Ребенок 3 года разговаривает с зеркалом

Рано или поздно у каждого малыша происходит знакомство с зеркалом. Если верить таким признанным авторитетам в области детской психологии и развития, как Мерилин Сигал “Ребенок играет: от рождения до года”, то подобное знакомство маме с малышом полезно провести уже в двухмесячном возрасте.
Мерилин Сигал предлагает повесить недалеко от детского столика зеркало, время от времени переодевать ребенка перед ним и играть с ним в игру “Посмотри в зеркало”. Как показывает практика, дети реагируют на зеркало и свое отражение в нем по-разному. Кто-то замечает себя сразу и начинает с интересом рассматривать. Кто-то даже не смотрит на отражение и стремится заняться чем-то другим. Однако рано или поздно малыш начинает проявлять интерес к своему отражению: сначала удивляется, потом восхищается, а по мере того, как он становится старше, игра с зеркалом доставляет ему все большее удовольствие.
Большинство психологов относят период активных игр с зеркалом к возрасту от 7 месяцев до 1,5 лет. Восторг и ликование ребенка, его бесконечные опыты с зеркалом на этом этапе связаны с самоидентификацией и развитием способности смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности. Наблюдая за ребенком восьми месяцев, вы заметите, что он признает в зеркальном образе нечто, что касается его непосредственным образом, является ему в качестве реальности, которая как-то скоординирована с его собственным поведением: жестикуляцией, мимикой, движениями и т.п. Ребенок криком и мимикой показывает свой интерес именно к этому объекту, он захвачен постоянно возобновляемой игрой с зеркалом, он наблюдает за повторением собственных движений и мимики в зеркале, играет со сменой местонахождения, а иногда даже проявляет “личные” чувства по отношению к своему отражению, например, целует его. Все это позволяет говорить об “узнавании” себя в зеркале. По всей видимости, в психике ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.
Безусловно, игра с зеркалом — лишь одна из возможностей проявиться для той тенденции, которая уже наметилась в развитии ребенка. Не нам судить, как развивались бы дети, если бы люди не пользовались зеркалами в повседневной жизни, но, скорее всего, восьмимесячные малыши нашли бы какой-нибудь непредсказуемый способ установления собственной идентичности. Как раз в этом возрасте ребенок начинает ощущать себя как целостность, как существо, имеющее имя, тело, разум, восприятие. Зеркало в данном случае помогает ему связать внутренние ощущения с видимым целостным образом и положить начало психической работе, свойственной исключительно человеку. Впервые для ребенка возникает “Я”, хотя это “Я” еще не является “сформулированным” для него. Для сравнения: “пристрастность” и субъективность по отношению к образу, которые проявляет семи-восьмимесячный ребенок, ярко контрастирует с безразличием, проявляемым, например, детенышем шимпанзе, тоже замечающим свой образ в зеркале, но практически сразу теряющим интерес к этому объекту, поскольку этот объект не способен напрямую взаимодействовать с ним. У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас. Это различие между животным и человеком выглядит особенно поразительно, если учесть, что семимесячный ребенок в своем инструментальном интеллекте отстает от шимпанзе, которую догонит только примерно к одиннадцати месяцам.
По мере взросления у ребенка изменяется реакция и поведение перед зеркалом. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, приведем исследование, проведенное американскими учеными Льюис и Брукс-Ганн (описано в книге Г. Крайга “Психология развития”). Для того чтобы проследить прогресс в развитии самопознания ребенка, они провели с детьми разного возраста несколько экспериментов с зеркалом. Согласно результатам этих исследований, развитие самопознания в раннем детстве обнаруживает ряд стадий.
До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.
Между 7 × 11 месяцами младенцы способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. В этот период дети начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством “Я”. Тем не менее, иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, пытаясь найти “другого” малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.
Примерно в 12 — 15 месяцев начавшие ходить дети уже более не нуждаются в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ. Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.
К 2-м годам познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и осознание того, чем сам ребенок занимается. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные “усы”, — смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.
Данные этого исследования говорят о том, что восприятие ребенком своего зеркального образа развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение — это не он сам. Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. Этот процесс отражает, в конечном счете, таящееся в глубинах психики человека противоречие, которое стало камнем преткновения для философии и получило множество имен и трактовок. Как писал Ж. Лакан, при встрече с зеркалом ребенок “присваивает” себе свой образ, “проверив” путем бесконечных манипуляций и экспериментов, что этот образ — его собственный. Соответственно, этот образ тела становится для ребенка той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе. Внешний образ становится основой для развития внутреннего восприятия и мышления: отныне малыш будет “представлять” себя в определенном образе. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам. В какой-то момент подрастающий ребенок осознает (и это будет уже следующий этап его развития) свое несоответствие собственной реальности.
