, оказавшись «по ту сторону баррикады». Возможно, она утешает себя мыслью о том, что ребенок все равно успокоится, отвлечется на руках у бабушки, няни или отца через какое-то время. Скорее всего, он действительно успокоится — дети в этом возрасте склонны к тому, чтобы жить непосредственными переживаниями. И все-таки, каждый такой уход матери наносит ребенку травму и усугубляет его состояние.

«Внезапный уход» — также достаточно спорный метод. Заигравшийся ребенок, зная, что мать находится в соседней комнате или в кухне, не обнаружив ее там, впадает в панику. «Мама исчезла!» — думает он, не понимая, как это могло произойти, и пугаясь еще больше, теперь уже не столько от разлуки, сколько от ее внезапности и необъяснимости.

И все же, ситуация не настолько безысходна, как это может показаться на первый взгляд. В большинстве случаев болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если сами родители и другие члены семьи не создавали дополнительных условий для ее прогрессирования.

Главное, что необходимо ребенку, страдающему подобного рода зависимостью — это чувство спокойствия и защищенности.

Только в этом случае он сам постепенно будет успокаиваться и начнет отпускать мать от себя, при этом совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие, пусть даже длительное. В качестве общих мер по борьбе с проявлениями болезненной привязанности к матери можно порекомендовать прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе — все это укрепляет нервную систему, расширяет кругозор ребенка. Кроме того, не следует забывать, что ребенок нуждается в общении с максимально большим количеством людей. Чем дольше он будет жить в замкнутом мире (мама, отец, бабушка), тем больше будет страдать от своего комплекса. Как правило, в многодетных семьях, а также в семьях с большим кругом общения дети намного реже проявляют болезненную привязанность к матери.

Почаще берите ребенка с собой в гости, приглашайте в дом гостей, всячески поощряйте общение ребенка со сверстниками и с взрослыми. Радуйтесь проявлению его самостоятельности, подчеркивайте ее и никогда не заостряйте внимания на проявлении зависимости.

Самостоятельность — одно из главных условий освобождения от «синдрома кенгуру». Ребенок, чувствующий собственные силы и собственные возможности, не будет болезненно реагировать на отсутствие матери.

В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. Это только усугубит зависимость и добавит ребенку страха. Намного лучше и продуктивнее будет действовать поэтапно. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. При этом он должен знать, что мать находится близко, например, в кухне. Пусть ребенок периодически прибегает к вам, уходит и снова возвращается (в тех случаях, когда ребенок, в буквальном смысле, не отпускает мать от себя ни на шаг).

После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем-то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимания, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. В том случае, если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро.

Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключаются — в этом случае вам придется некоторое время подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и продолжайте оставаться вне ее пределов несколько (не больше пяти) минут. Ввернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что вы вернулись быст­ро, как и обещали.

На следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через семь-десять дней, когда ребенок понемногу станет привыкать к привычной уже для него схеме недолгого отсутствия матери, время следует незаметно увеличивать, с каждым днем прибавляя не более минуты.

Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать отсутствует недолго и каждый раз, как и обещала, возвращается.

Когда время вашего отсутствия увеличится до пятнадцати-двадцати минут вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное или покупать ему (изредка) игрушку.

В этом случае у малыша появится заинтересованность в вашем отсутствии, потому что он будет ждать, что вы что-то для него принесете. Не следует награждать малыша каждый день, иначе он привыкнет к тому, что вы каждый раз непременно что-то приносите, и станет требовать этого. Хвалить ребенка за то, что он на какое-то время сумел остаться без матери, рано или поздно следует перестать. Постепенно подведите ребенка к мысли о том, что в происходящем нет ничего особенного.

В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного.

Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери — это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.

Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Снять эмоциональную напряженность ожидания — это задача других членов семьи, без помощи которых матери едва ли удастся справиться с этой проблемой. Ребенок должен со временем понять, что в отсутствие матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

Только совместными усилиями всех членов семьи, помноженными на доброту, терпение и понимание ребенка, можно преодолеть его болезненную зависимость от матери.

Источник

Добрый день! Сыну 3 года, он очень сильно ко мне привязан. С детства мы все время вместе – в магазины, в отпуск, в гости, гулять и т.д. Это вроде и нормально, меня это не напрягает. А вот за него я волнуюсь. Просто он привык, что спать я его укладываю, кормлю тоже я его, гуляю с ним почти всегда только я. Мы живем с моими родителями, они и мой муж работаю допоздна, даже в субботу. Саша (это мой сын) меня даже в магазин не пускает одну, про то, чтобы сходить в гости я уже и не говорю. В принципе, я считаю, что это нормально все делать с ребенком вместе, но как же он дальше будет? Волнуюсь не за себя, а за него. Вот только летом он стал меня отпускать хоть в ванну мыться, потом в магазин или по делам, если не надолго. А осенью пришло время садика, мы долго это все обсуждали, разговаривали на эту тему и он даже туда пошел и без слез, но там попались воспитатели с очень странным подходом к детям. Естественно, все плакали по маме, а они вместо утешения или отвлечения ребенка, говорили деткам – “будешь плакать, мама не придет”, “не будешь кушать. мама не придет” и все в этом духе. Конечно, моему сыну это услышать – это был для него кошмар. Короче, садик у нас не пошел. Написали заявление и ждем место в другом саду. Но после садика он опять ко мне привязался еще сильней, т.е. опять никуда не могу пойти, даже к врачу, он идет со мной. У него прям будто страх меня потерять. Как справится с этой ситуацией? Ладно садик, может и вообще не будет туда ходить, мы много и дома занимаемся, будем ходить на кружки разные, но впереди же еще и школа. Перерастет он все это? Или это уже проблема? При своей привязанности к маме, он очень активный ребенок – целеустремленный, компанейский, хорошо играет с детьми, везде правда хочет быть первым – первым бежать, скатиться с горки, поиграть во что-то, т.е. назвать его “маменькиным сынком” не могу. Вот он даже с мужем может играть, ремонтировать что-то, но ему спокойнее, если мама сидит в соседней комнате, а не на улицу пошла.

