Ребенок 3 года рисует каракули

Ребенок 3 года рисует каракули thumbnail

Это не глупенький. 🙂 В 3 года ребенку еще очень трудно рисовать по образцу и воспринимать образец как нечто, чему надо подражать.

Мой ребенок (ему сейчас уже 6,5 лет) только сейчас начинает работать по образцу. Рисует пока только ужасными каракулями. Зато любит рисовать по точкам, только-только сейчас научились практически не выходить за пределы контура во время раскрашивания.

Уж не знаю, кто Вам сказал, что раз не умеет рисовать, то обязательно глупенький, но такое определение неоправдано. Я вообще никогда не умела рисовать, ни в детстве, ни сейчас. Однако школу я занончила с медалью, и институт с красным дипломом.

Умение рисовать – не показатель. Но если хочется его развивать, то это уже другой вопрос.

05.03.2002 15:50:36, Наташа и Игорек

У моего (почти 6) только сейчас стали получаться предметы отдаленно их напоминающие 🙂 дом, дерево, человечек. Хотя рисует чуть ли не с года 🙂 С умственными способностями, по-моему, это никак не связано, связано, скорее, с недостаточным владением рукой, мы начинали с простых фигур – круг, квадрат… Было бы по-больше времени, глядишь и успехи были бы лучше 🙂 к сожалению, не успеваю, но моя свекровь стала заниматься с ним по прорисям для дошкольников и сдвиги наметились 🙂
05.03.2002 07:15:53, Елена Д.

Да, а я знаю девочку, художника в третьем поколении:)) В два года цветочки и грибочки. В три куколки с портретным сходством. Она как будто родилась с ручкой в руках. Или с кисточкой. Но родители художники, бабушки и дедушки. И лепит. Ну, уже понятно, что, скорее всего, девочка будет и дальше заниматься. Такой энтузиазм:))
04.03.2002 11:55:17, ЛяМур

Чтобы приобщить к рисованию, я покупала карандаши и фломастеры,гуашь и акварель. Доску для рисования. Мы рисовали на обычной бумаге и на цветной. Раскраски и линейка с дырочками разной формы. И не могу похвастаться особо результатами. Если я не предлагаю, он сам не просит.
Рисует то, что ему интересно: машинки, краны:) Зайчика любимого:) Елочку! Мы рисуем вместе: превращаем его мазню в тучу, оттуда капает дождик. Полоска становится морем и т.д. Я рисую дерево, он листочки. Ну, так и пытаемся… Думаю, что это надо развивать. Потому что, пока я не стала этим заниматься, совсем не рисовал. Сейчас хоть что-то. Но никогда не заставляю, если не хочет, конечно.
04.03.2002 11:48:48, ЛяМур

Мой до недавнего времени тоже ничего не рисовал, только каракули или длинные прямые линии. Но примерно месяц назад (было 3,10) вдруг нарисовал сразу несколько “портретов”, которые вполне соответствуют возрасту, хотя и не шедевры 🙂 У сына развитие художественных способностей явно идет какими-то рывками, раз в несколько месяцев что-нибудь изобразит, а потом затишье до очередного рывка. Хотя рисует он похуже ровесников, глупым его никак нельзя назвать. Видимо, рисование – не его стезя. Но в некоторых других областях он, пожалуй, и опережает сверстников.
04.03.2002 10:16:19, Мурзя

Мой младший (3 года) рисует мало и исключительно каракули либо “озера” (овалы). Но тут у нас тяжело заболела бабушка и я попросила его нарисовать для бабушки картинку. И он сразу же нарисовал! Машинка, человечек – голова с глазами, ноги, руки с пальцами. А потом снова пошли каракули.
Когда я сравниваю его со старшим, не могу сказать, что он глупее. Да, более подвижен, хуже удерживает внимание, меньше интересуется книгами и “полезными” занятиями. Букв знает мало, считает только до семи. Но по жизни – даст “умному” старшему сто очков вперед! Если так можно выразиться, у одного – ум, у другого – смекалка, и я не могу сказать, что это хуже.
03.03.2002 23:40:44, Катя Б.