Все описанные этапы — лишь естественный ход развития психики маленького человечка. Однако многие дети в результате самых разных нарушений в ходе этого процесса теряют связь со своим телом, а значит, и с частью своей личности. Они не могут воспринять свои переживания, блокируют их в своем теле и подсознании. Развитие умственных способностей (“разумной” и “социальной” личности) оказывается оторванным от развития тела (личности “телесной” и “эмоциональной”). Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями существует множество упражнений, в том числе (как ни парадоксально) с зеркалом. Это чаще всего упражнения на развитие эмоциональной сферы, когда с помощью зеркала ребенок учится осознавать свои эмоции, их телесное выражение, и посредством этого, соединяться со своими чувствами и телесными переживаниями.
Само по себе тело является одновременно и “внешним” и “внутренним” объектом. Внешним — поскольку оно подвергается воздействию окружающего мира как любой другой предмет, внутренним — поскольку является “вместилищем” чувств и состояний конкретного человека. В нашей культуре внимание больше всего уделяется развитию “социальной” личности, которая, на самом деле является отчужденным, “вторичным” “продуктом” и к человеку как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Чтобы помочь малышу избежать нарушений в психологическом развитии, нужно помочь ему установить полноценный контакт со своим телом. Существует много методов, помогающих это сделать. Это массаж, йога, кинезотерапия.
Итак, когда вы снова увидите малыша перед зеркалом, то уже будете знать, что интересная игра и необычное поведение ребенка перед ним — не что иное, как отправная точка в развитии самосознания ребенка. Не упустите этот момент. И вы многое сможете понять в своем ребенке, а главное — сможете помочь ему в дальнейшем развитии его личности.
Вера Берёзова, Анна Ершова
Статья предоставлена магазином развивающих игр и игрушек “Умный ребенок”
Источник
В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с проявлениями аутизма у детей.
Иногда родители не придают особого значения (особенно, если ребёнок первый в семье) настораживающим звоночкам. Чаще приходят на консультацию, когда ребёнку больше 2-х лет, с жалобами на то, что малыш перестал говорить или стал вести себя странно.
Давайте разберёмся, на какие особенности поведения нужно обратить внимание.
1. Двигательное развитие.
Двигательное развитие таких детей почти не отличается от сверстников. Но есть определённые особенности:
· Малыш многократно повторяет одни и те же движения или действия. Например, длительно раскачивается, кружится, двигает головой, размахивает руками, монотонно пересыпает песок или крупы, переливает воду.
· Такой ребёнок может зацикливаться на какой-то фразе, слове.
· Обнюхивает окружающие предметы.
· Берёт в рот несъедобные предметы в том возрасте (после 3 лет), когда его ровесники такого уже не делают.
· Наблюдается избирательность в еде – совсем небольшой набор продуктов, которые соглашается употреблять в пищу.
2. Общение.
· Ребёнок избегает контакта глаза-в-глаза, смотрит как будто в пустоту, мимо вас, взгляд удерживает непродолжительное время. Даже те предметы, которые берёт такой ребёнок, он улавливает боковым зрением, а не смотрит на них прямым взглядом.
· Малыш с аутичными чертами не покажет по просьбе и, даже по собственному желанию пальцем на картинку, собачку или тот предмет, который ему нужен. Скорей, он возьмёт руку взрослого и будет тянуть и двигать ею в направлении желаемого предмета. А может взять стул и достать то, что ему нужно, самостоятельно.
· Такие дети не принесут что-либо по вашей просьбе. Могут только неосознанно протянуть вам то, что держат в руке.
· Малыш, как правило, не откликается на свое имя.
· Аутичному ребёнку чаще всё равно, с кем он находится.
Иногда встречается очень тесная связь с мамой, которую он не отпускает от себя ни на шаг.
· Очень важный этап приобретения новых навыков, характерный для нормально развивающихся детей, – подражание действиям взрослого. Дети с аутизмом учатся на уровне рефлексов, подражание у них на очень низком уровне.
3. Эмоциональная сфера.