Раньше я не могла сходить даже в парикмахерскую, не только по причине, что я иду туда без него, а еще потому что маму кто-то будет трогать, а он считает. что меня трогать никому нельзя. Сейчас стало полегче, без крика уже можем сходить к врачу, а то он плакал и из-за того что и его смотрели, и если и меня смотрели. Но сейчас нельзя никому меня обижать, он прям может подойти и ударить этого человека. Я конечно очень рада, что у меня такой защитник ))) Просто интересно. это возрастное все?

Что делать? Подскажите пожалуйста. Как быть с такой привязанностью к маме? Как ходить в садик и нужен ли садик? Или нам надо походить к детскому психологу?

Спасибо большое за ответ

Как понять поведение мужа, если он очень привязан к маме? (1 ответ)

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Сын очень привязан к маме

Здравствуйте,Вероника.Это не ребенок не может без Вас,а это Вы его привязали к себе.Вы разве не подозревали.что дети растут,ходят в садик и школу?Что их важно воспитывать самостоятельными,а не невротичными,как теперь у Вас?.Когда Вы несколько лет держали ребена рядом,Вы несли ему скрытое послание-Без меня тебе будет опасно.Бойся быть без меня.Иначе,если что случится-Ты будешь виноватым.И я тебя не буду любить.И теперь ребенок нагружен хронической тревогой,если он один,и виной,если будет проявлять самостоятельность.У него нет доверия,что,если он сделает что-то сам,то будет одобрен и любим.Он услишит обойму Ваших страхов и сомнений.Он знает,что без Вас страшно.Значит,у него уже заниженная самооценка.Ни один детский психолог ее не повысит,пока Вы это не возьмете на себя.Так как самооценка рождается в паре.А в паре с ним постоянно-только Вы.Сейчас он знает,что должен разделять с мамой каждый свой вздох,иначе,будет виноватым.А должен знать,что,где бы я не был,мама по первому зову окажется рядом и поможет.Вот эту концепцию важно начать развивать.И не ругать за самостоятельность.Так как в норме,ребенок открывает мир,а не сторонится его,прижимаясь к маме.Придется его ругать за активность.И здесь тоже правило-Ругаете не человека,а поступок.То есть,теплым тембром голоса.Тогда он будет понимать,что,что бы не произошло-он у мамы всегда лучший.Даже,если самовольно ушел в соседский двор.Тогда и самооценка,и активность,и Базовое доверие к маме-на месте.Тогда и садик,и школа-не проблема.Создавайте такую среду общения,и ребенок постепенно выровняется.Думаю,изменения начнутся через пол года новой среды отношений.

Парень очень привязан к матери (4 ответа)

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

 Хороший ответ3 Плохой ответ8

Напишите Ваш вопрос психологу и нажмите на кнопку “Отправить вопрос”

Здравствуйте,Вероника!

Прежде всего хочу сказать, что Вы большая молодец. По Вашему сообщению понятно, что Вы внимательная и спокойная мама и принимаете ребенка таким, какой он есть и при этом пытаетесь скорректировать, по возможности, его поведение. То тому, что Вы описали, я не вижу серьезных оснований для обращения к психологу. Да, судя по всему , Ваш ребенок очень привязан к Вам, но при этом он вполне социален: общается с другими людьми, умеет играть и т.д.

К сожалению, с воспитателями Вам действительно не повезло: неграмотное поведение по отношению к детям налицо. Именно в этом возрасте ни в коем случае таких вещей говорить нельзя. Часто именно в этом возрасте ( 3-4) года дети начинают говорить : ” А ты не умрешь?” И детям надо говорить ( по поводу):

“Я всегда вернусь к тебе”. И даже так: “Я всегда буду с тобой. Я никогда не умру”. Правда ребенку в данный момент не нужна. На что еще стоит обратить внимание:

-Сейчас у Вашего малыша возраст кризиса 3 -лет- это самый сложный кризис в жизни человека. Почитайте об этом:

https://1kid.ru/article.php/crisis

-дети все по- разному привязаны к маме. Это надо просто принять

– пробуйте обращаться к его качеству “защитника”. Например, оставляя его с бабушкой , попросить его о помощи: “присмотреть” за бабушкой, помочь ей 

– по поводу садика. Есть ” несадиковские ” дети, но пока такой вывод делать рано. Надо пробовать. Не получится сейчас, можно подумать о садике года в 4

– не обсуждайте эту проблему, беспокоящую Вас при ребенке с другими людьми

– может стоит завести домашнего питомца? Если, конечно, нет противопоказаний

– почитайте книгу  Ю. Гиппенрейтер ” Общаться с ребенком . Как?” Там много практических советов для родителей

Вероника! Наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие. Дети редко делают то, что им говорят, но всегда повторяют за нами то, что мы делаем. 

Любви Вам и терпения.

Если нужна будет помощь – обращайтесь за консультацией. 

Что делать, если очень привязан к родителям? (2 ответа)

Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

 Хороший ответ12 Плохой ответ0

Источник