Ребенок 3 года рисует пауков

1 Tyrva
15 ноября 2016 в 23:18
некоторые буквы похожи на пауков
Мексиканочка
2 Мексиканочка
15 ноября 2016 в 23:22
И мой очень их любил рисовать, читал о них, настоящих остерегался, а потом в ванной комнате в уголке у нас завёлся Фёдор!-паучок. так сын его даже подкармливать хотел), любил как домашнего питомца. Конечно и человек-паук был у нас в почете, а теперь нам 10 и уже не рисует их.
Мастер Пис
(автор)
3 Мастер Пис
(автор)
15 ноября 2016 в 23:23 Ответ для Tyrva
Цитата:
некоторые буквы похожи на пауков
Да нет, вроде. Не пугайте меня, я очень переживаю(( Он рисует их. Дерево не может нарисовать толком, а пауки выходят. Не просто каляки, а например черную вдову рисует с красными крапинками и т.д.Ах, и ещё хочет настоящего птицееда голиафа, по-моему. Так говорит мне
Мастер Пис
(автор)
4 Мастер Пис
(автор)
15 ноября 2016 в 23:25 Ответ для Мексиканочка
Цитата:
И мой очень их любил рисовать, читал о них, настоящих остерегался, а потом в ванной комнате в уголке у нас завёлся Фёдор!-паучок. так сын его даже подкармливать хотел), любил как домашнего питомца. Конечно и человек-паук был у нас в почете, а теперь нам 10 и уже не рисует их.
Так и недавно это началось, до жтого грибы рисовал, все альбомы и листы с пачки в грибах были
5 Tyrva
15 ноября 2016 в 23:27
так может у вас гениальный арахнолог растет! не вижу поводов для паники!
6 Byyffi
15 ноября 2016 в 23:29
Я б сошла с ума!!!!! Я боюсь одного только их вида. Неприятны до головокружения(((((
А по теме. Племянник в таком возрасте был так же увлечен, только динозаврами. И книги, и рисунки, и мультики…. Прошло
НеКонец-Света
7 НеКонец-Света
15 ноября 2016 в 23:34 Ответ для Tyrva
Цитата:
некоторые буквы похожи на пауков
Ну прям точно как в фильме ‘ Звездочки на земле’ ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ К ПРОСМОТРУ, кто еще не посмотрел СЕЙ ШЕДЕВР…!!!!!
миссАрфография
8 миссАрфография
15 ноября 2016 в 23:38
Мой торт заказал в так же примерно возрасте:по центру человек паук а по всему торту паучки , черные,фу.Сьел только их ,весь рот был черный Прошло.
Мастер Пис
(автор)
9 Мастер Пис
(автор)
15 ноября 2016 в 23:41 Ответ для миссАрфография
Цитата:
Мой торт заказал в так же примерно возрасте:по центру человек паук а по всему торту паучки , черные,фу.Сьел только их ,весь рот был черный Прошло.
Так вот и нашему др скоро и торт заказал он с большим пауком и маленькими паучками
Мастер Пис
(автор)
10 Мастер Пис
(автор)
15 ноября 2016 в 23:42 Ответ для Tyrva
Цитата:
так может у вас гениальный арахнолог растет! не вижу поводов для паники!
Да нет, не думаю)
11 Tyrva
15 ноября 2016 в 23:46 Ответ для Мастер Пис
Цитата:
Да нет, не думаю)
Да ну все равно – паучки прекрасны. Все же природное создание. Ваш сын же не свастику рисует или вампирами увлекается. Преобразовать любовь к паукам в любовь к другим сферам науки – раз плюнуть (для человека с фантазией и желанием). Ваша проблема надуманная.
Мастер Пис
(автор)
12 Мастер Пис
(автор)
16 ноября 2016 в 00:02 Ответ для Tyrva
Цитата:
Да ну все равно – паучки прекрасны. Все же природное создание. Ваш сын же не свастику рисует или вампирами увлекается. Преобразовать любовь к паукам в любовь к другим сферам науки – раз плюнуть (для человека с фантазией и желанием). Ваша проблема надуманная.
Скорее, не моя, а свекрови, она мне говорит, что это плохо и нужно к психологу
13 miraclegirl
16 ноября 2016 в 00:05 Ответ для Мастер Пис
Цитата:
Скорее, не моя, а свекрови, она мне говорит, что это плохо и нужно к психологу
cвекрови вашей к психологу, да вместе с вами если с ней согласны и так переживаете. Это ребёнок. если бы сын бредил куклами барби- ещё был бы повод переживать. Тоже ещё проблему нашли.
14 Tyrva
16 ноября 2016 в 00:14 Ответ для Мастер Пис
Цитата:
Скорее, не моя, а свекрови, она мне говорит, что это плохо и нужно к психологу
ну раз ей нужно, то пусть и идет
КтоЕслиНеЯ
15 КтоЕслиНеЯ
16 ноября 2016 в 00:14
Сводите малого в научно-природоведческий музей, там в отделе зоология, есть витрина с пауками и паукоподобными…может еще чем заинтересуете.