· Такой ребёнок не испытывает полный спектр чувств: радость, стыд, грусть, злость. Его эмоциональное состояние колеблется от ровного к раздражённому. Раздражается малыш, если ему что-то доставляет дискомфорт.
А дискомфорт могут доставлять прикосновения, звуки, большое количество людей, изменение привычного места или распорядка дня.
Если ребёнка раздражают какие-то звуки, он закрывает уши руками или начинает громко монотонно кричать.
· Аутичного ребёнка не интересуют сверстники, в отличие от нормально развивающихся детей, они не тянутся к другим детям.
· Такие дети предпочитают подолгу расставлять предметы рядами, бессмысленно строить башни, листать монотонно книжку.
Поставить диагноз (Ранний детский аутизм) имеет право только детский психиатр. Поэтому, если вы заметили вышеописанные черты поведения у вашего ребёнка, следует проконсультироваться у этого специалиста.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Раздел:
— посиделки
В блог
Подписаться на Дзен!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Макс проснулся недвано после тяжелой ночи, открыл шкаф, там большое зеркало на всю дверь и стоит себе рожи строит и чего-то там рассказывает, у меня уже живот болит смех сдерживать :))) На выходных к свекрови ездили, у них вообще зеркало во ввесь шкаф, пратически на всю стену, так он там такое выдавал, умора, все валялись! Причем когда не смотрит в зеркало особо не калякает, а как тоько к зеркалу подойдет, так его раписрает, как будто друга увидел, которого уже лет 100 не видел! И такая мимика при этом :))) Может ему общения с другими детьми не хватает ,
А ваши детки так же себя ведут?
06.04.2007 13:23:44, Cubix
9 комментариев
У нас Яна на ночь прощается со своим зеркальным двойником 🙂
06.04.2007 18:49:35, Ласка М
Было-было…
06.04.2007 17:37:06, МаЛяля
Мы, подходя к зеркалу всегда смеёмся, машим ручкой и разговариваем на своём языке. Так что, также реагирует на своё отражение.
06.04.2007 14:31:02, Irа_G
Когда по-младше была тоже самое делала:) Сейчас уже узнает себя:)))
06.04.2007 13:47:36, fimka и Сонюшка
Марусь целуется с зеркалом и нежно смеётся:)))
06.04.2007 13:34:54, *АнютА*
Мы вчера с няней ржали: ребенок требует у меня что-то (из инструментов, кажется, папиных), я истественно не даю (просто не знаю, где оно лежит, да и нафига ребенку настоящая пила, да еще в квартире). Ребенок топает ногами, орет, скачет и кружится на одном месте, и при этом смотрит на себя в зеркало, рядом с которым сцена происходит.
06.04.2007 13:32:51, Nightmare
Мой старший где-то услышав, говорит в таких случаях на себя “неподражаемый павлин”
06.04.2007 13:35:11, Мама мальчишек
Нормально :)) Мой целуется с зеркалом постоянно :))
06.04.2007 13:30:33, Жakonya
Мой Стаська так целуется с “тем” мальчиком, так “разговаривает” с ним… Тащим меня за руку к зеркалу, и такой цирк начинается :)))
06.04.2007 13:27:04, Мама мальчишек
|
© 2000-2020, 7я.ру
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA “ALP-Media” и авторов. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру – информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!
Источник
Помните, как пелось в одной задорной песне: «Перед зеркалом девчушка лет пяти, хохотушка и вертушка лет пяти. Корчит рожицы, не хочет отойти! …»
Действительно, зеркало в жизни ребенка выступает не только в роли игрушки, но и является тем предметом, через который он начинает познавать себя и свою внешность. Ребенок и зеркало взаимодействуют практически с самых первых дней жизни. Но что видят в нем наши дети? И как отражение в зеркале влияет на них? Ответы на эти вопросы вы найдете на сайте для мам supermams.ru.
Малыши до года
Наблюдая за тем, как малыши смотрятся в зеркало, можно увидеть немало интересных вещей.
Примерно с 2-3 месяцев малыш начинает проявлять интерес к отражению в зеркале. Вы можете повесить небольшое зеркальце на стенку или прикрепить его к домику, в котором чаще всего лежит и играет ваш малыш.
Ребенок обращает внимание в основном на лицо: рассматривает глазки, носик, форму головы. Он видит маленького хорошенького человечка, но еще не ассоциирует его с собой.