Как всякая функция развития – рисование не идёт по прямой. Ребёнку сначала надо накопить осмыслить, процесс этот внешне незримый, потом вдруг неожиданный прогресс или даже сначала регресс, а потом прорыв.
Конечно рисунок отображает эмоциональное состояние ребёнка, но от прямых аналогий я бы воздержался.
У разных детей разные функции созревают по разному, ранее овладение тем или иным, совершенно не говорит, что он станет гением по этой части, очень часто даже наоборот, чем резче прорыв, тем дольше держится следующая ступенька.
Конечно, сильно зависит от среды и раннего опыта, но если с ним до этого по этой части не занимались или , например, бабушка заставляла, то процесс накопления задерживается.
Это не есть отклонение, а такое состояние скорее даже норма.
В нашем приюте с таким явлением мы сталкиваемся постоянно. Попадает ребёнок лет 5 -6 , а он не то, что каракули, карандаш не держит. Но потом, глядишь, что откуда взялось, такие рисунки… висят по всем стенам.
Есть ещё такой момент, как на педкомиссии, чем требовательнее к ребёнку относишься, тем хуже у него получается, чем больше тестируешь, тем хуже результат и больше раздражение, больше раздражение, ребёнок воспринимает эмоциональную окраску и выполняет ещё хуже…
А вообще, ответить на подобный вопрос однозначно нельзя. Дети несравнимы, по крайней мере понятие НОРМА очень опасное, и главное, любовь и рисование как связаны? Раньше как говорили – не по хорошу мил, а по милу хорош.
03.03.2002 19:35:05, OleLukoe

Моему 5 с половиной – рисовать не хотел очень долго, у него не получалось так, как ему хотелось, и он вообще был равнодушен к этому виду занятий. Потом вдруг, где-то блитже к 4м годам – он стал рисовапть везде, в такой скэтчевой манере – наброски, узнаваемы весьма, одним цветом… если вводит другой цвет – путается, и получается хуже. Так и до сих пор – рисует нечасто, в основном карандашом, или фломастером одного цвета – теперь все больше каки-то схемы работы двигатеоей, паровые машины, ракеты на космическом топливе:)))
к глупым его отнести не могу:) имхо – весьма развит, но не идеален – особенно в плане физического развития:(
03.03.2002 15:15:05, ЮК

Моему сыну сейчас 7.Художник из него явно не получится,и рисует неохотно и получается неочень.А в вашем возрасте и подавно кошмар получался.А вот развитие никогда не страдало.И в школу он пошел в 5,6 лет и учится хорошо.Мне кажется ,что рисование и развитие не пересекаются.Вот лепить я его всегда заставляла,пуговицы перебирать,для развития мелкой моторики рук.
03.03.2002 14:07:40, таша

Я обратила внимание, что наш Глеб ( и также было с Настей, которой сейчас 12) рисует в разные периоды времени по-разному. Иногда с удовольствием расскрашивает по готовым раскраскам, иногда рисует что-то фантазийное, иногда пытается скопировать известные персонажи, иногда – сплошные каракули. Так было и в более раннем возрасте. Наверное, от настроения зависит.
Я тоже согласна, что умение рисовать совсем не показатель интеллектуальных способностей. Есть дети, которые вообще никогда не рисуют охотно, только по заданию старших, зато находят себя в каком-то ином виде деятельности. А дочь одной моей приятельницы вообще лет до 10 каля-маляки черкала, а потом вдруг как прорвалось что: рисует запоем лошадей и животных. И здОрово рисует к тому же.
03.03.2002 11:27:01, MaMarata

моему 4, рисует в точности, как Вы описали. ОЧЕНЬ сообразительный товарищ :).
Старшему 7, никогда толком не рисовал и не любил. В школе – ясная звездочка. ОЧЕНЬ умный мальчик.
03.03.2002 06:46:25, -Emerald-