Смячиком
16 Смячиком
16 ноября 2016 в 00:49 Ответ для Мастер Пис
Цитата:
Скорее, не моя, а свекрови, она мне говорит, что это плохо и нужно к психологу
автор, я бы вашу свекровь сводила к психологу точно!!! и она бы у меня даже не сопротивлялась))) А по теме – моему сыну 4,5 года, динозавры у него в комнате наклеены в виде фотообоев (так запали в душу ребенку), пару часов назад только закончили 3д пазл тиранозавра всей семьей и т.д. в том же духе постоянно. С пауками сейчас началось что-то подобное вашему увлечению – просит включить познавательные видео о пауках, читаем энциклопедии, рисует их без остановки, я даже напечатала ему специально раскрасок-пауков, радуется ребенок))) Недавно по всей квартире искали живого паука, но у нас как то они редко появляются, еле нашли малюсенького – не могли отодрать сына с того угла)))) Я по этому поводу не то что не тревожусь, а наоборот – очень рада! Ребенок интересуется животным миром и при этом научные рассказы ученых в 4,5 года его увлекают, это же здорово! а не сидит часами за дебильными мультиками! читать все равно в 6 лет научиться, никто еще не остался без этих умений))) а вот его природоведческий уклон не вздумайте отбивать!)))
Моей дочке 3+,у нас новое увлечение-летучие мьіши.Началось все с игрушек-фигурок разньіх животньіх-насекомьіх-присмьікающихся.Вьібрала она себе мьішей и теперь мьі рисуем,лепим,смотрим видео ,говорим и играемся только ними.Не переживаю,до єтого(все лето) бьіли жабки-лягушки.
Источник
Лола Профи (569) 13 лет назад
Насколько я знаю из курс психологии, в этом нет ничего хорошего. Ребенок не видит выхода из какой-то ситуации, что-то его гложет. Попробуйте с ним поговорить, сходите а детский праздник. А мой вот русалок рисует и рыб 🙂
Lolya Профи (685) 13 лет назад
Y NEGO ETO VCE PROIDET….NE ZAOSTRYAI VNIMANIE NA ETOM…
A PITAICYA C NIM DELAT CVOI RISYNKI TAKIE KAKIE EGO MOGYT ZAINTERESOVAT….
I POSMOTRESH GDETO CHEREZ 2 MECYATCYA ON VCE ZABYDET….
YDACHI… PROVODI BOLSHE VREMYA SNIM…
Оксана Vesna Гуру (3292) 13 лет назад
Человек-паук сейчас просто очень популярен….Услышал рекламу, увидел у кого-то майку с таким рисунком….Вот и заинтересовался….Ничего страшного….Главное его общее состояние и настроение!
Не зацикливайтесь….Пойдете к психологу еще больше проблем найдете!!!
Если ребенок адекватен – все нормально!!! Действительно…Попробуйте увлечь его чем-ниб. другим, если так беспокоитесь!!!
Катерина Коншина Просветленный (24213) 13 лет назад
ну конечно сейчас вам психолиги будут говорит что это не нормално, что он одинок и закомпликсован….но я считаю так (если это мальчик) все у него нормально! ну нравятся ему эти пауки, тем более в цветном виде их же не нарисуешь! мальчишки всегда рисуют войнушки, танки, пистолеты….так уж они устроены! а девочки рисуют более нежные рисунки (хотя и девочки могут рисовать войнушки и пауков если они “пацанки”)! это все пройдет….побробуйт вмести с ним чт нибудь другое нарисоват или срисовать… и он научиться….удачи! и не волнуйтесь!
iren Гуру (2552) 13 лет назад
Может мой ответ покажется вам странным, но детская психика- вещь не познанная до конца. то, что понимают они – нам никогда уже не понять, т.к. наши мозги уже забиты стереотипами. детское подсознание в этом возрасте находиться в девственном состоянии и с помощью рисунков он пытается нарисовать события из своего прошлого (прошлой жизни). Никто не знает , кем он был раньше! Если вас это сильно беспокоит, то однозначно надо сходить к детскому психологу, но не факт, что он даст вам окончательный ответ.
Игорь Зданович Просветленный (23591) 13 лет назад
Жесткий негатив.
Очень опасно!!!
Не видя ребенка сказать НИЧЕГО невозможно.
Нужен детский психолог ЭКСТРА класса.
Если сама слета не найдеш – звони 4750780.
Опиши проблему – профессор (это домашний телефон) посоветует.
kara-83@mail.ru Профи (758) 13 лет назад
Конечно же вам надо к психологу!
А сами пересмотрите свои отношения с ребенком в семье. Как вы к нему относитесь, получает ли он достаточно общения (причем общения позитивного) , заботы и ласки, самое главное любви и участия в его жизни. Иногда, знаете ли, за своей работой и домашней бытовухой, мы забываем немного о ребенке.