Уже к 4 месяцам малыш начинает радоваться своему отражению. Увидев ребенка в зеркале, он улыбается и радуется, тянет к нему ручки, пытается пощупать свое отражение. Если ребенок в зеркале увидел свою маму, он уже узнает ее и начинает приветливо аукать.
Не меньшую радость и восторг вызывает появление в зеркале игрушки. Тогда малыш пытается достать ее, пощупать, но пока еще не осознает, что она находится рядом с ним, а не с его «двойником».
К 6 месяцам ребенок в зеркале начинает тщательно разглядывать уже не только свое лицо, но и другие части тела. Он может подолгу сидеть и наблюдать, как тот человечек в зеркале повторяет за ним все движения рук и ног, улыбается и строит рожицы ему в ответ.
Ближе к 9-10 месяцам ребенок активно реагирует на отражение, хватает его руками, целует, лижет. Подобно Алисе в стране чудес, которая пыталась попасть в зазеркалье, ребенок толкает зеркало ручками, упирается в него головой, но, к удивлению, сталкивается лишь с плоской холодной поверхностью.
От года до двух
В этом возрасте ребенок в зеркале до сих пор не видит именно себя. Для него отражение в зеркале становится веселым другом, с которым он иногда разговаривает, общается посредством жестов, звуков. Ребенок может играть с зеркалом, мазать его красками или помадой, смеяться и реагировать на его поведение.
Веселой игрой оборачивается для малыша примерка новых вещей. Он с радостью бежит к зеркалу, крутится и вертится перед ним, может часами красоваться, пытаясь примерить вещь по-новому. Взаимодействие ребенка и зеркала в этом возрасте превращается в бесконечную игру, увлекательную и интересную как для него, так и для родителей.
В конце-концов, примерно в 1 год и 10 месяцев малыш понимает, что этот забавный человечек в зеркале – это он сам. Эти ощущения для него новые и необычные, но именно они играют большую роль в формировании будущей самооценки.
От двух до трех лет
К этому времени ребенок уже достаточно развит и делает множество вещей самостоятельно. Повесьте в ванной зеркальце и приучите ребенка самостоятельно умываться и причесывать волосы. Зеркало – это отличный способ приучить его к чистоте.
Также уместно будет смотреться небольшое зеркало в детской комнате. Повесьте его невысоко, и каждый раз, проходя мимо, ребенок будет обращать внимание на свой внешний вид. Ему будет очень интересно посмотреть на себя радостного или расстроенного, со слезами на глазах или измазанного шоколадом.
В этом возрасте ребенок в зеркале наблюдает за поведением взрослых. Сравнивая с родителями свой внешний вид, походку, движения, он находит много сходств и различий, подробно изучая и интересуясь ими. Вы часто можете наблюдать за тем, как малыш копирует ваши движения, жесты. И это абсолютно нормально, потому что он стремиться двигаться и выглядеть как взрослый.
Подростки
Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения ребенка и зеркала в подростковом возрасте. Ведь все мы знаем, какое это тяжелое время, в течение которого не только тело, но и самооценка ребенка подвержены изменению.
Зачастую отражение в зеркале и его восприятие не соответствуют друг другу. Подростку кажется, что он слишком худой или толстый, что у него длинный нос или кривые ноги, что он одевается и выглядит не так, как все и т.д. Это может быть на самом деле и не так, однако переубедить его сложно.
Сравнивая себя с другими, ребенок находит в своем отражении множество изъянов. Он может болезненно реагировать на оценки других людей, таким образом, формируя образ «Я психологическое» и «Я физическое».
Внешность для подростка очень важна, ведь она влияет на его поведение: он может становиться более открытым, веселым и непосредственным или же замкнуться в себе, пытаясь стать незаметным. Чтобы стать привлекательнее, девочка освоит плетение косичек перед зеркалом, а мальчик — бритье первой бородки.
К сожалению, не всегда родителям удается вернуть подростку уверенность в себе посредством разговоров и убеждений. Ведь в зеркале ребенок по-прежнему будет видеть все тот же образ, который его не совсем устраивает. Однако не стоит забывать, что для него важно ваше мнение и одобрение, пусть он вам этого и не показывает.
С точки зрения психологии, ребенок и зеркало – это не просто способ познания своего тела, но и важный этап в формировании самооценки, мнения о себе, как об отдельном человеке. Понаблюдайте за реакцией малыша на свое отражение, ведь это может очень многое рассказать о его характере и самовосприятии.
Загрузка…
Источник