Согласна, рисующий или нерисующий ребенок, ничего это не значит в умственном плане, я что-то не знаю ребят, хорошо рисующих и при этом блестящих в математике или физике, а обратных случаев – полно. Мой сын не любит рисовать, но когда рисует, я очень рада, но… Ему 3 на следующей недельке будет, но в последнее время упорно хочет рисовать только машинки и белугой ревет, что у него не получается! Я и так и сяк отвлекаю, только хвалю (мне действительно нравится, что он стал рисовать кружочки и линии, раньше и этого не было вообще!), а он плачет “Не получается у меня машинка!”. Честное слово, лучше было бы, если бы он просто рисовал, наслаждаясь процессом, чем вот так надрываясь и огорчаясь… Я вообще в недоумении, никогда не предлагала ему рисовать что-то конкретное, и сама часто рисую что-то неконкретное, и вот те на…
02.03.2002 22:35:46, Sivka(Ольга)

Ирен, обижаете: старший у меня вобще не рисует, и никогда не рисовал, но он ОЧЕНЬ умный мальчик, опережает сверстников в развитии, очень любит математику и физику. Ну, что я буду говорить – действительно, очень умный…
02.03.2002 21:15:38, Нюша

Нет точного возраста, когда начинается фигуративное рисование. Среди моих учеников есть двухлетки, вполне способные изобразить человечка или машину, и дети, приближающиеся к пяти, которые не в состоянии повторить простую форму. И в этом нет отклонения от нормы, просто у них меньше развито чувство формы и менее тренированная рука. Но даже дети, рисующие поначалу одни каракули, после полугода занятий начинают потихоньку создавать рисунки более близкие к реальности. Так что не волнуйтесь.
Если малыш с увлечением рисует каракули, ему нравится сам процесс рисования, может быть Вам поможет изостудия для маленьких детей.
02.03.2002 20:46:26, Валерия*

Я точно не знаю, когда заканчивается период каракулей и что является отклонением от нормы. Но по-моему все детки разные, в чем-то одни сильны, в чем-то другие. Например, моя дочка здорого рисует, а дочка моей подруги (разница в возрасте 6 дней, возраст почти 4 года) рисует только каракули. И как ее мама не пытается, прогресса нет.
Зато эта девочка очень любит музыку, она запросто определяет кто и что поет в клипе, любит подпевать. А моя в музыке – ноль. Конечно, она знает песенки, которые в детсаде поют, не фальшивит, но интереса нет. А в остальном девочки очень похожи. Может и тот мольчик в чем-то другом проявит себя, а может его просто никто до этого не учил? Может нужно подольше побыть с ним, чтобы лучше понять его и свои чувства?
02.03.2002 18:49:43, nataa

Ирен, а ведь есть очень сообразительные дети, которые совсем не рисуют, и… наоборот. У меня ребенок лет до 4 рисовал Бог знает что, какие-то таблицы, линии в безумных комбинациях, цветовые комбинации, да и сейчас рисовать любит не очень, так, под настроение. Сейчас, когда он стал прилично рисовать в школе, я, кажется, начинаю понимать в чем была моя ошибка при обученинии рисованию – он в принципе не понимал аргументов “делай, как я” и “посмотрим и нарисуем, как в книжке”. А в школе им учительница дает такое подобие “алгоритма” (там все, как график, растет из точки) и вот это ему понравилось, с удовольствием применяет. Но в целом, повторяю, явно не художник. Многие рисунки выглядели и выглядят так – в центре листа некое непонятное изображение, весь остальной лист покрыт текстом побяснения к рисунку 😉
02.03.2002 17:52:24, Светлана

Понятие “нормы” ведь относительное, каждый ребенок развивается по своему плану, т.е. с разным темпом (у кого-то может идти период “накопления”, а потом “взрыв”, когда происходит качественный скачок, а кто-то развивается достаточно постепенно и равномерно), в разных направлениях (один хорошо рисует, другой хорошо двигается, управляет своим телом)… Ну, и так далее… Поэтому, мне кажется, что нельзя найти какие-то точные критерии, по которым можно определить возможности ребенка (если это не гений, выделяющийся своими способностями)… Тем более, если речь, как я понимаю, идет о ребенке, не имеющем семьи или неблагополучную…, такие дети сильно обделены вниманием, поэтому их способности могут просто “спать”… Так что здесь действительно, мне кажется, нужно идти от сердца, а не от головы… Но может быть для сердца… еще слишком рано… (извините, если что-то не так сказала)…
Что касается конкретного вопроса – моей дочери 5, глупенькой, думаю, ее никто не назовет :), но по натуре она больше наблюдатель, возможно, поэтому ее способности “делателя” достаточно скромны. Она только недавно начала рисовать что-то понятное для постороннего глаза. До этого рисунки все были тоже не бессмысленные, она могла рассказать, что нарисовала, но выглядело все почти одинаково – сплошной клубок каких-то линий.
02.03.2002 15:52:25, Елена Н.