посмотрите, как он относится к вам, доверяет ли, любит ли?
Бывают ситуации когда в семье все хорошо, но ребенка не принимают в коллективе. Обратите на это внимание! И особое внимание на воспитателей. Сынишку моей подруги воспитатель в наказание запер в маленьком чуланчике и вместо обещанных 5 мин он, забытый, простоял там весь день, пока не пришла мама. Из чулана его вытащили с обезумевшими глазами и истерикой. Теперь ребенок панически боится замкнутых пространств, тесноты в транспорте и тд. психологи работают с ним уже полгода, и пока без изменений.
Может, ваши воспитатели как-то негативно или даже равнодушно к нему относятся и он старается им таким образом что-то объяснить.
Но главную консультацию вам даст квалифицированный психолог!
Пользователь удален Ученик (195) 13 лет назад
Не переживайте по этому поводу. Моему сыну 7 лет и картинок за это время было очень много хороших и настораживающих(как считала я). Психологи люди сами со странностями, вас могут загрузить по полной программе (сами прошли через это). Проходили кучу всяких тестов по поводу подготовки к школе. Сделали вывод, что у сына дикая боязнь идти в школу. Однако,когда пошли на подготовительные уроки (в тот класс, куда будем с осени ходить). Ребенок с первых же минут чувствовал себя как рыба в воде. Я считаю,что сами родители лучше всякого психолога. А еще,я имею медицинский аппарат ДЭНАС, который безусловно помог нам.
Источник
25 ноября 2017
Кому интересны психологические тесты и всякое подобное, и если ещё не успели подробно прочитать первую часть, рекомендую потренироваться сначала на себе – нарисовать человека на вертикально расположенном листе формата А4, используя карандаш и ластик. А потом почитать интерпретацию – очень познавательно Важно: для объективности интерпретации стоит учесть условия проведения тестирования, описанные в начале предыдущего поста
https://www.baby.ru/blogs/post/586820606-181805786/
Характер изображения
Головоног: норма до 4-х лет, позже – задержка в развитии изобразительной функции (далее ЗРИФ) и, возможно, в общем умственном развитии (далее ОУР); иногда умственная отсталость.
Схематический (руки и ноги одинарные линии-палочки): до 5,5 лет норма, позднее – либо нежелание выполнять задание, либо ЗРИФ или в ОУР; негативизм, нарушение обучаемости.
Одни конечности изображены одинарной линией, другие – двойной: до 6,5 лет соответствует норме, позднее – импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Руки и ноги изображены двойной линией: до 8-ми лет соответствует норме, позже – формальное отношение к заданию, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже – импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости.
Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.
Поза человека
Изображение наклонённой фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.
Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребёнка. О том же и вдобавок о высокой активности – если фигура движется или выполняет какую-то работу.
Сидячая или лежачая фигура – признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).
Если ребёнок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.
Тип персонажа
В целом изображение человека в определенной роли – это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей – артиста, фигуриста, актера и других.
Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун – знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребёнка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой – на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.
Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.
Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.
Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда – о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).
Символика частей фигуры
Голова: сфера интеллекта и место, где ребёнок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации.
Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля.
Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области – головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой – показатель агрессивности.
Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребёнке.
Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.
Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.
Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека – в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо – знак того, что ребёнок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.
В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза – симметрично в верхней части, нос – ниже и примерно посередине, под носом – рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.
Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное – сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда – шизоидный склад личности.
Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно-пониженном настроении) и ригидности – психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.
Злое лицо – признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо – шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.
Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.
Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке – сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.
Глаза: в норме ребёнок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя.
Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.
Широко открытые, но не преувеличенные глаза – показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями.
Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.
Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.
Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.
Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.
Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).
Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.
Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).
Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, – признак верной половой идентификации.
Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребёнок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.
Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль).
Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.
Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея – прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи – признак незрелости.
Уши: если ребёнок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, при том, что ребёнок изображает их всегда, – возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.
Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки – признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.
Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.
Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое – заштрихованные, закрашенные руки).
Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребёнка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.
Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные – направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать.
Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.
Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, – подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.
Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие – о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.
Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями.
Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.
Туловище: отражает представления ребёнка о физическом облике человека.
Сильное тело, нарисованное хрупким ребёнком, – признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.
Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.
Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности.
Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.
Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребёнка старшего возраста – признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.
Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).
Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги – экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции.
Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что-то опираться) – плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.
Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.
Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребёнок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.
Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).
О том же говорит изображение персонажа без каких-либо признаков пола.
Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.
Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. – признаки демонстративности.
Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста – опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка – признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда – на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов – признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение – пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», – то причиной может быть творческая направленность автора или его демонстративность.
Из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой
Смотрите также: как нарисовать сову карандашом поэтапно
Источник