На сайте должна быть статья Эллы, об этапах в рисовании. Поищите в публикациях.
02.03.2002 15:32:28, Бада

https://www.7ya.ru/pub/psy/psyris.asp – адрес этой статьи.
02.03.2002 15:43:11, Бада

Мой мальчик вообще до 4 лет не любил рисовать,а если рисовал,то каракули.Хотя мы очень много занимались ранним развитием,и он опережал своих сверстников,да и сейчас опережает.А вот рисовать не умел.В 4,5 прорвало,летом на речке.Мы читали стихи и одно было что-то там про “… пойду с альбомом к речки в зеленые луга ….. и подарю я маме рисунок летний свой…”Сейчас рисует много и качественно.Мне кажется это не связано с сообразительностью.
Но если Вы уже сомневаетесь,то мое мнение,это не Ваше.В таких случаях все от сердца идет,а не от головы.
Стойкости Вам.
02.03.2002 15:31:28, флинтик

У меня дочка в этом возрасте уже рисовала человечков – иногда просто голова с руками и ногами, иногда с туловищем. Я показывала ей, как рисовать домик, рыбку, другие простые предметы – она старалась подражать мне. Каракулей уже не было, были вполне осознанные рисунки. Сейчас каракулями только бурю изображает. :-)) Что есть норма – не знаю.
02.03.2002 15:12:27, Орлуша

Источник

Если ребёнок рисует только чёрным цветом или что-то похожее на монстров, родители тут же впадают в панику: ведь ребёнок так выражает свои страхи! Нет, не всегда. Издание The Atlantic рассказывает, какой смысл скрывается в детских рисунках (и есть ли он вообще).

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В XX веке психологи были уверены: если дети рисуют человека в виде головастика с ручками, ножками и без туловища — это от неправильного понимания устройства человеческого тела. Нарисованы абстрактные каракули? Значит, ребёнок плохо представляет то, что хотел изобразить. Или просто не знает, как рисовать даже простые предметы.

Сегодня всё больше психологов уверены в другом: «нереалистичные» рисунки нельзя считать примитивными или неправильными. В какой-то момент дети действительно уходят в реализм. Но до школы они думают по-другому. Например, в левом углу могут нарисовать дом, а над ним — дорогу. Это не значит, что они не понимают, как дом и дорога выглядят в реальности. Им важнее найти визуальный баланс. И впечатлить зрителей, конечно.

Есть взаимосвязь и с культурой ребёнка. Например, японские дети рисуют людей с головой в виде сердечка и большими глазами. По мнению экспертов, это всё из-за комиксов манга. Профессор искусств Университета Конкордия в Монреале Дэвид Паризер рассказывает об исследовании австралийского антрополога Чарльза Маунтфорда (1930 год). Мальчик, австралийский абориген, рос среди европейцев и рисовал знакомые ему вещи: дома и поезда. А когда вернулся к своим, к аборигенам, стал рисовать принятые в своей культуре символы: круги и квадраты. «Да, кажется, это упрощение формы. Но на самом деле ребёнок мог вдохновиться тем, что его окружает. Или представлением взрослых о том, что такое красивый рисунок. В одной культуре — это реализм, в другой — абстракция», — объясняет Паризер.

У детских рисунков своя логика

Детские рисунки часто сравнивают с абстрактной живописью. В самом деле, многие художники-абстракционисты, например, американец Роберт Мазервелл или немец Пауль Клее, вдохновлялись детскими рисунками. А тем родителям, которые в музеях говорят «мой ребёнок может нарисовать так же», полезно знать, что зачастую это неслучайно. Художники пытаются воссоздать свойственную детям свободу мышления через простые формы. «Дети не ограничены рамками видимых предметов. Они могут рисовать даже свои эмоции и звуки», — говорит Паризер.

Ребёнку важен не конечный результат, то есть рисунок, а сам процесс: он может прожить несколько минут в нарисованном мире (а через несколько минут полностью о нём забыть). К тому же это важный телесный опыт. «Даже простые каракули наполнены смыслом. Когда ребёнок, кажется, просто водит карандашом по странице, он делает это, чтобы почувствовать движение руки. Он самовыражается через действие, а не через изображение, — объясняет Элен Виннер, профессор психологии Бостонского колледжа. — Ребёнок может рисовать грузовик так: провести линию через страницу, издавая звуки мотора. Да, это не очень-то напоминает грузовик. Но если понаблюдать, как ребёнок рисует и издаёт звуки, можно увидеть, что он пытается действиями выразить эмоции, которые вызывает у него грузовик. Процесс рисования сливается с игрой».

Лиана Альвез, дошкольный педагог из школы Вашингтона, рассказала про своего ученика, который нарисовал просто прямую линию. Когда ребёнок начал объяснять свой рисунок, оказалось, что линия — это один из матрасов из сказки «Принцесса на горошине», которую они читали в классе. Морин Ингрем, учитель той же школы, говорит, что её ученики каждый раз по-разному описывают одни и те же свои рисунки, когда их спрашивают. Возможно потому что, начиная рисовать, они не знают точно, что получится в итоге. «Взрослый говорит: „я буду рисовать лошадь“ — и рисует. Или разочаровывается, если не получается. Подход детей гораздо разумнее: они просто рисуют и затем представляют, что это лошадь», — считает Ингрем.

Детское рисование — это не искусство ради искусства, а процесс, в котором раскрывается внутренний мир ребёнка. Нельзя раскрыть смысл рисунка, просто попросив ребёнка рассказать о нём. Некоторые исследователи считают, что дети придумывают названия рисункам только потому, что привыкли так делать в детском саду или школе. Учитель просить рассказать, что нарисовать, а потом подписывает его: «Аня М., 5 лет».

В странных и жутких рисунках — ничего странного и жуткого

«Тщательно анализировать детские рисунки и искать скрытые мотивы — бессмысленно», — говорит психолог Элен Виннер. Некоторые родители очень переживают, когда их ребёнок рисует детей и взрослых одного размера. Им кажется, что он чувствует себя беспомощным и хочет почувствовать себя таким же могущественным, как взрослые. Но причина тут скорее в том, что ребёнок просто не научился разграничивать размеры. И ему проще рисовать всех одинаковыми. То же самое с цветами. Психологи считали, что по цветам в детских рисунках можно судить о характере детей. До тех пор, пока в одном исследовании не выяснилось, что дети просто используют цвета в том порядке, в котором лежат карандаши: слева направо или наоборот. Важно помнить, что у детских рисунков своя логика. И нет, дети не сумасшедшие.

Перевод: Михаил Абрамов

Фото: Shutterstock (Makovsky Art)

Источник

По возрасту

Существуют возрастные этапы развития детских изобразительных возможностей. Овладение теми или иными навыками рисования говорит о развитии ребенка. До 3 лет маленькие творцы проходят две стадии.
 

Стадия каракулей
Период каляк-маляк длится приблизительно до 2 лет. Малыш просто учится держать в руке карандаш, управлять им: рисует черточки, штрихи, линии, точки, загогулины. Изобразить какую-либо фигуру кроха может лишь случайно, да и цвет для него не имеет ни малейшего значения. Для ребенка сейчас важен именно факт того, что от движения его руки на бумаге остается след карандаша, отпечаток ладошки (если творит пальчиковыми красками). Но кроха пока просто экспериментирует.  

На этом этапе развития очень важно дать малышу «вырисоваться», почувствовать уверенность от своего умения работать с карандашом (красками) и бумагой, убедиться в самостоятельном владении «инструментом».

Поэтому на стадии каракулей не следует его учить «правильному» рисунку, не нужно держать и направлять его руку. В этот период не следует пугаться и того, что малыш густо закрашивает лицо у человечков, нарисованных для него взрослыми. Это не протест, не отрицание и не агрессия. Скорее всего дело в том, что   до двух лет у крохи еще нет осознания себя как отдельного индивида и человеческого лица как видимого воплощения личности. До двух лет достаточно уметь заполнять каляками-маляками все чистые гладкие поверхности, которые окажутся доступны.
Единственное, что должно обеспокоить тебя в этом возрасте – полное отсутствие интереса к тому, чтоб оставить свой след на бумаге или на белом подоконнике.
 

Стадия образного мышления (ассоциативная)
С двух до трех лет кроха уже начинает осознавать саму возможность отразить на бумаге окружающий его мир.
Хотя рисует он по-прежнему каракули, но уже пытается объяснить тебе, что же изображено: «Это я, а это мама, папа, кошка, машинка, наш большой гараж…»

Скоро его рисунки приобретают более четкие и связанные с действительностью очертания. Этот этап детского рисунка еще называют стадией «головоногих».

Людей малыш рисует в виде круга – головы с прутиками ручек и ножек. Важно то, что на лице он уже рисует глаза, рот, нос. Изредка добавляет «головастику» уши. Это свидетельствует о том, что формирование его представлений о человеческом теле и роли, которую играют органы чувств (зрение, обоняние, осязание), происходит своевременно и адекватно. Длительное отсутствие на рисунке глаз, носа, рта, рук, ног вызывает определенные вопросы. Возможно, следует обратиться к психологу.

Особенно это касается тех случаев, когда ребенок плохо говорит, развивается медленнее сверстников.

Широкая палитра

Ближе к трем годам становится важен и выбор цветов для рисунка, который уже происходит сознательно.
О благополучном эмоциональном состоянии малыша свидетельствуют как теплые (желтый, оранжевый, розовый), так и холодные (зеленый, синий, голубой) цвета.

Они спокойные, неаффективные. Многие психологи тревожатся, когда в детском рисунке много ярко-красного. Это может быть показателем сильного внутреннего перенапряжения и даже агрессии. Однако только на основании рисунка делать вывод о том, что в душе крохи «все кипит», было бы неверно.

Возможно, малышу просто нравится яркий сочный цвет. Он и с желтым, и с оранжевым готов работать так же самозабвенно. Словом, непоседы любят такие цвета. А вот увлечение крохи насыщенным фиолетовым должно тебя насторожить – оно с высокой достоверностью является признаком сильного напряжения и тревоги малыша.

Ребенок тихий, не очень общительный, склонный к «вдумчивому подходу» к жизни?   Пожалуй он остановится на темных и бледных оттенках, включая серый и черный. Если кроха спокоен и доверяет близким, это не слишком тревожный признак.

Однако если черный цвет на детской картинке преобладает, в основном используются жирные линии, нарисованное густо закрашено черной краской, – обратись к детскому психологу. Кроха живет в состоянии какого-то страха, он подавлен. Вместе со специалистом вам следует разобраться в причинах его переживаний и устранить их.

Так я живу

Обрати внимание на то, как твой малыш заполняет лист бумаги. Полностью, не оставляя даже просвета или сосредоточивается исключительно в уголке? А может посередине? Так карпуз изображает мир, в котором живет.

Попроси ребенка нарисовать вашу семью. Если он помещает в центр себя самого, а вокруг близких людей и любимые предметы (причем заполняет ими весь лист), – с ним все в порядке. Он так и должен чувствовать себя в счастливой и защищенной Вселенной раннего детства.

Но когда рисунок крохи занимает только часть листа, все, что карапуз изображает, мелкого размера, и себя он располагает в углу, насторожись. Так рисуют дети с заниженной самооценкой, не справляющиеся с предъявляемыми к ним требованиями, страдающие от сильной критики.

Бывает, конечно, что кроха занят своим делом и черкает рисунок на ходу. Это не считается. А вот когда подобные «миниатюры» характеризуют стиль рисования сына или дочки, – это тревожный сигнал.
Пожалуйста, не жди, что малыш перерастет. Даже если ты станешь напоминать ему, чтобы он использовал весь лист, проблема не решится. Она не в рисунке, а в семье. И тут очень важно всем быть внимательными.

Взято отсюда:  

https://tvoymalysh.com.ua/view/5254

Источник